УДК
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИК ОБУЧЕНИЮ НА УРОКАХИНОСТРАННОГОЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЬХКЛАССАХ
А. В. Сахарова, Д. С. Семёнова
В данной статье речь идет о разнообразных способах и необходимости повышения мотивации младших школьников на уроках английского языка. Успех обучения и отношение учащихся к предмету во многом зависят от проведенияучителемурока.
Ключевые слова: мотивация, технология обучения, игровые приемы, песня, зарядки-релаксации, стихотворения, рифмовки.
Проблема мотивации к изучению иностранных языков стоит особо остро. Мотивация - важнейшая пружина процесса овладения иностранным языком. Формирование мотивации - это, прежде всего, создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы. Младший школьный возраст является самым благоприятным для формирования и сохранения положительной мотивации к изучению английского языка [3].
Сегодня зафиксирован мотивационный кризис у учащихся, которые не хотят учиться так, как может предложить традиционная школа. Основными причинами этого являются: колоссальная избыточность учебного материла, отсутствие уверенности в сохранении собственной психологической безопасности, все в порядке с «кнутом», западает то, что называется «пряником»; разный уровень развития учащихся. Поэтому учителя вынуждены научиться убеждать ребят в актуальности и полезности предлагаемого учебного содержания, т.е. так подавать эту информацию, чтобы она была востребована и воспринятаучащимися [5].
На сегодняшнем этапе для педагога становится важно овладение искусством рекламной упаковки учебной информации. Ведь основные элементы рекламы - привлечь внимание, возбудить интерес. Пробудить желание и побудить к действию - во многом совпадают с ключевыми задачами урока.
Предмет «Иностранный язык» является практико-ориентирован-ным, поэтому все занятия являются практическими [1]. Чтобы создать атмосферу подлинного общения на уроке, учитель должен сам уметь общаться: говорить естественно, а не механически (заученно), обращать внимание на реакцию и уметь учитывать интересы собеседника. Во время общения учитель должен умело использовать и невербальные средства общения (жесты, мимику), делающие его речь более эмоциональной. Он должен уметь правильно передвигаться по классу, стоять у доски, сидеть за рабочим столом.
На уроках иностранного языка должна царить атмосфера благоприятного психологического климата и демократических отношений. Уроки иностранного языка - это всегда уроки общения. Учитель и ученик должны стать равноправными речевыми партнерами. Иноязычное общение будет доставлять радость учащимся, если они чувствуют, что играют важную роль на уроке.
Интерес к предмету, желание овладеть им зависят в большей степени от того, какая технология обучения используется, как учит учитель, и как учатся у него школьники.
Один из главных факторов познавательного интереса - любовь к преподаваемому предмету. Л. Н. Толстой отмечал, что если «хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят тебя, а ты воспитаешь их; но ежели ты сам не любишь ее, то сколько бы ни заставлял учить, наука не произведет воспитательного влияния» [6].
На уроках английского языка в начальной школе с целью развития и совершенствования коммуникативных навыков можно применять игровые приемы. Так как известно, что игра - это организованное занятия, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил, всегда предполагающая принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти вопросы у младших школьников обостряется мыслительная деятельность. Дети над этим не задумываются. Для них игра, прежде всего - увлекательное занятие, в котором все равны. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это благотворно сказывается на результатах обучения [4].
Для развития интеллекта, познавательной активности ребенка применяются предметные игры. Через игрушки - предметы - дети познают форму, цвет, объем, материал и т.п. Так, например, при изучении темы «Food» в 3 классе детям можно предложить картинки продуктов, чтобы описать их.
Для развития познавательной активности детей можно использовать дидактические игры. Они требуют от школьника умения расшифровывать, разгадывать, а главное - знать предмет. Например, такое задание - учитель «прячет» слова в таблице с хаотично расставленными буквами, а учащиеся должны найти спрятанные слова. Подобные задания ребята ждут с нетерпением.
Для выявления уровня подготовленности учащихся и для побуждения их активности применяются игры, основанные на соревновании.
Игры в учебном процессе обладают большими возможностями для дальнейшего формирования и активизации умений и навыков творческой, мыслительной и познавательной деятельности у школьников.
