Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КАЧЕСТВ ЛИДЕРА У ПОДРОСТКОВ НА ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЯХ В ШКОЛЕ'

РАЗВИТИЕ КАЧЕСТВ ЛИДЕРА У ПОДРОСТКОВ НА ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЯХ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
961
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕР / ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ТРЕНИНГ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бочанцева Людмила Ивановна, Сосновская Анастасия Игоревна

Статья посвящена исследованию влияния тренинговых занятий на развитие лидерских качеств у подростков. В статье раскрыто понятие лидер, лидерские качества в отечественной и зарубежной психологии, раскрывается понятие тренинга и его влияние на проявления качеств лидера у подростков, определены показатели, влияющие на становление человека-лидера. В экспериментальном исследовании было установлено и доказано влияние тренинговых занятий на формирование и развитие лидерских качеств у лиц подросткового возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бочанцева Людмила Ивановна, Сосновская Анастасия Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF LEADERSHIP QUALITIES IN TEENAGERS IN TRAINING CLASSES AT SCHOOL

The article deals with the study of the impact of training sessions on the development of leadership qualities in adolescents. The article reveals the concept of leader, leadership qualities in domestic and foreign psychology, reveals the concept of training and its influence on the manifestations of leadership qualities in adolescents, defines indicators that affect the formation of a human leader. In the experimental study, the influence of training sessions on forming and development of leadership qualities in adolescents was established and proved.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КАЧЕСТВ ЛИДЕРА У ПОДРОСТКОВ НА ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЯХ В ШКОЛЕ»

УДК 159.9 DOI: 10.31862/2218-8711-2021-1-236-248

ББК 88.6

РАЗВИТИЕ КАЧЕСТВ ЛИДЕРА У ПОДРОСТКОВ НА ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЯХ В ШКОЛЕ

DEVELOPMENT OF LEADERSHIP QUALITIES IN TEENAGERS IN TRAINING CLASSES AT SCHOOL

Бочанцева Людмила Ивановна

Доцент кафедры «Педагогики и психологии», Тюменский государственный университет, кандидат психологических наук E-mail: bochanceva.lyudmila@mail.ru

Bochantseva Lyudmila I.

Assistant Professor at the Department of Pedagogics and Psychology, University of Tyumen (UTMN), Associate Professor, PhD in Education

E-mail: bochanceva.lyudmila@mail.ru

Сосновская Анастасия Игоревна

Студент, Тюменский государственный

университет

E-mail: nasta-2020@bk.ru

Sosnovskaya Anastasia I.

Student, Tyumen State University E-mail: nasta-2020@bk.ru

Аннотация. Статья посвящена исследованию влияния тренинговых занятий на развитие лидерских качеств у подростков. В статье раскрыто понятие лидер, лидерские качества в отечественной и зарубежной психологии, раскрывается понятие тренинга и его влияние на проявления качеств лидера у подростков, определены показатели, влияющие на становление человека-лидера. В экспериментальном исследовании было установлено и доказано влияние тренинговых

Abstract. The article deals with the study of the impact of training sessions on the development of leadership qualities in adolescents. The article reveals the concept of leader, leadership qualities in domestic and foreign psychology, reveals the concept of training and its influence on the manifestations of leadership qualities in adolescents, defines indicators that affect the formation of a human leader. In the experimental study, the influence of training

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Бочанцева Л. И., Сосновская А. И., 2021

занятий на формирование И развитие лидерских sessions on forming and development

В настоящее время общество ставит перед подростками задачи по интенсивному их включению в социальное взаимодействие с людьми и различными социальными институтами.

Подростковый возраст является самым ответственным периодом развития личности. Данный возрастной период связан с возникающей потребностью в самоутверждении и самореализации, которые обусловлены лидерской деятельностью. Безусловно, проблема по раннему выявлению и воспитанию у подрастающего поколения лидерских качеств является предметом изучения педагогики и психологии. Одной из стратегических государственных задач является подготовка будущих лидеров, пользующихся у большинства авторитетом, способных быть примером и оказывать влияние, а также осуществлять управленческие решения. Решение данной стратегической задачи способствует возникновению прогресса в обществе.

