Научная статья на тему 'Развитие коммуникативных компетенций на занятиях по английскому языку'

Развитие коммуникативных компетенций на занятиях по английскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
английский язык / межкультурная коммуникация / активизация учебно-познавательной деятельности студентов / традиционные методы и современные образовательные технологии / English / intercultural communication / activation of educational-cognitive activity of students / traditional methods and modern educational technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сагитова Танзиля Давлетбаевна

Актуальность данной темы связана с требованием времени. Главные задачи современного преподавателя – это раскрытие способностей каждого студента, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. А обучение в колледже должно быть построено таким образом, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Существование успешного человека в конкурентном мире невозможно представить без знания английского языка – языка международного общения. Сегодня ценится свободная, развитая и образованная личность, способная творить в условиях постоянно меняющегося мира, что, в свою очередь, требует полного развития личности, ее коммуникативных способностей, позволяющих войти в мировое сообщество и успешно функционировать в нем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Тhe Relevance of this topic stems from the requirement of time. The main tasks of the modern teacher are to reveal abilities of each student, education, decent and Patriotic person, personality, ready for life in high-tech, competitive world. Training in College should be built so that graduates could independently set and achieve serious objectives, able to respond quickly to different situations. The existence of a successful person in a competitive world cannot be imagined without the knowledge of English – the language of international communication. Today it is valued, developed and educated person, able to work in a constantly changing world, which requires the full development of the personality of its communicative abilities, allowing to enter into the world community and function successfully in it.

Текст научной работы на тему «Развитие коммуникативных компетенций на занятиях по английскому языку»

Развитие коммуникативных компетенций на занятиях по английскому языку Сагитова Т. Д.

Сагитова Танзиля Давлетбаевна /Sagitova Tanzilya Davletbayevna - преподаватель английского языка, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Уфимский государственный колледж технологии и дизайна, г. Уфа

Аннотация: актуальность данной темы связана с требованием времени. Главные задачи современного преподавателя - это раскрытие способностей каждого студента, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. А обучение в колледже должно быть построено таким образом, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Существование успешного человека в конкурентном мире невозможно представить без знания английского языка - языка международного общения. Сегодня ценится свободная, развитая и образованная личность, способная творить в условиях постоянно меняющегося мира, что, в свою очередь, требует полного развития личности, ее коммуникативных способностей, позволяющих войти в мировое сообщество и успешно функционировать в нем.

Abstract: the Relevance of this topic stems from the requirement of time. The main tasks of the modern teacher are to reveal abilities of each student, education, decent and Patriotic person, personality, ready for life in high-tech, competitive world. Training in College should be built so that graduates could independently set and achieve serious objectives, able to respond quickly to different situations. The existence of a successful person in a competitive world cannot be imagined without the knowledge of English - the language of international communication. Today it is valued, developed and educated person, able to work in a constantly changing world, which requires the full development of the personality of its communicative abilities, allowing to enter into the world community and function successfully in it.

Ключевые слова: английский язык, межкультурная коммуникация, активизация учебно-познавательной деятельности студентов, традиционные методы и современные образовательные технологии.

Keywords: English, intercultural communication, activation of educational-cognitive activity of students, traditional methods and modern educational technologies.

Сегодня развитие межкультурной коммуникации, изменение социально-политической ситуации в стране, развитие международных деловых контактов, создание многочисленных совместных предприятий, расширение международного сотрудничества в различных сферах деятельности ставят задачу владения английским языком как средством межкультурного общения специалистов любого профиля на основе характерных особенностей профессии или специальности [4, 8]. Обучение специальному английскому языку основано, прежде всего, на учёте потребностей учащихся в изучении иностранного языка, диктуемых характерными особенностями профессии или специальности. В последние десятилетия всё больше внимания уделяется вопросам обучения иностранному языку как языку профессионального взаимодействия [1, 57].

Эффективность обучения иностранному языку определяется степенью приближения учебного процесса к условиям управляемого овладения языком в естественной среде. Для детей родной язык является жизненно необходимым инструментом — единственным средством общения. Поэтому проблемы мотивации освоения родного языка практически нет. Ребенок изучает родной язык, чтобы удовлетворить свои реальные потребности, а не для того, чтобы усвоить определённое количество новых слов. В свою очередь, управляемый процесс овладения языком — это специально организованная деятельность по приобщению обучающихся к иностранным языкам. Это планомерный и систематический процесс, в ходе которого в результате взаимодействия обучающегося и преподавателя осуществляется усвоение и воспроизведение новых знаний в речевом иноязычном опыте. Язык является основным средством человеческого общения. Иностранный язык как учебная дисциплина отличается от других дисциплин, тем самым вызывая у учащихся трудности при изучении, поскольку характеризуется рядом отличительных признаков. Усвоение иностранного языка идет путем прямо противоположному пути развития родного языка. Одной из особенностей овладения иностранным языком является его одностороннее использование в коммуникативной деятельности [2, 14-19].

