Научная статья на тему 'Развитие коммуникативном компетенции на занятиях по иностранному языку как один из аспектов развития креативности студентов технических университетов'

Развитие коммуникативном компетенции на занятиях по иностранному языку как один из аспектов развития креативности студентов технических университетов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / КРЕАТИВНОСТЬ / ПРОБЛЕМНЫЕ ЗАДАНИЯ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / COMPETENCE APPROACH / CULTUROLOGICAL APPROACH / COMMUNICATIVE COMPETENCE / CREATIVITY / PROBLEM TASKS / METHOD OF PROJECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овсянникова О.Н., Иванова О.Ю.

Коммуникативная компетенция является важным аспектом в развитии креативности у студентов на занятиях по иностранному языку, так как она позволяет обучающемуся не просто осознавать себя говорящим на иностранном языке, но и являться равноправным членом социально обусловленной системы общения. Использование метода проектов и проблемных заданий на занятиях является неотъемлемой частью успешного развития креативности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMMUNICATIVE COMPETЕNCE DEVELOPMENT AT THE LESSONS OF FOREIGN LANGUAGE IS ONE OF THE ASPECTS FOR DEVELOPING STUDENTS'' CREATIVITY OF TECHNICAL UNIVERSITIES

Communicative competence is an important aspect in the development of students’ creativity at the lessons offoreign language, since it allows the learner not only to be aware of himself as speaking a foreign language, but also to be an equal member of a socially conditioned communication system. The usage ofthe method ofprojects and problem tasks at the lessons is an integral part of successful students’ creativity development.

Текст научной работы на тему «Развитие коммуникативном компетенции на занятиях по иностранному языку как один из аспектов развития креативности студентов технических университетов»

УДК 378.147 ОВСЯННИКОВА О.Н.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра иностранных языков, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» НИЯУ «МИФИ» г. Москва

E-mail: ovsoksana@rambler.ru ИВАНОВА О.Ю.

кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой иностранных языков, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: ivanoks@mail.ru

UDC 378.147

OVSYANNIKOVA O.N.

Candidate of Science (pedagogy), Associate professor, Associate professor ofthe Foreign Languages Department, Federal State Autonomous Institution of Higher Education "National Research Nuclear University "MEPhI" Moscow E-mail: ovsoksana@rambler.ru IVANOVA O.YU.

Candidate of Science (pedagogy), Associate professor, Head of the Foreign Languages Department, Orel State

University E-mail: ivanoks@mail.ru

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ

THE COMMUNICATIVE СОМРЕТЕ1ЧСЕ DEVELOPMENT AT THE LESSONS OF FOREIGN LANGUAGE IS ONE OF THE ASPECTS FOR DEVELOPING STUDENTS' CREATIVITY OF TECHNICAL UNIVERSITIES

Коммуникативная компетенция является важным аспектом в развитии креативности у студентов на занятиях по иностранному языку, так как она позволяет обучающемуся не просто осознавать себя говорящим на иностранном языке, но и являться равноправным членом социально обусловленной системы общения. Использование метода проектов и проблемных заданий на занятиях является неотъемлемой частью успешного развития креативности студентов.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, культурологический подход, креативность, проблемные задания, метод проектов.

Communicative competence is an important aspect in the development of students' creativity at the lessons offoreign language, since it allows the learner not only to be aware of himself as speaking a foreign language, but also to be an equal member of a socially conditioned communication system. The usage ofthe method ofprojects and problem tasks at the lessons is an integral part of successful students' creativity development.

Keywords: competence approach, culturological approach, communicative competence, creativity, problem tasks, the method of projects.

Современному обществу нужны инициативные и самостоятельные специалисты, способные постоянно совершенствовать свою личность и деятельность. Именно такие специалисты могут адекватно выполнять свои функции, отличаясь высокой восприимчивостью, социально-профессиональной мобильностью, готовностью к быстрому обновлению знаний, расширению навыков и умений, освоению новых сфер деятельности. Поэтому в процессе теоретического осмысления формирующих воздействий и в ходе дальнейшей их опытно-экспериментальной апробации были выявлены и обоснованы психолого-педагогические условия, способствующие развитию креативности у студентов технического вуза на занятиях по иностранному языку.

Необходимость продуктивных преобразований в сфере общественной жизни с неизбежностью затрагивает вопросы творчества, креативности личности,

творческой инициативы, способности к активности творческого характера, особенно актуальные на данном этапе общественного развития. В связи с этим представляется закономерным возрастание интереса к проблеме креативности, творчества, творческой индивидуально -сти в отечественной и зарубежной педагогике.

