Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ПОСРЕДСТВОМ УЧЕБНОГО БЛОГА'

РАЗВИТИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ПОСРЕДСТВОМ УЧЕБНОГО БЛОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / УЧЕБНЫЙ БЛОГ / БЛОГ-ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литвиненко Елена Владимировна, Шакирова Диляра Шамилевна

В современной методологии иноязычного образования уделяется большое внимание языковой и коммуникативной компетенциям как показателям уровня владения иностранным языком. Цель данного исследования - рассмотреть возможности формирования и развития ключевых компетенций с использованием такого инструмента Web 2.0, как учебный блог, в процессе обучения иностранному языку студентов языкового вуза. В статье рассматриваются вопросы развития у студентов необходимых ключевых компетенций, таких как лингвистическая, компенсаторная, прагматическая, социолингвистическая, социокультурная, социальная и учебно-познавательная, с целью выявления цифровых методов овладения студентами языковой и коммуникативной компетенциями. Авторы исследования обращают внимание на возможности такого средства обучения, как учебный блог, поскольку он удобен в организации учебной деятельности студентов и их самостоятельной работы с учетом традиционного и смешанного формата обучения, а также считается эффективным средством в иноязычной подготовке студентов, способствующим лучшему усвоению структурных, социальных, прагматических и контекстных особенностей и норм иностранного языка. Полученные результаты исследования показали, что методический потенциал использования блог-технологии в обучении иностранному языку способствует формированию всех ключевых компетенций у студентов, необходимых для их будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Литвиненко Елена Владимировна, Шакирова Диляра Шамилевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF KEY COMPETENCIES USING THE STUDY BLOG: FOREIGN LANGUAGE TEACHING

In modern methodology of foreign language education, much attention is paid to the language and communicative competencies as indicators of foreign language proficiency. The aim of this study is to analyze the possibilities of the formation and development of the key competencies using such a Web 2.0 tool as the study blog in teaching foreign languages to university students. In this regard, the paper reviews the development of students' key competencies such as linguistic, compensatory, pragmatic, sociolinguistic, sociocultural, social, educational and informative ones to identify digital methods of mastering students' language and communicative competencies. The article describes the possibilities of using the study blog, which is a convenient tool used to organize students' learning activities and their independent work both in the traditional and blended learning format. The study blog is one of the effective means for the development of students' language and communicative competencies in foreign language teaching, improving the students' acquisition of structural, social, pragmatic and contextual features and norms of a foreign language. This paper concludes that the implementation of the blog-technology in teaching a foreign language presupposes the organization of the educational process, which enables to form all the necessary students' language competencies required for their future professional activity.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ПОСРЕДСТВОМ УЧЕБНОГО БЛОГА»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2022. №3(69)

УДК 372.881.111.1

DOI: 10.26907/2074-0239-2022-69-3-225-231

РАЗВИТИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ПОСРЕДСТВОМ УЧЕБНОГО БЛОГА

© Елена Литвиненко, Диляра Шакирова

DEVELOPMENT OF KEY COMPETENCIES USING THE STUDY BLOG:

FOREIGN LANGUAGE TEACHING

Elena Litvinenko, Dilyara Shakirova

In modern methodology of foreign language education, much attention is paid to the language and communicative competencies as indicators of foreign language proficiency. The aim of this study is to analyze the possibilities of the formation and development of the key competencies using such a Web 2.0 tool as the study blog in teaching foreign languages to university students. In this regard, the paper reviews the development of students' key competencies such as linguistic, compensatory, pragmatic, socio-linguistic, sociocultural, social, educational and informative ones to identify digital methods of mastering students' language and communicative competencies. The article describes the possibilities of using the study blog, which is a convenient tool used to organize students' learning activities and their independent work both in the traditional and blended learning format. The study blog is one of the effective means for the development of students' language and communicative competencies in foreign language teaching, improving the students' acquisition of structural, social, pragmatic and contextual features and norms of a foreign language. This paper concludes that the implementation of the blog-technology in teaching a foreign language presupposes the organization of the educational process, which enables to form all the necessary students' language competencies required for their future professional activity.