Язык является средством формирования и затем формой существования и выражения мысли об объективной действительности, закономерности которой являются предметом других дисциплин. Также одна из особенностей иностранного языка это специфическое соотношение знаний и умений.

Языковое образование по своей сути есть процесс движения от цели к результату. Данный процесс направлен на приобщение учащихся к новому для них средству общения, на познание ими чужой культуры и осмысление собственных этнокультурных истоков, привитие им готовности к диалогу и одновременно толерантности по отношению к иным языкам и культурам. В основе языкового образования как процесса лежат субъектно-объектные взаимодействия учащегося с чужой культурой и языком при последовательной ориентации в ходе этого процесса на родной язык и исходную культуру.

Очевидным остается тот факт, что в конце XX в. в России произошла «революция» в методах преподавания английского языка. Раньше все приоритеты без остатка отдавались грамматике, механическому заучиванию новых слов, чтению и литературному переводу. Задания предлагались достаточно однообразные: чтение текста, перевод, запоминание новых слов, пересказ, упражнения по тексту. Иногда - сочинение или диктант, фонетическая муштровка. Это принципы «старой школы», которые все же приносили плоды. Овладение языком осуществлялось посредством долгого рутинного труда. Когда приоритеты отдавались чтению и работе над «топиками», реализовывалась только одна функция языка -информативная. Язык хорошо знали единицы: только очень целеустремленные и трудолюбивые люди могли овладеть им на высоком уровне. Сейчас для достижения такого по-прежнему высокого социального положения тоже требуется немало усердия, упорства и каждодневного труда.

Современное общество осознало необходимость владения иностранным языком. Известный специалист в области лингвистики и методики преподавания иностранного языка С. Г. Тер-Минасова справедливо отмечает, что с недавнего времени изучение языка стало более функционально: «Небывалый спрос потребовал небывалого предложения. Неожиданно для себя преподаватели иностранных языков оказались в центре общественного внимания: легионы нетерпеливых специалистов в разных областях науки, культуры, бизнеса, техники и всех других областей человеческой деятельности потребовали немедленного обучения иностранным языкам как орудию производства. Их не интересует ни теория, ни история языка -иностранные языки, в первую очередь английский, требуются им исключительно функционально, для использования в разных сферах жизни общества в качестве средства реального общения с людьми из других стран».

Действующие рабочие программы по английскому языку отражают современные тенденции и требования к обучению и практическому владению иностранным языком в повседневном общении и профессиональной деятельности, направлены на повышение общей и коммуникативной культуры специалистов среднего звена, совершенствование коммуникативных умений и навыков, повышение качества профессионального образования, интеллектуализацию и повышение мобильности специалиста. Основной целью курса «Английский язык» является обучение практическому владению разговорнобытовой речи и техническим языком специальности для активного применения как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности.

Отметим проблемы, которые возникают в процессе овладения коммуникативными компетенциями на занятиях по английскому языку в Сузах. Зачастую студенты приходят после школы с низким, почти нулевым уровнем владения языком, имеют средние учебные навыки, есть такие, у которых отсутствует познавательный интерес, у некоторых - пробелы в фактических знаниях и умениях. Они не верят в свои силы, что смогут достичь больших результатов, изучая язык только на занятиях. Для других студентов главной целью при изучении иностранного языка является не получение знаний, необходимых для своего развития, а получение хорошей оценки или зачета. Некоторые студенты колледжа считают, что английский язык вообще не пригодится им в будущем. Вследствие этого они уделяют мало времени его изучению, предпочитая перераспределять свое время на профильные предметы. То есть у большинства студентов отсутствуют мотивы познавательной деятельности в области изучения иностранного языка.

Для активизации учебно-познавательной деятельности студентов необходимо повышать мотивацию к изучению иностранного языка и уровень коммуникативной компетенции применяя нетрадиционные формы и методы проведения уроков, создавая условия для интеллектуального развития, творческой самореализации студентов; развивая умения ориентироваться в современной англоязычной информационной среде; активизируя исследовательскую деятельность студентов по английскому языку; воспитывая в студентах потребности в самообразовании, саморазвитии; формирование таких личностных качеств, как коммуникабельность, инициативность, успешность; формирование у студентов уважения к культуре страны изучаемого языка, воспитание культуры общения.

Преподаватель английского языка должен грамотно строить учебный процесс, целью которого является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию, ибо без знания социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию. Изучение иностранного языка призвано сформировать личность, способную и желающую участвовать в межкультурной коммуникации. Для организации благоприятного климата, ориентирующего учащихся на коммуникацию, необходимо выбирать такие формы урока, которые будут стимулировать деятельность учащихся.

Деятельностная сторона процесса — это взаимодействие участников процесса. И преподаватель должен организовать учебную деятельность так, чтобы обучающиеся могли приобрести максимум реального опыта, который позволит им быть равноправными участниками межкультурного взаимодействия с носителями изучаемого языка и представителями других культур. Уровень знания иностранного языка у студента должен определяться не только непосредственным контактом с преподавателем.

