Научная статья на тему 'Развитие коммуникативной компетентности курсантов в контексте их профессионального становления'

Развитие коммуникативной компетентности курсантов в контексте их профессионального становления Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
154
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КУРСАНТОВ И ЕЕ КОМПОНЕНТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / ОБРАЗ ПРОФЕССИИ / ОБРАЗ «Я» В ПРОФЕССИИ / САМООЦЕНКА / САМООТНОШЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / УРОВНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / COMMUNICATIVE COMPETENCE OF CADETS AND IT’S COMPONENTS / PROFESSIONAL IDENTITY / THE STRUCTURE OF THE PROFESSIONAL IDENTITY / IMAGE OF THE PROFESSION / SELF-IMAGE IN THE PROFESSION / SELF-APPRAISAL / SELF-RELATION / PROFESSIONAL ORIENTATION / LEVELS OF THE PROFESSIONAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Слободчикова Ю. В.

В статье обосновывается необходимость изучения личностной обусловленности развития коммуникативной компетентности у курсантов, ее неразрывность с процессом профессионального становления, профессиональной идентификацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CADETS’ COMMUNICATIVE COMPETENCE IN A CONTEXT OF THEIR PROFESSIONAL FORMATION

Need of studying of personal conditionality of development of communicative competence locates in article at cadets, its continuity with process of professional formation, professional identification.

Текст научной работы на тему «Развитие коммуникативной компетентности курсантов в контексте их профессионального становления»

10. Керимов Д.А. Законодательная техника: науч.-метод. и учеб. пособие. М., 1998.

11. Керимов Д.А. Культура и техника законотворчества. М., 1991.

12. Монтескье Ш.-Л. О духе законов. Гл. XVI. «Что именно следует иметь в виду при составлении законов»; избр. произв. / пер. с фр. М., 1955.

13. Нашиц А. Правотворчество: теория и законодательная техника. М., 1974.

14. Ортега-и-ГассетХ. Избранные труды / пер. с исп.; сост., предисл., общ. ред. А.М. Руткевича. М., 1997.

15. Прянишников Е.А. Законодательная техника: науч.-практ. пособие. М., 2006.

16. Регламент ГД ФС РФ. М., 2004.

17. Сандевуар П. Юридическая техника во французском праве. М., 1994.

18. Свод законов СССР. 1929. № 74.

19. Сперанский М.М. Руководство к познанию законов. СПб., 2002.

20. Справочник по нормотворческой технике / пер. с нем.; 2-е изд., перераб. М., 2002.

21. Тихомиров Ю.А. Законодательная техника: науч.-практ. пособие. М., 2000.

22. Тихомиров Ю.А. О правилах законодательной техник // Журнал российского права. 1999. № 11.

23. Язык закона / под ред. А.С. Пиголкина и др. М., 1990.

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ В КОНТЕКСТЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

Ю.В. СЛОБОДЧИКОВА,

соискатель ФПНиНПК Московского университета МВД России, преподаватель кафедры юридической психологии

Московского университета МВД России Научная Специальность: 19.00.03 — психология труда, инженерная психология и эргономика

E-mail: [email protected] Научный руководитель: доктор психологических наук Цветков В.Л.

Аннотация. В статье обосновывается необходимость изучения личностной обусловленности развития коммуникативной компетентности у курсантов, ее неразрывность с процессом профессионального становления, профессиональной идентификацией.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность курсантов и ее компоненты; профессиональная идентичность; структура профессиональной идентичности; образ профессии; образ «Я» в профессии; самооценка; самоотношение; профессиональная направленность; уровни профессиональной идентичности.

DEVELOPMENT OF CADETS' COMMUNICATIVE COMPETENCE IN A CONTEXT OF THEIR PROFESSIONAL FORMATION

YU. V. SLOBODCHIKOVA,

competitor FPN and NPK Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia, teacher of chair of legal psychology

Ministry of Internal AAffairs Moscow university of Russia

Annotation. Need of studying of personal conditionality of development of communicative competence locates in article at cadets, its continuity with process of professional formation, professional identification.

Keywords: communicative competence of cadets and it's components; professional identity; the structure of the professional identity; image of the profession; self-image in the profession; self-appraisal; self-relation; professional orientation; levels of the professional identity.

Практика показывает, что успех деятельности полицейских во многом зависит от того, насколько они обладают коммуникативной компетентностью.

