Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ-ЛОГОПАТОВ СРЕДСТВАМИ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ'

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ-ЛОГОПАТОВ СРЕДСТВАМИ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ / РЕБЕНОК-ЛОГОПАТ / МАТЕМАТИКА / ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ / РЕЧЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / COMMUNICATIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIVITIES / DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIVITIES / CHILD-LOGOPATH / MATHEMATICS / ENTERTAINING TASK / SPEECH INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чиркова Наталья Нвановна, Демидова Анна Петровна

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования одним из требований называет формирование универсальных учебных действий (УУД), в том числе коммуникативных. При этом реализация названных требований в условиях инклюзивного образования вызывает у учителя определенные трудности. Цель статьи - показать сущность коммуникативных действий в обучении, раскрыть возможности содержания уроков математики в развитии коммуникативных УУД у детей-логопатов. Коммуникативные УУД способствуют развитию социальной компетентности, принятию позиции другого человека, умению слушать и вступать в диалог; включаться в групповое взаимодействие. Дети-логопаты испытывают существенные трудности в коммуникативной сфере. Неспособность ребенка к организации общения влечет к трудностям личностного взаимодействия, создает проблемы в обучении и развитии. При организации образовательного процесса в современной школе применительно к учащимся-логопатам учителя сталкиваются с проблемой, которая может быть решена на стыке логопедии и частных методик. В статье раскрываются особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий у детей-логопатов посредством включения в процесс обучения математике занимательных заданий разного вида. Приводятся примеры соответствующих заданий и вопросов, инициирующих коммуникативные действия учащихся при изучении начального курса математики с методическими комментариями для учителя. Организация взаимодействия детей-логопатов при выполнении занимательных математических заданий дает возможность интериоризации речевых действий, способствует развитию осознанной речи детей и, как следствие, развитию у них коммуникативных умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чиркова Наталья Нвановна, Демидова Анна Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE ACTIONS IN CHILDREN-LOGOPATHS WITH THE HELP OF FUN MATHEMATICAL TASKS

The federal state educational standard of primary general education calls the formation of universal educational activities, including communicative ones, as one of the requirements. At the same time, the implementation of these requirements in an inclusive education causes the teacher certain difficulties. The purpose of the article is to show the essence of communicative actions in learning, to reveal the possibilities of the content of the lessons of mathematics in the development of communicative skills in children-logopaths. Communicative universal educational activities facilitates the development of social competence, the adoption of the position of another person, the ability to listen and engage in dialogue; joining the group interaction. Logopathic children experience significant difficulties in the communicative sphere. The inability of the child to organize communication leads to difficulties in personal interaction, creates problems in learning and development. When organizing the educational process in a modern school with regard to students who have logopaths, teachers face a problem that can be solved at the interface of speech therapy and private methods. The article reveals the peculiarities of the development of communicative universal educational activities in children-logopaths through the inclusion in the learning process of mathematics entertaining tasks of various types. Examples of relevant tasks and questions that initiate the communicative actions of students in the study of the initial course of mathematics with the methodological comments for the teacher are given. The organization of the interaction of children-logopaths in the performance of interesting mathematical tasks enables the interiorization of speech actions, contributes to the development of conscious speech of children and, as a result, the development of their communicative skills.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ-ЛОГОПАТОВ СРЕДСТВАМИ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ»

развитие коммуникативных действий у детей-логопатов средствами занимательных математических заданий

Чиркова Наталья Ивановна

Кандидат педагогических наук, доцент, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, г. Калуга, е-таИ: nichirkova@mail.ru Демидова Анна Петровна

Кандидат педагогических наук, доцент, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, г. Калуга, е-таИ: ademidova1979@mail.ru DOI: 10.24411/1029-3388-2019-10036

Аннотация: федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования одним из требований называет формирование универсальных учебных действий (УУД), в том числе коммуникативных. При этом реализация названных требований в условиях инклюзивного образования вызывает у учителя определенные трудности.

Цель статьи - показать сущность коммуникативных действий в обучении, раскрыть возможности содержания уроков математики в развитии коммуникативных УУД у детей-логопатов.

