Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ХОРЕОГРАФИЯ) В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «СОЦИАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ»'

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ХОРЕОГРАФИЯ) В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «СОЦИАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДУАЛЬНАЯ СИСТЕМА / СОЦИАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ / ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГОВ / ХАСТЛ / АРГЕНТИНСКОЕ ТАНГО / САЛЬСА / ХОРЕОГРАФ / LIFETIME LEARNING / ADVANCED LEARNING / DUAL EDUCATION METHOD / SOCIAL DANCE / TEACHER TRAINING / HUSTLE / ARGENTINE TANGO / SALSA / CHOREOGRAPHER / COMMUNICATION SKILLS / COMMUNICATIVE COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лоханина Мария Евгеньевна, Пискунова Наталья Игоревна

Данная статья посвящена анализу способов повышения уровня коммуникативных компетенций педагогов-хореографов, работающих в сфере дополнительного образования. Предлагается ряд методов обучения педагогов через вовлечение в работу по направлению «Социальный танец» и обосновывается целесообразность применения новой образовательной программы повышения квалификации хореографов. Авторы приходят к выводу о том, что включение в программу повышения квалификации педагогов дополнительного образования курсов, направленных на формирование коммуникативных компетенций, будет способствовать улучшению навыков социализации как педагогов, так и учеников, а также во многом приведёт к улучшению как педагогической, так и общесоциальной среды в сфере танцевального искусства. Более того, усиление социальной компоненты в рамках обучения педагогов положительно повлияет на формирование общегородской социальной среды и будет способствовать развитию городских сообществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING COMMUNICATIVE COMPETENCIES OF EXTRA-CURRICULUM DANCE TEACHERS AS INTEGRATIVE PART OF ADVANCED TEACHERS’ EDUCATION PROGRAMME IN “SOCIAL DANCE”

This article analyzes methods of advancing communicative skills of choreographers and dance instructors engaged in extra-curriculum teaching. The authors suggest several methods of teaching choreographers mainly through the application of social dance teaching schemes and substantiate the implementation of a new study programme aimed at advancing choreographers’ teaching skills. Authors conclude that introduction of social and communicative skills to the dance teachers’ advanced learning programs shall contribute to the advancing of socialization skills of both teachers and students and shall also improve teaching and social environments within dance communities. Moreover, the strengthening of the social component in dance teachers’ advanced learning programs casts a positive influence on the creation of social communities within any city and shall contribute to the further development of city communities.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ХОРЕОГРАФИЯ) В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «СОЦИАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ»»

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ХОРЕОГРАФИЯ) В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «СОЦИАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ»

УДК 37.035:793.3

https://doi.org/10.24412/2310-1679-2021 -140-100-108

Мария Евгеньевна ЛОХАНИНА,

соискатель кафедры педагогики, психологии и философии факультета государственной культурной политики Московского государственного института культуры, Химки, Московская область, Россия, e-mail: ml_home@mail.ru

Наталья Игоревна ПИСКУНОВА,

кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры международной безопасности факультета мировой политики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия, e-mail: n.piskunova@inno.mgimo.ru

Аннотация: Данная статья посвящена анализу способов повышения уровня коммуникативных компетенций педагогов-хореографов, работающих в сфере дополнительного образования. Предлагается ряд методов обучения педагогов через вовлечение в работу по направлению «Социальный танец» и обосновывается целесообразность применения новой образовательной программы повышения квалификации хореографов. Авторы приходят к выводу о том, что включение в программу повышения квалификации педагогов дополнительного образования курсов, направленных на формирование коммуникативных компетенций, будет способствовать улучшению навыков социализации как педагогов, так и учеников, а также во многом приведёт к улучшению как педагогической, так и общесоциальной среды в сфере танцевального искусства. Более того, усиление социальной компоненты в рамках обучения педагогов положительно повлияет на формирование общегородской социальной среды и будет способствовать развитию городских сообществ.

Ключевые слова: дополнительное образование, непрерывное образование, дуальная система, социальные танцы, обучение педагогов, хастл, аргентинское танго, сальса, хореограф.

