Научная статья на тему 'Развитие когнитивной компетентности учащихся на лабораторных работах по геометрии'

Развитие когнитивной компетентности учащихся на лабораторных работах по геометрии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
451
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОГНИТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ГЕОМЕТРИЯ / ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / COMPETENCE APPROACH / COGNITIVE COMPETENCE / GEOMETRY / LABORATORY WORK / THE LEARNING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вендур Фёдор Владимирович

Вданной статье отмечаются основные изменения в российском образовании и рассматривается компетентностный подход как важнейшее средство его модернизации. Среди ключевых компетентностей мы выделяем когнитивную компетентность. Для ее целенаправленного развития указаны соответствующие формы, методы, приемы и средства обучения, обосновывается, что одним из таких средств могут являться лабораторные работы по геометрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вендур Фёдор Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of cognitive competence in students on laboratory works on geometry

This article highlights the main changes in Russian education and competence approach is considered as important means of modernization. Among key competencies the author highlights the cognitive competence. For it's targeted development identifies the forms, methods, techniques and training facilities, it is proved that one of these funds may be laboratory work on geometry.

Текст научной работы на тему «Развитие когнитивной компетентности учащихся на лабораторных работах по геометрии»

УДК 371.3:513 Ф. В. ВЕНДУР

Омский государственный педагогический университет

РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТАХ ПО ГЕОМЕТРИИ________________________________________________

В данной статье отмечаются основные изменения в российском образовании и рассматривается компетентностный подход как важнейшее средство его модернизации Среди ключевых компетентностей мы выделяем когнитивную компетентность Для ее целенаправленного развития указаны соответствующие формы методы приемы и средства обучения обосновывается что одним из таких средств могут являться лабораторные работы по геометрии.

Ключевые слова компетентностный подход когнитивная компетентность геометрия, лабораторная работа процесс обучения.

На преобразования, происходящие в российской системе образования, оказывают влияние тенденции развития мирового образования. Укажем их: превращение знаний в основной источник стоимости информационного общества, развитие рыночных отношений в сфере образования; переход от формального образования к концепции развития и саморазвития личности; развитие концепции личностно ориентированного и гуманистического подхода к образованию; переход от обучения к универсальному образованию; информатизация и компьютеризация образования и др.

Принятая в 2003 году Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, анализирует экономические и общественные тенденции общемирового и российского развития, подчеркивает необходимость изменений в системе российского образования. Основные приоритетные направления таких изменений — обновление целей и содержания образования, методов и технологий обучения на основе современных достижений педагогической науки.

Основным средством обновления российского образования, как показывает практика, может служить компетентностный подход к проектированию его целей [1, с. 84]. Если Концепция 2003 года задала направление развития, то проект Современной модели образования, ориентированный на решение задач инновационного развития экономики, уже подводит некоторые итоги и констатирует результаты проделанной работы. Так, в частности, в проекте отмечается, что развитие общего образования предусматривает индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения, расширение сферы дополнительного образования. Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на развитие практических навыков, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты. Одним из главных средств решения поставленных образовательных задач является внедрение компетентност-ного подхода. Проект требует, чтобы к 2015 году все учебные программы и методы обучения были обновлены с использованием элементов компетент-ностного подхода [2].

Э. Ф. Зеер и Э. Э. Сыманюк [3] дают следующее определение компетентностного подхода — это приоритетная ориентация на цели — векторы образования: обучаемость, самоопределение (самодетерми-нация), самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности.

Как отмечает Е. О. Иванова [4], компетентност-ный подход предполагает соединение в единое целое образовательного процесса и его осмысления, в ходе которого и происходит становление личностной позиции учащегося, его отношения к предмету своей деятельности. Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования — это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально значимых ситуациях. В связи с этим в рамках ком-петентностного подхода доминирующим является представление не просто о «наращивании объема» знаний, а о приобретении разностороннего опыта деятельности.

В. А. Далингер [5] отмечает, что реализация компетентностного подхода требует создания новых учебных пособий, ориентированных на достижение не только предметных, но и метапредметных результатов (способы познавательной, практической, коммуникативной и ценностно-ориентированной деятельности).

Компетентностный подход характеризуется такими базовыми категориями как компетентность и компетенция. Одного определения понятия компетентность, которого бы придерживались все или большинство исследователей, пока еще нет ни в нашей стране, ни за рубежом. Как отмечает С. Н. Скар-бич [6], рассмотренные подходы к пониманию компетентности отличаются друг от друга и терминологически, и содержательно. В содержательном плане понятие компетентность трактуется авторами довольно разноречиво. В нее включают как максимально узкий, так и предельно широкий набор качеств, процессов, знаний, умений и навыков. При этом они могут быть либо операционально-техническими (знания, умения, навыки), либо глубинными личностными образованиями. Можно выделить существенные признаки, встречающиеся в большин-

І-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011

%

стве определений: знания, осведомленность; опыт в какой-либо области; подготовленность к определенному виду деятельности.

