Научная статья на тему 'Развитие конфликтологической грамотности студентов вуза'

Развитие конфликтологической грамотности студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
754
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИСТАНЦИЯ / ПОВЕДЕНИЕ / САМОКОНТРОЛЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бурляева Виктория Арсентиевна, Ларская Наталья Вячеславовна, Соловьева Наталья Владимировна

В данной работе представлены результаты внедрения в учебный процесс программы, направленной на формирование конфликтологической грамотности социума в целом и молодежи в частности. Программа рассчитана на студентов средних и высших учебных заведений, но может быть реализована (с некоторыми коррективами соответствующими половозрастным особенностям) в любых коллективах и группах. Этот курс может быть адаптирован для учащихся школ, техникумов, преподавателей, повышающих свою квалификацию и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бурляева Виктория Арсентиевна, Ларская Наталья Вячеславовна, Соловьева Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие конфликтологической грамотности студентов вуза»

УДК 316.48-053.6:378 ББК 60.524.228 Б 90

Бурляева В.А., Ларская Н.В., Соловьева Н.В.

Развитие конфликтологической грамотности студентов вуза

(Рецензирована)

Аннотация:

В данной работе представлены результаты внедрения в учебный процесс программы, направленной на формирование конфликтологической грамотности социума в целом и молодежи в частности. Программа рассчитана на студентов средних и высших учебных заведений, но может быть реализована (с некоторыми коррективами соответствующими половозрастным особенностям) в любых коллективах и группах. Этот курс может быть адаптирован для учащихся школ, техникумов, преподавателей, повышающих свою квалификацию и др.

Ключевые слова:

Конфликт, конфликтологическая грамотность, психологическая дистанция, поведение, самоконтроль, коммуникативная компетентность.

Проблема психологической дистанции является актуальной уже сама по себе в условиях нарастающего социокультурного конфликта в обществе. Характерной чертой современного общества становится нарастание конфликтной обстановки, которая оказывает огромное влияние на развитие личности человека будущего. Рост конфликтности в социуме порождает множество конфликтов и в системе обучения. Появление конфликтов способствует возникновению такого социального феномена, как «психологическая дистанция» (ПД). Исследования различных типов и разновидностей ПД на различных уровнях социальных отношений представляются особенно значимыми в условиях профессиональной подготовки будущих специалистов любой отрасли народного хозяйства.

Изучение психологической дистанции в рамках студенческой среды вызывает наибольший интерес, т.к. период студенчества - это, прежде всего, период становления и формирования личности, в котором складываются общественные отношения и устанавливается социальная иерархия. Студент переносит свои впечатления и переживания во взрослую жизнь, таким образом, формируется профессиональное самосознание будущих специалистов. Стили педагогического взаимодействия откладывают свой отпечаток на сознание молодых специалистов, а также определяют характер установления и формирования ПД.

ПД в русле конфликтологической грамотности студентов как частный аспект изучения студенческих отношений имеет свои основания в современном процессе обучения. Факторы соперничества, стремление к получению высших баллов становятся толчком к увеличению ПД между студентами как в коллективе, так и в межличностных отношениях. Это требует развертывания научных исследований, результатом которых является разработка программ по снижению конфликтности в студенческой среде,

предполагающих сокращение конфликтной психологической дистанции в системе отношений «студент-студент», «студент-группа», «студент-преподаватель», «студент-администрация». Данный проект позволяет расширить опыт культурного решения конфликтных ситуаций. Проблема общества состоит в отсутствии знаний о влиянии психологической дистанции на конфликтные ситуации и в поиске путей, форм и методов повышения конфликтологической грамотности студентов. Для решения данной проблемы нами разработана программа развития конфликтологической грамотности студентов вуза.

Психологическая дистанция, конфликты являются психолого-педагогическим феноменом, оказывающим влияние на систему социальных отношений и определяющим степень коммуникативности и эффективности выхода из конфликтных ситуаций. Формирование конфликтологической компетентности будет более эффективно, если будут проведены коррекционно-развивающие занятия, способствующие развитию навыков конструктивного общения.

