Научная статья на тему 'АСПЕКТЫ ВЕРБАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ПРОГРАММЫ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ'

АСПЕКТЫ ВЕРБАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ПРОГРАММЫ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЛОГИКА / ЯЗЫК / ВЕРБАЛЬНАЯ ПРАКТИКА / ТЕКСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суханова Наталья Петровна

Философские представления о мыслительной деятельности человека чрезвычайно важны в обсуждении парадигмальных установок образовательной стратегии. Современное образование рассматривается как исследовательское, замещающее традиционную информативную образовательную модель. Показывается необходимость вовлечения философских инструментов для эффективного развития мыслительных навыков. Методологический плюрализм эпохи постмодерна дает простор для создания многообразных курсов по критическому мышлению. Обосновывается состоятельность реализации программы критического мышления с опорой на логику. Цель статьи состоит в осмыслении значения вербальной практики в обучении критическому мышлению. Предметом анализа является университетский курс «Логика и критическое мышление». Акцентируется внимание на проблеме языка, текста, теории знаковых систем, публичном дискурсе. Делается вывод о том, что логические знания являются фундаментом, необходимым для преодоления когнитивных трудностей и формирования навыков критического мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VERBAL PRACTICE ASPECTS OF THE CRITICAL THINKING PROGRAM

Philosophical ideas about human mental activity are of paramount importance in the discussion of the paradigmatic attitudes of the educational strategy. Modern education is viewed as a research one, replacing the traditional informative educational model. The necessity of involving philosophical tools for the effective development of thinking skills is shown. The methodological pluralism of the postmodern era provides room for the creation of diverse courses in critical thinking. The consistency of the implementation of the program of critical thinking based on logic is substantiated. The purpose of the article is to understand the meaning of verbal practice in teaching critical thinking. The subject of the analysis is the university course “Logic and Critical Thinking”. Attention is focused on the problem of language, text, the theory of sign systems, public discourse. It is concluded that logical knowledge is the foundation necessary to overcome cognitive difficulties and develop critical thinking skills.

Текст научной работы на тему «АСПЕКТЫ ВЕРБАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ПРОГРАММЫ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»

Вестник Челябинского государственного университета. 2021. № 8 (454). Философские науки. Вып. 61. С. 57—61.

УДК 168 ББК 87.2

DOI 10.47475/1994-2796-2021 -10808

Аспекты вербальной практики программы критического мышления

Н. П. Суханова

Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»,

Новосибирск, Россия

Философские представления о мыслительной деятельности человека чрезвычайно важны в обсуждении парадигмальных установок образовательной стратегии. Современное образование рассматривается как исследовательское, замещающее традиционную информативную образовательную модель. Показывается необходимость вовлечения философских инструментов для эффективного развития мыслительных навыков. Методологический плюрализм эпохи постмодерна дает простор для создания многообразных курсов по критическому мышлению. Обосновывается состоятельность реализации программы критического мышления с опорой на логику. Цель статьи состоит в осмыслении значения вербальной практики в обучении критическому мышлению. Предметом анализа является университетский курс «Логика и критическое мышление». Акцентируется внимание на проблеме языка, текста, теории знаковых систем, публичном дискурсе. Делается вывод о том, что логические знания являются фундаментом, необходимым для преодоления когнитивных трудностей и формирования навыков критического мышления.

Ключевые слова: критическое мышление, образование, логика, язык, вербальная практика, текст.

К числу философско-теоретических проблем, имеющих дискуссионный характер в пространстве современных исследований образования, относится проблема соотношения между языком, разумностью и логикой, проблема развития качества мышления, обучения навыкам критического мышления. Социокультурный контекст на сегодняшний день предполагает умение хорошо мыслить, чрезвычайно необходимое для каждого субъекта, поскольку независимость в суждениях и способность к созданию новаторских идей дают возможность достичь высоких результатов в любой области деятельности. Образование, соответствующее общественным приоритетам, является исследовательским образованием. Определяющим становится не количество полученной информации, а умение ее постигать, оперировать ею, давать ей квалифицированную оценку.

