Научная статья на тему 'Пвт: высокие технологии образования'

Пвт: высокие технологии образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емельянович Ирина

Парк высоких технологий Республики Беларусь наряду с новейшими решениями и разработками в области информационных технологий реализовывает ряд образовательных проектов. Речь идет о системе подготовки кадров, которая во многом соответствует лучшим международным стандартам.Подтверждением этому являются выступления белорусских студентов на чемпионатах мира по программированию, где представители республики постоянно занимают призовые места. Об особенностях национальных образовательных программ в сфере ИТ рассказывает директор администрации ПВТ, кандидат юридических наук Валерий Цепкало.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HI-Tech Park: high technologies of education

The article presents the interview with the head of the HI-Tech Park, master of laws, Valery Tsepkalo about the peculiarities of educational programs in the IT-sphere.

Текст научной работы на тему «Пвт: высокие технологии образования»

высокие технологии образования

Парк высоких технологий Республики Беларусь наряду с новейшими решениями и разработками в области информационных технологий реализовывает ряд образовательных проектов. Речь идет о системе подготовки кадров, которая во многом соответствует лучшим международным стандартам. Подтверждением этому являются выступления наших студентов на чемпионатах мира по программированию, где представители республики постоянно занимают призовые места. Об особенностях национальных образовательных программ в сфере ИТ мы разговариваем с директором администрации ПВТ кандидатом юридических наук Валерием ЦЕПКАЛО.

ПВТ:

Валерий Вильямович, подготовка специалистов в таком сложном высокоинтеллектуальном сегменте, как информационные технологии, должна вестись с учетом мировых наработок. В какой степени наша система образования соответствует им?

- Ведущие мировые производители программного и аппаратного обеспечения создали и постоянно совершенствуют собственную систему обучения и контроля знаний. Обучающимся, успешно сдавшим один или несколько экзаменов, присваивается звание сертифицированного специалиста и выдается сертификат соответствующего образца, что позволяет ему работать с программами и на их основе производить новый продукт или услугу, которая будет покупаться во всем мире. Это обусловливает важность международной стандартизации знаний и умений, которыми должны обладать специалисты в области информационных технологий. То есть мировым сообществом разработан типовой набор знаний и умений, которыми должны владеть

ИТ-кадры. Поэтому и отечественные образовательные стандарты, связанные с подготовкой специалистов для этой отрасли, должны учитывать международные требования и включать в свой состав объемы знаний, соответствующие международным рекомендациям. Для этого необходимо не только сертифицированное оборудование и программное обеспечение, но и международные стандарты ИТ-образования, в которых накоплен опыт сотен квалифицированных программистов и педагогов различных стран мира.

- Учебным заведениям чрезвычайно сложно успевать за изменениями в сфере ИТ, настолько быстро обновляются информационные технологии. Поэтому логично, что ПВТ, держащий руку на пульсе новейших достижений, заинтересован во взаимодействии с отечественными вузами, чтобы на выходе получать полноценные квалифицированные кадры. Могут ли компании, входящие в состав ПВТ, сделать университету «заказ» специалистов под себя?

- Начнем с того, что администрация Парка системно и на постоянной основе проводит работу в этом направлении и активно сотрудничает со всеми профильными техническими вузами страны в части совершенствования подготовки востребованных ИТ-специалистов. Выделяются средства на укрепление материально-технической базы вузов, организованы специальные образовательные курсы, проводятся бесплатные семинары и тренинги для преподавателей и практические занятия для студентов. Сегодня действует более 65 совместных учебно-научных лабораторий компаний-резидентов с ведущими вузами, в них инвестировано более 3 млн долл. Лаборатория представляет собой оборудованное компьютерной техникой помещение с презентационными возможностями, где в режиме реального времени можно проводить интернет-конференции и тренинги для преподавателей. Это не просто учебные классы, но и каналы, по которым ПВТ и его резиденты имеют возможность передавать практический опыт в систему высшего образования. Студенты уже на 3-4-м курсе

Синергия знаний

о

X X

5

X

могут стажироваться в определенной ИТ-компании, проходить тренинги, обучаться работе в коллективе, чтобы к окончанию университета успешно влиться в производственный процесс. Кроме того, финансово и организационно поддерживаются различные международные конкурсы и соревнования с участием обучающихся в вузах.

- То есть в основном взаимодействие сводится к созданию совместных лабораторий, откуда студент выходит практически подготовленным к работе в ИТ-компании?