Keywords: communicative competency, language competency, teaching a foreign language, study blog

В современной методологии иноязычного образования уделяется большое внимание языковой и коммуникативной компетенциям как показателям уровня владения иностранным языком. Цель данного исследования - рассмотреть возможности формирования и развития ключевых компетенций с использованием такого инструмента Web 2.0, как учебный блог, в процессе обучения иностранному языку студентов языкового вуза. В статье рассматриваются вопросы развития у студентов необходимых ключевых компетенций, таких как лингвистическая, компенсаторная, прагматическая, социолингвистическая, социокультурная, социальная и учебно-познавательная, с целью выявления цифровых методов овладения студентами языковой и коммуникативной компетенциями. Авторы исследования обращают внимание на возможности такого средства обучения, как учебный блог, поскольку он удобен в организации учебной деятельности студентов и их самостоятельной работы с учетом традиционного и смешанного формата обучения, а также считается эффективным средством в иноязычной подготовке студентов, способствующим лучшему усвоению структурных, социальных, прагматических и контекстных особенностей и норм иностранного языка. Полученные результаты исследования показали, что методический потенциал использования блог-технологии в обучении иностранному языку способствует формированию всех ключевых компетенций у студентов, необходимых для их будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, языковая компетенция, обучение иностранному языку, учебный блог, блог-технология

Постоянные открытия и новые разработки в области междисциплинарных исследований по интеграции педагогических, психологических, методических и лингвистических наук влияют на процесс преподавания иностранных языков и их практическое овладение. Меняется не только

взгляд преподавателя на учебный материал, цели и задачи самого обучения, предмет общения на иностранном языке, но и внимание к уровню владения иностранным языком, который бы позволил свидетельствовать о сформированности языковой и коммуникативной компетенций.

Многие современные ученые, такие как В. М. Вятютнев [1], В. В. Сафонова [2], К. Ю. Чумак [3], Е. В. Шуман [4], D. Johnson [5], J. Hill [6], M. Long [7], отмечают, что именно коммуникативная компетенция служит залогом успешного обучения и профессионального развития студентов. С целью овладения коммуникативной компетенцией активно используются технологии устной и письменной коммуникации на иностранном языке с применением компьютерного программирования через сеть Интернет, что так актуально на сегодняшний день в рассмотрении методики цифрового обучения. Ярким примером являются исследования, доказывающие или опровергающие эффективность вариативного использования инструментов Web 2.0/3.0 для передачи или совершенствования знаний в процессе обучения.

Принимая во внимание методологические аспекты использования цифровых инструментов в обучении иностранным языкам, можно достичь конкретной цели, ориентируясь на прагматическую сторону обучения - отношение к собеседнику, к предмету общения и к социокультурной направленности речевых высказываний. Однако возникает вопрос, насколько широко может быть задействован потенциал цифровых инструментов в формировании отдельных видов речевой деятельности на иностранном языке? Следовательно, актуальность предпринятого научного исследования заключается в рассмотрении особенностей применения цифровых технологий в практике обучения иностранному языку студентов языкового вуза с целью формирования всех ключевых компетенций у студентов.

Среди множества цифровых технологий в обучении иностранным языкам, методическим вопросам использования которых посвящены работы Т. И. Исаевой [8], С. М. Кащук [9], Е. С. Полат [10], И. В. Роберт [11], П. В. Сысоева [12] и др., наиболее перспективными для исследований являются инструменты Web 2.0, к которым можно отнести мобильные приложения, учебные блоги, социальные сети, вики-технологии, аудио-инструменты, онлайн-игры (геймификацию), виртуальную реальность. Выбор той или иной технологии зачастую зависит от возможности легко интегрировать ее в учебную программу и представить ее дидактический потенциал в зависимости от цели обучения, учитывая разные виды речевой деятельности: чтение, аудирование, письмо и говорение.

