Научная статья на тему 'Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли'

Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
474
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарченко Наталья

В статье рассмотрены вопросы развития кадрового потенциала компаний-резидентов Парка высоких технологий. Проанализированы направления сотрудничества Парка высоких технологий с системой образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problems of the High technologies park resident companies personnel potential development. The possible cooperation spheres of the High technologies park and the educational institutions have been analyzed.

Текст научной работы на тему «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли»

Развитие

кадрового

потенциала

отрасли

Наталья Макарченко,

заместитель начальника отдела маркетинга и развития администрации Парка высоких технологий

Взаимодействие с системой высшего образования является одним из приоритетных направлений деятельности администрации Парка высоких технологий. Это связано с интенсивным развитием ПВТ, в котором каждый год создается несколько тысяч новых рабочих мест, в среднем 10 ежедневно. По статистике 75% персонала - молодежь в возрасте до 30 лет. В основном это выпускники вузов и частично студенты старших курсов, которые проходят производственную практику и трудоустраиваются в компании-резиденты ПВТ. Так, в прошлом году в них была принята на работу почти тысяча выпускников белорусских высших учебных заведений. Однако потребности Парка в кадрах обеспечиваются не в полной мере, поэтому администрация ПВТ проводит многокомпонентную образовательную

политику, направленную на устранение данной проблемы, и с этой целью реализует ряд мероприятий. В первую очередь это установление прямых контактов с руководством крупнейших университетов Минска, Гродно, Гомеля, Витебска и Бреста, а также деканами всех основных профильных факультетов.

Кроме того, в ведущих вузах страны компаниями-резидентами ПВТ создано более 60 совместных научно-производственных лабораторий на общую сумму свыше 4,5 млн долл. Некоторыми из них разработаны специальные образовательные курсы, интегрированные в учебный процесс профильных кафедр. Так, специалисты «Артокс Лаб» в течение 2012-2013 гг. проводили спецкурс на тему «Интернет-маркетинг» в БГУ и БГУИР. В этих же вузах компания «Научсофт» обучала студентов тестированию,

.Net, Java, «ЭПАМ Системз» -.Net, SFT. и т.д. На базе своей лаборатории в БГУ «АйБиЭй АйТи Парк» организовал курсы по бизнес-анализу в среде IBM Cognos BI, основам работы с ПО IBM SPSS Modeler, многомерному статистическому анализу данных в экономике, управлению корпоративными информационными системами и проч. Причем преподают все перечисленные дисциплины сами сотрудники этих компаний.

В 2012 г. лаборатории начали создаваться не только на базе технических вузов, но и в непрофильных университетах и колледжах. К примеру, на факультете менеджмента Белорусского государственного экономического университета будущие экономисты получили возможность изучать современные технологии автоматизированных систем управления процессами предприятия SAP. Была открыта также совместная лаборатория в Минском государственном высшем радиотехническом колледже, где студенты изучают векторную графику и осваивают навыки проектирования и дизайна. В марте прошлого года первая лаборатория ПВТ была образована в гуманитарном вузе - Минском государственном лингвистическом университете. На ее базе готовят функциональных тестировщиков, в перспективе начнут обучать технических писателей и бизнес-аналитиков для ИТ-отрасли.

Новой формой взаимодействия с системой высшего образования стало открытие филиалов кафедр университетов на площадях компаний-резидентов ПВТ. В 2012 г. начали работу две кафедры Гродненского государственного университета, с сентября 2013-го - шесть ка-

Коммуникации. Право. Экономика. Управление Экономика и организация производства

Техника и технологии Архитектура и строительство

Педагогика Профессиональное образование

Искусство и дизайн. Гуманитарные науки Естественные науки

Сельское и лесное хозяйство Садово-парковое строительство

Здравоохранение. Социальная защита Физкультура и спорт. Туризм и гостеприимство

39.1

24,3

15,0

I 5,4 6,6

Прочие

3,8

3,3

2005/06 2012/13

Студенты по профилю образования (в процентах к общей численности студентов)

43.1

20,7

5,9

федр БГУ и БГУИР, в ноябре 2013 г. - кафедра прикладной математики и технологий программирования Брестского государственного университета им. А.С. Пушкина. Здесь сотрудники компаний-резидентов Парка не только проводят занятия, но и участвуют в итоговой аттестации студентов. Данная модель укрепляет теоретическую подготовку практическими навыками реализации ИТ-проектов, позволяет внедрять в учебный процесс результаты вузовских научных исследований, обеспечивает дальнейшее трудоустройство в ИТ-отрасли. Всего в Парке уже действует более 10 филиалов кафедр белорусских вузов.

