Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ, ИЗУЧАЮЩИХ ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ, В УСЛОВИЯХ ЯЗЫКОВОГО ОНЛАЙН-ЛАГЕРЯ'

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ, ИЗУЧАЮЩИХ ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ, В УСЛОВИЯХ ЯЗЫКОВОГО ОНЛАЙН-ЛАГЕРЯ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация образования / цифровые технологии / цифровая образовательная среда / РКИ / русский язык как иностранный / студенты / межуниверситетские языковые лагеря / онлайн-лагеря / речевые ситуации / темы иноязычного общения / коммуникативные навыки / китайский язык как иностранный / digitalization of education / digital technologies / digital educational environment / Russian as a foreign language / students / interuniversity language camps / online camps / speech situations / topics of foreign language communication / communication skills / Chinese-Thai as a foreign language

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Касюк Наталья Станиславовна, Ли Яньчунь

В работе описан опыт организации и проведения международного межуниверситетского языкового онлайн-лагеря для студентов, изучающих русский язык. Лагерь рассматривается как практико-ориентированное краткосрочное интенсивное обучение, организуемое с целью создания иноязычной языковой среды и повышения мотивации студентов к обучению. Представлены формат, задачи, содержание мероприятия, а также полученные результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Касюк Наталья Станиславовна, Ли Яньчунь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COMMUNICATION SKILLS OF STUDENTS STUDYING FOREIGN LANGUAGES IN THE CONDITIONS OF AN ONLINE LANGUAGE CAMP

The paper describes the experience of organizing and conducting an international interuniversity online language camp for students studying Russian and Chinese. The camp is considered as a practice-oriented shortterm intensive training organized with the aim of creating a foreign language environment and increasing students’ motivation to study. The format, tasks, content of the event, as well as the results obtained are presented.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ, ИЗУЧАЮЩИХ ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ, В УСЛОВИЯХ ЯЗЫКОВОГО ОНЛАЙН-ЛАГЕРЯ»

УДК 378.016:811.161.1+ ГРНТИ 14.35.01 Код ВАК 5.8.2

378.016:811.581+378.18

Н. С. Касюк

Минск, Беларусь Далянь, Китай SPIN-код: 1905-7930

Ли Яньчунь

Далянь, Китай

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ, ИЗУЧАЮЩИХ ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ, В УСЛОВИЯХ ЯЗЫКОВОГО ОНЛАЙН-ЛАГЕРЯ

АННОТАЦИЯ. В работе описан опыт организации и проведения международного межуниверситетского языкового онлайн-лагеря для студентов, изучающих русский язык. Лагерь рассматривается как практико-ориентированное краткосрочное интенсивное обучение, организуемое с целью создания иноязычной языковой среды и повышения мотивации студентов к обучению. Представлены формат, задачи, содержание мероприятия, а также полученные результаты.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: цифровизация образования; цифровые технологии; цифровая образовательная среда; РКИ; русский язык как иностранный; студенты; межуниверситетские языковые лагеря; он-лайн-лагеря; речевые ситуации; темы иноязычного общения; коммуникативные навыки; китайский язык как иностранный

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ: Касюк Наталья Станиславовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры прикладной лингвистики филологического факультета, Белорусский государственный университет; 220030, Беларусь, г. Минск, ул. К. Маркса, 31, каб. 55; иностранный эксперт факультета русского языка Института иностранных языков, Даляньский политехнический университет; 116024, Китай, г. Далянь, р-н Ганьцзинцзы, ул. Лингун, 2, корпус Хайянь; e-mail: nataliakas@yandex.ru

Ли Яньчунь, магистр филологии, доцент, декан факультета русского языка Института иностранных языков, Даляньский политехнический университет; 116024, Китай, г. Далянь, р-н Ганьцзинцзы, ул. Лингун, 2, корпус Хайянь; psy.li@163.com

© Касюк Н. С., Ли Яньчунь, 2023

N. S. Kasiuk

Minsk, Belarus Dalian, China

Li Yanchun

Dalian, China

DEVELOPMENT OF COMMUNICATION SKILLS OF STUDENTS STUDYING FOREIGN LANGUAGES IN THE CONDITIONS OF AN ONLINE LANGUAGE CAMP

ABSTRACT. The paper describes the experience of organizing and conducting an international interuniversity online language camp for students studying Russian and Chinese. The camp is considered as a practice-oriented short-term intensive training organized with the aim of creating a foreign language environment and increasing students' motivation to study. The format, tasks, content of the event, as well as the results obtained are presented.

