Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА'

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК / КУЛЬТУРА РЕЧИ / МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ / РЕЧЕВОЕ ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРАГМАТИКА / ЭФФЕКТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаврилов В.В., Сафонова Н.Н., Кашкарева А.П., Авдеева Е.А.

Статья посвящена проблеме развития творческого потенциала студентов педагогических вузов в процессе преподавания дисциплин речеведческого цикла (и прежде всего дисциплины «Русский язык и культура речи»). Авторы отмечают недостаточную степень разработки указанной проблемы и при этом - ее актуальность. Суть концепции состоит в том, чтобы организовать целенаправленную и системную работу в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи» по развитию речетворческих навыков студентов с учетом условий и целей коммуникативного взаимодействия. В статье дается определение понятию «речевое творчество студентов», предлагается система упражнений и критериев оценки речетворческой деятельности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SAFONOVA N.N., KASHKAREVA A.P., AVDEEVA E.A. DEVELOPMENT OF SPEECH CREATIVITY AS ONE OF THE ASPECTS OF PROFESSIONAL TRAINING OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS

The article is devoted to the problem of developing the creative potential of students of pedagogical universities in the process of teaching the disciplines of the speech cycle (and above all the discipline «Russian language and culture of speech»). The authors note the insufficient degree of development of this problem and at the same time-its relevance. The essence of the concept is to organize purposeful and systematic work within the framework of the discipline «Russian language and Speech Culture» to develop students ' speech-making skills, taking into account the conditions and goals of communicative interaction. The article defines the concept of «speech creativity of students», offers a system of exercises and criteria for evaluating the speech-creating activity of students.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА»

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

SECTION 1. GENERAL ISSUES OF TEACHING METHODS IN HIGHER EDUCATION

DOI 10.26105/SSPU.2021.1.70.001 УДК 378.147: 811.161.1 ББК 74.489.26

В.В. ГАВРИЛОВ Н.Н. САФОНОВА А.П. КАШКАРЕВА Е.А. АВДЕЕВА

V.V. GAVRILOV N.N. SAFONOVA A.P. KASHKAREVA E.A. AVDEEVA

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

DEVELOPMENT OF SPEECH CREATIVITY AS ONE OF THE ASPECTS OF PROFESSIONAL TRAINING OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS

Статья посвящена проблеме развития творческого потенциала студентов педагогических вузов в процессе преподавания дисциплин речеведческого цикла (и прежде всего дисциплины «Русский язык и культура речи»). Авторы отмечают недостаточную степень разработки указанной проблемы и при этом — ее актуальность. Суть концепции состоит в том, чтобы организовать целенаправленную и системную работу в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи» по развитию речетворческих навыков студентов с учетом условий и целей коммуникативного взаимодействия. В статье дается определение понятию «речевое творчество студентов», предлагается система упражнений и критериев оценки речетворческой деятельности обучающихся.

The article is devoted to the problem of developing the creative potential of students of pedagogical universities in the process of teaching the disciplines of the speech cycle (and above all the discipline «Russian language and culture of speech»). The authors note the insufficient degree of development of this problem and at the same time-its relevance. The essence of the concept is to organize purposeful and systematic work within the framework of the discipline «Russian language and Speech Culture» to develop students ' speech-making skills, taking into account the conditions and goals of communicative interaction. The article defines the concept of «speech creativity of students», offers a system of exercises and criteria for evaluating the speech-creating activity of students.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: русский язык, культура речи, методика развития речи, речевое творчество, творческий потенциал, прагматика, эффективная коммуникация.

KEYWORDS: Russian language, speech culture, methods of speech development, speech creativity, creative potential, pragmatics, effective communication.

ВВЕДЕНИЕ. В настоящее время все больший интерес у исследователей вызывают проблемы педагогического сопровождения, обеспечивающего развитие навыков речевого творчества, успешную (эффективную) речевую творческую деятельность студентов в условиях высшего образования.

О формировании / развитии творческих способностей студенческой молодежи как приоритетном направлении образования говорится в целом ряде ключевых государственных документов (Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» (2012), «Стратегия государственной молодежной политики РФ до 2016 года» (2006)», Государственная программа РФ «Развитие образования» (2017) и т.д.).

