Научная статья на тему 'КУРС «ЛОГИКА И КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ» КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ГИБКИХ НАВЫКОВ (SOFT SKILLS) У СТУДЕНТОВ ВУЗА'

КУРС «ЛОГИКА И КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ» КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ГИБКИХ НАВЫКОВ (SOFT SKILLS) У СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
305
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИБКИЕ НАВЫКИ (SOFT SKILLS) / ФОРМИРОВАНИЕ SOFT SKILLS / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЛОГИКА / ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО / ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вранчан Елена Витальевна

В статье анализируется практическое значение курса «Логика и критическое мышление» как инструмента формирования у студентов гибких навыков (soft skills), или способностей эффективно решать сложные проблемы, мыслить критически, выстраивать командную деятельность. Такие навыки имеют универсальный характер, поскольку могут быть полезны в разных профессиональных областях и сферах жизни. Одним из наиболее важных гибких навыков является навык критического мышления, эффективное формирование которого возможно в рамках курса «Логика и критическое мышление» с помощью заданий на аналитическое чтение и письмо. В статье представлен опыт применения данной технологии в учебном процессе, показавший, что постепенный, поэтапный процесс формирования познавательной активности, а особенно критического мышления как базового гибкого навыка, способствует дальнейшему развитию других гибких навыков, таких как командная работа и поиск нестандартных решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LOGIC AND CRITICAL THINKING COURSE AS A TOOL FOR DEVELOPING SOFT SKILLS IN STUDENTS

The article analyzes the practical value of the course “Logic and Critical Thinking” as a tool to develop students’ soft skills, or the ability to solve complex problems effectively, think critically, and build teamwork. Such skills are universal because they can be useful in different professional areas and spheres of life. One of the most important soft skills is the skill of critical thinking, which can be effectively formed in the course “Logic and Critical Thinking” with the help of analytical reading and writing tasks. The article describes the experience of using this technology in the educational process and shows that a gradual, step-by-step process of forming cognitive activity and especially critical thinking as a basic soft skill contributes to the further development of other soft skills such as teamwork and finding non-standard solutions.

Текст научной работы на тему «КУРС «ЛОГИКА И КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ» КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ГИБКИХ НАВЫКОВ (SOFT SKILLS) У СТУДЕНТОВ ВУЗА»

► ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

УДК 378; 37.02 DOI: 10.31862/2218-8711-2023-1-31-41

ББК 74.48

КУРС «ЛОГИКА И КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ» КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ГИБКИХ НАВЫКОВ (SOFT SKILLS) У СТУДЕНТОВ ВУЗА

THE LOGIC AND CRITICAL THINKING COURSE AS A TOOL FOR DEVELOPING SOFT SKILLS IN STUDENTS

Вранчан Елена Витальевна

Доцент кафедры философии и гуманитарных наук, Новосибирский государственный университет экономики и управления, кандидат филологических наук, доцент E-mail: [email protected]

Vranchan Elena V.

Associate Professor at the Philosophy and Humanities Department, Novosibirsk State University of Economics and Management, PhD in Philology, Associate Professor E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье анализируется практическое значение курса «Логика и критическое мышление» как инструмента формирования у студентов гибких навыков (soft skills), или способностей эффективно решать сложные проблемы, мыслить критически, выстраивать командную деятельность. Такие навыки имеют универсальный характер, поскольку могут быть полезны в разных профессиональных областях и сферах жизни. Одним из наиболее важных гибких навыков является навык критического мышления, эффективное формирование которого возможно в рамках курса «Логика и критическое мышление» с помощью заданий на аналитическое чтение и письмо. В статье представлен опыт применения данной

Abstract. The article analyzes the practical value of the course "Logic and Critical Thinking" as a tool to develop students' soft skills, or the ability to solve complex problems effectively, think critically, and build teamwork. Such skills are universal because they can be useful in different professional areas and spheres of life. One of the most important soft skills is the skill of critical thinking, which can be effectively formed in the course "Logic and Critical Thinking" with the help of analytical reading and writing tasks. The article describes the experience of using this technology in the educational process and shows that a gradual, step-by-step process of forming cognitive activity and especially critical

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Вранчан Е. В., 2023

технологии в учебном процессе, показавший, что постепенный, поэтапный процесс формирования познавательной активности, а особенно критического мышления как базового гибкого навыка, способствует дальнейшему развитию других гибких навыков, таких как командная работа и поиск нестандартных решений.

thinking as a basic soft skill contributes to the further development of other soft skills such as teamwork and finding non-standard solutions.

