Научная статья на тему 'Развитие коммуникативных способностей младших школьников на уроках английского языка'

Развитие коммуникативных способностей младших школьников на уроках английского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2386
457
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ПРЕПОДАВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дранишникова Ксения Евгеньевна

В статье рассматривается вопрос развития коммуникативных способностей младших школьников на уроках английского языка. Описание технологий развития коммуникативных способностей, применяемых на уроках английского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие коммуникативных способностей младших школьников на уроках английского языка»

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО

ЯЗЫКА Дранишникова К.Е.

Дранишникова Ксения Евгеньевна - магистрант, направление: практическая психология в образовании, кафедра социальной психологии, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева,

г. Красноярск

Аннотация: в статье рассматривается вопрос развития коммуникативных способностей младших школьников на уроках английского языка. Описание технологий развития коммуникативных способностей, применяемых на уроках английского языка.

Ключевые слова: коммуникативные способности, английский язык, преподавание.

Перемены, которые охватывают все сферы жизни нашего общества, предъявляют высокие требования к выпускникам школы. ФГОС второго поколения актуализируют задачу реализации практической направленности обучения, что требует усиления внимания со стороны учителя к организации деятельности обучающихся по достижению новых образовательных результатов (личностных, метапредметных и предметных), освоению ими учебных универсальных действий и ключевых компетенций [4].

Следует отметить, что речь идет не только о новых технических средствах, но и новых формах и методах преподавания, новых подходах к процессу обучения. Основной целью в обучении иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной компетентности школьников, обучение практическому овладению иностранным языком, а также мотивация у учеников к обучению иностранного языка.

В процессе обучения иностранному языку учащихся школы важную роль играет реализация принципа коммуникативной направленности, так как этот принцип признается ведущим, поскольку результатом обучения учащихся становится формирование умений и навыков пользования языком как средством общения.

Следовательно, образовательная задача состоит в организации условий, соблюдающих принцип коммуникативной направленности, а это предполагает обязательное внедрение в обучающий процесс современных образовательных технологий.

Особое место в процессе обучения иностранному языку занимают игровые технологии.

Использование игры как одного из приемов обучения иностранному языку значительно облегчает учебный процесс, делает его ближе и доступнее детям.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению английского языка. Для ребенка в игре предоставляется возможность представить себя в роли взрослого, копировать увиденные когда-либо действия и тем самым приобретать определенные навыки, которые могут пригодиться ему в будущем. Дети анализируют определенные ситуации в играх, делают выводы, предопределяя свои действия в схожих ситуациях в будущем.

Приемы коммуникативной методики используются в коммуникативных играх, в процессе которых учащиеся решают коммуникативно-познавательные задачи средствами изучаемого иностранного языка. Поэтому главной целью

коммуникативных игр является организация иноязычного общения в ходе решения поставленной коммуникативной задачи или проблемы [5].

Коммуникативные игры обладают высокой степенью наглядности и позволяют активизировать изучаемый языковой материал в речевых ситуациях, моделирующих и имитирующих реальный процесс общения.

Коммуникативная игра представляет собой учебное задание, включающее языковую, коммуникативную и деятельностную задачи.

Коммуникативные игры являются необходимыми упражнениями при обучении иностранному языку, так как они приближают процесс активизации лексико-грамматического материала к условиям реального общения. Кроме того, данные упражнения способствуют повышению мотивации и активности учащихся на уроках. А это значит, что ученики смогут овладеть новым средством коммуникации, то есть приобрести навыки и умения общения с помощью изучаемого языка.

Дети уже с дошкольного возраста находятся в оковах персональных компьютеров, смартфонов, планшетов, следовательно, использование информационных технологий является не просто требованием, установленным Федеральным государственным образовательным Стандартом, но и требованием современного ученика.

Для педагога информационные технологии являются инструментом, который позволяет решать задачи развития познавательных, языковых, коммуникативных способностей младшего школьника, повышать мотивацию и качество собственной работы, делать занятия современными, продуктивными, увлекательными, интересными для учеников [3].

Чтобы улучшить и оптимизировать весь учебный процесс, педагогу необходимо дополнять и сочетать привычные методики с новейшими технологиями в преподавании иностранного языка.

Когда учителя в начальной школе используют информационные технологии в процессе обучения иностранному языку, то они развивают высокую учебную мотивацию к овладению иностранным языком; обеспечивают высокие качественные показатели успеваемости обучающихся; комплексному решению задач образования и воспитания.

Работа с информационными технологиями способствует повышению интереса к учебе, дает возможность в полной мере реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, позволяет полностью устранить главную причину отрицательного отношения к учебе - неуспех, который обусловлен незнанием или непониманием материала, боязнью дать неправильный ответ, быть критикованным публично.

Войтко С.А. выделяет такие направления использования информационных технологий на уроках иностранного языка: применение компьютерных обучающих систем и уже готовых мультимедийных продуктов; создание собственных обучающих и мультимедийных презентаций и программ; применение ресурсов Интернета.

Обучение разным видам речевой деятельности (письмо, говорение, аудирование, чтение) является основным компонентом содержания обучения иностранному языку. Использование информационных технологий при развитии навыков в данных видах речевой деятельности помогает решить такие дидактические задачи, как: обогащение словарного запаса, развитие произносительных, грамматических и лексических навыков, обучение диалогической речи, письму, чтению, контроль за сформированностью навыков обучающихся.

