Научная статья на тему 'Развитие критического мышления студентов в вузах'

Развитие критического мышления студентов в вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1314
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЦЕЛЬ / СТУДЕНТЫ / УРОВЕНЬ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / НАВЫКИ / РАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ / ТЕХНОЛОГИИ / ЖИЗНЬ / CRITICAL THINKING / GOAL / STUDENTS / LEVEL / USE / TRAINING / SKILLS / DEVELOPMENT / PROFESSIONAL / TECHNOLOGY / LIFE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ташланова Нигора Джураевна

Для успешного обучения в вузе необходим довольно высокий уровень интеллектуального развития, эрудиции, памяти, умение логически мыслить. Критически мыслить значит знать правила логики и следовать этим правилам. Критическое мышление не должно сводиться к негативным суждениям и критике, напротив, оно предполагает разумное рассуждение и рассмотрение разнообразия подходов. Критичность мышления, т.е. склонность к сомнению, формируются в человеке по мере расширения границ его познаний окружающего мира. «Критическое» в данной ситуации эквивалентно «аналитическому», нацеленному на познание и анализ. Критичность мышления позволяет человеку анализировать объем информации, отбирать нужные факты, логически их переосмысливать, делать умозаключения, критическое мышление является бесценным навыком, который необходим студентам для успешной профессиональной и личной жизни. Преподаватели могут быть вдумчивыми и целеустремленными в создании целей обучения, способствующих развитию навыков критического мышления более низкого и более высокого уровня, а также в использовании технологий для реализации мероприятий, которые поддерживают эти цели обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CRITICAL SKILLS OF STUDENTS IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

To study successfully at the university it’s required from a student a rather high level of intellectual development, erudition, memory, and the ability to think logically. To think critically means to know the rules of logic and follow these rules. Critical thinking should not be reduced to negative judgments and criticism; on the contrary, it requires reasonable reasoning and consideration of a variety of approaches. To think critically, i.e. tendency to doubt, is formed in a person with the expansion of the boundaries of his knowledge of the world. “Critical” in this situation is equivalent to “analytic”, aimed at cognition and analysis. The criticality of thinking allows a person to analyze the amount of information, select the necessary facts, logically rethink them, make conclusions. critical thinking is an invaluable skill that students need for a successful professional and personal life. Teachers should be thoughtful and purposeful in creating learning objectives that contribute to the development of critical thinking skills of a lower and higher level, as well as in using technologies to implement activities that support these learning goals.

Текст научной работы на тему «Развитие критического мышления студентов в вузах»

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗАХ Ташланова Н.Д. Email: Tashlano17144@scientifictext.ru

Ташланова Нигора Джураевна — старший преподаватель, кафедра гуманитарных наук и иностранных языков, факультет телекоммуникационных технологий и профессионального образования,

Ферганский филиал

Ташкентский университет информационных технологий, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: для успешного обучения в вузе необходим довольно высокий уровень интеллектуального развития, эрудиции, памяти, умение логически мыслить. Критически мыслить — значит знать правила логики и следовать этим правилам. Критическое мышление не должно сводиться к негативным суждениям и критике, напротив, оно предполагает разумное рассуждение и рассмотрение разнообразия подходов. Критичность мышления, т.е. склонность к сомнению, формируются в человеке по мере расширения границ его познаний окружающего мира. «Критическое» в данной ситуации эквивалентно «аналитическому», нацеленному на познание и анализ. Критичность мышления позволяет человеку анализировать объем информации, отбирать нужные факты, логически их переосмысливать, делать умозаключения, критическое мышление является бесценным навыком, который необходим студентам для успешной профессиональной и личной жизни. Преподаватели могут быть вдумчивыми и целеустремленными в создании целей обучения, способствующих развитию навыков критического мышления более низкого и более высокого уровня, а также в использовании технологий для реализации мероприятий, которые поддерживают эти цели обучения.

Ключевые слова: критическое мышление, цель, студенты, уровень, использование, обучение, навыки, развитие, профессиональный, технологии, жизнь.

DEVELOPMENT OF CRITICAL SKILLS OF STUDENTS IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS Tashlanova N.D.

Tashlanova Nigora Dzhuraevna — Senior Teacher, DEPARTMENT OF HUMANITARIAN SCIENCES AND FOREIGN LANGUAGES, TELECOMMUNICATION TECHNOLOGIES AND PROFESSIONAL EDUCATION FACULTY,

FERGHANA BRANCH

TASHKENT UNIVERSITY OF INFORMATION TECHNOLOGIES, FERGHANA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: to study successfully at the university it's required from a student a rather high level of intellectual development, erudition, memory, and the ability to think logically. To think critically means to know the rules of logic and follow these rules. Critical thinking should not be reduced to negative judgments and criticism; on the contrary, it requires reasonable reasoning and consideration of a variety of approaches. To think critically, i.e. tendency to doubt, is formed in a person with the expansion of the boundaries of his knowledge of the world. "Critical" in this situation is equivalent to "analytic", aimed at cognition and analysis. The criticality of thinking allows a person to analyze the amount of information, select the necessary facts, logically rethink them, make conclusions. critical thinking is an invaluable skill that students need for a successful professional and personal life. Teachers should be thoughtful and purposeful in creating learning objectives that contribute to the development of critical thinking skills of a lower and higher level, as well as in using technologies to implement activities that support these learning goals.

