Научная статья на тему 'Межпредметные связи как средство формирования профессионально значимых компетентностей студентов'

Межпредметные связи как средство формирования профессионально значимых компетентностей студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1137
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ / PROFESSIONALLY SIGNIFICANT COMPETENCIES / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / INTERDISCIPLINARY LINKS / АКТУАЛИЗАЦИЯ / ACTUALIZATION / СПОСОБЫ АКТУАЛИЗАЦИИ / WAYS OF ACTUALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зырянова И.М.

Cтандарты профессионального образования нового поколения ориентированы на формирование системы компетенций, обусловливающих успешность и результативность будущей профессиональной деятельности. Oвладение профессионально значимыми компетенциями осуществляется в ходе образовательного процесса. B качестве средства, способствующего формированию компетентностей, предлагаются межпредметные связи (МПC) на уровне знаний и видов деятельности. Рассматриваются способы актуализации МПC в образовательном процессе на всех этапах профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERDISCIPLINARY LINKS AS A WAY OF DEVELOPING STUDENTS PROFESSIONALLY SIGNIFICANT COMPETENCIES

The new generation of The Standards of Professional Education is oriented on developing a system of competencies which should allow success and productivity of future professional work. Mastering of the professionally significant competencies is achieved in the educational process. As a means contributing to developing the competencies, the author proposes interdisciplinary links on the level of knowledge and types of activities. The article also examines ways of actualizing the interdisciplinary links on all the stages of vocational education.

Текст научной работы на тему «Межпредметные связи как средство формирования профессионально значимых компетентностей студентов»

- личный опыт студентов как источник тем для обсуждения;

- наличие в изучаемых текстах проблем для философского обсуждения и осмысления;

- самостоятельная поисково-познавательная деятельность студентов, как способ развития их личностных и языковых навыков;

- организация творческого интерактивного взаимодействия: студент-студент, студент-преподаватель, преподаватель - группа студентов, группа студентов - группа студентов;

- создание обстановки живого обмена мнениями, свободной дискуссии.

Личностно ориентированные задания содействовали развитию:

- лингвистической компетенции: знание языковых единиц, разговорных формул и норм; умения и навыки -отбор адекватных языковых средств, умение конструировать грамматически и синтаксически правильные формы, распознавать трансформации; личностные качества -аналитический склад ума, стремление к выявлению алгоритма, внимательность, владение логикой;

- личностно-деловой компетенции: знания в области профессиональных и сопряженных дисциплин; умения и навыки - обогащение опыта и логические рассуждения в поиске алгоритма, прогнозирование содержания, творческий подход к решению задач; личностные качества - гибкость, рефлексия, творческость, эрудированность.

Таким образом, в своей работе по формированию культуры иноязычного делового общения мы постарались использо-

вать опыт обучения иностранным языкам последних лет, когда на основе педагогики, физиологии, психотерапии, психологии и дидактики были выработаны новые подходы к личности обучаемого, к процессу обучения, к понятию коммуникации: создание атмосферы «погружения», снятие страха перед ошибками, активизация возможностей личности и коллектива.

Некоторые аспекты выделенных нами методов и технологий пересекаются, однако все вышеописанные методы и технологии нашли успешное применение в контексте данного исследования, когда для реализации компетентност-ной модели формирования культуры иноязычного делового общения нами были адаптированы к использованию:

1) метод проблемного обучения;

2) метод анализа конкретных ситуаций - "case-study";

3) личностно ориентированные задания.

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998.

2. Capua de A., Wintergerst A.C. Crossing Cultures in the Language Classroom. - Chicago: The University of Michigan Press, 2004.

3. Фокс К. Наблюдая за англичанами. Скрытые правила поведения / Пер. с англ. - М.: РИПОЛ классик, 2008.

4. Персикова Т. Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура. - М.: Логос, 2007.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ

INTERDISCIPLINARY LINKS AS A WAY OF DEVELOPING STUDENTS' PROFESSIONALLY SIGNIFICANT COMPETENCIES

И. М. Зырянова

Стандарты профессионального образования нового поколения ориентированы на формирование системы компетенций, обусловливающих успешность и результативность будущей профессиональной деятельности. Овладение профессионально значимыми компетенциями осуществляется в ходе образовательного процесса. В качестве средства, способствующего формированию компетентностей, предлагаются межпредметные связи (МПС) на уровне знаний и видов деятельности. Рассматриваются способы актуализации МПС в образовательном процессе на всех этапах профессиональной подготовки.