Вместе с тем, для развития коммуникативных способностей и стимулирования познавательной деятельности используются песни. Песни мотивируют деятельность учащихся о чем-либо сообщить, поинтересоваться. Например, разучивая песню «The days of the week» учащиеся знакомятся с названиями дней недели на английском языке, учатся произносить новые слова.
Песни способствуют совершенствованию навыков произношения, позволяют достичь точности в артикуляции, ритмике и интонации, углубляют знания по английскому языку, обогащают словарный запас, развивают навыки и умения чтения и аудирования, стимулируют монологическое и диалогическое высказывание. Более того, песня оказывает существенное влияние на эмоциональную сферу обучаемых. Замечено, что иноязычная деятельность на фоне музыки способствует не только запоминанию материала, но и снимает усталость в процессе обучения.
Несмотря на все разнообразие методов и приемов в преподавании английского языка младшим школьникам необходимо предусматривать такие виды работ, которые снимали бы напряжение и усталость. При проведении уроков стремиться включать зарядки-релаксации. При ее проведении учитель ставит перед учениками цель запомнить языковой материал.
Также нужно стремиться разнообразить материал, способствующий развитию памяти и навыков устной речи. На уроках можно использовать дополнительный материал в виде рифмовок и стихотворений. Этот материал позволяет прочно запомнить основные грамматические модели и использовать их в повседневной практике. Кроме того, процесс обучения превращается в увлекательную игру, что поддерживает интерес к данному предмету.
Таким образом, учитель - это не только педагог, это ещё и актер, художник, скульптор и т.д. Каждый урок для него - это спектакль, где он и главный герой, и постановщик, и режиссер. От его умения, знаний, навыков и, конечно же, творчества зависит, как пройдет урок, как учащиеся усвоят материал, с каким настроение придут на следующий урок.
Список литературы
1. Андреевская, Т. П. Методические рекомендации по преподаванию учебных предметов с учетом примерного учебного плана // Иностранные языки. 2012. № 5. С. 22.
2. Верисокин, Ю. И. Видеофильм как средство повышения мотивации школьников при обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2003. №5. С.31-34.
3. Зайцева, М. В. Мотивация и некоторые пути её повышения // Первое сентября. 2003. N° 1. С. 2-4.
4. Линева, Е. А. Формирование грамматических навыков у младших школьников на уроках английского языка посредством игры / Е. А. Линева, А. В. Сахарова // «Человек человеку-чело-век...»: сборник воспоминаний и статей памяти Перси Борисовича Гурвича. Владимир: ВГУ, 2011. С.220-224.
5. Митрофанова, Т. И. Критерии современного урока [Электронный ресурс]. иКЬ: http://festival.1september.ru/ агйс^/604027/
6. Толстой, Л. Н. Педагогические сочинения. М., 1953. С. 72.
Spisok literatury
1. Andreevskaja, T. P. Metodicheskie rekomendacii po prepodavaniju uchebnyh predmetov s uchetom primernogo uchebnogo plana // Inostrannye jazyki. 2012. № 5. S. 22.
2. Verisokin, Ju. I. Videofil'm kak sredstvo povyshenija motivacii shkol'nikov pri obuchenii inostrannomujazyku // Inostrannye jazyki v shkole. 2003. №5. S.31-34.
3. Zajceva, M. V. Motivacija i nekotorye puti ejo povyshenija // Pervoe sentjabrja. 2003. N° 1. S. 2-4.
4. Lineva, E. A. Formirovanie
grammaticheskih navykov
u mladshih shkol'nikov na urokah anglijskogo jazyka posredstvom igry / E. A. Lineva, A. V. Saharova // «Chelovek cheloveku-chelovek...»: sbornik
vospominanij i statej pamjati Persi Borisovicha Gurvicha. Vladimir: VGU, 2011. S. 220-224.
5. Mitrofanova, T. I.
Kriterii sovremennogo uroka [Jelektronnyj resurs]. URL: http://festival.1september.ru/ articles/604027/
6. Tolstoj, L. N. Pedagogiches-kie sochinenija. M., 1953. S. 72.