Ключевые слова: гибкие навыки (soft skills), формирование soft skills, критическое мышление, логика, технология развития критического мышления через чтение и письмо, приемы и методы технологии.

Keywords: soft skills, developing soft skills, critical thinking, logic, technology of critical thinking development through reading and writing, teaching techniques and methods.

Для цитирования: Вранчан Е. В. Курс «Логика и критическое мышление» как инструмент формирования гибких навыков (soft skills) у студентов вуза // Проблемы современного образования. 2023. № 1. С. 31-41. DOI: 10.31862/2218-8711-2023-1-31-41.

Cite as: Vranchan E. V. The logic and critical thinking course as a tool for developing soft skills in students. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2023, No. 1, pp. 31-41. DOI: 10.31862/2218-8711-2023-1-31-41.

В условиях информационно-ориентированного мира, предъявляющего новые требования к подготовке будущих специалистов, возникает необходимость формирования у обучающихся гибких навыков (soft skills). Среди таких навыков выделяют: творческое мышление, навык коллаборации, коммуникативные навыки, критическое мышление [1-4].

Примечательно, что в западных странах вопросы формирования гибких навыков у разных категорий населения активно изучаются достаточно давно, с 1950-1960-х гг. [5]. Сам термин "soft skills" официально используется в учебных пособиях армии США в 1972 г. [1]. В России интерес к проблеме формирования и развития soft skills возрастает в последнее десятилетие, в период реформирования системы образования и введения компетентностного подхода к обучению.

Зарубежные и отечественные ученые (П. Гриффин, Ч. Манн, Д. Сакстон, Н. В. Жадь-ко, Н. А. Чечева, Т. А. Яркова) отмечают, что обретение и развитие таких навыков позволит индивиду получить конкурентные преимущества, благодаря которым он сможет успешно трудоустроиться, быстро построить карьеру. Такое нововведение в системе образования является значимым как для обучающихся, так и для работодателей, отчетливо понимающих, что успех предприятия напрямую зависит от личной эффективности его сотрудников.

Учитывая опыт зарубежной педагогической науки, отечественные ученые представляют различные трактовки понятия "soft skills" [2; 3; 6], рассмотрение которых позволяет выделить сущностные характеристики гибких навыков. Наиболее значимы

такие: универсальность (качества личности, развивающиеся в процессе накопления жизненного опыта и проявляющиеся в профессиональной и личной сферах жизни); сложность формализации (плохая измеримость); гибкость (быстро меняющийся контекст проявления), социально-гуманитарный характер (социальная и коммуникативная направленность).

В контексте социально-экономических преобразований, потребностей рынка труда российские ученые обращают внимание на необходимость формирования и развития таких навыков, как творческое мышление, критическое мышление, эмоциональный интеллект, self-менеджмент, коммуникация, командная работа [1-3].

В настоящее время происходит смещение акцентов на умения мыслить, самостоятельно находить информацию и критически ее оценивать, а не просто накапливать и запоминать, как в эпоху индустриализации. Уже в 1960-х гг. Д. Халперн, М. Липман, Д. Клустер, Р. Барнетт вели активные исследования критического мышления, ставшие основой реформ систем образования некоторых стран [7]. К XXI в. критическое мышление рассматривалось как фундаментальная цель образования, но до сих пор отсутствует четкое понимание термина «критическое мышление» [8, с. 26].

