Научная статья на тему 'Актуализация образовательных стандартов четвертого поколения'

Актуализация образовательных стандартов четвертого поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
465
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL STANDARDS / АКТУАЛИЗАЦИЯ / ACTUALIZATION / ЦЕЛЬ ПОДГОТОВКИ / THE GOAL OF THE TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рукавишников В.А.

В статье рассматриваются вопросы актуализации образовательных стандартов. Проанализированы недостатки образовательных стандартов предыдущих поколений и вводимых профессиональных. Утверждается, что образовательные и профессиональные стандарты должны рассматриваться как единая целостная система. Показано, что недостатки предыдущих поколений образовательных стандартов не учтены: по-прежнему отсутствует цель подготовки специалистов, а образовательные и профессиональные стандарты не рассматриваются как единая целостная развивающая система.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рукавишников В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF ACTUALIZATION OF EDUCATIONAL STANDARDS

The article deals with updating of educational standards. Analyzed the shortcomings of the educational standards of previous generations and enter professional. It is argued that educational and professional standards should be treated as a single integrated system. It is shown that the shortcomings of previous generations of educational standards not addressed: still no goal of training, and educational and professional standards are not considered as a single integrated educational system.

Текст научной работы на тему «Актуализация образовательных стандартов четвертого поколения»

УДК 378

АКТУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ЧЕТВЕРТОГО ПОКОЛЕНИЯ

Рукавишников В.А., д-р пед. наук, доцент

Казанский государственный энергетический университет Контакты: rukavishnikov_v@mail.ru

В статье рассматриваются вопросы актуализации образовательных стандартов. Проанализированы недостатки образовательных стандартов предыдущих поколений и вводимых профессиональных. Утверждается, что образовательные и профессиональные стандарты должны рассматриваться как единая целостная система. Показано, что недостатки предыдущих поколений образовательных стандартов не учтены: по-прежнему отсутствует цель подготовки специалистов, а образовательные и профессиональные стандарты не рассматриваются как единая целостная развивающая система.

Ключевые слова: образовательные и профессиональные стандарты, актуализация, цель подготовки.

Современные инновационные предприятия определяют требования к уровню подготовки специалистов соответствующего профиля, а отдельные виды деятельность на этих предприятиях, определяемые профессиональными стандартами, выступают методологической основой при проектировании компетентностной модели будущего специалиста, то есть цели подготовки будущего специалиста в высшем учебном заведении.

Профессиональные стандарты должны не просто соответствовать современному уровню развития отдельных видов деятельности, но и носить прогностический развивающийся характер, отражать диалектику развития отдельных специальностей в рамках единой производственной системы, показывать как она будет развиваться (или исчезать) и взаимодействовать (например,

156

интегрироваться) с другими специальностями в рамках этого производства в ближайшей перспективе.

Это особенно важно сейчас, когда после глобального мирового экономического кризиса 2008 года в 2016 году отчетливо сформировалась новая важнейшая мировая тенденция, которая будет определять в долгосрочной перспективе определять на всю политико-экономическую систему мира, - четвертая индустриальная революция.

На передовые позиции выходят технологии, базирующиеся на искусственном интеллекте, робототехнике, системах обработки больших массивов данных и т.д., а широкомасштабная дигитали-зация (перевод информации в цифровую форму) ведет к формированию информационного общества, транснационализации информационных связей на всей планете.

Современные «цифровые предприятия» отказываются от 2D-чертежей и переходят на новые стандарты 3D-проектирования. 3D-модели все чаще называют «цифровыми двойниками» поскольку они максимально приближены к оригиналу. На основе «электронных двойников» осуществляются расчет и натуральные испытания, создаются инновации на любом этапе разработки изделия. Цифровые двойники позволяют с высокой точностью прогнозировать характеристики будущего изделия на всех этапах подготовки производства, и быстро, надежно и с меньшими затратами создавать инновации.

