Научная статья на тему 'СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ «МЯГКИХ НАВЫКОВ» УЧИТЕЛЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ'

СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ «МЯГКИХ НАВЫКОВ» УЧИТЕЛЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
soft skills / базовые профессиональные компетенции / систематизация soft skills учителей / самопрезентация / медиакомпетенность / soft skills / basic professional competencies / systematization of soft skills of teachers / self-presentation / media competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чертов Виктор Федорович, Ерохина Елена Ленвладовна, Гетманская Елена Валентиновна

«Мягкие навыки» учителя рассмотрены в статье с позиций педагогической компаративистики, выявляющей общее и особенное в исторических явлениях. Предметом тематического анализа явились новейшие отечественные и зарубежные публикации, в которых конструируется рабочая типология «мягких навыков». Аргументирована необходимость формирования «мягких навыков» педагога уже на этапе профессионального образования. Отмечено распространение на практике единообразного подхода в развитии «мягких навыков» учителей, реализующегося в отрыве от возраста, опыта и личных качеств педагога. Установлена типологическая связь термина «мягкие навыки» с близкими понятиями, традиционно употреблявшимися в отечественной педагогике. В качестве рабочей типологии приняты четыре группы «мягких навыков»: коммуникация, коллаборация, критическое мышление, креативность; при этом для разновозрастных групп учителей добавлены самопрезентация и медиакомпетентность. Сформулирована перспективная задача учителя по формированию «мягких навыков» учащихся с опорой на собственный опыт использования “soft skills” в своей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чертов Виктор Федорович, Ерохина Елена Ленвладовна, Гетманская Елена Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIES FOR DEVELOPING A TEACHER’S SOFT SKILLS: PROBLEMS AND PROSPECTS OF RESEARCH

The soft skills of a teacher are considered in the article from the perspective of pedagogical comparative studies, which reveal the general and specific in historical phenomena. The latest domestic and foreign publications in which a working typology of soft skills is constructed were the subject of the thematic analysis. The necessity of developing soft skills of a teacher already at the stage of professional education is argued. The spread in practice of a uniform approach to the development of soft skills of teachers, implemented disregarding the age, experience and personal qualities of the teacher, has been noted. A typological connection has been established between the term “soft skills” and similar concepts traditionally used in domestic pedagogy. Four groups of soft skills are adopted as a working typology: communication, collaboration, critical thinking, creativity. At the same time, self-presentation and media competence were added for mixed-age groups of teachers. A teacher’s long-term task in developing students’ soft skills is formulated based on the teacher’s own experience of using soft skills in their professional activities.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ «МЯГКИХ НАВЫКОВ» УЧИТЕЛЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

УДК 37 ББК 74

DOI: 10.31862/1819-463X-2023-6-126-137

СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ

«МЯГКИХ НАВЫКОВ» УЧИТЕЛЯ:

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

ii

В. Ф. Чертов, Е. Л. Ерохина, Е. В. Гетманская

Аннотация. «Мягкие навыки» учителя рассмотрены в статье с позиций педагогической компаративистики, выявляющей общее и особенное в исторических явлениях. Предметом тематического анализа явились новейшие отечественные и зарубежные публикации, в которых конструируется рабочая типология «мягких навыков». Аргументирована необходимость формирования «мягких навыков» педагога уже на этапе профессионального образования. Отмечено распространение на практике единообразного подхода в развитии «мягких навыков» учителей, реализующегося в отрыве от возраста, опыта и личных качеств педагога. Установлена типологическая связь термина «мягкие навыки» с близкими понятиями, традиционно употреблявшимися в отечественной педагогике. В качестве рабочей типологии приняты четыре группы «мягких навыков»: коммуникация, коллаборация, критическое мышление, креативность; при этом для разновозрастных групп учителей добавлены самопрезентация и медиакомпетент-ность. Сформулирована перспективная задача учителя по формированию «мягких навыков» учащихся с опорой на собственный опыт использования "soft skills" в своей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: soft skills, базовые профессиональные компетенции, систематизация soft skills учителей, самопрезентация, медиакомпетенность.

Для цитирования: Чертов В. Ф., Ерохина Е. Л., Гетманская Е. В. Стратегии развития «мягких навыков» учителя: проблемы и перспективы исследования // Наука и школа. 2023. № 6. С. 126-137. DOI: 10.31862/1819-463X-2023-6-126-137.

1 Работа выполнена в рамках проекта 122061400039-9 «Исследование динамики развития "мягких навыков" у учителей различных возрастных групп».

© Чертов В. Ф., Ерохина Е. Л., Гетманская Е. В., 2023

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

STRATEGIES FOR DEVELOPING A TEACHER'S SOFT SKILLS: PROBLEMS AND PROSPECTS OF RESEARCH

V. F. Chertov, E. L. Erokhina, E. V. Getmanskaya

Abstract. The soft skills of a teacher are considered in the article from the perspective of pedagogical comparative studies, which reveal the general and specific in historical phenomena. The latest domestic and foreign publications in which a working typology of soft skills is constructed were the subject of the thematic analysis. The necessity of developing soft skills of a teacher already at the stage of professional education is argued. The spread in practice of a uniform approach to the development of soft skills of teachers, implemented disregarding the age, experience and personal qualities of the teacher, has been noted. A typological connection has been established between the term "soft skills" and similar concepts traditionally used in domestic pedagogy. Four groups of soft skills are adopted as a working typology: communication, collaboration, critical thinking, creativity. At the same time, self-presentation and media competence were added for mixed-age groups of teachers. A teacher's long-term task in developing students' soft skills is formulated based on the teacher's own experience of using soft skills in their professional activities.