При рассмотрении проблемы определения понятия «критическое мышление» исследователи (М. Липман, И. Н. Грифцова, В. Н. Брюшинкин, Г. В. Сорина) чаще всего подчеркивают важность логической составляющей. Так, в 1980-е гг. термин «критическое мышление» связывают с термином «неформальная логика», что имеет место и в настоящее время. Как отмечает А. С. Боброва, пока не выработается четкое понимание «критического мышления», неоправданно разрывать в образовательном процессе связь этого навыка с логикой, наоборот, надо «ставить логические проблемы и методы на первый план» [9, с. 206].

Учитывая, что актуальна трактовка логики как практической дисциплины, «уделяющей основное внимание процедурам критической оценки рассуждений и коррекции ошибок» [10, с. 23], анализ практического потенциала курса «Логика и критическое мышление» как инструмента формирования у обучающихся гибких навыков дает возможность направлять и контролировать процесс самостоятельного развития студента и приобретения других навыков и знаний.

Действительно, в современном отечественном образовании развитие жизненно необходимых гибких навыков осуществляется главным образом «параллельно с процессом предметного обучения или посредством потенциала отдельных дисциплин» [5, с. 188]. Нельзя не согласиться с эффективностью такого подхода, поскольку переход от содержания предмета к формированию soft skills следует осуществлять постепенно, рассматривая возможности использования разных интерактивных форм и методов обучения в образовательном процессе.

Как было отмечено выше, значительными возможностями для формирования у обучающихся гибких навыков обладает курс «Логика и критическое мышление».

Во-первых, освоение данного курса предоставляет возможность формировать критическое мышление и другие рациональные мыслительные навыки, которые пригодятся для анализа любой жизненной или профессиональной ситуации, оценки и

прогнозирования исхода ситуации, быстрого принятия обоснованного решения, формулирования продуктивного самостоятельного вывода на основе анализа полученной информации.

Во-вторых, программа развития критического мышления опирается на логику, что позволяет качественно осваивать алгоритмы и инструменты интеллектуальной активности, формировать сознательную мотивацию к овладению логическими знаниями. Как справедливо указывают исследователи, «знание и применение методов логического исследования может свидетельствовать и об уровне развития критического мышления» [11, с. 218].

В-третьих, развитие в процессе изучения курса навыков критического мышления способствует саморазвитию, проектированию собственной деятельности, работе в команде, коллективному решению сложных задач.

Учебные курсы высшей школы предлагают разные способы формирования и развития soft skills, среди которых особо выделяются ситуационные упражнения, тренин-говые упражнения, проблемные дискуссии, ролевые игры, работа в малых группах, «мозговой штурм», открытые практико-ориентированные задачи, творческие задачи, развивающие задания, самообучение, ментворкинг, внеучебная и проектная деятельность [3; 6; 12; 13]. Перечисленные методы интерактивного обучения в основном «построены на целенаправленной групповой и межгрупповой деятельности ("здесь и сейчас")» [12, с. 34].

Наиболее актуальны следующие образовательные технологии: информационно-коммуникативная, проектная, групповая, игровая. Также продуктивны модульная технология, технология развития критического мышления, технология проблемно-развивающего обучения. Они представляют собой совокупность разных стратегий и приемов, содержат моменты общения и сотрудничества, активизирующие мыслительную деятельность учащихся.

С учетом опыта внедрения интерактивных методов и технологий в учебный процесс курс «Логика и критическое мышление» предлагает технологию развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) [14]. Приемы и стратегии рассматриваемой педагогической технологии востребованы в образовательной практике российских школ с 1997 г. В настоящее время эта технология активно применяется как учителями, так и преподавателями вузов (Н. А. Бахольской, Л. Н. Дудко, Е. Ю. Грудзинской, С. Г. Меньше-ниной, Т. Ю. Портновой и др.). Применение этой педагогической технологии, направленной на развитие универсальных компетенций, не только позволяет эффективно организовать процесс обучения логике и критическому мышлению, но и помогает абитуриентам успешно адаптироваться к условиям обучения в вузе.