Созданный в 2011 г. Образовательный центр Парка высоких технологий уже через год обучил на долгосрочных курсах по востребованным в ИТ-индустрии направлениям около 500 человек, значительная часть из которых трудоустроилась в ПВТ. В нынешнем году будет подготовлена почти тысяча специалистов.

Кроме того, при Парке планируется открыть университет, который станет одним из ведущих учреждений образования в области информационных технологий в Европе. Он будет построен в виде кампуса, все его учебные корпуса, научно-исследовательские лаборатории, библиотеки, кафе, апартаменты для зарубежных

12 января 2012 г. состоялась торжественная церемония открытия Белорусско-Индийского учебного центра в области ИКТ, созданного на базе Парка высоких технологий

Тренинг профессора Кента Миллингтона, университет штата Юта (США), по коммерциализации технологий и развитию бизнеса

Школьники во время проф-ориентационных мероприятий в компаниях-резидентах ПВТ

научно-педагогических кадров и общежития для студентов территориально будут расположены в непосредственной близости друг от друга.

Свою лепту в пополнение кадровой составляющей вносит и Белорусско-Индийский учебный центр в области ИКТ. Его инфраструктура была создана в соответствии с Межправительственным соглашением при поддержке Правительства Республики Индия и включает в себя учебно-практическую лабораторию, действующую на базе администрации ПВТ, а также четыре региональных учебных центра на базе Гомельского, Витебского, Гродненского и Брестского государственных университетов, объединенных в единый образовательный комплекс посредством системы видео-конференц-связи. Здесь бесплатно повышают квалификацию преподаватели профильных кафедр вузов страны. В 2011-2013 гг. ведущими отечественными и зарубежными экспертами было проведено более 50 мероприятий по актуальным темам в сфере ИКТ, в которых приняли участие более 650 преподавателей из 20 высших учебных заведений страны. Кроме того, более трех тысяч студентов прошли обучение на базе филиалов в Брестском, Гомельском, Гроднен-

ском и Витебском университетах. На нынешний учебный год запланировано свыше 40 таких мероприятий. В 2010 и 2012 гг. десять преподавателей белорусских вузов полгода обучались в Центре разработки передовых компьютерных технологий (C-DAC) в индийском городе Пуна.

Безусловно, нельзя не отметить высокое качество отечественного образования в области точных дисциплин, которое регулярно подтверждают результаты участия белорусов в престижных соревнованиях, чемпионатах и олимпиадах. В прошлом году наши школьники завоевали 6 медалей на международной олимпиаде по математике, 5 - по физике и 4 - по информатике.

По итогам 2012 г. в пятерку сильнейших вузов мира попал, заняв 5-е место согласно рейтингу онлайнового проект-организатора соревнований по программированию TopCoder (США) в номинации «Алгоритмическое программирование», Белорусский государственный университет. При этом он обошел Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Варшавский, Шанхайский и Пекинский университеты, Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко, Стэнфордский университет и др.

В прошлом году двое белорусских студентов стали финалистами престижного соревнования по программированию и дизайну TopCoder Open и вошли в список 24 сильнейших программистов планеты, которые были отобраны из 5 тыс. претендентов. В финале чемпионата мира по командному программированию ACM ICPC-2013 команда студентов факультета прикладной математики и

информатики БГУ завоевала серебряные медали,опередив соперников из Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и университета Карнеги-Мел-лон (США, Питтсбург). Многократный призер олимпиад по программированию Иван Метельский возглавил список победителей престижного международного состязания Google Code Jam 2013, завершившегося 16 августа в Лондоне. В конкурсе приняли участие более 20 тыс. человек из 162 стран мира.