KEYWORDS: digitalization of education; digital technologies; digital educational environment; Russian as a foreign language; students; interuniversity language camps; online camps; speech situations; topics of foreign language communication; communication skills; Chinese-Thai as a foreign language

ABOUT THE AUTHORS: Kasiuk Nataliia Stanislavovna, Candidate of Philology, Associate Professor of Department of Applied Linguistics of Faculty of Philology, Belarusian State University (Minsk, Belarus); Foreign Expert of the Russian Language Faculty of School of Foreign Languages, Dalian University of Technology (Dalian, China)

Li Yanchun, Master of Philology, Associate Professor, Dean of Faculty of Russian Language of School of Foreign Languages, Dalian University of Technology (Dalian, China)

В связи с пандемией многие студенты, изучающие иностранные языки, длительное время не имели возможности погрузиться в естественную языковую среду, пообщаться с носителями языка (за исключением преподавателя), посетив страну изучаемого языка в образовательных и туристических целях. В результате сложившейся ситуации возникла проблема языкового барьера, который не только снижает коммуникативные способности обучающихся в силу отсутствия практики, но и выступает демотивирующим фактором в изучении иностранного языка. В этой связи крайне важна работа по организации искусственной и естественной языковой среды.

В данной статье описан опыт работы по организации естественной языковой среды в рамках языкового онлайн-лагеря - 2023 на базе китайского и российского университетов (Даляньский политехнический университет (далее - ДПУ) и Петрозаводский государственный университет (далее - ПетрГУ)) для студентов, изучающих русский и китайский языки соответственно (факультет русского языка Института иностранных языков ДПУ и Институт филологии ПетрГУ).

В условиях описанной ситуации перед преподавателями РКИ и руководством факультета русского языка ДПУ встала задача организации ежегодного летнего практического курса. Крайне важно было найти и внедрить оптимальную форму организации и проведения практико-ориентированного краткосрочного интенсивного обучения. В результате обсуждения и при поддержке и взаимодействии дружественного университета таким форматом обучения был выбран международный межуниверситетский языковой (лингвистический) онлайн-лагерь как специализированное мероприятие, позволяющее обучающимся улучшить свои языковые навыки. Лагерь позволяет создать образовательное пространство, приближенное к реальным языковым условиям, в рамках которого возможно создание естественных условий взаимодействия языков, погружения в разные иноязычные среды, интеграции межпредметных связей; практиковать несколько иностранных языков на одном уровне с опорой на имеющийся опыт [Глумова, Елхимова 2020].

С российской стороны в работе лагеря приняли участие студенты 2 курса, обучающиеся в ПетрГУ по направлению «Русский язык как иностранный, китайский язык», с китайской стороны - студенты 2 и 3 курсов факультета русского языка ДПУ, изучающие русский язык, а также преподаватели Института филологии ПетрГУ и факультета русского языка ДПУ (всего более 30 человек)1.

Важно отметить, что общение в рамках языкового лагеря позволяет развивать коммуникативные навыки на иностранном языке не только за счет создания языковой среды, но и в силу вовлечения эмоциональной составляющей личности обучающегося (студентов заинтересовали внешний вид партнеров, их увлечения, манера держаться в полу- и неофициальной ситуа-

1 Сотрудничество ПетрГУ и Даляньского политехнического университета (Китай). URL: https://petrsu.ru/news/2023/121110/sotrudnitchestvo-pet (дата обращения: 10.06.2023).

циях общения и т. п.), что является важным стимулом для повышения мотивации и поддержания интереса к изучению языка и культуры страны [Глумова, Елхимова 2020].

Программа лагеря была разработана организаторами с учетом предпочтений самих студентов. Важным аспектом является выбор тем, которые должны быть интересны студентам и актуальны. На основе опроса студентов ДПУ были отобраны востребованные коммуникативные темы, среди которых следующие: «Любимые современные фильмы», «Ваше свободное время», «С какими людьми вам нравится дружить?», «Путешествия», «Почему вы изучаете китайский язык?», «Удобные и полезные в повседневной жизни приложения для заказа еды, для организации путешествий, бронирования гостиниц», «Как подружиться с китайцем / китаянкой» и др.