В связи с этим перед высшим образованием встают задачи, требующие принципиального преобразования. На рубеже новой цивилизации именно образование рассматривается как стратегический фактор решения проблем интеллектуализации общества, а его развитие имеет опережающий характер по сравнению с другими факторами. В связи с этим интеграция науки и образования приобретает новое звучание и объективно выдвигается на первый план.

Анализ качества изучения иностранного языка в технических вузах показывает, что реализуемые в большинстве случаев модели обучения не позволяют

© Овсянникова О.Н., Иванова О.Ю. © Ovsyannikova O.N., Ivanova O.YU.

в полной мере раскрыть потенциальные способности студентов к изучению языка. Это объясняется тем, что, прежде всего преподавание направлено на формирование и развитие умений и навыков в предметной области, не учитывает в должной мере возможности развитие креативности обучающихся.

Основные функции реализации творческой личности можно определить следующим образом: обогащение культуры, определяющейся критерием общественной значимости; преобразование педагогического процесса и личности; нахождение новых технологий, определяющихся по критериям продуктивности и значимости; саморазвитие на основе самоопределения, самовыражение личности.

Необходимо уделять внимание культурологическому подходу к формированию коммуникативного иноязычного образования как «организации педагогического процесса, которая обеспечивала бы формирование ценностных ориентиров личности, представляющие собой устойчивость морального сознания, выражающие суть нравственного смысла человеческого бытия...» [2].

Коммуникативное иноязычное образование рассматривается как неотъемлемая часть общей профессиональной подготовки будущего специалиста в неязыковом вузе. Развитие креативности обучающегося в процессе обучения иностранному языку - это динамичный творческий процесс преобразования и саморазвитие личности.

Получая коммуникативное иноязычное образование, обучающийся овладевает знаниями о культуре народа, включая знания о языке как «части» культуры (познавательный аспект иноязычного образования), развивает свои речевые и общие способности, психические функции и др. (развивающий аспект), усваивает этические, нравственные, моральные нормы (педагогический аспект) и овладевает речевыми умениями (социальный аспект иноязычного образования). Поскольку обучающийся усваивает всё это в процессе коммуникативного иноязычного образования, а содержанием образования является культура, то можно с полным правом содержание иноязычного образования назвать иноязычной культурой. Её и усваивает обучающийся.

Это значит, что иноязычная культура - это та часть общей культуры человечества, которую обучающийся усваивает в процессе коммуникативного иноязычного образования во всех четырех аспектах. Таким образом, в иноязычной культуре как содержании иноязычного образования интегрируется всё, чем обучающийся овладел в познавательном, развивающем, воспитательном и учебном аспектах [7].

Поэтому большое внимание уделяется коммуникативной компетенции. Под коммуникативной компетенцией подразумевается знание языка обучающимися, не только владение грамматическим и словарным уровнями, но и умение выбирать варианты, обусловленные ситуативными, социальными или иными внеязыковыми факторами, которые студенты приобретают в процессе социализации, так как она позволяет обучающемуся не

просто осознавать себя говорящим на данном языке, но и чувствовать себя членом социально обусловленной системы общения. Таким образом, данная компетенция. связывается с процессами социализации, с широким социальным контекстом, в котором протекает речевая деятельность человека. Данная компетенция выражается в овладении студентами не только грамматикой, но и системой ее использования в зависимости от отношений между говорящими, места, цели высказывания, например, правила речевого этикета, правила общения между лицами равного и различного социального статуса, возрастного статуса, правила реализации разных по цели высказываний. Многие такие правила нигде не прописаны, однако для эффективного взаимодействия между носителями языка владение ими необходимо.

Иностранный язык, в отличие от других учебных предметов, является и целью, и средством обучения. Речевая направленность, обучение иностранным языкам происходит через общение. Это означает практическую направленность занятия. Трудность заключается в отборе объема знаний, так как его следует проводить очень тщательно.

Развитие креативности у обучающихся может осуществляться при изучении всех дисциплин, включая изучение иностранного языка, при котором происходит совершенствование мыслительных операций в процессе работы над текстом, анализ языковых форм, сравнение лексико-грамматических явлений родного и изучаемых языков, оценка собственного уровня овладения иностранным языком.

Преподаватель должен активно использовать свой творческий потенциал. Он соответственно переходит к «педагогике сотрудничества», меняет авторитарный стиль общения на демократический. А роль преподавателя - «внешнего организатора» - недостаточна, так как между участниками должно быть взаимодействие, т. е. взаимная связь собеседников. Преподаватель является не только организатором взаимодействия, но и его непосредственным участником [4].