В этой связи роль педагога как субъекта образовательной деятельности (в рамках субъект-субъектных отношений), осуществляющего педагогическое сопровождение образовательного процесса, возрастает. Педагогическое сопровождение, вслед за В.А.Шишкиной и Н.О.Яковлевой, понимается нами как «созидательная деятельность педагога вуза, которая разворачивается в двух взаимосвязанных процессах: созидание себя (постоянное и целенаправленное) и побуждение к этому студентов [10, с. 7]; «педагогически целесообразная система мер воздействия на процессы образовательной сферы, обеспечивающую снижение отклонений от оптимальной траектории их развертывания» [11, с. 47]. Таким образом, педагог, будучи сам яркой творческой личностью, образцовым оратором, так должен построить речеведче-ский курс, чтобы дать возможность студенту раскрыть свои творческие способности в плане создания устных и письменных текстов, имеющих ярко выраженную прагматическую составляющую (достижение цели речевой деятельности). Данный аспект кажется нам крайне важным в русле подготовки педагогов, будущих учителей российских школ.

Цель статьи — определение и описание методологических установок в области развития навыков речевого творчества студентов педагогического вуза.

Материалы и методы. В работе использовались следующие методы: метод теоретико-методологического анализа (изучение степени разработанности проблемы) и метод дискурсивной рефлексии (построение теоретических положений и формулировка практических рекомендаций на основе имеющегося опыта).

Результаты и обсуждение результатов. Следует констатировать, что традиционные подходы к развитию речетворческих способностей обучающихся не отвечают современным запросам общества и требованиям, предъявляемым к выпускникам.

Так, изучив дисциплину «Русский язык и культура речи», студенты должны (кроме всего прочего):

уметь:

— обнаруживать и устранять ошибки и недочеты на всех уровнях структуры языка;

— описывать характеристики качественной коммуникации на русском языке в профессиональной деятельности и повседневной жизни;

— следовать правилам эффективной коммуникации в зависимости от речевой ситуации и сферы общения;

владеть:

— приемами анализа собственной и чужой речи, редактирования текстов профессионального и социально значимого содержания;

— способами оценки качества построения коммуникации;

— приемами формирования качеств речи, необходимых для эффективного делового и повседневного общения;

— способами построения речи определенного стиля и жанра в устной и письменной форме в зависимости от сферы и ситуации общения.

Как видим, большая роль отводится рефлексии, аналитической деятельности студентов. К сожалению, опыт показывает, что в рамках дисциплины не все умения приобретаются

студентами в достаточной степени, хотя о важности развития коммуникативной компетенции говорят многие специалисты [1; 3; 6]. В этой связи, на наш взгляд, необходимо изменить содержание и подходы к обучению, обновить комплекс методов, форм и приемов обучения в рамках освоения дисциплин речеведческого цикла.

В основе занятий по развитию культуры речи студентов должно быть поступательное эвристическое продвижение по пути решения учебной задачи, через постановку проблемы — к культуросообразному результату, а также — анализ и рефлексия. В этой связи важнейшей образовательной задачей для нас является развитие у студентов критического мышления, умения планировать свои действия для достижения поставленной задачи.

Особое место в данном контексте отводится активным методам обучения, которые способствуют развитию познавательной активности студентов, формированию умения искать пути решения поставленной педагогом задачи, получать знания самостоятельно, формируют критический подход к высказываниям других и независимость собственных суждений — одним словом, всего того, что в науке называется «коммуникативной компетенцией». Развитая коммуникативная компетенция может стать залогом успешной профессиональной деятельности, карьерного роста выпускника педагогического вуза.

В плане содержания дисциплины речеведческого цикла, по нашему мнению, должны включать следующие модули: 1) Креативный (творческий) (способность к творческому восприятию мира, переосмыслению информации и готовность создавать оригинальные тексты (устные и письменные). 2) Коммуникативный (способность одного человека общаться с другими людьми, то есть достигать поставленных коммуникативных задач в рамках конкретной речевой ситуации). 3) Эмоциональный (способность владеть собой в рамках речевого взаимодействия). 4) Мотивационный (стремление достигать поставленных целей, саморазвиваться) [4].