Воспитание лидеров должен быть планомерным и целенаправленным процессом. Он должен протекать совместно с процессом обучения и воспитания, а сам обучающийся быть непосредственным его активным участником. В настоящее время в условиях глобальной конкуренции молодому поколению требуются такие сформированные навыки, которые позволят продемонстрировать не только уверенность в себе, свою устойчивую жизненную позицию, но и стремление к постоянному саморазвитию, позитивное влияние на жизнедеятельность коллектива, его эмоциональную атмосферу и пр.

Вопрос «лидерами рождаются» или же «лидерами становятся» до сих пор остается спорным между теоретиками и практиками. Одни утверждают, что некоторые личности от рождения наделены «уникальными способностями», которые делают его лидером, в то время как другие убеждены, что при грамотном комплексном воздействии процессов воспитания, образования, подготовки и имеющегося опыта можно «создать» или сформировать настоящего лидера.

Проблема развития лидерских качеств личности не теряет своей актуальности. Ее зарождение начиналось еще со времен античности и продолжается по настоящее время. Так, первые упоминания об этом явлении можно найти в трудах таких философов, как Конфуций, Платон, Макиавелли, Гегель, Ницше и др. В социологии, философии, политике, истории и психологии рассматривались различные аспекты феномена лидерства. В исследованиях отечественных философов на рубеже Х1Х-ХХ вв. Н. В. Соколова, П. Н. Ткачева, П. А. Сорокина, П. Л. Лаврова «лидерство» было представлено с позиции ценностей, а «лидер» - как человек с определенным набором личностных качеств, которые предопределяют его действия [1].

качеств у лиц подросткового возраста.

of leadership qualities in adolescents was established and proved.

Ключевые слова: лидер, лидерские качества, подростковый возраст, тренинг.

Keywords: leader, leadership qualities, adolescence, training.

Психолого-педагогические исследования представляют наибольший интерес к процессу становления и формирования лидерских качеств у человека. В исследованиях

A. В. Тышковского и А. В. Филиппова [2] раскрыто влияние социально-психологического тренинга на формирование активной позиции личности, структуры мотивации, ценностей и установок, характерных для лидера. У Е. П. Лухменёвой [3] реализовывалась психолого-педагогическая модель формирования лидерских качеств воспитанников кадетского корпуса. В рамках данной модели посредством социально-психологического тренинга с применением разнообразных методических приемов (групповой дискуссии, ролевых игр, невербальных методик, моделирование ситуаций [3]), а также военно-спортивной подготовки происходило формирование лидерских качеств.

В связи с универсальностью социально-психологического тренинга как психологического средства мы предположили, что применение в нем разнообразных приемов и методов будет способствовать формированию различных умений и навыков, а также лидерских качеств у обучающихся подросткового возраста в условиях внеучебной деятельности в общеобразовательной школе.

Так, проведя анализ и обобщение психолого-педагогической литературы нами были рассмотрены понятия «лидерство» и «лидерские качества». В словаре С. И. Ожегова понятие «лидер» трактуется так: «...это глава, руководитель политической партии, общественно-политической организации или вообще какой-нибудь группы людей; человек, пользующийся авторитетом и влиянием в каком-нибудь коллективе» [4]. В другом словаре - Д. Н. Ушакова, лидером называется «вождь, руководитель политической партии, общественно-профессиональной организации» [5].

В переводе с английского leаd - «путь» или «дорога», а лидером является тот человек, чьи идеи открывают новые перспективы для других людей. Лидером является такая «личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы» [6]. Разделяя трактовку Н. К. Ворониной [7], лидер - это личность, воздействующая на окружающих при помощи собственных личностных качеств для достижения значимого результата совместной деятельности. При этом значимым является и то, что действия осуществляются в соответствии с ценностями группы, признающих право лидера на ответственные решения в значимых для них ситуациях.

Рассматривая вопрос о качествах, которыми должен быть наделен лидер, следует отметить, что до настоящего времени, универсальных лидерских качеств так и не выявлено.

B. Н. Вавилкин и Л. В. Ануфриенко отмечают, что существуют различные взгляды исследователей относительно тех качеств, которыми должен обладать лидер [6].

