Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР КАК ПРОБЛЕМА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ'

РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР КАК ПРОБЛЕМА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
208
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / МЫШЛЕНИЕ / ВНИМАНИЕ / ПАМЯТЬ / ВООБРАЖЕНИЕ / COGNITIVE ABILITIES / MENTAL RETARDATION / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FEATURES OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN / THINKING / ATTENTION / MEMORY / IMAGINATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Антропова А.А.

В статье говорится об актуальной проблеме развития когнитивных навыков у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Перечисляются затруднения, которые испытывает ребенок. Было рассмотрено, на что должны быть направлены методы и приемы, чтобы скорректировать познавательную деятельность у младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Антропова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COGNITIVE ABILITIES IN CHILDREN OF YOUNG SCHOOL AGE WITH CRA AS A PROBLEM OF SCIENTIFIC RESEARCH

The article discusses the urgent problem of the development of cognitive skills in primary school children with mental retardation. The difficulties experienced by the child are listed. It was considered what methods and techniques should be aimed at in order to adjust cognitive activity in primary school students.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР КАК ПРОБЛЕМА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

УДК 376.42

Антропова А.А. студент магистратуры по направлению 44.04.03. специальное (дефектологическое) образование магистерская программа «Клиническая логопедия» Южный Федеральный университет

г. Ростов-на-Дону

РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР КАК ПРОБЛЕМА

НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация: в статье говорится об актуальной проблеме развития когнитивных навыков у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Перечисляются затруднения, которые испытывает ребенок. Было рассмотрено, на что должны быть направлены методы и приемы, чтобы скорректировать познавательную деятельность у младших школьников.

Ключевые слова: когнитивные способности, задержка психического развития, психолого-педагогические особенности младших школьников, мышление, внимание, память, воображение.

Antropova A.A.

Master's student in the direction of44.04.03. special (defectological) education master's program "Clinical Speech Therapy" Southern Federal University Rostov-on-Don

Abstract: the article discusses the urgent problem of the development of cognitive skills in primary school children with mental retardation. The difficulties experienced by the child are listed. It was considered what methods and techniques should be aimed at in order to adjust cognitive activity in primary school students.

Keywords: cognitive abilities, mental retardation, psychological and pedagogical features of primary school children, thinking, attention, memory, imagination.

С каждым годом все больше учеников начальных классов сталкиваются с проблемами обучения. Среди детей с различными особенностями 2 % имеют задержку психического развития.

Задержка психического развития (ЗПР)- отклонение он нормы психических функций (внимание, память, эмоционально-волевая сфера).

Когнитивные способности играют важную роль для приобретения знаний об окружающем мире.

«Когнитивный» - термин, широко распространенный в зарубежной психолого-педагогической литературе. Когнитивный - от латинского «Cogito» - «мыслю» - относится к познанию только на основе мышления. В отечественной науке изначально для определения данного понятия использовался термин «познавательный». Однако анализ исследований, проведенных авторами в последнее время в области изучения познавательной сферы человека, показал, что на современном этапе психологи и педагоги все шире и активнее используют термин «когнитивный» [1, с.365].

Когнитивные способности - это индивидуально-психологические особенности процессов внимания, ощущения, восприятия, памяти, воображения, мышления, отличающие одного человека от другого и проявляющиеся в успешности познания окружающего мира (В.Д. Шадриков, Е.Л. Солдатова). В данном случае «когнитивные способности» и «познавательные способности» определяются как синонимы[2, с.58].

Дети, у которых развитие соответствует возрасту, умеют контактировать с другими людьми, интересоваться, а также находить самостоятельно ответы на вопросы. У детей с ЗПР довольно низкая работоспособность психических процессов, что является результатом малой познавательной мотивации. У них нет способности ставить цель, планировать свои действий, они редко готовы решать задачи, так как у них плохо развита мыслительная деятельность.

Мышление — это познавательная деятельность человека. Оно является опосредованным и обобщённым способом отражения действительности. Результатом мышления является мысль (понятие, смысл, идея) [5].

Мышление - всегда искание и открытие существенно нового. Открываемое в процессе мышления новое является таковым по отношению лишь для данного человека [3].

Мышление состоит из следующих операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, абстракция. Благодаря этим компонентам мышления ребенок с ЗПР может проанализировать информацию, сделать вывод, находить общие признаки предметов и явлений, уметь их сравнивать.

В психологии выделяют 3 вида мышления:

• наглядно-действенное (человек проводит сравнение, осмысление в режиме реального времени, благодаря наглядности);

• наглядно-образное (анализ, сравнение, обобщение различных предметов и явлений);

• словесно-логическое (использование понятий, логический конструкций, с помощью которых человек сможет установить закономерность).

Экспериментальное изучение всех трех видов мышления с применением разных методик, включающих задания разной степени сложности, проведенное Т.В. Егоровой и другими исследователями (О.П. Монкявичене, К. Новакова, М.М. Мамедов) дает основания считать, что к концу младшего школьного возраста наиболее близким к уровню сформированности, соответствующему средней норме, оказывается наглядно-действенное мышление. С решением простых задач соответствующего типа младшие школьники с задержкой психического развития справляются так же успешно, как и их нормально развивающиеся сверстники, а более сложные задачи решают при условии оказания им одного-двух видов помощи (например, после дополнительной стимуляции и демонстрации детализированного образца). [4].

Чтобы помочь ребенку с ЗПР в обучении, необходимо выявить уровень когнитивных способностей. В этом могут помочь методики, направленные на выявление развития внимания, мышления, речи, восприятия, памяти, мелкой моторики. По результатам исследования нужно определить, какие задания помогут скорректировать познавательную сферу ребенка с ЗПР.

Методы и приемы должны быть направлены на развитие:

• концентрации, устойчивости, переключения внимания;

• запоминания, увеличение объема памяти;

• движение пальцев, кистей рук;

• повышения интереса к учебе;

• пространственных представлений;

• мотивации при положительных результатах;

• развивать самооценку;

• мыслительных, логических операций;

• звукопроизношения, речевой деятельности и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод, что когнитивные способности играют большую роль в усвоении ребенком знаний об окружающем мире. У детей с ЗПР низкая интеллектуальная потребность, так как у них достаточно слабо развиты познавательные функции, причинами могут быть как социальные, так и биологические факторы. Для устранения пробелов в знаниях у младших школьников с ЗПР необходимо на занятиях с учителем-психологом, учителем-логопедом, учителем начальных классов использовать такие методы, чтобы ребенок научился запоминать, размышлять, представлять, сравнивать, обобщать.

Использованные источники:: 1. Би, Х. Развитие ребенка. - 9-е изд., СПб: Питер, 2004. - 767 с.

2. Зеньковский, В.С. Психология детства/ В.С. Зеньковский. - М: Просвещение, 1996. -110 с.

3. Корнилов Ю.К. Общая психология. Мышление: метод.указания/Ю.К.Корнилов; Яросл.гос.ун-т им. П.Г.Демидова.-Ярославль: ЯрГУ, 2010. - 36с.

4. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. С718учеб. заведений / В. И.Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И.Солн-. цева и др.; Под ред. В.И.Лубовского. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. —464 с.

5. Чупахин И. Я., Бротский И. Н. Формальная логика / проф. И. Я. Чупахин, доц. И. Н. Бротский. - Ленинград: Ленинградский университет, 1977. - 357 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.