Авторы статьи обратили особое внимание на учебный блог, поскольку с их точки зрения данный инструмент имеет определенное значение для решения проблем эффективной организации учебной и самостоятельной работы студентов по

развитию коммуникативной компетенции. Так, понятие «учебный блог» трактуется как «виртуальный дневник или личный сайт пользователя, состоящий из добавляемых в иерархическом порядке записей (постов), изображений видео- и аудиофайлов» [13, с. 210]. Что касается общей методологии использования учебных блогов, то она содержит интегрированные условия учебного процесса в рамках организации как индивидуальной работы обучающихся, так и групповой, направленной на:

- формирование у студентов цифровых умений и навыков и грамотного использования компьютерных технологий;

- определение студентами осмысленного выбора будущей профессиональной деятельности;

- формирование у студентов положительного отношения и высокого уровня мотивации к изучению иностранных языков;

- совершенствование процесса самообучения при организации учебной деятельности.

Кроме того, методика применения блог-технологии в обучении иностранному языку предполагает наличие организации такого учебного процесса, где у студентов формируются необходимые ключевые компетенции. Рассмотрим их более подробно.

В ходе организации коммуникации на английском языке активно развивается лингвистическая компетенция у студентов, которые овладевают следующими знаниями в процессе обучения: грамматикой, лексикой, семантикой, орфографией, фонетикой. О лингвистической компетенции писал ученый А. Л. Бердичевский, который рассматривал ее «как знание системы языка и правил ее функционирования в иноязычной коммуникации, т. е. лингвистическая компетенция включает наличие языковых средств с определенным коммуникативным потенциалом, знание языковых средств и их функций, владение фоновыми механизмами речевой деятельности» [14, с. 17]. Возможности развития данной компетенции с помощью блог-технологии велики, поскольку публикуемые посты на Web-странице содержат основу пройденного материала, где формируются отдельные учебно-языковые умения по уже пройденным темам. Очевидным результатом развития лингвистической компетенции является наличие понимания и продуцирования речи на уровнях В1-С2, когда студент сам может подбирать стиль изложения и его оформление, употреблять правильно слова и выражения, грамматические конструкции в конкретных ситуативных условиях.

Однако проблемы в коммуникации бывают либо при начальном уровне владения иностран-

ным языком, либо при недостаточной сформиро-ванности языковых средств. Здесь находит место компенсаторная компетенция. Под данной компетенцией «понимается способность и готовность учащихся использовать предшествующий жизненный опыт, лингвистические и нелингвистические знания, умения и приемы, владение которыми необходимо для обеспечения успешной коммуникации, когда жизненные обстоятельства требуют больших речевых умений, чем те, которыми располагают учащиеся в конкретной ситуации иноязычного общения» [15, c. 5]. Применение учебного блога в обучении иностранному языку развивает компенсаторные умения в основном в области письменной речи и включает готовность студентов применять вербальные приемы в конкретной ситуации, например, учит выражать речевое намерение в письменном виде (вопросительные, утвердительные, повелительные или восклицательные предложения); применять набор речевых конструкций и т. д.

Для успешного овладения иностранным языком необходимо развитие прагматической компетенции. По мнению Paltridge В., «прагматика предполагает, что, когда люди общаются друг с другом, они обычно следуют одному из принципов сотрудничества; у них есть общее понимание того, как они должны сотрудничать в своих коммуникациях» [16, с. 26]. Учебный блог может быть направлен на развитие следующих принципов:

- количества (делать общение настолько информативным, насколько позволяет ситуация);

- качества (делать общение полезным, важным и адекватным коммуникативной ситуации);

- уместности (делать общение уместным, исходя из коммуникативной цели);

- манеры (делать общение ясным и соответствующим конкретной ситуации) [Там же, с. 32].