Целью программы является исследование уровня конфликтности студентов, уровня общительности, выявление их способностей к самоконтролю и эмпатическому слушанию; а также повышение конфликтологической грамотности и коммуникативной компетентности. В соответствии с целью необходимо выполнить ряд задач: проведение психодиагностического исследования, обработка результатов, анализ полученных данных, организация и проведение коррекционно-развивающих занятий, повторное диагностическое исследование и обработка, описание, статистический анализ данных.

Актуальность настоящего проекта определяется не столько отсутствием специальных теоретико-методологических работ, посвященных изучению проблемы психологической дистанции, сколько немногочисленностью методик, направленных на формирование конфликтологической грамотности социума в целом и молодежи в частности.

Научная новизна программы заключается в том, что разработана целостная программа развития конфликтологической грамотности у студентов вуза, основанная на знаниях о видах психологической дистанции и характере их проявления, а также базирующаяся на синтезе «внешних» (идущих от преподавателя) и «внутренних» (идущих от студентов) воздействий в процессе формирующего обучения.

Практическая значимость определяется тем, что полученные результаты позволяют констатировать уровень конфликтности в студенческой среде и определить факторы, влияющие на рост конфликтности. Данное исследование свидетельствует о том, что в практику подготовки специалистов должен быть введен специальный курс, повышающий конфликтологическую грамотность будущих специалистов, с целью получения ими новых знаний о феномене психологической дистанции и влиянии на конфликтные ситуации.

Программа состоит из трех этапов: констатирующего, собственно формирующего и контрольного экспериментов, каждый из которых предполагает ряд мероприятий по проведению анкетирования и тестирования, по созданию и обеспечению благоприятного климата для проведения развивающих занятий, деловых игр и упражнений, по осуществлению качественного и количественного анализа полученных результатов и т.д.

Необходимые ресурсы для реализации проекта (временные, материальные) -

минимальное время проведения теоретических занятий - 12 часов, практических - 26 часов. Необходимо отметить, что инициативность, творческий подход преподавателей и заинтересованность студентов может послужить поводом для расширения и продления как теоретических, так и практических занятий. Материальные затраты предполагаются на бланочную, наглядно-иллюстративную документацию. Аудитория должна быть оснащена видеопроектором, компьютером, ученической доской и магнитофоном.

Программа развивающих занятий позволяет повысить конфликтологическую грамотность в студенческой среде, обеспечить знаниями о социально-психологическом феномене ПД, научить приемам установления адекватной дистанции, сформировать навыки коммуникативного взаимодействия, что оценивается в процессе общения и наблюдения. Общая ситуация в студенческом коллективе подтверждает уменьшение конфликтных ситуаций.

В связи с проблемами высокой конфликтности студентов, низким самоконтролем в общении, отсутствием навыков эмпатического слушания и неумения управлять конфликтом, нами будут проведены коррекционно-развивающие занятия, позволяющие повысить конфликтологическую грамотность в студенческой среде, сформировать положительную мотивацию к процессу общения и взаимодействия, научить приемам коммуникации и эффективным стратегиям выхода из конфликтных ситуаций.

Экспериментальная часть программы включает в себя три основных этапа.

Первый этап - констатирующий, включающий проведение психодиагностических методик с целью выявления особенностей конфликтности в студенческой среде, характера общительности и степени самоконтроля в конфликтных ситуациях, а также выявления стратегий поведения, выбранных студентами. Полученные результаты позволят выявить степень конфликтности студенческой среды, эффективность выбора стратегий поведения в конфликте, уровень самоконтроля и эмпатического слушания в процессе общения. На данном этапе предполагается проведение психодиагностического исследования с целью сравнения результатов, полученных на основе опросного метода. Психологическое тестирование позволит выявить истинность уровня конфликтности и общительности в студенческой среде.

Второй этап - формирующий, предполагает создание и обеспечение благоприятного психологического климата для проведения разного рода мероприятий, способствующих развитию коммуникативных навыков и умений разрешать конфликтные ситуации. Он включает в себя ряд развивающих занятий, которые обогащают студентов знаниями и умениями в области коммуникативного взаимодействия. Студенты экспериментальной группы постепенно будут приобретать навыки конфликтного взаимодействия, эффективно разрешать конфликтные противоречия, устанавливать во взаимодействии друг с другом адекватную психологическую дистанцию (ПД), совершенствовать приемы коммуникации и эмпатического слушания. Формирующий этап включает в себя две стадии: подготовительную и собственно формирующую, на которых проводятся развивающие занятия и упражнения.