Для цитирования: Лоханина М. Е., Пискунова Н. И. Развитие коммуникативных компетенций педагогов дополнительного образования (хореография) в рамках программы повышения квалификации «Социальные танцы» // Культура и образование : научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2021. № 1 (40). С. 100-108. https://doi.org/10.24412/2310-1679-2021-140-100-108

DEVELOPING COMMUNICATIVE COMPETENCIES OF EXTRA-CURRICULUM DANCE TEACHERS AS INTEGRATIVE PART OF ADVANCED TEACHERS' EDUCATION PROGRAMME IN "SOCIAL DANCE"

Maria E. Lokhanina, PhD Student at the Department of Pedagogy, Psychology and Philosophy, the Faculty of State Cultural Policy, the Moscow State Institute of Culture, Khimki City, Moscow Region, Russian Federation, e-mail: ml_home@mail.ru

Natalia I. Piskunova, PhD in Political Science, Associate Professor, Associate Professor at the Chair of International Security, the Faculty (School) of World Politics, the Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia, e-mail: n.piskunova@inno.mgimo.ru

Abstract: This article analyzes methods of advancing communicative skills of choreographers and dance instructors engaged in extra-curriculum teaching. The authors suggest several methods of teaching choreographers mainly through the application of social dance teaching schemes and substantiate the implementation of a new study programme aimed at advancing choreographers' teaching skills. Authors conclude that introduction of social and communicative skills to the dance teachers' advanced learning programs shall contribute to the advancing of socialization skills of both teachers and students and shall also improve teaching and social environments within dance communities. Moreover, the strengthening of the social component in dance teachers' advanced learning programs casts a positive influence on the creation of social communities within any city and shall contribute to the further development of city communities.

Keywords: lifetime learning, advanced learning, dual education method, social dance, teacher training, hustle, argentine tango, salsa, choreographer, communication skills, communicative competencies.

For citation: Lokhanina M. E., Piskunova N. I. Developing communicative competencies of extra-curriculum dance teachers as integrative part of advanced teachers' education programme in "Social Dance". Cultural and Education: Scientific Information Journal for Universities of Culture and Arts. 2021, no. 1 (40), pp.100-108. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2310-1679-2021-140-100-108

В проекте «Концепции развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года» декларируются задачи и цели, напрямую связанные с коммуникативным развитием личности. Впервые понятие «коммуникативные компетенции» стали использовать психологи [4, с. 177].

Слово «"коммуникация" становится одним из символов и одновременно симптомом состояния человеческого общества к началу III тысячелетия» [1, с. 33]. При всём многообразии функций и значений, коммуникация в аспекте исследования нашей статьи - это не техническая передача информации, так как субъектами данной коммуникации выступают педагог и ученик/и. Её особенностью является то, что объект коммуникации может быть как материальным (жесты, слова, учебные пособия и т.д.), так и нематериальным, эмоциональным (педагог может располагать к себе уче-

ников, внушать им доверие, уважение, вызывать желание обучаться или, наоборот, отталкивать).

Впервые проблема социальных компетенций педагогов танцевальных направлений была заявлена в США в 1975 году, когда стали появляться сообщества педагогов, которые делились общими проблемами, возникавшими в ходе преподавания социальных танцев, стараясь выработать единые сценарии и схемы решения таких проблем. Это также способствовало большей социализации самих педагогов и давало возможность продвигать направление социальных танцев среди других танцевальных сообществ в разных штатах.

В 1980-1990-е годы проблематика социальных навыков преподавателя танца получила более широкое развитие: так, стали разрабатываться схемы вовлечения в процесс социализации наиболее амбициозных и талантливых учеников, которые в ином случае тяготели бы к уходу в индивидуальное исполнительство, таким образом уходя от групповой социализации [7; 10]. Необходимость формирования и развития таких компетенций у педагогов-хореографов приобрела большое значение и в современных реалиях становится ещё более актуальной во всём мире (Lave, 1993; Rogoff, 1994; Wenger, 2003; Bryk, Camburn & Louis, 1997; Coburn, 2001; Coburn & Stein, 2006; Horn, 2005, 2010; Kruse, Louis & Bryk, 1995; Little, 2003; Little & Horn, 2007). Как отмечает Л. В. Ломакина: «Характерной чертой новой системы образования ... является множественность путей и средств решения проблем обучения и социокультурного развития людей разных возрастов. Образовательные учреждения отказываются от единого социального заказа и всё более начинают учитывать дифференцированные запросы различных категорий обучающихся» [2, с. 38].

