Научная статья на тему 'Развитие творческих способностей детей среднего школьного возраста в условиях летнего детского лагеря'

Развитие творческих способностей детей среднего школьного возраста в условиях летнего детского лагеря Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1477
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Геличак София Михайловна

В статье рассматривается проблема развития творческих способностей в условиях детского оздоровительно-образовательного лагеря. А также методические рекомендации по развитию творческих способностей детей среднего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие творческих способностей детей среднего школьного возраста в условиях летнего детского лагеря»

5. Хорошее настроение детей, их положительный эмоциональный настрой и желание посещать детский сад.

Так как в дошкольном детстве малыши только познают окружающий их мир, учатся это делать, то обязанностью любого детского сада и воспитателя является сделать окружение ребенка ярким, насыщенным, познавательным, интересным, запоминающимся, эмоциональным. Нужно создать для них некую «мини-вселенную». Стоит сказать, что эта задача не только воспитателей, но и родителей, которые должны тесно сотрудничать с ДОУ в интересах гармоничного развития своего ребенка. Дети должны идти в детский сад с удовольствием, как домой. Каждый день они должны узнавать в нём что-то новое, развиваться, что непременно зависит от того, что их в этом детском саду окружает [1].

Список литературы

1. Абузярова Л.А. Предметно-развивающая среда ДОУ // Ребенок в детском саду, 2009. № 6.

2. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание, 2005. № 4.

3. Денисенкова Н. Как организовать окружающую среду (практика развития) // Дошкольное воспитание, 2003. № 12.

4. Колунтаева Л.И. Организация предметной среды детского сада // Воспитатель ДОУ, 2009. № 5.

5. Меремьянина О.Р., Казанцева А.С. Предметно-развивающее пространство в ДОУ // Воспитатель ДОУ, 2008. № 7.

6. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 11557).

7. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ЛЕТНЕГО ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ Геличак С.М.

Геличак София Михайловна - студент, кафедра педагогики и методики начального обучения, Технический институт (филиал) Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Нерюнгри

Аннотация: в статье рассматривается проблема развития творческих способностей в условиях детского оздоровительно-образовательного лагеря. А также методические рекомендации по развитию творческих способностей детей среднего школьного возраста.

Ключевые слова: детский оздоровительно-образовательный лагерь, дополнительное образование, творческие способности.

Летний оздоровительный лагерь для детей - это особая система, в которой участвует более половины всех обучающихся, педагоги и родители. Вопрос организации летнего оздоровительного отдыха для детей требует усиленного

внимания и организованности. В период 90-х годов ХХ века различными учеными осуществлен ряд исследовательских проектов. Создана концепция проекта Федерального закона «О государственной поддержке системы организации детского и семейного отдыха» (1988), разработаны различные нормативные акты, в том числе «Общее положение о детском оздоровительно- образовательном учреждении» [1]. Разработаны научно-методические рекомендации по организации оздоровительной работы в учреждениях летнего отдыха для детей с различным уровнем здоровья; научно-методические основы реабилитационной деятельности летних лагерей; концептуальные модели детских оздоровительных учреждений, учебно-методический план и программы подготовки медицинских кадров для работы в различных типах учреждений летнего отдыха.

В соответствии с законодательством Российской Федерации в каникулярный период организуется отдых и оздоровление детей. На базе многих общеобразовательных учреждений (детский лагерь, пионерский лагерь и т.д.) дополнительного образования детей, а также в загородной зоне действуют в каникулярный период учреждения отдыха и оздоровления детей, школьники направляются в туристические походы, экскурсии и привлекаются к другим занятиям.

Основная цель организованного отдыха детей — это формирование и развитие личности каждого ребёнка в результате общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, участие в разнообразных видах деятельности, включение в социально значимую и эмоционально насыщенную жизнь [2].