Keywords: soft skills, basic professional competencies, systematization of soft skills of teachers, self-presentation, media competence.

Cite as: Chertov V. F., Erokhina E. L., Getmanskaya E. V. Strategies for developing a teacher's soft skills: problems and prospects of research. Nauka i shkola. 2023, No. 6, pp. 126-137. DOI: 10.31862/1819-463X-2023-6-126-137.

Развитие «мягких навыков» ("soft skills") в разных сферах профессиональной деятельности в настоящее время справедливо оценивается как процесс динамического преобразования личности в течение всей жизни. Предварительный анализ современных публикаций, посвященных «мягким навыкам», их типологии и взаимодействию c «жесткими навыками» («hard skills»), ключевыми профессиональными компетенциями учителя, а также изучение практического опыта отдельных учителей, их устных и письменных высказываний свидетельствуют, во-первых, о безусловной значимости «мягких навыков», рассматриваемых в совокупности с «жесткими навыками», в достижении основных целей обучения и воспитания; во-вторых, об определяющем влиянии отдельных «мягких навыков» учителя на формирование

интересов, способностей обучающихся, развитие их мотивации, достижение предметных, метапредметных и личностных результатов обучения, создание особой атмосферы, гармонических взаимоотношений всех участников образовательного процесса; в-третьих, о разной степени владения «мягкими навыками» и динамики их развития у учителей разных возрастных групп и о разном отношении к таким навыкам (от стремления овладеть и добиться результатов, развивать в себе лидерские качества и активно представлять себя в публичном пространстве - до полного неприятия таких устремлений и скептического отношения к лидерству, креативности и публичности).

Следует констатировать, что в реальной практике подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей преобладают все же коллективные

и групповые формы работы, которые не всегда соотносятся с возрастными особенностями и личностными характеристиками учителя (способности, воля, темперамент, характер, эмоции, мотивация). Между тем действующие нормативные документы в сфере образования, в первую очередь обновленные федеральные государственные образовательные стандарты, предполагают не только сформированные у учителя «жесткие навыки», ключевые профессиональные компетенции, но и наличие развитых «мягких навыков», в том числе социальных, психологических, коммуникативных, креативных.

Обзор новейших отечественных и зарубежных публикаций, в том числе работ зарубежных ученых, не переведенных на русский язык, был важен для систематизации накопленного опыта работы по развитию «мягких навыков» в разных профессиях и в деятельности педагогов, обобщения выделяемых учеными типов «мягких навыков», чтобы на этой основе создать рабочую типологию и использовать ее при осуществлении мониторинга, выявлении профессиональных дефицитов учителей разных возрастных групп и при разработке методических рекомендаций по развитию отдельных «мягких навыков», особенно важных и значимых в учительской профессии [см.: 1; 2].

Авторы статьи опирались на принципы педагогической компаративистики, сравнительно-исторический метод в педагогике, с помощью которого выявляется общее и особенное в исторических явлениях путем сопоставления различных исторических ступеней развития или разных сосуществующих явлений [см.: 3; 4]. Этот метод может стать основой для выводов об отдельных тенденциях, закономерностях в развитии отечественного образования и педагогической науки, а также о специфике, неповторимости нашего педагогического и методического опыта.

С целью определения теоретических основ исследования динамики развития «мягких навыков» в современном социуме, мы обратились к обзору публикаций зарубежных специалистов, сосредоточив особое внимание на работах, написанных в последнее десятилетие (преимущественно на английском и немецком языках), которые еще не были включены в научный дискурс и почти не упоминаются на отечественных электронных ресурсах, где и сосредоточен основной массив информации о «мягких навыках» в разных сферах профессиональной деятельности, бизнес-среде [см.: 2].

Подобные аналитические обзоры у нас уже предпринимались. Так, например, в статье И. К. Цаликовой и С. В. Па-хотиной «Научные исследования по вопросам формирования soft skills (обзор данных в международных базах Scopus, Web of Science)» учитывается около 40 публикаций, справедливо утверждается, что «масштабные теоретические исследования по теме формирования гибких навыков уже выполнены за рубежом начиная с 1950-1960-х гг.», и делается вывод о том, что российская «педагогическая наука, имеющая схожие с зарубежной педагогикой тенденции развития, в последние годы проходит те же стадии, которые другие страны прошли ранее» [5, с. 193, 199].

Множество переводных изданий, посвященных проблематике soft skills в бизнесе, уже давно получили распространение в российском медийном пространстве. Некоторые из этих изданий размещены в свободном доступе. Чаще всего это не исследования, а описание практического опыта, живой разговор, однако есть и работы социологов, психологов, которые основываются на глубоком анализе тех изменений, которые происходят в социуме, бизнес-среде и психологии человека. В качестве примера можно привести, в частности, книги Д. Гоулмана «Эмоциональный интеллект», Х. Вейсингера, Дж. П. Полив-Фрая

«Под давлением. Как добиваться результатов в условиях жестких дедлайнов и неопределенности», К. Дуэка «Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей» и др. [6-8].

