белорусские предприятия чаще всего прибегают к реактивному антикризисному управлению.
В последние годы в нашей стране наметилась тенденция роста количества малых предприятий. Однако для успешного их функционирования в постоянно меняющихся условиях необходимо внедрение непрерывного превентивного антикризисного управления. Малый бизнес чаще всего не обладает достаточными финансовыми ресурсами для преодоления проявлений уже наступившего кризиса, но имеет недостаточную маневренность, чтобы их нивелировать или же вовсе не допустить. СИ
Статья поступила в редакцию 14.08.2015 г.
See: http://innosfera.by/2015/11/ management_system
Summary
Over the last few years national economies of the majority of countries, involved into international economic relations, experience deep economic crisis. Therefore enterprises of the countries, including the enterprises of the Republic of Belarus, have to work in a constantly changing environment. In this situation there is a need of implementation of the system the main aims of which are anticipation of crisis situation and its prevention - preventive crisis management system. Small entrepreneurship in the Republic of Belarus is characterized by certain performance features that form the specific conditions for implementation of preventive crisis management system on the enterprises of this type.
Литература
1. Власюк Ю.А. Трансформация предпринимательства в ходе инновационного развития экономики / Сб. науч. ст. междунар. науч.-практ. конференции «Перспективы инновационного развития Республики Беларусь».- Брест, 2011. С. 282-284.
2. Mitroff I.I. and Pearson C.M. Crisis management: A diagnostic guide for improving your organization's crisis-preparedness.-Jossey-Bass International Publishers, San Francisco, 1993.
3.Превентивное антикризисное управление: учеб. пособие / В.М. Распопов, В.В. Распопов.- М., 2015.
4. Морковкина С.С., Панявина Е.А. Механизм обеспечения устойчивого развития малого предпринимательства в условиях возникновения кризисных ситуаций в экономике // Социально-экономические явления и процессы.2011, №12.С.201-205.
5. Закон Республики Беларусь от 18.07.2000 г. №423-3 «Об экономической несостоятельности (банкротстве)». Электронный ресурс: http://www.cbr.ru/SngLav/GetDocument.aspx? DocumentID=1311.
Кузница кадров для «экономики знаний»
Интенсивное внедрение информационных технологий в экономику привело к появлению новой специальности - экономической информатики, которая является интегрированной прикладной дисциплиной, основанной на межпредметных связях информатики, экономики и математики. По этому направлению на экономическом факультете БГУ открыта одноименная кафедра. С ее заведующим кандидатом экономических наук Дмитрием МАРУШКО мы беседуем о том, чему и как учат студентов - будущих экономистов-информатиков.
Отличительной особенностью новых профессий становится междис-циплинарность. Как расширяется перечень учебных курсов специальности «экономическая информатика», как они увязываются друг с другом и с потребностями национальной экономики?
- Междисциплинарость является «изюминкой» специальности. Чтобы понять, какие образовательные программы нужны для ее полноценного обеспечения, мы на постоянной основе осуществляем мониторинг глобальных и национальных тенденций развития ИТ-рынка, проводим тематические круглые столы с потенциальными нанимателями - международными и национальными компаниями, в том числе с резидентами ПВТ, анализируем рынок труда, активно взаимодействуем со студентами. Полученные результаты внимательно изучаются, и готовятся предложения по обновлению содержания учебных планов и программ. Хочу обратить внимание на то, что сегодня не нужно стремиться к увеличению количества специальностей и учебных курсов. Основная задача, на мой взгляд, состоит в актуализации контента уже имеющихся специальностей и придании им большей практической направленности. Этим активно занимается наша кафедра. Мы стремимся к тому, чтобы сделать нашу специальность практико-ориентированной, и работаем над тем, чтобы наши студенты получали только современные конкурентоспособные знания и востребованные на рынке труда практические навыки.
Синергия знаний
- В этой связи расскажите более подробно об экономической информатике: чему можно научиться?
- Многому. Наши студенты на серьезном уровне изучают программирование, ERP, CRM и BI-системы, интернет-маркетинг, основные инструменты моделирования бизнес-процессов и многое другое. Естественно, что кроме специальных учебный план предусматривает изучение общенаучных, общепрофессиональных и социально-гуманитарных курсов. Программа обучения очень насыщенная, ее освоение позволит студентам стать высококвалифицированными и очень востребованными специалистами.