Изучая реальность, мы воздействуем на нее, действие есть одна из основных форм существования мышления. Задача критического мышления состоит в создании адаптированных и рациональных мыслительных навыков, необходимых для анализирования ситуации, прогнозирования исхода и продуктивных самостоятельных выводов. Критическое мышление есть такой тип мышления, с помощью которого человек проявляет искусство отчетливо и рационально мыслить, понимать логическую связь между различными высказываниями и идеями. Готовность критически мыслить есть необходимое условие для эффективного планирования и принятия решений,

скептического отношения к тем или иным бездоказательным утверждениям, но при этом открытость новому. Целью статьи является осмысление роли вербальной практики в обучении критическому мышлению посредством университетского курса «Логика и критическое мышление».

Критическое мышление внедряется в образовательную среду отечественной высшей школы весьма неоднородно. Наблюдаемое многообразие курсов по критическому мышлению специфицируется в зависимости от изначальных методологических установок создателей программ обучения [9]. Единого подхода в реализации этого курса нет, психологи, социологи, педагоги, филологи и философы по-разному представляют парадиг-мальные параметры курса. Обучение критическому мышлению в вузе может осуществляться сквозь призму психологии научно-педагогического творчества, академической культуры, искусства аргументации, философии на практике. Плюралистичная картина, наличие альтернативных подходов к изучению критического мышления фактически находится в соответствии с установками общества постмодерна, в котором развитие «критического мышления, основанного на самостоятельном разумном суждении, является более фундаментальным, чем сама либеральная теория образования» [1, с. 22]. В свете имеющегося плюрализма правомерно утверждать, что как само понятие критического мышления, так и методы обучения его навыкам являются проблемными. Предметом для настоящего рассмотрения будет

теоретическая база философски ориентированной обучающей программы «Логика и критическое мышление».

Идея реализации курса с опорой на логику зиждется на понимании логики как науки о правильном мышлении и критическое мышление, выразимое в качестве подготовленности к самостоятельному размышлению и вынесению на его основе рациональных суждений, неразрывно связано с наукой логики. Ключевыми идеями программы будут следующие: обосновать представление о мышлении и критическом мышлении с точки зрения различных подходов; изучить законы мышления и основные формы правильного мышления; углубить представления о языке как средстве познания; рассмотреть критическое мышление как публичную языковую деятельность; сделать акцент на важности навыка критически мыслить в работе с информацией; актуализировать потребность участников программы в ясности и точности производимых ими суждений и выводов; сформировать востребованные в профессии для будущего специалиста практические умения разумного мышления; прокламировать ценность критического мышления как органически присущего процессу принятия решений; обнаружить понимание учащимися значения структурированного, критического мышления в развитии профессиональных компетенций. Совершенно справедливо Рэймонд Курцвейл, рассматривая возможности человеческого разума в разрешении проблемных ситуаций, указывает на вопрос логичности в рассуждениях человека и видит его ответ в развитии критического мышления, к которому прибегают «гораздо реже, чем следовало бы» [2, с. 203].

В реальном мыслительном процессе форма мысли и ее содержание существуют неразрывно. Опрометчиво говорить о содержании, лишенном формы, о бессодержательных логических формах. В рамках специального анализа будет вполне корректно отвлечение от содержательной стороны мысли и изучение формы мысли. Знание и сознательное применение в процессе познания форм мышления развивает у человека критическое отношение как к своим, так и к чужим мыслям. Можно согласиться с Мэтью Липманом в том, что «обучение логике как таковой не учит учащихся тому, как применять логику к различным предметам» [10, р. 188]. Но дисциплинированное и рациональное применение логических правил есть необходимое условие для совершенствования критического мышления. Обучение, нацеленное на разумное мышление, предполагает такие точки опоры, как владение логикой и умение работать с

контекстом. Кроме того, логический анализ мышления всегда подразумевает форму исследования языка. Через язык оформляется мышление, вне языка оно невозможно, и логика, являясь наукой о мышлении, неразрывно связана с языком.