В психологии под коммуникативной компетентностью как составляющей профессиональной пони-

мается способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми [1]. Причем, она стала одним из главных показателей высокого профессионального уровня специалиста в любой области человеческой деятельности.

Это относится не только к таким профессиям, как менеджер, работник сферы обслуживания, педагог, врач, социальный работник, где требуется специальная коммуникативная подготовка, но и практически ко всем остальным типам профессий, так как любой работник так или иначе включается в информационный обмен, взаимодействует с людьми, тем более сотрудник ОВД.

Неподготовленность к общению часто приводит к различным затруднениям. Для полицейского важна не столько энциклопедическая грамотность, сколько способность применять обобщенные знания и умения (компетенции) для разрешения конкретных ситуаций и проблем, возникающих в реальной деятельности.

В условиях реформирования МВД России не случайно повышается внимание к психологическим аспектам деятельности сотрудников органов внутренних дел. Это связано с тем, что психологическое знание становится все более необходимым средством достижения профессиональной цели специалиста, работающего в сфере «человек-человек», к которой относятся профессии правоохранительной деятельности. Повышенный интерес к проблеме особенностей и возможностей коммуникации в профессиональной деятельности полицейского связан со стремлением овладеть механизмами и средствами коммуникации, способствующими решению профессиональных задач.

Эффективность выполнения функциональных обязанностей сотрудником ОВД, достигаемая посредством психологически грамотно организованного коммуникативного процесса, является не просто популярным, модным веянием современности, а целью концептуально нового подхода к организации правоприменительной деятельности полиции. В соответствии с этим подходом наблюдается смещение акцента в деятельности сотрудников от преимущественной реализации административно-карательной функции в сторону профилактики преступлений и социального обслуживания населения.

Применительно к правоохранительной деятельности надо иметь в виду, что, во-первых, коммуникативная компетентность — это интегральное личностное качество, обеспечивающее ситуационную адаптивность и свободу владения вербальными и невербальными средствами общения, возможность адекватного отражения психических состояний и личностного склада другого человека, верной оценки его поступ-

ков, прогнозирование на их основе особенностей поведения воспринимаемого лица.

Во-вторых, коммуникативная компетентность — это нравственно-психологическая категория, регулирующая всю систему отношений человека к природному и социальному миру, а также к самому себе как синтезу обоих миров.

В-третьих, характер коммуникативной активности индивида зависит от его коммуникативной компетентности, признаваемых им коммуникативных ценностей, от специфики мотивации и потребностей в общении.

Развитие коммуникативной компетентности предполагает использование всего набора средств, ориентированных как на развитие субъект-субъектных — продуктивных, личностных сторон общения, так и субъект-объектных — репродуктивных, операциональных составляющих. Итак, под коммуникативной компетентностью курсантов мы понимаем совокупность компетенций, необходимых для решений коммуникативных задач.

Коммуникативная компетентность курсанта является личностной характеристикой, выраженной интеграцией перцептивных, собственно-коммуникативных и интерактивных компетенций.

Перцептивные компетенции связаны со способностью применять в общении знания и умения по восприятию партнеров и эффективному самовыражению в процессе профессионального общения.

Собственно-коммуникативные компетенции представлены совокупностью знаний, умений обмена информацией на всех этапах общения (прогнозирования, начальном этапе общения, самого акта общения, подведения итогов, анализа).

Интерактивные компетенции— комплекс свойств, способствующих управлению собой и партнерами в процессе общения.

Обобщая различные подходы, мы пришли к выводу, что структура коммуникативной деятельности детерминируется спецификой профессии, совокупностью индивидуально-психологических и личностных качеств, необходимых для продуктивной коммуникации, определяет коммуникативную компетентность человека.

Одной из основных задач, определяющих подготовку кадров полиции, является развитие коммуникативной компетенции, которая рассматривается нами в контексте их профессиональной деятельности, что предполагает психологическое исследование ее осо-

бенностей, выделение специфических требований профессии к личностным качествам, обеспечивающим наибольшую эффективность в ситуациях общения.

Как отмечает К. Карти, разработчик программы первоначальной полицейской подготовки в рамках ОБСЕ в Европе, эффективная коммуникация является альфой и омегой полицейской службы, будь то общение в письменной, устной, неформальной или официальной форме, в виде внутренних или внешних контактов. Понимание других людей, передача и получение речевых и неречевых сообщений, а также знание иных культур требуют непредубежденного взгляда и готовности учиться. Хорошие навыки общения необходимы для «наведения мостов» между людьми и преодоления культурных барьеров [2].

