Научная статья на тему 'Особенности и условия развития кемпинг-индустрии в российской Федерации на примере ЗАО «Автокемпер»'

Особенности и условия развития кемпинг-индустрии в российской Федерации на примере ЗАО «Автокемпер» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4719
444
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КЕМПИНГ-ИНДУСТРИЯ / КЕМПИНГ / КАРАВАНИНГ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ДОМА НА КОЛЕСАХ / CAMPING INDUSTRY / CAMPING / KARAVANING / COMPETITIVENESS / MOBILE HOUSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гритчина Дарья Александровна

В статье рассмотрено развитие кемпинг-индустрии в Российской Федерации. Исследуемый сек­тор индустрии гостеприимства хорошо развит в мире, прежде всего, в Европе и Америке. В Рос­сии развитие он получил сравнительно недавно, но в ближайшем будущем может стать ключе­вым фактором улучшения показателей внутреннего и въездного туризма. Автор рассматривает особенности развития кемпинг-индустрии и показывает условия организации бизнеса в данном секторе экономике на примере ЗАО «Автокемпер».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES AND DEVELOPMENT CONDITIONS OF THE CAMPING INDUSTRY IN THE RUSSIAN FEDERATION ON THE EXAMPLE OF AVTOKEMPER COMPANY

This article considers a development of the Russian camping industry. The studied sector of the industry of hospitality is well developed in the world, in Europe and Americafirst ofall. In Russia it has the development rather recently, but in the near future can become a key factor of improvement of indicators of internal and entrance tourism. The author considers features of camping industry development and shows how business can be organized in this economy sector — on the example of Avtokemper company (sale of auto houses).

Текст научной работы на тему «Особенности и условия развития кемпинг-индустрии в российской Федерации на примере ЗАО «Автокемпер»»

ЭКОНОМИКА СЕРВИСА

УДК 658.64

ОСОБЕННОСТИ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КЕМПИНГ-ИНДУСТРИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ЗАО «АВТОКЕМПЕР»

Гритчина Дарья Александровна, аспирант, [email protected],

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Российская Федерация

В статье рассмотрено развитие кемпинг-индустрии в Российской Федерации. Исследуемый сектор индустрии гостеприимства хорошо развит в мире, прежде всего, в Европе и Америке. В России развитие он получил сравнительно недавно, но в ближайшем будущем может стать ключевым фактором улучшения показателей внутреннего и въездного туризма. Автор рассматривает особенности развития кемпинг-индустрии и показывает условия организации бизнеса в данном секторе экономике на примере ЗАО «Автокемпер».

Ключевые слова: кемпинг-индустрия, кемпинг, караванинг, конкурентоспособность, дома на колесах

Одним из самых популярных видов туризма в Европе и США является караванинг. Под караванингом понимается вид туристского отдыха на караване или автомобиле типа «дом на колесах» (motorhome) со специально оборудованным для жилья кузовом или прицепом. Достижение высокого уровня развития данного вида туризма в Европе и США стало возможным благодаря одновременному увеличению площади дорожного покрытия, развитию придорожной инфраструктуры, сферы производства, продажи и обслуживания домов на колесах, строительству кемпингов и проведению грамотной маркетинговой политики в сфере туризма. Синергетический эффект всех вышеперечисленных компонентов выразился в формировании и постепенном развитии кемпинг-индустрии в современном понимании. Этот процесс занял около 20 лет. Сейчас в общей сложности в данной отрасли занято около 170 тыс. человек, а ее прибыль оценивается в € 4,1 млрд [1, с. 16].

Для России этот вид туризма остается до сих пор новым. Кемпинг-индустрия как основа для развития караванинга только начинает формироваться. В данный момент ее развитие обусловлено существованием автотуризма. Но караванинг как самостоятельная форма автотуризма имеет специфику, технически ос-

нованную на знаниях инфраструктуры, навыках управления крупногабаритным транспортным средством, пользования и обслуживания систем жизнеобеспечения автодома. В связи с этим отраслевая специфика кемпинг-индустрии заключается в том, что кемпинг как средство размещения для караванеров является основой ее развития. Наличие на автодорогах кемпингов играет большую роль в формировании и развитии этой индустрии услуг.

