Научная статья на тему 'Об опыте преподавания курса "Инженерная графика" студентам технического университета на основе принципов когнитивной технологии'

Об опыте преподавания курса "Инженерная графика" студентам технического университета на основе принципов когнитивной технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС / КОГНИТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лунина И. Н., Покровская М. В.

Изложены результаты применения принципов когнитивной технологии в курсе «Инженерная графика» при разработке дидактических материалов, структуры учебного процесса, организации контроля знаний и умений с целью формирования индивидуальных траекторий обучения, что обеспечило повышение содержательной и информационной доступности изучаемого материала для студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана. Уделено внимание важной проблеме образованию студентов-инвалидов по слуху, для которых был разработан образовательно-реабилитационный комплекс (ОРК) по инженерной графике с использованием информационно-коммуникационных технологий. Повышение познавательной самостоятельности студентов, достигаемое благодаря применению когнитивной технологии образования, способствует более эффективному обучению в Университете, а также профессиональной, социальной и личностной адаптации выпускников в их дальнейшей деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лунина И. Н., Покровская М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об опыте преподавания курса "Инженерная графика" студентам технического университета на основе принципов когнитивной технологии»

НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ МГТУ ИМ. И. Э. БАУМАНА

НАУКА и ОБРАЗОВАНИЕ

Эл № ФС77 - 48211. ISSN 1994-0408

приложение

Об опыте преподавания курса "Инженерная графика" студентам технического университета на основе принципов когнитивной технологии

# 12, декабрь 2014

1 * 1 Лунина И. Н. ' , Покровская М. В.

УДК: 744.4

1Россия, МГТУ им. Баумана ' Lunina.lin-^y ajidex.ru

Конструирование модели образования XXI века делает акцент на новом качестве высшего образования, подразумевая, что вектор инноваций направлен на личностно-ориентированное обучение, на переход от традиционного репродуктивного обучения к творческому, на совершенствование педагогических технологий.

Образование как процесс передачи знаний, умений, навыков, социально-культурного опыта появилось на заре цивилизации, когда начали накапливаться сами знания, умения и системы ценностей. Это была традиция культуры образца, непосредственной передачи объективного знания от отца к сыну, от мастера-учителя к ученику. И, вероятно, не случайно корнем слова образование является "образ", так как изначально передача знаний шла через модель объекта, в том числе и через графическую модель, поскольку язык графики является одним из древнейших и наиболее универсальных языков человеческой коммуникации [1].

Школы античности, в которых знания передавались большому числу учеников, придали образованию характер специализированной деятельности, ввели традиции культуры слова с доминирующей ролью Учителя как носителя знаний.

Появление книгопечатания в Европе в 40-х годах XV века обусловило переход к новому этапу - книжной культуре. Книжное образование постепенно вытесняло традиционную форму личного контакта, положив начало массовому образованию. При этом возникали ростки новой науки - дидактики, формировался новый облик учителя, переводившего научные истины в доступную для обучения форму учебников.

Возникновение и стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий, позволяющих запоминать, хранить, передавать, преобразовывать информацию, приводит к созданию новой образовательной парадигмы XXI века - информационной

культуре. При этом неограниченно возрастает возможность познавательной самостоятельности учащихся, изменяется и роль учителя. Он становится для обучаемых не только носителем предметных знаний, но "лоцманом" в море информации, помогающим отобрать нужную информацию, логически осмыслить ее и эффективно использовать в профессиональной деятельности, что отвечает компетентностным принципам современного образования.

Инженерная графика - одна из базовых учебных дисциплин фундаментального инженерного образования. Язык графики, требующий незначительного объема вербального сопровождения, имеет большое значение для будущих выпускников Университета, и особенно для студентов с ограниченными возможностями здоровья по слуху в профессиональном, социальном (для коммуникации и понимания) и в личностном плане (для развития творческого мышления, повышения конкурентоспособности на рынке интеллектуального труда), а также при освоении других учебных дисциплин.

Общими трудностями всех первокурсников при освоении инженерной графики являются: стремительно расширяющийся объем знаниевого поля, тенденция к постоянному сокращению учебного времени на предметные дисциплины, снижение уровня учебной готовности студентов (в том числе, и геометро-графической), отсутствие навыков работы с учебной и справочной литературой, клиповое мышление [2].

Опыт работы показал, что наиболее эффективным путем для понимания и усвоения студентами содержания курса "Инженерная графика" является опора на принципы когнитивной технологии обучения, формирующей информативную компетентность обучающихся [3]. Когнитивные технологии обучения (КТО) предусматривают использование приемов и способов, направленных на эффективное понимание учащимися содержания дисциплины, логическую переработку учебной информации, развитие речемыслительной деятельности и креативных способностей студентов для профессиональной и социальной адаптации.