Педагог-хореограф сегодня - это человек, не просто обладающий компетенциями в рамках основной программы обучения, среди которых в основном имеется фундамент теоретических знаний о процессе обучения, теориях, методиках, истории искусства и т.д., но и человек, владеющий практикой эффективных коммуникаций, при помощи которых он может решать весь спектр задач, стоящих перед ним в процессе его профессиональной деятельности. Важно отметить, что «как танцор, так и педагог танца всегда находится в едином культурно-коммуникативном пространстве региона проживания, и успешность освоения танцевальных дисциплин напрямую зависит от способности как педагога, так и танцовщика социализироваться» [5, с. 60]. В условиях открытого международного пространства универсальным языком коммуникаций может стать язык танца, который понятен всем танцорам, независимо от языка и национальности.

В современной ситуации возникает единый запрос, который исследователи формулируют как «потребность в создании новых систем обучения педагогов социального танца, основанных на постоянном взаимодей-

ствии и общении учеников и педагогов в различных форматах. При этом важно делать акцент именно на групповом, а не индивидуальном обучении педагогов-исполнителей - это позволяет подводить группу педагогов к единому уровню и формату педагогического мастерства в сфере танца» [10, с. 363].

Актуальность данной работы обусловлена ещё и тем, что, по мнению международных исследователей, в применяемых сегодня «классических методологиях преподавания танцев фактически нет элементов, которые были бы направлены на улучшение социальных компетенций, и тем более нет таких методов, которые бы позволяли гарантированно повышать такие компетенции ученику и педагогу одновременно за счёт взаимодействия в динамике. Преподавание социальных танцев, напротив, акцентирует именно развитие и улучшение социальных компетенций как педагогов, так и учеников, и, таким образом, должно быть включено в учебные планы преподавания дисциплин в школах, училищах и вузах» [6, с. 18].

Одним из решений задачи развития коммуникативных компетенций у педагога может стать введение в программу ФДПО МГИК курса повышения квалификации «Социальные танцы». Эта программа уже много лет является способом развития коммуникаций между педагогами частных танцевальных школ во многих городах России и за рубежом. Это десятки организованных групп обучения и фестивалей в различных городах, объединённых одним интересом. Данный курс исходит из необходимости комплексного развития навыков педагогов-хореографов, так как в современной ситуации «в процессе обучения социальным видам танца происходит одновременно и развитие навыков критического мышления ученика, равно как и его креативных навыков и навыков социализации как с педагогом, так и с участниками группы обучения. Таким образом, педагог социального танца берёт на себя ответственность по улучшению уровня социализированности того сообщества, в котором он и его ученики находятся и взаимодействуют в данный момент» [14, с. 613].

Для достижения общей цели представляется необходимым решить в рамках курса две задачи. Первая заключается в повышении квалификации педагогов-хореографов по использованию навыков преподавания социальных танцев для улучшения преподавания других танцев (в рамках основной специальности педагога), вторая же предусматривает усиление коммуникативных компетенций, то есть фокусирует педагога-хореографа на процессно-ориентированной работе, в отличие от работы на результат (то есть выигрыша в соревнованиях). При этом центральное место будет отдано именно социальным компетенциям самого педагога-хореографа: «Педагог социального направления танца нуждается в социализации не меньше, чем его ученик. Более того, одной из ключевых задач и компетенций такого педагога является создание и поддержание посто-

янного интереса и вовлечённости учеников в процесс обучения в группе. Постоянное общение с учениками также способствует поддержанию интереса, осознанности и стремления самого педагога активно участвовать не только в процессе преподавания, но и в социализации в рамках групп обучающихся» [10, с. 364]. Социальные танцы отличаются от других форм танцевального искусства наличием обязательного постоянного активного контакта между людьми, который становится доступной формой общения: «Обучение импровизации даёт возможность выстроить более ощутимое восприятие не только возможностей своего тела, но и пространства, звука и социального взаимодействия как с танцовщиками, так и с педагогами и публикой» [13, с. 66].