Третий этап - контрольно-диагностический, предполагает получение результатов на основе методик, используемых на констатирующем уровне, с целью сравнения результатов до и после воздействия. Студенты, входящие в экспериментальную группу, будут отличаться умением эффективного взаимодействия в конфликте, коммуникативной грамотностью и пониженной конфликтностью. Для данных студентов станет характерным контроль собственного поведения в конфликтных ситуациях, обретение навыков эмпатического слушания и гибкого выбора стратегий поведения в конфликте, а так же при его разрешении. На данном этапе предполагается проведение качественного и количественного анализа данных, окончательная их обработка и интерпретация, обобщение полученных результатов, их проверка и формулирование выводов. Осуществленное по окончании формирующего этапа эксперимента психодиагностическое исследование позволит зарегистрировать изменения, которые произошли в ходе развития навыков общения в конфликте.

В исследовании приняли участие студенты третьих курсов инженернопедагогического, политехнического и финансово-экономического факультетов ГОУ ВПО

«Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт». Общее количество студентов 420 человек. Исследование проводилось в 2008 году. Выбор студентов 3 курса обусловлен отсутствием в их среде конфликтов, связанных с адаптацией к новой социальной ситуации (1-2 курсы), а также проблем, возникающих с профессиональной деятельностью (4-5 курсы). На третьем курсе учеба остается ведущим видом деятельности. Поэтому частота учебного общения остается преобладающей на всех отделениях. В процессе совместной учебы, деятельности коллектива студенты лучше узнают друг друга, увеличивается число контактных групп, объединенных по разным видам общения. Это говорит о возрастающей значимости дружеского и личного общения»

[1]. В сферах общения третьекурсников возникают конфликтные ситуации, которые необходимо отследить и изучить.

В исследовании были использованы опросный метод и психодиагностические методики: «Оценка способов реагирования в конфликте» (К.Н. Томаса), «Ваш уровень конфликтности» [2], «Оценка уровня общительности» (по В.Ф. Ряховскому), «На оценку самоконтроля в общении» (разработан М. Снайдером), «Умеете ли Вы слушать?» (по Е.И. Рогову).

Студентам было предложено ответить на вопросы, способствующие выявлению их конфликтности, степени активности в конфликтных ситуациях, умений эффективного взаимодействия со сверстниками, стратегий поведения в конфликте. Вопросы были составлены на основе гипотезы о том, что студенческий возраст является одним из наиболее конфликтных периодов развития и что для студенческой среды характерны частые конфликты. На основе опросника «Конфликтность студенческой среды», предложенного студентам, состоящего из десяти вопросов и предполагающего наличие вариантов ответов, были получены следующие результаты. На вопрос «конфликтный ли Вы человек?» основная масса студентов ответила «нет» (76%). Свое хорошее умение контролировать себя в конфликтных ситуациях отметили 68%. 93% студентов предпочитают в

конфликтных ситуациях использовать стратегию «компромисса». По мнению испытуемых, способность к «выслушиванию» (умение внимательно выслушать мнение противоположной стороны в конфликте - важный фактор в разрешении кризисных ситуаций) у 85%.

Вопросы, связанные с взаимодействием студентов в своей учебной группе, раскрывают ряд особенностей конфликтного поведения. К ним относятся следующие: (1) конфликты возникают в студенческих группах «редко» - ответила основная масса испытуемых; (2) возникновение конфликтной ситуации студенты связывают с «учебными поводами», «личностными отношениями» и по поводу «дисциплины», а последовательность процентного соотношения данных параметров будет соответствовать их вышерасположенному порядку; (3) многие студенты предпочитают с близкими людьми не затягивать конфликтного противостояния и как можно быстрее выходить из него; (4) в зависимости от ситуации («иногда») студенты переживают конфликтные отношения с окружающими людьми; (5) ответ «иногда» в подавляющем большинстве встречается при вопросе, связанном с первым шагом к разрешению конфликта испытуемых; (6) споры среди одногруппников очень редко перерастают, по мнению студентов, в серьезные конфликты.