Для того чтобы научить иностранному языку как средству общения, нужно создать обстановку настоящего разговора, наладить связь иностранных языков с жизнью, активно использовать иностранный язык в естественных ситуациях. Это могут быть научные дискуссии на языке с привлечением иностранных специалистов, чтение отдельных курсов на иностранных языках, защита проектов, участие в конференциях.

Необходимо развивать внеклассные формы общения: клубы, кружки, вечера, инсценировки, научные общества по интересам. Работу необходимо вести по различным направлениям:

- проектная деятельность,

- виртуальные экскурсии по странам изучаемого языка,

- проведение викторин и конкурсов по страноведческому материалу,

- дискуссии по актуальным проблемам современности,

- праздники, посвященные традициям и обычаям страны изучаемого языка.

Максимальное развитие коммуникативных способностей — вот основная задача курса иностранного языка. Языки должны изучаться в неразрывном единстве с миром и культурой народов, говорящих на этих языках.

Уфимский государственный колледж технологии и дизайна является единственным профессиональным учебным заведением в Башкортостане, выпускающим технологов по специальности «Парикмахерское искусство»

Колледж активно развивает международные связи. Устанавливает сотрудничество в сфере обучения с академией парикмахерского искусства «Armengol» (Испания), с Международным профессиональным образовательным центром, Нидерландской некоммерческой организацией PUM.

И только владеющие английским языком выпускники получат реальную возможность строить карьеру за рубежом.

Как работать преподавателю английского языка в новых условиях? Ответ однозначен: оптимально сочетать традиционные методы и современные образовательные технологии. Необходимо четко мотивировать обучающихся на профессиональную направленность всего курса обучения иностранному языку и на конечную цель - практическое владение английским языком в сфере профессиональной деятельности.

Не секрет, что более успешному овладению иностранным языком способствует пребывание в естественной среде общения, пусть даже с не носителем языка.

На наш взгляд, лучшим средством для этого являются игровые моменты и особенно ролевые игры, которые до сих пор остаются одним из самых эффективных приемов обучения иностранному языку.

Подготовка и проведение ролевых игр сопряжены с определенными трудностями, однако их значимость в учебном процессе нельзя недооценивать.

Предварительная работа включает в себя работу над отдельными диалогами, терминологией, выбор ситуации, распределения ролей, драматизацией, работу над произношением, приглашение иностранных друзей из числа студентов, обучающихся в Уфимских вузах, оформление аудитории, где будет проходить открытый интегрированный урок.

XXII Олимпийские игры стали основой для языкового общения. В нашем колледже была проведена ролевая игра для студентов специальности «Парикмахерское искусство» на тему «В парикмахерской Олимпийского Сочи». В условиях искусственной языковой среды особую ценность приобрело общение с иностранным гостем, приглашенным на нашу игру. Обстановка, реально приближенная к естественной ситуации, вызвала огромный интерес у студентов, и они сами участвовали в разработке диалогов с вымышленными клиентами салона красоты. Целями данного занятия были - развитие профессиональных и лингвистических компетенций будущего специалиста. Были затронуты метапредметные связи.

Таким образом, приходим к выводу, что для качественной подготовки студентов к использованию английского языка в их профессиональной деятельности наиболее эффективным является не эпизодические игровые моменты, а постоянное вовлечение студентов в практику общения на английском языке, связанную с избранной специальностью.

Английский язык является самым востребованным в плане осуществления международной коммуникации, получения новой информации, использования различных интеллектуальных ресурсов. Следовательно, его изучение в современном мире становится необходимым условием успешности.

Основная миссия образовательного учреждения на современном этапе - развитие творческой личности, способной действовать в постоянно изменяющемся мире. Изучая язык, студенты не только развивают способности в области лингвистики, но и знакомятся с социальной, культурной и экономической жизнью стран изучаемого языка.

Литература

1. Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. линг. ун-тов и фак-тов ин. яз. выш. пед. заведений / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 336 с.

2. Мильруд Р. П., Максимова И. Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранному языку. // ИЯШ - 2000 - № 4. С. 14-19.

3. Пассов Е. И. Урок иностранного языка в средней школе. - М.: Просвещение, 1988.

4. СПО № 9, 2013 «Взаимодействие предприятия и образовательного учреждения при подготовке специалиста среднего звена» Крылова Л. Н., Газизов М. Б.

5. Зимняя И. А. Основы педагогической психологии.

6. СПО № 8, 2007, Клюева Р. Г. «Уфимскому Государственному колледжу технологии и дизайна - 50 лет».

7. СПО № 8,2007, Н. Н. Соловьева, Н. П. Дмитриева «Формирование культуры игровой деятельности как компонента профессиональной культуры будущего педагога».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.