Учитывая, что разработанная учебная программа акцентирована на внедрении методов развития коммуникативных навыков именно у педагогов-хореографов, мы можем сделать вывод о том, что социальные танцы являются оптимальными для этой цели. Развитие коммуникативных компетенций в рамках программы повышения квалификации возможно при использовании ряда методов. Прежде всего, это метод систематизации новых знаний и навыков. В рамках курса предполагается изучение основ наиболее популярных видов социальных танцев (сальса, хастл, аргентинское танго), истории их возникновения, классификации фигур и связок, а также совместное освоение базовых фигур.

Характерной особенностью всех социальных парных танцев является то, что для их изучения не требуется постоянный партнёр или партнёрша, процесс обучения построен на постоянной смене пар, все танцы основаны на принципе ведения-следования. Это даёт большое поле для развития коммуникативных компетенций даже внутри группы, как для учеников, так и для педагога, потому что в случае социальных танцев педагог является не сторонним наблюдателем, а непосредственным участником процесса. Таким образом, он применяет метод активного вовлечения с элементами игрофикации, на время урока становясь одним из «игроков» группы, идущей к поставленным целям. Здесь большое значение имеет именно совместная образовательная деятельность: преподавание танца представляется комплексом социальных и интеллектуальных структур и действий, создаваемых совместно педагогами и учениками.

Использование разных партнёров в процессе обучения позволяет разработать как педагогу, так и обучающимся неограниченное количество танцевальных комбинаций, которые будут комфортны ученикам с разными физическими данными. Это способствует накоплению практического опыта и расширению количества исполняемых элементов. Практический опыт здесь становится важным, так как «необходимая компетенция для танцора, так же как и для любого здорового человека, состоит в умении работать с пространством и телом одновременно, взаимодействовать

с другими людьми в заданном пространстве. Особое значение этот навык имеет в сфере социальных и современных танцев» [13, с. 69].

Следующим методом является метод активного вовлечения и мотивации. Повышение вовлечённости обучающихся в процесс основано на том, что социальные танцы - это одно из самых востребованных направлений как в России, так и в мире. Здесь важна роль педагога-хореографа, который в данном случае «создаёт, при помощи своих навыков и социальных компетенций, особое социальное пространство для обучения и социализации» [12, с. 279].

Только в России существуют десятки школ социальных танцев почти в каждом крупном городе. В настоящее время социальные танцы широко распространены во всём мире, и можно с уверенностью сказать, что это уже международное явление. Не будем отрицать и того факта, что социальные танцы в России представляют собой наиболее востребованное направление в досуговых мероприятиях среди взрослого населения, так как обладают рядом преимуществ даже перед более известными спортивными бальными танцами. Основное преимущество, как мы уже отмечали ранее, для занятий и для конкурсных выступлений не требуется постоянный партнёр или партнёрша, так как многие конкурсные номинации проходят в так называемом формате ДнД («Джек-энд-Джилл»), что подразумевает регистрацию партнёров и партнёрш отдельно и группировку их в пары непосредственно перед выступлением. Участие в подобных мероприятиях способствует развитию коммуникаций не только внутри группы, клуба или факультета, но и между вузами, а также внутри мирового танцевального сообщества, так как социальные танцы, помимо прочих преимуществ, достаточно просты в освоении и не требуют, как многие другие танцевальные дисциплины, многолетних упорных тренировок для подготовки к выступлениям. Это может, помимо прочего, способствовать и улучшению социализации в сообществе в целом: «Развитие танцевальных сообществ может приводить к изменению социальных норм и утверждению новых навыков не только в танцевальной группе или сообществе школ, но и в обществе в целом» [11, с. 942].