Анализируя 124 исследования, Р. Стогдилл выявил преобладающие личностные качества, присущие лидеру, и выделил из них приоритетные. К таковым качествам он отнес следующие: активность личности, надежность, высокие интеллектуальные способности, постоянное стремление к новым знаниям, ответственное отношение к деятельности, а также компетентность.

Исследования Р. Манн показали, что среди личностных качеств лидера должны быть такие, как толерантность и эмпатия, отсутствие консерватизма, коммуникабельность

и наличие интеллекта, а также различные умения (например, умение приспосабливаться и влиять на окружающих).

В. Н. Вавилкин и Л. В. Ануфриенко изучая историю изучения проблемы лидерства в зарубежной и отечественной психологии отмечают, что существует несколько иной взгляд на доминирующие качества лидера у исследователей А. Лоутон и Э. Роуз. Они «выделили владение искусством межличностного общения, политическое чутье, стойкость и гибкость, личное обаяние, решительность и твердость» [6] в своих действиях, а также дальновидность.

В.Н. Вавилкиным и Л.В. Ануфриенко также рассматривались вопросы основных умений и навыков лидера, а также представлен список базовых лидерских способностей. Так, Т. Дж. Нэфф и Дж. М. Ситрин выделяют «наличие у лидера интеллекта, общительность, активность, самоконтроль, сдержанность и дисциплинированность, а также нормальную и адекватную оценку окружения, неравнодушное отношение к своему делу, положительные установки и желание осуществлять то, что необходимо в данный момент» [6].

В отечественной науке также имеются некоторые исследования по данной проблеме. В трудах Н. К. Михайловского указаны следующие качества - это способность лидера своим примером увлечь за собой других и решительность. У Т. Н. Мальковской мы обнаружили следующую трактовку «лидер» и его качества: «субъект деятельности, готовый принять на себя ответственность в принятии какого-либо решения, способный управлять собой, своими эмоциями и чувствами, готовый помочь определиться в потоке информации и найти реальные варианты решения возникающих проблем, человек ответственный за поступки других людей» [8].

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что лидера определяют его личностные качества как человека, а его лидерский потенциал остается при любых условиях. Поэтому должна существовать возможность по определению или диагностике данных качеств у человека. Разделяя взгляды М. И. Рожкова [9], у лидера ведущими личностными качествами являются инициативность, коммуникабельность, активность и организаторские способности. Данные лидерские качества являются показателями сформированности у подростков в рамках нашего экспериментального исследования.

В рамках своего исследования уточним понятие лидер - это подросток, организующий и управляющий социально значимой деятельностью группы сверстников, которые признают за ним право руководить ими и быть примером в силу личностных качеств.

Теоретический анализ особенностей развития лидерских качеств в подростковом возрасте показал, что, зачастую, лидерские способности уже заметны с детства. Ребенок-лидер не будет ждать, что ему предложат игру или какое-либо занятие, он начнет действовать сам, предлагая сверстникам участвовать в ней и назначая им определенную роль. Ребенок с такими способностями любознателен, наблюдателен и находчив. Природные задатки, которыми человек обладает от рождения, могут послужить фундаментом для формирования на их основе определенных способностей.

Наиболее продуктивным для становления лидерских качеств представляется подростковый возраст. Изучением подросткового возраста занимались многие педагоги и психологи, в частности И. С. Кон, А. В. Мудрик, Л. И. Божович. В период подросткового возраста

происходят существенные перемены. Появляются собственные убеждения и взгляды, происходит формирование индивидуального стиля интеллектуальной деятельности.

Подросткам присуще предъявление высоких требований как к себе самому, так и своему окружению. Общение со сверстниками у них становится необходимостью, это общение дает возможность выражать эмоции, принимать решения, проявлять себя в качестве лидера. В этом возрасте формируется потребность принадлежать к определенной группе, в которой его поймут, оценят, и, возможно, он будет примером. В процессе взаимодействия со сверстниками происходит корректировка собственного отношения и взглядов на окружающее. Именно этот период, по мнению психологов, является благоприятным для формирования лидерских качеств и целеустремленности. Благодаря сформированным лидерским качествам школьник сможет принимать самостоятельные решения, проявлять интеллектуальные и волевые качества, ставить и достигать цель, вести за собой других [8].