Известно, что одним из важных условий «благополучного» вхождения в профессию, обеспечивающего гармоничное развитие личности профессионала, является активное построение адекватного понимания эмпирической реальности образа мира, расставляющего акценты значимости в мире предметов и отношений.

Большинство исследователей, занимающихся проблемами профессионального становления, допускают выделение в обобщенном образе мира «мира своей профессии» как особой устойчивой категориальной сетки типизации и интерпретации профессиональных задач, как комплекса глубинных структур, отражающих пристрастное отношение человека к миру и определяющих стиль и способ его поведения в жизненных и профессиональных ситуациях.

Становление специалиста, заключающееся, в конечном счете, в полноценном овладении профессией, кроме усвоения определенных когнитивных схем, способов манипулирования предметом своего труда, принятия профессиональных норм и ценностей, особенностей коммуникации и стиля общения социального окружения, закономерно сопровождается изменением представлений человека о себе, своих способностях и слабостях, интенсивным самоопределением и поиском собственного места в профессиональном мире.

Обращение к проблеме профессиональной идентичности, по мнению М.М. Абдуллаевой, обусловлено несколькими причинами. Во-первых, профессиональное самосознание является важнейшим регулятором труда и построения профессиональных жизненных путей; во-вторых, одна из задач организационной психологии—это осмысление значимости индивидуально-психологических и личностных факторов, определяющих отношение трудящегося к своей работе и особенности групповых взаимодействий; в-третьих, многовариантность отношения к профессиональной деятельности, постоянное технологическое развитие самих профессий определяет постоянную актуальность профессионального самоопределения на всем протяжении профессионального пути [3].

Проведенный нами анализ работ отечественных исследователей, посвященных изучению проблемы профессиональной идентичности, показал, что в ее структуре могут быть выделены три компонента (см. рис.).

Рис. Структура профессиональной идентичности курсанта

Наиболее значимый компонент профессиональной идентичности — когнитивный, представляющий собой знания и представления курсанта об особенностях профессиональной группы и осознание себя ее членом на основе профессиональных дифференцирующих признаков. Составными частями когнитивного компонента, на наш взгляд, выступают: образ профессии полицейского (профессиональная осведомленность) и образ «Я» в профессии (профессиональное самосознание и самоназвание).

Под образом профессии нами понимается осведомленность, как совокупность знаний и представлений курсанта о выбранной профессии. Становление профессионала — это, в частности, процесс вхождения курсанта в профессиональное сообщество, и в этом смысле есть основания говорить именно о приобщении к профессии полицейского и о динамическом характере образа профессии.

Представления формирующегося полицейского-профессионала о его профессии претерпевают существенные изменения по мере реального приобщения к ней.

Исходя из этого, были выделены следующие тенденции в динамике представлений курсанта: от осознания общечеловеческого смысла служебной деятельности к подчеркиванию ее основных операционально-технических сторон; от романтически-приподнятого осмысления профессии полицейского к концентрации на ее узко технологической стороне; от неточных, несущественных представлений к все более точным и обобщенным.

Исходя из положения о регулирующей функции образа профессии и образа «Я в профессии», предполагается что, внося уточнения в их содержание, мы можем создавать дополнительные психологические условия для успешной адаптации к профессии и овладения профессиональными компетенциями, в том числе и коммуникативными. По нашему мнению, ком-пететностный подход в обучении способствует обогащению и формированию более адекватных представлений курсанта о своей профессии и о самом себе.

Второй по значимости составляющей когнитивного компонента профессиональной идентичности выступает образ Я офицера полиции. На основе существующей Я-концепции, сложившегося образа профессии и профессиональных дифференцирующих признаков у курсанта формируется образ Я в профессии, проявляющийся в профессиональном самоназва-

нии, профессиональном самосознании и построении личных профессиональных планов.

Профессиональное самосознание курсанта формируется на основе соотнесения образа профессии с теми знаниями, которые имеются у него о самом себе. Это целостная оценка самого себя как деятеля. В свою очередь, профессиональное самосознание оказывает существенное влияние на развитие и самого образа профессии.

Наряду с когнитивным компонентом важную роль в структуре профессиональной идентичности курсанта играет эмоционально-оценочный компонент. Профессиональная идентичность — это не только осознание курсантом своей тождественности с профессиональным сообществом, но и его оценка, значимость членства в нем, разделяемые профессиональные чувства. Эти чувства опираются на глубокие эмоциональные связи с полицейским профессиональным сообществом и моральные обязательства по отношению к нему, формирующиеся в процессе социализации и профессионализации курсанта.