Обучение логике и критическому мышлению в университетском образовании осуществляется как вербальное обучение, оперирование языковыми смыслами эксплицируется здесь как принципиальная задача. Курс устремлен к совершенствованию системы словоупотребления, гибкому использованию терминов и понятий, свободному ориентированию в языковом поле. Как знаковая информационная система язык анализируется через понимание его роли в процессе познания и коммуникации. Сосредоточивается внимание на знаке, являющемся основным строительным материалом в языковом конструировании. Рефлексивному отношению к собственной ментальной деятельности способствует погружение в общую теорию знаковых систем — семиотику, выполняющую комплексное изучение языка в синтаксическом, семантическом, прагматическом аспектах. Здесь исследуется структура языка, способы его преобразования, связи между знаками. Выявляется проблема интерпретации, отношений между объектом и знаком. Моделируются коммуникативные функции языка, эмоциональные, эстетические или, например, экономические отношения к самому языку носителей языка. Устремленность к детализации языковой проблематики в программе курса «Логика и критическое мышление» обоснована как предметными рамками, так и тем, что «образовательные программы структурированы не парадигмами, а универсальными и взаимосвязанными аспектами социальной жизни» [5, с. 26].

Вопросы соотношения вербальной практики и развития мышления рассматриваются в трудах как зарубежных, так и отечественных исследователей, среди которых будут работы К. Поппера, Э. Шарп, Дж. Дьюи, Б. Рассела, Ф. де Соссюра, М. Липмана, Г. Гарднера, Дж. Райла, А. Ф. Лосева, М. А. Розова, Г. П. Щедровицкого, Э. В. Ильенкова, В. А. Лекторского, Н. С. Юлиной и др. Погружение в плоскость анализа языковых конструкций сопровождается деятельностной вербальной практикой, способствующей развитию навыков критического мышления. Рассмотрение языка в многообразных аспектах, дискуссионный характер избираемых для обсуждения материалов, подготавливает хорошую почву для оттачивания мыслительных способностей. Здесь мы имеем дело не только с языковой сферой как таковой, что само по себе немаловажно, но фокусируемся на проблематике языка и мышления с точки зре-

ния логико-философского дискурса. Вербальная практика концептуального постижения знаковой реальности является системообразующей в становлении критического мышления, происходит «создание и кодификация нового типа мышления всех участников образовательного процесса» [4, с. 40].

Опыт преподавания курса «Логика и критическое мышление» показывает, что учащиеся испытывают трудности синтаксического и логического характера в построении обоснованных рассуждений и выводов. Наращивание мыслительных навыков требует погружения в пространство семиотики и логики, «обособленные курсы по выработке критического мышления сложно назвать эффективными» [7, с. 24]. Учащиеся, обнаружившие ограничения в оперировании определениями и высказываниями, трудности классификации и деления понятий в начале курса, результативно иначе выглядят, освоив представления о субъекте и предикате сужения, условиях истинности и ложности, правилах категоризации, принципах построения силлогизма. Логические знания выступают в качестве методологического инструментария, необходимого для преодоления когнитивных трудностей и формирования разумного мышления. Качественно усвоенные логические, синтаксические и семантические концепты являются существенным базисом для искусства мыслить критически [3].

Значение осознанных аналитических действий велико, когда они применяются учащимися для оценки и преобразования создаваемых ими текстов. Зафиксированный текст представляет из себя более организованную вербальную практику по сравнению с устными высказываниями. Текст есть удобная форма для преобразования составляющих его элементов, однако, качественная работа с текстом требует применения логических знаний, умения обнаруживать смысловые ошибки, выстраивания системы аргументации. Логическим основам обработки текста уделяется пристальное внимание; опираясь на исследование В. И. Свин-цова следует отметить, что текст требует логического фильтрования, логического нормирования [6]. Собственным достижением участника курса «Логика и критическое мышление» является изменение отношения к вопросам необходимости преобразования своего текста с целью совершенствования его информационных свойств и умение найти и устранить логическую ошибку, целенаправленно осуществляя смысловой контроль наличного текста. Акцентируется внимание также на вопросе увеличения информативности текста с точки зрения формальной приемлемости его

логической организации. Повышение логической культуры способствует критическому отношению, например, к вопросу обоснования какого-либо тезиса, выделению наиболее удачного определения, предпочтению выигрышного способа классификации. Увеличение потенциала логических приемов в работе по созданию и трансформации текста повышает вероятность достижения коммуникативного воздействия текста. Арсенал логических знаний, применяемых в работе с текстом, задает сюжеты интеллектуально-речевой практики, благоприятно воздействующей на развитие критического мышления учащихся.

