Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ КАК ЧАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ'

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ КАК ЧАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
коммуникативные навыки / педагог / профессиональное общение / communication skills / teacher / professional communication

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пашкова В. В., Колчина О. Л.

В статье рассматривается значение общения в профессиональной деятельности педагога, роль развития коммуникативных навыков в профессиональной подготовке учителя, проблема развития коммуникативных навыков студентов СПО – будущих учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пашкова В. В., Колчина О. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COMMUNICATION SKILLS AS PART OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS

The article examines the importance of communication in the professional activity of a teacher, the role of the development of communication skills in the professional training of a teacher, the problem of the development of communication skills of students of vocational schools – future teachers.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ КАК ЧАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ»

УДК 377.8 Пашкова В.В., Колчина О.Л.

Пашкова В.В.

преподаватель Астраханский социально-педагогический колледж (г. Астрахань, Россия)

Колчина О.Л.

канд. псих. наук, преподаватель Астраханский социально-педагогический колледж (г. Астрахань, Россия)

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ КАК ЧАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Аннотация: в статье рассматривается значение общения в профессиональной деятельности педагога, роль развития коммуникативных навыков в профессиональной подготовке учителя, проблема развития коммуникативных навыков студентов СПО -будущих учителей.

Ключевые слова: коммуникативные навыки, педагог, профессиональное общение.

Основные компоненты профессионально-педагогической деятельности, обеспечивая ее целостность, в то же время отражают ее многофункциональный характер, что позволило исследователям выделить данные компоненты как самостоятельные деятельности, определить составляющие их действия, освоение которых педагогом обеспечивает профессиональную умелость и компетентность. Среди основных видов отдельного внимания заслуживает коммуникативная деятельность педагога. Коммуникация в процессе профессиональной деятельности учителя подразумевает построение межличностного взаимодействия и отношений, создающих условия для

организации эффективного педагогического процесса. По мнению Н.Н. Никитиной эта деятельность включает в себя такие действия как: восприятие (перцепция) психологического состояния партнеров по общению - учеников, коллег, родителей и/или законных представителей обучающихся, определение их индивидуальных особенностей на основе адекватной интеграции внешних сигналов, осуществление коммуникативной атаки - привлечения к себе внимания, установление психологического контакта с группой, с каждым учеником, управление общением в процессе совместной деятельности, которое подразумевает распределение внимания, быстрое реагирование на возникающие барьеры в общении и их преодоление на основе сотрудничества и равноправного партнерства [6].

Таким образов учитель посредством коммуникации осуществляет важные профессиональные функции. Однако было бы не справедливо рассматривать процесс коммуникации вне такого явления как общение.

Общение в педагогической профессии является одним из основных инструментов профессиональной деятельности.

Часто в современной психологии и педагогике понятия «общение» и «коммуникация» отождествляются, но всё же между ними существует смысловое различие.

Философ и культуролог М.С. Каган считает, что «коммуникация» — это чисто информационный процесс, т. е. передача сообщений. Подлинное общение - это именно субъект-субъектная связь, при которой «нет отправителя и получателя сообщений, а есть собеседники, соучастники общего дела». Из этого определения следует, что общение, в отличие от коммуникации, имеет двусторонний характер, т.е. предполагает диалог, в то время как коммуникация -монологична [5]. Коммуникация является лишь отдельной стороной общения, тем не менее эффективность педагогического общения во многом зависит от степени развития коммуникативных навыков учителя.

Согласно К.П. Зайцевой, выделяются следующие компоненты коммуникативных навыков:

1) комплекс индивидуально-психологических качеств личности социальной направленности (контактность, эмпатичность, доброжелательность),

2) знания, умения и навыки социально-коммуникативной деятельности (знание законов бесконфликтного поведения, умение быстро ориентироваться в знакомой и незнакомой ситуации и др.),

3) желание и потребность вступать в социально-коммуникативную деятельность,

4) умение анализировать и адекватно оценивать социально-коммуникативные ситуации и отслеживать своё состояние в деловых и личностных контактах с окружающими [4].

Общепризнанной можно считать структуру, предложенную Г.М. Андреевой, которая состоит из трех блоков коммуникативных знаний: коммуникативного, интерактивного и перцептивного. Коммуникативный блок предполагает наличие знаний, касающихся вербального и невербального общения. В коммуникативном процессе происходит не простое движение информации, но как минимум активный обмен ею.

Интерактивный блок включает навыки и умения активного воздействия и взаимодействия. Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее.

Перцептивный блок - умение активного восприятия. В самом общем плане можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе поступков [1].

Формирование навыков коммуникации является важным аспектом обучения будущих учителей, поскольку в будущем поможет успешно реализовывать профессиональные задачи и функции педагога.

С целью развития коммуникативных навыков будущих учителей были разработаны и проведены занятия и мероприятия со студентами, обучающимися по специальности «Преподавание в начальных классах» и «Физическая культура» на 1 - 4 курсах.

Ряд проведенных занятий предполагал знакомство обучающихся первого курса с теоретическими аспектами педагогического общения, включение студентов в имитационные игры, которые симулировали профессиональное общение учителя с учениками. Студентам предлагались педагогические ситуации, которые требовали адекватного выбора форм и средств общения, использование разнообразных стратегий и тактик педагогического общения.

Студенты познакомились с понятиями «педагогический такт», «педагогическая справедливость», узнали основные стили, типы педагогического общения и взаимодействия учителя с обучающимися. В качестве закрепления и проверки усвоенных знаний и навыков студентам предлагались тесты и практические задания.

