Развитие
кадрового
потенциала
отрасли
Наталья Макарченко,
заместитель начальника отдела маркетинга и развития администрации Парка высоких технологий
Взаимодействие с системой высшего образования является одним из приоритетных направлений деятельности администрации Парка высоких технологий. Это связано с интенсивным развитием ПВТ, в котором каждый год создается несколько тысяч новых рабочих мест, в среднем 10 ежедневно. По статистике 75% персонала - молодежь в возрасте до 30 лет. В основном это выпускники вузов и частично студенты старших курсов, которые проходят производственную практику и трудоустраиваются в компании-резиденты ПВТ. Так, в прошлом году в них была принята на работу почти тысяча выпускников белорусских высших учебных заведений. Однако потребности Парка в кадрах обеспечиваются не в полной мере, поэтому администрация ПВТ проводит многокомпонентную образовательную
политику, направленную на устранение данной проблемы, и с этой целью реализует ряд мероприятий. В первую очередь это установление прямых контактов с руководством крупнейших университетов Минска, Гродно, Гомеля, Витебска и Бреста, а также деканами всех основных профильных факультетов.
Кроме того, в ведущих вузах страны компаниями-резидентами ПВТ создано более 60 совместных научно-производственных лабораторий на общую сумму свыше 4,5 млн долл. Некоторыми из них разработаны специальные образовательные курсы, интегрированные в учебный процесс профильных кафедр. Так, специалисты «Артокс Лаб» в течение 2012-2013 гг. проводили спецкурс на тему «Интернет-маркетинг» в БГУ и БГУИР. В этих же вузах компания «Научсофт» обучала студентов тестированию,
.Net, Java, «ЭПАМ Системз» -.Net, SFT. и т.д. На базе своей лаборатории в БГУ «АйБиЭй АйТи Парк» организовал курсы по бизнес-анализу в среде IBM Cognos BI, основам работы с ПО IBM SPSS Modeler, многомерному статистическому анализу данных в экономике, управлению корпоративными информационными системами и проч. Причем преподают все перечисленные дисциплины сами сотрудники этих компаний.
В 2012 г. лаборатории начали создаваться не только на базе технических вузов, но и в непрофильных университетах и колледжах. К примеру, на факультете менеджмента Белорусского государственного экономического университета будущие экономисты получили возможность изучать современные технологии автоматизированных систем управления процессами предприятия SAP. Была открыта также совместная лаборатория в Минском государственном высшем радиотехническом колледже, где студенты изучают векторную графику и осваивают навыки проектирования и дизайна. В марте прошлого года первая лаборатория ПВТ была образована в гуманитарном вузе - Минском государственном лингвистическом университете. На ее базе готовят функциональных тестировщиков, в перспективе начнут обучать технических писателей и бизнес-аналитиков для ИТ-отрасли.
Новой формой взаимодействия с системой высшего образования стало открытие филиалов кафедр университетов на площадях компаний-резидентов ПВТ. В 2012 г. начали работу две кафедры Гродненского государственного университета, с сентября 2013-го - шесть ка-
Коммуникации. Право. Экономика. Управление Экономика и организация производства
Техника и технологии Архитектура и строительство
Педагогика Профессиональное образование
Искусство и дизайн. Гуманитарные науки Естественные науки
Сельское и лесное хозяйство Садово-парковое строительство
Здравоохранение. Социальная защита Физкультура и спорт. Туризм и гостеприимство
39.1
24,3
15,0
I 5,4 6,6
Прочие
3,8
3,3
2005/06 2012/13
Студенты по профилю образования (в процентах к общей численности студентов)
43.1
20,7
5,9
федр БГУ и БГУИР, в ноябре 2013 г. - кафедра прикладной математики и технологий программирования Брестского государственного университета им. А.С. Пушкина. Здесь сотрудники компаний-резидентов Парка не только проводят занятия, но и участвуют в итоговой аттестации студентов. Данная модель укрепляет теоретическую подготовку практическими навыками реализации ИТ-проектов, позволяет внедрять в учебный процесс результаты вузовских научных исследований, обеспечивает дальнейшее трудоустройство в ИТ-отрасли. Всего в Парке уже действует более 10 филиалов кафедр белорусских вузов.