Некоторые исследователи, в частности зарубежные (N. Taguchi [17] , Andrew D. Moffat [18], E. Bialystok [19]), считают, что для выражения той или иной коммуникативной цели, содержания или контекста нужно учитывать социокультурные стратегии в речевом поведении. К ним могут относиться:

- распознавание прагматической цели речевого поведения носителя языка;

- употребление речевого этикета, присущего определенной культуре;

- прогнозирование и соответствие выбираемых языковых и речевых средств, оборотов;

- использование адекватных средств общения.

Перечисленные стратегии могут быть применены при ведении учебного блога студентом с целью развития языковых средств в соответствии

с правилами взаимодействия и с учетом прагматических целей коммуникации.

Рассмотрим следующую компетенцию - социолингвистическую. М. Ю. Синица интерпретировала данную компетенцию «как владение набором языковых средств и способность осуществить их выбор в зависимости от основных аспектов контекста, в котором протекает общение, от общепринятых, соответствующих традициям определенного социума правил использования языка, а также от конкретной ситуации общения, а именно от таких ее элементов, как коммуникативные цели, намерения, основные характеристики коммуникантов, тема и обстановка (место)» [20, с. 14]. Учебный блог является одним из средств развития социолингвистической компетенции, поскольку позволяет не только обмениваться социолингвистической информацией, но и взаимодействовать c участниками на уровне письменной речи, то есть распознавать национальные особенности человека на уровне грамматики и лексики, например, социальную и этническую принадлежность, место проживания, статус и т. д.

Одним из важнейших компонентов иноязычного обучения считается социокультурная компетенция. Многие исследователи, которые занимаются вопросами социокультурного образования (И. Л. Бим [21], Г. В. Воробьев [22], Н. Д. Гальскова [23], Г. В. Елизарова [24], Н. Г. Муравьева^], В. В. Сафонова [2], В. П. Сысоев [12]), описывают социокультурную компетенцию как многокомпонентную. Она интерпретируется в методике иноязычного обучения «как совокупность знаний о стране изучаемого языка, национально-культурных особенностях социального и речевого поведения носителей языка и способность пользоваться такими знаниями в процессе общения, следуя обычаям и правилам поведения, нормам этикета, социальным условиям и стереотипам поведения носителей языка» [26, с. 316]. В учебном блоге социокультурная компетенция развивается путем постижения студентом социокультурной стратегии и нормы социального контекста, в котором функционирует язык. Например, это может быть применение культурно-значимых лексических единиц и идиоматических выражений, присущих той или иной нации, например, a little tin god, ladies who lunch, brown Betty, die Zweite Weltkrieg, das KaDeWe, moquer le marmot и др., или описание национальных праздников «St Patrick's Day», «Red Nose Day», «Bonfire Night», «Mardi Gras», «Augsburger Friedensfest» и др.

Учеными особо подчеркивается и социальная компетенция. Данная компетенция «обусловлена

наличием желания, потребности, мотивов, определенного отношения к будущим партнерам по общению, а также собственной самооценкой, умением ориентироваться в социальной ситуации и управлять ею» [27, ^ 333]. При использовании учебного блога в обучении иностранным языкам у студента формируется готовность к взаимодействию с другими участниками коммуникации на основе эмпатии и толерантности. Иными словами, ведение блога предполагает активное общение с другими людьми и аудиторией при помощи функции комментариев, где повышается уровень социализации участников в Интернете. Таким образом, работа студентов в учебном блоге не изолирована.

В научной литературе представлена учебно-познавательная компетенция. Ее можно трактовать «как совокупность знаний, умений и навыков в сфере самостоятельной учебно-познавательной деятельности по овладению иностранным языком» [28, а 85]. Вариативность содержания учебно-познавательной компетенции предполагает специфику познавательной и учебной деятельности студентов в рамках обучения иностранному языку и содержит следующие три компонента, которые активно могут формироваться в процессе ведения собственного онлайн-блога:

1) учебно-интеллектуальные умения: когнитивные и гностические (умение конспектировать и сокращать текст, составлять логико-смысловой текст и т. д.);

2) учебно-управленческие умения (умение управлять собственной деятельностью в учебном блоге и принимать активное участие в нем; планировать структуру письменного текста, подбирать соответствующие информационные средства и т. д.);

3) учебно-информационные умения (способность самостоятельно формировать новые знания в процессе ведения блога, развивать креативность, прогнозировать содержание письменного текста, предвосхищать развитие событий, предвидеть развитие темы и т. д.).