Анализ работ отечественных специалистов показывает, что в большинстве случаев термины «мягкие навыки» и «гибкие навыки» используются как ря-доположные, а в отдельных публикациях устанавливается типологическая связь термина «мягкие навыки» с близкими понятиями, имеющими традицию употребления в нашей педагогической науке. Так, А. Э. Цымбалюк и В. О. Виноградова проводят параллель с понятием «деятельностно важные качества профессионала», введенным Ю. П. По-варенковым [9, с. 122] и означающим «качества индивида, которые влияют на эффективность реализуемых профессионалом типов, видов и форм деятельности и через которые они реализуются» [10, с. 28]. Предполагается, что специалист решает две группы задач: собственно профессиональные и метапрофессиональные, связанные с профессиональным и личностным ростом, становлением и реализацией. Решение метапрофессиональных задач побуждает человека овладевать «мягкими навыками» и развивать их. Эти же исследователи соотносят « мягкие навыки» с компетентностью, определенной В. Д. Шадриковым как «приобретение личности, благодаря которому человек может решать конкретные задачи» [11, с. 135]. А. В. Гизатуллина, О. В. Шату-нова устанавливают (применительно к сфере педагогической деятельности) соответствие «мягких навыков» и над-профессиональных навыков учителей, соотносят мягкие навыки с универсальными и общепрофессиональными компетенциями [12].

Все отечественные исследователи единодушны в признании необходимости формировать «мягкие навыки» уже на этапе профессионального обра-

зования, а также того, что традиционные методы (лекции, репродуктивные упражнения - «сообщение информации об явлении») неэффективны для решения этой задачи. Выделим три работы, в которых предлагаются способы формирования «мягких навыков» у студентов. Ж. А. Амантай отмечает, что существует два подхода к формированию гибких навыков у студентов. «Первый (soft через soft) - обучать гибким навыкам непосредственно, через отдельные специальные курсы/модули в рамках вариативного компонента учебного плана. Второй подход (soft через hard) - использовать потенциал всех изучаемых дисциплин в сочетании с дополнительным образованием, внеучебной, воспитательной работой» [13]. В. О. Сосков предлагает внедрять в вузах систему ко-учинга, когда уже владеющие «мягкими навыками» студенты проводят мастер-классы, деловые игры, коворкинги и другие формы занятий со студентами младших курсов [14, с. 477-478]. Т. А. Яркова и И. И. Черкасова справедливо отмечают, что поскольку профессия учителя является публичной, то особо значимыми выступают навыки самопрезентации; умения выстраивать отношения со всеми участниками образовательного процесса; способность и готовность решать творческие задачи; проявлять лидерские качества [15, с. 223]. Эти навыки и умения становятся особенно актуальными в эпоху цифровизации.

Обращаясь к анализу публикаций отечественных педагогов, посвященных развитию «мягких навыков» у учителей, мы также учитывали тот огромный позитивный опыт, который был накоплен российской (и советской) педагогической наукой и практикой преподавания, и связывали современную проблематику нашего исследования с актуальной для предшествующих эпох проблематикой. Рассмотренные выше «мягкие навыки» постоянно включались в те личностные качества педагога, которые

вели его к успеху, повышали эффективность его работы. О том, что это были именно качества личности, а не профессиональные компетенции, свидетельствуют известные публикации наших выдающихся педагогов. Их названия часто содержат красивые метафоры, однако эти метафоры прекрасно характеризуют отношение педагога к тому, что он делает, и к своей профессии в целом. Достаточно привести лишь несколько таких названий: «Сердце отдаю детям» В. А. Сухомлинского, «Уроки нравственного прозрения» Л. С. Айзермана [16; 17].

Опыт отечественных педагогов показывает также, что многие начинания, движения, совместные проекты в дидактике и методике обучения были связаны с созданием групп, объединений, которые активно заявляли о себе не только в своих научных публикациях, но и в СМИ. Многие из этих движений так или иначе могут вполне соотноситься с проблематикой современных исследований, посвященных «мягким навыкам» учителей (и их учеников). Приведем наиболее показательный пример из отечественной педагогической традиции. В 1986 г. группа учителей-новаторов (В. Ф. Шаталов, И. П. Волков, Е. Н. Ильин, М. П. Щетинин, С. Л. Соловейчик и др.) опубликовала в «Учительской газете» манифест «Педагогики сотрудничества». Далее последовал целый ряд публикаций, в том числе известный и неоднократно переиздававшийся сборник, своеобразная антология передового опыта «Педагогический поиск» [18], выступления по радио и на телевидении, конференции и семинары, встречи с учителями. В упомянутом выше манифесте самым тесным образом перекликаются как сугубо профессиональные, дидактические, методические решения проблемы сотрудничества на уроках (сознательность обучения, создание интеллектуального фона, идея «опоры», блочная подача материала и др.), так и собственно «мягкие навыки» как необходимые условия

успеха (работа на «опережение», коллективистские отношения, позитивная диалогичность между участниками образовательного процесса, доверие, наличие творческого самоуправления, позитивное взаимодействие с родителями и др.) [19].