Ключевые слова: профессионально значимые компетентности, межпредметные связи, актуализация, способы актуализации.

I. M. Zyrianova

The new generation of The Standards of Professional Education is oriented on developing a system of competencies which should allow success and productivity of future professional work. Mastering of the professionally significant competencies is achieved in the educational process. As a means contributing to developing the competencies, the author proposes interdisciplinary links on the level of knowledge and types of activities. The article also examines ways of actualizing the interdisciplinary links on all the stages of vocational education.

Keywords: professionally significant competencies, interdisciplinary links, actualization, ways of actualization.

В соответствии с новыми требованиями к качеству профессионального образования современного специалиста возрастает роль методов и технологий обучения, которые формируют практические умения; способствуют активизации самостоятельной работы и самообучения студентов. Стандарты профессионального образования нового поколения [1; 2] ориентированы на формирование системы общекультурных, общепрофессиональных и профессионально специализированных компетенций, определяющих подготовленность студентов инженерных специальностей к будущей профессиональной деятельности.

Качество профессионального образования как результат образовательной деятельности определяется качеством профессионально значимых компетенций. Критериями качества компетенций являются [3]:

1. Состав компетенций, отражающих развитые в образовательном процессе способности, готовности (к видам деятельности, ролям, полномочиям, психологическим нагрузкам), ценности.

2. Соответствие системы полученных знаний структуре компетенций.

3. Комплекс навыков и умений, необходимых для реализации компетенций.

4. Потенциал компетентностного саморазвития личности (приобретение новых компетенций в ходе непрерывного образования).

Компетентность - это интегрированная характеристика качеств личности как результат образовательного процесса. Управление качеством компетенций происходит через разработку образовательных программ по модулям учебных дисциплин, разработку технологий, позволяющих отслеживать и корректировать личностные характеристики студентов в соответствии с индивидуальной образовательной траекторией. Овладение профессионально значимыми компетенциями осуществляется в ходе образовательного процесса на всех этапах профессиональной подготовки. Проявление компетентности оценивается на основе системы сформированных умений и поведенческих реакций, которые проявляются в учебной и учебно-профессиональной деятельности при решении различного рода задач. Такие задачи могут иметь разноуровневый характер, в соответствии с индивидуальной образовательной траекторией на определенном этапе профессиональной подготовки, что предполагает определенный уровень компетентности. Следовательно, необходимо некое интегрированное средство, обеспечивающее формирование требуемого уровня компетентности выпускника вуза на всех этапах профессиональной подготовки для успешной и результативной будущей профессиональной деятельности.

Современный инженер использует постоянно модернизируемое многофункциональное оборудование, внедряет новые технические разработки, применяет новые информационные технологии. Поэтому профессиональная деятельность инженера предполагает, например, его спо-

собность к ориентации в условиях быстро меняющейся инновационной среды, к решению нестандартных профессиональных задач в условиях неопределенности. Высокая эффективность такой деятельности может быть достигнута только при постоянной готовности и стремлении ее участников к непрерывному образованию, обновлению знаний и умений и повышению качества своих действий.

Однако в настоящее время подготовленность выпускников к работе в описанных выше условиях является недостаточной, молодые специалисты не умеют в должной мере применять знания, полученные в процессе обучения. Другими словами, выявляется проблема несоответствия уровня подготовленности выпускников уровню требований, предъявляемых к их профессиональной деятельности. По мнению Н. К. Чапаева [4], в основе данной проблемы лежит противоречие между интегративно-целостной природой человека как объекта воспитания и частично суммативны-ми средствами его развития, становления и формирования, практикуемыми в современной средней и высшей школе. Возникает необходимость совершенствования профессиональной подготовки в вузе в направлении приобретения студентами системы устойчивых интегрированных знаний, умений и навыков, формирования профессионально важных качеств, интеллектуального воспитания студентов, формирования их информационной культуры, готовности использовать полученные знания и умения в будущей производственной деятельности [5].

Профессиональная деятельность требует интеграции знаний, умений, освоенных при изучении разных учебных дисциплин, однако сложившаяся практика предметного преподавания не позволяет осуществить целостную подготовку специалиста и представить образовательный процесс как единую систему, интегрирующую обучение, развитие и воспитание личности. В аналитическом докладе «Высшее образование в России» [6] отмечается, что назрела острейшая необходимость пересмотра учебных программ в сторону поступательного сокращения узкопредметного членения корпуса знаний при расширении междисциплинарных, проблемно-ориентированных учебных курсов. В особенности это относится к первым двум годам обучения, когда независимо от дальнейшей специализации студент должен выработать основы мировоззрения, овладеть культурой мышления.