Творческая деятельность должна побуждать детей к приобретению новых знаний. Разумное сочетание отдыха и труда, спорта и творчества дисциплинирует ребёнка, балансирует его мышление и эмоции [5]. Программа работы с детьми во время летних каникул направлена на создание благоприятных условий для оздоровления и организации досуга учащихся в период каникул. Отдых детей и их оздоровление - это совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала, охрану и укрепление здоровья детей, профилактику заболеваний, занятие физической культурой и туризмом, формирование навыков здорового образа жизни, соблюдение режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде.

Программа летнего оздоровительного лагеря должна включать в себя следующие этапы: оздоровительная работа, работа по сплочению коллектива воспитанников, профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период, работа по развитию творческих способностей детей.

Творчество — обязательный элемент гармоничной и счастливой жизни ребенка. В плане становления личности оно оказывает влияние сначала как средство саморазвития, а затем, станет инструментом самореализации [3 с. 12]. Развитие творческих способностей детей должно проходить организованно и оптимально, без нарушения режима работы и отдыха. Творчество детей — один из главных элементов развития самосознания и самопонимания.

Развитию творческой активности будут способствовать практически все виды искусства, встречающиеся в детском оздорoвительно-образовательном лагере. Педагогам-воспитателям необходимо включать ребенка во все виды творческой деятельности, такие мероприятия как спортивные состязания, коллективно -творческие дела, конкурсы и сюжетно-ролевые игры. В детском лагере так же должны быть кружки по интересам. Воспитатели и вожатые должны объяснить детям, что, участвуя в работе разных кружков, они могут проявить себя, показать свои умения и тем самым раскрыть свой внутренний потенциал. Перед началом творческого мероприятия вожатый интересуется о желании детей принять участие в нем, затем находит способы привлечь всех детей к подготовке и организации мероприятия.

Многие дети боятся выходить на публику и проявлять себя перед аудиторией, поэтому можно предложить ребенку индивидуальные задания, например, изобразительное

181

искусство, включающее в свои виды деятельности не только рисование, но и создание предметов народного промысла и декоративно-прикладного искусства. Чтобы завлечь ребенка в данный вид деятельности, можно предложить ему нестандартную технику «обратного рисования». Школьники любят заниматься художественным творчеством, которое позволяет наиболее полно и расширенно раскрыть свою личность, проявить себя с творческой стороны [6, с. 83-85]. Художественная деятельность строится на активном воображении, а также творческом мышлении, которые обеспечивают ребенку необыкновенный взгляд на мир.

КТД - главный структурный компонент методики коллективно-творческого воспитания. Каждый участник коллективно-творческого дела находится в ситуации создания нового продукта, он сочиняет, фантазирует, придумывает [4]. В процессе коллективно-творческого дела участниками приобретаются коммуникативные навыки, они узнают друг о друге много нового, учатся работать в команде, делить успех и неудачи с товарищами, быть ответственными за свои слова и поступки, а также нести ответственность за других. Перед детьми среднего школьного возраста открываются огромные возможности для раскрытия творческого потенциала. Поэтому развитие творческих способностей детей в условиях летнего лагеря -немаловажный и востребованный аспект в системе воспитания и обучения.

Список литературы

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Ст. 28. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Шр://минобрнауки.рф/документы/2974/ (дата обращения: 23.03.2018).

2. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательная работа в детском загородном лагере. Ярославль: Академия развития, 2003. 256 с.

3. Беляева Л.А. Психолого-педагогическое сопровождение детского отдыха // Доп. образование и воспитание, 2007. № 4. С. 12.

4. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие. М.: Академия, 2002. 320 с.

5. ШерешГ.Л. Летний детский отдых. 3-е изд. Мозырь: Содействие, 2008. 232 с.

6. Дворникова И.Н., Комакова А.Д. Психолого-педагогические особенности развития творческих способностей подростков в условиях детского оздоровительного лагеря // Молодой ученый, 2014. № 21.1. С. 83-85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.