Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИСТИТУТА ЗАЩИТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ НА УКРАИНСКИХ ЗЕМЛЯХ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ХІХ ВЕКА - НАЧАЛО ХХ ВЕКА)'

РАЗВИТИЕ ИСТИТУТА ЗАЩИТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ НА УКРАИНСКИХ ЗЕМЛЯХ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ХІХ ВЕКА - НАЧАЛО ХХ ВЕКА) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
27
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВЫЕ ПРАВА / ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ / ФАБРИЧНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА / ИСТОРИЧЕСКИЙ ПЕРИОД / LABOR RIGHTS / LEGAL INSTITUTION / FACTORY LEGISLATION / JUDICIAL PROTECTION / HISTORICAL PERIOD

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Боева Е.С.

Научная статья посвящена изучению и раскрытию аспектов развития института защиты трудовых прав. Осуществлен анализ правого положения защиты трудовых прав на украинских землях в период со второй половины ХІХ века до октября 1917 года. Определены важность существующих в то время норм фабричного законодательства и их позитивное влияние на формирование современного института судебной защиты трудовых прав.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INSTITUTE OF PROTECTION OF LABOR RIGHTS ON UKRAINIAN LANDS (THE SECOND HALF OF XIX CENTURY - THE BEGINNING OF XX CENTURY)

The scientific article is devoted to the coverage and disclosure of development aspects of human rights protection institution in the labor field. The analysis and generalization of the labor rights protection legal status in the period from the second half of XIX century to October 1917. The importance of existing at that moment regulations of factory legislation and their positive influence on formation of labor rights judicial protection were determined.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИСТИТУТА ЗАЩИТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ НА УКРАИНСКИХ ЗЕМЛЯХ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ХІХ ВЕКА - НАЧАЛО ХХ ВЕКА)»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Боева Е.С.,

кандидат юридических наук (доктор философии), судья хозяйственного суда Запорожской области, Украина

Boieva O.S.,

PhD (Doctor of Philosophy), the judge of the Economic Court of Zaporozhye region, Ukraine

РАЗВИТИЕ ИСТИТУТА ЗАЩИТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ НА УКРАИНСКИХ ЗЕМЛЯХ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА Х1Х ВЕКА - НАЧАЛО ХХ ВЕКА)

DEVELOPMENT OF INSTITUTE OF PROTECTION OF LABOR RIGHTS ON UKRAINIAN LANDS (THE SECOND HALF OF XIX CENTURY - THE BEGINNING OF XX CENTURY)

Аннотация: Научная статья посвящена изучению и раскрытию аспектов развития института защиты трудовых прав. Осуществлен анализ правого положения защиты трудовых прав на украинских землях в период со второй половины Х1Х века до октября 1917 года. Определены важность существующих в то время норм фабричного законодательства и их позитивное влияние на формирование современного института судебной защиты трудовых прав.

Ключевые слова: трудовые права, правовой институт, фабричное законодательство, судебная защита, исторический период

Abstract. The scientific article is devoted to the coverage and disclosure of development aspects of human rights protection institution in the labor field. The analysis and generalization of the labor rights protection legal status in the period from the second half of XIX century to October 1917. The importance of existing at that moment regulations of factory legislation and their positive influence on formation of labor rights judicial protection were determined.

Key words: labor rights, legal institution, factory legislation, judicial protection, historical period

В современных правовых государствах основные права и свободы человека находятся под защитой и гарантируются государством, а в случае нарушения этих прав каждому гарантировано право на судебную защиту нарушаемых или непризнанных прав, свобод. Очевидно, что права человека в сфере труда относятся к социально-экономическим, а институт защиты прав человека в этой сфере является одним из важнейших среди других институтов прав человека, поскольку при условии обеспечения и соблюдения трудовых прав человек может реализовать свое право на свободный выбор труда по своим предпочтениям и обеспечить себе и своей семье достойное существование. Поскольку государство гарантирует судебную защиту трудовых прав, то целесообразно исследовать генезис правового регулирования судебной защиты указанных прав.

Знание истории становления и развития института судебной защиты трудовых прав работников имеет важное значение как для теоретических исследований, так и для правоприменения. Кроме того, знание особенностей развития этого правового института, обобщение исторического опыта должно способствовать дальнейшему совершенствованию защиты трудовых прав на современном этапе.