- Большое внимание уделяется также «точечным» мероприятиям, связанным с подготовкой и переподготовкой преподавателей. Для них организованы специальные курсы повышения квалификации, инициативу проведения которых поддержала администрация ПВТ. Учебные заведения, в свою очередь, предоставили список лиц, которые заинтересованы пройти такие курсы, и с 2011 г. в Белинформ-центре работает постоянно действующий семинар, в рамках которого профессорско-преподавательский состав может бесплатно пройти как теоретическую, так и практическую подготовку на базе компаний ПВТ. Такое тесное сотрудничество способствует новому качеству ИТ-образования. Оно становится непрерывным, а специалист, для того чтобы оставаться профессионалом высокого уровня, получает возможность постоянно обучаться, чтобы донести самые актуальные знания до студентов.

В 2009 г. был получен международный грант и создан Белорусско-Индийский учебный центр в сфере информационных технологий. Основной класс центра действует на территории администрации ПВТ, открыты удаленные учебные классы в технических университетах Бреста, Витебска, Гродно и Гомеля. В рамках работы центра в республику уже поступило необходимое оборудование, которое

обеспечивает возможность дистанционного обучения по всем направлениям информационных технологий в русскоязычном пространстве. Предоставленная учебная литература отправлена в региональные вузы. Сформирован каталог из 10 тыс. книг по ИТ-тематике, с помощью которого работники компаний смогут заказать ту или иную нужную им литературу. Стартовали программы по повышению квалификации ИТ-специалистов, а также переподготовке кадров с базовым техническим образованием.

Начала работу новая образовательная программа для преподавателей профильных кафедр. Им предлагается участие в бесплатных практических семинарах, которые ведут высококвалифицированные тренеры из компаний - резидентов Парка. В марте прошлого года прошли 3 практических семинара на тему «Гибкие методологии управления ИТ-проектами». В них приняли участие более 60 педагогов из 10 вузов, которые на практике освоили применение методологий семейства Agile в условиях промышленной разработки программного обеспечения. В ходе первого семинара была использована система видеоконференц-свя-зи, что позволило организовать трансляцию занятий по сети Интернет в режиме онлайн из учебного центра Парка в Минске в Гродненский государственный университет имени Янки Купалы и Витебский государственный университет имени П.М. Маше-рова одновременно. В качестве тренеров выступили ведущие специалисты минского центра разработки «ЭксидженСервисис». Семинар включал в себя как теоретическую, так и практическую часть, где специалисты рассказали о существующих современных подходах к ведению ИТ-проектов, подробно остановились на инженерных и организационных практиках, применяемых в рамках Agile. В ходе занятий преподаватели познакомились с основными концепциями и принципами гибких методологий, освоили

технику совместного конструирования, изучили интеграционное и модульное тестирование.

- В 2011 году начал работу Образовательный центр Парка высоких технологий. Востребованы ли его выпускники на рынке ИТ-услуг?

- За это время подготовлено уже несколько групп слушателей, и подтверждением того, что они нужны ИТ-сектору, является неизменное присутствие на выпуске представителей разных ИТ-компаний. Деятельность центра стартовала первыми образовательными программами: SoftwareTestingEngineer - для подготовки специалистов по тестированию программного обеспечения; JavaDeveloper - для Java-разработчиков. В последующем были запущены NET Developer, С++ Developer, Webdesign, английский для ИТ-специалистов. Обучение на каждой программе включает три уровня: базовый, углубленный, профессиональный, так что любой слушатель имеет возможность пройти путь от новичка до настоящего профессионала. При этом каждая программа представляет собой систему учебных модулей, которые позволяют слушателям гибко формировать программы обучения под свои потребности

и интересы. Образовательный центр ПВТ отличает квалифицированный преподавательский состав с обязательным опытом работы, высокая практическая составляющая в курсах программ и использование современных методов и технологий в учебном процессе. Слушатели получают доступ к учебному порталу, раздаточный материал, а также в случае возникновения вопросов имеют возможность проконсультироваться с преподавателями на форумах, в скайпе, по e-mail. Центр тесно контактирует с компаниями - резидентами ПВТ, что позволяет оказывать поддержку выпускникам в дальнейшем трудоустройстве. Планируется получение гранта Всемирного банка на создание региональ-

ного образовательного центра для стран СНГ по разработке программного обеспечения для мобильных телефонов.