Тем не менее на протяжении последних лет ИТ-отрасль в той или иной мере столкнулась с нехваткой кадров. На основании прогнозных данных о потребности Парка высоких технологий в дополнительных трудовых ресурсах на период до 2020 г. только существующие компании-резиденты ПВТ готовы ежегодно принимать на работу более 5 тыс. человек. Однако, согласно данным Министерства образования, выпуск из 19 вузов, осуществляющих подготовку по ИТ-специальностям, в 2013 г. составил около 3,2 тыс. человек, в том числе обучающихся в дневной форме получения образования - чуть более 2,5 тыс. Сложившийся дисбаланс между спросом и предложением является основным фактором, сдерживающим дальнейшее развитие ПВТ и отрасли разработки программного обеспечения в целом.

Среди факторов, негативное влияние которых компании-резиденты ПВТ уже ощутили или ощутят в ближайшее время, можно выделить следующие.

Демографическая яма -

значительное падение рождаемости в 1990-е гг. и, как следствие, уменьшение количества

школьников и студентов в нашей республике сегодня -обусловили сокращение в прошлом году количества бюджетных мест в белорусских вузах. Главная причина - снижение численности выпускников 11-х классов. Если в 2012 г. их было 64 тыс., то в 2013-м - примерно на 4 тыс. меньше.

ИТ-компании пока всерьез не столкнулись с последствиями низкой рождаемости и сохраняющейся тенденцией к естественной убыли населения Беларуси с начала 1990-х, однако почувствуют эту проблему начиная с 2015-2016 гг.

Недостаточная популярность технического образования. По итогам вступительной кампании 2013 г. в целом можно отметить увеличение проходных баллов на технические специальности, в том числе на основные профильные, по которым готовятся кадры для отрасли информационных технологий. На большинстве факультетов белорусских университетов средний балл был выше трехсот и превышал аналогичные показатели предыдущего года. К тому же ИТ-специальности по престижности не уступали традиционно популярным. К примеру, для поступления на специальность «информатика и технологии программирования» факультета компьютерных систем и сетей БГУИР абитуриентам нужно было набрать 375 баллов, в то время как проходные баллы на специальности «мировая экономика» и «международные отношения» в БГУ составили соответственно 372 и 364.

Тем не менее, несмотря на рост популярности ИТ-специальностей, гуманитарное направление остается приоритетным для большинства

абитуриентов. Особенно это заметно в областных центрах: если на такие специальности, как «экономика», «международное право», «финансы и кредит», «правоведение» в нестоличных университетах проходные баллы превышали 300, то для поступления на большинство ИТ-специальностей достаточно было набрать менее 250 баллов.

Несмотря на уменьшение приема, экономические и юридические специальности по-прежнему остаются востребованными. В 2012/13 учебном году по ним обучались 39% всех студентов: в государственных вузах - 32%, в частных - 94%. Для преодоления данной тенденции администрацией ПВТ на систематической основе проводятся мероприятия, направленные на повышение престижа технического образования и стимулирование учащихся к продолжению обучения по инженерным, компьютерным и другим техническим специальностям.

Так, в 2012-2013 гг. Парк высоких технологий с экскурсиями посетили более 1000 школьников из Минска, Солигорска, Барановичей, Новополоцка, Молодечно, Воложина и других городов Беларуси. Такие встречи помогают старшеклассникам, раздумывающим над выбором будущей профессии, получить информацию о тенденциях на рынке труда и в дальнейшем при поступлении предпочесть технический вуз. Такие же цели преследует и акция «Неделя знаний в ПВТ», традиционно проводимая в первую неделю сентября администрацией и резидентами Парка. В ней принимает участие все большее количество старшеклассников. Если в 2012 г. их было около

1,5 тыс., то в прошлом - уже более 3,5 тыс. В рамках акции ученики смогли встретиться с представителями администрации ПВТ, компаний-разработчиков программного обеспечения, ряда белорусских вузов и узнать о перспективах трудоустройства в отрасли.

При поддержке компаний-резидентов ПВТ в 2013 г. в г. Новополоцке создана ИТ-академия «РИТМ», деятельность которой направлена на создание условий для раннего раскрытия интересов и склонностей учащихся младших классов к изучению информационных технологий и программирования.