Творческий блок мы считаем важнейшим. Он, по сути, соединяет в себе остальные блоки. В рамках данного блока студенты учатся создавать оригинальные тексты различных стилей и анализировать, трансформировать тексты других авторов. А для этого студентам необходимо владеть речевыми нормами, иметь целостную индивидуальную языковую картину мира, уметь критически переосмыслять информацию, знать основные законы выстраивания межличностной коммуникации.

Как правило, в науке под речевым творчеством, в рамках дисциплин речеведческого цикла, понимается создание устных и письменных текстов. Однако до сих пор не получила четкого описания методика развития речевого творчества студентов, до конца не сформулированы критерии оценки текстов, которые создаются студентами, поскольку не обозначены принципы, на основе которых эти критерии должны формулироваться.

Мы убеждены, что речевое творчество студентов в рамках дисциплин речеведческого цикла не должно иметь основной целью создание художественных произведений (стихов или прозы). Деятельность обучающихся должна быть направлена на создание оригинальных текстов, соотносящихся с конкретной речевой ситуацией, коммуникативной задачей. То есть не эстетический, а прагматический аспект выходит в данном случае на первый план.

С учетом сказанного выше, мы считаем, что высокий уровень речевого творчества является показателем успешного освоения дисциплин речеведческого цикла (и прежде всего дисциплины «Русский язык и культура речи»).

Итак, под речью, вслед за М. Р. Львовым, мы понимаем «деятельность человека, использующего язык в целях общения, выражения эмоций, оформления мысли, познания окружающего мира, для планирования своих действий» [7, с. 184]. Иначе говоря, речь, ее содержание и качество определяются личностью говорящего, его интенциями, особенностями индивидуальной картины мира. Но, кроме того, речь определяется социумом, его установками, культуросообразной нормой. Речь прагматична, ориентирована на цель,

достижение цели говорит о достаточно высоком качестве речи. В этой связи, нельзя не согласиться с мнением ученого, который считает, что речь — «не только процесс, но и результат: речевые тексты устные или письменные,— книги, рассказы, песни и пр. Р. есть реализация языка, который обнаруживает себя только Р.» [7, с. 184].

Итак, речь — это всегда целенаправленная деятельность, которая имеет конкретный результат. Результат этот заключается в сообщении информации и получении адекватной обратной связи. Именно такая коммуникация будет считаться эффективной.

При этом, чем ярче, образнее логичнее, аргументирование будет высказывание, тем больше у него шансов быть понятым и адекватно воспринятым. Речевые произведения, бедные, отрывочные, с большим количеством недочетов, безусловно, затрудняют коммуникацию, не способствуют успешному решению коммуникативных задач, стоящих перед говорящим.

Раскрывая понятие «речевое творчество», следует отметить, что оно (применительно к высшей школе) в современной науке изучено недостаточно, не имеет полного и точного определения. В исследованиях ученых, педагогов-практиков понятие используется, как правило, применительно к детям старшего дошкольного или младшего школьного возраста (Е.И.Тихеева, Н.А.Стародубова, Г.М.Лямина и др.). На этом уровне речевое творчество понимается как «способность ребенка придумывать загадки, рассказы и даже стихи» [8]. Однако не ясны до конца структура и содержание этой способности, а также цели и мотивы обучающихся.

Так, Е.И.Тихеева под речевым творчеством понимает «деятельность детей, которая основана на связи между внешней и внутренней рефлексией литературного образа, когда ребенок создают новые словесные образы. Речевое творчество включает в себя следующие элементы: преобразующий, аналитический и познавательный» [8]. Как видим, речь идет действительно о художественном творчестве, которое практически никак не соотносится с социализацией ребенка, коммуникативным взаимодействием в социуме.

По мнению Г.М. Ляминой, «речевое творчество — это деятельность ребенка, направленная на построение высказываний связного типа, которые вызываются восприятием литературных произведений, формирующая у детей способность использовать те или иные языковые выразительные средства, передающие детские впечатления от художественного вида информации» [8]. В данном случае подразумевается владение вертикальным контекстом и способность ребенка включать определенные элементы из знакомых художественных произведений в собственную речь.