Анализируя точки зрения различных исследователей (С. Г. Воровщиков, И. А. Зимняя, Г. Г. Левитас,

С. Н. Рягин, А. Н. Хуторской, Дж. Равен и др.), под компетенциями мы будем понимать совокупность взаимосвязанных качеств личности (знания, умения, навыки, спосо-бы деятельности), необходимых для качественной продуктивной деятельности; компетентность определяется как обладание компетенциями.

А. В. Хуторским и В. В. Краевским [7, с. 137— 138] предлагается трехуровневая иерархия компетенций: 1) ключевые компетенции — относятся к общему (метапредметному) содержанию образования; 2) общепредметные компетенции — относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей; 3) предметные компетенции —

частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Перечень ключевых образовательных компетенций определяется ими на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

При всем многообразии и важности различных точек зрения на проблему классификации компетентностей, особый интерес представляет выделение и рассмотрение ключевых компетенций, как наиболее отвечающих идеям общего образования. Однако старая модель обучения, ориентированная на приемы и методы получения готовых знаний, непригодна для современного общества с его изменчивостью, высокими темпами развития и лавинообразным ростом информации различного вида. Поэтому вхождение человеческой цивилизации в информационное общество и общество знаний предъявляет качественно новые требования к системе образования.

Таким образом, целью образования становится не подготовка человека к будущей деятельности за счет накопления как можно большего объема готовых, систематизированных, изначально истинных (в силу авторитета науки) знаний, а развитие личности, овладение ею способами приобретения существующих и порождения новых знаний.

Именно поэтому на сегодняшний день особую важность имеют компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Проанализировав определения, которые исследователи (В. И. Байденко, С. Г. Воровщиков, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, А. В. Хуторской, и др.) дают компетенциям в сфере познавательной деятельности, можно выделить следующие общие элементы содержания когнитивной компетентности, отраженные большинством исследователей данного вопроса: готовность, способность к самостоятельной познавательной деятельности, развитию личности; готовность, умение решать познавательные задачи, проблемы, нестандартные ситуации; овладение методами, приемами и навыками познания; оперирование полученными знаниями; целеполагание, планирование, анализ, рефлексия и самооценка своей познавательной деятельности; умения и навыки находить источники

информации, анализировать полученную информацию и управлять ею; владение различными информационно-коммуникационными технологиями, работа с компьютером; способность к критическому мышлению.

Мы придерживаемся позиции тех исследователей, которые все данные компетенции объединяют в более широком понятии — когнитивная компетентность. Такой подход позволяет рассматривать данную проблему на более качественном уровне.

Анализируя различные источники, можно дать следующее общее определение когнитивной компетентности — это совокупность навыков, умений и способностей личности в сфере самостоятельной познавательной деятельности необходимая для оперирования информацией и знаниями, для решения проблемных задач в процессе учебной и других видах деятельности. Основными характеристиками когнитивной компетентности являются: когнитивное развитие личности, учебно-познавательная деятельность, мотивация, эмоционально-волевая саморегуляция, личное отношение.

Таким образом, учитывая современную ориентацию в образовании на компетентностный, личностно ориентированный и деятельностный подходы, достижения современной психологии, в том числе и когнитивной, мы можем определить структуру когнитивной компетентности (рис. 1).

Опираясь на исследования М. Е. Бершадского [8, 9], мы можем сделать вывод, что для целенаправленного развития когнитивной компетентности требуется выполнение следующих условий: изучение актуального уровня когнитивного развития учащихся; построение учебного процесса, направленного на развитие когнитивной компетентности; выбор форм, методов, средств и содержания обучения, соответствующих уровню развитости когнитивной компетентности у учащихся.

Изучение уровня когнитивного развития проводится с использованием различных методик (тестов Р. Амтхауэра, Р. Кеттела, Дж. Брунера и др.), позволяющих измерить характеристики когнитивной сферы учащихся. Далее, согласно полученным данным, осуществляется проектирование учебного процесса.