Кемпинг — это специализированное средство размещения, предназначенное для размещения караванеров и оборудованное местами стоянки с подводом электричества, местами для залива воды и слива отходов, стационарным санитарным узлом. В приведенном определении перечислены обязательные условия функционирования кемпинга. В Федеральном законе от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации» кемпинги отнесены к придорожному сервису, но это является лишь частным случаем. Опыт европейских стран показал, что эти средства размещения при определенном культурном и природном окружении могут являться дестинациями для караванеров. Поэтому в большинстве случаев это много-

функциональные комплексы, предоставляющие полный спектр услуг.

Однако в российской практике кемпинг чаще не оснащается оборудованием необходимым для жизнеобеспечения автодома, и понимается как палаточный городок. Кемпингам присущи следующие особенности:

• целевая аудитория — караванеры;

• основная услуга — продажа кемпинг-места

для парковки дома на колесах;

• высокая сезонность;

• расположение у дорог с развитой придорожной инфраструктурой.

Наличие первых двух особенностей позволяет сделать вывод, что неотъемлемой частью развития кемпинг-индустрии является сфера производства и сбыта техники для карава-нинга. В данных рыночных условиях на рынке России функционируют две компании по производству автодомов (ЗАО «Автокем-пер» и ООО «Караванцентр»), но не имеющие полный цикл производства, и около 85 фирм-продавцов домов на колесах, большая часть из которых носит теневой характер. Большие заградительные таможенные пошлины на ввоз техники из-за рубежа в размере 28—45% приводят к тому, что стоимость техники по официально оформленной сделке возрастает в 2—2,5 раза. Импорт новой техники представляет собой сложный процесс, поскольку службы таможенного контроля не имеют опыта работы с такой техникой, что является причиной возникновения многих дополнительных издержек. Деятельность компаний должна быть продиктована их экономической целесообразностью. В решении вопроса главная роль должна быть отведена государству, со стороны которого требуется поддержка отрасли в целом, в том числе сфере производства и обслуживания домов на колесах. Хаотичный характер развития данной сферы в системе кемпинг-индустрии является непосредственной причиной ее неустойчивости.

Передвижение автодомов требует наличия дорожного покрытия и придорожной инфраструктуры, что обеспечивает обязательные условия безопасности, сохранности и полноценного обслуживания техники для караванинга. В соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Россий-

ской Федерации», объект дорожного сервиса — это здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).

По информации Росавтодора, на автомобильных дорогах федерального значения расположено 4 720 пунктов торговли, 4 520 автозаправочных станций, 4 172 пункта питания, 1 099 станций технического обслуживания, 519 медпунктов и 482 мотеля, включая кемпинги. Около 20% объектов придорожного сервиса — это технические и складские помещения, рынки, офисные площади, промышленные постройки. Слабый контроль со стороны государства приводит к тому, что более 50% всех объектов функционирует нелегально, предоставляя опасные для жизни услуги низкого качества, в первую очередь, касающиеся общественного питания. К примеру, на участке протяженностью свыше 300 км автомагистрали «Дон», проходящем по территории Воронежской области, из 294 объектов сервисных услуг менее 6% соответствуют нормативным требованиям, около 12% необходимо адаптировать и реконструировать, 82% не соответствуют требованиям. Отсутствует полностью сервис для караванеров [3, с. 2].

Таким образом, все вышеприведенные факты создают угрозы для развития кемпинг-индустрии, но и являются определенными предпосылками для ее успешного развития. Рынок сейчас не насыщен, поэтому барьеры входа на него очень низкие. Одной из компаний, недавно вышедшей на рынок кемпинг-индустрии, является ЗАО «Автокемпер». Анализ некоторых аспектов ее деятельности может показать потенциал развития бизнеса в этой отрасли РФ.

Компания «Автокемпер» — один из крупнейших российских импортеров и продавцов техники для караванинга и активного отдыха. Деятельность компании очень дифференцирована. Компания состоит из трех подразделений: отдела продаж, отдела сервисного обслуживания домов на колесах и отдела по развитию кемпингов. Отдел продаж техники

для караванинга и аксессуаров представляет 10 ведущих европейских и американских брендов домов на колесах «премиум-класса» и «комфорт-класса».

