Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ'

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
195
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
коммуникация / задержка речевого развития / экспрессивная речь / активная речь / предметная деятельность / навык / общение / речь / взаимопонимание с родителями / контакт со сверстниками / манипулятивная деятельность / communication / speech development delay / expressive speech / active speech / subject activity / skill / communication / speech / mutual understanding with parents / contact with peers / manipulative activity

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зуева А. А.

В работе представлены материалы входной диагностики для научно-исследовательской работы по направлению Ранняя комплексная помощь – развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста с задержкой речевого развития. Представлены результаты обследования по выбранной методики. Данный диагностики помогут выстроить дальнейшую работу по формированию коммуникативных навыков у детей с ЗРР в возрасте 2-3 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Зуева А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COMMUNICATION SKILLS IN YOUNG CHILDREN WITH DELAYED SPEECH DEVELOPMENT

The paper presents the materials of input diagnostics for research work in the direction of Early comprehensive care the development of communication skills in young children with delayed speech development. The results of the survey according to the chosen methodology are presented. These diagnostics will help to build further work on the formation of communication skills in children with OCD at the age of 2-3 years.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ»

УДК 37

Зуева А.А.

студент магистратуры направления «Ранняя комплексная помощь» Уральский государственный педагогический университет (г. Екатеринбург, Россия)

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация: в работе представлены материалы входной диагностики для научно- исследовательской работы по направлению Ранняя комплексная помощь -развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста с задержкой речевого развития. Представлены результаты обследования по выбранной методики. Данный диагностики помогут выстроить дальнейшую работу по формированию коммуникативных навыков у детей с ЗРР в возрасте 2-3 лет.

Ключевые слова: коммуникация, задержка речевого развития, экспрессивная речь, активная речь, предметная деятельность, навык, общение, речь, взаимопонимание с родителями, контакт со сверстниками, манипулятивная деятельность.

Задержка речевого развития является серьезной проблемой, требующей внимания и специального подхода со стороны логопеда. При этом необходимо заметить, что каждый ребенок уникален и может иметь свои особенности в проявлении данного недуга.

Одним из главных признаков задержки речевого развития является отставание в формировании базовых речевых функций. Ребенок может испытывать трудности в произношении звуков, формировании слов и предложений, а также в правильном использовании грамматических

конструкций. Это может сказываться на его способности эффективно общаться и понимать окружающих.

Кроме того, дети с задержкой речевого развития часто испытывают трудности в установлении контактов с другими людьми и в осуществлении эффективной коммуникации. Они могут испытывать затруднения в понимании и интерпретации речи окружающих людей, а также в выражении собственных мыслей и чувств. В результате этого, ребенок может чувствовать себя неуверенно и изолированно, что отрицательно сказывается на его эмоциональном и социальном развитии.

Однако, важно понимать, что задержка речевого развития не означает, что ребенок обязательно будет отсталым в других аспектах своего развития. Он может быть способен на большое количество других достижений и иметь сильные стороны в других областях. Поэтому, важно особо выделять его способности, создавать благоприятную среду для его развития и обеспечивать необходимую поддержку в области развития речи.

Логопедическая помощь в случае задержки речевого развития основывается на комплексной программе, индивидуально разработанной для каждого ребенка. Целью является стимулирование развития речевых навыков, обучение пониманию и использованию языка, а также расширение коммуникативных возможностей. Эта работа включает в себя использование различных методик и упражнений, направленных на развитие способностей ребенка к речевому взаимодействию и коммуникации.

Однако, важно помнить, что задержка речевого развития является условием, которое не обязательно будет ограничивать ребенка на всю жизнь. Современные методики и подходы позволяют сделать значительные успехи в развитии речи у детей с задержкой. Соответствующая помощь и поддержка, оказываемые родителями и специалистами, могут помочь ребенку преодолеть эти трудности и обрести навыки, необходимые для эффективной коммуникации и успешного общения.

В раннем возрасте коммуникативные навыки активно формируются. Это достаточно сложный процесс, который включает в себя:

■ развитие активного взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми;

■ тренировку в словесном оформлении своих мыслей;

■ постоянный рост пассивного словаря;

■ постепенное развитие умения озвучивать собственные мысли, отвечать на вопросы (с года до двух отдельными словами, далее фразами).

Безусловно, все эти навыки в раннем возрасте находятся на начальном этапе развития, ребенок пытается овладеть ими методом «проб и ошибок».