Созданный в 2011 г. Образовательный центр Парка высоких технологий уже через год обучил на долгосрочных курсах по востребованным в ИТ-индустрии направлениям около 500 человек, значительная часть из которых трудоустроилась в ПВТ. В нынешнем году будет подготовлена почти тысяча специалистов.
Кроме того, при Парке планируется открыть университет, который станет одним из ведущих учреждений образования в области информационных технологий в Европе. Он будет построен в виде кампуса, все его учебные корпуса, научно-исследовательские лаборатории, библиотеки, кафе, апартаменты для зарубежных
12 января 2012 г. состоялась торжественная церемония открытия Белорусско-Индийского учебного центра в области ИКТ, созданного на базе Парка высоких технологий
Тренинг профессора Кента Миллингтона, университет штата Юта (США), по коммерциализации технологий и развитию бизнеса
Школьники во время проф-ориентационных мероприятий в компаниях-резидентах ПВТ
научно-педагогических кадров и общежития для студентов территориально будут расположены в непосредственной близости друг от друга.
Свою лепту в пополнение кадровой составляющей вносит и Белорусско-Индийский учебный центр в области ИКТ. Его инфраструктура была создана в соответствии с Межправительственным соглашением при поддержке Правительства Республики Индия и включает в себя учебно-практическую лабораторию, действующую на базе администрации ПВТ, а также четыре региональных учебных центра на базе Гомельского, Витебского, Гродненского и Брестского государственных университетов, объединенных в единый образовательный комплекс посредством системы видео-конференц-связи. Здесь бесплатно повышают квалификацию преподаватели профильных кафедр вузов страны. В 2011-2013 гг. ведущими отечественными и зарубежными экспертами было проведено более 50 мероприятий по актуальным темам в сфере ИКТ, в которых приняли участие более 650 преподавателей из 20 высших учебных заведений страны. Кроме того, более трех тысяч студентов прошли обучение на базе филиалов в Брестском, Гомельском, Гроднен-
ском и Витебском университетах. На нынешний учебный год запланировано свыше 40 таких мероприятий. В 2010 и 2012 гг. десять преподавателей белорусских вузов полгода обучались в Центре разработки передовых компьютерных технологий (C-DAC) в индийском городе Пуна.
Безусловно, нельзя не отметить высокое качество отечественного образования в области точных дисциплин, которое регулярно подтверждают результаты участия белорусов в престижных соревнованиях, чемпионатах и олимпиадах. В прошлом году наши школьники завоевали 6 медалей на международной олимпиаде по математике, 5 - по физике и 4 - по информатике.
По итогам 2012 г. в пятерку сильнейших вузов мира попал, заняв 5-е место согласно рейтингу онлайнового проект-организатора соревнований по программированию TopCoder (США) в номинации «Алгоритмическое программирование», Белорусский государственный университет. При этом он обошел Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Варшавский, Шанхайский и Пекинский университеты, Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко, Стэнфордский университет и др.
В прошлом году двое белорусских студентов стали финалистами престижного соревнования по программированию и дизайну TopCoder Open и вошли в список 24 сильнейших программистов планеты, которые были отобраны из 5 тыс. претендентов. В финале чемпионата мира по командному программированию ACM ICPC-2013 команда студентов факультета прикладной математики и
информатики БГУ завоевала серебряные медали,опередив соперников из Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и университета Карнеги-Мел-лон (США, Питтсбург). Многократный призер олимпиад по программированию Иван Метельский возглавил список победителей престижного международного состязания Google Code Jam 2013, завершившегося 16 августа в Лондоне. В конкурсе приняли участие более 20 тыс. человек из 162 стран мира.
Тем не менее на протяжении последних лет ИТ-отрасль в той или иной мере столкнулась с нехваткой кадров. На основании прогнозных данных о потребности Парка высоких технологий в дополнительных трудовых ресурсах на период до 2020 г. только существующие компании-резиденты ПВТ готовы ежегодно принимать на работу более 5 тыс. человек. Однако, согласно данным Министерства образования, выпуск из 19 вузов, осуществляющих подготовку по ИТ-специальностям, в 2013 г. составил около 3,2 тыс. человек, в том числе обучающихся в дневной форме получения образования - чуть более 2,5 тыс. Сложившийся дисбаланс между спросом и предложением является основным фактором, сдерживающим дальнейшее развитие ПВТ и отрасли разработки программного обеспечения в целом.