Услуги отдела продаж можно разделить на несколько составляющих: продажа домов на колесах, продажа аксессуаров, сервисное обслуживание домов на колесах. Каждое подразделение дополняет друг друга и, таким образом, клиент получает весь спектр услуг по приобретению и эксплуатации автодомов. Услуги по строительству и переоборудованию техники для караванинга, предоставляемые в сервисном центре, на российском рынке не предоставляются в том объеме, при котором был бы удовлетворен растущий спрос. Названное направление требует больших трудовых затрат и узкой специализации.

Все товары и услуги компании можно классифицировать как товары особого спроса — товары, обладающие особенными, отличительными свойствами. Это потребительские товары с уникальными характеристиками, такие как мобильность, самодостаточность, вариативность путешествия, ради которых значительные группы покупателей готовы затратить дополнительные усилия.

Покупка автодома не является сама по себе полноценным руководством к началу путешествия. Существует ряд проблем по послепродажному обслуживанию. Например, внесезонное хранение автодома или гарантийное обслуживание. Поэтому ввиду того, что рынок автокемперов и кемпингов в России является молодым, предоставление сопутствующих услуг помогает увеличить ценность основного товара и ускорить его покупку. Поэтому одним из подразделений компании «Автокемпер» является магазин аксессуаров.

Но условия российского рынка заставляют не только дифференцировать услуги, но и грамотно выбирать политику сбыта. При продаже новых автодомов компания напрямую взаимодействует с производителем по контракту. Этот одноуровневый канал сбыта используется всегда ввиду большой начальной заводской стоимости автодома. Таким образом, закупка машин происходит с учетом покрытия текущих издержек и обеспечением возврата вложенных средств, а также получением прибыли. При работе с бывшей в употреблении техникой компания использует две схемы: 1 — прямая продажа, 2 — продажа с зачетом уже имеющейся

машины. Политика компании такова, что внимание и усилия сосредоточены не на том, чем отличаются потребности отдельных групп потребителей (сегментов рынка), а на том, что в этих потребностях общего. С этой целью предлагаются продукты, которые могут быть положительно восприняты максимально широким кругом клиентов. Этим определяется ассортиментная и ценовая политика.

За 2011 год средняя цена поддержанных автодомов составляла 2 233 923 рублей, средняя цена нового автодома — 4 942 000 рублей. При этом цена жилого прицепа начинается от 150 000 рублей. Из этого видно, что целевая аудитория определена широко, но особенно важно, что в нее входят в основном люди в возрасте от 30 лет, которые не только проявляют интерес к путешествиям, но и активно реализуют этот интерес на практике.

Налоги в структуру цены привносят очень большой вклад. Налоги могут составлять до 60% от таможенной стоимости автодома. Указанный факт имеет огромное влияние на перспективы развития данного направления кемпинг-индустрии и должен учитываться государством в первую очередь, потому что предполагает доступность дома на колесах среднестатистическому караванеру. При этом таможенные налоги дополняются пошлинами и платежами по оформлению паспорта сделки, хранению товара на складе СВХ и т. д. Транспортные платежи формируются по договоренности непосредственно с компанией, специализирующейся в этой сфере. Они могут составлять от 20 до 30% от себестоимости автодома. Прибыль компании зависит от стоимости заказа и чаще всего соответствует значениям коридора от 15 до 30% от полной себестоимости.

Несмотря на все барьеры рынка, ЗАО «Автокемпер» показывает положительную динамику своей деятельности. За четыре года компании удалось увеличить оборот в 2 раза и добиться стабилизации прибыли. Основная доля в структуре продаж компании приходится на автодома (82%), что связано с их высокой стоимостью, но в то же время самой рентабельной продукцией являются аксессуары, их рентабельность равна 59%, что на 33% больше, чем аналогичный показатель у автодомов, а общая рентабельность продаж составляет 32%. Высокие показатели, характеризующие эффективность деятельности, определяют огромный потенциал отрасли в целом.

Для того чтобы экономические показатели ЗАО «Автокемпер» не ухудшались, необходимо учитывать угрозы, которые существуют на данном рынке: ожесточение конкуренции, низкие барьеры входа на рынок конкурентов из других регионов. Данные угрозы должны постоянно находиться в поле зрения руководства и устраняться в первостепенном порядке.