- Где смогут работать ваши выпускники?
- Их знания и навыки востребованы на всех инновационных предприятиях страны. Речь идет как о разработчиках программного обеспечения, высокотехнологичных производствах, научно-исследовательских организациях, так и о других предприятиях, испытывающих потребность в специалистах, имеющих междисциплинарную подготовку. Скажу больше, многие получают первые рабочие места еще студентами. Поэтому я уверен в том, что практически все наши студенты будут трудоустроены еще до своего выпуска.
- Какова емкость рынка и предположительная востребованность специалистов?
- Во всем мире, и наша страна здесь не является исключением, достаточно остро ощущается нехватка квалифицированных специалистов
по всем направлениям, особенно это заметно в ИТ-индустрии. По статистике, ПВТ каждый день создает 10 новых высокотехнологичных рабочих мест. Потребности резидентов парка в кадрах стремительно растут, и ежегодно они готовы трудоустроить более 5 тыс. айтишников. Данная тенденция говорит о том, что количество наших выпускников не покроет открытые потребности компаний, поэтому однозначно необходимо расширять набор студентов на специальность «экономическая информатика». Обращаю внимание, что речь идет только об ИТ-индустрии, которая в основном представлена разработчиками программного обеспечения и вендорами ИТ-услуг. Наши студенты могут проявить себя и в других перспективных направлениях профессиональной деятельности. Получая квалификацию эконо-миста-информатика, они могут стать как айтиш-никами, так и «рафинированными» экономистами. Данная междисциплинарная особенность расширяет границы востребованности наших специалистов и делает их практически неуязвимыми на рынке труда.
- Что можно сказать о состоянии информационного общества и ИТ-индустрии в нашей стране?
- В Беларуси их развитие идет стремительными темпами. Мы с каждым годом занимаем все более высокие позиции в мировых рейтингах. К примеру, по данным Международного союза электросвязи, по рейтингу ИКТ-развития в 2012 г. республика была на 43-м месте, а в 2013-м поднялась уже на 38-е. Если говорить о более ранних периодах, то еще
в 2011 г. мы попали в двадцатку стран, в которых наиболее активно растет количество интернет-пользователей. Что касается ИТ-индустрии, то главным индикатором у нас является ПВТ. Темп роста объема производства и реализации продукции резидентами за прошлый год составил 147%, экспорт услуг по разработке программного обеспечения -585,2 млн долл., темп роста по сравнению с 2013 г. -131%. Такие результаты однозначно подтверждают успешность развития данных направлений в нашей стране. Однако, несмотря на высокие показатели, предстоит проделать большую работу не только для того, чтобы удержать текущие позиции, но и продвинуться вперед. А это очень непросто.
- Достаточен ли уровень развития «экономики знаний» республики по сравнению с другими странами и в чем больше всего нуждается отечественный ИКТ-сектор?
- Сложно дать прямой и однозначный ответ на данный вопрос. Отмечу, что каким бы высоким ни был упомянутый уровень, он всегда будет оставаться неполным, поскольку из-за нехватки ресурсов невозможно обеспечить покрытие постоянно растущих потребностей в полном объеме. Что касается текущих позиций по сравнению с другими странами, то отмечу, что они у нас достаточно серьезные. Если мы посмотрим, например, на глобальный рейтинг конкурентоспособности, то в Беларуси по многим показателям наблюдается стремительный рост, а по некоторым страна временно сохраняет свое положение. На мой взгляд, отечественный ИКТ-сектор нуждается в новых прорывных идеях мирового уровня и привлечении высококвалифицированных специалистов международного класса. Белорусские вузы смогут подготовить такие кадры, если ИТ-компании будут более тесно сотрудничать с вузами. В первую очередь речь об открытии совместных международных образовательных программ, создании центров компетенций на базе учебных заведений, филиалов кафедр и лабораторий, проведении совместных тренингов и участии в реальных проектах. На мой взгляд, ИТ-компании, не понимающие роли и значения образования и науки в их успешной деятельности, не смогут быть успешными на глобальном ИТ-рынке.
- В какой степени у нас развито электронное правительство и что, на ваш взгляд, следует предпринять для его полноценного функционирования?