Как можно увидеть, темы иноязычного общения содержат актуальную информацию социального, культуро- и страноведческого характера, направлены на развитие коммуникативной и социокультурной компетенций обучающихся.

Двустороннее общение строилось таким образом, что, опираясь на имеющуюся языковую базу, студенты обеих сторон общались на предложенные темы с носителями языка на китайском / русском языке (в зависимости от обсуждаемого вопроса). В плане развития коммуникативной компетенции такой двуязычный формат позволил обогатить лексический запас, применить на практике известные грамматические структуры и освоить новые, развить аудитивные навыки, навыки неподготовленной речи на иностранном языке, совершенствовать компенсаторную компетенцию, что важно для инофона, владеющего языком на уровне ТРКИ-1 / В1, в общении с носителем языка. Таким образом, в рамках языкового лагеря были проработаны 2 блока:

1) базовый курс иностранного языка (русского и китайского) и

2) культуро- и страноведческий блок.

Коммуникативное взаимодействие китайских и российских студентов было реализовано при минимальном участии преподавателей (оргмомент, инструктаж, приветственное слово на открытии) с целью максимально приблизить общение к естественным условиям. Известно, что общение в формате «студент - студент» в естественной коммуникативной (речевой) ситуации обладает стимулом к речи, способствует развитию навыка неподготовленного общения на иностранном языке.

На этапе подготовки преподаватели ДПУ и ПетрГУ обменялись информацией об исходном уровне владения языком студентами, провели мониторинг их интересов и потребностей, обобщили темы иноязычного общения, обсудили количество отводимого на обсуждение коммуникативной темы времени, уточнили модели взаимодействия, распределили роли в студенческих группах [Серединцева 2007: 41].

Условия ситуации (неформальная обстановка, схожесть ролей в общении, чувственно-эмоциональный фактор, визуальный контакт участников коммуникативной ситуации, зрительная наглядность в виде презентации, ключевые слова и выражения в тексте презентации и проч.) во многом определили речевую реакцию, ее объем, вызвали интерес у обучающихся, побудили к активному спонтанному общению (комплименты, комментарии, импровизации, примеры из собственного опыта) и успешному решению поставленных речевых задач [Соловова 2002: 45].

В процессе работы лагеря были решены следующие образовательные, развивающие и воспитательные задачи:

• овладение студентами основными понятиями и технологиями онлайн-коммуникации в формате онлайн-лагеря;

• формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям культуры страны изучаемого языка, знакомство с жизнью своих сверстников из другой страны;

• формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний об изучаемом языке за счет общения с носителями языка, развитие навыков аудирования и говорения;

• создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки.

Практическим результатом работы онлайн-лагеря, ориентированным на перспективу, стало создание группового чата, в рамках которого российские и китайские студенты продолжают неформальное общение.

Отметим, что в ходе обратной связи со стороны студентов отрицательных отзывов обнаружено не было. Более того, обучающиеся высоко оценили саму возможность общения на иностранном языке с носителями, для них это был первый опыт межкультурной коммуникации (за исключением общения с преподавателями). Студенты смогли увидеть свои слабые стороны

(необходимость развивать аудитивный навык и навык неподготовленной устной речи), а также отметили, что общение в рамках языкового лагеря повысило их мотивацию к изучению русского языка и общению на нем. Опираясь на принцип «обучая, учусь», китайские и российские студенты в условиях языкового онлайн-лагеря помогали друг другу совершенствовать навыки общения на иностранном языке.

Таким образом, языковой лагерь представляет собой востребованную в современных условиях, краткосрочную интенсивную форму обучения иностранным языкам. Иноязычная коммуникативную среда способствует развитию коммуникативных навыков обучающихся.

ЛИТЕРАТУРА

Бабенко, И. И. Традиции и инновации методики обучения русскому языку как иностранному в Китае / И. И. Бабенко, Ц. Цзян // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2016. -№ 10 (175). - С. 121-124. - EDN WMGOUF.