В технологии РКМЧП критическое мышление - это процесс соотнесения той информации, которую получает человек, с тем, что он знает, выработка решений о том, что стоит принять, а что необходимо дополнить или отвергнуть. Такой подход учит способам активных действий и реализуется в несколько стадий: «вызов, осмысление, рефлексия» [14, с. 174]. Для того чтобы в процессе изучения курса «Логика и критическое мышление» новая информация накладывалась на имеющиеся у студентов

знания, на стадии вызова осуществляется стимулирование их к постановке вопросов и поиску ответов с опорой на имеющийся опыт и знания. Так, студенты самостоятельно формулируют определения понятий «логика» и «критическое мышление», свободно рассуждают о значении логики в процессе познания, коротко или пространно рассуждают о проблемах соотношения языка и мышления, языка и логики.

Так, например, большинство студентов на первом занятии предложили такое толкование понятия «логика»: «наука о правильном мышлении человека и о правилах рационального мышления». Значимо, что ведущим значением в таком толковании является значение «правильное мышление». Его необходимо уточнить, а именно: «логика - это наука о формах и законах правильного мышления» [15, с. 24].

Разъяснение термина помогает студентам сформулировать объект и предмет логики как науки. Так, объектом логики как науки они называют мышление человека, а пред -метом логики - исследование проблемы истины. Если определение понятия «логика» формулируется и уточняется на первом занятии, то определение понятия «критическое мышление» уточняется в процессе изучения курса «Логика и критическое мышление». Важно на данном этапе не навязать обучающимся свою точку зрения, а предоставить достаточно информации, чтобы они самостоятельно пришли к осмысленному выводу. Осмысление материала и выработка собственного мнения происходит не только индивидуально, но и в парах или группах, что позволяет учащимся не просто транслировать знания, а взаимодействовать с другими.

Таким образом, в обстановке доверия, взаимопонимания, которая создается за счет конструктивного обмена мнениями между преподавателем и студентами (принятие любой точки зрения, совместный поиск смысла при анализе несвязанной и противоречивой информации), первокурсники самостоятельно формулируют цели изучения нового материала, сами предлагают и активно применяют на семинаре методы и способы интеллектуального развития. Среди таких методов можно выделить следующие: ребусы, головоломки, дебаты, игры «Данетка», «Что же там?», «Две правды и одна ложь». Поддержание такой познавательной активности способствует созданию условий для осмысления информации с позиции логики, позволяет вызвать у учащихся потребность в совершенствовании приобретенных навыков и поиске их практического применения.

Так, на стадии вызова учащимся предлагается, применяя имеющиеся знания, оценить текст с логических сторон, то есть выявить в предложенных текстах логические ошибки, определить главные причины их возникновения. Выполняя данное задание в группе, студенты, как правило, интуитивно выявляют логические погрешности текста, не объясняя причины их появления. Например, в рассуждении «Эта собака имеет детей, значит, она отец. Но это твоя собака. Значит, она твой отец. Ты ее бьешь, значит, ты бьешь своего отца» [16, с. 36] логическая ошибка выявляется учащимися интуитивно, а ее причина остается непонятной.

Поиск причины подобных ошибок следует осуществлять, познакомившись с основами логической грамотности, то есть с основными логическими законами и правилами. Думается, уже на стадии вызова студентам нужно не только уметь находить логические ошибки и стремиться объяснить причину их появления в рассуждениях, но и понимать,

что ошибки могут быть намеренными и ненамеренными. Например, в ходе анализа рекламных, художественных текстов студенты чаще всего выявляют такие намеренные логические ошибки: оксюморон («живой труп»), алогизм как средство комизма («закрой рот и скажи»), намеренное нарушение меры («увеличить прибыль в 5-10 раз»).