По мнению М. А. Холодной [7], интеллектуальное воспитание заключается не только в формировании системы знаний, умений и навыков или развитии теоретического мышления, но и в обогащении индивидуального опыта. Следовательно, наряду с задачей формирования системы знаний и умений выделяется задача формирования интеллектуальной компетентности, под которой понимают особый тип организации знаний, обеспечивающий возможность принятия эффективных решений в определенной предметной (межпредметной) области деятельности, системный стиль мышления1.

Системный стиль мышления отвечает следующим требованиям: разнообразие; гибкость; быстрота актуали-

1 Стиль мышления - индивидуально-своеобразный способ мыслительной деятельности, по М. А. Холодной [7].

зации в данный момент в нужной ситуации; возможность применения в широком спектре ситуаций; выделенность ключевых элементов; категориальный характер; владение не только теоретическим, но и процедурным знанием; наличие знания о собственном знании. Такие знания могут быть сформированы при актуализации межпредметных связей (МПС) между различными дисциплинами [5, 8-10]. А. И. Мищенко [11] отмечает, что при проектировании образовательного процесса основное внимание следует обращать на фундаментальные понятия, законы и теории, стремиться к установлению межпредметных и межцикловых связей (МЦС), а при формировании практической готовности студентов нужно делать ставку на развитие интегральных умений, имеющих широкий спектр применения в будущей профессиональной деятельности.

Межпредметные связи - это связи между компонентами учебного процесса, которые: а) обусловлены реальными взаимосвязями между изучаемыми областями действительности и необходимостью отражения этих взаимосвязей в сознании обучаемых; б) заключаются во взаимной согласованности смежных компонентов содержания образования и выражаются в программах и учебниках; в) их реализация способствует формированию и развитию научного мировоззрения, целостного представления об окружающей действительности, качеств личности, инвариантных воспитательным задачам отдельных предметов [12]. Понимание МПС - один из важных факторов, приводящих к целостности восприятия научной картины мира, формированию системности мышления, позволяющих студентам осмыслить и усвоить постепенно логически наращиваемый каркас знаний, укрепляющий и фиксирующий связи между предметами [13]. Таким образом, актуализация МПС в процессе обучения будет способствовать формированию системы знаний, умений и навыков, качеств личности, необходимых будущему специалисту для комплексной профессиональной деятельности.

Под актуализацией МПС понимается целенаправленное систематическое выявление и использование МПС в течение всего образовательного цикла при изучении различных дисциплин, обеспечивающее системность и преемственность знаний и умений, формирование готовности студентов к применению полученных знаний и умений для решения различных задач.

Готовность к профессиональной деятельности определяется уровнем компетентности, сформированной в результате профессиональной подготовки на основе государственных образовательных стандартов. Таким образом, цель актуализации МПС - выведение студентов на уровень профессиональной компетентности с помощью межпредметных связей. В этом случае МПС становятся средством, соединяющим компетенцию, заданную ФГОС, с результатом (компетентностью), который достигается через овладение содержанием профессионального образования.

Основываясь на работах известных авторов (Н. Ф. Бо-рисенко, А. И. Гурьева, В. А. Далингера, В. С. Елагиной, И. Д. Зверева, Л. Я. Зориной, Д. М. Кирюшкина, К. П. Королевой, В. М. Монахова, И. Б. Николаевой, М.Н. Скаткина, Н. Н. Тульки-баевой, А. В. Усовой, В. Н. Федоровой и др.), мы предлагаем

следующие способы актуализации МПС в образовательном процессе, использование которых, на наш взгляд, будет способствовать формированию профессионально значимых компетентностей студентов (см. таблицу).

