Научная статья на тему 'Развитие коммуникативных способностей будущих бакалавров физической культуры в процессе физического воспитания в вузе'

Развитие коммуникативных способностей будущих бакалавров физической культуры в процессе физического воспитания в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / БАКАЛАВРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / COMMUNICATION SKILLS / BACHELOR OF PHYSICAL CULTURE / PHYSICAL EDUCATION / PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL SUSTAINABILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усцелемова Наталья Александровна, Страшенко Владимир Александрович

В современных условиях интенсификации процессов обучения на всех уровнях образования повышаются требования к профессиональной подготовке учителей физической культуры, способных к решению профессиональных задач в области сохранения и укрепления здоровья населения, что обуславливается необходимостью развития у обучающихся коммуникативных способностей в процессе физического воспитания в вузе. Формирование коммуникативных навыков осуществляется в системе последовательных заданий в процессе физического воспитания, задачей которых является приобретение навыков межличностного общения с помощью упражнений на развитие памяти, внимания, наблюдательности; навыков внутригруппового общения в процессе проведения подвижных игр и упражнений в парах; умений моделировать предстоящее общение и управлять им.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Усцелемова Наталья Александровна, Страшенко Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE ABILITIES OF FUTURE BACHELORS OF PHYSICAL CULTURE IN THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION IN THE UNIVERSITY

In modern conditions of intensification of learning processes at all levels of education, there are increasing demands for professional training of physical education teachers who are capable of solving professional tasks in the field of preserving and strengthening the health of the population, which is caused by the need to develop communication skills in students in the process of physical education at the university. The formation of communication skills is carried out in a system of sequential tasks in the process of physical education, the task of which is to acquire skills of interpersonal communication with the help of exercises for the development of memory, attention, and observation; skills of intragroup communication in the process of conducting outdoor games and exercises in pairs; ability to model the upcoming communication and manage it.

Текст научной работы на тему «Развитие коммуникативных способностей будущих бакалавров физической культуры в процессе физического воспитания в вузе»

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В

ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ

1 2 Усцелемова Н.А. , Страшенко В.А.

Email: Uscelemova665@scientifictext.ru

1Усцелемова Наталья Александровна - старший преподаватель; 2Страшенко Владимир Александрович - старший преподаватель, факультет физической культуры и спортивного мастерства, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова,

г. Магнитогорск

Аннотация: в современных условиях интенсификации процессов обучения на всех уровнях образования повышаются требования к профессиональной подготовке учителей физической культуры, способных к решению профессиональных задач в области сохранения и укрепления здоровья населения, что обуславливается необходимостью развития у обучающихся коммуникативных способностей в процессе физического воспитания в вузе. Формирование коммуникативных навыков осуществляется в системе последовательных заданий в процессе физического воспитания, задачей которых является приобретение навыков межличностного общения с помощью упражнений на развитие памяти, внимания, наблюдательности; навыков внутригруппового общения в процессе проведения подвижных игр и упражнений в парах; умений моделировать предстоящее общение и управлять им. Ключевые слова: коммуникативные способности, бакалавры физической культуры, физическое воспитание, профессионально-педагогическая устойчивость.

DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE ABILITIES OF FUTURE BACHELORS OF PHYSICAL CULTURE IN THE PROCESS

OF PHYSICAL EDUCATION IN THE UNIVERSITY

12 Uscelemova N-А. , Strashenko V-А.

1Uscelemova Natalia Aleksandrovna - Senior Lecturer;

2Strashenko Vladimir Aleksandrovich - Senior Lecturer, FACULTY OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTSMANSHIP, MAGNITOGORSK STATE TECHNICAL UNIVERSITY G.I. NOSOV, MAGNITOGORSK

Abstract: in modern conditions of intensification of learning processes at all levels of education, there are increasing demands for professional training of physical education teachers who are capable of solving professional tasks in the field of preserving and strengthening the health of the population, which is caused by the need to develop communication skills in students in the process of physical education at the university. The formation of communication skills is carried out in a system of sequential tasks in the process of physical education, the task of which is to acquire skills of interpersonal communication with the help of exercises for the development of memory, attention, and observation; skills of intragroup communication in the process of conducting outdoor games and exercises in pairs; ability to model the upcoming communication and manage it. Keywords: communication skills, bachelor of physical culture, physical education, professional and pedagogical sustainability.

УДК 378

В современных условиях предъявляются повышенные требования к профессиональной подготовке будущих педагогов, компетентности, эрудиции, его педагогическому мастерству, интеллигентности и общей культуре [1, 3]. Одним из путей решения данной проблемы является целенаправленный подход к профессиональной подготовке будущих бакалавров физической культуры в направлении формирования их профессионально-педагогической устойчивости в процессе физического воспитания, обеспечивающей развитие коммуникативных умений и навыков обучающихся. В исследовании С. Р. Кубаева и С. Н. Назаркулова [2] описывается влияние занятий физической культурой и спортом на развитие навыков общения, взаимодействия в команде, способствующие расширению возможностей социализации, приобретению нового жизненного опыта, формированию спортивного стиля жизни молодёжи.