Анализ научной литературы показал, что возможным психологическим средством по развитию лидерских качеств у подростков может быть тренинг. Как отмечают практики, тренинг является эффективным методом воздействия на личность для обучения, развития, коррекции ее отдельных сторон или профилактики нарушений. Возможности применения психологического тренинга весьма широки [8].

В 1950-1960-е гг. возник интерес специалистов к применению группового тренинга по сравнению с индивидуальным. В групповой форме работы с подростками происходит смена внутренних установок, расширяются знания, появляется понимание отношения к себе и окружающим людям.

Для проверки гипотезы мы провели психолого-педагогический эксперимент. В эксперименте участвовали подростки 16-17 лет - это обучающиеся старших классов МАОУ «Голышмановская СОШ № 4» Голышмановского городского округа (Тюменская область).

Экспериментальное исследование состояло из трех этапов: констатирующий, формирующий и контрольный. Коротко опишем особенности их проведения.

Цель констатирующего этапа - выявить уровень сформированности лидерских качеств у подростков. В ходе применения специальных диагностических методик были определены уровни сформированности лидерских качеств у подростков. На основе полученных данных были сформированы две группы испытуемых - контрольная и экспериментальная [10].

На формирующем этапе эксперимента была разработана и апробирована тренин-говая программа по развитию качеств лидера у подростков экспериментальной группы. Программа тренинговых занятий разрабатывалась с учетом возрастных особенностей. Были подобраны специальные игры и упражнения, направленные на развитие лидерских качеств - инициативности, коммуникабельности, социальной активности и организаторских способностей.

На контрольном этапе осуществлена проверка эффективности тренинговой программы по развитию лидерских качеств у подростков. Для проведения повторной диагностики были использованы те же методики, что и на констатирующем этапе. Полученные данные подвергались статистической проверке для обнаружения значимых различий в выделенных показателях у испытуемых обеих групп.

С целью изучения уровня сформированности лидерских качеств у подростков были применены:

• диагностика инициативности (автор А. М. Прихожан);

• диагностика уровня коммуникабельности (автор В. Ф. Ряховский);

• диагностика социально-психологической активности личности (авторы Н. П. Фети-скин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов) [11];

• диагностика организаторских способностей (авторы Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов) [11].

В табл. 1 представлены критерии и показатели лидерских качеств, а также методики их диагностики.

Таблица 1

Критерии и показатели лидерских качеств у подростков

Критерии Показатели лидерских качеств Методики диагностики

Инициативность Качество личности, характеризующееся предприимчивостью, склонностью к активным действиям; внутреннее побуждение к чему-либо; выдвижение идей и предложений, направленных на достижение как собственных, так и общественных целей Диагностика инициативности (автор - А. М. Прихожан)

Коммуникабельность Умение личности налаживать контакты, способность к конструктивному общению; умение расположить к себе собеседника и группу людей для достижения определенных целей Диагностика уровня коммуникабельности (автор -В. Ф. Ряховский)

Социально-психологическая активность Качество личности энергично и напористо действовать при решении поставленных задач; интенсивность взаимодействия человека с обществом Диагностика социально-психологической активности личности (авторы - Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов)

Организаторские способности Умение правильно поставить задачу группе, проконтролировать ее выполнение, распределить обязанности и, самое главное, вовремя суметь сориентироваться в создавшейся ситуации Диагностика организаторских способностей (авторы -Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов)

На формирующем этапе эксперимента была разработана и апробирована тренинго-вая программа с целью развития качеств лидера у подростков - участников экспериментальной группы. Испытуемые контрольной группы в тренинге не принимали участие. Программа тренинговых занятий разрабатывалась с учетом возрастных особенностей. Были подобраны упражнения, оказывающие влияние на конкретные формируемые качества лидера (инициативность, коммуникабельность, активность и организаторские способности). Целью программы являлось создание условий для развития лидерского потенциала подростка через активное включение его в тренинговые занятия.

Задачи программы:

• Формирование основных базовых качеств лидера.

