Научная статья на тему 'Не догонять прошлое, а создавать будущее'

Не догонять прошлое, а создавать будущее Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хухлындина Людмила

Разработка стратегии развития университета на современном этапе требует глубокого анализа процессов, протекающих в системе высшей школы как на национальном, так и на международном уровне. В итоговом Коммюнике Всемирной конференции ЮНЕСКО «Новая динамика высшего образования и научных исследований в развитии общества» (2009 г.) особо отмечалась социальная роль и ответственность высшего образования в удовлетворении потребностей современных обществ в вопросах качества подготовки специалистов, развитии межкультурной коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Not to catch up with the past and create the future

The development strategy of the University at the present stage requires a thorough analysis of the processes occurring in higher education both at national and international level. In the final Communiqué of the UNESCO world conference "the New dynamics of higher education and scientific research in the development of society" (2009) highlighted the social role and responsibility of higher education to meet the needs of modern societies in terms of quality of training of specialists, development of intercultural communication.

Текст научной работы на тему «Не догонять прошлое, а создавать будущее»

тема номера

Не догонять прошлое, а создавать будущее

Разработка стратегии развития университета на современном этапе требует глубокого анализа процессов, протекающих в системе высшей школы как на национальном, так и на международном уровне. В итоговом Коммюнике Всемирной конференции ЮНЕСКО «Новая динамика высшего образования и научных исследований в развитии общества» (2009 г.) особо отмечалась социальная роль и ответственность высшего образования в удовлетворении потребностей современных обществ в вопросах качества подготовки специалистов, развитии межкультурной коммуникации.

Людмила Хухлындина,

начальник Главного управления учебной и научно-методической работы БГУ, кандидат исторических наук, доцент

Именно обеспечение качества является жизненно важной функцией в современном высшем образовании, и в ее реализацию должны вовлекаться все заинтересованные стороны. Участники конференции отметили, что для XXI в. характерна тенденция интеграции высшего образования и научных исследований, которая способствует формированию инновационного общества, отвечающего на глобальные вызовы. В свою очередь, инновационное развитие страны диктует необходимость в специалистах качественно нового типа: инициативных, коммуникабельных, имеющих навыки делового общения, владеющих иностранными языками, легко адаптирующихся к изменениям и т.д. Это позволяет сформулировать стратегическую цель нашего образования - повышение его доступности в соответствии с требованиями развития экономики и со-

временными потребностями общества.

Суть инновационного образования можно выразить фразой: «Не догонять прошлое, а создавать будущее». Объем информации, которой владеет наша цивилизация, растет чрезвычайно интенсивно. Так, по подсчетам Университета Беркли, с 1999 по 2005 г. количество информации, произведенной в мире, выросло на 38%. Человечеством ежегодно создается такое ее количество, что ею можно заполнить 500 тыс. библиотек Конгресса США. А по результатам исследования «Цифровая Вселенная», проведенного агентством IDC в 2011 г., объем информации по всему миру возрастает в 2 раза каждые 2 года. Отсюда следует, что образование должно быть ориентировано не столько на передачу знаний, которые постоянно устаревают, сколько на овладение базовыми компетенциями, позволяющими по мере необходимости приобретать знания самостоятельно.

Инновационное образование предполагает обучение в процессе создания новых знаний - за счет интеграции фундаментальной науки, непосредственно учебного процесса и производства. Важно формировать у студентов умение самостоятельно искать и анализировать информацию, ориентироваться на современные ключе-

вые компетенции, воспитывать способность принимать решения в динамичной ситуации, действовать в соответствии с полученными знаниями.

Развитие информационных технологий открывает большие перспективы получения знаний, расширяет возможности по их структуризации. Самое главное - это возможность постоянного обучения, где бы студент ни находился: в аудитории, дома или в электронной библиотеке. Он везде должен иметь доступ к ресурсам, которые формирует университет. Это одна из важнейших составляющих. Для этого мы пошли по пути создания специальных порталов, где выкладываются вузовские ресурсы и одновременно есть возможность общения и постоянного контакта с преподавателем.

Одна из ключевых задач информатизации БГУ - разработка электронных образовательных ресурсов. Первый ее этап -массовое привлечение преподавателей к данному процессу - в целом решен в рамках общеуниверситетской сетевой образовательной платформы е-ипмеге^. Разработаны учебные и учебно-методические материалы в электронном виде почти по 1230 дисциплинам, в том числе для проведения обязательного или факультативного тестирования студентов.