Исследователь Н.А. Стародубова, позиция которой наиболее близка нашей, считает, что «речевое творчество дошкольников подразумевает несколько типов умений: способность осмысливать и понимать тему, находить ее границы, собирать нужный материал, использовать этот материал в нужной последовательности, использовать языковые инструменты в согласии с нормами литературы и текущими задачами, продуцировать речь намеренно или спонтанно, самостоятельно находить тему для разговора, быть оригинальным, использовать нестандартные подходы к решению тех или иных творческих задач речи» [8].

Очевидно, что развитие речевого творчества обучающихся не заканчивается в начальной школе. Напротив, умения создавать оригинальные устные и письменные тексты, творчески переосмыслять, перерабатывать информацию (в том числе и учебную) становятся как никогда актуальными именно в период обучения молодых людей в старших классах, а затем — и в высшей школе. Молодой специалист, выпускник педагогического вуза будет востребован на рынке образовательных услуг, будет интересен ученикам, если он способен привнести крупицы творчества в свою работу и прежде всего в педагогическое взаимодействие.

Итак, что же мы понимаем под термином «речевое творчество»? По нашему мнению, это способность обучающихся анализировать и творчески перерабатывать предложенные или создавать оригинальные тексты (как устные, так и письменные) в рамках заданной речевой ситуации, используя адекватные языковые средства и учитывая цели речевого общения.

Как видно из данного определения, речевая деятельность и речевое творчество тесно связаны с мышлением. В этой связи проблема развития внутреннего плана действий [9] обучающихся, их способности совершать мыслительные операции в плане внутренней речи выходит для нас на первый план.

Известный советский и российский психолог Я.А.Пономарев, выделив пять этапов ВПД, высшим из них считал этап региминтирования (программирования). Обучающиеся, по мнению автора, на этом этапе последовательно управляют своими действиями, способны предвидеть результат, выстраивают план действий с целью достигнуть желаемого результата. Действия эти, следовательно, систематичны, носят эвристический характер, что, по сути, является творческим актом (самостоятельный поиск эффективного решения поставленной задачи). При этом одной из главных причин задержки развития ВПД Я.П.Пономарев считает «недостаточное развитие речи вследствие отсутствия в опыте ребенка ситуаций, требующих решения творческих задач» [9, с. 261].

Таким образом, задача педагога состоит в том, чтобы построить систему заданий, в рамках которой нашлось бы место творческому поиску адекватного решения на пути к культуросообразному результату. В процессе создания оригинального речевого высказывания «вычисления», поиск эффективного решения возможны только в плане внутренней речи и только на четвертом и пятом уровнях ВПД.

«Совершая определенные мыслительные операции на уровне внутренней речи, обучающийся «сжимает» текст на концептуальном, символическом уровнях, а затем на основе свернутых парадигм разворачивает сообщение, но создает новый текст, наполняя, дополняя его личными смыслами, интенциями, учитывая конкретные прагматические установки. Следовательно, задания этого раздела призваны развить речетворческие навыки студентов (языковая игра, трансформация, вариативность языковых единиц, решение практических коммуникативных задач, работа с текстом (редактирование, дополнение, изменение)» [4, с. 66-67]. Этот этап работы должен быть итоговым в рамках освоения дисциплины.

Совершая определенные мыслительные операции на уровне внутренней речи, студент разворачивает собственный текст на основе пресуппозиции и опорных понятий (базовых концептов). Совокупность указанных операций можно представить в следующем виде [2, с. 22]:

Схема 1. Работа с текстом в плане внутренней речи

пресуппозиция

Обучение всем шести типам операций с текстом производится с помощью отдельных заданий и обучающих работ. С помощью конкретных вопросов проверяется степень освоения того или иного текста. Вопросы могут быть на содержание текста, на знание

некоторых слов, фразеологизмов и т.д. Вопросы на знание логических особенностей и композиции дадут представление о том, как обучающийся осмыслил семантическую структуру текста. Далее обучающийся устанавливает состав денотатов и их иерархию (т.е. уточняется состав денотативных узлов текста). После этого составляется опорная схема. Самый удобный способ построения опорной схемы текста — это система графов, вершинами которых служат денотаты. Графы могут быть в виде линий или стрелок. Они указывают на характер смысловой и логической связи между денотатами. После этого создается концептуальный фон для рассказа (пресуппозиция) [2, С. 21].