Во многих публикациях отечественных и зарубежных специалистов есть подходы к созданию типологии «мягких навыков», хотя по большей части это, скорее, более или менее развернутый их перечень, что объясняется отчасти тем, что сам термин soft skills, заимствованный из бизнеса и политики, не сразу был принят в научном дискурсе. Однако попытки классификации и систематизации предпринимались неоднократно. Создание типологии «мягких навыков» в их соотношении со спецификой профессиональной деятельности является исследовательской задачей, требующей своего решения. Как правило, представленные в литературе классификации «мягких навыков» не учитывают особенности профессиональных задач, выполняемых человеком. И это неслучайно: «мягкие навыки» в их наиболее общем понимании универсальны, не зависят от профессии и определяют эффективность человека в любой сфере деятельности.

В качестве рабочей типологии нами были приняты четыре группы «мягких навыков», устоявшиеся в отечественной практике обучения, - 4К: коммуникация, коллаборация (сотрудничество), критическое мышление, креативность [20]. При этом отдельно выделены для дальнейшего исследования и внедрения в методическую систему развития «мягких навыков» у учителей разных возрастных групп еще два типа: самопрезентация и медиакомпетентность.

В целом ряде проходивших в последние годы конкурсов, конференций, фестивалей с участием школьников, студентов, молодых преподавателей, молодых ученых, в том числе органи-

зованных образовательным центром поддержки одаренных детей «Сириус», многие направления работы были прямо связаны с развитием «мягких навыков»: навыков коммуникации, самопрезентации, креативности, критического мышления. Московский педагогический государственный университет (МПГУ) в течение нескольких лет выступает со-организатором Московского международного фестиваля творческих открытий и инициатив «Леонардо». Основные направления деятельности фестиваля прямо связаны с задачами формирования «мягких навыков» уже с дошкольного возраста.

Важным направлением, содействующим развитию «мягких навыков» и в то же время способствующим повышению результативности и эффективности обучения и воспитания современных школьников, много времени проводящих в виртуальном пространстве, становится использование на уроках и во внеурочной деятельности по предмету, а также в ходе подготовки и проведения внеклассных мероприятий новейших медиажанров, медиаформатов, текстов «новой природы», креолизован-ных и поликодовых текстов (лонгрид, сторителлинг, буктрейлер, интерактивный плакат и др.), широко представленных в медиапространстве. Данная проблематика, нашедшая отражение в целом ряде публикаций, посвященных собственно медийной культуре [21; 22], постепенно входит к круг тех вопросов, которые обсуждают специалисты по частным методикам и учителя-практики, описывая опыт использования текстов «новой природы», предлагая конкретные методические рекомендации по изучению отдельных учебных предметов в контексте современного медиа-пространства [23-25].

Студенты педагогических вузов (или вузов, реализующих образовательные программы по направлению «Педагогическое образование») более активно

включаются в работу по развитию «мягких навыков» в процессе предметной и методической подготовки, на занятиях по педагогике и методике обучения отдельным предметам, а также дисциплин по выбору. При этом выбор последних во многом может быть обусловлен не только интересом к обозначенной проблематике, но иногда и стремлением преодолеть существенные пробелы в образовании и развитии, предупредить возможные профессиональные дефициты.

Весь спектр предлагаемых программ высшего педагогического образования довольно основательный и предполагает формирование у обучающихся целого комплекса «мягких навыков». Реализации этой задачи содействуют основные направления деятельности научных школ и профессиональных коллективов. Одной из таких школ в МПГУ, прямо связанной с проблематикой развития «мягких навыков», является научная школа Т. А. Ладыженской, ученики которой развивают идеи своего учителя на кафедре риторики и культуры речи. В университете разработана система развития коммуникативной компетенции будущих учителей с учетом динамики их профессионального становления, которая может быть представлена в следующем виде: I курс. Речевая ситуация погружения в университетский дискурс и подготовки к профессиональному речевому общению (дисциплина «Речевые практики»); III (IV) курс. Педагогическое общение, в том числе в ходе производственной практики (дисциплина «Педагогическая риторика»); Магистратура. Профессиональное общение учителя-исследователя (дисциплина «Академическая риторика»).

Важным направлением деятельности Научно-методического центра сопровождения педагогических работников, созданного на базе МПГУ, стала подготовка и проведение ежегодного Научно-педагогического форума «Проектные

практики школы ХХ1 века», задачи которого во многом соответствовали концепции развития «мягких навыков» не только у учителей, но и у дошкольников и школьников [26, с. 9].

На этапе непрерывного повышения профессионального мастерства значимую роль в развитии «мягких навыков» играет система повышения квалификации и переподготовки педагогических работников. Анализ «Федерального реестра дополнительных профессиональных программ педагогического образования» [27] наглядно демонстрирует постепенное увеличение доли программ, заявляющих проблематику развития «мягких навыков» у учителей и обучающихся. Это подтверждает поиск, осуществленный по ключевым словам, на «Едином федеральном портале дополнительного профессионального педагогического образования» (https:// dppo.apkpro.ru/info). Так, например, на запрос "soft skills" мы получаем сразу несколько программ, например: «Soft Skills: гибкие компетенции в профессиональном образовании» (Архангельский областной институт открытого образования); «Методика формирования софт-и селфскиллс у студентов при проведении учебных занятий» (Ямало-Ненецкий региональный институт развития образования); «"Soft skills" (гибкие навыки) современного руководителя (в том числе методиста) ДОО» (Вологодский институт развития образования); «Методика формирования компетенций «4К» в цифровой среде» (Тамбовский областной институт повышения квалификации работников образования) и др.