Четвертая индустриальная революция качественно изменит сферу производственной деятельности и трудоустройства. В результате этой революции автоматизация уничтожит большое количество существующих в настоящее время рабочих мест и кардинально понизит стоимость труда в производственной сфере. Метод «прямого цифрового производства» предусматривает применение «аддитивных производственных технологий», включая 3D-печать, и создание изделий непосредственно по 3D-моделям.

157

Широкое распространения 3D-печати (аддитивные технологии) ведет к повышению скорости, качества, снижению себестоимости продукции, но одновременно происходит замена (отказ) от традиционного оборудования - режущих, сверлильных, фрезерных и т.д. станков, а значит и от традиционных специальностей - токарей, фрезеровщиков и т.д., а также инженеров управляющих такими производствами [1; 2].

Страны, первыми сумевшие эффективно адаптироваться к нарастающим вызовам, в условиях глобализации и технологической трансформации будут доминировать в мире, а других ждет в упадок.

Новые предприятия, создаваемые в рамках четвертой индустриальной революции потребуют от учебных заведений качественно новых специалистов, способных осуществлять свою деятельность на уровне цифровых 3D-моделей, управлять «цифровым производством», представляющим единую целостную систему, включающие все этапы создания изделия от идеи до эксплуатации и утилизации.

«Цифровое предприятие» - это единая целостная система, в которой отдельные виды деятельности максимально интегрированы между собой, фактически будут стираться границы между существующими в настоящее время видами деятельности и специальностями. При этом интеграционные процессы будут протекать в течение очень короткого промежутка времени. В этих условиях очень важно понимать и учитывать диалектику развития современных производств в преддверии четвертой индустриальной революции при разработке и реализации профессиональных и образовательных стандартов нового поколения.

Однако на практике такого понимания не происходит. Образовательные стандарты, начиная с ФГОС ВПО, формировались фактически без участия представителей производства, а профессиональные с некоторым опозданием также без взаимодействия с вузами.

158

Но образование и производство - это единая система, и их рассмотрение в отрыве друг от друга просто недопустимо. В этой системе производство выступает как базис, в котором в условиях бурного развития технологий возникают острые кадровые проблемы. Эти проблемы преобразуются в цели в системе образования, выступающей в качестве надстройки по отношению к производству [3; 4].

Так ФГОС ВПО третьего поколения, методологической основой которых стал компетентностный подход, должны были обеспечить подготовку специалистов, способных осуществлять свою деятельность, опираясь на технологии мирового уровня. Однако неоднозначность многих понятий («компетенция», «результат обучения», «вид деятельности» и т.д.) компетентностной модели подготовки выпускников, принятых в ФГОС ВПО, и спорные методические рекомендации по их реализации вызвали серьёзные проблемы при внедрении этих образовательных стандартов в учебный процесс [5].

В настоящее время большинство ученых считает ФГОС ВПО и особенно решение по внедрению их в образовательный процесс было серьёзной ошибкой.

В ФГОС ВПО компетенция представлена как «способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области», а результаты обучения -усвоенные знания, умения, навыки и освоенные компетенции [6]. Из чего можно сделать заключение, результат обучения - это способность применять усвоенные знания, умения и навыки для успешной деятельности в определенной области.

К сожалению, в ФГОС ВПО отсутствуют определения понятий «цель профессиональной деятельности», «основная цель подготовки выпускника», «цель подготовки выпускника по отдельным видам деятельности» и т.д. Основная (главная) цель подготовки выпускника является одним из основных критериев целостности и

159

системности подготовки. Если нет главной цели, то ни о какой единой целостной системе подготовки говорить не приходится. Нет главной цели, нет подготовки.

В ФГОС ВПО под видом профессиональной деятельности понимаются — «методы, способы, приемы, характер воздействия на объект профессиональной деятельности с целью его изменения, преобразования» [7]. Но известно, что непременным атрибутом деятельности является цель. Деятельность является методологической основой проектирования компетентностной модели подготовки выпускника, а из цели деятельности вытекает цель подготовки выпускника по соответствующему направлению деятельности.