Падение престижа работы школьного учителя и преподавателя вуза. Итоги вступительной кампании 2013 г. показали, что существуют серьезные проблемы, способные помешать развитию кадрового потенциала сферы информационных технологий. Среди них - наблюдающееся на протяжении последних лет невысокое качество знаний абитуриентов в Белорусском государственном педагогическом университете им. М. Танка, а также в вузах областных центров, зачисленных для обучения по физико-математическим педагогическим специальностям. Для поступления на них проходной балл во всех вузах не превысил 140. На бюджетные отделения было подано заявлений намного меньше планируемого набора. Ситуация с преподавателями вузов не менее плачевная. Оставлять в вузе молодых специалистов становится все сложнее из-за невысоких заработных плат и большого объема бумажной работы. Проблема носит системный характер и говорит

о катастрофическом падении престижа профессии школьного учителя и преподавателя вуза.

Для поддержания конкурентоспособности отечественной ИТ-отрасли необходимо принять меры, направленные на увеличение количества обучающихся по ИТ-специальностям, совершенствование качества их подготовки и привлечению в Беларусь иностранных высококвалифицированных программистов и талантливых выпускников вузов. С целью максимального использования серьезного интеллектуального ресурса, которым располагает наша страна, видится целесообразным осуществить следующие мероприятия.

■ Провести анализ распределения выпускников вузов всех форм обучения строго в соответствии с полученной специальностью, определить перечень профессий, наименее востребованных на рынке труда. По статистике, более 40% студентов, получивших образование на платной основе, работают не по специальности. Как известно, в современном мире на рост ВВП непосредственно влияет образование. Но для того чтобы его вклад в экономику страны стал существенным, представляется целесообразным сместить приоритеты с массового высшего образования на подготовку специалистов для потребностей инновационной экономики.

■ На основании результатов анализа провести перераспределение учебно-лабораторных площадей и имеющегося фонда общежитий в пользу инженерно-технических вузов и факультетов, поскольку наборы на них сдерживаются в первую очередь недостатком таких фондов. Вместе с тем

они есть на гуманитарных и экономических факультетах, которые служат для зарабатывания денег вузами. Ведь при практически равной плате за обучение подготовка психолога, лингвиста, экономиста или юриста в 5-6 раз дешевле себестоимости обучения специалиста в области информационных технологий. Поэтому сегодня в негосударственных вузах менее двух процентов всех студентов готовятся по инженерно-техническим специальностям. По экспертным оценкам, более 40% белорусских выпускников изучают общественные науки, экономику и право - против 36% в США и 23% - в Германии. В отличие от непроизводственных профессий потребности рынка в инженерах, которые способны производить продукт, имеющий экспортный потенциал, практически безграничны.

■ Следует предпринять меры для привлечения ИТ-специалистов из-за рубежа, по аналогии со странами, имеющими опыт в этом деле (США, Канада, ФРГ, Чехия, Швеция, Республика Корея и др.). Для этого нужно сократить для айтишников срок рассмотрения заявлений при получении разрешения на постоянное проживание,

а также учесть при определении категорий лиц, имеющих право на переезд в Республику Беларусь на льготных условиях, существующие потребности в иностранных работниках ИТ-компаний.

■ На современном этапе технологического уклада становится все более важным умение создавать и доводить до коммерциализации инновационные проекты. Как показывают исследования, в развитых странах доля малых предприятий, специализи-

рующихся на новых разработках, составляет 70-80%, в России и Беларуси - около 4% от их общего числа. Современная ИТ-индустрия требует не только высококлассных программистов, но и квалифицированных менеджеров, способных открывать новые компании, активно продвигающие собственные высокотехнологичные продукты на мировом рынке. При этом ИТ-профессионалы должны ориентироваться в актуальных вопросах бизнеса, владеть современными подходами и взглядами на эти аспекты. В то же время сложившаяся система образования в нашей стране не в полной мере дает будущим программистам знания и практические навыки в части организации и ведения собственного дела, понимания правовых механизмов, специфичных для ИТ-среды. Чтобы ликвидировать этот пробел, следует усилить подготовку кадров в сфере инновационного предпринимательства. На это будет в том числе направлена работа коворкин-га и бизнес-инкубатора ПВТ, основной целью деятельности которых станет привлечение молодежи в сферу инновационных технологий и стимулирования создания новых «продуктовых» ИТ-компаний.

Реализация перечисленных предложений позволит сократить разрыв между количеством имеющихся ИТ-специалистов и заявленной потребностью отрасли информационных технологий и усилить конкурентоспособность белорусских компаний-разработчиков программного обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.