РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ И СОЦИАЛЬНОЙ
АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ
ПСУРЦЕВА Н.Н., ДОЛГОВА М.А.
В настоящее время в развитии образования, в частности дошкольного и начального общего образования, сложились противоречия между объективными воспитательными реалиями сегодняшнего дня и стереотипами стиля и методов педагогической работы, между потенциальными возможностями преемственного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста и недостаточным их использованием в процессе воспитания и обучения, между возросшей потребностью в обновлении форм и методов социализации личности и недостаточной разработанностью методики преемственного развития коммуникативных навыков обучающихся. К разрешению данных противоречий недостаточно подготовлены и выпускники педагогических учебных заведений, так как их подготовка по проблемам развития навыков социализации и коммуникаций идет в процессе изучения различных дисциплин и не является одной из важнейших задач при проведении педагогической практики. Разрешение данных проблем возможно на основе системного и личностно-ориентированного подходов к процессу воспитания и образования.
Научной основой системного управления качеством педагогического процесса, знанию механизмов взаимодействия и закономерностей развития ребенка и формирования целостной развивающей среды являются труды Л.В. Выготского, М.А.Данилова, А.В. Запорожец, И.А. Зимней, В.А. Сластенина, Е.В.Бондаревской, Р.М.Чумичевой, И.Э.Куликовской и других. Результаты педагогической практики студентов обучающихся по специальностям дошкольного и начального образования показывает, что развитие коммуникативной культуры и социальной активности личности особенно актуально в настоящее время для периода дошкольного и начального общего образования в связи с наличием потребности в создании среды коллективного разнопланового творчества детей, способствующей развитию навыков социализации ребенка в различных социальных ситуациях; необходимостью создания для детей дошкольного возраста равных стартовых условий для дальнейшего обучения в начальной школе; необходимостью более полной интеграции образовательной среды ДОУ, школы и культурно-образовательных учреждений и организаций; потребностью в обновлении категориального и концептуального аппарата по проблемам преемственности дошкольного и начального образования, позволяющего адекватно интерпретировать и проектировать образовательно-воспитательные системы с опорой на гуманитарные принципы.
Необходимо решение следующих взаимосвязанных задач: воспитание коммуникативной культуры дошкольника как предпосылки успешной адаптации к школьной жизни, определение стратегических преемственных направлений совместной воспитательно-образовательной деятельности, обеспечивающей развитие социальной активности ребенка как гражданина и моделирование необходимой для этого преемственной развивающей образовательно-воспитательной системы . Задача педагогического управления данными процессами - создать условия и помочь ребёнку найти место в образовательном пространстве в соответствии со своими природосообразными способностями и возможностями (В.Д. Белиловский, К.Л. Вазина, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова). С целью создания условий для раскрытия детской индивидуальности в условиях общественного воспитания и расширения практической подготовки студентов педагогических учебных заведений к развитию навыков социализации и коммуникаций ребенка педагогический коллектив дошкольного учреждения №137 г. и педагогические учебные заведения г. Ростова -на -Дону разработали проект воспитательной системы, которая сочетается с целями и задачами комплексной ведущей программы «Радуга» под редакцией Дороновой Т.Н., В.В. Гербовой, Т.И. Гризик. Центральным направлением воспитательной системы является воспитание личности ребёнка в процессе коллективных творческих дел. Развитие таких её качеств, как воспитанность, самостоятельность, целеустремлённость, творческая активность и т.д. Коллективное творческое дело рассматривается нами как социальное творчество. Коллективное - потому что совершается вместе детьми и взрослыми, творческое - потому что делается не по шаблону, а всегда выступает в разных вариантах, побуждает к выявлению новых возможностей человека
Цель воспитательной системы состоит в создании условий для воспитания ребёнка, способного с радостью жить, общаться в социуме, проявлять инициативу и творчество, быть индивидуальностью.
Принципы воспитательной системы: создание атмосферы эмоционального подъёма, формирование в ребенке ощущения постоянного успеха, воспитание через взаимодействие субъектов, развитие через творчество, активность ребёнка.
Современные тенденции управления педагогическим процессом предполагают выделение ведущей идеи, которая объединяет вокруг себя всех субъектов педагогического процесса, побуждает к построению и организации различных видов деятельности. Таким направлением в нашей воспитательной системе является организация коллективной творческой деятельности дошкольников (КТД), разностороннее развитие ребёнка в ней, его социализация.
Идея коллективного творчества дошкольников не нова. В современных трудах Т.С. Комаровой, А.И. Савенкова, А.А. Грибовской и др. раскрываются основы коллективного творчества дошкольников. По мнению Г.К. Селевко методика коллективных творческих дел академика РАО И.П. Иванова является развивающей технологией.