Но вместе с тем необходимо использовать те возможности, которые в данный момент существуют на рынке. Наиболее привлекательными возможностями являются следующие: выход на новые сегменты рынка, повышение квалификации обслуживающего персонала, внедрение программ стимулирования сотрудников, проведение маркетинговых исследований по изучению спроса покупателей. Еще одной возможностью, но уже частично использованной, для компании является развитие направления организации сети кемпингов на территории РФ. В 2011 году компания запустила пилотный проект кемпинга «Сокольники» в одноименном парке в городе Москва.

Туристический комплекс «Сокольники» — это современный кемпинг европейского уровня универсального назначения с широкой инфраструктурой для отдыха. Площадь кемпинга рассчитана на 40 автодомов и жилых прицепов. Все стояночные места размечены и оснащены электрическими розетками. Для комфортного отдыха гостей на территории кемпинга расположены туалеты и душевые кабины, мини-прачечная и кухня. Кемпинг был построен в соответствии с требованиями немецкой ассоциации ADAC и соответствует уровню 3 звезды.

Расположение кемпинга на территории парка культуры и отдыха очень выгодно по следующим причинам:

1) парк расположен недалеко от станции метро «Сокольники», шаговая доступность городского общественного транспорта позволяет отправиться на экскурсию по Москве, минуя транспортные пробки и без дополнительных затрат;

2) парк обладает развитой инфраструктурой и сетью питания;

3) в парке большое количество аттракционов и прокатов различной техники;

4) ежегодно в павильонах Выставочного центра «Сокольники» проводится свыше 50 российских и международных выставок. Кемпинг позиционирует себя как место

размещения для иностранных туристов, при-

ехавших в столицу с культурно-познавательными целями. Выбрав такое место расположения, кемпинг придерживается концепции зеленого туризма, то есть предлагает к вниманию не только культурные ценности Москвы, но еще и природные ресурсы.

Кемпинг «Сокольники» работает в низшем ценовом сегменте. Это трехзвездочный кемпинг, представляющий себя именно в этом сегменте и предоставляющий ряд услуг, отвечающих требованиям именно этой звездности, согласно немецкой системе «ADAC». Кемпинг сосредоточил свою деятельность как на индивидуальных клиентах, так и на организованных группах. Комплексом предложен маленький ассортимент дополнительных услуг и, как следствие, небольшой диапазон цен, поэтому остается возможность захвата большей доли рынка именно в данной нише.

Положение дел предприятия сферы гостеприимства во многом зависит от финансовых показателей. В реалиях 2012 года кемпинг показал тенденцию к улучшению всех показателей по сравнению с 2011 годом. Прежде всего, это связано с повышением уровня фактической загрузки, и, как следствие, прибыли. В 2012 загрузка увеличилась на 4,5%, объем реализации при этом увеличился на 26%.

Средняя цена за машино-место в кемпинге в 2011 году составила около 975 рублей/сутки. Это подтверждает политику компании: работа в низшем ценовом сегменте. Ведь по России этот показатель также составил около 1500 рублей/сутки. Средняя цена реализации кемпинг-места в московских кемпингах «Крылатское» и «Рус-Отель» составляет 1000 рублей и 750 рублей соответственно.

Основным конкурентом кемпинга «Сокольники» является кемпинг «Суздаль». Они следуют различной политике ценообразования, что вызывает отличия в восприятии цен. Цена основной услуги кемпинга «Суздаль» выше на 100 рублей, чем в исследуемом предприятии, но в указанную цену включена электроподзарядка автодома, что в прайс-листе «Сокольники» является отдельно оплачиваемой услугой. Это позволяет предприятиям маневрировать на рынке, оптимизируя цену услуг. У кемпингов остается достаточно большое маркетинговое пространство, что обусловлено средними ценами на услуги размещения в 2*—3* гостиницах Москвы и России в целом. В «Сокольники» цена кемпинг-места на 82%

меньше, чем средняя стоимость проживания в гостиницах Москвы, которая составляет 1750 рублей/сутки [2, с. 2].

Такая политика цен является приемлемой для кемпингов, ввиду особенностей целевой аудитории. Основными клиентами кемпинга являются караванеры от 40 лет и старше. Люди старшего возраста путешествуют чаще и очень чувствительны к цене, поэтому они поощряют все возможные скидки. Почти все гости кемпинга приезжают с культурно-познавательными целями в столицу на 2—3 дня. Как уже было сказано ранее, целевая аудитория кемпинга — иностранные гости, что подтверждает их доля — 93%. Численность женщин и мужчин почти равна, объясняется это тем, что большая доля караванеров путешествует семейными парами.