Для формирования учебно-познавательной компетенции при помощи учебного блога рекомендуется использовать комплекс интеллектуально-познавательных задач, включающий такие задания, которые бы ориентировали студентов на письменный продукт их деятельности. К примеру, можно воспользоваться таким методом, как проблемно-коммуникативная задача, где требуется выполнять письменные задания в качестве самостоятельной работы. Согласно заданию, студент должен проявить все свои навыки письменной речи, исходя из креативного подхода, например, описать рекламу какого-либо продук-

та, использовав при этом узко-ориентированную лексику, или описать туристический маршрут какого-либо города, использовав эмоционально-ориентированную лексику. Выполняя такого рода задание, студент постигает смысл своей работы с учетом личностно-рефлексивного опыта.

Следует отметить, что без овладения всеми вышеупомянутыми компетенциями достаточно сложно обогащать знания иностранного языка и развивать умения и навыки ведения полноценной (эффективной) иноязычной коммуникации. Как отмечает В. В. Сафонова, взаимосвязанное развитие ключевых компонентов языковой и коммуникативной компетенций может сделать учебный процесс более эффективным и результативным [2].

Проведенный анализ показал, что использование блог-технологий в обучении иностранному языку способствует организации такого учебного процесса, который может обеспечить качественное усвоение структурных, социальных, прагматических и контекстных особенностей и норм изучаемого иностранного языка. Написание постов студентами в учебном блоге поможет им не только обогатить свой лексический запас, но и повысить в целом эффективность процесса обучения чтению и письму, развить собственно их письменные навыки, подготовить студентов к будущей профессиональной коммуникации.

Список источников

1. Вятютнев М. Н. Традиции и новации в современной методике преподавания русского языка // Научные традиции и новые направления в преподавании русского языка и литературы. 1986. №. 5. С. 5460.

2. Сафонова В. В. Социокультурный подход: основные социально-педагогические и методические положения // Иностранные языки в школе. 2014. № 11. С. 2-13.

3. Чумак К. Ю. Развитие коммуникативной компетенции старшеклассников при работе над проблемным почерком: автореф. дис. ... канд. пед. наук: Ярославль, 2012. 22 с..

4. Шуман Е. В. Возможности и перспективы межкультурной коммуникации на немецком языке в школе. URL: http://www.my-luni.ru/journal/clauses/101/ (дата обращения: 17.07.2022)

5. Johnson D. Teaching with authors' blogs: Connections, collaboration, creativity // Journal of Adolescent & Adult Literacy. 2010. № 3(54). Pp. 172-180.

6. Hill J. Collocational competence // Readings in Methodology. 1999. 162 p.

7. Long M. Second language acquisition and task-based language teaching // John Wiley & Sons, 2014. 439 p.

8. Исаева Т. Е. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения

иностранным языкам в вузе: методологический аспект // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 3. С. 111-117.

9. Кащук С. М. Теоретико-прагматические основы модели формирования учителя французского языка с использованием мультимедиатехнологий: монография. М.: КДУ, 2011. 228 с.

10. Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2007. 368 с.

11. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования: монография. М.: ИИО РАО, 2010. 140 с.

12. Сысоев П. В. Блог-технология в обучении иностранному языку // Язык и культура. 2012. № 4 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/blog-tehnologiya-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 17.07.2022).

13. Шишковская Ю. В. Использование преподавательского блога в обучении студентов иностранному языку // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 4-3. С. 210-212.