Учителя могут применять информационные технологии на всех ступенях обучения [2. С. 109-112]. В начальной школе необходимо организовать работу так, чтобы современные информационные технологии стали сильным психолого-педагогическим средством развития мотивации младшим школьникам, средством поддержания и развития устойчивого интереса к изучению иностранного языка.

С младшими школьниками также можно использовать все направления информационных технологий на более сложном материале: интерес у обучающихся, как правило, вызывает работа с Интернет-ресурсами. Среди неопровержимых преимуществ сети Интернет выделяется доступность и актуальность материалов по каждой программной теме и за ее пределами. Эти ресурсы выступают в роли реальных носителей информации, а также помогают создать реальную языковую среду для реализации межкультурной коммуникации [1].

На уроках в начальной школе необходимо активно применять такие Интернет -ресурсы, как: поисковые системы, информационные ресурсы, электронная почта, справочники, онлайн тестирования, конкурсы, исследовательские и творческие проекты, викторины, олимпиады, программа Скайп, дистанционное обучение.

Программа Скайп дает возможность общения с реальными собеседниками и носителями иностранного языка, что просто незаменимо для практики общения на иностранном языке, а также дает возможность для организации самостоятельной работы младших школьников, для их самореализации и саморазвития.

Использование информационных технологий также способствует развитию творческой, интеллектуально развитой личности, которая способна ориентироваться в информационном пространстве на сегодняшний день, готовой к беспрерывному развитию и самообразованию. Практикой многих учителей начальной школы подтверждается, что информационные технологии на уроках иностранного языка позволяют младшим школьникам прочно овладеть всеми видами речевой деятельности в увлекательной для них форме, а это существенно отражается на качестве знаний, сильно повышает интерес учеников, мотивацию к изучению иностранного языка.

Исходя из вышесказанного в своей программе развития коммуникативных способностей, мы предлагаем использовать следующие приемы и технологии:

- коммуникативные игры, как учебное задание, включающее языковую, коммуникативную и деятельностную задачи;

- информационные технологии, т.е. создание собственных мультимедийных презентаций и программ; применение ресурсов Интернета.

Экспериментальное изучение развития коммуникативных способностей, обучающихся 2-х классов на уроках английского языка проводилось нами на базе школы МКОУ «Сухобузимская средняя школа».

В эксперименте приняли участие 33 обучающихся.

Эксперимент проводился в течение двух месяцев. На изучение английского языка в школе отводилось 2 часа в неделю.

Программа состоит из 2 разделов по 8 часов и 2 часа для итоговой заключительной работы.

Исходя из примерной программы английского языка начальной школы, нами были включены в программу следующие темы:

1. «Джим в зоопарке» («Jim in the zoo») (8 часов). Животные в зоопарке.

2. «Джим и его семья» (« Jim and his family») (8 часов). Названия членов семьи.

3. Проект «Мой друг» (Project «My friend») (2 часа).

В рамках данных тем на уроках применялись выделенные нами приемы и технологии.

Наше исследование проходило, как отмечалось ранее, в три этапа:

- На констатирующем этапе эксперимента для получения объективной и полной информации об уровне развития коммуникативных способностей обучающихся оценивался уровень развития коммуникативных способностей обучающихся.

На формирующем этапе эксперимента, в течение двух месяцев мы проводили реализацию программы развития коммуникативных способностей обучающихся 2-х классов на уроках английского языка.

На контрольном этапе эксперимента по окончании экспериментальной работы мы вновь замеряли уровень развития коммуникативных способностей. Результаты этих диагностик представлены в таблице 1.

Таблица 1. Оценка коммуникативных умений обучающихся

Уровни коммуникативных умений Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент Динамика

Высокий 7 15 8

Средний 14 13 -1

Низкий 12 5 -7

Как видно из таблицы, разработанная нами программа развития коммуникативных способностей обучающихся 2-х классов на уроках английского языка дает положительную динамику развития коммуникативных способностей, количество детей с высоким уровнем коммуникативных умений увеличилось.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что внедрение в программу обучения младших школьников таких технологий, как коммуникативные игры и информационные технологии, дает положительную динамику развития коммуникативных способностей обучающихся.

Список литературы

1. Евдокимова М.Г. Компьютерные технологии обучения иностранным языкам: методологические и педагогические аспекты. / М.Г. Евдокимова. // Телекоммуникация и информатизация образования, 2013. № 4. 67 с. С. 47-57.

2. Иванова Н.В. Эффективное использование новых информационных технологий в преподавании английского языка в средней школе. / Н.В. Иванова. // Красноярск. Материалы I региональной конференции: Открытое образование: опыт, проблемы, перспективы, 2014. 125 с. С. 109-112.

3. Информационно-коммуникационные технологии в обучении английскому языку. Учебное пособие. / А.С. Карпов. // Пермь, Пермский государственный университет, 2015. 238 с. С. 3-5.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Стандарты второго поколения. / Министерство образования и науки Российской Федерации. // М.: Просвещение, 2011. 48 с. С. 33-38.

5. Якупова Г.Ш. Психолого-педагогические условия формирования коммуникативных умений младших школьников // Вестник ЮУрГУ, 2006. № 3. С. 146-147.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.