Вопросы правового регулирования судебной защиты социально-экономических прав человека в сфере труда исследовались такими украинскими учеными, как Н.Б. Болотина, В.С. Венедиктов, В.В. Жернаков, П.И. Жигалкин, И.В. Зуб, Л.И.

Лазор, Н.И. Иншин, А.Р. Мацюк, П.Д. Пилипенко, С.Н. Прилипко, В.И. Прокопенко, А.И. Процев-ский, П. М. Рабинович, В. Г. Ротань, О.Ф. Скакун, В.Н. Скобелкин, Н.Н. Хуторян, Г.И. Чанышева, О. Н. Ярошенко.

В отдельных научных трудах советских, а впоследствии и украинских ученых - О.Н. Волковой, В. М. Догадова, С. С. Каринского, И. Я. Киселева, А. М. Лушникова, А. Е. Пашерстника, В. И. Смолярчука, Е Б. Хохлова раскрывались вопросы генезиса и историографии развития трудового права, однако в них о возможности судебной защиты трудовых прав лишь упоминается - без предоставления каких-либо объяснений относительно перечня исковых требований, которые можно было предъявлять, исковой давности и состояния исполнения судебных решений.

Поэтому в научных трудах вообще не раскрыты вопросы генезиса такого института, как судебная защита трудовых прав. Напомним, что понятие «генеза» (с греческого) или «генезис» (по латыни) в науке означает описание происхождения, возникновения, становления, развитие любого объекта, которое приводит к соответствующему состоянию, виду, явлению.

На сегодняшний день в большинстве учебников и пособий «Трудового права Украины» отсутствуют соответствующие разделы или главы относительно исторического развития трудового права Украины. Только лишь в некоторых учебниках (пособиях) трудового права Украины во вступлении излагается очень коротко исторический аспект

возникновения и развития науки трудового права Украины. В частности, освещение этих вопросов имеет место в учебниках Болотиной Н.Б., Прилип-ко С.Н., Сташкива Б.И., Ярошенко О.Н., Щербины Н.Б. Вопросы оплаты труда в разные периоды украинской государственности были раскрыты в работах В.М. Божко и определенным образом отражены аспекты развития трудовых прав в работах А.М. Олейника.

Актуальность исследования заключается в том, что в условиях адаптации украинского трудового законодательства к системе международных норм в сфере защиты трудовых прав работников, в которой одно из ведущих мест занимает именно возможность каждого защитить свои права и интересы в суде, и, учитывая то, что в Украине продолжается процесс принятия нового Трудового Кодекса, становится понятным, что без знания генезиса института судебной защиты трудовых прав в Украине невозможно построить действительно демократическое правовое государство.

Целью данного исследования является раскрытие аспектов развития института защиты трудовых прав на украинских землях в период со второй половины Х1Х века до октября 1917 года.

В теории трудового права имеется устоявшееся мнение о том, что трудовое право возникло в XIX веке в связи с развитием промышленного производства и широким использованием наемной рабочей силы. Однако, это касается именно процессов нормативного закрепления трудового права - как права защиты наемного работника, а основы возникновения трудовых правоотношений, а вместе с ними и проблем защиты прав наемных работников, существовали за несколько веков до возникновения фабричного законодательства.

В частности, в Древнем Риме еще не существовало оснований для возникновения трудового права как особой отрасли, поскольку в основном работали рабы, права которых не защищались ни в чем. Вопрос о применении труда свободного населения, которое обладало способностью к выполнению определенной работы и это было самостоятельной имущественной ценностью, решался в сфере действия гражданского права - это были договоры найма работ или услуг.

В процессе развития капиталистического хозяйства в промышленно развитых странах Европы институт найма труда претерпел значительные изменения, исходя из принципов гражданского права, поскольку зарождалась новая система законодательной защиты (охраны) прав и интересов работников - как наиболее слабой стороны в договоре. В первую очередь это касалось ограничения принципа свободы договора личного найма - с целью устранения злоупотреблений и произвола работодателей. В частности, законодатель устанавливал те или иные права и обязанности сторон при найме труда, гарантировал получение работником трудового дохода - вознаграждения за свой труд, которое рассматривалось как источник его материального существования, также законодательно охранялись личность работника, его жизнь

и здоровье; ограничивались удержания из заработной платы (в том числе и суммы штрафов, которые накладывались в порядке применения дисциплинарного взыскания). Поскольку для работников, которые жили за счет своего труда, большое значение имела непрерывность трудовых отношений, законодательно устанавливались гарантии для работника при их расторжении.