Целью данного исследования является реализация потенциала физкультурно-спортивной деятельности будущих бакалавров физической культуры в развитии коммуникативных способностей. Для достижения цели в процессе физического воспитания решаются следующие задачи:

1) развить личностные качества учителя физической культуры (уверенность в себе, целеустремленность, смелость, решительность, адекватная самооценка);

2) овладеть способами саморегуляции психических состояний средствами физических упражнений, методом контроля дыхания и контроля тонуса мышц, повышающих психическую защищенность и работоспособность;

3) снизить уровень тревожности, напряженности личности, повысить уровень самоконтроля и нормативности поведения средствами физической культуры;

4) развить профессиональные и педагогические умения (психотехнические и средства выразительности).

Формирование навыков общения осуществляется в данном исследовании в три этапа в системе последовательных заданий, выполняемых в процессе физического воспитания в вузе [4]. На первом этапе решаются задачи приобретения навыков межличностного общения с помощью физических упражнений на развитие внимания, предметной наблюдательности, сенсорной культуры; упражнений на опознание своих и чужих процессов и состояний, упражнений для овладения техникой психологической релаксации, то есть снятие напряженности, расхлябанности, сутулости. На втором этапе решаются задачи управления ходом возникшей ситуации и приему конкретных решений во взаимодействиях в процессе проведения подвижных игр, упражнений в парах, согласованности действий в танцевальных движениях, то есть приобретения навыков внутригруппового общения. На третьем этапе - использование полученных умений и навыков в ситуациях, приближенных к условиям педагогической деятельности, формирование умений моделировать предстоящее общение и управлять им. Для реализации третьего этапа в данном исследовании используются также эвристические игры, в которых проигрываются педагогические ситуации, приближенные к действительности. Приведем пример эвристической игры «Эффективная коммуникация». Целью игры является развитие и оценка коммуникативных умений и способностей будущих бакалавров физической культуры. Проблема игры заключается в поиске ответа на вопросы: «В чем заключается коммуникативная компетентность учителя физической культуры?», «Как улучшить правильность, чистоту, точность, логичность, выразительность, образованность, доступность и уместность речи?». Участниками игры являются ведущий, эксперты и две команды-конкуренты (по 5-7 человек). Выделяются организационный этап, процесс игры и подведение итогов. Также используется проработка ситуаций в процессе ролевой игры обучающихся по группам. В качестве домашнего задания предлагается такая ситуация, проанализировав которую обучающиеся в роли участников разбираемой ситуации представляют варианты правильного и неправильного поведения с последующим выступлением и

проработкой в группе. Как показывает наш опыт [5], ситуационные, деловые и ролевые игры направлены на воспитание и развитие личностных, профессиональных и внешне поведенческих качеств будущего учителя как субъекта профессионально-педагогической деятельности, позволяющих успешно осуществлять сложную и ответственную деятельность в напряженной ситуации, без существенного отрицательного влияния последней на состояние здоровья и работоспособность. В процессе физического воспитания динамика коммуникативных качеств определяется по характеру взаимодействия с партнером в виде подсказок, положительных эмоций, подачи команд, использования подсчета, красивого показа упражнений, применения подвижных игр и ритмической гимнастики в процессе педагогической практики, терпимости к взглядам и поведению других. Таким образом, высокий уровень коммуникативных способностей будущих бакалавров физической культуры обеспечивает их профессионально-педагогическую устойчивость, детерминирующая крепкое здоровье, адаптацию к учебно-профессиональной деятельности, развитие профессионально значимых качеств с учетом профессиональных требований.

Список литературы /References

1. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник. М.: Гардарики, 2004. 528 с.

2. Кубаев С.Р. Роль физической культуры в подготовке студентов / С.Р. Кубаев, С. Н. Назаркулов // Вестник науки и образования. [Электронный ресурс]. № 9 (63), 2019. Режим доступа: http://scientificjournal.ru/images/PDF/2019/VNO-63/rol-fizicheskoj-kultury.pdf/ (дата обращения: 05.06.2019).

3. Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. Ю.Ф. Курамшина. 2-е изд. М.: Советский спорт, 2004. 464 с.

4. Усцелемов С.В. Совершенствование методики преподавания физической культуры в техническом вузе на основе комплекса «Готов к труду и обороне» / С.В. Усцелемов, В.А. Страшенко // Мир науки. [Электронный ресурс]: интернет-журнал, 2017. Т. 5. № 6. Режим доступа: https://mir-nauM.com/PDF/05PDMN617.pdf/ (дата обращения: 05.06.2019).

5. Усцелемова Н.А. Тестирование физической культуры и здоровья студентов средствами контроля и самоконтроля: учеб. пособие / Н.А. Усцелемова, С.В. Усцелемов, Т.Ф. Орехова, В.Ф. Неретин. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2016. 111 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.