• Развитие лидерского потенциала.

• Развитие навыков общения в группе.

В структуру каждого занятия входило вовлечение в работу, то есть упражнения на разогрев группы и создание положительного эмоционального фона. В основную часть мы включали упражнения и игры, направленные на формирование лидерских качеств. В конце тренингового занятия проводилась рефлексия (обратная связь с каждым участником группы).

Вначале на вводном занятии подростки были скованны. Знакомство было молчаливым, неэмоциональным. При выполнении упражнения «Интервью» дети еще плохо понимали, как им следует себя вести, присутсвовало некое стеснение. На втором тренинговом занятии дети чувствовали себя более раскрепощенно. Задавали вопросы о планах и темах следующих занятий. Во второй день все предложенные подросткам упражнения были подвижными. С этого момента адаптация к непривычной форме работы прошла, и дети активно включились в процесс тренинга.

Рассмотрим более детально сущность занятий и действия подростков на примере игры «Лидер - это...». Целью данной игры является формирование активного стиля общения и развитие отношения партнерства в группе. Задача заключалась в определении признаков лидерского поведения, осознании лидерского потенциала. На данную игру отводится 30 мин. Подросткам предоставлялись различные канцелярские материалы (рекламные брошюры, издания, журналы, газеты) для создания коллажа с использованием журнальных заголовков, глянцевых фотографий, рисунков и эскизов от руки или найденных в прессе.

В ходе творческой работы подростки должны были в визуальной форме представить качества, присущие лидеру. В то время как участники тренинга выполняли задание, в комнате звучала энергичная, ритмичная музыка, создающая рабочее настроение, поддерживающая творческий настрой участников. В ходе рефлексии подростки поделились впечатлениями от игры, рассказали, что, на их взгляд, показалось наиболее привлекательным, ярким в работе товарищей.

Для того чтобы проверить эффективность разработанной программы тренинговых занятий мы провели контрольный этап эксперимента. Так, на рис. 1 представлены результаты по методике «Диагностика инициативности» у испытуемых контрольной и экспериментальной групп до и после формирующего этапа эксперимента.

В контрольной группе произошли незначительные изменения - испытуемых с высоким уровнем проявления инициативности стало 50%. Таким подросткам свойственна напористость и предприимчивость, они стараются извлечь как можно больше пользы из сложной ситуации, ищут новые возможности, даже потерпев поражение. Испытуемых со средним уровнем стало больше на 10%. Для таких подростков характерна целеустремленность, умение реализовать свои способности в складывающихся обстоятельствах. Испытуемых с низким уровнем инициативности стало меньше на 10%. Им свойственно отсутствие стремления к самосовершенствованию, неудовлетворенность собственными успехами, нежелание добиваться чего-то большего. В экспериментальной группе были получены следующие результаты: испытуемых с высоким уровнем инициативности стало больше на 30% (было 50% - стало 80%), испытуемых со средним уровнем инициативности стало меньше (было 30% - стало 10%), также стало меньше испытуемых с низким уровнем инициативности, вместо 20% стало 10%.

I

Si

а.

и

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

I II I»

высоким средним

1до после

I I

средним

КГ ЭГ

Уровень проявления инициативности у подростков контрольной и экспериментальной групп до и после формирующего этапа

Рис. 1. Результаты диагностики уровня проявления инициативности у испытуемых контрольной и экспериментальной групп до и после формирующего этапа эксперимента

Результаты динамических изменений по методике диагностики уровня коммуникабельности (автор В. Ф. Ряховский) представлены на рис. 2.