Прямые ответы и самооценки не позволяют адекватно выявить уровень конфликтности, поэтому нами использовались косвенные методы исследования, которые представляют собой блок методик, включающих все аспекты проблемы конфликтности, заявленные в опросном методе. Результаты, полученные на основе косвенных методов, приведены ниже.

Полученные результаты по тесту К.Н.Томаса «Оценка способов реагирования в конфликте» свидетельствуют о том, что выбранные студентами стратегии поведения в конфликте являются неэффективными и часто используемыми. Средний процентный

показатель результатов следующий. Высокий процентный показатель характеризует стратегию «соперничество» (общее число составило 32,2%), когда индивид стремится удовлетворить только свои собственные интересы, не считаясь с мнением другого. Позиция доминирования является источником деформации самооценки (завышена) и ослабленной реакции на изменение силы позиции партнера. Ригидность мышления, шаблонность поведения и затрата жизненных сил - все это определяет активную, нападающую позицию в конфликте.

Стремление уступить оппоненту, ослабить свои позиции и принять доводы противоположной стороны безоговорочно является характеристикой «приспособительной» позиции, которая также занимает одно из ведущих мест в использовании студентами (23,8%). И хотя уступки могут служить позитивной моделью поведения для оппонента и нередко выступать переломным моментом в напряженной ситуации, в некоторых ситуациях они воспринимаются как демонстрация слабости и упадка сил, тем самым усиливая эскалацию конфликта. Стратегия ухода от конфликта или «избегание» его также является менее эффективной, т.к. она заключает в себе ряд смыслов: игнорирование ситуации противостояния, нежелание принимать ее как таковую и соответственно непринятие никаких шагов для ее разрешения. Придерживаются данной позиции 19,4% студенческой аудитории. Несомненно, что в некоторых случаях данная стратегия будет эффективной. Например, в ситуациях, не затрагивающих нашу личностную сферу и менее значимых. Но систематическое ее использование ослабляет позиции индивида.

Достижение «компромисса» возможно при удовлетворении сторон лишь частично или наполовину. Порой данная стратегия является единственно оптимальной и возможной, так как обе стороны удовлетворяются неполным обретением выгод, вместо того, чтобы продолжать противостояние, в котором можно потерять буквально все. Компромисс чаще всего лишь временный выход из конфликта. 18% студентов отдают предпочтение именно этой стратегии поведения. И всего 6,5% студенческой молодежи придерживаются стратегии «сотрудничества». «Она отличается стремлением достигнуть максимально возможного удовлетворения и своих интересов, и интересов партнера. В отличие от компромисса, для сотрудничества необходим переход от отстаивания своих позиций к более глубокому уровню, на котором обнаруживается совместимость и общность интересов. Сотрудничество привлекательно прочностью разрешения проблемы, партнерским характером отношений в его ходе. Это единственный способ выхода из конфликта, который позволяет одновременно достичь искомого результата и не нарушить отношения между партнерами» [3].

Кроме этого, следует рассмотреть результаты по каждому факультету в отдельности. Исследование, проводимое среди студентов третьего курса инженернопедагогического факультета, выявило, что процентный показатель для стратегии «соперничество» равен 32,6%, «приспособление» - 25,8%, «избегание» - 18,8%, «компромисс» - 15,1% и «сотрудничество» - 7,7%. Схожие результаты были показаны и студентами других факультетов НГГТИ.

Выбор неэффективных стратегий поведения определяет и уровень конфликтности, на основе которого человек устанавливает по отношению к оппоненту «конфликтную психологическую дистанцию» (или «враждебное дистанцирование»), при которой происходит нарастание напряженности между сторонами взаимодействия, углубление противоречий, снижение критичности и осознанности происходящего, проявление бессознательных реакций в действиях субъектов и др. Появляется данная дистанция как в период конфликтного взаимодействия, так и после негативного его разрешения. Индивиды испытывают по отношению друг к другу чувства агрессии и ненависти. Конфликтная дистанция представляет собой молниеносный раскол в отношениях индивидов и характеризуется тенденцией увеличения психологического пространства

взаимодействия, порой доводя его до крайних форм, когда любой контакт становится невозможным.