- Устойчивая тенденция последних лет - содействие начинаниям молодых ребят в технологическом предпринимательстве. Есть ли у Парка подвижки в этом деле?

- Действительно, очень важно превратить инновационную идею в успешный стартап, не дать ей пропасть, а наоборот, подтолкнуть ее к развитию. Поэтому в последнее время выходим на новый уровень сотрудничества с вузами. К примеру,

в Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники открылся первый в Беларуси инкубатор бизнес-проектов в сфере информационных технологий. Это подразделение, созданное при поддержке ИТ-компании «Системные технологии», помогает развитию начинающих проектов и предприятий. Здесь студенты и ИТ-предприниматели могут бесплатно получить бизнес- или юридические консультации по своему проекту. Кроме того, специалисты инкубатора объявили о запуске образовательной программы тематических встреч и открытых семинаров. Таким образом, активная поддержка ПВТ всех белорусских технических вузов дает возможность получать практические навыки, современные знания о передовых технологиях. Администрация Парка провела опрос всех компаний-резидентов, предложила обозначить «горячие» темы в этой области и представить свое видение решения проблем. Кроме того, организованы курсы по переподготовке для тех, кто хочет сменить профессию и заняться программированием: после тестирования слушатели будут зачисляться в ИТ-компании. Сейчас на 5 вакансий программиста приходится только 1 специалист. А ведь основа инновационной экономики - это грамотные кадры. Сегодня весь

мир стимулирует техническое образование. Эту же политику активно внедряет в жизнь и ПВТ.

- Какие еще формы образовательной деятельности в ИТ-сфере выступают реальными инструментами повышения качества подготовки инженеров-программистов?

- Наряду с «Неделями знаний», открытыми дверями для студентов вузов, форумами по программной инженерии мы проводим мастер-классы с выдающимися специалистами, настоящими корифеями в этой области. В начале текущего года Парк организовал очередной тренинг по коммерциализации технологий и развитию бизнеса. С этой целью был приглашен профессор Кент Миллингтон, который поделился со студентами Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники своими знаниями о превращении задумки в эффективный стартап и опытом по повышению доходности бизнеса. Он предложил готовые рецепты коммерциализации идей, которые можно применить и в Беларуси. Слушатели мастер-класса узнали о том, кто такой ИТ-предприниматель

и какими личными и деловыми качествами он должен обладать, каковы общие принципы достижения успеха ИТ-проектов. Кроме того, они ознакомились с электронным учебным пособием «Основы предпринимательства и права в ИТ-сфере», которое разработано проектом ITLegalSolutions при поддержке Парка высоких технологий, научно-технологической ассоциации «Инфопарк» в сотрудничестве с представителями ведущих белорусских ИТ-компаний. Пособие содержит уникальный опыт лучших экспертов этой сферы и ориентировано на обучение будущих специалистов и бизнес-лидеров.

- Но серьезный интеллектуальный ресурс имеется и на уровне средней школы.Ведет-ся ли работа по его задействованию?

- Мы считаем максимальное использование этого потенциала одной из важнейших задач. Парк высоких технологий проводит многокомпонентную образовательную политику, содержащую ряд инновационных инструментов повышения качества высшего инженерного образования. Оно начинается с проектов в сфере средней школы. Именно поэтому там ведется большая пропагандистская, просветительская и профориентационная работа. Администрация ПВТ и представители компаний-резидентов регулярно участвуют в республиканских методических семинарах по информатике, встречаются с педагогической общественностью и учащимися, проводят ознакомительные экскурсии в Парк и организуют чествование победителей международных олимпиад по математике и информатике. ПВТ выступает одним из главных спонсоров Республиканской олимпиады по информатике.

Таким образом, если подытожить сказанное, то специфика образовательных инструментов в сфере ИТ заключается в симбиозе современной науки, образования и бизнеса. Основная форма реализации этих инструментов -осуществление совместных проектов, позволяющих студентам получить не только высокотехнологичные знания, но и встретиться с представителями ведущих мировых и белорусских ИТ-компаний. В неформальной обстановке предоставляется возможность узнать о тенденциях развития отрасли в республике, особенностях основания и ведения собственного бизнеса, истории возникновения популярных белорусских и мировых программных продуктов, интернет-проектов и секретах их успеха. ■

о

X X

5

X

Ирина ЕМЕЛЬЯНОВИЧ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.