Следует только положительно оценивать сам факт появления данных программ в системе дополнительного профессионального педагогического образования. Они, безусловно, вызывают интерес, обозначают важные направления и современные подходы к подготовке и повышению квалификации учителей, хотя по большей части предлагают преи-

мущественно знакомство с нормативными документами, принципиальными отличиями «мягких навыков» от «жестких навыков», учитывают положительный опыт работы по развитию «мягких навыков», в том числе собственный региональный опыт. В большинстве программ развитие «мягких навыков», что вполне справедливо, встроено в общую систему развития профессиональных компетенций (в ряде случаев речь идет о «глобальных компетенциях», «компетенциях XXI столетия»), связывается с такими актуальными проблемами современного дополнительного профессионального образования, как развитие функциональной грамотности, критического мышления, креативного мышления, навыков работы в команде и др.

Самый широкий спектр программ дополнительного профессионального образования, связанных с развитием «мягких навыков», предлагается в МПГУ. Отметим лишь некоторые из них, реализованные в 2022 г.: «Информационно-коммуникационные технологии в практике работы учителя-предметника» (Институт математики и информатики); «Медиаобразовательные технологии как инструмент воспитательной работы», «Информационно-медийное сопровождение проектной деятельности»; «Современные медиакомпетенции педагога дополнительного образования» (Институт журналистики, коммуникации и медиаобразования); «Мультидисци-плинарные аспекты реализации технологии проектно-исследовательской деятельности в школе ХХ1 века» (Институт филологии).

Серьезным стимулом для развития «мягких навыков» учителя стали конкурсы профессионального мастерства, в которых участвуют общеобразовательные организации фактически всех регионов страны. В истории конкурса можно отметить такие формы самопрезентации, как «визитная карточка», «хобби», «страница в Интернете», «учительский

сайт» и др. И здесь особенно заметно, какой дополнительный эффект привносят в уроки конкурсантов их увлечения (пением, хореографией, театром, видеосъемками, музицированием, моделированием одежды, рукоделием и др.) [28]. При более или менее равных профессиональных (собственно предметных, методических) решениях конкурсных задач финалистами чаще всего в лидеры выходят именно те конкурсанты, которые проявляют личностные качества. На это нацеливают и сами конкурсные задания, и критерии их оценивания, в числе которых можно выделить почти полный набор «мягких навыков».

Предварительные результаты фронтального опроса, проведенного в 28 регионах Российской Федерации (960 учителей от 20 до 75 лет), наглядно продемонстрировали, с одной стороны, вполне устойчивую динамику развития и интерес к «мягким навыкам» у учителей разных возрастных групп, а с другой - выявили отдельные закономерности развития с учетом возраста и опыта учителей, некоторые различия в отношении к «мягким навыкам» и разную степень владения, что можно было ожидать, хотя эти различия все-таки не представляются принципиальными и не обозначают наличие определенных барьеров между разными поколениями учителей. Следовательно, не теряет своей значимости работа в команде, наставничество, сотрудничество, в том числе в сфере развития «мягких навыков». Однако очевидно также, что на основе полученных данных возможно формирование не только смешанных фокус-групп, но и групп, объединенных по возрасту.

К сожалению, понимание необходимости развития, совершенствования, и вообще владения «мягкими навыками» у учителей развито не у всех. Так, на вопросы со свободным ответом ответили только 51,9% опрошенных. Учитывая, что анкета была анонимной, можно было ожидать предельной

искренности, открытости и при этом конструктивного подхода, однако несколько анкет, заполненных учителями, показали и весьма низкий уровень культуры такого анонимного диалога, который часто ведется в соцсетях. Учителя всех возрастных групп среди отмеченных навыков в первую очередь выделили навык «Работать в состоянии неопределенности / Находить нестандартные подходы», что вполне объяснимо и связано с опытом работы в условиях пандемии, при смешанном и дистанционном формате обучения, а также в ситуации перехода на обновленные программы общего образования [см. подробнее: 29].

В ходе мониторинга профессиональных дефицитов мы обратились, помимо фронтального анкетирования, к индивидуальным опросам (в форме беседы, интервью, эссе, письма и др.), посвященным презентации собственных проблем, связанных с развитием «мягких навыков», или с представлением фрагментов «истории успеха», рассказа о достижениях, которые были во многом обусловлены владением «мягкими навыками», и о тех формах работы и конкретных людях, которые повлияли на формирование «мягких навыков».

Особую актуальность приобретает проблема представления учительского опыта, что обусловлено теми активными процессами, которые происходят в современной науке, образовании, коммуникации. Современный учитель должен учитывать эти процессы, в том числе в социальных сетях, медийном пространстве [см.: 30]. Участие в реализации программ дополнительного профессионального образования, связанных с активным использованием медийных форматов в систему уроков и внеурочных мероприятий, наглядно продемонстрировало то, что подтверждено письменными отзывами слушателей и их реакцией на предложенные им формы работы: примерно 50% слушателей

владеют отдельными медиаформатами, используют известные сетевые ресурсы, подключают к процессу создания меди-аформата своих учащихся; около 70% слушателей не столкнулись с большими проблемами в использовании дистанционной формы обучения и насыщении учебного процесса мультимедийными средствами; около 35% слушателей признались, что активно заявили о себе с соцсетях, имеют личный сайт, создают блоги (в большинстве своем это были учителя от 20 до 30 лет).