Профессиональное образование студентов инженерных вузов может успешно протекать при соблюдении принципов системности, систематичности и преемственности между отдельными этапами профессиональной подготовки за счет актуализации МПС и МЦС на уровне знаний и видов деятельности [8; 14]. Профессиональная подготовка состоит из нескольких этапов: начального, основного и заключительного, каждый из которых имеет свои особенности. На первом, начальном этапе профессиональной подготовки важно сформировать у студентов умение учиться, которое можно определить как овладение способами учебно-познавательной деятельности в процессе усвоения знаний, умений и навыков [15]. Данный этап можно считать периодом формирования интегрированных умений, поскольку они являются общими для целого ряда учебных дисциплин и на их основе формируются и развиваются общекультурные и общепрофессиональные компетентности. В частности, выпускник по специальности «Подвижной состав железных дорог» с квалификацией «специалист по подвижному составу» должен обладать, например, следующими компетенциями [1; 2]:

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

- способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, создавать тексты профессионального назначения;

- способен находить организационно-управленческие решения в стандартных ситуациях и готов нести за них ответственность; владеет элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, простейшими приемами психической саморегуляции;

- способен применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;

- способен использовать знания о современной физической картине мира и эволюции Вселенной, пространственно-временных закономерностях, строении вещества для понимания окружающего мира и явлений природы;

- способен приобретать новые математические и естественнонаучные знания, используя современные информационные технологии.

Формирование выделенных компетенций призваны обеспечить дисциплины математического и естественнонаучного цикла [16]. Объединение таких дисциплин как математика, физика и химия в единый блок уже предполагает интегрированность содержания образования за счет МПС на уровне знаний и видов деятельности. Знания, получаемые при изучении разных предметов, взаимосвязаны и взаимозависимы, поэтому согласование терминов, обозначений, введение единой системы измерений, «сквозное» изучение характеристик объектов спо-

О!

Таблица

Способы актуализации МПС

МПС

Содержательно-информационные

Хронологические и хронометрические

Деятельностные

Цель осуществления МПС

Получение знаний о современной физической картине мира и эволюции Вселенной, пространственно-временных закономерностях, строении вещества для понимания окружающего мира и явлений природы; демонстрация диалектической взаимосвязи между предметами и явлениями материального мира, общности методов исследования

Координация дисциплин по вертикали и горизонтали, целенаправленное и систематическое использование МПС, обеспечивающее системность и преемственность знаний и умений при изучении различных учебных дисциплин

Стимулирование познавательной активности учащихся, формирование и развитие ЗУН, необходимых при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин, развитие умений переноса и обобщения знаний; повышение уровня осознанности ВПС и МПС, формирование у студентов представлений о практической значимости межпредметных знаний, о необходимости совершенствования умений работы с компьютером, лабораторным оборудованием, формирование умений теоретического и экспериментального исследования, владения методами математического анализа и моделирования, формирование операционных, тактических и стратегических умений

Способы достижения цели

При формировании новых знаний, демонстрации взаимосвязи понятий; обобщение и систематизация во время лекций, семинаров; постановка проблемных вопросов профессиональной направленности (лекции, семинары, олимпиады, производственная практика, самостоятельная работа, квалификационные работы, НИРС)

Планирование и организация учебной деятельности (технология). Структурирование курса учебной дисциплины в соответствии с профессиональной направленностью обучения. Определение содержания учебного курса. Выделение структурных элементов

Решение задач, выполнение заданий, тестирование (в том числе на ПК); формирование навыков работы с компьютером, работы с прикладными и расчетными компьютерными программами, базами данных, справочной литературой, лабораторным оборудованием (компьютерный практикум, лабораторный практикум, практикум по решению задач, олимпиады, контрольно-самостоятельные работы под руководством преподавателя, производственная практика, квалификационные работы, НИРС)

Средства актуализации МПС (единая профес-сионалъно-образователъ-ная среда)

Интернет, электронный лекторий, электронные учебники, демонстрационные компьютерные программы, базы знаний

Блочно-модульное построение курса, сетевые интегрированные учеб-но-методические комплексы

Базы данных, система задач и заданий профессиональной направленности, обучающие и контролирующие программы, электронные тренажеры, прикладные компьютерные программы, моделирующие программы, виртуальный лабораторный практикум

Результат актуализации МПС

Формирование научного мировоззрения, повышение уровня системности, осознанности знаний, формирование интегрированных умений и навыков, опыта умственной и практической деятельности, готовности студентов к применению полученных знаний в будущей профессиональной деятельности (формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетентностей), системность и целостность профессиональной подготовки; воспитание активной и самостоятельной личности, способной на инновационную деятельность, - формирование профессиональной компетентности выпускника вуза

#

собствует системности, осознанности, динамичности и взаимодополняемости знаний, формированию умений теоретического и экспериментального исследования, формированию обобщенных способов деятельности.