Коммуникативные УУД способствуют развитию социальной компетентности, принятию позиции другого человека, умению слушать и вступать в диалог; включаться в групповое взаимодействие. Дети-логопаты испытывают существенные трудности в коммуникативной сфере. Неспособность ребенка к организации общения влечет к трудностям личностного взаимодействия, создает проблемы в обучении и развитии. При организации образовательного процесса в современной школе применительно к учащимся-логопатам учителя сталкиваются с проблемой, которая может быть решена на стыке логопедии и частных методик.

В статье раскрываются особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий у детей-логопатов посредством включения в процесс обучения математике занимательных заданий разного вида. Приводятся примеры соответствующих заданий и вопросов, инициирующих коммуникативные действия учащихся при изучении начального курса математики с методическими комментариями для учителя.

Организация взаимодействия детей-логопатов при выполнении занимательных математических заданий дает возможность интериоризации

речевых действий, способствует развитию осознанной речи детей и, как следствие, развитию у них коммуникативных умений.

ключевые слова: коммуникативные универсальные учебные действия, развитие коммуникативных универсальных учебных действий, ребенок-логопат, математика, занимательное задание, речевое взаимодействие.

development of communicative actions in children-logopaths with the help of fun mathematical tasks

Chirkova Natalia Ivanovna

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky, Kaluga, е-mail:nichirkova@mai.ru Demidova Anna Petrovna

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky, Kaluga, е-mail:ademidova1979@mail.ru

Abstract: The federal state educational standard of primary general education calls the formation of universal educational activities, including communicative ones, as one of the requirements. At the same time, the implementation of these requirements in an inclusive education causes the teacher certain difficulties.

The purpose of the article is to show the essence of communicative actions in learning, to reveal the possibilities of the content of the lessons of mathematics in the development of communicative skills in children-logopaths.

Communicative universal educational activities facilitates the development of social competence, the adoption of the position of another person, the ability to listen and engage in dialogue; joining the group interaction. Logopathic children experience significant difficulties in the communicative sphere. The inability of the child to organize communication leads to difficulties in personal interaction, creates problems in learning and development. When organizing the educational process in a modern

school with regard to students who have logopaths, teachers face a problem that can be solved at the interface of speech therapy and private methods.

The article reveals the peculiarities of the development of communicative universal educational activities in children-logopaths through the inclusion in the learning process of mathematics entertaining tasks of various types. Examples of relevant tasks and questions that initiate the communicative actions of students in the study of the initial course of mathematics with the methodological comments for the teacher are given.

The organization of the interaction of children-logopaths in the performance of interesting mathematical tasks enables the interiorization of speech actions, contributes to the development of conscious speech of children and, as a result, the development of their communicative skills.

Keywords: communicative universal educational activities, development of communicative universal educational activities, child-logopath, mathematics, entertaining task, speech interaction.

Введение. Формирование системы универсальных учебных действий (УУД) - основное требование ФГОС НОО - предполагает определенную организацию предметного обучения. Коммуникативные УУД способствуют развитию социальной компетентности, принятию позиции другого человека, умению слушать и вступать в диалог; включаться в групповое взаимодействие.

Дети-логопаты испытывают существенные трудности в коммуникативной сфере. Неспособность ребенка к организации общения влечет к трудностям личностного взаимодействия, создает проблемы в обучении и развитии. При организации образовательного процесса в современной школе применительно к учащимся-логопатам учителя сталкиваются с проблемой, которая может быть решена на стыке логопедии и частных методик [2, 7].

Занимательные задания привлекают внимание детей, желание дать ответ, т.е. у них появляется заинтересованность в контактах, потребность в общении. Возникает противоречие между необходимостью развития коммуникативных действий у детей-логопатов и неразработанностью механизмов организации и проведения работы по их развитию на уроках математики средствами занимательных заданий в условиях инклюзивного обучения.