В заключение следует отметить наиболее значимые перспективы исследования проблемы «мягких навыков»: психолого-педагогическое обоснование

и разработка стратегии формирования «мягких навыков» учителя, необходимых в организации воспитательной работы по своему учебному предмету; создание научно обоснованной системы мониторинга развития «мягких навыков» обучающихся по программам высшего педагогического образования; проектирование и апробация программы научно-методического сопровождения обучающихся в педагогическом бакалавриате, специалитете, магистратуре и аспирантуре в области развития «мягких навыков»; формирование лидерских качеств молодого учителя в процессе подготовки к конкурсам профессионального мастерства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ключевые аспекты формирования «мягких навыков» у будущих педагогов / А. А. Алмазова, Е. Л. Ерохина, В. Ф. Чертов, О. В. Шаронова // Наука и школа. 2022. № 6. С. 259-268. DOI: https://doi.org/10.31862/1819-463X-2022-6-259-268.

2. Гетманская Е. В., Чертов В. Ф. Мягкие навыки учителя как категория концептуальных и прикладных зарубежных исследований // Педагогика и психология образования. 2023. № 1. С. 21-41. DOI: https://doi.org/10.31862/2500-297X-2023-1-21-41.

3. Вульфсон Б. Л., Малькова З. А. Сравнительная педагогика: учеб. пособие. М. - Воронеж: МОДЭК, 1996.

4. Джуринский А. Н. Сравнительная педагогика: учеб. пособие для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений. М.: Academia, 1998.

5. Цаликова И. К., Пахотина С. В. Научные исследования по вопросам формирования soft skills (обзор данных в международных базах Scopus, Web of Science) // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 8. С. 187-207.

6. Вейсингер Х., Полив-Фрай Дж. П. Под давлением. Как добиваться результатов в условиях жестких дедлайнов и неопределенности / пер. с англ. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017.

7. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / пер. с англ. М.: АСТ: АСТ Москва; Владимир: ВКТ, 2009.

8. Дуэк К. Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей / пер. с англ. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013.

9. Цымбалюк А. Э., Виноградова В. О. Психологическое содержание soft skills // Ярославский пед. вестн. 2019. № 6 (111). С. 120-127.

10. Поваренков Ю. П. Определение и классификация деятельностно важных качеств профессионала // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: материалы VIII Всерос. науч.-практ. конф. [19-20 ноября 2018 г.]. Ч. I. Ярославль: РИО ЯГПУ 2018. С. 22-29.

11. Шадриков В. Д. Личностные качества педагога как составляющие профессиональной компетентности // Вестн. Ярославского гос. ун-та им. П. Г. Демидова. Сер.: Психология. 2006. № 1. С. 15-21.

12. Гизатуллина А. В., Шатунова О. В. Надпрофессиональные навыки учителей: содержание и востребованность // Высшее образование сегодня. 2019. № 5. С. 14-21.

13. Амантай Ж. А. Педагогические проблемы формирования гибких навыков у студентов вузов // Теория и практика современных научных исследований - 2019: сб. науч. тр. / под науч. ред. А. Н. Давыдова. Екатеринбург: Уральский гос. ун-т путей сообщения, 2020. С. 54-58.

14. Сосков В. О. Формирование гибких навыков у студентов // Богатство финно-угорских народов: материалы IV Междунар. финно-угорского студенческого форума, 25-26 мая 2017 г. Йошкар-Ола: Марийский гос. ун-т, 2017. С. 477-478.

15. Яркова Т. А., Черкасова И. И. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога // Вестн. Тюменского гос. ун-та. Гуманитарные исследования. Humanities. 2016. Т. 2, № 4. С. 222-234.

16. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. М.: Концептуал, 2016.

17. Айзерман Л. С. Уроки нравственного прозрения. М.: Педагогика, 1983.

18. Педагогический поиск / сост. И. Н. Баженова. 3-е изд., испр. и доп. М.: Педагогика, 1990.

19. Манифест «Педагогика сотрудничества» // Свободная школа. URL: http://freeschool.education/ wp-content/uploads/2020/04/1986-g.-Manifest-Pedagogika-sotrudnichestva.pdf (дата обращения: 20.09.2022).

20. Формирование компетенций «4К» (критическое мышление, креативность, коммуникация, коллаборация) обучающихся профессиональных образовательных организаций: метод. рекомендации. СПб., 2021.

21. Пастухов А. Г. Медиажанры и медиаформаты: к разграничению понятий // Учен. зап. Орловского гос. ун-та. 2015. № 5 (68). С. 148-153.

22. Финадеева М. В. Медиа-жанр: предпосылки когнитивного подхода // Мир науки, культуры, образования. 2008. № 2. С. 62-66.

23. Романичева Е. С. Креолизованные тексты в литературном образовании: актуализируем и развиваем традиции методики // Литература в школе. 2022. № 3. С. 76-91. DOI: https://doi. org/10.31862/0130-3414-2022-3-76-91.