Keywords: critical thinking, goal, students, level, use, training, skills, development, professional, technology, life.

УДК 37.025.7

Критическое мышление - это когнитивный навык необходимый студентам, готовящий студентов реагировать на различные сложные проблемы, которые возникают в их личной и профессиональной жизни. Когнитивные навыки, лежащие в основе критического мышления -это анализ, интерпретация, оценка, объяснение, умозаключение и саморегулирование [1].

Чтобы создать среду, в которой участвуют студенты, преподаватели должны задавать вопросы, поощрять разные мнения и вовлекать студентов в различные практические занятия, которые заставляют их активно участвовать в обучении.

Преподаватели должны выбирать виды деятельности, исходя из уровня мышления студентов и целей обучения курса или задания. Преподаватели могут развивать у своих студентов навыки критического мышления, используя онлайн-инструкторы:

Отражение деятельности. Упражнения на рефлексию предоставляют студентам возможность отслеживать свое обучение и демонстрировать свой прогресс в течение семестра. Чтобы повысить уровень критического мышления, учащиеся выполняют рефлексивные задания, попросите учащихся цитировать материалы курса, которые помогли им улучшить свои знания и мышление. Используйте Google Doc, функцию совместной работы в Canvas, попросите студентов завести дневник, в котором они будут размышлять о том, что они изучают, описывать прогресс, который они делают на занятиях, ссылаться на материалы курса наиболее актуальны для них. Студенты могут поделиться с преподавателями Документом Google, а преподаватели могут прокомментировать работу студентов.

Рецензирование деятельности. Мероприятия по рецензированию позволяют студентам продемонстрировать коммуникативные навыки, предоставляя отзывы о работе друг друга, открывая студентам альтернативные перспективы и позволяя студентам задавать вопросы о том, что они читают. Проведение интерактивных рецензируемых мероприятий может защитить анонимность студентов, повышая вероятность того, что студенты будут честны в своих отзывах. Используйте функцию назначения рецензирования в Canvas и вручную или автоматически формируйте группы рецензирования. Эти группы могут быть анонимными или отображать имена студентов. Скажите студентам, чтобы они дали обратную связь двум своим сверстникам по первому черновику исследовательской работы. Используйте функцию рубрики в Canvas, чтобы создать рубрику для использования студентами. Покажите студентам рубрику вместе с инструкциями по заданию, чтобы студенты знали, на что их будут оценивать и как оценивать своих сверстников.

Дискуссионные форумы. Дискуссионные форумы позволяют студентам общаться со своими сверстниками, отвечать на вопросы, которые требуют от них демонстрации навыков критического мышления как на низком, так и на высоком уровне, и анализировать содержание курса. Когда инструкторы устанавливают четкие руководящие принципы участия и моделируют навыки критического мышления посредством участия в дискуссионных форумах, студенты также могут продемонстрировать, как они участвуют в процессе критического мышления. Используйте функцию обсуждений в Canvas и попросите учащихся обсудить видео, которое они смотрели. Задайте вопросы для обсуждения на дискуссионном форуме, и дайте студентам инструкции принять участие в дискуссии и процитировать чтения курса в поддержку своих аргументов.

Подводя итог, можно сделать вывод, что начинающий студент может не понять, что влечет за собой критическое мышление, поэтому приготовьте несколько превосходных примеров. Расскажите студентам, как знаменитые критические мыслители эффективно решали реальные жизненные проблемы и какие награды они получали за свои способности. Важно, чтобы студенты знали, как организовать свои случайные мысли. Когда они будут практиковаться в сортировке своих идей в соответствующие группы, они смогут оценить, какие из них будут работать лучше для них. Критическое мышление является бесценным навыком, который необходим студентам для успешной профессиональной и личной жизни. Преподаватели могут быть вдумчивыми и целеустремленными в создании целей обучения, способствующих развитию навыков критического мышления более низкого и более высокого уровня, а также в использовании технологий для реализации мероприятий, которые поддерживают эти цели обучения [2].

Список литературы / References

1. Пушкарский А.Г. Критическое мышление, логика, аргументация // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки, 2005. № 3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberlemnka.ruarticle/n/kriticheskoe-myshlenie-logika-argumentatsiya/ (дата обращения: 13.11.2019).

2. Umaraliev Z.B., To ychiev I.K., Akramova N.M. Problems encountered in learning English for specific purposes. [Электронный ресурс]. // Вопросы науки и образования. № 3 (47), 2019. С. 139-142. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/problems-encountered-in-learning-english-for-specific-purposes / (дата обращения: 13.11.2019).ровна Способы формирования критического мышления студента // Вестник ОГУ. 2012 (138). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sposoby-formirovaniya-kriticheskogo-myshleniya-studenta (дата обращения: 11.11.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.