Обзор литературы. Логопат - человек, страдающий логопатией, т.е. речевой недостаточностью при нормальном слухе, и имеющий недостатки произношения, словарного запаса, грамматического строя, а также письменной речи [11]. Для детей-логопатов младшего школьного возраста характерны следующие речевые нарушения: дислексия (нарушение чтения), дисграфия (нарушения пись-

менной речи), общее недоразвитие речи (звукопроизношение, словарь, лекси-ко-грамматический строй речи и связная речь) [6]. Данные нарушения успешнее корригируются при совместной работе учителя-логопеда и учителя начальных классов. Учителю необходимо учитывать некоторые особенности детей-логопатов при освоении ими математических знаний: быстрая утомляемость и плохая переключаемость с одного задания на другое; неумение объяснять и рассуждать при выборе математических действий; ошибки при выполнении математических записей (замена, смешение, пропуск при записи букв и цифр, зеркальное письмо); ошибки при чтении заданий (пропуск слов, перестановка слогов в словах, пропуски букв, замена, смешение и искажение звуков и т.д.) и пр. [2]. Все это влияет на осознанное усвоение материала. Ошибки в устной и письменной речи влияют на успеваемость ребенка. Следовательно, процесс обучения должен строиться с учетом психолого-педагогических и речевых особенностей школьников-логопатов и условий развития у них УУД, среди которых наиболее актуальными в связи с особенностями развития становятся коммуникативные учебные действия.

Материалы и методы. При написании статьи использовались теоретические методы исследования: анализ основных понятий по теме исследования; метод аналогий, систематизации, конкретизации, моделирования.

Результаты исследования. Коммуникативные действия - действия по умению устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, владеть нормами общения, определять цель коммуникации, регулировать свое речевое поведение и т.п. Общение, основываясь на знаковой природе, является средством обобщения и, следовательно, средством формирования сознания индивида.

Для формирования и активизации коммуникативных действий со стороны учителя-логопеда должна пройти подготовительная работа, которая заключатся в следующем: коррекция звукопроизносительной стороны речи (постановка, автоматизация и дифференциация нарушенных звуков речи; уточнение, активизация и закрепление математических понятий; отработка лексико-грамматических конструкций, необходимых для решения математических задач, примеров; коррекция дислекии и дисграфии). Ребенок-логопат не всегда умеет смотреть в лицо и глаза говорящему и не всегда принимает от учителя приглашение отвечать, решать, не проявляет собственную коммуникативную инициативу. Для ребенка-логопата коммуникативные действия предполагают активизацию словарного запаса, умения услышать, понимать поставленную учебную задачу; подбирать лексико-грамматические средства для аргументированного изложения материала или отстаивания своей точки зрения. Коммуникативные действия реализуются в умении говорить, которое включает умение учиться, использовать пара-лингвистическую систему знаков, понимать и слушать; реализацию процессов внимания, подражания, очередности. Овладев данными умениями, школьники-логопаты будут готовы осознать, принять и решить математическую проблему. Выполнение коммуникативных действий активизирует умение рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы, строить

доказательства, управлять своей речемыслительной деятельностью. В свою очередь, данная группа умений инициирует развитие познавательных и регулятивных УУД.

Исследования становления учебной коммуникации позволяют определить этапы формирования коммуникативных действий у ребенка: распределение начальных действий и операций в соответствии с предметными условиями совместной работы; выстраивание взаимопонимания с целью включения различных моделей в общий способ действия; демонстрация приемов коммуникации учителем; осуществление взаимного контроля и взаимной помощи в процессе выполнения заданий.

Развитию коммуникативных учебных действий будет способствовать включение в учебный процесс занимательных заданий. Под занимательностью в педагогике понимается способ подачи учебного материала, содержащий элементы нового, необычного, неожиданного, удивительного, то есть всего того, что вызывает у школьников интерес и позитивное эмоциональное настроение.