В процессе обучения преподавателю необходимо создавать проблемные ситуации, при решении которых студенты активизируют свою познавательную деятельность, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями, продолжается развитие мыслительных, креативных и познавательных способностей. В процессе такого организованного обучения формируются составляющие креативности: свобода, гибкость, оригинальность, комплексность мышления.

Центром творческой личности является продуктивное самосознание, под которым подразумевается: осознание себя как неповторимой личности при сравнении себя с другими; совокупность креативных проявлений и представлений о себе; целостность и гармоничность, внутреннее единство индивидуальных креативных особенностей; динамичность и непрерывность процесса собственного саморазвития личности и становление ее как творца; самоутверждение личности и осознание

собственной компетентности; самореализация творца и осознание собственной значимости в личностном и социальном аспектах [1].

В процессе целенаправленного развития креативности студентов следует опираться на систему требований, которые заключаются в том, чтобы создать творческую атмосферу, где поощряются исследования, самостоятельность в решении вопросов, широком применении проблемного подхода к организации всей деятельности: проблемное изложение материала, система специальных проблемных вопросов и т. д.

Также на занятиях необходимо использовать разные приемы и методы, направленные на развитие креативности студентов. Это - словесные, игровые и практические. По способам взаимодействия обучающего и обучающихся используются: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный и исследовательский [4].

По направленности методов на решение дидактических задач:

- на первичное овладение знаниями (информационно-развивающий метод и проблемно-поисковый метод);

- закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков: творчески воспроизводящие, решение проблемных задач, выполнение упражнений вариативного характера, поисковая исследовательская работа; деловые игры, метод мозговой атаки и другие активные методы обучения.

Поэтому большое внимание на занятиях уделяется речевой направленности, так как обучение иностранному языку происходит через общение. Для этого на занятиях по иностранному языку целесообразно использовать следующие наиболее известные методы: метод проектов, метод мозгового штурма, метод отбрасывания шаблонных идей, метод контрольных вопросов, метод комплексного решения проблем, метод конференции идей и др. Эти методы побуждают обучающихся к активности и творчеству, тем самым успешно развивается их креативность.

Используемая на занятиях по иностранному языку в университете модель развития креативности у студентов основывается на теориях поэтапного формирования умственных действий и теории проблемно-развивающего обучения. Первая - ориентирует обучающихся на сознательное управление процессом усвоения знаний, акцентируя их внимание на самостоятельном формировании культуры мышления и развитии интеллекта. Вторая - побуждает к творческому мышлению и развитию креативности, поскольку обучающийся сам должен решить проблему, найти новый способ действий. Это ориентирует обучающихся на эвристический и творческий уровень осуществления самостоятельной познавательной деятельности.

Для этих целей используются основные элементы проблемного обучения, которые основаны на организации поисковой деятельности обучающихся, на нахождении и разрешении ими различных жизненных

и профессиональных столкновений.

Студентов следует научить правильно определять проблемы, умело переносить знания, умение и навыки в новую ситуацию, найти новые характеристики в знакомом объекте (альтернативное мышление), уметь синтезировать, комбинировать ранее освоенные способы деятельности в новые виды деятельности (синтетическое комбинационное мышление).

Учебные проблемы должны быть достаточно серьезными, чтобы гарантировать заинтересованность всей группы. Наиболее важные проблемы - это те, которые облегчают понимание вопросов, представляющих интерес для всех обучающихся [6].

Все большую популярность для развития креативности у студентов приобретает работа на занятиях по иностранному языку с использованием метода проектов. В данном случае речь идет об учебно-исследовательских, практико-ориентированных проектах. Результатом проектной деятельности студентов является продукт, представляющий собой материальное воплощение их индивидуальной творческой, исследовательской и аналитической работы. Это может быть описание технической продукции, выпускаемой зарубежной фирмой изготовителем, интересные факты из истории науки и техники изучаемого языка, реферат, доклад, видеофильм, аудиозаписи, презентация и т. д. Такие задания развивают воображение, фантазию и мышление [3].

Во время подготовки проекта студенты учатся самостоятельно получать знания, пользоваться различными источниками, исполнять разные социальные роли. Они приобретают коммуникативные навыки и умения, знакомятся с разными культурами. Все это помогает быстрее ориентироваться в разнообразных ситуациях, адаптироваться к изменяющимся условиям, работать совместно в различных творческих коллективах.