Таким образом, в рамках данной концепции педагогу необходимо разработать целостную систему упражнений и так организовать педагогический процесс, чтобы развитие речетворческих навыков осуществлялось поступательно и системно, от простого к сложному. В этой связи мы считаем актуальным предложить систему упражнений, которая бы соответствовала заявленным требованиям.

В науке существуют различные классификации речевых упражнений, упражнения подразделяются на «устные и письменные; по типу языковых единиц — на произносительные, словарные, синтаксические, текстовые; по степени опоры на образец — пересказы и изложения разных типов, рассказы и сочинения тоже разных типов [7, с. 184]. М.Р.Львов обращает внимание на то (и это для нас крайне важно), что по степени творческого вклада автора упражнения можно разделить на «подражания, конструктивные упражнения и творческие работы» [7, с. 184]. Именно эта классификация легла в основу нашей работы по развитию речетворческих навыков.

В процессе освоения курса «Русский язык и культура речи» необходимо, по нашему мнению, развить у студентов такие важнейшие речетворческие навыки, как использование выразительных средств, различных типов аргументации, решение практических коммуникативных задач, работа с текстом (редактирование, дополнение, изменение), создание авторских текстов с учетом всех условий коммуникативного акта.

В общем виде систему упражнений по развитию навыков речевого творчества можно представить в следующем виде.

Тема: «Создание авторских текстов различных стилей с учетом коммуникативных задач»

I. Раздел «Подражания».

1) Упражнение «Собеседование с работодателем» (студенты беседуют с работодателем, изучив перед этим правила собеседования при трудоустройстве; развитие ВПД).

2) Упражнение «Вступление к речи». Пробуйте создать 10 зачинов к еще не произнесенным речам. Темы определяются преподавателем. Фраза должна привлечь внимание слушателя/ читателя (студенты, ознакомившись с типами и яркими примерами риторических зачинов, учатся создавать свои).

3) «Составление плана по предложенному тексту». (Студенты, ознакомившись с видами и примерами планов, составляют план по предложенному тексту, учатся структурировать материал).

4) Упражнение «Краткость — сестра таланта». К заданному изображению (фото, иллюстрация, кадр из фильма) сформулировать афористичное высказывание (студенты, ознакомившись с афоризмами и их примерами, учатся кратко и образно формулировать мысли).

5) Упражнение «Аргумент — упрямая вещь». Придумать десять аргументов к спорному тезису, например: «Людям лучше жить на деревьях»; «Холод полезен организму» (студенты, ознакомившись с типами аргументации в риторике, учатся подбирать собственные аргументы разных типов, учатся воздействовать на аудиторию; развитие ВПД).

6) «Учимся описывать». С помощью местоимения 3 л., не называя имени, необходимо описать какую-то известную личность (внешность, особенности поведения, речи и т.д.).

Слушающим необходимо угадать, о ком идет речь (развивается умение точно формулировать свои мысли, находить контакт с аудиторией).

II. Раздел «Конструктивные упражнения»

1) Упражнение «Как пахнут слова?» Подберите нетривиальные эпитеты, относящиеся к запахам (например, медовый, липовый, душистый, пряный и т.д.), к словам ОСЕНЬ, МАШИНА, ДЕРЕВНЯ, ПОЛЯНА, КЛУБ, СТИХОТВОРЕНИЕ, БОРЬБА так, чтобы слушатели почувствовали запахи (студенты учатся делать текст более ярким и выразительным, учатся вербально воздействовать на аудиторию).

2) Упражнение «Ассоциации». Напишите осмысленную фразу, в которой будут три заданных слова. Например: ОГОНЬ-КОШКА-ШПАГА, КОРАБЛЬ-ПЕШКА-ТОПОЛЬ, ЛЕТО-АККОРДЕОН-ДЕМОКРАТИЯ, ГОРОД-БАССЕЙН-АВТОМОБИЛЬ (развивается ассоциативное мышление — основа любого творчества).