Пример тестовых вопросов, для студентов первого курса:

Какой из стилей педагогического руководства несёт хаотичный характер, при этом взаимодействие с учениками зависит от настроения и прихоти учителя?

а) авторитарный, в) попустительский,

б) демократический, г) непоследовательный.

Какой из стилей педагогического руководства предполагает активность учеников, поощряет их самостоятельность?

а) авторитарный, в) попустительский,

б) демократический, г) непоследовательный.

Какой из стилей педагогического общения наиболее продуктивен для стимулирования интереса учеников к изучаемому предмету?

а) общение на основе дружеского расположения,

б) общение на основе профессиональных установок,

в) общение на основе устрашения,

г) общение - дистанция.

Чувство меры в проявлении требовательности, в форме выдвижения требований, особая чуткость в разрешении психологически «тонких» педагогических вопросов - это...

а) педагогическое мышление, в) педагогическое творчество,

б) педагогический такт, г) педагогическое мастерство.

Пример педагогических ситуаций, предлагаемых для анализа и

выработки стратегий педагогического общения:

«Ученик 2 класса готовится к уроку. Достает из портфеля школьные принадлежности, долго ищет нужный учебник, тетрадь. Учитель недовольным тоном обращается к ученику: «Ну, долго ты ещё будешь там копаться, Иванов! Сколько можно. Надо заранее готовиться к уроку. Почему ты вечно всех задерживаешь?!». Задание: проанализируйте речь учителя, какие ошибки коммуникации вы увидели? Предложите свой вариант решения ситуации используя соответствующие речевые конструкции».

С целью отработки практических навыков успешной коммуникации со студентами проводились тренинговые занятия, которые были направлены на развитие различных компонентов коммуникационных навыков. Например, для развития умения пользоваться языком жестов, мимикой, телом, а также с целью развития эмоционального интеллекта мы использовали упражнение «Пародия». Оптимальный размер группы для данного упражнения - 12-15 человек. Время проведения: 10-20 мин. В ходе упражнения студентом предлагалось продемонстрировать группе характерные невербальные знаки, привычки, штампы, которые удалось подсмотреть у своих товарищей. После демонстрации группа должна будет назвать человека, кому пародия адресована. Важным аспектом игры является то, что пародия на товарища по группе не должна носить уничижительный, оскорбительный характер. В первую очередь это уважительное указание на штампы поведения, которые, возможно, трудно определить самому, без подсказки. В завершении упражнения проходит обсуждение. Каждому участнику дают характеристику: насколько наблюдательны и артистичны они были. Удалось ли им не обидеть друг друга?

Поучилось ли тем, на кого была разыграна пародия, посмотреть на себя другими глазами?

Для развития речевых умений был проведен «Практикум речевого мастерства». В ходе практикума студентам предлагалось выполнить дыхательные упражнения, упражнения для разминки речевого аппарата, упражнения, способствующие развитию дикции. Приведем примеры некоторых упражнений.

Упражнение для развития навыков моделирования голоса и тона. Произнесите нижеприведенную фразу с разными интонациями: «Разве вы не знаете, что этот человек здесь больше не работает?» Прочтите фразу последовательно следующим тоном: спокойным, злобным, дружеским, язвительным, начальственным, печальным.

Упражнение, позволяющее тренировать мышцы дыхательного аппарата: произнесите без голоса глухие согласные, активно «взрывая» их: п! пь! п! пь! п! пь! п! пь! ... т! ть! т! ть! т! ть! т! ть! ... к! кь! к! кь! к! кь! к! кь! ...

Для отработки четкости и ясности произнесения согласных звуков и слов полезно использовать скороговорки, которые построены на сочетании согласных звуков, трудных для произношения. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово и каждый звук. Постепенно ускоряя темп необходимо следить, чтобы четкость и ясность произнесения не снижалась.

В целом, многие студенты отмечали, что проводимые занятия помогают будущим специалистам наладить доверительное и эффективное общение с учениками начальной школы в период прохождения педагогической практики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник / Г. М. Андреева. - 5-е изд. - Москва: Аспект Пресс, 2024. - 360 с;

2. Гоулман Дэниел. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман - М: Манн, Иванов и Фербер, 2024. - 576 с;

3. Гулян, Д. Речевое обаяние. Улучшить речь за 10 минут в день / Диана Гулян. - М: МИФ, 2024. - 176 с;

4. Зайцева, К.П. Формирование коммуникативных способностей школьников в учебно-воспитательной деятельности / К.П. Зайцева // Начальная школа + до и после. - 2019. - №4. с.78-83;

5. Лето, Я. В. Понятия «общение» и «коммуникация» в психологии / Я. В. Лето. // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 770-772;

6. Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухов М.А. Основы профессионально-педагогической деятельности. - М.: «Мастерство», 2002. - 288 с.

Pashkova V.V., Kolchina O.L.

Pashkova V.V.

Astrakhan Socio-Pedagogical College (Astrakhan, Russia)

Kolchina O.L.

Astrakhan Socio-Pedagogical College (Astrakhan, Russia)

DEVELOPMENT OF COMMUNICATION SKILLS AS PART OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS

Abstract: the article examines the importance of communication in the professional activity of a teacher, the role of the development of communication skills in the professional training of a teacher, the problem of the development of communication skills of students of vocational schools -future teachers.

Keywords: communication skills, teacher, professional communication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.