Видова, Т. А. Возможности цифровой образовательной среды вуза при обучении профессионально-ориентированному иностранному языку / Т. А. Видова // Актуальные проблемы преподавания профессионально-ориентированного иностранного языка : сборник научных статей по итогам Международной научно-практической конференции, Рязань, 05 апреля 2023 года. - Рязань : Индивидуальный предприниматель Коняхин Александр Викторович, 2023. - С. 16-18. - EDN WFBBMC.

Глумова, Е. П. Языковой лагерь как среда интенсивного формирования мультилингвизма в региональных условиях / Е. П. Глумова, Е. М. Елхимова // Современные проблемы науки и образования. -2020. - № 6. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30403 (дата обращения: 20.12.2023).

Карасюк, Н. Д. Применение игровых технологий для закрепления лексико-грамматических навыков китайского языка в условиях цифро-визации обучения / Н. Д. Карасюк // Язык и культура в глобальном мире. - СПб. : Издательство «ЛЕМА», 2023. - С. 147-150. - EDN TZCOFI.

Карасюк, Н. Д. Применение методов геймификации при обучении китайскому языку в высшей школе / Н. Д. Карасюк // Лингвистика и образование : материалы международной научно-практической конференции, посвященной 150-летию Московского педагогического государственного университета, Москва, 24-25 ноября 2022 года. - М. : Московский педагогический государственный университет, 2023. - С. 293296. - EDN YYJPVR.

Ли, Х. Новые педагогические условия обучения китайскому языку как иностранному / Х. Ли // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. - 2023. - № 8. - С. 8890. - DOI: 10.37882/2223-2982.2023.8.25. - EDN JWPPWA.

Серединцева, А. Н. Коммуникативно-ситуативное обучение студентов педагогического колледжа иностранному языку (на материале английского языка) : дис. ... канд. пед. наук :13.00.02 / А. Н. Серединцева. - Волгоград, 2007. - 218 с.

Сибиряков, А. В. Геймификация образовательного процесса при обучении иностранному языку в современном вузе / А. В. Сибиряков // Проблемы современного педагогического образования. - 2023. - № 784. - С. 193-195. - EDN CBZMWU.

Сибиряков, А. В. Педагогические идеи эффективной реализации персонализированной модели обучения иностранному языку в вузе / А. В. Сибиряков // Актуальные вопросы лингвистики и лингводидактики в контексте межкультурной коммуникации : сборник материалов III Всероссийской научно-практической онлайн-конференции, Орел, 30 марта 2023 года / под редакцией О. Ю. Ивановой. - Орел : Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева, 2023. - С. 864-868. -EDN KIOYXY.

Синхуа, В. Проблемы и перспективы использования новых образовательных подходов в преподавании и изучении русского языка в высшей школе Китая / В. Синхуа, Ц. Шаочжи // Yearbook of Eastern European Studies. - 2017. - № 7. - С. 105-114. - EDN ZVFTUJ.

Синьсин, Х. Преподавание русского языка в Китае / Х. Синьсин // Буслаевские чтения : сборник научных статей X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Пенза, 14-21 апреля 2022 года / под общей редакцией Л. П. Перепелкиной. - Пенза : Пензенский государственный университет, 2022. - С. 409-411. - EDN NJKVPS.

Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций : пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е. Н. Соловова. - М. : Просвещение, 2002. - 239 с.

Хуан, Л. Анализ типичных ошибок в процессе изучения китайского языка как иностранного / Л. Хуан, Ц. Гао // Вестник педагогических наук. - 2023. - № 1. - С. 149-152. - EDN WAEMAZ.

Хэ, О. А. Применение цифровых инструментов в обучении китайскому языку / О. А. Хэ // Грани познания. - 2023. - № 2 (85). - С. 26-32. -EDN DAAPZG.

Цзян, Ц. Проблемы и перспективы преподавания русского языка как иностранного в Китае / Ц. Цзян // Наука и образование : VI Всероссийский фестиваль науки. XX Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых в 5-ти томах, Томск, 18-22 апреля 2016 года. Том II, часть 1. - Томск : Томский государственный педагогический университет, 2016. - С. 156-161. - EDN XWDJLB.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.