При внимательном анализе информационных, научных текстов чаще обнаруживают следующие ошибки: употребление слова в несвойственном ему значении («в нагрудном кармане брюк»), сопоставление несопоставимых понятий («не проверил отсутствие наличия»), нарушение закона исключенного третьего («наблюдался упадок в развитии»). Выполнение таких упражнений заставляет обучающихся задуматься над проблемой восприятия текста пассивным читателем, который не знает основных законов, правил логики, поэтому становится адресатом логических манипуляций (софизмов, причинно-следственных алогизмов, неправомерных аналогий). Такая организация работы на стадии вызова, требующая активного, более вдумчивого чтения, становится мотивирующим фактором для дальнейшей работы.

На стадии осмысления учащиеся постепенно продвигаются от «старого» знания к «новому», получая сначала ответы на вопросы, которые были поставлены на стадии вызова: В чем заключается связь логики и критического мышления? Для чего нужно изучать логику? Зачем следует знать механизм взаимодействия языка и логики? Как распознать и нейтрализовать логические манипуляции? Что может способствовать развитию критического мышления?

Далее происходит непосредственный контакт с новой информацией, то есть обосновывается представление о мышлении и критическом мышлении с точки зрения различных подходов, изучаются законы мышления и основные мыслительные формы, делается упор на аргументацию, играющую важную роль в критическом мышлении. При непосредственной работе с этой информацией учащиеся читают или слушают информационный или научный текст, используя следующие методы чтения: ознакомительное (извлечение главных сведений), изучающее (целенаправленный анализ читаемого), поисковое чтение (нахождение в тексте цифровых показателей или фактов). Например, изучающее чтение может предполагать целенаправленный логический анализ текста, в ходе которого учащиеся выявляют преднамеренные или непреднамеренные нарушения законов логики. Также студенты систематизируют новый материал, используя разные способы его графической организации (таблицы, кластеры, «инсерт», ментальные карты и др.). Такой подход к организации обучения способствует развитию у студентов умения собирать, анализировать и систематизировать информацию, активизирует процесс критического осмысления.

На стадии осмысления информации необходимо сохранить интерес к теме, поэтому учащимся, осуществляющим в дальнейшем корректировку поставленных целей, углубляющим и конкретизирующим основные понятия курса, уточняющим и дополняющим уже имеющиеся знания, предлагаются те формы и методы работы, которые позволят поддержать их познавательную активность. Среди таких методов можно выделить дискуссию, игровые методы, решение прикладных проблем, «мозговой штурм», тренинги, мастер-классы.

Кроме того, студенты могут из данного перечня методов и приемов работы выбрать наиболее удобные и интересные. Прежде всего, им предлагаются такие задания, при выполнении которых надо действовать в соответствии с логикой, применять навыки критического мышления, осуществлять поиск нестандартных решений и идей, которые приведут к лучшим результатам в нестандартной ситуации. Например, студенты нередко изъявляют желание подискутировать, поэтому им предлагается такое задание: подготовьтесь к проведению дискуссии на выбранную тему. Чтобы активно участвовать в дискуссии, полемисты заранее изучают проблему, готовятся к аргументации своей позиции, потому что хотят убедительно отстаивать свою точку зрения и задавать вопросы оппонентам.

Действительно, при обсуждении вопросов в процессе дискуссии полемисты подтверждают свой ответ объективной информацией, поясняют, почему ответ именно такой. Нередко студенты предлагают свою стратегию подготовки к выполнению данного задания, то есть составляют сценарий дискуссии, готовят презентацию, размещая на слайдах такую информацию: тема, цель, правила дискуссии, вопросы для обсуждения.

На стадии рефлексии (размышления) информация, полученная на предыдущих стадиях, творчески перерабатывается. Учащиеся создают личный осмысленный контекст, то есть то, что они ранее осмысливали как новое знание, становится их собственным знанием. Такое переосмысление изучаемого материала происходит в процессе рефлексии, пронизывающей все этапы работы [17].

На первом этапе рефлексивная деятельность направлена на осознание и понимание значимости логики и критического мышления в формировании логической культуры человека.

Второй этап рефлексивной деятельности нацелен на выявление уровня осознания того, что было пройдено, на получение нового знания.