3) Упражнение «Допишите текст». Даны первый или последний абзац рассказа. Создайте законченный художественный текст (отрабатывается способность готовить логичные, связные, структурированные тексты).

4) «Составление текста по плану». Студенты составляют текст по готовому плану (студенты учатся придерживаться плана выступления).

5) Упражнение «Плюс и минус». Сформулируйте два взгляда на актуальную социальную проблему: платное образование, эвтаназия, аборты и др. (Студенты учатся анализировать социальные проблемы и формулировать собственную точку зрения, что крайне важно при организации и проведении дискуссии; развитие ВПД).

6) Составление опорной схемы по предложенному тексту (работа в плане внутренней речи, развитие ВПД).

7) Разворачивание текста на основе предложенной опорной схемы (умение работать с пресуппозицией, развитие ВПД).

8) «Я редактор». Отредактировать предложенный текст, исправить речевые и логические ошибки (развитие способности грамотно излагать свои мысли).

III. Раздел «Творческие работы»

1) Авторское (оригинальное) озвучивание известного фильма (отрывка) с учетом заданной темы.

2) Сочинение рассказа по первой заданной строчке, например: «Полетели мы однажды с другом на Марс».

3) Мини-сочинение «Письмо себе шестилетнему». (Упражнение интересно тем, что студенты проговаривают собственные проблемы и часто предлагают способы их решения).

4) «Учимся рассуждать». Написать текст из 12-15 предложений в стиле рассуждения на тему «Похвала лампочке/бобру/березке» (варианты могут быть различными).

5) «Полет гениев». Деловая игра на одну пару, со сценарием, распределением ролей, четкой задачей и рефлексией по итогам игры. (Студенты учатся принимать сложные решения, выбирать речевые стратегии, достигать цели, развитие ВПД).

6) «Пресс-конференция». Один из студентов выступает в роли гостя, отвечающего на вопросы «журналистов» (развивается способность переключаться с одной темы на другую, аргументировать свой ответ, удерживать внимание аудитории).

7) «Экспромт». Произнесите перед аудиторией речь на заданную тему без подготовки. (Студенты учатся быстро реагировать на смену условий речевого общения).

8) «Выступление оратора». Произнесите перед аудиторией заранее подготовленную речь в соответствии с требованиями (тема задается педагогом заранее). (Итоговое задание, студент демонстрирует свои речетворческие умения).

Итак, как мы уже сказали, в основе речетворчества лежит умение создавать оригинальные тесты в соответствии с условиями коммуникативного взаимодействия. Система

упражнении, представленная выше, как раз и направлена на развитие данного умения. При этом возникает проблема оценки текстов, поскольку при оценке творческих работ вообще и устных выступлений в частности неизменно появляется доля субъективизма. Таким образом, необходимо определить четкие критерии оценки продукта речетворче-ской деятельности студента, чтобы этой субъективности избежать.

Итоговым в рамках работы по развитию коммуникативной компетенции и навыков речевого творчества становится ораторское выступление перед аудиторией (см. «Творческие выступления», упражнение 10). Основная цель такого выступления — воздействие на аудиторию, аргументация собственной позиции. Студент готовится заранее, создает письменный текст в соответствии с требованиями (структура, логичность, образность, аргументация), учит его наизусть и готовится произнести перед аудиторией. Слушатели (студенты) имеют право задать три вопроса по окончании выступления. Эксперты из числа студентов оценивают выступление по заданным критериям. Педагог подводит итоги, проводится рефлексия.

Нами разработана таблица критериев оценки устного выступления [5]. Она включает 8 областей оценки, которые, в свою очередь, подразделяются на несколько критериев: актуальность темы; оценка постановки цели и задач выступления; учет особенностей аудитории: социально-демографический состав, физическое и психическое состояние, степень однородности, отношение к теме выступления, возможные потребности, интересы, установки, возможное отношение к оратору, достоверность представленной информации; предварительная работа с материалом; использование визуального материала; теоретическая и практическая значимость для слушателей; умение отвечать на вопросы слушателей; речь оратора (свойства, выбранные выразительные средства и т.д.); контакт с аудиторией; достижения оратора.