В процессе профессионального общения курсант усваивает оценочный смысл различных характеристик, присутствующих в его когнитивной структуре.

Самоотношение—эмоциональная составляющая, представляющая собой общее самопринятие (или самоотвержение) в зависимости от характера отношения к себе субъекта и являющаяся его общей жизненной установкой, формирующейся в процессе развития. Самооценка — оценочная составляющая, отвечающая на вопрос, чего это стоит, что это означает для меня. Общая самооценка образуется на основе частных самооценок отдельных представлений о себе. По итогам самооценочной деятельности самосознания формируется позитивное или негативное самоотношение.

Исходя из данных положений, в структуре эмоционально-ценностного компонента профессиональной идентичности курсанта нами были выделены: самооценка как профессионала, оценка своей и чужих профессиональных групп, самоотношение как к профессионалу, отношение к своей и чужим профессиональным группам.

Поведенческий компонент профессиональной идентичности представляет собой реальный механизм проявления себя членом профессиональной группы, построение системы отношений и действий в различных ситуациях профессионального взаимодействия (функционально-ролевое поведение). Особенности

функционирования данного механизма детерминированы содержательными аспектами когнитивного и эмоционально-ценностного компонентов профессиональной идентичности.

В психологической структуре личности курсанта профессиональная направленность, как смыслообра-зующее свойство, занимает ведущее место, оказывающее формирующее влияние на психические процессы, состояния, образования, личностные свойства и качества курсанта, выступает важнейшей психологической предпосылкой эффективности его служебной деятельности и усиления процессов идентификации с выбранной профессией.

Подражательный элемент выступает как один из механизмов реализации позитивных результатов социального сравнения своей профессиональной группы. Его сущность заключается в усвоении и закреплении выделенных и принятых курсантом профессиональных идей, норм, ценностей, образцов профессионального поведения, ритуалов.

На ранних этапах психологическим механизмом профессионального становления выступает подражание в форме простого копирования профессионального поведения, которое носит безоговорочный характер. При этом подражание облегчает приобретение атрибутов профессионального поведения. Л.С. Выготский считал подражание источником возникновения всех специфических человеческих свойств сознания и видов деятельности [4].

Подражание представляет собой сложный социально-психологический феномен, выступающий как в форме неосознанного или недостаточно осознанного копирования, так и в форме сознательного воспроизведения внешних черт профессионального поведения, действий и поступков людей.

Репрезентативная сторона поведенческого компонента рассматривается нами как предъявление окружающим своей профессиональной идентичности. Реализуется репрезентация профессиональной идентичности в «образе Я».

Регулятивный элемент поведенческого компонента профессиональной идентичности курсантов представляет собой механизм, обеспечивающий поддержание позитивной профессиональной идентичности как некоторой самодовлеющей ценности. Его содержание составляют различные стратегии, направленные на сохранение или достижение позитивной профессиональной идентичности. Они запускаются в

ситуациях, когда курсант оказывается включенным в низкостатусную профессиональную группу.

К подобным стратегиям, опираясь на взгляды Г. Тэджфела [5] и Дж. Тернера [6], мы отнесли: индивидуальную мобильность, которая включает все виды попыток курсанта при нахождении в низкостатусной профессиональной группе покинуть ее и присоединиться к высокостатусной; социальное творчество, заключающееся в переоценке курсантом самих критериев, по которым проводится сравнение; социальную конкуренцию как прямое приписывание курсантом желательных характеристик своей профессиональной группе и противопоставление их группе сравнения.

Следовательно, профессиональная идентичность курсантов является субъективно-психологической реальностью «Я» и представляет собой установочную систему, включающую три взаимосвязанных компонента: когнитивный, эмоционально-ценно-стый и поведенческий.

Содержание профессиональной идентичности курсантов составляют тождественность, определенность и целостность.

Роль профессиональной идентичности заключается в непосредственном ее влиянии на профессиональную деятельность и общение курсантов. Для курсанта всегда характерно стремление сохранить профессиональную идентичность, причем позитивную, и тем самым обеспечить соответствие, гармонию образа социального Я. В этом случае мир будет восприниматься им как сбалансированный, находящийся в «соответствии» с его представлениями.

