Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С АУТИЗМОМ'

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С АУТИЗМОМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
357
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
АУТИЗМ / КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / АUTISM / COMMUNICATIVE ABILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бегунова Н. А.

Представлена краткая информация об этапах развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста с ранним аутизмом. Говорится об опытно-экспериментальной деятельности. Информацию можно использовать в коррекционной работе учителям-дефектологам, педагогам, родителям. Статья для тех, кто работает с аутичными детьми, родителей, имеющих детей с диагнозом РДА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бегунова Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COMMUNICATION SKILLS IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH AUTISM

Brief information about the stages of development of communication skills in primary school children with early autism is presented. It refers to experimental activities. The information can be used in correctional work for teachers-defectologists, teachers, and parents. This article is for those who work with autistic children, parents who have children with a diagnosis of RDA

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С АУТИЗМОМ»

УДК-37

Бегунова Н.А.

учитель -логопед

МБ ДОУ Центр развития ребенка-детский сад №16

Россия (Батайск)

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С АУТИЗМОМ

Аннотация

Представлена краткая информация об этапах развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста с ранним аутизмом. Говорится об опытно-экспериментальной деятельности. Информацию можно использовать в коррекционной работе учителям-дефектологам, педагогам, родителям. Статья для тех, кто работает с аутичными детьми, родителей, имеющих детей с диагнозом РДА.

Ключевые слова Аутизм, коммуникативные способности

Begunova N.A.

teacher- speech therapist MB DOW child development Center-kindergarten No. 16 Russia (Bataysk)

DEVELOPMENT OF COMMUNICATION SKILLS IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH AUTISM

Аbstract

Brief information about the stages of development of communication skills in primary school children with early autism is presented. It refers to experimental activities. The information can be used in correctional work for teachers-defectologists, teachers, and parents. This article is for those who work with autistic children, parents who have children with a diagnosis of RDA

Keywords

Аutism, communicative ability

В наше время развивается инклюзивное образование, дети с аутизмом включаются в образовательный процесс, но специальные образовательные условия для них еще не созданы.

Педагоги не готовы и не могут организовать взаимодействие сверстников с ребенком с аутизмом. Дети с аутизмом вызывают наибольшие затруднения в силу своих специфических поведенческих расстройств.

Проблема разработки методических рекомендаций для учителя очень актуальна. Для взаимодействия со сверстниками и педагогом нужен определенный уровень развития коммуникативных способностей ребенка с ранним аутизмом, которые нарушены.

Нарушения коммуникативных способностей у ребенка с ранним аутизмом проявляются в относительной или полной невозможности вступить в контакт, в непонимании обращенной речи. Это создает барьер на пути получения образования.

Даже если у ребенка с аутизмом есть речь, отмечается неспособность начать или поддерживать разговор с другими людьми. Это приводит к потребности у аутичного ребенка в постоянной помощи взрослого, в многократном разъяснении изучаемого материала.

Чтобы организовать совместную учебную деятельность, учитель должен уделять внимание развитию коммуникативных способностей ребенка с аутизмом.

Нами были изучены подходы к развитию коммуникативных способностей у детей с аутизмом и взяты критерии (перцептивные и интерактивные). метод альтернативной коммуникации: применение жестов, -( 80 )-

карточек, гаджетов.

Нами была выдвинута гипотеза: процесс развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста с аутизмом будет эффективен при условиях:

- постепенного расширения коммуникативных связей ребенка с аутизмом посредством дозированного, педагогически поддерживаемого погружения в класс с учетом индивидуальных потребностей ребенка с аутизмом (наличие родителей в классе, продолжительность пребывания в школе, введение правил и запретов, включение в подгруппы, введение новых элементов);

- вовлечения ребенка с аутизмом в творческую деятельность, которая позволит организовать сотрудничество с другими детьми;

- применения в учебном процессе учителем и ребенком с ранним аутизмом разнообразных коммуникативных средств для осуществления продуктивной коммуникации.

Были разработаны педагогические условия, при соблюдении которых процесс развития коммуникативных способностей ребенка с аутизмом будет наиболее эффективным:

1. Создание адаптивной образовательной среды в классе.

2. Организация совместной проектной деятельности учащихся начальных классов и ребенка с аутизмом.

3. Последовательное применение разнообразных коммуникативных средств.