В начальный курс математики включены задания занимательной направленности: математические фокусы, задачи со спичками, домино и кубиками, ребусы, логические задачи, дидактические игры и др. Это связано с тем, что использование заданий такого формата способствует развитию у школьников интереса к математике, развитию математических способностей. Разумная занимательность на уроках математики достаточно ценна в педагогическом смысле. В статье мы предпринимаем попытку показать возможность использования занимательных заданий в структуре освоения программного математического содержания школьниками-логопатами.

В методической литературе определяются следующие приемы занимательности:

приемы занимательности при формулировке задания (введение математического героя, необычная модель записи задания, задание с продолжением; сравнение двух и более групп математических объектов и др.);

приемы занимательности в структуре задания (обращение - найти компонент результату и действиям; противоречие - два или более признаков объекта противоречат друг другу; найти ошибку в готовом решении; провокация ошибки);

приемы занимательности в процессе выполнения задания (игры с числами; зашифрованные задания; быстрое выполнение заданий на основе конкретных знаний, догадки, рассуждений).

Для формирования умения называть числа в прямом и обратном порядке можно использовать считалки, выполняя одновременно физические упражнения, либо упражнения на развитие мелкой моторики, связанные с перебором пальцев.

Один, два, три, четыре, Мы пришли сегодня в школу.

Жили мошки на квартире. Один - научимся считать,

К ним повадился сам-друг Два - научимся писать,

Крестоног - большой паук. Три - усвоим счет в уме,

Пять, шесть, семь, восемь, Все узнаем о письме.

Паука мы все попросим: Четыре - будем рисовать,

«К нам ты больше не ходи, Пять - задачи понимать.

Твоя очередь - води!» Шесть - разучим много песен.

(От одного до четырех - одновременно двумя Спорт нам тоже интересен.

руками касаемся большим пальцем поочеред- Семь - узнаем о зиме, о Луне и о слоне.

но от указательного до мизинца, делаем паузу Восемь: «Что такое круг?»

и затем на счет от пяти до восьми двигаемся Девять - самый лучший друг.

обратно) Десять - круглое число.

Нам со школой повезло!

Более сложный вариант задания - «счет» парами, тройками: «Лиза идет вверх по лестнице и считает: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Какие числа называет девочка, когда идет вниз? Витя ходит через ступеньку. Он называет числа: 2, 4, 6, 8, 10, 12. Какие числа назовет Витя, если будет шагать через две ступеньки на третью? Какие числа назовет Витя, если будет спускаться по тем же ступенькам?»

Игра «Счет с препятствиями» направлена на развитие коммуникативных умений на основе счетной деятельности.

Задание: На клумбе растут астры, гвоздики, петуньи. Сосчитайте их по особому правилу (рис. 1), например: «Первая гвоздика, первая петунья, вторая гвоздика, первая астра и т.д.» Сколько на клумбе гвоздик, сколько петуний, а сколько астр? Сначала посчитайте, начиная с верхнего левого квадрата, затем, начиная с правого нижнего. Сравните свои ответы. Если не получится сразу, то начните выполнять задание еще раз.

Рисунок 1

Для дифференциации математических понятий можно составлять слова по начальным слогам: ведущий называет часть слова или показывает на карточке, а ученик дополняет слово. Это могут быть слова, называющие числа,

геометрические, величинные и другие математические понятия: де(вять), ква(драт), выра(жение), се(кунда) и др.

Игра «Противоположные слова» предполагает называние слов антонимов: учитель бросает мяч ученику и называет слово (например, горячий). Ученик возвращает мяч и называет слово, противоположное по значению (холодный). Затем в игру добавляются математические понятия: плюс - ..., разделить - ..., произведение - ... .

При знакомстве школьников с табличными случаями умножения можно предложить выполнить такое практическое задание: «Используя квадраты с числами натурального ряда, удобно выполнять умножение.

Например, чтобы умножить 8 на 4, построим прямоугольник так: от числового ряда отделим полоску длиной в 8 квадратных единиц, затем отделим еще 4 полоски такой же длины и разместим их над первой:

Получился прямоугольник длиной 8 и шириной 4, который соответствует примеру на умножение 8 на 4. Результат умножения записан в правом верхнем углу, т.к. этот квадрат расположен последним во взятом нами отрезке числового ряда Количество всех квадратов соответствует количеству квадратов в полученном прямоугольнике».