24. Соколова А. А. Мультимедийный комментарий как вид учебного текста на уроках литературы // Литература в школе. 2022. № 3. С. 92-104. DOI: https://doi.org/10.31862/0130-3414-2022-3-92-104.

25. Чертов В. Ф., Маныкина А. А., Соколова А. А. Об углубленном изучении литературы в контексте современного медиапространства // Наука и школа. 2021. № 3. С. 70-80. DOI: https://doi. org/10.31862/1819-463X-2021-3-70-80.

16. Подругина И. А., Ильичева И. В. Целевые установки и задачи научно-педагогического форума «Проектные практики школы XXI века»: исследуем, проектируем, предлагаем // Проектные практики школы XXI века: материалы I научно-педагогического форума. М.: Изд-во МПГУ, 2022. С. 7-13.

27. Федеральный реестр дополнительных профессиональных программ педагогического образования. URL: https://dppo.apkpro.ru/bank?page=1&sortType=1 (дата обращения: 20.12.2022).

28. Учитель года России: лучшее от лучших: сб. метод. материалов / сост. Е. М. Пахомова, Н. А. Свешникова. М.: ВЛАДОС, 1998.

29. Шаронова О. В., Федотенко М. А. Результаты мониторинга сформированности «мягких навыков» у учителей разных возрастных групп // Стандарты и мониторинг в образовании. 2023. № 2. С. 25-33.

30. Чертов В. Ф. Представление опыта учителей-словесников в научно-методическом журнале // Лебедевские чтения: материалы Всероссийской научно-методической конференции «Актуальные вопросы изучения языка и литературы в школе и в вузе» / под науч. ред. М. В. Шама-новой. Ярославль: ИРО ЯО; РИО ЯГПУ, 2022. С. 219-225.

REFERENCES

1. Almazova A. A., Erokhina E. L., Chertov V. F., Sharonova O. V. Klyuchevye aspekty formirovaniya "myagkikh navykov" u budushchikh pedagogov. Nauka i shkola. 2022, No. 6, pp. 259-268. DOI: https://doi.org/10.31862/1819-463X-2022-6-259-268.

2. Getmanskaya E. V., Chertov V. F. Myagkie navyki uchitelya kak kategoriya kontseptualnykh i prikladnykh zarubezhnykh issledovaniy. Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya. 2023, No. 1, pp. 21-41. DOI: https://doi.org/10.31862/2500-297X-2023-1-21-41.

3. Vulfson B. L., Malkova Z. A. Sravnitelnaya pedagogika: ucheb. posobie. Moscow - Voronezh: MODEK, 1996.

4. Dzhurinskiy A. N. Sravnitelnaya pedagogika: ucheb. posobie dlya studentov sred. i vyssh. ped. ucheb. zavedeniy. Moscow: Academia, 1998.

5. Tsalikova I. K., Pakhotina S. V. Nauchnye issledovaniya po voprosam formirovaniya soft skills (obzor dannykh v mezhdunarodnykh bazakh Scopus, Web of Science). Obrazovanie i nauka. 2019, Vol. 21, No. 8, pp. 187-207.

6. Weisinger H., Pawliw-Fry J. P. Pod davleniem. Kak dobivatsya rezultatov v usloviyakh zhestkikh dedlaynov i neopredelennosti. Moscow: Mann, Ivanov i Ferber, 2017. (In Russian)

7. Goleman D. Emotsionalnyy intellekt. Moscow: AST: AST Moskva; Vladimir: VKT, 2009. (In Russian)

8. Dweck C. Gibkoe soznanie. Novyy vzglyad na psikhologiyu razvitiya vzroslykh i detey. Moscow: Mann, Ivanov i Ferber, 2013. (In Russian)

9. Tsymbalyuk A. E., Vinogradova V. O. Psikhologicheskoe soderzhanie soft skills. Yaroslavskiy ped. vestn. 2019, No. 6 (111), pp. 120-127.

10. Povarenkov Yu. P. Opredelenie i klassifikatsiya deyatelnostno vazhnykh kachestv professional. In: Sistemogenez uchebnoy i professionalnoy deyatelnosti. Proceedings of the VIII All-Russian scientific-practical conference [19-20 Nov. 2018]. Part I. Yaroslavl: RIO YaGPU, 2018. Pp. 22-29.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Shadrikov V. D. Lichnostnye kachestva pedagoga kak sostavlyayushchie professionalnoy kompetent-nosti. Vestn. Yaroslavskogo gos. un-ta im. P. G. Demidova. Ser.: Psikhologiya. 2006, No.1, pp. 15-21.

12. Gizatullina A. V., Shatunova O. V. Nadprofessionalnye navyki uchiteley: soderzhanie i vostrebovannost. Vysshee obrazovanie segodnya. 2019, No. 5, pp. 14-21.

13. Amantay Zh. A. Pedagogicheskie problemy formirovaniya gibkikh navykov u studentov vuzov. In: Teoriya i praktika sovremennykh nauchnykh issledovaniy - 2019. Ed. by A. N. Davydov. Ekaterinburg: Uralskiy gos. un-t putey soobshcheniya, 2020. Pp. 54-58.