Особое значение при осуществлении анализа цены услуги предприятия имеет исследование ее структуры. Структура себестоимости услуг показала, что большую часть в структуре цены составляют постоянные затраты, что характерно для данного бизнеса, но является причиной убыточности на ранних этапах. Совокупные издержки по основной услуге в 2012 году в 1,3 раза превышают установленную цену и составляют 715 рублей. Указанный подход позволяет создать привязанность к услуге компании со стороны караванеров, но в дальнейшем вызывает трудности в связи с повышением цен. В кемпинге самыми прибыльными являются услуги размещения животного и мини-прачечной.

В сравнении с отделом по продаже техники для караванинга чувствительность к изменению цен клиентов кемпинга намного выше. Караванеры рассматривают такой вид отдыха как очень дешевый, не требующий больших затрат для покупки кемпинг-места. В связи с этим необходимо введение множества дополнительных услуг, что поможет намного быстрее покрыть постоянные издержки и увеличить валовый доход.

Что касается сбытовой политики, то основной акцент служба продаж кемпинга делает на работу с агентами, которыми являются туроператоры. Как правило, это зарубежные туроператоры, существующие на рынке сравнительно недавно. Самым крупным партнером является итальянский туроператор La Strada. Они только начинают осваивать российское

направление. Этот канал является самым прибыльным, обеспечивает максимальную загрузку кемпинга и продажу дополнительных услуг. Повышению ценности услуги способствует эффективная работа подразделений инфраструктуры кемпинга, характеризующая инженерно-техническое обеспечение услуги. Оборудованию кемпинг-места уделяется очень большое внимание, потому что именно предоставление инфраструктуры места для автодома является основной услугой. Первым показателем звездности стоянки является количество метров, предназначенных для парковки одного дома на колесах.

Корпоративный рынок для кемпинга является одним из перспективных каналов сбыта. Основная работа направлена на работу с компаниями и ассоциациями. Корпоративные продажи, так же как и прямые продажи, не требуют максимально низких цен, а также выплат различных комиссионных вознаграждений. Главным компонентом при работе с данными направлениями является стимулирование продаж за счет различных бонусных программ.

Таким образом, анализируя сбытовую политику кемпинга «Сокольники», можно отметить, что используется несколько каналов сбыта, тем самым оставляя возможность повышения загрузки и прибыли, а также снижения риска. Наибольшую долю выручки приносит сотрудничество с турфирмами иностранных государств, эффективность которого составляет 88,1%. На внутреннем рынке данный канал не является эффективным. В России отсутствуют туроператоры, предлагающие туры для караванеров, поэтому компания ЗАО «Автокемпер» совместно с «Лигой караванеров» сама осуществляет продвижение такого вида отдыха на внутренний и внешний рынок, организуя различные встречи, конференции и выставки.

При формировании ассортимента и структуры кемпинг учитывает, с одной стороны, спрос на данные виды услуг, а с другой — наиболее эффективное использование всех видов ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Данные показывают, что и основные, и дополнительные услуги имеют положительную динамику в разрезе 2011 и 2012 годов. По итогам 2012 года доход увеличился на 38% и составил 871 301 рубль за сезон. Объем основных услуг увеличивается за счет увеличения за-

грузки, а дополнительных — за счет введения в 2012 году новой услуги проката инвентаря.

Но темп роста дополнительных услуг в процентном выражении намного выше, чем основных услуг. При увеличении объема реализации основных услуг на 35%, рост дополнительных услуг составил 97%. Но в реальном выражении оказываемые услуги не внесли значительный вклад в формирование дохода и составили 6,7% от общего дохода. Туристы на автодомах редко пользуются прачечной и интернетом, потому что их транспорт самодостаточен в этом смысле. Но в то же время около 90% туристов интересуется услугой организации экскурсий по Москве. Это может стать новым перспективным видом дополнительной услуги в кемпинге.

В 2012 году за сезон с мая по август клиенты обеспечили комплексу загрузку около 16%, что является низким показателем по Москве за год, где для гостиниц категории 3* этот показатель равен 67%, по данным Knight Frank [2, c. 3], а для хостелов — 60%. Но в условиях развития рыночных отношений любой продукт должен быть конкурентоспособен.

