Научная статья на тему 'Роль игры на уроках английского языка на начальном этапе обучения'

Роль игры на уроках английского языка на начальном этапе обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5641
877
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ / ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ / ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ИГРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новикова Екатерина Анатольевна

Автор статьи обсуждает игру как метод обучения на уроках английского языка в начальных классах. В результате автор делает вывод, что игра обладает универсальностью, позволяющей приспосабливать ее к разным целям и задачам. Игровые приемы выполняют множество функций в процессе развития ребенка, облегчают учебный процесс, помогают усвоить увеличивающийся с каждым годом материал и ненавязчиво развивают необходимые компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль игры на уроках английского языка на начальном этапе обучения»

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

Новикова Екатерина Анатольевна

учитель английского языка ГБОУ Школа №64 г. Москва

J ^

РОЛЬ ИГРЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Л_________________________________________с

Аннотация. Автор статьи обсуждает игру как метод обучения на уроках английского языка в начальных классах. В результате автор делает вывод, что игра обладает универсальностью, позволяющей приспосабливать ее к разным целям и задачам. Игровые приемы выполняют множество функций в процессе развития ребенка, облегчают учебный процесс, помогают усвоить увеличивающийся с каждым годом материал и ненавязчиво развивают необходимые компетенции.

Ключевые слова: игровые технологии, английский язык, подготовительные игры, творческие игры, формирование речевых навыков, воспитательная функция игры.

В данной статье я бы хотела рассказать о необходимости проведения игр на начальном этапе обучения, об их классификации, а также выделить 3 основные функции, которые она выполняет Мой педагогический стаж - 2 года и за это время я поняла, что роль игры на уроках иностранных языков в начальных классах имеет большое значение, так как позволяет глубоко заинтересовать детей предметом. Игра - это особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Это равная игра, доступная даже самым слабым ученикам [2,5]. Даже самый слабый по языковой подготовке ученик может стать лидером в игре: находчивость и сообразительность оказываются порой более важными, чем знание предмета [4]. Чувство равенства, заинтересованности, благоприятная атмосфера, создаваемая во время игры, выполнение заданий и поставленных задач - все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность и благотворно сказывается на процессе и результате обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим, у детей возникает чувство удовлетворения тем, что они могут говорить наравне со всеми в группе. Также игры на уроках иностранного языка можно и нужно использовать для снятия напряжения, монотонности, при отработке языкового материала, при активизации речевой деятельности. Использование игр на уроках иностранного языка помогает учителю глубже раскрыть личностный потенциал каждого ученика, его положительные личные качества (трудолюбие, активность, самостоятельность, уступчивость, инициативность, умение работать в коллективе и т.д.). Игра носит также и воспитательный характер, дети становятся более доброжелательными, отзывчивыми, серьезными и целенаправленными в их стремлении к общей цели, победе [1,3]. Таким образом, игра на уроках английского языка в начальных классах

не только обучает детей, не только вызывает у ребят желание изучать язык других стран, но и воспитывает в них доброту, уважение к чужому мнению, ответственность и организованность.

Я делю игры на два раздела. Первый раздел составляют грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры, способствующие формированию речевых навыков. Отсюда название «Подготовительные игры». Раздел открывают грамматические игры, занимающие по объему более трети пособия, поскольку овладение грамматическим материалом, прежде всего, создает возможность для перехода к активной речи учащихся. Известно, что тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, требующая многократного их повторения, утомляет ребят своим однообразием, а затрачиваемые усилия не приносят быстрого удовлетворения. Игры помогут сделать скучную работу более интересной и увлекательной. За грамматическими следуют лексические игры, логически продолжающие «строить» фундамент речи. Фонетические игры предназначаются для корректировки произношения на этапе формирования речевых навыков и умений. И, наконец, формированию и развитию

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2014

73

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

речевых и произносительных навыков в какой-то степени способствуют орфографические игры, основная цель которых - освоение правописания изученной лексики. Большинство игр первого раздела могут быть использованы в качестве тренировочных упражнений на этапе как первичного, так и дельнейшего закрепления.