Для этого применяются как сетевая образовательная платформа, так и специализированные программные системы и комплексы. Разработанные электронные материалы выложены на сайтах факультетов. Специальные рубрики, такие как «Студенту. Учебные материалы», хорошо структурированы, включают, как правило, учебные справочные материалы, программы, папки преподавателей с научными

образование, ограненное наукой

статьями, лекциями и другой информацией, программы семинаров и спецкурсов и т.д. Такая структура позволяет легко найти необходимое. Созданы системы проверки программных продуктов, которые позволяют автоматизировать проверку индивидуальных заданий студентов. С 2006 по 2010 г. число компьютеров, используемых в учебном процессе, увеличилось с 2500 до 4450. Смонтирован суперкомпьютерный кластер СКИФ, переданный БГУ безвозмездно ОИПИ НАН Беларуси. Начала функционировать электронная библиотека, обеспечившая массовый доступ к ресурсам в цифровых форматах различным категориям пользователей. Она предоставляет качественно новые возможности для работы с большими объемами данных, обеспечивает интеграцию ресурсов фундаментальной библиотеки БГУ в мировое информационное пространство.

В перспективе предстоит разработать полноценные электронные учебно-методические комплексы, которые смогут использоваться не только в БГУ, но и в других вузах Беларуси и СНГ Пилотные проекты по курсам «Программирование», «Высшая математика», «Психология» и другим отрабатывались в рамках программы Министерства образования «Электронный учебник».

Учебный процесс ориентирован на увеличение доли практической и самостоятельной работы и направлен на

Лабораторные занятия на биологическом факультете

формирование следующих компетенций в инновационной деятельности: пользование глобальными информационными ресурсами, умение работать с методической и учебно-справочной литературой; владение современными средствами телекоммуникаций; применение методов анализа и организации внедрения инноваций; составление договоров на выполнение научно-исследовательских работ, а также договоров о совместной деятельности по освоению новых технологий; осуществление поиска, систематизацию и анализ информации по перспективам развития отрасли, инновационным технологиям, проектам и решениям.

Профессорско-преподавательский состав университета активно внедряет в учебный процесс инновационные технологии образования, которые доказали свою эффективность: обучение в сотрудничестве, в команде; метод проектов; метод кейсов. Бенчмаркинг, тренинги личностного и профессионального роста, бизнес-тренинги, организационно-деятельностные игры, проблемно и проектно ориентированное обучение (творческие мастерские, междисциплинарные проекты, проекты по реальным потребностям заказчиков и др. - вот далеко не полный перечень современных образовательных технологий, применяемых на факультетах БГУ. Успешно реализован кооперативный принцип обучения, активно внедряются в учебный

процесс результаты выполнения НИР кафедр.

Реализуется уникальная программа сотрудничества и развития мобильности в области высшего образования «Эразмус Мундус: внешнее окно сотрудничества». Она способствует формированию единого европейского подхода к высшему образованию и направлена на поднятие его качества и привлекательности. Став участником проекта, наш университет вошел в консорциум двадцатки ведущих вузов Европы и стран СНГ

Подготовка специалистов для инновационной экономики невозможна без тесного сотрудничества с реальным сектором экономики. В связи с этим университетом заключаются договоры о совместной деятельности более чем с 450 предприятиями, организациями, учреждениями. Среди них НПО «Интеграл», РУП «Белмедпре-параты», ГНПО «Планар», ГУ «Республиканский гидрометеорологический центр», предприятия - резиденты ПВТ, институты Академии наук и др. Для повышения эффективности и качества подготовки высококвалифицированных специалистов, магистров, аспирантов, кандидатов и докторов наук по современным направлениям науки в университете создаются совместные кафедры (в том числе двойного подчинения) и их филиалы, учебно-научные центры. Функционирует 14 таких структур. Среди них совместные кафедры и их филиалы в Институте биофизики и клеточной инженерии, Институте физики им. Б.И. Степанова, НПЦ НАН Беларуси по материаловедению, ГУ «Республиканский гидрометеорологический центр», ОАО «Интеграл». В БГУ открыты учебные центры крупных компаний - резидентов ПВТ: «Международный деловой альянс», «ЭПАМ Системз», «Итранзишен», «Тието-Энатор» и др. Создается учебно-научный центр по подготовке кадров для АЭС на базе физического и химического факультетов БГУ, НИИ ядерных проблем БГУ, Объединенного института энергетических и ядерных исследований НАН Беларуси.

