Тамов А.И. ®
Аспирант, кафедра «Гостиничного и туристического бизнеса», Государственный университет управления
РАЗВИТИЕ КАРАВАНИНГА В РОССИИ
Уровень развития караванинга в Европе показывает, что при должном подходе это направление автотуризма способно стать одним из ключевых в туристской индустрии. Вместе с этим становление отрасли караванинга в Европе проходило в несколько этапов. В общей сложности для достижения современного уровня потребовалось не менее 30 лет. В России караванинг развивается около 10 лет. За это время достигнуты определенные результаты: появился рынок автодомов и караванов, ведущие производители отрасли начали работу в России. Однако в последний год рост отрасли караванинга замедлился. Для определения причин негативных тенденций, перспектив и возможностей развития отрасли был проведен анализ отрасли, представленный в табл. 1.
Таблица 1
Анализ индустрии караванинга
Предпосылки / преимущества:
- мобильность автодома, вариативность путешествия;
- большой потенциал въездного туристского потока (только в Европе насчитывается 5400000 караванеров);
- значительный природно-экологический, историко-культурный и рекреационный потенциал;
- реализация региональных программ по развитию дорожной и придорожной инфраструктуры;
- тенденции к переориентации туристических операторов на внутренний рынок;
- рост объема в России внутреннего туристского потока (около 10% в год);
- положительные тенденции развития «туризма выходного дня», «агро туризма», «экологического туризма», «событийного туризма»;
- факт перенасыщения европейской отрасли караванинга - ожидаемая экспансия в Россию;
- наличие в стране крупных консалтинговых и венчурных компаний, способных стимулировать привлечение компаний из малого и среднего бизнеса;
- наличие особых экономических зон, на территориях которых действует особый режим предпринимательской деятельности;
- развитие информационных ресурсов._
Слабые стороны (недостатки):
- низкий уровень развития придорожной инфраструктуры, нехватка мест размещения (мини отелей, кемпингов, мотелей, отелей, организованных мест отдыха, стоянок);
- низкое качество придорожного сервиса и высокие цены на размещение;
- неоправданно высокие цены на автодома и караваны;
- высокие цены на аренду автодомов и караванов (до 50 % выше, чем в Европе);
- отсутствие поддержки со стороны государства, слабая поддержка на региональном уровне;
- высокие цены на аренду земельных участков в регионах с высокой туристской привлекательностью;
- низкое качество и плотность дорог во многих регионах;
- низкая информированность о существовании караванинга в России, как внутри страны, так и за ее пределами;
- недостаточный уровень маркетингового продвижения (как на внутреннем, так и на внешнем рынках) туристского потенциала России и субъектов;
- отсутствие сильных отраслевых структур (союзов, ассоциаций, клубов, федераций по караванингу и автотуризму);
- пробелы в нормативно-правовом обеспечении;
- отсутствие отечественных производителей
® Тамов А.И., 2010 г.
автодомов и караванов; - высокие таможенные пошлины на импортируемые автодома и караваны; - отсутствие единых норм и стандартов по созданию кемпинговой инфраструктуры; - низкий уровень конкуренции на рынке караванинга, недостаточное число торговых компаний в сфере караванинга; - отсутствие авторизованных сервисных станций для автодомов и караванов; - сложившийся имидж России в Европе, как страны непривлекательной для туризма; - низкий уровень безопасности
Возможности / потенциал: - привлечение инвесторов и развитие инфраструктуры для караванинга; - развитие аренды и лизинга; - поддержка отрасли на государственном и региональном уровне; - рост внутреннего и въездного туризма; - развитие национальных парков; освоение территорий с запретами на стационарное строительство; - развитие информационных ресурсов; - появление отраслевых объединений; - развитие российского производства автодомов; - увеличение числа торговых компаний по продаже и аренде автодомов. Угрозы: - стихийное нерегулируемое развитие отрасли; - сохранение диспропорции между ценой и качеством услуг; - отсутствие внимания к отрасли со стороны федеральной и региональных власти; - сохранение заградительных ввозных таможенных пошлин; - снижение уровня жизни населения.
Среди ключевых вопросов требующих решения для преодоления «застоя» в отрасли караванинга в России, по нашему мнению, следует отметить:
1. Снижение ввозных таможенных пошлин. 35% конечной стоимости автодома и каравана составляет ввозная таможенная пошлина. Указанная пошлина введена для поддержки отечественного авто производителя, однако в России производство караванов и автодомов отсутствует. Аналогичная техника в Европе стоит в 1,6-2 раза дешевле, чем в России.
2. Отсутствие российских производителей автодомов и караванов. По экспертным оценкам европейских производителей, экономическая целесообразность организации производства достигается при гарантированном сбыте \ производстве минимум 2500 тыс. единиц техники ежегодно.
3. Низкий уровень маркетингового продвижения внутреннего туристского продукта, потенциала России. Как показывает европейский опыт, важную роль в популяризации отраслей автотуризма и караванинга играет наличие в Европе отраслевых объединений (федераций, ассоциаций, союзов и клубов), отраслевых выставок, выпуск специализированной справочно-информационной литературы (карты, справочники и т.д.), отраслевых интернет-порталов, международных информационных систем бронирования автодомов и караванов и мест размещения.
4. Отсутствие системы классификации кемпинг-площадок на территории Российской Федерации, при разработке которой представляется целесообразным ориентация на
основные параметры систем классификации принятых и действующих в Европе, при их обязательной адаптации российским условиям.
5. Пробелы в нормативной правовой базе. Отсутствие караванинга в российском законодательстве, увеличение в России разрешенной максимальной массы автодомов и автомобилей с жилым прицепом, относящихся к категории «B» до 4250 тонн (принятая Европейским Парламентом директива).
6. Отсутствие специализированных сервисных станций по обслуживанию автодомов и караванов в России. Основная доля ввозимых в Россию автодомов и караванов базируется на шасси следующих производителей: Mercedes Sprinter, Ford Transit, Fiat Ducato. Как показал опрос торговых компаний действующих на территории России, проблемы гарантийного и сервисного обслуживания ввозимой на территорию России техники, они вынуждены решать собственными силами.
В современной ситуации усилия компаний-производителей техники караванинга, дилерских центров явно недостаточны для преодоления «застоя» отрасли. Перспективы развития во многом зависят от координации бизнеса и органов власти. Положительными моментами является организация в 2009 г. Национальной Ассоциации Караванинга -некоммерческого объединения отрасли, а также проведение первой в России специализированной выставки отрасли караванинга «Караванинг-Автодом».