Роль различных фонетических, грамматических, лексических и орфографических игр на уроках английского языка велика. Они стимулируют детей учиться и в то же время приносят на уроки радостные моменты. Английский язык для детей не кажется непосильным и утомительным, а наоборот дети получают удовольствие от этого предмета.

Второй раздел называется «Творческие игры». Цель этих игр -способствовать дальнейшему развитию речевых навыков и умений. Возможность проявить самостоятельность в решении речемыслительных задач, быстрая реакция в общении, максимальная мобилизация речевых навыков - характерные качества речевого умения -могут, как нам представляется, быть проявлены в аудитивных и речевых играх. Игры второго раздела тренируют учащихся в умении творчески использовать речевые навыки.

Любой урок должен быть увлекательным, вызывать интерес у детей, ведь интерес является главной движущей силой познавательной деятельности. И от того, каким будет начало урока, зависит многое. Начало урока всегда должно быть эмоциональным. Можно начать урок веселой музыкой. Я люблю начинать урок так называемой «игровой завязкой». В гости к детям приходят сказочные герои, животные. Все это позволяет создать эмоциональную атмосферу урока, и самое главное это то, что появление сказочного персонажа, говорящего на иностранном языке, становится той мотивацией, без которой невозможно развитие всех познавательных процессов и обучение речевому общению.

Я часто использую маски. Это маски, приобретенные в магазине, или нарисованные, или просто сделанные из картинок с полоской для того, чтобы их надеть на голову ребенка.

Нельзя забывать о наглядности. Она стимулирует создание смысловых образов. Все средства наглядности (вербальные, иллюстрированные, жесты) создают эффект присутствия в какой-то конкретной ситуации, помогают сохранить в памяти тот смысл, который нужно им передать и воспринять. Для этого я использую игрушки, картинки, пособие, маски, карточки, таблички.

Внеклассная работа по иностранному языку также органически входит в учебно-воспитательный процесс. Формы могут быть самыми разными: конкурсы, олимпиады, вечера, праздники. Для младших школьников лучше проводить праздники с несложными инсценировками сказок, песен, игр в стиле КВН. Проведение внеклассных занятий повышает интерес к изучению иностранного языка, развитию разговорных навыков; повторению и закреплению изученной лексики, расширению словарного запаса.

Таким образом, анализируя игру как метод обучения на уроках английского языка в начальных классах, можно выделить несколько важных функций, которые она выполняет.

Прежде всего, необходимо отметить обучающую функцию игры. Игра, как ситуативно-вариативное упражнение, создает возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности ребенка.

Кроме того, игра выполняет эмоциональную, мотивационную функцию. Ученики, а в особенности дети младших классов, должны идти на урок английского языка с удовольствием. И, таким образом, главная задача учителя заинтересовать детей предметом и добиться того, чтобы не пропадал интерес к изучению иностранного языка. А игра является хорошей мотивацией интереса. Игра приносит радость и удовольствие на урок.

К тому же, игра выполняет и воспитательную функцию, о которой уже говорилось в самом начале статьи.

В ходе исследования можно сделать такой вывод, что игра обладает такой особенностью, как универсальность: использование игровых приемов можно приспосабливать к разным целям и задачам. Игровые приемы выполняют множество функций в процессе развития ребенка, облегчают учебный процесс, помогают усвоить увеличивающийся с каждым годом материал и ненавязчиво развивают необходимые компетенции.

Литература

1. Барменкова О. И. Использование видеоматериалов для формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 5. С.75-80.

2. Беляева Л. А., Новикова О. Н. Игра как способ конструирования личностной идентичности // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 3. С.52-56.

3. Ефимова Р. Ю. Организационно-обучающие игры на уроках иностранного языка // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 6. С.58-65.

4. Карамчакова С.А. КВН на уроках английского языка // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 3. С.77-79.

5. Теряева И.П. Игра -как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 2. С.74-77.

74

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.