Воспользуемся предложенной М. Е. Бершадским [8], модульно-блочной структурой учебного процесса (рис. 2). Модуль представляет собой систему уроков, объединённых общей дидактической целью. Системообразующим фактором, на основе которого формируется модуль, является процедурная информация, лежащая в основе частного или общего метода научного познания. Модуль имеет блочную структуру и состоит из следующих трёх блоков уроков, в каждом из которых решается отдельная дидактическая задача: блок входного мониторинга; теоретический блок-изучение декларативной информации; процессуальный блок-изучение процедурной информации.

Для нас особый интерес представляет развитие когнитивной компетентности посредством форм обучения. Так как основной формой обучения на сегодняшний день остается урок, то необходимо наиболее полно использовать возможности урока для развития когнитивной компетентности учащихся. Наш опыт показывает, что уроки в форме лабораторных работ по геометрии в курсе основной школы могут являться эффективным средством для достижения вышеназванной цели.

Лабораторная работа — это практическое занятие, которое проводится как индивидуально, так и с

КОГНИТИВНЫЙ Содержит в себе психофизиологические характеристики когнитивной компетентности, а именно: когнитивные структуры, познавательные процессы и способности учащихся

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ В его основе лежат учебно-познавательная деятельность учащихся, операционно-технические умения и навыки, а также умения и навыки самостоятельного поиска и работы с информацией

ЛИЧНОСТНЫЙ Характеризуется такими его составляющими, как цели и мотивы учебно-познавательной деятельности, эмоциональная сфера учащихся, воля, ценностные ориентации

компоненты

Рис. 1. Компонентный состав когнитивной компетентности

Начало

процесса

О

Рис. 2. Модульно-блочная структура учебного процесса

подгруппой учеников; цель его — реализация следующих основных функций: овладение системой средств и методов экспериментально-практического исследования; развитие творческих исследовательских навыков учащихся; расширение возможностей использования теоретических знаний для решения практических задач.

Анализ методической литературы позволяет сформулировать основные общедидактические и специфические функции лабораторных работ по геометрии. К общедидактическим функциям относятся: обучающая, развивающая и воспитательная.

Обучающая функция лабораторной работы состоит в том, что при выполнении лабораторных работ учащиеся приобретают новые для себя научные знания, умения, навыки и способы деятельности; способствует систематизации, осознанности, прочности и действенности полученных знаний.

Развивающая функция лабораторных работ направлена на полноценное интеллектуальное развитие учащихся (формирование и развитие мышления, речи, внимания, памяти, воображения и т.д.).

Воспитательная функция лабораторных работ осуществляется через иллюстрацию прикладной направленности математических иллюстраций, связи обучения математики с жизнью, формировании научного мировоззрения, важности математики как науки; формирование ценностных ориентаций учащихся и положительного отношения к математике, мотивов учебной деятельности; формирование моральных качеств личности, черт характера и социально-приемлемых форм поведения.

Специфическими функциями лабораторных работ по геометрии могут быть: информационная, контролирующая, прикладная, моделирующая, исследовательская обобщающая и рефлексивная. Пере-

численные функции способствуют реализации различных задач обучения.

Говоря о типологии лабораторных работ по геометрии, отметим работу В. И. Тараник [10], которая проводит следующую классификацию: по дидактической цели, характеру учебной деятельности, по тематике и содержанию, по степени самостоятельности, по времени и условиям проведения, по уровням обучения, по способам и формам ее постановки и выполнения, по степени индивидуализации, по временному признаку, по месту проведения в курсе геометрии и по степени активности обучающихся в овладении содержанием.

Таким образом, для развития когнитивной компетентности учащихся в курсе геометрии основной школы необходимо: определить уровень развития когнитивной компетентности у учащихся; построить процесс обучения геометрии с использованием модульно-блочной технологии; структурировать содержание обучения геометрии, выделив в нем декларативную (теоретическую) и процедурную (практическую) информацию и определить последовательность изучения этих видов информации; лабораторные работы должны стать одной из основных форм обучения.

При изучении геометрии большое значение имеет уровень развитости у учащихся пространственного и образного мышления. Так как два этих вида мышления основаны на познавательных процессах, то они будут служить компонентами когнитивной компетентности. Поэтому, учитывая важность этих видов мыслительной деятельности, при определении уровня развития когнитивной компетентности у учащихся, на них следует обратить особое внимание.

Использование модульно-блочной технологии при обучении геометрии позволяет активизировать

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011

самостоятельную работу учащихся на протяжении всего периода обучения. Данная технология обеспечивает процессы дифференциации, индивидуализации, саморегуляции обучения.