Без цели нет как деятельности, так и её задач. Но в ФГОС ВПО и ВО «смогли» как-то, не имея цели, определить задачи по основным видам профессиональной деятельности.

Профессиональная деятельность представляет сложную многоуровневую систему, включающую в себя более простые виды деятельности со своими целями, на основе которых и должны формируются (проектироваться) компетенции профессиональной деятельности. Но как это сделать без главной цели?

Названия дисциплин, а также Знать, Уметь, Владеть, заложенные в ФГОС ВПО противоречат базовым принципам компетентностной модели подготовки выпускников - принципу соответствия требованиям современных высокотехнологичных производств и уровню развития науки и техники, поскольку название дисциплин вытекает из цели (компетенции или ее компонентов).

В ФГОС ВО (три плюс) сделана попытка поправить недостатки ФГОС ВПО до перехода к ФГОС ВО четвертого поколения. К положительным моментам ФГОС ВО следует отнести то, что в них не заложены названия дисциплин, а также «Знать, Уметь, Владеть»; предлагаемые общекультурные компетенции ориентированы под конкретные дисциплины, например философию, историю, языки, ОБЖ и т.д. Нет, так называемых, надпредметных ком-

160

петенций. Нет разделения дисциплин по циклам - общекультурный, естественнонаучный и профессиональный.

К недостаткам следует отнести то, что естественнонаучные компетенции вошли в группу общепрофессиональных компетенций. Формирование этих компетенций должно осуществляться дисциплинами, методологической основой которых выступают отдельные науки. С какой целью это было сделано? Первое, что бросается в глаза, это попытка выделить в качестве ведущей (определяющей) группы именно общепрофессиональные компетенции. Их называют «ядром» подготовки выпускника. В ФГОС ВПО ведущее место отдавалось общекультурным компетенциям, их предлагалось называть «ключевыми».

По-прежнему разработчики упорно избегают такого понятия как «цель подготовки выпускника по соответствующему направлению и профилю», «цель подготовки по отдельным видам деятельности» и т.д. В ФГОС ВО говориться, что «направленность (профиль) определяет задачи подготовки» выпускников по отдельным видам деятельности, определенным ФГОС ВО [8; 9]. Получается, что направление определяет задачи подготовки, т.е. является целью. В указанном направлении можно двигаться сколько угодно долго, ведь это всего на всего направление. Задачи (компетенции) ставятся для достижения поставленной цели подготовки выпускника. Нет цели, не может быть и задач.

По-прежнему модель подготовки выпускников не соответствует таким базовым принципам как целостность и системность, а это означает, что подготовка выпускника не является единой целостной системой. Так называемые задачи (компетенции) по отдельным видам деятельности и группы компетенций (общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные) не являются системой, не определены их роль место, цель и задачи в компе-тентностной модели подготовки, как элементов системы. Это во

161

многом обусловлено отсутствием и в ФГОС ВО главной цели подготовки и системы подцелей.

Переход к ФГОС ВО четвертого поколения увязывается с выходом профессиональных стандартов. Впервые промышленность ставит перед вузами требования к выпускнику. Эти требования (для вуза цель) должны быть, очевидно, в виде компетентностной модели специалиста. Опираясь на эту компетентностную модель специалиста должны выстраиваться и образовательные стандарты с учетом тех ошибок, которые были допущены в предыдущих поколениях ФГОС. Это должны быть ФГОС нового поколения, принципиально отличающиеся от предыдущих мертворожденных версий.

Именно опираясь на цель, структуру и содержание профессиональной деятельности, заложенные в профессиональные стандарты, можно будет четко и однозначно спроектировать цель, структуру и содержание подготовки будущего специалиста.

Актуализация ФГОС ВО должна осуществляться путем внесения в них изменений в соответствии с процедурами, установленными правилами в части разделов IV и V ФГОС ВО, содержащих описание профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, и требований к результатам освоения основной образовательной программы [10].

Отличительно чертой «профессиональных стандартов» от ФГОС ВО является наличие в них «Основой цели профессиональной деятельности», которая скорее представляет набор целей или задач, а не основную цель. Таким образом, проблемы целеполага-ния в профессиональных стандартах остаются.