На основе анализа выполненного задания предлагаем ученикам выполнить задания вида:

Построй из полосок числового ряда прямоугольники, соответствующие примерам 5х6 и 6х5. Сравни прямоугольники. Сделай вывод.

Какой пример на умножение показан здесь? Запиши пример и результат умножения.

Составь свой пример на умножение и найди результат, построив прямоугольник из полосок числового ряда.

Выполнение занимательных заданий на кодирование/декодирование в паре (когда ученик, выполнив свою часть задания, получает недостающие данные от своего напарника, и только после обмена информацией у каждого появляется возможность ответить на полученный вопрос) создает условия для координации своих действий на основе коммуникативных умений.

Задание: Какие числа надо поставить в фигуры, чтобы получились верные равенства? Обменяйтесь полученными данными с напарником, заполните Карточку 3, чтобы получить недостающие данные.

Карточка 1

120-Д = 64

Карточка 2

60 :1 1 = 5

А + □ = 64

Карточка 3

Для выполнения следующих заданий детям необходимо найти сходное и отличительное, выделить характеристические свойства сравниваемых объектов [9], что создает условия для связного речевого высказывания.

Анализ ситуации по заданным условиям присутствует в следующем задании, нацеленном на развитие пространственных представлений у детей-логопатов: «На рисунке показана развертка куба. Закрась противоположные его грани одинаковым цветом. Объясни свой выбор».

Или: «Найди одинаковые кубики».

® Э ® Э ® ® Э©

При составлении пар необходимо сначала сравнить рисунки на гранях кубиков, что позволит заметить изменение положения кубика каждой пары с изменением положения в пространстве его фронтальной грани. Следует учесть, что при составлении пар очевидна обратимость процесса поворота: если кубик 1 мысленно повернуть влево на один оборот, то получим кубик 6, а если кубик 6 повернуть вправо на один оборот, то получим кубик 1.

Задания, подобные вышеизложенным, часто относят к нестандартным и включают в содержание олимпиад и конкурсов по математике [7, 10]. Дети-логопаты, которые встречались с подобными заданиями на уроках, смогут проявить себя в новом для них виде деятельности, что стимулирует их мотивацию.

В своей работе учитель может руководствоваться следующими книгами:

• Аменицкий Н.Н., Сахаров И.П. Забавная арифметика. М.: Наука: Физматлит, 1992.

• Арутюнян Е.Б., Левитас г.г. Занимательная математика. М.: АСТ-ПРЕСС,

1999.

• Буданков Л.Ф. Сто логических задач. Тула: Приокское книжное издательство, 1965.

• Кордемский Б.А. Математическая смекалка. М.: Госиздат технико-теоретической литературы, 1954.

• Перельман Я.И. Занимательная арифметика. М.: Издательство АСТ, 2018.

И. др.

Обсуждение и заключение. Дети-логопаты должны максимально развивать свои способности. Выполнение заданий математической направленности требует дисциплинированности и сосредоточенности, а наличие эффекта занимательности повышает мотивацию учащихся. В результате у детей развивается умение излагать свои мысли, обосновывать полученные результаты, что благоприятно сказывается на самодисциплине при коррекции речевых дефектов.

Организация совместной деятельности детей-логопатов при выполнении занимательных математических заданий, создающая условия для речевого отображения ребенком содержания совершаемых речевых действий в форме социализированного суждения/высказывания, дает возможность интериоризации

119

речевых действий, способствует развитию осознанной речи детей и, как следствие, развитию у них коммуникативных умений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гущина Е.А. Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников // Педагогическое мастерство: материалы III международной научной конференции. М.: Буки-Веди, 2013. С. 36 - 38.

2. Демидова А.П., Павлова О.А. Дети-логопаты в инклюзивном пространстве урока математики // Начальная школа. 2017. №10. С. 31-38. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_32502210_88976266.pdf. (дата обращения 20.02.2019).