Третий этап рефлексивной деятельности ориентирован на осознанный выбор и применение различных способов познавательной деятельности. Каждый этап рефлексивной деятельности свидетельствует об определенном уровне развития у учащихся навыков критического мышления (сбор информации, наблюдение, рационализация, четкое формулирование вопросов и ответов, составление понятий, выявление недостатков и слабых мест суждения и др.). Активизация и развитие этих навыков на стадии рефлексии осуществляется при помощи оптимального сочетания индивидуальных и групповых форм работы путем постепенного наращивания инициативности и самостоятельности.

Развитие рефлексивных способностей учащихся осуществляется как в письменной, так и в устной форме. В качестве эффективного механизма письменной рефлексии, способствующего развитию критического мышления, используется исследовательское письмо (написание различных отзывов, эссе, тезисов, научных статей). Не менее значимы приемы устной рефлексии (диалог, дискуссия, дебаты, «круглый стол»), которые помогают студентам продуктивно обмениваться идеями в ходе сравнительного анализа различных представлений по рассматриваемым проблемам. Например, чтобы эффективно закрепить полученные знания по теме «Определение понятий. Виды и правила

определений», проводится круглый стол «Проблемы определения понятий в логике и языке».

В ходе диалога на заданную тему выявляются проблемы, формулирующиеся в виде вопросов: «Что нужно знать, чтобы правильно раскрывать содержание понятий?», «Какие проблемы возникают при определении понятий?», «Каковы последствия несоблюдения логического правила единообразного понимания терминов?», «Что приводит к ошибкам и неточностям в определениях?» При обсуждении вопросов сравниваются разные точки зрения, связанные с представлением подходов к определению понятий, приводятся аргументы в защиту тезиса (факты, примеры толкования понятий, утверждения, объяснения, наглядный материал в виде схем, таблиц).

Отстаивая свою точку зрения, дискутирующие опираются как на знания курса, так и на сведения, почерпнутые из различных источников, которые подвергают научно-критической оценке. В процессе аргументированного рассуждения на заданную тему студенты развивают не только исследовательские навыки (приведение убедительных доводов, правильная сортировка и анализ информации), но и навыки сотрудничества (открытость, конструктивное общение, адаптивность).

Обмениваясь опытом и идеями, учащиеся получают новое знание, предлагают собственные векторы развития. После проведения круглого стола они пишут рефлексивное эссе. Наиболее активные участники дискуссии, способные спокойно и четко выражать свою позицию, пишут научную статью, принимают участие в студенческой конференции. Можно утверждать, что на третьей стадии процесса обучения рефлексия становится основной целью деятельности и преподавателя, и студентов, оценивающих полученные результаты, осмысливающих проведенную работу. Чтобы лучше понять результаты обучения, проводится анкетирование, в ходе которого выявляется уровень внутренней удовлетворенности студентами процессом изучения курса «Логика и критическое мышление».

Таким образом, курс «Логика и критическое мышление» обладает значительным потенциалом инструмента формирования гибких навыков.

Во-первых, с помощью заданий на аналитическое чтение и письмо при осмыслении информации с позиции логики (оценивание текста с логических сторон) формируется навык критического мышления.

Во-вторых, поэтапное стимулирование обучающихся к постановке вопросов и поиску ответов с опорой на имеющийся опыт и знания ведет к формированию навыка саморазвития и навыков проектирования собственной деятельности.

В-третьих, целесообразное применение в процессе обучения логике и критическому мышлению интерактивных методов (метода дискуссии, игровых методов, метода «круглого стола») приводит к формированию навыка логического анализа своих и чужих рассуждений, навыка критического мышления, рефлексивных навыков, навыков командной работы, а также способности строить грамотный конструктивный диалог. Кроме того, как показал анализ, проектирование учебной программы вуза должно учитывать не только технологичность процесса, но и характер работы студентов и преподавателя, реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении.

Список литературы

1. Уварина Н. В., Корнеева Н. Ю., Микрюков Ю. В. Soft skills: актуальность, история, перспективы развития // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. № 4 (44). С. 40-46. DOI: https://doi.org/10.54509/22203036_2021_4_40.