14. Бердичевский А. Л.Оптимизация системы обучения иностранному языку в педагогическом вузе. М.: Высшая школа, 1989. 103 с.

15. Милованова Л. А., Давыденко В. В. Компенсаторная компетенция как компонент содержания обучения иностранному языку в условиях естественнонаучного профиля // Известия ВГПУ. 2015. № 5 (100). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/kompensatornaya-kompetentsiya-kak-komponent-soderzhaniya-obucheniya-inostrannomu-yazyku-v-usloviyah-estestvennonauchnogo-profilya (дата обращения: 15.07.2022).

16. Paltridge B. Discourse analysis: An introduction. London: Continuum, 2006. 244 p.

17. Taguchi N. Pragmatic Competence. Berlin, New York: De Gruyter Mouton, 2009. 364 p. URL: https://doi.org/10.1515/9783110218558 (дата обращения: 15.07.2022).

18. Moffat A. D. Second Language Use Online and its Integration in Formal Language Learning: From Chatroom to Classroom. Channel View Publications, 2022. 464 p.

19. Bialystok E. The role of conscious strategies in second language proficiency // The Modern Language Journal. 1981. № 1(65). Pp. 24-35.

20. Синица Ю. А. Формирование социолингвистической компетенции в процессе обучения устному иноязычному общению студентов неязыковых вузов: (в контексте национальной культуры Франции): дис. ... канд. пед. наук: Москва, 2000. 337 с.

21. Бим И. Л. Цели и содержание обучения иностранным языкам. Общий подход к их рассмотрению // Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность. М.: Титул, 2010. 464 с.

22. Воробьев Г. А. Развитие социокультурной компетенции будущих учителей иностранного языка (поиск эффективных путей) // Иностранные языки в школе. 2003. № 2. С. 30-35.

23. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М.: Академия, 2009. 336 с.

24. Елизарова Г. В. Культура и обучение иностранным языкам. СПб.: КАРО, 2005. 352 с.

25. Муравьева Н. Г. Понятие социокультурной компетенции в современной науке и образовательной практике // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2011. № 9. С. 136-143.

26. Щукин А. Н. Лингводидактический энциклопедический словарь: более 2000 единиц. М: АСТ, 2006. 746 с.

27. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 448 с.

28. Гусева О. И., Токарева Л. В. Формирование учебно-познавательной составляющей иноязычной коммуникативной компетентности. // Преподаватель высшей школы в 21 веке: Материалы Международной научно-практической Интернет-конференции, 2011. С. 85-93.

References

1. Vyatyutnev, M. N. (1986). Traditsii i novatsii v sovremennoi metodike prepodavaniya russkogo yazyka [Traditions and Innovations in Modern Methods of Teaching the Russian Language]. Nauchnye traditsii i novye napravleniya v prepodavanii russkogo yazyka i literatury. No. 5, pp. 54-60. (In Russian)

2. Safonova, V. V. (2014). Sotsiokul'turnyi podhod: osnovnye sotsial'no-pedagogicheskie i metodicheskie polozheniya [Sociocultural Approach: The Main Socio-Pedagogical and Methodological Provisions]. Inostrannye yazyki v shkole. No. 11, pp. 2-13. (In Russian)

3. Chumak, K. Yu. (2012). Razvitie kommunikativnoi kompetentsii starsheklassnikov pri rabote nad problemnym pocherkom: dis. ... kand. ped. nauk [Development of Communicative Competence of High School Students When Working on Problematic Handwriting: Ph.D. Thesis]. Yaroslavl', 22 p. (In Russian)

4. Shuman, E. V. Vozmozhnosti i perspektivy mezhkul'turnoi kommunikatsii na nemetskom yazyke v shkole [Opportunities and Prospects of Intercultural Communication in German at School]. URL: http://www.my-luni.ru/journal/clauses/101/ (accessed: 17.07.2022). (In Russian)

