Научная статья на тему 'Развитие коммуникативной толерантности в процессе обучения студентов-менежджеров иностранному языку'

Развитие коммуникативной толерантности в процессе обучения студентов-менежджеров иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
61
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Донскова Людмила Александровна

В статье приводятся результаты экспериментального исследования по развитию коммуникативной толерантности на основе инновационных педагогических технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие коммуникативной толерантности в процессе обучения студентов-менежджеров иностранному языку»

№ 3 (46), 2012

"Культурная жизнь Юга России"

^99

Л. А. ДОНСКОВА

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ

обучения студентов-менеджеров иностранному языку

В статье приводятся результаты экспериментального исследования по развитию коммуникативной толерантности на основе инновационных педагогических технологий.

Ключевые слова: межличностная коммуникация, экспериментальное обучение, педагогические технологии.

Поведение индивида и свойства его характера проявляются во взаимодействии с окружающими как часть сферы межличностных отношений. Показателем развития навыков общения служит коммуникативная толерантность, уровень которой определяется по наличию организаторских способностей, эмпатии, а также умения строить общение, избегая конфликтов (контролировать свое поведением в различных ситуациях; понимать и принимать индивидуальность других людей).

Мы предлагаем свою технологию формирования коммуникативной толерантности, апробированную в Кубанском государственном аграрном университете на занятиях по иностранному (немецкому) языку. Эксперимент по ее внедрению проводился в течение трех семестров среди студентов-менеджеров 1-го (42 чел.) и 2-го (38 чел.) курсов факультета управления.

После подбора необходимого инструментария было осуществлено констатирующее исследование коммуникативной толерантности на основе валидных тестов:

- тест описания поведения (К. Томас [1]);

- методика «Изучение коммуникативной толерантности» (В. В. Бойко [2]);

- методика выявления и оценки коммуникативных и организаторских способностей (В. В. Синявский и Б. А. Федоршин [3]);

- методика измерения личностной представленности человека в общении (И. В. Амяга [4]);

- методика определения эмпатийных способностей (И. М. Юсупов [5]).

В соответствии с поставленной целью - определить возможности воздействия на уровень коммуникативной толерантности с помощью экспериментального учебно-методического комплекса - использовались традиционные и инновационные подходы к образованию. Учитывались все особенности педагогического процесса, что позволило варьировать средства, методы и формы обучения.

Студенты были поделены на группы: контрольную (преподавание по утвержденной государственной программе) и экспериментальную (преподавание на основе специально разработанного материала в сочетании с традиционно используемыми на уроках иностранного языка играми и упражнениями).

На подготовительном этапе (I семестр) испытуемых знакомили с тематикой мероприятий, развивающих коммуникативную толерантность в процессе общения на иностранном языке. Поскольку необходимо было сформировать умение

соотносить изучаемый материал с системой родного языка, организовать работу в коллективе, на занятиях давались сведения лингвострановедче-ского характера, уделялось внимание пополнению словарного запаса, моделировались различные речевые ситуации.

Ядром основного этапа эксперимента (II и III семестры) стал языковой практикум с активным применением методов комплексного диалогового общения. Предлагаемые тематические тренировочные упражнения, деловые игры, дискуссии и споры сопровождались обсуждением отрицательных / положительных моментов в поведении коммуникантов. По мнению студентов, такое обучение говорению оказалось более сложным, но и более интересным.

В заключение (рефлексивный этап) для подтверждения рабочей гипотезы потребовалось выявить уровень и динамику развития коммуникативной толерантности студентов-менеджеров. Для определения эффективности предложенной нами технологии, направленной на обучение конструктивному взаимодействию при разрешении конфликтных ситуаций, использовались:

- метод экспертных оценок;

- методы математической статистики;

- анкетирование преподавателей и студентов;

- тестирование.

Испытуемые из контрольной группы оказались менее лояльны к людям, менее гибки в различных аспектах человеческих отношений. Они достаточно общительны, но при этом любят быть в центре внимания, часто проявляют вспыльчивость, нетерпеливость. Участники экспериментальной группы стали более миролюбивыми, бесконфликтными. Они охотно идут на контакт с новыми людьми, что свидетельствует о достаточно высоком уровне коммуникативной толерантности - одном из профессионально важных качеств специалиста.

Эксперимент повысил интерес молодых людей к проблемам эффективного межличностного взаимодействия, позволил им получить навыки диалогового общения на иностранном языке. Существенно пополнился и теоретический инструментарий учащихся: анкетирование показало, что студенты уверенно трактуют значение термина «коммуникативная толерантность» и смежных с ним понятий из области психологии, культурологии, лингвистики.

