Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ'

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
84
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / КОММУНИКАЦИЯ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Братешко А.К., Ушакова В.Р.

В статье рассматривается проблема развития коммуникативной толерантности у современных подростков. Что значит коммуникативная толерантность для подростков. Влияние на развитие толерантности, социума. Потребности в проявлении коммуникативное толерантности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE TOLERANCE IN MODERN TEENAGERS

The article deals with the problem of the development of communicative tolerance in modern adolescents. What does communicative tolerance mean for teenagers. Influence on the development of tolerance, society. Need for the manifestation of communicative tolerance.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ»

учениками ценностей физиологической культуры мало эффективен. Во-вторых , в процессе педагогической работы по физиологической культуре со студентами младших курсов до этого всего нужно активизировать побудительные механизмы, создавать мотивы физкультурно-спортивной работы .

Использованные источники:

1. Зотин В.В.,Мельничук А.А.Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении//сб.тр.науч.практ.конф."Современные проблемы физической культуры и спорта: ретроспектива,реальность и будущее". -Курган,2014.-С.45-47

2. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта / Холодов Ж.К., Кузнецов В.С.. - М., 2003. - 235 с.

3. Ильин В.И. Физическая подготовка студентов в вузах. Научно-методические и организационные основы / В.И. Ильин. - М.,1998. - 149 с.

4. Конева Е.В., Почечура Н.Н. Теоретико-методологическое обоснование проблемы формирования физической культуры личности учащихся школ // Вестник Калининградского государственного университета. Серия: Социально-педагогические проблемы образования. - 2004. - Вып. 2. - С. 3944.

5. Лях В.И. Концепция физического воспитания и оздоровления детей и подростков / В.И. Лях, Г.Б. Мейксон, Л.Б. Кофман. - М., 1992. - 24 с.

УДК 159.923

Братешко А.К. Braneshko A.K. студент 3 курса

факультет «Психологии и педагогического образования» Крымский инженерно-педагогический университет научный руководитель: Ушакова В.Р., к.психол.н.

АР Крым, г. Симферополь РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE TOLERANCE IN MODERN TEENAGERS Аннотация. В статье рассматривается проблема развития коммуникативной толерантности у современных подростков. Что значит коммуникативная толерантность для подростков. Влияние на развитие толерантности, социума. Потребности в проявлении коммуникативное толерантности.

Annotation. The article deals with the problem of the development of communicative tolerance in modern adolescents. What does communicative tolerance mean for teenagers. Influence on the development of tolerance, society. Need for the manifestation of communicative tolerance.

Ключевые слова. Подростковая личность, развитие, коммуникация,

толерантность.

Keywords. Teenage personality, development, communication, tolerance.

Актуальность. Развитие человека и его коммуникативной толерантности становится одной из наиболее актуальных проблем современной психологии. Это связано, во-первых, с повышением эмоциогенности современных жизненных условий. Ускоряется темп жизни, увеличивается число факторов стресса, возрастает конкуренция и ответственность при отсутствии своевременных возможностей для релаксации. Указанные факторы приводят к повышению частоты и интенсивности эмоциональных нагрузок, на что человек реагирует переживаниями тревожности, беспомощности, тоски и отчаяния. Современное общество в нынешнее время достигло глобальных успехов в науке, технике, медицине, экономике и т.д. Покоряя вершины в различных сферах жизни, люди забывают про такие простые и в то же время основные истины, как уважительное и толерантное отношение к друг другу, понимание и активное слушание. В гонке за социальными статусами и поисками мнимой популярности, современная молодежь забывает уважать окружающую действительность, что отрицательно сказывается на отношениях с другими людьми[4]. Проявляя толерантность, общество показывает не только свое отношение к миру, но и демонстрирует уровень воспитания и интеллектуального развития. Современная действительность требует повышенного внимания по отношению к самому себе, но никак не к окружающим, что в последствии сказывается на отсутствии друзей, на появлении депрессий, на частых конфликтах и агрессивных столкновениях. Принимать самого себя и окружающих людей, это возможность становиться более открытым, простым и отзывчивым по отношению не только к себе, но и к человеку, идущему рядом. Рассматривая толерантность с позиции научной литературы, чаще можно встретить такую трактовку, «толерантность» характеризуется как терпимость[2]. Если рассматривать с точки зрения частной позиции, можно говорить о терпимом отношении к иным убеждениям, взглядам и мнениям. Это качество может быть характерно, как и для отдельной личности, так и для группы, коллектива и общества в целом. Быть толерантным не должно звучать как угроза или предупреждение, стоит сказать, что данный термин должен звучать как норма и как позиция. О толерантности можно говорить с позиции уважения, понимания, а также принятия, но это не призыв ограничивать человека от участия в дискуссиях, дебатах и спорах. Данная система взглядов больше трактуется как манера поведения, как способ общения, как выбор языка, на котором правильнее и удобнее общаться[4]