- Электронное правительство не может стоять в стороне от общих трендов, характерных для информационного общества. Поэтому вполне очевидным является наличие заметных успехов
в республике и в этом направлении. К примеру, в международном рейтинге по уровню развития электронного правительства наша страна поднялась с 61-го места в 2012 г. до 55-го в 2014-м. В Беларуси создается современная ИКТ-инфраструк-тура, но этого недостаточно для полноценного функционирования электронного правительства. Для того чтобы оно работало эффективно и было востребовано, необходимо, в первую очередь, активно демонстрировать или, если хотите, рекламировать те возможности, которые оно предоставляет. Населению, бизнесу и чиновникам важно показать преимущества использования тех электронных услуг и систем, которые доступны уже сегодня. Также необходимо максимально содействовать «выходу» новых и дополнительных онлайн-сервисов. На мой взгляд, реализацию данного направления должно взять на себя специализированное национальное агентство. Кроме того, важно создать также центры компетенций электронного правительства в государственных и общественных организациях для повышения уровня ИТ-грамотности как среди чиновников, так и населения. Обучение будет способствовать более глубокому пониманию всех плюсов е-пра-вительства, что, естественно, повысит интерес к нему. Однако нужно понимать, что для этого недостаточно только ИКТ-инфраструктуры и предоставления госуслуг в режиме онлайн, необходимы серьезные административные преобразования системы государственного управления, направленные на повышение его эффективности.
- С помощью каких мероприятий можно стимулировать информационно-инновационную деятельность национальных предприятий?
- Для того чтобы быть успешным, нужно много учиться. Для этого необходимо участвовать в образовательных программах, международных проектах, выставках и конференциях, изучать лучший отечественный и мировой опыт, проходить стажировки в авторитетных международных организациях, привлекать к обучению отечественных и зарубежных менторов, создавать высокотехнологические альянсы и совместные предприятия. Вот неполный перечень ключевых стимулирующих мероприятий, которые должны быть на «вооружении» каждого предприятия.
- В состоянии ли ваш выпускник прогнозировать социально-экономические процессы, применять математические методы в их исследовании, моделировать хозяйственные ситуации?
- Специалист эпохи «экономики знаний» должен обладать очень широкими компетенциями, большую часть из которых он сможет получить, работая на реальных проектах и решая конкретные задачи. К основным компетенциям я бы отнес: стратегическое мышление, лидерские качества, личный тайм-менеджмент, умение анализировать большие массивы данных, ладить с людьми, управлять финансовыми, экономическими и социальными рисками. Широкомасштабное использование информационных технологий значительно усложнило все процессы, поэтому успешные решения должны быть основаны на грамотном применении классических методов экономико-математического моделирования и управлении всеми видами рисков. Естественно, что специалист нового формата должен уметь «понимать» как отдельные бизнес-направления предприятия, так и в целом всей его хозяйственной деятельности буквально на интуитивном уровне
и «видеть» пути их совершенствования.
- Специализация большинства вузов и образовательных программ в недостаточном объеме коррелирует с реальным сектором экономики. Насколько вашей кафедре удалось сблизиться
с его запросами?
- Мы не понаслышке знакомы с нуждами и потребностями субъектов хозяйствования. В нашем учебном процессе принимают участие как доктора и кандидаты наук, так и представители реального сектора. Мы также приглашаем известных специалистов в качестве гостевых лекторов. Открытые филиалы кафедры позволяют более детально изучать специфику предметной деятельности наших компаний-партнеров, с ними обсуждается содержание учебных программ с целью сделать их более практико-ориентированными. Кроме того, проводим совместные исследования, активно готовим научные статьи, монографии и учебные пособия, организуем круглые столы, конференции, внешние и внутренние тренинги. Интерес к сотрудничеству с кафедрой проявляют известные крупные компании, поэтому количество наших партнеров постоянно увеличивается. Это расширяет базу как для прохождения практики, так и для трудоустройства наших выпускников. Отмечу, что более половины студентов второго-третьего курса уже работают
по своей будущей специальности. Уверен, что это и есть прямое подтверждение того, что нам удается готовить кадры, соответствующие запросам самых требовательных нанимателей. СИ
ИринаЕМЕЛЬЯНОВИЧ