В результате многолетней работы в МГТУ им. Н.Э. Баумана авторами был создан и внедрен в учебный процесс образовательно-реабилитационный комплекс (ОРК) по инженерной графике для студентов с ограниченными возможностями здоровья по слуху. Специфика предметного содержания дисциплины "Инженерная графика" предоставляет широкие возможности для применения приемов КТО.

В данной статье остановимся на основных особенностях когнитивной технологии, на которые мы опирались при разработке и внедрении ОРК в учебный процесс:

- специальная структура организации занятий;

- формы представления новой учебной информации (декларативная информация);

- реализация деятельностной составляющей учебного процесса (процедурная информация);

- формы организации контроля с целью личностно-ориентированной коррекции приобретаемых знаний и навыков;

- организация научно-практической деятельности студентов.

Когнитивная технология обучения предусматривает модульную структуру занятий, где модуль представляет совокупность различных видов учебных занятий, объединенных общей учебной тематикой [4], и имеет блочную структуру, включающую: входной контроль, изучение новой информации, закрепление ее на практикумах и в домашних заданиях, текущий контроль (мониторинг), коррекцию и результирующий контроль, что позволяет обеспечить специальные индивидуальные образовательные потребности студентов.

Входной контроль проводится с целью диагностики исходного состояния студентов, что дает возможность определить уровень их учебной готовности: уровень геометро-графической подготовки, уровень когнитивной готовности (вербального и пространственного интеллекта) и степень выживаемости знаний. Этот контроль проводится по специализированным учебным картам, содержащим графические и вербальные задания.

Когнитивный аспект ОРК в декларативном информационном блоке четко проявлен в приемах, направленных на повышение содержательной доступности дисциплины:

- систематизация информации, как при изложении теоретического материала, так и в специальных учебных заданиях (сведение информации в таблицы, граф-схемы, устанавливающие причинно-следственные связи);

- алгоритмизация, представляющая систему последовательных действий и операций в виде цепочки умозаключений и дающей возможность когнитивной самостоятельности при применении общих подходов к решению частных задач;

- преобразование информации, что дает возможность перекодировки технических текстов (вербальных / графических / символьных) [5]. Например, теорему начертательной геометрии о проецировании параллельных прямых можно представить в следующих вариантах:

- вербальная запись теоремы:

если в пространстве прямая а параллельна прямой Ь, то на чертеже горизонтальная проекция а' параллельна горизонтальной проекции Ь', а фронтальная проекция а" параллельна фронтальной проекции Ь'';

- графическое представление теоремы:

X

символьная запись теоремы:

а || Ь ^ а' || Ь' л а'' || Ь''

Одной из отличительных особенностей ОРК, отвечающей мировым тенденциям образования, является использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на всех этапах процесса обучения [6]. Современные ИКТ позволили организовать эффективный учебный процесс по методике, применяемой в МГТУ им. Н.Э. Баумана, при этом авторский коллектив получил диплом победителей в открытом конкурсе «Истории успеха», организованном для преподавателей, использующих в учебном процессе продукты фирмы Autodesk.

При изложении содержания учебного материала применяется оригинальная авторская методика, суть которой состоит в использовании раздаточного материала (рабочих тетрадей), в которых дана канва (вербальная и графическая) с "карманами" для заполнения их студентами по мере объяснения и понимания теоретического материала. Возможности графической системы AutoCAD позволяют вести работу "в слоях", обеспечивая динамику последовательности записи вербальных и символьных высказываний и графических построений с помощью современного мультимедийного оборудования. По мере изложения учебного материала его электронная версия предоставляется студентам для самостоятельной поэтапной проработки с целью обеспечения понимания, сохранения в долговременной семантической памяти и в соответствии с индивидуальными возможностями усвоения информации.

Блок процедурной информации предназначен для претворения полученных теоретических знаний в умения и навыки, направлен на развитие пространственного и вербального интеллекта, на формирование информационной компетентности, при этом приемы когнитивной технологии помогают в усвоении входящей информации каждым студентом.

Развитие пространственного интеллекта - одна из основных задач дисциплины "Инженерная графика" с целью формирования проектного творческого мышления, реализуется на базе работы с материальными и виртуальными геометрическими моделями, созданными, в том числе, и силами самих студентов в рамках студенческой научно-технической работы. Навыки проектной работы приобретаются при создании графической и текстовой технической документации как в ручном режиме (эскизы и технические рисунки), так и с помощью графических систем. При этом тренировка тонкой моторики при выполнении графических работ способствует лучшему запоминанию учебного материала и развитию речемыслительной деятельности.