Визуализация и наглядность информации - ещё один важный метод работы в данном направлении. Принцип наглядности - один из важнейших принципов обучения в целом. Несмотря на то, что первые исследования в области визуализации информации стали проводиться относительно недавно (Уильям Кливленд и Роберт МакГилла, 1984) [8], уже можно утверждать, что ни один обучающий процесс без неё невозможен. В современном обществе растёт интерес к наглядности. Этому способствует развитие цифровых технологий, которые делают доступным контент из любой точки планеты. Утверждается, что «научное сообщество уходит от теории тотального доминирования левого полушария к гипо-

тезе парциальной доминантности и взаимодействия полушарий. Это ещё раз подчёркивает основательность актуализации внимания к наглядности, визуализации, визуальному мышлению» [3, с. 23]. В рамках освоения данной программы у обучающихся есть реальная возможность не только посещать «вживую» вечеринки, турниры, мероприятия (при желании), но и иметь возможность визуального просмотра как российских, так и зарубежных мероприятий.

Здесь важно отметить, что «при обучении современным и социальным танцам исполнители получают навык выстраивания границ как индивидуального, так и парного пространства взаимодействия» [13, с. 74].

Предлагаемые в настоящей статье методы развития коммуникативных компетенций в рамках курса повышения квалификации «Социальные танцы» являются новым подходом к обучению студентов этим навыкам.

В основе программы лежат такие важные принципы, характерные для актуальных программ непрерывного образования, как:

1. Системность. Она включает в себя:

- анализ потребностей (в данном случае мы удовлетворяем потребность в развитии коммуникативных компетенций);

- планирование обучения (составлена подробная программа на 72 учебных часа);

- разработка учебных материалов;

- комплексная проверка и оценка усвоения материала и персональной работы.

2. Модульность программы. Это позволяет не только структурировать материал и его оценивать, но и возвращаться к тем или иным модулям в случае обоснованного их пропуска студентами (что особенно актуально в период пандемии).

3. Компетентностный поход. Такой подход позволяет внедрять лич-ностно ориентированный подход в образовательный процесс, а также помогает определить ориентиры в отборе тех знаний и умений, которые будут необходимы и востребованы в профессиональной деятельности (в ФДПО нет студентов! Есть слушатели курсов) в будущем. Это своего рода инструмент, позволяющий совершить отбор необходимых знаний и умений.

4. Оптимизация занятий в аудитории. Это особенно необходимо в условиях пандемии, но также важно для дистанционного обучения студентов из разных регионов.

5. Применение современных образовательных и информационных технологий. Как было отмечено выше, в программе используются возможности цифровых технологий, которые будут способствовать более широкому распространению предлагаемых методов обучения посредством устранения проблемы доступности обучения для жителей отда-

лённых регионов. Полноценное педагогическое общение подразумевает общение во время и после занятий, и именно цифровые технологии позволяют это реализовать: «Обучение педагогов социального танца в едином коллективе способствует улучшению их педагогических, танцевальных и социальных компетенций и навыков» [11, с. 362]. Кроме того, акцент делается на регулярности таких занятий, желательно в рамках единого обучающего курса: «Регулярные совместные практические занятия педагогов в коллективе позволяют выявить и обсудить наиболее сложные аспекты преподавания, а также совместно выработать наиболее успешные методы в преодолении проблем обучения разных социальных групп» [10, с. 362]. Для каждой группы предусмотрено создание персонального чата с участием педагога, где можно общаться после урока не только с педагогом, но и со своими сокурсниками, вовлекая всех в единый творческий процесс.

Кроме того, при построении системы обучения таким образом мы переходим к дуальному обучению, которое получило мировое признание. В нашем случае это досуговые центры и образовательные учреждения. Благодаря такой форме обучения минимизируется разрыв между теоретическими знаниями и практическими навыками. Более того, особое внимание акцентируется на потребностях досуговых учреждений в специалистах, умеющих коммуницировать с аудиторией, вовлекать в процесс и формировать сообщество, лояльно относящееся к своему досуговому центру.