Принципиально важно для прогрессивного движения в обретении навыков критического мышления уделять внимание публичному аспекту вербальной практики. Специфический дисциплинарный стиль формальной научной литературы не должен становиться ширмой для учащегося, скрывающей самостоятельность его высказываний и мнений. Участники курса, изучающие научные тексты, мотивируются на оформление и создание собственной позиции, ее публичное представление, оппонирование. Необходимой доработке и уточнению может быть подвергнута лишь публично выраженная языковая деятельность. Тематически курс «Логика и критическое мышление» построен таким образом, чтобы учащиеся накопили в ходе работы достаточную практику публичной речи. Практика устной речи как первичная языковая практика учит человека думать, размышляя вслух, внимая идеям других заинтересованных участников. Публичное выступление устроено таким образом, что оно позволяет обнажить настоящее отношение к теме обсуждения, дать оценку факту, выразить эмоции и показать свои предпочтения. Публичная речь выразительна и понятна.

Активизация публичного дискурса меняет отношение к вербальной практике в форме текста. Занятия по программе «Логика и критическое мышление», где студентам предлагаются задания, которые они должны обсуждать и текст которых методологически насыщен, направляют дискуссию в предметное русло, стимулируют публичную речь и направлены на широту мышления. Можно пойти дальше и сказать, что здесь имеет место «способ воспитания человека посредством обучения публичной речи» [8, с. 19]. Этот курс имеет ценность не только сам по себе, но и как курс, ориентирующий на рефлексивное образование в принципе. Насыщение языкового репертуара, детализация вопросов креативного и творческого мышления, превращение участников проекта в исследовательское сообщество делают курс по логике

и критическому мышлению стратегически необходимым в университетском образовании. Образовательная парадигма, исследовательская в своей основе, ориентирована на критический дискурс и продвижение методов обучения, способствующих

формированию разумности и рациональности. Обсуждение проблемы критического мышления предполагает дальнейший философский интерес к вопросам, связанным с аспектами вербальной практики в обучении мыслить критически.

Список литературы

1. Куренной, В. А. Философия либерального образования: принципы / В. А. Куренной // Вопросы образования. — 2020. — № 1. — С. 8—39.

2. Курцвейл, Р. Эволюция разума: как расширение возможностей нашего разума позволит решить многие мировые проблемы / Р. Курцвейл ; [пер. с англ. Т. П. Мосоловой]. — М. : Э, 2016.— 445 с.

3. Мазурова, М. Р. Критическое мышление и формирование общекультурных и общепрофессиональных компетенций ФГОС ВО / М. Р. Мазурова // Профессиональное образование в современном мире. — 2017.— Т. 7, № 3.— C. 1196—1200.

4. Мартишина, Н. И. Дискурсивные практики образования и смена парадигмы / Н. И. Мартишина // Высшее образование в России. — 2017. — № 3. — С. 37—42.

5. Розов, Н. С. Преподавание философских основ социальных наук и истории: от изолированных парадигм к интеграции универсальных аспектов / Н. С. Розов // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2019. — № 1. — С. 26—30.

6. Свинцов, В. И. Смысловой анализ и обработка текста. Логические основы редактирования / В. И. Свинцов. — М. : URSS, 2021. — 272 с.

7. Суханова, Н. П. Логика как инструмент развития критического мышления / Н. П. Суханова // Проблемы современного образования. — 2021. — № 2. — С. 19—26.

8. Тихомирова, Е. Е. Речевые практики как тип антропопрактик / Е. Е. Тихомирова // Идеи и идеалы. — 2014. — Т. 2, № 4 (22). — С. 14—21.

9. Johnson, R. H. Meta-Level Approach to the Problem of Defining «Critical Thinking» / R. H. Johnson, B. A. Hamby // Argumentation. — 2015. — Vol. 29. — P. 417—430. — URL: https://link.springer.com/ article/10.1007/s10503-015-9356-4.

10. Lipman, M. Thinking in education / M. Lipman. — Cambridge : Cambridge University Press, 2001. — 316 р. — URL: ttps://www.researchgate.net/publication/315872490_Lipman's_Thinking_in_Education.