Развитие вербального интеллекта осуществляется на базе формирования понятийного аппарата в предметной области при работе с научно-технической литературой, справочными материалами ЕСКД, когда отрабатываются навыки поисковой работы и устанавливаются логические связи между порциями информации, полученной из разных источников, что отвечает требованиям обеспечения информационной доступности.

Информационная компетентность в области инженерной графики подразумевает сформированность:

- поисковых умений (поиск и отбор предметной информации в учебной и научно-технической литературе, в технических справочниках, в Интернете);

- умения читать и разрабатывать графическую и текстовую конструкторскую документацию;

- умения осуществлять краткую структурированную запись изучаемого материала;

- умения пользоваться современными техническими и программными средствами;

- умение представлять результаты выполненных работ.

Процедурный блок реализуется на практических занятиях, лабораторных работах и при выполнении домашних заданий. При этом используются различные средства визуализации информации: раздаточный материал в виде рабочих тетрадей (печатный и электронный варианты), физические и виртуальные модели, демонстрационные видеоматериалы и др.

Текущий контроль, проводимый с помощью системы тестов, охватывающих всю предметную область, позволяет осуществлять диагностику усвоения содержания и переработки изложенной учебной информации для последующей коррекции приемов ее понимания и сохранения в долговременной семантической памяти.

Коррекция усвоения учебного материала проводится с помощью специально разработанных учебных карт различного уровня сложности с целью создания условий для обучения в соответствии с индивидуальными образовательными траекториями.

Результирующий контроль направлен на выявление, с одной стороны (для студентов), соответствия полученных знаний и умений требуемым компетенциям, а с другой (для преподавателей) - необходимости внесения корректив в дидактические материалы.

Научно-практическая деятельность студентов базируется на приобретенных знаниях и умениях и реализуется в виде участия в ежегодных научных студенческих конференциях. Работа по подготовке докладов и выступлений дает студентам дополнительные навыки методики сбора, анализа и структурирования информации по заданной проблеме, умение использовать возможности информационно-коммуникационных технологий при формирования презентаций, опыт публичных выступлений. Это оказывает огромное положительное влияние на формирование профессиональных и общекультурных компетенций данного контингента студентов. Так, за прошедшие 20 лет со времени основания ГУИМЦ - Головного учебно-исследовательского и методического центра профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов по слуху) [6] более 100 плохослышащих студентов приняли участие в научно-практической работе, подготовив доклады и выступления на ежегодных студенческих конференциях.

Одной из важнейших задач когнитивной технологии обучения студентов в вузе является профессиональное ориентирование, которое, например, для плохослышащих студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана, осуществляется различными путями, в том числе, на материале специально подготовленных демонстрационных лекций об истории графики в контексте мировой культуры, презентаций, демонстрирующих межпредметные связи при решении задач из различных областей науки и техники с помощью аппарата начертательной геометрии и инженерной графики.

Выводы

В результате многолетней работы со студентами ГУИМЦ МГТУ им. Н.Э. Баумана был разработан образовательно-реабилитационный комплекс (ОРК) по инженерной графике, основанный на принципах когнитивной технологии образования.

Внедрение ОРК в учебный процесс обеспечило повышение содержательной и информационной доступности дисциплины.

Применение принципов когнитивной технологии на всех этапах учебного процесса способствовало развитию познавательной самостоятельности студентов и их креативных способностей, что нашло отражение в их учебной и научно-практической работе.

Список литературы

1. Покровская М. В. Инженерная графика: панорамный взгляд (научно-педагогическое исследование). - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. 138 с.

2. Лунина И.Н., Покровская М.В., Резчикова Е.В. Об опыте интеграции педагогических технологий в техническом университете. // Высшее образование в России. №2 / 2013. С. 90-95.

3. Лунина И.Н., Покровская М.В. Применение когнитивной технологии в курсе "Инженерная графика" при интегрированном обучении плохослышащих студентов в техническом университете // Международная научно-практическая конференция "Тенденции формирования науки нового времени": сб. статей в 4 ч. Ч.2. Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. С. 140-143.

4. Бершадский М.Е. Когнитивная технология обучения: теория и практика применения / Серия: Библиотека журнала "Директор школы", Директор+, Эксперт, Издатель: Издательская фирма "Сентябрь", Москва, 2011. 256с.

5. Покровская М.В. Анализ языка графики с позиций лингвистики // Международная научно-практическая конференция "Актуальные вопросы развития науки ": сб. статей в 6 ч. Ч.3. Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. С. 164-167.

6. Лунина И.Н., Покровская М.В., Станевский А.Г. Об опыте преподавания инженерной графики студентам-инвалидам по слуху в образовательно-реабилитационной среде университета // Известия высших учебных заведений. Машиностроение. 2012. Специальный выпуск "Фундаментальные проблемы создания и поддержки высокотехнологичных производств". С.100-103.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.