Среди факторов, негативное влияние которых компании-резиденты ПВТ уже ощутили или ощутят в ближайшее время, можно выделить следующие.
Демографическая яма -
значительное падение рождаемости в 1990-е гг. и, как следствие, уменьшение количества
школьников и студентов в нашей республике сегодня -обусловили сокращение в прошлом году количества бюджетных мест в белорусских вузах. Главная причина - снижение численности выпускников 11-х классов. Если в 2012 г. их было 64 тыс., то в 2013-м - примерно на 4 тыс. меньше.
ИТ-компании пока всерьез не столкнулись с последствиями низкой рождаемости и сохраняющейся тенденцией к естественной убыли населения Беларуси с начала 1990-х, однако почувствуют эту проблему начиная с 2015-2016 гг.
Недостаточная популярность технического образования. По итогам вступительной кампании 2013 г. в целом можно отметить увеличение проходных баллов на технические специальности, в том числе на основные профильные, по которым готовятся кадры для отрасли информационных технологий. На большинстве факультетов белорусских университетов средний балл был выше трехсот и превышал аналогичные показатели предыдущего года. К тому же ИТ-специальности по престижности не уступали традиционно популярным. К примеру, для поступления на специальность «информатика и технологии программирования» факультета компьютерных систем и сетей БГУИР абитуриентам нужно было набрать 375 баллов, в то время как проходные баллы на специальности «мировая экономика» и «международные отношения» в БГУ составили соответственно 372 и 364.
Тем не менее, несмотря на рост популярности ИТ-специальностей, гуманитарное направление остается приоритетным для большинства
абитуриентов. Особенно это заметно в областных центрах: если на такие специальности, как «экономика», «международное право», «финансы и кредит», «правоведение» в нестоличных университетах проходные баллы превышали 300, то для поступления на большинство ИТ-специальностей достаточно было набрать менее 250 баллов.
Несмотря на уменьшение приема, экономические и юридические специальности по-прежнему остаются востребованными. В 2012/13 учебном году по ним обучались 39% всех студентов: в государственных вузах - 32%, в частных - 94%. Для преодоления данной тенденции администрацией ПВТ на систематической основе проводятся мероприятия, направленные на повышение престижа технического образования и стимулирование учащихся к продолжению обучения по инженерным, компьютерным и другим техническим специальностям.
Так, в 2012-2013 гг. Парк высоких технологий с экскурсиями посетили более 1000 школьников из Минска, Солигорска, Барановичей, Новополоцка, Молодечно, Воложина и других городов Беларуси. Такие встречи помогают старшеклассникам, раздумывающим над выбором будущей профессии, получить информацию о тенденциях на рынке труда и в дальнейшем при поступлении предпочесть технический вуз. Такие же цели преследует и акция «Неделя знаний в ПВТ», традиционно проводимая в первую неделю сентября администрацией и резидентами Парка. В ней принимает участие все большее количество старшеклассников. Если в 2012 г. их было около
1,5 тыс., то в прошлом - уже более 3,5 тыс. В рамках акции ученики смогли встретиться с представителями администрации ПВТ, компаний-разработчиков программного обеспечения, ряда белорусских вузов и узнать о перспективах трудоустройства в отрасли.
При поддержке компаний-резидентов ПВТ в 2013 г. в г. Новополоцке создана ИТ-академия «РИТМ», деятельность которой направлена на создание условий для раннего раскрытия интересов и склонностей учащихся младших классов к изучению информационных технологий и программирования.