На основании проведённого исследования можно сделать следующие выводы. Прежде всего, социальные танцы дают возможность саморазвития и одновременно приобретения новых контактов, а также являются уникальным способом развития коммуникативных навыков, так как способствуют межкультурному общению, творческому диалогу, минуя языковой барьер. Педагог-хореограф, имея базовые знания о техниках исполнения основных социальных танцев (хастл, сальса, аргентинское танго), принимая участие в фестивалях, турнирах и мастер-классах по социальным танцам как в России, так и за рубежом, не только самосовершенствуется, но и включается в процесс межкультурных коммуникаций путём постоянного взаимодействия с представителями других регионов России и других стран, тем самым обеспечивает не только развитие данных навыков, но и включается в систему непрерывного образования, что особенно важно в современных реалиях.

Представленный авторский курс, в рамках которого отрабатывались приводимые навыки и компетенции, соответствует всем современным требованиям и тенденциям в образовательной системе, а также концепции непрерывного образования и использует компетентностные подходы, поэтому авторы рекомендуют обратить на него внимание при составлении

программ для различных институтов культуры и искусств, а также учреждений дополнительного образования.

Таким образом, авторы статьи полагают актуальным введение в систему дополнительного образования курсов, связанных с социальными танцами, в частности, курса повышения квалификации педагогов дополнительного образования по классу хореографии «Социальные танцы».

Список литературы

1. Клягин С. В. Социальная коммуникация : созидание человека и общества // Вестник РГГУ. Серия : Политология. История. Международные отношения. - 2007. - № 1. - С. 33-46.

2. Ломакина Л. В. Система моделей прогнозирования развития научно-обра-

зовательного потенциала в регионе // Экономика высшей школы : Обзор информации. Вып. 11 / НИИ ВО РАО. - Москва, 1992. - 34 с.

3. Маслов В. М. Наглядность и визуализация в парадигмальном и гуманистическом планах [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 2. - URL: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=12460

4. Немов Р. С. Психологический словарь. - Москва : ВЛАДОС, 2007. - 560 с.

5. Соколов А. В. Введение в теорию социальной коммуникации : учебное посо-

бие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Культурология» / Санкт-Петербургский государственный университет профсоюзов. Библиотека гуманитарного университета. - Санкт-Петербург, 1996. - 319 с.

6. Baldwin С., Motter A. Autoethnographic dance and transformative learning: exploring self-reflexive identity work and change. Journal of Transformative Education. - 2020. - XX (X). - Pp. 1-20.

7. Bryk A. S., Driscoll M. E. The school as community: theoretical foundations,

contextual influences, and consequences for students and teachers. -Madison, WI : National Center on Effective Secondary Schools, 1988.

8. Cleveland W. S., McGill R. Graphical perception: theory, experimentation, and application to the development of graphical methods. Journal of the American Statistical Association. - 1984. - Vol. 79, No. 387. - Pp. 531-554.

9. Cohen D. K., Raudenbush S. W., Ball D. B. Resources, instruction, and research.

Educational Evaluation and Policy Analysis. - 2003. - No. 25. - Pp. 119-142.

10. Lampert M. Improving teaching and teachers: a "Generative Dance"? Journal of Teacher Education. - 2012. - No. 63 (5). - Pp. 361-367.

11. Miller K. Gaming the system: Gender performance in Dance Central. New media & society. - 2015. - Vol. 17 (6). - Pp. 939-957.

12. Stevens K., Pedro R., Hanrahan S. Building an authentic cultural curriculum through tertiary cultural dance. Arts and Humanities in Higher Education. - 2020. - Vol. 19 (3). - Pp. 264-284.

13. Ravn S. Dancing practices: seeing and sensing the moving body. Body & Society. - 2017. - Vol. 23 (2). - Pp. 57-82.

14. Zoch M. "It's important for them to know who they are": teachers' efforts to sustain students' cultural competence in an age of high-stakes testing. Urban Education. - 2017. - Vol. 52 (5). - Pp. 610-636.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.