При организации опытно-экспериментальной работы использована методика коллективных творческих дел И.П. Иванова, отражающая дошкольную специфику, интегрирующая различные виды детской деятельности: художественную, экокультурную, познавательную, игровую и т.д. Технология взаимодействия всех субъектов коллективной творческой деятельности осуществляется на основе свободного выбора ребенком группы, в которой он чувствует себя раскованно и не чувствует подчинения взрослому реализация разработанного проекта основана на использовании игровых методик на всех этапах КТД, реализации основных принципов педагогики сотрудничества, сотворчества педагога и ребёнка, развития у ребенка мотивации к творчеству, самовыражению, самоутверждению. В процессе коллективного творчества ребенок и взрослые (педагоги, родители) совместно определяют замысел и цель, организуют смыслопоисковую и аналитико-рефлексивная деятельность.
Инновационные изыскания участников проекта направлены на разработку банка педагогических идей по реализации развивающей технологии КТД в дошкольном возрасте, формирование соответствующего содержания и методов его реализации, выработку и реализацию практических рекомендаций студентам педагогических учебных заведений. В основе целостного подхода к развитию навыков социализации и коммуникаций лежит признание самоценности каждой личности в детском коллективе, понимание роли коллективных отношений и сотворчества создание перспективы индивидуального роста и становления субъектной позиции ребёнка во взаимодействии с окружающими.
Особенность управления реализацией данного проекта заключается в перестройке структуры педагогической практики студентов, использовании развивающей технологии коллективных творческих дел в поисковом режиме развития ДОУ, достижение новых желаемых целей. Реализация проекта вызвала внутреннее стремление педагогического коллектива к развитию и профессиональному росту, желание вести инновационную деятельность, добиться максимального развития самореализации возможностей ребенка. С учетом условий большого детского возрастного сообщества для раскрытия индивидуальных возможностей каждого ребёнка сначала была создана небольшая творческая группа ( 3-4 педагога), постепенно в нее вошёл весь коллектив дошкольного учреждения. Педагогических учебных заведений города, , а именно -психолог, музыкальный руководитель, узкие специалисты и педагоги, работающие в проблемных и творческих группах ДОУ, заместитель заведующей по воспитательной работе, руководитель учреждения.
Этапы организации коллективной творческой деятельности детей в процессе практики студентов включают создание организационных условий для целенаправленного педагогического взаимодействия взрослого и ребёнка в ходе КТД, учебно-методических условий для целенаправленного педагогического взаимодействия взрослого и ребёнка, ориентированного на идеи педагогики сотрудничества, научнометодических условий для реализации системы коллективных творческих дел в воспитательном процессе ДОУ, банка диагностических методик по проблеме «Диагностика личностных качеств дошкольников в КТД», формирование активной позиции педагога для развития социально значимых навыков и становления социальной позиции дошкольников.
В содержание педагогической практики студентов на базе дошкольного образовательного учреждения №137 г. Ростова-на-Дону включена организация ключевых, тематических творческих дел, творческих мастерских и кружков.
Ключевые коллективные творческие дела представлены большими праздниками, тематическими днями, традиционными русскими обычаями, спортивными представлениями, развлечениями, в подготовке которых принимали участие не только инициативная группа педагогов-специалистов, но и дети, педагоги, родители, социальные партнёры ДОУ (театры, школы и т.д.).
Тематические коллективные творческие дела представлены на уровне групповых возрастных сообществ на основе интегративного взаимодействия различных специалистов. Эта форма работы была апробирована на практике каждым педагогами старших - подготовительных групп, педагоги групп младшего дошкольного возраста могли использовать в работе элементы алгоритма КТД.
Мастерские и кружки - форма работы ДОУ по интересам детей и их родителей.
Осенины
Город Мастеров
День здоровья
День знаний
Святки
День театра
Спортландия
День Святого Валентина
Рис.1. Система ключевых КТД ДОУ № 137 ДОУ.
Рис. 2. Система тематических КТД одной возрастной группы.
КУЛЬТУРОСООБРАЗНЫЕ
ЭКОКУЛЬТУРНЫЕ
Рис. 3. Ценностные ориентации развивающей системы КТД
Преемственная система коллективных творческих дел помогает ребенку сформировать собственную систему ценностей, развивать навыки коммуникаций и взаимодействия, овладеть навыками взаимодействия с различными социальными и возрастными группами людей, развивать логическое и пространственное мышление, навыки самоанализа и самовыражения. В целом системное планирование развития ребенка через участие в коллективных творческих делах создает предпосылки для успешного вхождения в школьный этап жизни ребенка и позволяет определить комплекс преемственных форм и методов работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста через организацию коллективной творческой деятельности; моделировать развитие социально значимых навыков детей от младшего дошкольного до пред-школьного возраста средствами коллективной творческой деятельности; в системе развивать начальные навыков проектной деятельности, способность рефлексии собственной деятельности и самопознания ребенка посредством участия в ключевых коллективных делах; определить основные условия формирования навыков самоорганизации ребенка в процессе коллективной деятельности; отработать модель развития индивидуальности ребенка через организацию коллективной творческой деятельности, определить преемственные формы и методы развития коммуникативных, социально значимых навыков детей от младшего дошкольного до предшкольного и младшего школьного возраста.