Реализация учебных проектов способствует развитию креативных способностей студентов. Особенно это проявляется в процессе совместной творческой деятельности преподавателя и обучающихся по разработке проекта. Алгоритм такой работы представлен следующим образом:

1. Выявление проблемы, постановка цели, формулировка учебных задач;

2. Обсуждение возможных вариантов выполнения проекта, выбор способов и приемов работы;

3. Самоанализ и актуализация знаний студентов для выполнения проекта;

4. Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей;

5. Исследование: решение отдельных задач, их компоновка и т. д.;

6. Обобщение результатов и выводы;

7. Анализ успехов и ошибок, коррекция.

Данная форма организации учебной деятельности

имеет ряд достоинств и дает положительные результаты, так как вызывает большой интерес, разнообразит занятия, развивает креативные способности студентов неязыковых вузов, а также способствует мотивации к

изучению английского языка.

Работа по созданию проектов представляет особую ценность для преподавателей. Она создает стимул для дальнейших творческих поисков, обостряет педагогическое чутье, формирует личностное отношение к различным проявлениям способностей обучающихся.

Следовательно, использование метода проектов позволяет учитывать индивидуальные потребности и интересы студентов при выполнении заданий, тем самым способствуя развитию их креативности.

Практика подтверждает, что на развитие креативности у студентов влияет сложная и многообразная система психологических предпосылок, адаптированных к каждой возрастной категории и образовательному уров-

ню. Поэтому все виды и формы организации творческой деятельности в этой системе направлены на формирование положительной мотивации и удовлетворенности результатом творческой деятельности.

В заключении необходимо отметить, что творчество должно является основой профессионального развития и становления будущего специалиста, поскольку такими качества, которые определяют истинно креативную личность, являются гибкость и оригинальность мышления, способность увидеть, понять и решить существующие насущные проблемы, генерировать новые гипотезы смогут обеспечить формирование конкурентно способного специалиста.

Библиографический список

1. Военная психология и педагогика: Учебное пособие для высших военно-учебных заведений // Под ред. А.М. Герасимова, А.А. Деркача, П.П. Крамаренко, Л.Г. Лаптева и др. М.: ВА им. Ф. Э. Дзержинского, 1996. 314 с.

2. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: лингвистика и методика: учебное пособие / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез // Москва: Академия, 2004. 334 с.

3. Иванова О.Ю. Использование активных методов в условиях профессионально-ориентированного обучения иностранному языку в неязыковом вузе. // Гаудеамус: Психолого-педагогический журнал. Тамбов, 2005. №1 (7). С. 87-94.

4. Овсянникова О.Н. Развитие креативности у курсантов на занятиях по иностранному языку «Знание. Понимание. Умение» Научный журнал Московского гуманитарного университета № 1, 2013. Москва, 2013. С. 209-213.

5. ПассовЕ.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования М.: Просвещение, 2000. 172 с.

6. Сафонова В.В. Проблемные задания на уроках английского языка в общеобразовательной школе. Воронеж, 1987. 174 с.

7. Тер-Минасова С.Г. Личность, язык, культура. Современные теории и методики обучения иностранным языкам: под общ. ред. Л.М. Федоровой, Т.И. Рязанцевой. М.: Экзамен, 2004. 320 с.

References

1. Military Psychology and Pedagogy:A Textbook for Higher Military Educational Institutions // Ed. A.M. Gerasimova, A.A. Derkach, P.P. Kramarenko, L.G. Laptev and others M.: M A named after F. E. Dzerzhinsky, 1996. 314 p.

2. Galskova N.D. Theory of teaching foreign languages: linguistics and methodology: textbook / N. D Galskova, N.I Gez // Moscow: Academy, 2004. 334 p.

3. Ivanova O.Y. The use of active methods in conditions of professionally-oriented teaching a foreign language in a non-linguistic higher institution. // Gaudeamus: Psychological and pedagogical journal. Tambov 2005. №1 (7). Pp. 87-94.

4. Ovsyannikiova O.N. Development of cadets' creativity at the lessons of foreign language "Knowledge. Understanding. Skill» The scientific journal of the Moscow Humanitarian University No. 1, 2013. Moscow, 2013 Pp. 209-213.

5. PassovE.I. The program-concept of communicative foreign language education M .: Prosveshchenie, 2000. 172 p.

6. Safonova V.V. Problem tasks at the lessons of English in a comprehensive school. Voronezh, 1987. 174 p.

7. Ter-Minasova S.G. Personality, language, culture. Modern theories and methods of teaching foreign languages: under the general edition L.M. Fedorova, T.I. Ryazantsevoy. M.: Exam, 2004. 320 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.