Сведения об авторе

Суханова Наталья Петровна — кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии и гуманитарных наук, Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ». Новосибирск, Россия. n.p.suhanova@edu.nsuem.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2021. No. 8 (454). Philosophy Sciences. Iss. 61. Pp. 57—61.

Verbal practice aspects of the critical thinking program

N.P. Sukhanova

Novosibirsk State University of Economics and Management «NINH», Novosibirsk, Russia.

n.p. suhanova@edu. nsuem. ru

Philosophical ideas about human mental activity are of paramount importance in the discussion of the paradigmatic attitudes of the educational strategy. Modern education is viewed as a research one, replacing the traditional informative educational model. The necessity of involving philosophical tools for the effective development of thinking skills is shown. The methodological pluralism of the postmodern era provides room for the creation of diverse courses in critical thinking. The consistency of the implementation of the program of critical thinking based on logic is substantiated. The purpose of the article is to understand the meaning of verbal practice in teaching critical thinking. The subject of the analysis is the university course "Logic and Critical Thinking". Attention is focused on the problem of language, text, the theory of sign systems, public discourse. It is concluded that logical knowledge is the foundation necessary to overcome cognitive difficulties and develop critical thinking skills.

Keywords: critical thinking, education, logic, language, verbal practice, text.

References

1. Kurennoy V.A. Filosofiya liberal'nogo obrazovaniya: principy [Philosophy of Liberal Education: The Principles]. Voprosy obrazovaniya [Educational issues], 2020, no. 1, pp. 8—39. (In Russ).

2. Kurzweil R. Evolyuciya razuma: kak rasshirenie vozmozhnostej nashego razumapozvolit reshit' mnogie mirovye problemy [How to create a mind: the secret of human thought revealed]. Moscow, E, 2016. 445 p. (In Russ).

3. Mazurova M.R. Kriticheskoe myshlenie i formirovanie obshchekul'turnyh i obshcheprofessional'nyh kompetencij FGOS VO [Critical thinking and forming of cultural and professional competencies of the federal state educational standard of higher education]. Professionalnoe obrazovanie v sovremennom mire [Professional education in the modern world], vol. 7, no. 3, 2017, pp. 1196—1200. (In Russ).

4. Martishina N. I. Diskursivnye praktiki obrazovaniya i smena paradigmy [Discursive Practices of Education and Change of Paradigm]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia], no. 3, 2017, pp. 37—42. (In Russ).

5. Rozov N. S. Prepodavanie filosofskih osnov social'nyh nauk i istorii: ot izolirovannyh paradigm k integracii universal'nyh aspektov [Teaching the philosophical foundations of the social sciences and history: from isolated paradigms to the integration of universal dimensions]. Alma mater (Vestnik vysshej shkoly). [Alma mater (Bulletin of the higher school)], 2019, no. 1, pp. 26—30. (In Russ).

6. Svintsov V. I. Smyslovoj analiz i obrabotka teksta. Logicheskie osnovy redaktirovaniya [Semantic analysis and text processing. Logical foundations of editing]. Moscow, URSS, 2021. 272 p. (In Russ).

7. Sukhanova N. P. Logika kak instrument razvitiya kriticheskogo myshleniya [Logic as a tool for developing critical thinking]. Problemy sovremennogo obrazovaniya [Problems of modern education], 2021, no. 2, pp. 19—26. (In Russ).

8. Tihomirova E. E. Rechevye praktiki kak tip antropopraktik [Speech practices as a type of anthropopractic]. Idei i idealy [Ideas and Ideals], 2014, vol. 2, no. 4 (22), pp. 14—21. (In Russ).

9. Johnson R.H., Hamby B.A. Meta-Level Approach to the Problem of Defining «Critical Thinking». Argumentation, 2015, no. 29, pp. 417—430. Available at: https://link.springer.com/article/10.1007/s10503-015-9356-4, accessed 01.06.2021.

10. Lipman M. Thinking in education. Cambridge, Cambridge University Press, 2001. 316 p. Available at: ttps://www.researchgate.net/publication/315872490_Lipman's_Thinking_in_Education, accessed 01.06.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.