Взяв за основу исследования Л.Б. Шнейдер [7], мы считаем целесообразным и возможным эмпирическое выделение следующих уровней профессиональной идентичности:

♦ профессиональная идентичность невыраженная: осознание дальней и ближней профессиональных целей, стремление понять свое дело, овладеть им в полном объеме, освоить все трудовые функции; соответствие человека и профессии устанавливается в модальности «хочу»; характеристика самого субъекта деятельности — мечтающий;

♦ профессиональная идентичность выраженная, пассивная: усвоение основных знаний, требований профессии к человеку, осознание своих возможностей, представление о выполнении данной деятельности, осуществление деятельности по образцу; па-радигмальное и ситуативное самоопределение; со-

ответствие человека и профессии устанавливается в модальности «знаю», характеристика самого субъекта деятельности — осведомленный;

♦ профессиональная идентичность выраженная, активная: поиск дополнительных, индивидуальных путей профессиональной подготовки; практическая реализация выбранных профессиональных целей, самостоятельное и осознанное выполнение деятельности, самоорганизация, формирование своего индивидуального стиля деятельности; инструментальное самоопределение; соответствие человека и профессии устанавливается в модальности «могу»; характеристика самого субъекта деятельности — умелый.

Несомненно, главное — это психологический механизм, который в нашем исследовании представляет влияние профессиональной идентичности курсанта на развитие коммуникативной компетенции. Конечно же, на ее формирование оказывают влияние индивидуально-психологические и социально-психологические факторы, обусловленные высшей нервной деятельностью, потребностями, интересами, мотивацией, способностями, индивидуально-психологическими характеристиками человека, а также условиями жизни в социальной среде, социальным опытом индивида и т.д.

И мы должны как раз изучить и проанализировать, какие условия и особенности необходимо учитывать для того, чтобы развивать профессиональную идентичность курсанта как один из факторов, влияющих на коммуникативную компетентность.

Чтобы определить влияние выраженных уровней профессиональной идентичности курсантов на развитие коммуникативной компетентности, мы определяем ее как способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми и рассматриваем как интегральное, относительно стабильное, целостное психологическое образование, проявляемое в индивидуально-психологических, личностных особенностях в поведения и общении конкретного индивида.

Для развития коммуникативной компетентности важны самопознание, саморефлексия — способность сравнивать, сопоставлять собственное видение себя с оценками других участников взаимодействия. Развитие коммуникативной компетентности предполагает двоякий процесс: с одной стороны, приобретение каких-то новых знаний, умений и навыков, с другой стороны, коррекция, изменение уже сложившихся их форм.

Субъект-объектный подход к формированию коммуникативной компетентности содействует выработке поведенческих умений в коммуникации.

Наиболее целесообразным, нам видится, в структуру коммуникативной компетентности курсанта включить следующие компоненты:

♦ теоретико-методический: знания области компетенции сотрудника полиции, знания об особенностях ситуаций профессиональной коммуникации, целях, задачах, нормах, условиях, приемах, техниках, стилях эффективной коммуникации и др.;

♦ практический: высокий уровень владения когнитивно-прогностическими коммуникативными навыками (умение планировать коммуникацию и прогнозировать ее развитие в зависимости от условий), регулятивными (навыки самоконтроля и саморегуляции, умение противостоять давлению и манипуляциям) и инструментальными коммуникативными умениями и навыками (навыки активного слушания, умение задавать вопросы и др.;

♦ личностный: высокие уровни развития эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, коммуникативной толерантности, социальной сензитивности, наблюдательности, эмпатичности, психологической готовности к взаимодействию с гражданами.

Таким образом, экспериментальное изучение уровней профессиональной идентичности сотрудников и их влияние на развитие коммуникативной компетенции курсантов позволит проследить их взаимосвязь и определить психологические условия их развития.

Литература

1. Петровская Л. А. Компетентность в общении: социально психологический тренинг. М., 1989.

2. Карти К. Наилучшая практика первоначальной полицейской подготовки — аспекты учебной программы. Вена, 2009.

3. Абдуллаева М.М. Профессиональная идентичность личности: психосемантический подход. М., 2004.

4. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 1. М., 1982.

5. Tajfel H. Social identity and intergroup relations. Cambridge, 1982.

6. Тернер Дж.С., Оукс П. Дж., Хэлем С.А., Дэвид В. Социальная идентичность, самокатегоризация и группа // Иностранная психология. 1994. № 2.

7. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: моногр. М., 2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.