К чтению лекций привлекаются крупнейшие ученые НАН Беларуси, Российской академии наук, ведущие специалисты компаний, зарубежных вузов. Среди них -

№10(104) Октябрь 2011 НАУКА И ИННОВАЦИИ 13

тема номера

заведующий отделом дискретной математики Математического института РАН доктор физико-математических наук А.М. Зубков, заместитель директора ОИПИ НАН Беларуси доктор физико-математических наук М.Я. Ковалев, профессор Венского университета П. Фильцмозер, заведующий отделом Института экспериментальной ботаники им. В.Ф. Купревича академик НАН Беларуси В.И. Парфенов, заведующий отделом Центрального ботанического сада НАН Беларуси академик В.Н. Решетников, заместитель директора Института физиологии НАН Беларуси член-корреспондент В.А. Кульчицкий, заведующий лабораторией Института генетики и цитологии НАН Беларуси доктор биологических наук И.А. Гордей и др.

Авторы глобальных прогнозов развития мировой цивилизации в XXI в. выделили 16 направлений, которые будут определять технологический прорыв. Среди них-нано-, био-, энерго- и информационные технологии. Учитывая данные тенденции, университет открывает новые образовательные программы. Начиная с 2007 г. в БГУ появилось 7 новых специальностей, 23 направления специальностей и 44 специализации. Только в 2010 г. открыто 2 новые специальности, 6 направлений специальностей и 11 специализаций, в том числе и в ИТ-сфере. Среди них «Прикладная информатика (по направлениям)» и «Аэрокосмические радиоэлектронные и

информационные системы и технологии», которые обеспечат подготовку кадров в области проектирования и разработки программного обеспечения, аппаратно-программных средств обработки и передачи мультимедийной информации, глобальных навигационных и телекоммуникационных систем, бортовых и наземных информационных комплексов. Такие специалисты будут востребованы при реализации Национальной космической программы, освоении производства новых образцов техники, разработке новых ИКТ.

С 2011 г. открыты 3 новых специальности-«микробиология», «биохимия», «управление информационными ресурсами», новые направления - «физика наномате-риалов и нанотехнологий», «космоаэро-картография» и др. Роль университета в подготовке кадрового потенциала биологического профиля особенно возрастает в связи с реализацией в республике проекта Национального научно-технологического парка в области фармацевтики, нано- и биотехнологий «БелБиоград», который призван обеспечить высокий уровень конкурентоспособности нанобиофарма-цевтической продукции, произведенной на территории Беларуси на внешнем и внутреннем рынках.

Качество образования требует изменений в содержании обучения. Только за последние годы разработано более 80 новых курсов. Так, на биологическом фа-

культете введены такие дисциплины, как «Прикладная геномика», «Трансгенные эукариотические организмы», «Выделение и очистка продуктов биотехнологии». Для студентов химического факультета в соответствии с Национальной стратегией устойчивого развития в учебный план включен предмет «Химия и устойчивое развитие». Новые тенденции в развитии химической промышленности республики нашли отражение в курсах «Электрохимия», «Введение в нанохимию». На физическом факультете разработаны курсы «Физические основы дистанционного зондирования», «Конструкционные материалы ядерных реакторов», «Действие ионизирующей радиации на биологические объекты» и др.

Таким образом, для соответствия требованиям современного общества в БГУ предпринимаются следующие шаги: внедряются новые образовательные технологии - дистанционное образование, телекоммуникационные системы, удаленный доступ к системам универсальных баз данных; разрабатываются электронные учебники и обучающие программы по гуманитарному, естественнонаучному и специальному блокам дисциплин; ведется модернизация действующих и открытие новых специализированных лабораторий. Сегодня мы уверенно смотрим в будущее. У нас есть ясное понимание того, как решать новые масштабные задачи, среди которых: совершенствование содержания и технологий учебно-методического и дидактического обеспечения образовательного процесса инновационного типа, ориентированного на потребности национальной экономики; разработка программы совершенствования профессионализма профессорско-преподавательского состава и повышения его инновационной грамотности и привлечение талантливой молодежи к научно-педагогической деятельности; создание единой информационной научно-образовательной среды университета и партнеров из сферы науки, образования и реального сектора экономики и услуг; повышение рейтинга университета, развитие академической мобильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.