5. Johnson, D. (2010). Teaching with Authors' Blogs: Connections, Collaboration, Creativity. Journal of Adolescent & Adult Literacy. No. 3(54), pp. 172-180. (In English)

6. Hill, J. (1999). Collocational Competence. Readings in Methodology. 162 p. (In English)

7. Long, M. (2014). Second Language Acquisition and Task-Based Language Teaching. 439 p. John Wiley & Sons. (In English)

8. Isaeva, T. E. (2020). Ispol'zovanie informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologii v protsesse obucheniya inostrannym yazykam v vuze: metodologicheskii aspect [The Use of Information and

EHEHA mrnHHEHKO, ffHmPA IUAKHPOBA

Communication Technologies in the Process of Teaching Foreign Languages at the University: A Methodological Aspect]. Obshhestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. No. 3, pp. 111-117. (In Russian)

9. Kashchuk, S. M. (2011). Teoretiko-pragmaticheskie osnovy modeli formirovaniya uchitelya francuzskogo yazyka s ispol'zovaniem mul'timediatehnologii: monografiya [Theoretical and Pragmatic Foundations of the French Language Teacher Formation Model Using Multimedia Technologies: A Monograph]. 228 p. Moscow, KDU. (In Russian)

10. Polat, E. S. (2007). Sovremennye pedagogicheskie i informatsionnye tehnologii v sisteme obrazovaniya [Modern Pedagogical and Information Technologies in the Education System]. 368 p. Moscow, Akademiya. (In Russian)

11. Robert, I. V. (2010). Sovremennye informatsionnye tehnologii v obrazovanii: didakticheskie problemy, perspektivy ispol'zovaniya: monografiya [Modern Information Technologies in Education: Didactic Problems, Prospects of Use: A Monograph]. 140 p. Moscow, IIO RAO. (In Russian)

12. Sysoev, P. V. (2012). Blog-tehnologiya v obuchenii inostrannomu yazyku [Blog Technology in Foreign Language Teaching]. Yazyk i kul'tura. No. 4 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7blog-tehnologiya-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku (accessed: 17.07.2022). (In Russian)

13. Shishkovskaya, Yu. V. (2014). Ispol'zovanie prepodavatel'skogo bloga v obuchenii studentov inostrannomu yazyku [The Use of a Teacher's Blog in Teaching Students a Foreign Language]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. No. 4-3, pp. 210-212. (In Russian)

14. Berdichevskii, A. L. (1989). Optimizatsiya sistemy obucheniya inostrannomu yazyku v pedagogicheskom vuze [Optimization of the System of Teaching a Foreign Language at a Pedagogical University]. 103 p. Moscow, Vysshaya shkola. (In Russian)

15. Milovanova, L. A., Davydenko, V. V. (2015). Kompensatornaya kompetentsiya kak komponent soderzhaniya obucheniya inostrannomu yazyku v usloviyah estestvennonauchnogo profilya [Compensatory Competence as a Component of the Content of Teaching a Foreign Language in the Conditions of a Natural Science Profile]. Izvestiya VGPU. No. 5 (100). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompensatornaya-kompetentsiya-kak-komponent-soderzhaniya-obucheniya-inostrannomu-yazyku-v-usloviyah-estestvennonauchnogo-profilya (accessed: 15.07.2022). (In Russian)

16. Paltridge, B. (2006). Discourse Analysis: An Introduction. 244 p. London, Continuum. (In English)

17. Taguchi, N. (2009). Pragmatic Competence. 364 p. Berlin, New York, De Gruyter Mouton. URL: https://doi.org/10.1515/9783110218558 (accessed: 15.07.2022). (In English)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Moffat, A. D. (2022). Second Language Use Online and Its Integration in Formal Language Learning: From Chatroom to Classroom. 464 p. Channel View Publications. (In English)

19. Bialystok, E. (1981). The Role of Conscious Strategies in Second Language Proficiency. The Modern Language Journal. No. 1(65), pp. 24-35. (In English)