Выделение декларативной и процедурной информации в геометрии не представляется затруднительным. Так, в частности, к декларативной информации относятся аксиомы, понятия, определения, теоремы, леммы, следствия, признаки. К процедурной информации будут относиться: доказательства теорем и следствий; методы решения задач с использованием изученных формул, теорем, следствий; построение геометрических чертежей.

Значение лабораторных работ для развития когнитивной компетентности объясняется тем, что они наиболее широко и глубоко охватывают практическую сторону школьной математики, позволяют учащимся самостоятельно открывать известные научные факты в интересной, увлекательной форме, развивают конструктивные, экспериментальные, исследовательские, коммуникативные умения учащихся, творческий подход. Кроме всего прочего, этот тип урока имеет несколько важных достоинств, позволяющих ему стать необходимым элементом в системе уроков изучения процессуальной информации: практическое применение теоретических знаний; развитие экспериментальных умений; развитие самостоятельности учащихся; возможность деления учащихся на группы; возможность ранжировать учебный материал; использование дополнительных средств обучения (мультимедийные средства, программные средства, измерительные приборы и др.).

Уроки блока процессуальной информации предназначены для усвоения общих и частных методов, способов и приемов познания в изучаемой предметной области. Таким образом, лабораторные работы, гармонично вписываются в предлагаемую модель и могут быть использованы, как одна их основных форм развития когнитивной компетентности у учащихся в курсе геометрии.

Библиографический список

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002, № 393.

2. Проект современной модели образования, ориентированной на решение задач инновационного развития экономики [Электронный ресурс]. — URL: http:mon.gov.ru/files/materials/ 4674/avgust08.doc (дата обращения: 14.11.2010).

3. Зеер, Э. Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк // Высшее образование в России. — 2005. — № 4. — С. 23 — 30.

4. Иванова, Е. О. Компетентностный подход в соотношении со знаниево-ориентированным и культурологическим / Е. О. Иванова // Интернет-журнал «Эйдос». — 2007. — 30 сентября [Электронный ресурс]. — URL: http ://www.eidos .ru/journal/ 2007/0930-23.htm. (дата обращения: 08.04.2010).

5. Далингер, В. А. Компетентностный подход и качество образования в школе : Проблемы качества образования, : матер. Межд. науч. конф. Турция (Анталья), 16 — 23 августа 2008 года / В. А. Далингер // Современные наукоемкие технологии. — М. : Изд-во «Академия Естествознания»— 2008. — № 7. - С. 38-45.

6. Скарбич, С. Н. Формирование исследовательских компетенций учащихся в процессе обучения решению планиметрических задач в условиях личностно ориентированного подхода : дис. ... канд. пед. наук / С. Н. Скарбич ; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск, 2006. - 252 с.

7. Краевский, В. В. Основы обучения. Дидактика и методика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Кра-евский, А. В. Хуторской. — М. : Издательский центр «Академия», 2007. — 352 с.

8. Бершадский, М. Е. Когнитивная образовательная технология: построение когнитивной модели учащегося и её использование для проектирования учебного процесса / М. Е. Бершадский // Школьные технологии. — 2005. — № 5. — C. 73 — 83.

9. Бершадский, М. Е. Структура когнитивной образовательной технологии / М. Е. Бершадский // Школьные технологии. — 2005. — № 6. — C.78 — 86.

10. Тараник, В. И. Практические работы по геометрии как средство развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся : дис. ... канд. пед. наук / В. И. Тараник. — Волгоград, 2006. — 252 с.

ВЕНДУР Фёдор Владимирович, аспирант кафедры теории и методики обучения математике.

Адрес для переписки: e-mail: foxvfv@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 23.12.2010 г.

© Ф. В. Вендур

Книжная полка

Смирнова, М. Г. Методика раннего развития Бенджамина Спока / М. Г. Смирнова. — М. : Эксмо, 2009. - 224 с. - ISBN 978-5-699-34375-1.

Бенджамин Спок — культовая фигура в мировой педагогике. Его книги, написанные не один десяток лет назад, до сих пор популярны и любимы многими родителями. Конечно, отдельные рекомендации знаменитого врача-педиатра и воспитателя сегодня могут показаться спорными, да и технический прогресс значительно упростил некоторые моменты ухода за ребенком. Но основные идеи Спока — об отношении к малышу как личности, уважении его интересов, воспитании в атмосфере любви и терпения — не теряют актуальности. В этой книге представлены лучшие советы Бенджамина Спока по воспитанию ребенка. Те, что выдержали проверку временем и помогли не одному поколению родителей. Самые эффективные рекомендации, сопровождаемые интересными комментариями специалистов и родителей, применяющих методику, делают книгу не только полезной, но и увлекательной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.