2. Шрайбер А. Н. Методика формирования soft skills (мягких навыков) у студентов вузов через систему дополнительного профессионального образования // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 2 (69). С. 145-147.

3. Меньшенина С. Г., Позднякова Г. А. Формирование гибких навыков студентов бакалавриата в процессе обучения иностранному языку // Вестн. Самарского гос. тех-нич. ун-та. Сер.: Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 16, № 3. С. 106-115. DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2019.3.9.

4. Skills for Social Progress: The Power of Social and Emotional Skills OECD. Skills Studies, 2015. OECD Publishing. 140 p. DOI: http://dx.doi.org/10.1787/9789264226159-en.

5. Цаликова И. К., Пахотина С. В. Научные исследования по вопросам формирования soft skills (обзор данных в международных базах Scopus, Web of Science) // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 8. С. 187-207. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-7-187-207.

6. Арбатская Е. А., Тарханова Е. Г. Исследование содержания понятия soft skills // Креативная экономика. 2020. Т. 14, № 5. С. 905-924. DOI: https://doi.org/10.18334/ ce.14.5.104255.

7. Солодихина М. В. Критическое мышление в высшем естественнонаучном образовании: определение и содержание понятия. М.: МПГУ, 2022. 164 с.

8. Боброва А. С. Критическое мышление. Проблема определения // РАЦИО.ш. 2017. № 1 (18). С. 26-36.

9. Боброва А. С. Критическое мышление или логика? // Логико-философские штудии. 2018. Т. 16, № 3. С. 200-216.

10. Ходикова Н. А. Логика и критическое мышление: история и современность // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2019. № 3. С. 22-25. DOI: https://doi.org/10.23683/0321-3056-2019-3-22-25.

11. Вранчан Е. В. Курс «Логика и критическое мышление» в формировании профессиональных компетенций студентов юридического направления подготовки // Философские, социологические и психолого-педагогические проблемы современного образования. Барнаул: АлтГПУ, 2021. Вып. 3. С. 218-221.

12. Нагорная А. Г. Формирование гибких навыков (soft skills) в процессе изучения дисциплины «Педагогические технологии межкультурной коммуникации» в техническом вузе // Междунар. научно-исследовательский журнал. 2020. № 10-2 (100). С. 32-39. DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.100.10.041.

13. Позднякова Е. В., Фомина А. В. Открытые задачи как средство развития "soft skills" на уроках математики // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2021. Т. 7, № 2. С. 29-45. DOI: https://doi.org/0.18413/2313-8971-2021-7-2-0-3.

14. Дудко Л. Н., Мирзоева М. М. К вопросу о стратегиях развития критического мышления через чтение и письмо в современной парадигме образования // Евразийский вестник гуманитарных исследований. 2016. № 1 (4). С. 173-180.

15. Кузнецов В. Г. Логика гуманитарного познания // Философия и общество. 2009. № 4. С. 22-63.

16. Зарецкая Е. Н. Логика речи. М.: Дело, 2007. 424 с.

17. Медникова О. Н. Технология развития критического мышления через чтение и письмо как средство развития рефлексивной деятельности учащихся // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2015. № 6 (159). С. 17-20.

References

1. Uvarina N. V., Korneeva N. Yu., Mikryukov Yu. V. Soft skills: aktualnost, istoriya, perspektivy razvitiya. Professionalnoe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2021, No. 4 (44), pp. 40-46. DOI: https://doi.org/10.54509/22203036_2021_4_40.

2. Shrayber A. N. Metodika formirovaniya soft skills (myagkikh navykov) u studentov vuzov cherez sistemu dopolnitelnogo professionalnogo obrazovaniya. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2018, No. 2 (69), pp. 145-147.

3. Menshenina S. G., Pozdnyakova G. A. Formirovanie gibkikh navykov studentov bakalavriata v protsesse obucheniya inostrannomu yazyku. Vestn. Samarskogo gos. tekhnich. un-ta. Ser.: Psikhologo-pedagogicheskie nauki. 2019, Vol. 16, No. 3, pp. 106-115. DOI: https://doi. org/10.17673/vsgtu-pps.2019.3.9.