Таблица выглядит таким образом (на примере первого критерия):

Таблица 1. Критерии оценки устного выступления

Область оценки

Критерии оценки Индикаторы

Оценка постановки цели и задач выступления

Актуальность 1. Тема подробно изучена, автор не сумел показать,

проблемы чем обусловлен его выбор, кроме личного интереса.

2. Проблема поставлена оригинально, тема раскрыта с неожиданной стороны.

3. Тема малоизученная, автор раскрыл ее самостоятельно, сопоставляя разные точки зрения, объяснил, чем обусловлен его интерес к данной проблеме.

По итогам анализа каждого выступления группа экспертов подсчитывает общее количество баллов по каждой области оценки.

Уверены, что «формализация» критериев оправдана, поскольку позволяет избежать субъективности в оценке речетворческих навыков обучающихся. Обоснованность и проработанность критериев позволяют обучающимся наметить ориентиры для подготовки сообщения, приблизиться к культуросообразному образцу, который предоставляет преподаватель. Кроме того, повышается мотивация обучающихся при подготовке, поскольку возникает элемент состязания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В процессе апробирования системы заданий и критериев оценивания речетворческих работ обучающихся нами был проведен педагогический эксперимент, который подтвердил эффективность предлагаемой системы работы. Оценка речетворческих умений (четыре группы: 2 экспериментальных, две контрольных) проводилась на начальном и заключи-

тельном этапе обучения с использованием специальных ИОЛ (индивидуальных оценочных листов) [5]. Контрольные группы «показали достаточно высокий уровень владения устной речью, однако нами в 56% всех выступлений были отмечены слабая мотивация, нежелание взаимодействовать с аудиторией (отвечать на вопросы, дискутировать и т.д.), проявлять творческий подход при подготовке выступления» [5, с. 70]. Результаты в экспериментальных группах были заметно лучше. Студенты продемонстрировали «умение владеть вниманием аудитории, выстраивать выступление в соответствии с коммуникативными установками, с учетом характеристик и интересов аудитории, ее отношения к выступающему» [5, с. 70].

Выводы. Итак, следует отметить, что четкая система упражнений с ясными и обоснованными критериями оценки, учитывающими условия речевого общения, способствует эффективному развитию речетворческих умений студентов вуза. Творческое переосмысление речевых фактов является показателем того, что обучающийся освоил языковую, речевую и культурную нормы, владеет необходимыми компетенциями. Однако показателем высокого уровня развития речевого творчества будет являться эффективное взаимодействие с собеседником или аудиторией, достижение поставленной задачи в рамках коммуникативного взаимодействия. При этом развитие ВПД студентов, их умения совершать мыслительные операции в плане внутренней речи должно быть в центре внимания педагога. Преподаватель в рамках образовательного процесса должен выступать в роли помощника, фасилитатора, используя специально подобранные упражнения, направляя, но не подавляя инициативу и творческий порыв студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1) Ахмерова А.Ф. Коммуникативность как профессионально значимое качество современного специалиста // Высшее образование сегодня. 2017. № 4. С. 16-19.

2) Бельдиян В. М. Использование текстов для развития внутренней и внешней речи на занятиях по русскому языку: Методические рекомендации для учителей общеобразовательных школ. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1996. 33 с.

3) Вяткина И.В., Анисимов Г. А. Воспитание культуры русской речи у студентов-нефилологов на занятиях гуманитарных дисциплин // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 28. С. 10-15.

4) Гаврилов В.В. К вопросу о содержании предмета «Культура речи» в обучении студентов вуза // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2017. № 5 (50). С. 63-67.

5) Гаврилов В.В. К вопросу о критериях оценки устного выступления студентов в процессе изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2020. № 4 (67). С. 65-72.

6) Каргапольцева С.И.Обучение культуре речи студентов — важный элемент их дальнейшей профессиональной успешности // Образование и воспитание. 2018. № 2. С. 58-59. URL https://moluch.rU/th/4/archive/88/3230/ (дата обращения: 20.12.2019).