В данной гистограмме видны существенные изменения у испытуемых экспериментальной группы. Высокий уровень коммуникабельности был диагностирован у 40% подростков, а после формирующего этапа эксперимента - у 90%. Для них характерно стремление к налаживанию контактов, наличие и отстаивание своей точки зрения, желание высказываться по

100 90

; 80

3

-, 70

S 60

I 50

m

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

<]j 40

S

£ 30

5 20 10

1до после

I I

высоким средним

I

высоким средним

КГ ЭГ

Уровень коммуникабельности у подростков контрольной и экспериментальной групп до и после формирующего этапа

0

Рис. 2. Результаты диагностики уровня коммуникабельности у испытуемых контрольной и экспериментальной групп до и после формирующего этапа эксперимента

различным вопросам. Такие подростки очень редко отказывают в просьбах, они охотно заво -дят знакомства с новыми людьми. Испытуемых со средним уровнем инициативности стало меньше - 10%. Такие подростки обладают достаточной терпеливостью в общении с другими, отстаивают свою позицию без лишней вспыльчивости. Для них также характерно желание выслушать собеседника. Низкий уровень коммуникабельности (замкнутость, неразговорчивость, предпочтение одиночества) не был обнаружен. В контрольной группе показатели остались на том же уровне, что и на констатирующем этапе эксперимента.

Изменения показателей после формирующего этапа эксперимента по методике диагностики социально-психологической активности личности (авторы - Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов) представлены на рис. 3. По результатам анализа данных гистограммы можно наблюдать положительную динамику. Так, в контрольной группе показатели несущественно изменились. Высокий уровень социально-психологической активности на контрольном этапе был зафиксирован у 40%. Для этих ребят свойственно проявлять инициативу, быстро начинать и продвигать дело вперед. Они не ждут, когда начнут действовать другие.

Подросток с активной установкой действует в любой ситуации оперативно. Количество испытуемых со средним уровнем уменьшилось на 10% (было 50% - стало 40%). Для них свойственно проявление собственной активности в зависимости от конкретной ситуации. Они способны совершить поступок, требующий решительности и упорства, но зачастую предпочитают этого не делать, дают себе время подумать, отойти в сторону. Низкий уровень активности личности после формирующего этапа не изменился. Подростки с этим уровнем по-прежнему не любят проявлять свою активность, не предлагают инициативу. Они ждут, когда кто-то начнет действовать. В основном их состояние характеризуется нерешительностью и неспособностью к инициативным действиям. В экспериментальной группе высокий

I 01 т

I

о.

и

90 80 70 60 50 40 30 20 10

■до

I

I I

высоким средним КГ

I

средним низким ЭГ

Уровень социально-психологической активности у подростков контрольной групп до и после формирующего этапа

0

Рис. 3. Результаты диагностики уровня социально-психологической активности у испытуемых контрольной и экспериментальной групп до и после формирующего

этапа эксперимента

уровень социально-психологической активности был выявлен у 30% испытуемых, а после формирующего этапа эксперимента повысился до 80%. Испытуемых со средним уровнем социально-психологической активности стало меньше - всего 10%. Произошло снижение количества подростков с низким уровнем активности - их стало меньше (10%).

Результаты диагностики организаторских способностей по методике Н. П. Фети-скина, В. В. Козлова, Г. М. Мануйлова представлены на рис. 4. Результаты показали, что в контрольной группе показатели остались на том же уровне. В экспериментальной группе произошли изменения. С высоким уровнем стало 70% подростков. Для них характерно действовать энергично; самостоятельно организовывать и проводить мероприятия, проявлять настойчивость при решении проблемы; стимулировать работу группы сверстников; искать и пробовать новое, они готовы к выдвижению новых идей, предложений, умеют самостоятельно генерировать идеи; знают, как преодолеть трудности.

Подростков со средним уровнем сформированности организаторских способностей стало меньше - 20%. В общих делах они участвуют в зависимости от конкретной сложившейся ситуации. Чаще всего они неактивны в проявлении настойчивости при решении возникающих проблем. С помощью других подростков они способны организовать мероприятие. Подростков с низким уровнем сформированности организаторских способностей стало также меньше - 10%.

Анализируя полученные данные, можно прийти к выводу, что показатели контрольной группы, которая на формирующем этапе эксперимента участия не принимала, практически не изменились. В экспериментальной группе, которая активно учувствовала в реализации тренинговой программы, показатели лидерских качеств по всем четырем диагностическим методикам стали выше по сравнению с теми, которые были выявлены на констатирующем этапе.