Актуализация МПС на первом этапе профессиональной подготовки преследует следующие цели: получение знаний о современной физической картине мира и эволюции Вселенной, пространственно-временных закономерностях, строении вещества для понимания окружающего мира и явлений природы; демонстрация диалектической взаимосвязи между предметами, явлениями и процессами материального мира, общности методов исследования; стимулирование познавательной активности студентов; повышение системности и осознанности знаний; формирование умений переноса знаний и последующего их использования в новых ситуациях.

Актуализация содержательно-информационных и операционно-деятельностных МПС (см. таблицу) обеспечивает расширенное и углубленное восприятие учащимися научных фактов, их осознанность и систематизацию; комплексное формирование научных понятий; способствует осознанному системному освоению изучаемых естественнонаучных дисциплин; позволяет сформировать общие для циклов учебных дисциплин познавательные и практические навыки, умения, мыслительные операции, приобрести опыт практической деятельности; способствует формированию мотивов учебно-познавательной деятельности (за счет профессиональной направленности МПС), знаний, умений и навыков, необходимых для успешного изучения общепрофессиональных дисциплин. Предлагаются возможные способы и средства достижения указанных целей (см. таблицу).

На втором этапе профессиональной подготовки актуализация МПС преследует следующие цели: формирование системы профессионально ёориентированных знаний, обобщенных инженерных умений, являющихся основой для успешного овладения специальными дисциплинами. На основном этапе в результате актуализации МПС студенты овладевают обобщенными способами умственной и практической деятельности, приобретают личностные качества, обеспечивающие успешную учебно-профессиональную деятельность. На этом этапе приобретается опыт применения общепрофессиональных знаний и умений для освоения специальных дисциплин, осуществляется формирование умений самообразовательной деятельности при выполнении курсовых работ, приобретается опыт практической деятельности в ходе производственной практики.

Обучение на заключительном этапе строится на основе уже сформированных на предыдущих этапах учебно-профессиональных умений и личностных качеств. Актуализация МПС на данном этапе преследует следующие цели: становление и развитие личности будущего специалиста, ее способностей, приобретение опыта творческой деятельности, формирование системного стиля мышления. Особенность этого этапа заключается в том, что студенты знакомятся с реальной производственной практикой, требующей профессиональных знаний и умений,

личностных качеств (ответственность, самоконтроль); в образовательном процессе деятельность учащихся выходит за рамки отдельных предметов (выполнение квалификационных работ), что требует интеграции имеющихся умений и навыков, базирующихся на системе профессиональных знаний. В частности, отмечается [17] необходимость использования МПС с целью формирования и развития ключевых компетентностей студентов, предлагается создание междисциплинарных, межкафедральных структур, нацеленных на решение модельных задач; создание групп транспрофессионалов, которые могли бы решать сетевые, проблемные комплексные задачи. Такой подход может быть реализован в процессе выполнения курсовых и дипломных работ, НИРС (см. таблицу).

Проект образовательного процесса на основе МПС разработан и апробирован в Омском государственном университете путей сообщения, в институте автоматики, телемеханики и информационных технологий, для начального периода профессиональной подготовки (два года обучения) [18]. В качестве основных параметров оценивались следующие: качество знаний по дисциплине, уровень осознанности МПС студентами в начале и в конце цикла обучения, уровень сформированности интегрированных умений. Осуществлялось пролонгированное наблюдение за успешностью обучения студентов по общепрофессиональным дисциплинам, проводилось психодиагностическое исследование. Выборки, отражающие результаты эксперимента, сравнивали по критерию Стьюдента и использовали коэффициент корреляции Пирсона.

В работах [8; 10; 18-22] представлены результаты практических исследований, показывающие, что актуализация МПС на уровне знаний и видов деятельности влияет на системность, осознанность знаний студентов, на обогащение их творческого опыта, на формирование и развитие интегрированных умений, индивидуальных качеств студентов. Установлена положительная корреляция между уровнем осознанности МПС и уровнем сформированности интегрированных умений, успешностью обучения студентов по естественнонаучным и общепрофессиональным дисциплинам. Положительная динамика формирования уровней осознанности МПС, положительная динамика формирования интегрированных умений, а также личностных качеств студентов в процессе обучения подтвердили результативность актуализации МПС.

Таким образом, в результате актуализации МПС повышается уровень профессионально значимых компетентностей студентов, следовательно, МПС могут выступать как эффективное средство формирования компетентностей, обусловливающих способность и возможность специалистов действовать более эффективно, обеспечивая качество и надежность результатов собственной профессиональной деятельности.