7) Львов М.Р.Словарь-справочник по методике русского языка. М.: 1997. 256 с.

8) Определение речевого творчества в психолого-педагогической литературе. URL: https://logoprav-ru.turbopages.Org/logoprav.ru/s/o-rechi/rechevoe-tvorchestvo (дата обращения: 20.12.20)

9) Пономарев Я.А. Знания, мышление, умственное развитие. М.: Просвещение, 1967. 264 с.

10) Шишкина В.А. Педагогическое сопровождение личностно-профессионального становления

будущих учителей изобразительного искусства: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Москва, 2006. 41 c.

11) Яковлева Н. О. Сопровождение как педагогическая деятельность // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование и педагогические науки. 2012. № 4 (263). С. 46-49.

REFERENCES

1) Ahmerova A. F. Kommunikativnost' kak professional no znachimoe kachestvo sovremennogo specialista [Communication as a professionally significant quality of a modern specialist] // Vysshee obrazovanie segodnya. 2017. № 4. S. 16-19. (In Russian).

2) Bel'diyan V. M. Ispol'zovanie tekstov dlya razvitiya vnutrennej i vneshnej rechi na zanyatiyah po russkomuyazyku: Metodicheskie rekomendacii dlya uchitelej obshcheobrazovatel'nyh shkol [Using texts for the development of internal and external speech in Russian language classes: Methodological recommendations for teachers of secondary schools]. Omsk: Izd-vo OmGPU, 1996. 33 s. (In Russian).

3) Vyatkina I.V., Anisimov G.A. Vospitanie kul'tury russkoj rechi u studentov-nefilologov na zanyatiyah gumanitarnyh disciplin [Fostering a culture of Russian speech from technical students at the lessons of the Humanities] // Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal «Koncept». 2017. T. 28. S. 10-15. (In Russian).

4) Gavrilov V.V. K voprosu o soderzhanii predmeta «Kul'tura rechi» v obucheniistudentov vuza [To the question of the content of the subject «Culture of speech» in the teaching of university students] // Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2017. № 5 (50). S. 63-67. (In Russian).

5) Gavrilov V.V. K voprosu o kriteriyah ocenki ustnogo vystupleniya studentov v processe izucheniya discipliny «Russkijyazykikul'tura rechi» [To the question of evaluation criteria for oral presentations of students in the process of studying the discipline «Russian language and speech culture»] // Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2020. № 4 (67). S. 65-72. (In Russian).

6) Kargapol'ceva S.I.Obuchenie kul'ture rechi studentov — vazhnyj element ih dal'nejshej professional' noj uspeshnosti [Training the speech culture of students is an important element of their future professional success] // Obrazovanie i vospitanie. 2018. № 2. S. 58-59. URL https://moluch.ru/th/4/ archive/88/3230/ (data obrashcheniya: 20.12.2019). (In Russian).

7) L'vov M.R.Slovar'-spravochnikpo metodike russkogo yazyka [On the issue of assessing the quality of speech texts]. M.: 1997. 256 s. (In Russian).

8) Opredelenie rechevogo tvorchestva v psihologo-pedagogicheskoj literature [Definition of speech creativity in the psychological and pedagogical literature]. URL: https://logoprav-ru.turbopages.org/ logoprav.ru/s/o-rechi/rechevoe-tvorchestvo (data obrashcheniya: 20.12.20). (In Russian).

9) Ponomarev YA.A. Znaniya, myshlenie, umstvennoe razvitie [Knowledge, thinking, mental development]. M.: Prosveshchenie, 1967. 264 s. (In Russian).

10) SHishkina V.A.Pedagogicheskoe soprovozhdenie lichnostno-professional'nogo stanovleniya budushchih uchitelej izobrazitel'nogo iskusstva [Pedagogical support of personal and professional formation of future teachers of fine arts]: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Moskva, 2006. 41 c. (In Russian).

11) YAkovleva N.O.Soprovozhdenie kakpedagogicheskaya deyatel'nost' [Accompaniment as a pedagogical activity] // Vestnik YUzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Obrazovanie i pedagogicheskie nauki. 2012. № 4 (263). S. 46-49. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.