В практической части нашего исследования была разработана программа развития коммуникативных способностей ребенка с аутизмом в процессе обучения в начальной школе. В исследовании приняли участие школьники 8-10 лет с аутизмом.

Программа была разработана с учетом результатов констатирующего этапа, направленного на выявление уровня развития коммуникативных способностей по сформулированным критериям.

Первое условие реализации программы - создание адаптивной образовательной среды в классе: использование визуального расписания, которое помогло структурировать учебную деятельность и помочь аутичному ребенку лучше понимать происходящее. Эффективно зарекомендовал себя прайминг- это предварительное обучение необходимым навыкам, которые в ближайшем будущем понадобятся ребенку в общении со сверстниками или в процессе обучения по школьной программе.

Второе условие - организация проектной деятельности с учащимися начальных классов, в которую вовлечен ребенок с аутизмом. В форме игры ребенок с аутизмом вовлекался в деятельность с постепенным расширением коммуникативных связей. Сначала наладили эмоциональный контакт, заинтересовали, затем ввели варианты деятельности (разнообразие итоговых продуктов, введение новых деталей); попробовали перенести полученные знания в другие ситуации.

Третье условие - последовательное применение разнообразных коммуникативных средств: подсказки (сигнальные карточки), фотографии, знаки-символы, базисные поощрения и система жетонов, введение правил и запретов, обучение ключевым навыкам.

Работа с ребёнком осуществлялась логопедом, психологом, учителем, для поддержания ощущения безопасности родитель находился с ребёнком вместе, помогая и ребёнку, и специалистам. Постепенно ребёнок «отпустил» маму.

Опытно-экспериментальная работа продолжалась полтора года. Анализ результатов проведенного исследования показал, что произошли значительные изменения во всех коммуникативных способностях ребенка младшего школьного возраста с аутизмом: умение слушать обращенную речь и выполнять инструкции; качественный состав активного словаря повысился с начального до достаточного уровня, появилась гибкость и адекватность в применении коммуникативных умений.

Полученные результаты подтверждают, что процесс развития коммуникативных способностей ребенка с аутизмом может быть эффективным при организации совместного обучения учащихся начальных классов и ребенка с аутизмом. Доказана значимость и эффективность разработанной программы развития коммуникативных способностей ребенка младшего школьного возраста с аутизмом в процессе обучения в общеобразовательной школе.

Проведенное исследование предполагает дальнейшие научные поиски в области совершенствования -( 8. )-

форм и методов взаимодействия всех участников образовательного процесса; разработки психолого-педагогического сопровождения процесса перехода ребенка младшего школьного возраста с аутизмом из начальной школы в среднее звено.

Список использованной литературы:

1. Алехина С.В. Основной вопрос развития инклюзивного образования на современном этапе // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С.В. Алехиной. - М.: МГППУ, 2015. - 528 с.

2. Морозов С.А. Современные подходы к коррекции детского аутизма (обзор и комментарии) // С.А. Морозов. - М., 2010. - 102 с.

3. Эрц-Нафтульева Ю.М. Инклюзия детей с аутизмом в общеобразовательную систему: обзор целей и стратегий // Вестник ассоциации психиатров Украины, 2013, № 1.

© Бегунова Н.А., 2020г

УДК 811.111.028.4

С.К. Видишева

ст. преподаватель БГУ, г. Минск, Беларусь Т.В. Ситникова, ст. преподаватель БГУ, г. Минск, Беларусь

ЭВРИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ СТУДЕНТОВ

Аннотация

В статье рассматривается возможность использования эвристического метода в процессе обучения английскому языку. Использование данного подхода в учебном процессе будет мотивировать студентов к исследовательской деятельности и повысит уровень владения иностранным языком. В статье описывается урок, основанный на данном методе обучения в рамках методической разработки.

Ключевые слова:

Эвристическое обучение, метод преподавания, иностранный язык, неязыковой вуз,

методическая разработка.

The heuristic teaching method is actively used during practical classes on English by teachers of the English language Department of Natural Faculties of FGC BSU. Methodological developments based on the heuristic method are introduced into the educational process. These developments are an effective method of a future specialist training who is ready for continuous personal growth and finding ways to solve problems in accordance with the real needs of professional activity.

One of such developments was a methodological development on the topic "New horizons of familiar Belarus: a journey through the iconic places of our Motherland. What will be your route? " within the educational topic 'The Republic of Belarus".

This development was created on the basis of above mentioned method that includes the following

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.