80 70

" 60

ос

I 50

га 40

т

I 30

I 20

а и 10

■до

I I II I

высоким средним низким высоким средним низким

КГ ЭГ

Уровень сформированности организаторских способностей у подростков контрольной и экспериментальной групп до и после формирующего этапа

0

Рис. 4. Результаты диагностики уровня сформированности организаторских способностей у испытуемых контрольной и экспериментальной групп до и после

формирующего этапа эксперимента

Для подтверждения достоверности сдвигов в показателях лидерских качеств у испытуемых экспериментальной группы мы применили критерий G. Данный критерий позволяет установить, в какую сторону в целом произошли изменения, произошел ли сдвиг в исследуемых показателях (произошло увеличение значений, уменьшение или значения не изменились).

Данные, полученные у испытуемых экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапах, мы проверили при помощи данного критерия.

Были сформулированы следующие статистические гипотезы:

Гипотеза Но - преобладание типичного (положительного) сдвига в показателях лидерских качеств у испытуемых является случайным.

Гипотеза Н1 - преобладание типичного (положительного) сдвига в показателях лидерских качеств у испытуемых не является случайным.

Проверим данные гипотезы, определив критические значения G-критерия по таблице критических значений [12]. Значение Gэмп совпало с критическим значением зоны значимости Gкр для р < 0,01. Следовательно, можно утверждать, что полученный в результате экспериментального исследования сдвиг в показателях лидерских качеств у подростков статистически значим на 1% уровне. Таким образом, применяя критерий знаков G, нами получены результаты, подтверждающие достоверные сдвиги в показателях: инициативность, коммуникабельность, активность и организаторские способности. Данные сдвиги статистически достоверны. Переформулируем полученный результат в терминах статистических гипотез: поскольку преобладание типичного положительного направления сдвига в данном случае не случайно, то, следовательно, на 1% уровне может быть принята гипотеза Н1 о наличии различий. Гипотеза Но - отклонена [10].

Иначе говоря, применение тренинговых занятий в средней общеобразовательной школе с целью развития лидерских качеств у подростков было эффективным. Полученные данные после формирующего этапа эксперимента показывают положительную динамику. Новизна проведенного исследования заключается в том, что впервые в условиях МАОУ «Голышмановская СОШ № 4» Голышмановского городского округа был создан комплекс специальных условий по развитию лидерских качеств у подростков: осуществлялось систематическое вовлечение подростков в специально организованную деятельность по приобретению лидерского опыта; подросткам была предоставлена возможность для проявления своих личностных качеств и способностей в различных позициях (от исполнителя до организатора) при организации тренинговых занятий; включение различных игр и упражнений в программу тренинговых занятий, ориентированных на формирование инициативности, коммуникабельности, активности и организаторских способностей как лидерских качеств.

Дальнейшие направления исследования возможны в аспектах увеличения эмпирической выборки; составления методических рекомендаций по реализации комплекса психолого-педагогических мероприятий по развитию лидерских качеств у подростков в средних общеобразовательных школах.

Список литературы

1. Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка. М.: АСТ, 2016. 976 с.

2. Тышковский А. В., Филиппов А. В. Социально-психологический тренинг как инструмент развития лидерских качеств личности // Вестник Гуу. 2012. № 2. С. 309-313.

3. Лухменёва Е. П. Социально-психологический тренинг как средство формирования лидерских качеств воспитанников кадетского корпуса // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. № 9. С. 233-235.

4. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М.: Просвещение, 2017. 944 с.

5. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка. М.: ОГИЗ, 2017. 895 с.

6. Вавилкин В. Н., Ануфриенко Л. В. История изучения лидерских качеств у зарубежных и отечественных авторов // Вестн. С.-Петерб. Ун-та Гос. противопожар. службы МЧС России. 2015. № 4. С. 179-184.

7. Воронина Н. К. Теоретико-методологические подходы к воспитанию лидерских качеств подростков в условиях современной гимназии // Вестн. Вятского гос. гуманитар. унта. 2012. № 3-3. С. 116-122.

8. Мальковская Т. Н. Социальная активность старшеклассников. М.: Педагогика, 1988. 139 с.

9. Рожков М. И. Педагогическое сопровождение молодежного лидерства // Вестн. Костромского гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2010. № 2. С. 147-150.