Одним из комплексных методов оценки гостиничного предприятия по сравнению с конкурентами является методика построения конкурентного профиля. Группой конкурентов «Сокольники» на внутреннем рынке можно назвать кемпинги «Суздаль» (об этом уже говорилось выше), кемпинг «Рус-Отель», кемпинг «Союз». Это обусловлено их территориальным расположением и звездностью. Кемпинг «Рус-Отель» и кемпинг «Союз» функционируют в Москве, как и кемпинг «Сокольники». Но прямым конкурентом является кемпинг «Суздаль» в одноименном городе, потому что он находится в туристическом центре, в непосредственной близости от достопримечательностей, использует ту же ценовую политику, имеет направленность на корпоративных клиентов, позиционирует себя как кемпинг, отвечающий европейским стандартам.

На внешнем рынке выявить конкурентов сложнее, потому что они не являются прямыми. Это обусловлено их особенностями, большей вместимостью, более широким ассортиментом услуг и т. д. Но по критерию расположения и звездности кемпинг Hotel & citycamping Berlin в Берлине может исполнять роль базы сравнения в данной оценке.

Согласно используемой методике построения конкурентного профиля, необходимо

по каждой характеристике, представленной в таблице 1, оценить кемпинги и трансформировать баллы в единую систему оценок. Наглядный конкурентный профиль кемпинга «Сокольники» по отношению к основным конкурентам, кемпингу в Суздале и в Германии, приведен выше в таблице. Серым цветом отмечено положение «Сокольники» относительно кемпинга «Суздаль», а черным — относительно кемпинга в Берлине.

По итогам анализа общая сумма баллов заметно ниже у комплекса в Суздале. Кемпинг «Сокольники» находится на втором месте по отношению к конкурентам. Это обусловлено слабыми местами, которыми являются ассортимент услуг, квалификация, автоматизация, маркетинговые стратегии, реклама, среднегодовая загрузка. Сильными сторонами являются средняя цена номера, текучесть кадров. Показатель оценки маркетинговой стратегии нельзя оценивать как положительный, хоть он и одинаков у всех объектов, потому что абсолютное его значение невысокое и требует, тем самым, улучшения и доработок. Наибольшие отклонения значений факторов «Сокольники» получил в группе, характеризующей структуру гостей и загрузку кемпинга. Дело в том, что с началом функционирования кемпинга «Суздаль», все маршруты туроператоров стали прокладываться и через город Суздаль, и через Москву с обязательной остановкой в кемпингах. Таким образом, поток туристов был перенаправлен в Суздаль, что и обеспечило в кемпингах почти равнозначную загрузку. К тому же в кемпинге «Суздаль» Московский союз караванеров создал учебный комбинат по подготовке менеджеров по развитию кемпингов. Это является большим упущением для кемпинга в Москве, и может усилить конкурентную позицию «Суздаль» в будущем.

Среднегодовая загрузка кемпинга в Берлине оказалась намного выше. Этот показатель определяется развитостью данной отрасли в Германии и всей совокупной деятельностью предприятия, которая оценена по всем факторам намного выше, что представлено на конкурентном профиле кемпинга «Сокольники». Единственный показатель, по которому «Сокольники» получил превосходство — это доля корпоративных туристов. Hotel & citycamping Berlin не имеет практики проведения слетов многочисленных отраслевых ассоциаций, вблизи не расположено инфраструктуры

Конкурентный профиль кемпинга «Сокольники»

Таблица 1

Показатели Отклонения позиции кемпинга относительно Hotel & city-camping Berlin — черный; относительно «Суздаль» — серый) Степень приоритетности

-2 -1 0 1 2

Репутация (имидж) кемпинга 1 степень

Квалификация менеджеров высшего звена 2 степень

Автоматизация управления кемпингом 3 степень

Текучесть кадров 2 степень

Средняя цена, рублей/сутки 1 степень

Ассортимент услуг 2 степень

Качество услуг 1 степень

Среднегодовая загрузка, % 1 степень

Доля номерного фонда, сданного в аренду 3 степень

Доля индивидуальных туристов 2 степень

Доля групповых туристов 1 степень

Доля корпоративных туристов, % 2 степень

Маркетинговая стратегия 2 степень

Каналы сбыта 1 степень

Реклама 2 степень

Источник: составлен автором

для организации выставок и ярмарок, чем может отличиться «Сокольники».