20. Sinitsa, Yu. A. (2000). Formirovanie sotsiolingvisticheskoi kompetentsii v protsesse obucheniya ustnomu inoyazychnomu obshheniyu studentov neyazykovykh vuzov: (v kontekste natsional'noi kul'tury Frantsii): dis. ... kand. ped. nauk [Formation of Sociolin-guistic Competence in the Process of Students' Learning of Oral Foreign Language Communication in Non-Linguistic Universities (In the Context of the National Culture of France): Ph.D. Thesis]. Moscow, 337 p. (In Russian)

21. Bim, I. L. (2010). Tseli i soderzhanie obucheniya inostrannym yazykam. Obshhii podhod k ikh rassmotreniyu [The Goals and Content of Teaching Foreign Languages. General Approach to Their Consideration]. Metodika obucheniya inostrannym yazykam: traditsii i sovremennost'. 464 p. Moscow, Titul. (In Russian)

22. Vorob'ev, G. A. (2003). Razvitie sotsiokul'turnoi kompetentsii budushhih uchitelei inostrannogo yazyka (poisk effektivnykh putei) [Development of Socio-Cultural Competence of Future Foreign Language Teachers (Searching for Effective Ways)]. Inostrannye yazyki v shkole. No. 2, pp. 30-35. (In Russian)

23. Gal'skova, N. D., Gez, N. I. (2009). I. Teoriya obucheniya inostrannym yazykam. Lingvodidaktika i metodika [Theory of Teaching Foreign Languages. Linguodidactics and Methodology]. 336 p. Moscow, Akademiya. (In Russian)

24. Elizarova, G. V. (2005). Kul'tura i obuchenie inostrannym yazykam [Culture and Foreign Language Teaching]. 352 p. St. Petersburg, KARO. (In Russian)

25. Murav'eva, N. G. (2011). Ponyatie sotsiokul'turnoi kompetentsii v sovremennoi nauke i obrazovatel'noi praktike [The Concept of Socio-Cultural Competence in Modern Science and Educational Practice]. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya. Humanitates. No. 9, pp. 136-143. (In Russian)

26. Shchukin, A. N. (2006). Lingvodidakticheskii entsiklopedicheskii slovar': bolee 2000 edinits [Linguodidactic Encyclopedic Dictionary: More than 2000 Units]. 746 p. Moscow, AST. (In Russian)

27. Azimov, Ye. G., Shchukin, A. N. (2009). Novyi slovar' metodicheskih terminov i ponyatii (teoriya i praktika obucheniya yazykam) [New Dictionary of Methodological Terms and Concepts (Theory and Practice of Language Teaching)]. 448 p. Moscow, IKAR. (In Russian)

28. Guseva, O. I., Tokareva, L. V. (2011). Formirovanie uchebno-poznavatel'noi sostavlyayushhei inoyazychnoi kommunikativnoi kompetentnosti [Formation of the Educational and Cognitive Component of Foreign Language Communicative Competence]. Prepodavatel' vysshei shkoly v 21 veke: Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi Internet-konferentsii, pp. 85-93. (In Russian)

The article was submitted on 06.09.2022 Поступила в редакцию 06.09.2022

Литвиненко Елена Владимировна,

старший преподаватель,

Казанский федеральный университет,

420008, Россия, Казань,

Кремлевская, 18.

lena2703@inbox.ru

Шакирова Диляра Шамилевна,

кандидат филологических наук, доцент,

Казанский федеральный университет, 420008, Россия, Казань, Кремлевская, 18. shakirova_ds@mail. ги

Litvinenko Elena Vladimirovna,

Assistant Professor, Kazan Federal University, 18 Kremlyovskaya Str., Kazan, 420008, Russian Federation. lena2703@inbox.ru

Shakirova Dilyara Shamilevna,

Ph.D. in Philology,

Associate Professor,

Kazan Federal University,

18 Kremlyovskaya Str.,

Kazan, 420008, Russian Federation.

shakirova_ds@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.