Появление данной дистанции напрямую связано с уровнем конфликтности, который достаточно высок у студентов выше означенных факультетов, что, несомненно, сказывается на взаимоотношениях не только со сверстниками, но и откладывает свой отпечаток на протекание учебно-воспитательного процесса в целом, а также осуществляет деформации в сферах «преподаватель - студент», «администратор - студент» и «студент - студент».

Тест на определение уровня конфликтности («Ваш уровень конфликтности»)

[2] выявил степень процентного колебания в сторону увеличения конфликтности. Данные тестирования свидетельствуют о том, что самый большой процент приходится на уровень «чуть выше среднего» - 39,4% , «средний» уровень конфликтности занимает второе место - 23,9%, «выше среднего» - 18,8%, «чуть ниже среднего» - 11,6%, «высокий» уровень составляет - 4,2%, «ниже среднего» - 2,1%, а уровни «очень низкий», «низкий» и «очень высокий» - 0%.

Приведенные результаты свидетельствуют о достаточно высокой конфликтности в студенческой среде, о выборе неэффективных стратегий поведения в конфликте, о напряженности социально-психологического климата. Такая атмосфера особенно негативно сказывается на процессе формирования будущих специалистов, т.к. стереотипность поведения в студенческом коллективе и в отношениях с педагогами, несомненно, отложит свой отпечаток на будущей профессиональной деятельности. Таким образом, преподаватель вуза имеет прямую возможность повлиять на становление будущего специалиста. Критичность мышления, гибкость во взаимоотношениях, высокий уровень эмпатии, создание позитивного психологического климата - все это и многое другое создает атмосферу эффективного общения, взаимопонимания и, главное, сниженной деструктивной конфликтности. Особенности выше означенного поведения зафиксируются в памяти большего числа студенческой аудитории, и та ее часть, которая окажется наиболее восприимчивой к данному учебно-воспитательному воздействию, перенесет этот опыт не только на отношения со своими будущими учениками, но и на отношения с окружающими людьми.

Результаты нашего исследования показали наличие ряда проблем, которые требуют детального изучения и эффективного разрешения. И это возможно сделать за счет привлечения новых научных знаний с использованием уже имеющегося потенциала. В данном случае речь идет о необходимости дальнейшего изучения личностной сферы студенческой молодежи и характере их взаимоотношений. Таким образом, есть потребность выявить наличие потенциала каждого индивида для того, чтобы в дальнейшем использовать его в обучающих целях.

На наш взгляд, определение уровня общительности у студентов и степени их активности в процессе коммуникации как раз и является базовым потенциалом личности. Для выявления общих тенденций в общении было использовано три теста: «оценка уровня общительности» (по В.Ф. Ряховскому); «тест на оценку самоконтроля в общении» (разработан М. Снайдером); «умеете ли вы слушать?» (тест №2) [4]. Данные теста «Оценка уровня общительности» (по В.Ф. Ряховскому) свидетельствуют о преобладании у студентов НГГТИ достаточно высокого уровня коммуникации (9 - 13 очков) - 42,9%. Индивиды, находящиеся на данном уровне, весьма общительны, любопытны, не стесняются высказывать свои взгляды на общую проблему. Свободно входят в незнакомый коллектив, быстро заводят контакты, активно поддерживают разговор и находятся в центре внимания.

Средний уровень «нормальной коммуникации» (14 -18 очков) составляет 31,8%. На

данном уровне люди, вступая в контакт, всегда внимательны к собеседнику, обладают очень важным умением - слушать и слышать, сдержанны в ситуации возникновения

противоречий и нераздражительны, умеют наладить отношения с новыми людьми. Также большой процент студентов выявлен и на «высоком уровне общительности» (4 -8 очков) -19,7%. «Общительность бьет из Вас ключом» - данную фразу мы встречаем в классификаторе к тесту, и это неслучайно, т.к. в ней емко представлена характеристика этого уровня. Индивиды с огромным желанием и инициативой идут на контакт, готовы к участию в любых дискуссиях, даже если имеют поверхностное представление об обсуждаемом вопросе.