Понятие коммуникативная толерантность одна их основных информативных черт личности. Она носит собирательных характер поскольку в ней отражаются факторы судьбы человека, его воспитание, опыт, общение, культура, потребности, интересы, ценности, характер,

темперамент, привычки и установки[3]. Человек, существо социальное и без общения, о развитии личности и становлении ее в общество и речи идти не может. В процессе общения раскрывается многообразное проявление коммуникативной толерантности: одни люди достаточно терпимы к окружающим, другие достаточно хорошо умеют скрывать свою неприязнь к собеседнику. Третьи, силой убеждения способны заставить себя не замечать неприемлемое поведение другого. Точно так же, в широком диапазоне, можно проследить снижение коммуникативной толерантности. Уровень толерантности личности сказывается на ее энергетическом обмене с окружающими: высокая толерантность способствует сдерживанию негативных разрядок, в то время как низкая взаимосвязанная с выходом негативной энергии во вне. Довольно часто коммуникативную толерантность можно наблюдать в динамике профессиональной деятельности человека. Например, иной молодой медработник в начале своей карьеры, демонстрирует сниженную толерантность к некоторым типам пациентов. С возрастом и приобретением опыта терпимость возрастает, возможна и обратная связь с возрастом, раздражение на пациентов увеличивается. Так же динамику коммуникативной толерантности можно наблюдать у семейных пар, родителей и детей, сослуживцев, товарищей - периоды терпимости сменяются раздражением. Чем же обуславливается та или иная степень коммуникативной толерантности. Осознанно, каждый человек реагирует на то что он и его партнер имеют различия в различных сферах проявления личности. Мнение о себе и о своем партнере носят субъективный характер, в этом и заключается вся драматургия эмоционально восприятия[3]. Негативную оценку в партнёре способны вызвать как незначительные черты поведения, так и существенные для совместной деятельности, особенности. Коммуникативная толерантность проявляется в тех случаях, когда человек либо не видит особых различий между подструктурами своей личности и личности партнера, либо не испытывает негативных переживания по поводу личности партнера. В.В. Бойко под коммуникативной толерантностью понимает характеристику отношения личности к людям, которая показывает степень переносимости ею принятых или непринятых качеств партнера. Важно отметить что данный вид, является очень информативной чертой личности. В коммуникативной толерантности отражаются ценности, взгляды, потребности, идеи, характер, темперамент, опыт общения и привычки личности. Данная характеристика является базовой, так как в значительной мере определяет жизненной путь и деятельность личности. Данный вид толерантности основывается на совместимости партнеров и их индивидуальных особенностей.

Вывод: Таким образом, важно отметить, что подростковый возраст характеризуется мощным подъемом жизнедеятельности и глобальной перестройкой организма. Это возраст пытливого ума, большой жажды познаний, а также формирования личностных ценностей. То, что

интересовало подростка ранее, уже не имеет для него никакой значимости. Происходит переоценка своих действий, меняется как отношения к своей личности, так и отношение к окружающему миру. Подросток испытывает давление со стороны общества, на фоне этого повышается уровень агрессии, что является нормальным для этого возраста. В подростковый период возникает ряд важнейших личностных задач. Основные линии развития подростков связаны с прохождением личностных кризисов: кризиса идентичности и кризиса, связанного с отделением от семьи и приобретением самостоятельности. Как следствие, в этом возрасте наблюдается резкое понижение ценности общения в семейном кругу: самыми большими авторитетами становятся друзья, а не родители.

Использованные источники:

1. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 78 — 86.

2. Абдуразакова Д. М. Развитие толерантного сознания: культурно-педагогический аспект // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2008. - N 5. - С. 69-73.

3. Аверзаев И. Ч. О формировании толерантности у учащейся молодежи // Воспитание школьников. - 2010. - N 7. - С. 64-66.

4. Асланова С. Вера в будущее России спасет молодежь // Финансы, экономика, безопасность. - 2008. - N 5. - С. 44-45.

УДК 378.14.015.62

Булатникова Я. И. студент, 4 курс факультет «Психологии и педагогики» Елабужский Институт Казанский (Приволжский) Федеральный Университет научный руководитель: Гайфуллина Н.Г.

старший преподаватель Россия, г. Елабуга ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ

ПОДРОСТКОВ

Аннотация: в данной статье рассматривается важнейший компонент структуры личности подростка - ценностные ориентации. Проведено исследование на выявление различий в ценностных ориентациях старших и младших подростков.

Ключевые слова: старший подростковый возраст, младший подростковый возраст, ценностные ориентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.