Проведенное исследование имело значимость и для преподавателей Кубанского государственного аграрного университета: позволило определить

100 "Культурная жизнь Юга России"

№ 3 (46), 2012

основные факторы, обеспечивающие эффективное проявление толерантности в общении (способность взаимодействовать друг с другом и высокий уровень коммуникабельности).

Среди использованных методов обучения наиболее действенными, вызывающими особый интерес у учащихся признаны игра и беседа. Тренинговые диалоговые упражнения развивали умение понимать иноязычную речь, правильно строить разговор со своим компаньоном. Они мотивировали к получению знаний и вносили разнообразие в образовательный процесс.

Экспертная оценка подтвердила, что предложенная педагогическая технология способствует формированию коммуникативной толерантности и эффективна в развитии навыков устной речи на чужом языке. Использование разработанного учебно-методического материала оказывает поло-

жительное влияние на коммуникативные способности студентов-менеджеров - важную составляющую профессиональной подготовки будущих специалистов.

Литература

1. Психологические тесты / под ред. А. А. Карелина: в 2 т. Т. 2. М., 2001. С. 69-77.

2. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996.

3. Психологические тесты / под ред. А. А. Карелина: в 2 т. Т. 2. М., 2001. С. 82-91.

4. Амяга Н. В. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении // Личность. Общение. Групповые процессы. М., 1991. С. 37-74.

5. Диагностика эмоционально-нравственного развития / ред.-сост. И. Б. Дерманова. СПб., 2002. С. 114-118.

l. a. donskova. communicative tolerance development in the process of teaching students-managers a foreign language

The results of experimental research on communicative tolerance development on the basis of innovative pedagogical technologies are given in the article.

Key words: interpersonal communication, experimental training, pedagogical technologies.

М.И.ГИТИС

СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КИНОПОВЕСТВОВАНИЯ КАК ФАКТОР ОРГАНИЗАЦИИ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ В жАНРЕ КИНОКОМЕДИИ

Автор статьи выявляет общие жанровые принципы организации повествования и производную от них -систему выразительных средств, варьируемую в зависимости от типа кинокомедии. Ключевые слова: жанр кинокомедии, драматургия, киноповествование.

В киноповествовании существенным является соблюдение организационных закономерностей, позволяющих конструировать последовательность передаваемых во времени сообщений таким образом, чтобы между ними сохранялась очевидная для зрителя семантическая связь и поддерживалось необходимое количество поступающей информации, обладающей свойством новизны [1]. Задача настоящей статьи - обозначить закономерности в структуре комедийных фильмов, которая влияет на организацию системы выразительных средств в зависимости от разновидности жанра.

Драматургия кинокомедии неразрывно связана с сюжетом. В ряду смысловых элементов данного жанра - комические приемы, которые могут среди прочих смыслообразующих элементов произведения быть приоритетными или вторичными [2]. Данной структурной закономерностью определяются разновидность (тип) кинокомедии и особенности использования основных выразительных средств. Спецификой жанра обусловлено и то, что в структуре кинотекста создается последовательность, поддерживающая нарастание эмоционального возбуждения на строго заданных временных промежутках киноповествования. Это наглядно видно в эксцентрической кинокомедии, где служащие нарастанию комизма приемы интегриро-

ваны в сюжет в наибольших количествах.

Кинокомедия представляет собой жанр с ярко выраженной повествовательностью, предполагающий наличие структурных компонентов, характерных для драматургии сюжетного типа. Особенности проявляются в строении каждой из частей сюжета, определяя количество и тип комических приемов, а также степень использования в них сочетаемых различным образом выразительных средств.

Функция экспозиции - представление основных действующих лиц, обозначение исходной среды для развития фабулы. Эта композиционная часть кинокомедии выполняет в первую очередь функцию идентификации жанра: реализует возможность предварительно сформировать в сознании зрителей набор особых, схожих с игровыми, условных правил, которые задают дальнейшее понимание киноповествования как комического [3]. Подобное закрепление жанрового контекста может выполняться различными способами.

Например, может быть сразу же предъявлен гэг как распространенный прием всего дальнейшего повествования (типичный звукозрительный гэг -атрибут внедрения комических приемов в повествование по принципу усиления). Так, экспозиция комедии «Жандарм из Сен-Тропе» (1964, реж. Ж. Жиро) состоит из двух длинных монтажных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.