Работа логопеда по формированию коммуникативных навыков у детей раннего возраста с ЗРР

Коррекционная работа должна носить комплексный характер. Важно создать благоприятную речевую среду не только в кабинете логопеда, но и в группе, которую посещает малыш. В связи с этим, ежедневное стимулирование речевой активности ребенка играет ключевую роль. Кроме того, необходимо грамотно подбирать речевой материал, учитывая возрастные особенности ребенка. Ежедневная демонстрация образцов правильной речи и проговаривание всех действий ребенка также являются важными составляющими процесса коррекционной работы. Этими методами мы сможем создать наиболее благоприятные условия для развития речи у ребенка.

Отставание в формировании коммуникативных навыков у ребенка с ЗРР в раннем возрасте не означает, что трудности в общении будут сопровождать его в будущем. Если подойти к решению данной проблемы комплексно, заниматься с ребенком много и постоянно, то большая часть сложностей останется лишь неприятным воспоминанием.

Под коммуникативными навыками подразумевается способность взаимодействия с другими людьми, умение правильно интерпретировать полученную информацию. В данном исследовании коммуникативных навыков детей раннего возраста была использована методика «Многоуровневое

исследование коммуникативной деятельности детей с ЗРР» автор Е.В. Марьясова. Методика включает в себя 5 различных ситуаций наблюдения за детьми и родителями. Связано это с тем, что в полном разные ситуации общения помогут создать целостную картину для заключения.

По данной методике было обследовано 4 ребенка с родителем (законным представителем) в ДОУ д/с комбинированного вида №25 г. Тавда.

Результаты диагностики представлены в таблице.

Таблица 1. Результаты входной диагностики

Ребенок №1 Ребенок легко вступает в контакт со взрослым, проявляет коммуникативные навыки, ориентируется в пространстве, воспринимает инструкцию, голос, выполняет действие

Ребенок №2 Слабый интерес к предметной деятельности, недостаточное владение культурно -фиксированными действиями с предметами, непонимания требований к выполнению действий со стороны взрослого

Ребенок №3 Владеет культурно-фиксированной деятельностью с предметами, но не сопровождает речью, не проявляет настойчивости в предметно-игровых ситуациях

Ребенок №4 Слабый интерес к предметной деятельности, недостаточное владение культурно -фиксированными действиями с предметами, непонимания требований к выполнению действий со стороны взрослого

Наблюдение за ребенок и родителем

■II

Ребенок 1 Ребенок 2 Ребенок 3 Ребенок 4

■ Понимание речи взрослого ■ Коммуникативное сопровождение действий

■ Выполнение интрукций

6

5

4

3

2

0

Анализ диагностики коммуникативных навыков свидетельствует о том, что у ребенка 1, ребенка 2, ребенка 3 - доминирует низкий уровень контакта со взрослыми, непонимание обращенной речи, отсутствие сопровождающей речи ребенка в манипулятивных действиях. В редких случаях дети, страдающие задержкой развития речи (ЗРР), проявляют высокий уровень развития своей ситуативно-личностной сферы. Однако недоразвитие речи является препятствием для установления контактов со сверстниками и для развития здоровых отношений с окружающими. Такие условия мешают полноценному развитию ребенка и могут усиливать и поддерживать его недостатки, как указывал Лев Выготский. Что ещё раз подчеркивает важность и актуальность вопроса о изучении развития и формирования общения у детей с ЗРР.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. М. И. Лынская. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий / М. И. Лынская; ред. С. Н. Шаховская. - изд. Парадигма, 2012 - 128с.

2. Е. А. Янушко. Развитие речи у детей раннего возраста (1 -3 года) / Е. А. Янушко; под ред. А. Дорофеевой. - изд. Мозаика-синтез, 2012 - 64с.

3. О. Э. Литвинова. Речевое развитие детей раннего возраста. Часть 3. Владение речью как средством общения. Конспекты / О. Э. Литвинова; под ред. Л. В. Белкановой. - изд. Детство-пресс, 2018, 128с.

4. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. - М: Мозаика-Синтез, 2008, 168 с.

Zueva A.A.

Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg, Russia)

DEVELOPMENT OF COMMUNICATION SKILLS IN YOUNG CHILDREN WITH DELAYED SPEECH DEVELOPMENT

Abstract: the paper presents the materials of input diagnostics for research work in the direction of Early comprehensive care - the development of communication skills in young children with delayed speech development. The results of the survey according to the chosen methodology are presented. These diagnostics will help to build further work on the formation of communication skills in children with OCD at the age of 2-3 years.

Keywords: communication, speech development delay, expressive speech, active speech, subject activity, skill, communication, speech, mutual understanding with parents, contact with peers, manipulative activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.