В рекомендациях по актуализации ФГОС ВО предлагается все универсальные компетенции определить единым перечнем для всех направлений подготовки (специальностей) каждого из уровней высшего образования [10].

Для актуализации перечня профессиональных компетенций предлагается проанализировать трудовые функции по каждой

162

обобщенной трудовой функции и определить (сформулировать) компетенции, обеспечивающие возможность реализации трудовых функций. При этом рекомендуется учесть, что трудовые функции в формулировках ПС описывают деятельность.

Таким образом, рекомендуется при разработке перечня профессиональных компетенций во ФГОС ВО обращаться к формулировкам трудовых функций, трудовых действий и требованиям к необходимым знаниям и умениям всех профессиональных стандартов, отобранных разработчиками для актуализации ФГОС ВО [10].

ФГОС ВО четвертого поколения оставляют множество вопросов и сомнений по их реализации, это обусловлено, в первую очередь, отсутствием в них целей подготовки, невнятностью понятий «компетенция» и «компетентность», трудностью реализации принципов целостности, системности и соответствия. Основные проблемы предыдущих образовательных стандартов фактически не устранены.

Очень серьёзным недостатком профессиональных стандартов является то, что они в условиях быстрого развития технологий и наступления четвертой индустриальной революции фактически представляют собой жесткую неразвивающуюся структуру. Такие профессиональные и образовательные стандарты не способны изменяться и адаптироваться к быстро изменяющимся условиям мирового рынка. Поэтому ожидать положительных сдвигов от ФГОС четвертого поколения пока не приходится.

Источники

1. V. Kostakis, V. Niaros, C. Giotitsas. Open source 3D printing as a means of learning: An educational experiment in two high school in Greece // Telematics and Informatics. 2015. №32.С. 118-128.

2. Gershenfeld Neil A. Fab: the coming revolution on your desktop—from personal computers to personal fabrication. New York: Basic Books, 2005.

3. Рукавишников В.А. Геометро-графическая подготовка инженера: роль и место в системе образования // Образование и наука. 2009. № 5. С. 23-31/

163

4. Рукавишников В.А., Халуева В.В., Муртазина Д.Н. Геометромодельная подготовка конкурентоспособных специалистов в энергетической отрасли // Проблемы энергетики. 2014. № 3-4. С. 115-120.

5. Хамитова Д.В., Халуева В.В. Электронно-образовательный ресурс курсов графических дисциплин в системе управления обучением LSM Moodle // Вестник Казан. гос. энергетич. ун-та. 2014. № 2 (21). С. 138-142.

6. Рукавишников В.А., Халуева В.В., Ахмеров Т.Л. Цель как определяющий фактор формирования компетентности специалиста // Казанский педагогический журнал. 2013. № 6. С. 35-40.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 13.03.01 Теплоэнергетика и теплотехника (уровень бакалавриата): Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2009 г. N 635.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 13.03.01 Теплоэнергетика и теплотехника (уровень бакалавриата) (Проект): Утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466.

9. Методические рекомендации по разработке и реализации образовательных программ высшего образования уровня бакалавриата. Тип образовательной программы "Прикладной бакалавриат": Утвержден Заместителем Министра образования и науки Российской Федерации А.А.Климов от 11.09.2014 N АК-2916/05.

10. Методические рекомендации по актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов: Утверждены министром образования и науки РФ Д.В. Ливановым 22 января 2015 г.

TO THE QUESTION OF ACTUALIZATION OF EDUCATIONAL STANDARDS

Rukavishnikov V.A.

The article deals with updating of educational standards. Analyzed the shortcomings of the educational standards of previous generations and enter professional. It is argued that educational and professional standards should be treated as a single integrated system. It is shown that the shortcomings of previous generations of educational standards not addressed: still no goal of training, and educational and professional standards are not considered as a single integrated educational system.

Keywords: educational and professional standards, the actualization, the goal of the training.

Дата поступления 05.12.2016.

164

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.