По степени процентного убывания на данной ступени находится уровень сниженных коммуникативных потребностей - «чуть ниже среднего» (19 - 24 очков) -5,4%. Хотя индивиды достаточно коммуникабельны и в незнакомой обстановке чувствуют себя уверенно, но в общении с новыми людьми очень насторожены и держат дистанцию. Участие в обсуждении коллективных проблем их не привлекает. И всего два человек (0,6%) показали «болезненный характер коммуникативности» (3 очка и менее). Индивиды являются гиперобщительными, многословными, вмешиваются в дела, которые никаким образом их не касаются и т.д. «Уровни низкой коммуникации» (25 - 29 очков) и «очень низкой коммуникации» (30 - 32) не имеют своей процентной выраженности. В отношении распределения результатов по факультетам наблюдается следующая тенденция. Студенты инженерно-педагогического факультета показали такие результаты: «уровень чуть ниже среднего» (19 - 24 очков) - 8,1%, «нормальной коммуникации» (14 -18 очков) - 36,4%, «достаточно высокий уровень коммуникации» (9 - 13 очков) - 41,3%, «высокий уровень общительности» (4 -8 очков) - 13,9%, «гиперобщительность» (3 и менее) - 0,6%, а «уровни низкой» (25 - 29 очков) и «очень низкой» (30 - 32) - 0%. Такие же результаты у студентов финансово-экономического и политехнического факультетов.

Результаты исследования свидетельствуют о нормальной степени коммуникативной способности студентов, которая является двигателем развития и совершенствования формирующейся личности. Эта способность позволит в дальнейшем профессионально самоопределиться, оформиться как специалисту в определенной области и расширить сферы взаимодействия и влияния. Но для того, чтобы все эти факты были осуществимы, необходимо обладать самоконтролем в общении и умением слушать, т.е. быть внимательным к собеседнику в процессе взаимодействия. На основе имеющихся данных есть необходимость осуществить сравнительную характеристику по двум тестам.

Низкому коммуникативному контролю (15%) соответствует уровень сниженного внимания к говорящему (25,7%). Это связано с тем, что индивид прислушивается больше к себе, чем к другим; ориентация в общении направлена на обсуждение тем и проблем,

интересующих его; также он критичен и прямолинеен, поэтому не всегда «удобен» во взаимодействии.

Среднему уровню контроля общения (42,5%) соответствует средний уровень слушания (32,4%), при котором, наряду с тем, что человек искренен, но сдержан в проявлении эмоций, что считается с мнением других людей, способен к гибкому взаимодействию, следует отметить, что он иногда отказывает партнеру в полном внимании и понимании.

Высокий уровень самоконтроля (42,4%) включает в себя такие характеристики, как легкость вхождения в любую роль, быстрота и гибкость реагирования на изменения ситуации, предвидение впечатлений, производимых на других людей, а также внимание к говорящему на позиции активного слушания (высокая степень внимания (41,9%).

На основе анализа результатов мы можем вывести общую тенденцию «коммуникативной компетентности» студентов. Данная тенденция достаточно высока, что свидетельствует об умении вступать в контакт, поддерживать атмосферу взаимовыгодного общения и сотрудничества, умение создать позитивный социально-психологический климат, желание понять проблемы собеседника и др. Таким образом, результаты диагностического исследования кардинальным образом отличаются от полученных данных по тесту - опроснику, следовательно, мы наблюдаем неадекватность оценок студентами самих себя и своего поведения в конфликте. На основе психодиагностических методик мы можем сделать вывод о том, что гипотеза о высокой конфликтности в студенческой среде подтверждается и требует своего дальнейшего анализа и проработки.

Примечания:

1. Козуб Е.Л. Особенности взаимосвязи общения и межличностных отношений в студенческих группах педагогического вуза: дис. ... канд. психол. наук. М., 1994. С. 90.

2. Ганеев А.М., Тронова Л.С. Конфликтология: практикум. Казань: КФЭИ, 1996. С. 173-174.

3. Конфликтология / под ред. А.С. Кармина. СПб.: Лань, 1999. С. 66-67.

4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: учеб. пособие. М.: ВЛАДОС, 1995. С. 281-288.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.