4. Skills for Social Progress: The Power of Social and Emotional Skills OECD. Skills Studies, 2015. OECD Publishing. 140 p. DOI: http://dx.doi.org/10.1787/9789264226159-en.

5. Tsalikova I. K., Pakhotina S. V. Nauchnye issledovaniya po voprosam formirovaniya soft skills (obzor dannykh v mezhdunarodnykh bazakh Scopus, Web of Science). Obrazovanie i nauka. 2019, Vol. 21, No. 8, pp. 187-207. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-7-187-207.

6. Arbatskaya E. A., Tarkhanova E. G. Issledovanie soderzhaniya ponyatiya soft skills. Kreativnaya ekonomika. 2020, Vol. 14, No. 5, pp. 905-924. DOI: https://doi.org/10.18334/ ce.14.5.104255.

7. Solodikhina M. V. Kriticheskoe myshlenie v vysshem estestvennonauchnom obrazovanii: opredelenie i soderzhanie ponyatiya. Moscow: MPGU, 2022. 164 p.

8. Bobrova A. S. Kriticheskoe myshlenie. Problema opredeleniya. RATsIO.ru. 2017, No. 1 (18), pp. 26-36.

9. Bobrova A. S. Kriticheskoe myshlenie ili logika? Logiko-filosofskie shtudii. 2018, Vol. 16, No. 3, pp. 200-216.

10. Khodikova N. A. Logika i kriticheskoe myshlenie: istoriya i sovremennost. Izvestiya vuzov. Severo-Kavkazskiy region. Obshchestvennye nauki. 2019, No. 3, pp. 22-25. DOI: https://doi. org/10.23683/0321-3056-2019-3-22-25.

11. Vranchan E. V. Kurs "Logika i kriticheskoe myshlenie" v formirovanii professionalnykh kompetentsiy studentov yuridicheskogo napravleniya podgotovki. Filosofskie, sotsiologicheskie i psikhologo-pedagogicheskie problemy sovremennogo obrazovaniya. Barnaul: AltGPU, 2021. Iss. 3, pp. 218-221.

12. Nagornaya A. G. Formirovanie gibkikh navykov (soft skills) v protsesse izucheniya distsipliny "Pedagogicheskie tekhnologii mezhkulturnoy kommunikatsii" v tekhnicheskom vuze.

Mezhdunar. nauchno-issledovatelskiy zhurnal. 2020, No. 10-2 (100), pp. 32-39. DOI: https:// doi.org/10.23670/IRJ.2020.100.10.041.

13. Pozdnyakova E. V., Fomina A. V. Otkrytye zadachi kak sredstvo razvitiya "soft skills" na urokakh matematiki. Nauchnyy rezultat. Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya. 2021, Vol. 7, No. 2, pp. 29-45. DOI: https://doi.org/0.18413/2313-8971-2021-7-2-0-3.

14. Dudko L. N., Mirzoeva M. M. K voprosu o strategiyakh razvitiya kriticheskogo myshleniya cherez chtenie i pismo v sovremennoy paradigme obrazovaniya. Evraziyskiy vestnik gumanitarnykh issledovaniy. 2016, No. 1 (4), pp. 173-180.

15. Kuznetsov V. G. Logika gumanitarnogo poznaniya. Filosofiya i obshchestvo. 2009, No. 4, pp. 22-63.

16. Zaretskaya E. N. Logika rechi. Moscow: Delo, 2007. 424 p.

17. Mednikova O. N. Tekhnologiya razvitiya kriticheskogo myshleniya cherez chtenie i pismo kak sredstvo razvitiya refleksivnoy deyatelnosti uchashchikhsya. Vestn. Tomskogo gos. ped. un-ta. 2015, No. 6 (159), pp. 17-20.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2023, № 1

Статья поступила в редакцию 15.08.2022 The article was received on 15.08.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.