Падение престижа работы школьного учителя и преподавателя вуза. Итоги вступительной кампании 2013 г. показали, что существуют серьезные проблемы, способные помешать развитию кадрового потенциала сферы информационных технологий. Среди них - наблюдающееся на протяжении последних лет невысокое качество знаний абитуриентов в Белорусском государственном педагогическом университете им. М. Танка, а также в вузах областных центров, зачисленных для обучения по физико-математическим педагогическим специальностям. Для поступления на них проходной балл во всех вузах не превысил 140. На бюджетные отделения было подано заявлений намного меньше планируемого набора. Ситуация с преподавателями вузов не менее плачевная. Оставлять в вузе молодых специалистов становится все сложнее из-за невысоких заработных плат и большого объема бумажной работы. Проблема носит системный характер и говорит
о катастрофическом падении престижа профессии школьного учителя и преподавателя вуза.
Для поддержания конкурентоспособности отечественной ИТ-отрасли необходимо принять меры, направленные на увеличение количества обучающихся по ИТ-специальностям, совершенствование качества их подготовки и привлечению в Беларусь иностранных высококвалифицированных программистов и талантливых выпускников вузов. С целью максимального использования серьезного интеллектуального ресурса, которым располагает наша страна, видится целесообразным осуществить следующие мероприятия.
■ Провести анализ распределения выпускников вузов всех форм обучения строго в соответствии с полученной специальностью, определить перечень профессий, наименее востребованных на рынке труда. По статистике, более 40% студентов, получивших образование на платной основе, работают не по специальности. Как известно, в современном мире на рост ВВП непосредственно влияет образование. Но для того чтобы его вклад в экономику страны стал существенным, представляется целесообразным сместить приоритеты с массового высшего образования на подготовку специалистов для потребностей инновационной экономики.
■ На основании результатов анализа провести перераспределение учебно-лабораторных площадей и имеющегося фонда общежитий в пользу инженерно-технических вузов и факультетов, поскольку наборы на них сдерживаются в первую очередь недостатком таких фондов. Вместе с тем
они есть на гуманитарных и экономических факультетах, которые служат для зарабатывания денег вузами. Ведь при практически равной плате за обучение подготовка психолога, лингвиста, экономиста или юриста в 5-6 раз дешевле себестоимости обучения специалиста в области информационных технологий. Поэтому сегодня в негосударственных вузах менее двух процентов всех студентов готовятся по инженерно-техническим специальностям. По экспертным оценкам, более 40% белорусских выпускников изучают общественные науки, экономику и право - против 36% в США и 23% - в Германии. В отличие от непроизводственных профессий потребности рынка в инженерах, которые способны производить продукт, имеющий экспортный потенциал, практически безграничны.
■ Следует предпринять меры для привлечения ИТ-специалистов из-за рубежа, по аналогии со странами, имеющими опыт в этом деле (США, Канада, ФРГ, Чехия, Швеция, Республика Корея и др.). Для этого нужно сократить для айтишников срок рассмотрения заявлений при получении разрешения на постоянное проживание,
а также учесть при определении категорий лиц, имеющих право на переезд в Республику Беларусь на льготных условиях, существующие потребности в иностранных работниках ИТ-компаний.
■ На современном этапе технологического уклада становится все более важным умение создавать и доводить до коммерциализации инновационные проекты. Как показывают исследования, в развитых странах доля малых предприятий, специализи-
рующихся на новых разработках, составляет 70-80%, в России и Беларуси - около 4% от их общего числа. Современная ИТ-индустрия требует не только высококлассных программистов, но и квалифицированных менеджеров, способных открывать новые компании, активно продвигающие собственные высокотехнологичные продукты на мировом рынке. При этом ИТ-профессионалы должны ориентироваться в актуальных вопросах бизнеса, владеть современными подходами и взглядами на эти аспекты. В то же время сложившаяся система образования в нашей стране не в полной мере дает будущим программистам знания и практические навыки в части организации и ведения собственного дела, понимания правовых механизмов, специфичных для ИТ-среды. Чтобы ликвидировать этот пробел, следует усилить подготовку кадров в сфере инновационного предпринимательства. На это будет в том числе направлена работа коворкин-га и бизнес-инкубатора ПВТ, основной целью деятельности которых станет привлечение молодежи в сферу инновационных технологий и стимулирования создания новых «продуктовых» ИТ-компаний.
Реализация перечисленных предложений позволит сократить разрыв между количеством имеющихся ИТ-специалистов и заявленной потребностью отрасли информационных технологий и усилить конкурентоспособность белорусских компаний-разработчиков программного обеспечения.