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального обра-

зования по специальности «Системы обеспечения движения поездов». - М., 2009.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Подвижной состав железных дорог». - М., 2009.

3. Шипилина Л. А. Проблема качества профессионального образования: методологический аспект // Модернизация профессионального образования: проблемы, поиски, решения: Материалы Всерос. науч.-практ. конференции. - Омск: ОмГПУ, 2007.

4. Чапаев Н. К. Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции: Дис. ... д-ра пед. наук. - Екатеринбург, 1998.

5. Зырянова И. М. Системный стиль мышления как необходимый компонент профессиональной компетентности современных специалистов // Модернизация профессионального образования: проблемы, поиски, решения: Материалы 4-й Всерос. науч.-практ. конференции. - Ч. 1. -Омск: ОмГПУ, 2006.

6. Глазычев В. Л. Высшее образование в России: Аналитический доклад [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.glazychev. ги/рго]е^/оЬМос1/2004_оЬМос1.Мт (дата обращения 05.05.2011).

7. ХолоднаяМ. А. Психология интеллекта. - СПб.: Питер, 2002.

8. Зырянова И. М. Психолого-педагогический мониторинг как необходимый элемент профессиональной подготовки современного специалиста // Подготовка компетентного специалиста: реалии и перспективы: Сб. науч. трудов по итогам регион. науч.-практ. конференции. - Хабаровск, ДГГУ,2008.

9. Зырянова И. М. Актуализация межпредметных связей в профессиональном образовании студентов // Актуальные проблемы обновления общего и профессионального образования: Материалы IV регион. науч.-практ. конференции. - Ч. 3. -Челябинск: ЧГПУ, 2005.

10. Зырянова И. М. Актуализация межпредметных связей естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин как необходимое условие профессиональной подготовки специалиста // Современное образование: тенденции и развитие: Материалы Всерос. науч.-практ. конференции. - Анжеро-Судженск; Томск: ТомГУ, 2005.

11. Мищенко А. И. Формирование профессиональной готовности учителя к реализации целостного педагогического процесса: Дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1992.

12. Межпредметные и внутрипредметные связи как резерв повышения эффективности обучения. - М.: НИИ содержания и методов обучения АПН СССР, 1975.

13. Усова А. В. Методологические аспекты профессиональной подготовки студентов вузов: Лекция для аспир. и соиск. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2003. - 11с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Зырянова И. М. Компетентностный подход: межпредметные связи в формировании готовности студентов к будущей профессиональной деятельности // Модернизация профессионального образования: проблемы, поиски, решения: Материалы 4-й Всерос. науч.-практ. конференции. Ч. 1. - Омск: ОмГПУ, 2006.

15. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования. - М.: Моск. псих.-соц. ин-т; Воронеж: НПО «Модэк», 2003.

16. Зырянова И. М. Усиление фундаментальной подготовки студентов инженерных специальностей как условие повышение качества профессиональной образования // Материалы XIX Международной научно-методической конференции. -Пенза: ПДЗ, 2010.

17. Базаров Т. Ю. Компетенции будущего: Квалификация? Компетентность (критерии качества)? / http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./97301/123 458/141481/141484 (дата обращения 17.06.2011)

18. Зырянова И. М. Проектирование образовательного процесса на основе межпредметных связей // Актуальные проблемы обновления общего и профессионального образования: Материалы IV регион. науч.-практ. конференции. - Ч. 2. - Челябинск: ЧГПУ, 2005.

19. Зырянова И. М., Голованова О. А. Разработка и использование электронного пособия «Химическая связь и строение молекул» // Известия вузов. Химия. Хим. технология. - Иваново, 2003. - Т. 46 (2).

20. Зырянова И. М., Тодер Г. Б. Исследование изменения уровня осознанности межпредметных связей у студентов инженерных специальностей // Наука и школа. - М.: МПГУ, 2004. - № 5.

21. Зырянова И. М. Информационные технологии как средство актуализации межпредметных связей // Современное образование: ресурсы и технологии инновационного развития: Материалы Всерос. науч.-метод. конференции. - Томск: ТУСУР, 2005.

22. Зырянова И. М. Актуализация межпредметных связей в процессе профессиональной подготовки студентов инженерных специальностей с использованием информационных технологий // Вестн. Оренбург. гос. ун-та, 2005. - Вып. 12 (50). Прил. «Прогрессивные технологии в транспортных системах».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.