Таким образом, проанализировав деятельность кемпинга «Сокольники» и сравнив его с кемпингом в Берлине, можно заключить, что в «Сокольники» соблюдаются все требования немецкой автомобильной ассоциации ADAC в части технического оснащения, благодаря чему кемпингу была присвоена звезд-ность. Но оценка маркетинговой деятельности показала необходимость проведения всестороннего анализа рынков сбыта по итогам предстоящих сезонов, расширение спектра оказываемых услуг, в том числе и бесплатных, совершенствование коммуникационной политики, то есть обеспечение ее направленности не только на конкретных потребителей, но и на посредников (средств массовой информации, конкурентов, других участников рынка).

В целом, параметры оценки компаний необходимо рассматривать как резервы повышения их конкурентоспособности. Конечно, «Сокольники» не может снижать издержки за счет эффекта масштаба, но есть возможность пользоваться своей репутацией первооткрывателя рынка. Кемпинг имеет ограниченные возможности привлечения бизнес-туристов, но может использовать такой канал сбыта, как групповые туристы.

Совокупные результаты деятельности компании ЗАО «Автокемпер» показывают, что развитие бизнеса в кемпинг-индустрии является перспективным направлением. За 4 года компания преодолела точку безубыточности и начала получать прибыль. Рентабельность продаж отдела техники для караванинга и аксессуаров составляет 32%, а кемпинга «Сокольники» — 10,9%, при этом динамика в годовом исчислении сохраняется только положитель-

ная. Успех компании заключается в комплексном развитии всех компонентов кемпинг-индустрии. Но в то же время выполнение роли новатора заставляет сталкиваться со многими проблемами, в решении которых приходится обращаться к опыту зарубежных стран, где этот вид туризма хорошо развит. Очень важно

организовать этот опыт с учетом российской специфики. Преодоление ошибок прошлого и эффективный менеджмент могут превратить новое направление развития индустрии гостеприимства России в одно из ключевых, что наглядно демонстрирует практический опыт компании ЗАО «Автокемпер».

Литература

1. Международная Федерации Кемпинга и Караванинга: электр. версия статьи. 2012. URL: http://ficc.org/dglr. php (дата обращения: 07.01.2013).

2. Обзор рынка гостиничных услуг: электр. версия статьи. 2012. URL: http://www.knightfrank.ru/research/page1/ issue1420/ (дата обращения: 23.12.2012).

3. Экономика «Дорожное строительство»: электр. версия журнала. 2012. № 5690 (17). URL: http://www. rg.ru/2012/01/27/trassy. html (дата обращения: 25.12.2012).

FEATURES AND DEVELOPMENT CONDITIONS OF THE CAMPING INDUSTRY IN THE RUSSIAN FEDERATION ON THE EXAMPLE OF AVTOKEMPER COMPANY

Gritchina D. A., graduate student of Rossiyskiy ekonomicheskiy universitet imeni

G. V. Plekhanova [Plekhanov Russian Economic University], Moscow, Russian Federation,

email: [email protected]

This article considers a development of the Russian camping industry. The studied sector of the industry of hospitality is well developed in the world, in Europe and Americafirst ofall. In Russia it has the development rather recently, but in the near future can become a key factor of improvement of indicators of internal and entrance tourism. The author considers features of camping industry development and shows how business can be organized in this economy sector — on the example of Avtokemper company (sale of auto houses).

Keywords: camping industry, camping, karavaning, competitiveness, mobile houses

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Reference:

1. Mezhdunarodnaya Federatsii Kempinga i Karavaninga [International Camping and Karavanina Federation, Internet version]. Available at: www.ficc.org/dglr.php (accessed January 7, 2013).

2. Obzor rynka gostinichnykh uslug [Hotel services market review, Internet version]. Available at www.knightfrank.ru/ research/page1/issue1420/ (accessed December 23, 2012).

3. Ekonomika «Dorozhnoe stroitel'stvo» [Economy «Road construction», Internet version]. № 5690 (17), 2012. Available at: www.rg.ru/2012/01/27/trassy.html (accessed December 25, 2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.