10. Бочанцева Л. И., Городилова М. А. Психологические средства коррекции агрессивного поведения у подростков, воспитывающихся в проблемных семьях // Проблемы современного образования. 2019. № 5. С. 48-62.URL: http://www.pmedu.ru/images/2019-5/05. pdf (дата обращения: 06.07.2020).

11. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Просвещение, 2012. 162 с.

12. Ермолаев О. Ю. Математическая статистика для психологов. М.: Флинта, 2003. 336 с.

13. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. М.: Наука, 2011. 176 с.

14. Ксенофонтова Е. Г. Лидерство как стремление, или исторические тенденции феномена лидерства. М.: Просвещение, 2016. 72 с.

15. Сосновская А. И., Бочанцева Л. И. Социально-психологический тренинг как средство развития целеустремленности подростков // Международный студенческий научный вестник. 2018. № 5. URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=18678 (дата обращения: 08.07.2020).

References

1. Efremova T. F. Sovremennyy tolkovyy slovar russkogo yazyka. Moscow: AST, 2016. 976 p.

2. Tyshkovskiy A. V., Filippov A. V. Sotsialno-psikhologicheskiy trening kak instrument razvitiya liderskikh kachestv lichnosti. Vestnik GUU. 2012, No. 2, pp. 309-313.

3. Lukhmeneva E. P. Sotsialno-psikhologicheskiy trening kak sredstvo formirovaniya liderskikh kachestv vospitannikov kadetskogo korpusa. Aktualnye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk. 2011, No. 9, pp. 233-235.

4. Ozhegov S. I. Tolkovyy slovar russkogo yazyka: 80 000 slov i frazeologicheskikh vyrazheniy. Moscow: Prosveshchenie, 2017. 944 p.

5. Ushakov D. N. Tolkovyy slovar russkogo yazyka. Moscow: OGIZ, 2017. 895 p.

6. Vavilkin V. N., Anufrienko L. V. Istoriya izucheniya liderskikh kachestv u zarubezhnykh i otechestvennykh avtorov. Vestn. S.-Peterb. Un-ta Gos. protivopozhar. sluzhby MChS Rossii. 2015, No. 4, pp. 179-184.

7. Voronina N.K. Teoretiko-metodologicheskie podkhody k vospitaniyu liderskikh kachestv podrostkov v usloviyakh sovremennoy gimnazii. Vestn. Vyatskogo gos. gumanitar. un-ta. 2012, No. 3-3, pp. 116-122.

8. Malkovskaya T. N. Sotsialnaya aktivnost starsheklassnikov. M.: Pedagogika, 1988. 139 p.

9. Rozhkov M. I. Pedagogicheskoe soprovozhdenie molodezhnogo liderstva. Vestn. Kostromskogo gos. un-ta. Ser.: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika. 2010, No. 2, pp. 147-150.

10. Bochantseva L. I., Gorodilova M. A., Psikhologicheskie sredstva korrektsii agressivnogo povedeniya u podrostkov, vospityvayushchikhsya v problemnykh semyakh. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2019, No. 5, pp. 48-62. Available at: http://www.pmedu.ru/ images/2019-5/05.pdf (accessed: 06.07.2020).

11. Fetiskin N. P., Kozlov V. V., Manuylov G. M. Sotsialno-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp. Moscow: Prosveshchenie, 2012. 162 p.

12. Ermolaev O. Yu. Matematicheskaya statistika dlya psikhologov. Moscow: Flinta, 2003. 336 p.

13. Vachkov I. V. Osnovy tekhnologii gruppovogo treninga. Moscow: Nauka, 2011. 176 p.

14. Ksenofontova E. G. Liderstvo kak stremlenie, ili istoricheskie tendentsii fenomena liderstva. Moscow: Prosveshchenie, 2016. 72 p.

15. Sosnovskaya A. I., Bochantseva L. I. Sotsialno-psikhologicheskiy trening kak sredstvo razvitiya tseleustremlennosti podrostkov. Mezhdunarodnyy studencheskiy nauchnyy vestnik. 2018, No. 5. Available at: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=18678 (accessed: 08.07.2020).

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2021, № 1

Статья поступила в редакцию 09.07.2020 The article was received on 09.07.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.