3. Дзюба О.В. Развитие коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи // Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования: межвузовский сборник научных статей. Выпуск 23. Калининград: КГУ, 2009. С. 56 - 60.

4. Дмитриева Е.Е. Развитие социальной компетентности у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья: монография. Н. Новгород: НгПУ, 2013. 129 с.

5. Дмитриева Е.Е., Ветрова Я.И. Особенности коммуникативной компетентности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 1592. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_25325355_13388955.pdf. (дата обращения 12.02.2019).

6. Логопедия. Теория и практика / под ред. Филичевой Т.Б. Москва: Эксмо, 2018. 608 с.

7. Павлова О.А., Демидова А.П. Особенности обучения математике младших школьников-логопатов в условиях инклюзии // Начальное образование. 2017. Т.5. №5. С. 26-31.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Павлова О.А., Лыфенко А.В. Образовательный потенциал предметных олимпиад: на примере олимпиад по математике // Начальная школа. 2016. № 4. C. 53-58. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_26490100_37940652.pdf. (дата обращения 27.01.2019).

9. Чиркова Н.И. Логическое развитие младших школьников в процессе решения текстовых задач // Вестник Калужского университета. 2016. №1. С. 88-91. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_25791408_65769021.pdf. (дата обращения 20.02.2019).

10. Чиркова Н.И., Павлова О.А. Формирование у младших школьников умения учиться в процессе выполнения олимпиадных математических заданий // Начальное образование. 2018. № 6 С. 11- 17.

11. Чупров Л.Ф. Терминологический словарь по логопедии и нейропсихологии (учебно-методическое пособие). М., 2012. 184 с.

12. Advances in Speech-language Pathology, 978-953-51-3510-4: http://www. intechopen.com/articles/show/title/russian-scient edited by Fernanda Dreux M. Fernandes, ISBN 978-953-51-3510-4, Print ISBN 978-953-51-3509-8, In Tech Open science, September 9, 2017. 720 c.

13. Baroody, AJ (1987). A guide to teaching basic mathematics in the primary grades. Boston, MA: Allyn and Bacon.

14. Eid W. Geometrical analogies in mathematics lessons.Teaching Mathematics and its Applications: an international journal of IMA. 2007. T. 26. № 4. P. 201-211.

15. Gillies R.M., Ashman A.F.The effects of cooperative learning on students with learning difficulties in the lower elementary school. Journal of Special Education. 2000. T. 34. № 1. P. 19-27.

16. Lyons I.M., Ansari D. Foundations of children's numerical and mathematical skills: the roles of symbolic and nonsymbolic representations of numerical magnitude. Advances in child development and behavior. 2015. T. 48. P. 93-116.

17. Mathematics for tomorrow's young children: international perspectives on curriculum. Mansfield H., Pateman N.A., Descamps-Bednarz N., Kholodnaya M.A., Gelfman E.G. Dordrecht, 1994.

18. Performance Across Different Areas of Mathematical Cognition in Children with Learning Difficulties / L.B. Hanich, N.C. Jordan, D. Kaplan, J. Dick. Journal of Educational Psychology, 2001. Vol. 93, no. 3. P. 615-626.

19. Polman J.L., Pea R.D. Transformative Communication as a Cultural Tool for Guiding Inquiry Science. Science Education. 2001. № 85. P. 223—238.

20. Regnier N. (2014) Informal Learning in Mathematics Education. In: Lerman S. (eds) Encyclopedia of Mathematics Education. Springer, Dordrecht

21. Steinmayr R., Spinath B. The importance of motivation as a predictor of school achievement. Learning and Individual Differences. 2009. Vol.19. No.1. P.80-90. doi:10.1016/j. lindif.2008.05.004.

22. Van der Meij H., Boersma K. Email use in elementary school: an analysis of exchange patterns and content. British journal of educational technology. 2002. V. 33. № 2. P. 189-200.

23. Wiliam D., Lee C., Harrison C., Black P. Teachers Developing Assessment for Learning: Impact on Student Achievement. Assessment in Education. 2004. Vol. 11. No 1. P. 49-65.