14. Soskov V. O. Formirovanie gibkikh navykov u studentov. In: Bogatstvo finno-ugorskikh narodov. Proceedings of the IV International Finno-Ugric student forum, 25-26 May 2017. Yoshkar-Ola: Mariyskiy gos. un-t, 2017. Pp. 477-478.

15. Yarkova T. A., Cherkasova I. I. Formirovanie gibkikh navykov u studentov v usloviyakh realizatsii professionalnogo standarta pedagoga. Vestn. Tyumenskogo gos. un-ta. Gumanitarnye issledovaniya. Humanities. 2016, Vol. 2, No. 4, pp. 222-234.

16. Sukhomlinskiy V. A. Serdtse otdayu detyam. Moscow: Kontseptual, 2016.

17. Ayzerman L. S. Uroki nravstvennogoprozreniya. Moscow: Pedagogika, 1983.

18. Bazhenova I. N. (comp.) Pedagogicheskiy poisk. Moscow.: Pedagogika, 1990.

19. Manifest "Pedagogika sotrudnichestva". Available at: http://freeschool.education/wp-content/ uploads/2020/04/1986-g.-Manifest-Pedagogika-sotrudnichestva.pdf (accessed: 20.09.2022).

20. Formirovanie kompetentsiy "4K" (kriticheskoe myshlenie, kreativnost, kommunikatsiya, kollaboratsiya) obuchayushchikhsya professionalnykh obrazovatelnykh organizatsiy: metod. rekomendatsii. St. Petersburg, 2021.

21. Pastukhov A. G. Mediazhanry i mediaformaty: k razgranicheniyu ponyatiy. Uchen. zap. Orlovskogo gos. un-ta. 2015, No. 5 (68), pp. 148-153.

22. Finadeeva M. V. Media-zhanr: predposylki kognitivnogo podkhoda. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2008, No. 2, pp. 62-66.

23. Romanicheva E. S. Kreolizovannye teksty v literaturnom obrazovanii: aktualiziruem i razvivaem traditsii metodiki. Literatura v shkole. 2022, No. 3, pp. 76-91. DOI: https://doi.org/10.31862/0130-3414-2022-3-76-91.

24. Sokolova A. A. Multimediynyy kommentariy kak vid uchebnogo teksta na urokakh literatury. Literatura v shkole. 2022, No. 3, pp. 92-104. DOI: https://doi.org/10.31862/0130-3414-2022-3-92-104.

25. Chertov V. F., Manykina A. A., Sokolova A. A. Ob uglublennom izuchenii literatury v kontekste sovremennogo mediaprostranstva. Nauka i shkola. 2021, No. 3, pp. 70-80. DOI: https://doi. org/10.31862/1819-463X-2021-3-70-80.

16. Podrugina I. A., Ilyicheva I. V. Tselevye ustanovki i zadachi nauchno-pedagogicheskogo foruma "Proektnye praktiki shkoly XXI veka": issleduem, proektiruem, predlagaem. In: Proektnye praktiki shkoly XXI veka. Proceedings of the I scientific-pedagogical forum. Moscow: Izd-vo MPGU, 2022. Pp. 7-13.

27. Federalnyy reestr dopolnitelnykh professionalnykh programm pedagogicheskogo obrazovaniya. Available at: https://dppo.apkpro.ru/bank?page=1&sortType=1 (accessed: 20.12.2022).

28. Pakhomova E. M., Sveshnikova N. A. (comps.) Uchitel goda Rossii: luchshee ot luchshikh: sb. metod. materialov. Moscow: VLADOS, 1998.

29. Sharonova O. V., Fedotenko M. A. Rezultaty monitoringa sformirovannosti "myagkikh navykov" u uchiteley raznykh vozrastnykh grupp. Standarty i monitoring v obrazovanii. 2023, No. 2, pp. 25-33.

30. Chertov V. F. Predstavlenie opyta uchiteley-slovesnikov v nauchno-metodicheskom zhurnale. In: Lebedevskie chteniya. Proceedings of All-Russian scientific-methodological conference "Aktualnye voprosy izucheniya yazyka i literatury v shkole i v vuze". Ed. by M. V. Shamanova. Yaroslavl: IRO YaO; RIO YaGPU, 2022. Pp. 219-225.

Чертов Виктор Федорович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методики преподавания литературы Института филологии, Московский педагогический государственный университет e-mail: vf.chertov@mpgu.su

Chertov Victor F., ScD in Education, Head, Methods of Teaching Literature Department, Institute of Philology, Moscow Pedagogical State University e-mail: vf.chertov@mpgu.su

Ерохина Елена Ленвладовна, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой риторики и культуры речи Института филологии, Московский педагогический государственный университет

e-mail: el.erokhina@mpgu.su

Erokhina Elena L., ScD in Education, Head, Rhetoric and Speech Culture Department, Institute of Philology, Moscow Pedagogical State University e-mail: el.erokhina@mpgu.su

Гетманская Елена Валентиновна, доктор педагогических наук; профессор кафедры методики преподавания литературы Института филологии, Московский педагогический государственный университет e-mail: ev.getmanskaya@mpgu.su

Getmanskaya Elena V., ScD in Education, Professor, Methods of Teaching Literature Department, Institute of Philology, Moscow Pedagogical State University e-mail: ev.getmanskaya@mpgu.su

Статья поступила в редакцию 27.09.2023 The article was received on 27.09.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.