REFERENCES

1. Gushchina E.A. Igrovye podhody v razvitii kommunikativnyh sposobnostej starshih doshkol'nikov [Game approaches in the development of communication skills of older preschoolers]. Pedagogicheskoe masterstvo: materialy III mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii [Pedagogical skills: materials of the III International Scientific Conference]. Moscow: Buki-Vedil Publ., 2013. Pp. 36 - 38. (In Russian).

2. DemidovaA.P., Pavlova O.A. Deti-logopaty v inklyuzivnom prostranstve uroka matematiki [Children - logopaths in the inclusive space of a lesson in mathematics].

Nachal'naya shkola [Primary School]. 2017. no 10. Pp. 31-38. Available at: https:// elibrary.ru/download/elibrary_32502210_88976266.pdf. (accessed 20.02.2019).

3. Dzyuba O.V. Razvitie kommunikativnoj kompetentnosti doshkol'nikov s obshchim nedorazvitiem rechi [Development of communicative competence of preschoolers with general speech underdevelopment]. Aktual'nye problemy professional'no-pedagogicheskogo obrazovaniya: mezhvuzovskij sbornik nauchnyh statej [Actual problems of professional and pedagogical education: interuniversity collection of scientific articles]. Vypusk 23 [Issue 23]. Kaliningrad: KGU Publ., 2009. Pp. 56 - 60.

4. Dmitrieva E.E. Razvitie social'noj kompetentnosti u doshkol'nikov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya: monografiya [Development of social competence in preschoolers with disabilities]. N. Novgorod: NGPU Publ., 2013. 129 p.

5. Dmitrieva E.E., Vetrova Ya.I. Osobennosti kommunikativnoj kompetentnosti u starshih doshkol'nikov s obshchim nedorazvitiem rechi [Features of communicative competence in older preschoolers with general speech underdevelopment]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. 2015. no 1-1. P. 1592. (In Russian) Available at: https://elibrary.ru/ download/elibrary_25325355_13388955.pdf. (accessed 12.02.2019).

6. Logopediya. Teoriya i praktika [Speech Therapy. Theory and practice] pod red. Filichevoj T.B. Moscow: Eksmo Publ., 2018. 608 p.

7. Pavlova O.A., Demidova A.P. Osobennosti obucheniya matematike mladshih shkol'nikov- logopatov v usloviyah inklyuzii [Peculiarities of teaching mathematics to younger school children-logopaths in the context of inclusion]. Nachal'noe obrazovanie. [Elementary education]. 2017. Vol.5. no 5. Pp. 26-31.

8. Pavlova O.A., Lyfenko A.V. Obrazovatel'nyj potencial predmetnyh olimpiad: na primere olimpiad po matematike [Educational potential of subject olympiads: on the example of olympiads in mathematics]. Nachal'naya shkola. [Primary School]. 2016. no 4. Pp. 53-58. Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_26490100_37940652. pdf. (accessed 27.01.2019).

9. Chirkova N.I. Logicheskoe razvitie mladshih shkol'nikov v processe resheniya tekstovyh zadach [The logical development of younger students in the process of solving text problems]. Vestnik Kaluzhskogo universiteta [Bulletin of Kaluga University]. 2016. no 1. Pp. 88-91. Available at: https://elibrary.ru/download/ elibrary_25791408_65769021.pdf. (accessed 20.02.2019).

10. Chirkova N.I., Pavlova O.A. Formirovanie u mladshih shkol'nikov umeniya uchit'sya v processe vypolneniya olimpiadnyh matematicheskih zadanij [Formation at junior schoolchildren of the ability to learn in the process of performing olympiad mathematical tasks]. Nachal'noe obrazovanie [Elementary education]. 2018. no 6. Pp. 11- 17.

11. Chuprov L.F. Terminologicheskij slovar' po logopedii i nejropsihologii (uchebno-metodicheskoe posobie) [Terminology Dictionary of Speech Therapy and Neuropsychology (textbook)]. Moscow Publ., 2012. 184 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.