На территориях, где проживали этнические Украинцы, не было рабовладельческого типа хозяйства, а потому были основания для возникновения определенных зачатков трудового права и института судебной защиты трудовых прав наемных работников, хотя правовое регулирование труда в основном находилось в публично -правовой сфере.

В опубликованных ранее статьях автор раскрывал вопрос генезиса судебной защиты трудовых прав на украинских землях в период с IX века до второй половины XIX века. Данное исследование посвящено генезису фабричного законодательства со второй половины XIX века до октября 1917 года и его роли в становлении и развитии современного института защиты прав человека в сфере труда.

В начале XIX века в Российской Империи (в состав которой входили земли Левобережной Украины и часть земель Правобережной Украины) существовало крепостное право, в основном было развито сельскохозяйственное производство на уровне феодальных отношений, а не развитого аграрного производства. Фабричная и заводская промышленность только набирала обороты, а потому количество наемных работников в заводской промышленности не была значимой и защите их трудовых прав еще не уделялось особого внимания. С развитием промышленного производства (на территории украинских земель в основном открывались или расширялись мануфактуры по производству муки, крупы, масла, тканей, кожи; сахарные заводы; фабрики по изготовлению сельскохозяйственной техники; рудники) нередко возникали протесты и выступления рабочих против произвола владельцев или управляющих этими предприятиями, против жесткой эксплуатации и нечеловеческих условий труда.

То есть, начиная со второй половины XIX века, трудовые отношения и законодательство развивались в Украине в основном на основании фабрично-заводского законодательства Российской империи, поскольку большая часть украинских земель входила именно в ее состав.

С целью ограничения произвола владельцев предприятий и для уменьшения социальной напряженности в Российской Империи были приняты (впоследствии утверждены императором Николаем I) в 1835 году «Положение об отношениях между хозяевами фабричных заведений и рабочими людьми, поступающими на оные по найму» и в 1845 году «Положение Комитета министров «О воспрещении фабрикантам назначать в ночные работы малолетних менее 12 лет».

Эти акты были первыми фабричными законами, однако они не содержали санкций за их невыполнение, не предусматривали создание специальных надзорных органов, в них никоим образом не прослеживалась идея защиты прав работников в суде, но сам факт их принятия имел значение для дальнейшего развития фабричного (трудового) законодательства. К тому времени формированию капиталистических отношений в промышленности мешала крепостная зависимость крестьян.

Отмена крепостного права и другие реформы 60-70-х гг. XIX в. создали условия для развития в Российской Империи, а также на землях Украины, входивших в состав Империи, капиталистического способа производства, а следовательно, это способствовало возникновению не только товарного рынка, но и рынка рабочей силы. Способность к труду становится самостоятельной имущественной ценностью, а потому правовое регулирование труда по аналогии с римским правом сначала закрепляется в сфере гражданского права - как договор о личном найме, согласно которому одно лицо приобретает за вознаграждение право временного пользования услугами другого лица. Такое договорное урегулирование мало чем отличалось от урегулирования феодальных времен, поскольку не устанавливало условий труда, отдыха и т.д., а потому работодатели имели возможность эксплуатировать работников без каких-либо ограничений.

Неудовлетворительное положение работников повлекло за собой ряд массовых забастовок (18581862 годы), что заставило правительство организовать специальные комиссии по упорядочению быта работников (под председательством Шта-кельберга А.Ф., Игнатьева П.М., Валуева П.А.). Однако разработанные ими на основе европейского законодательства проекты законов по улучшению труда рабочих не были подписаны императором [1].

Следствием промышленного переворота в 7080 годах XIX века в Российской Империи стал кризис перепроизводства, происходили массовые сокращения на заводах и фабриках, а это привело к решению вопросов, связанных с использованием детского труда и к дальнейшему развитию законодательства по регулированию отношений между работодателями и рабочими.

Царское правительство вынуждено было принять некоторые законодательные акты по вопросам условий труда, оплаты труда на промышленных предприятиях и создать специальные органы, которые должны были на местах контролировать выполнение законов, приказов и постановлений в сфере наемного труда.

- 1882 гг. - Принят закон «О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах», которым устанавливался 8-часовой рабочий день для малолетних (от 12 до 15 лет), оговаривались специальные правила по охране труда малолетних от 12 до 15 лет, а также несовершеннолетних от 15 до 17 лет (запрет доступа их к вредным и опасным работам). Кроме того, на законодательном уровне создан орган контроля за выполнением правил и

запретов, установленных соответствующим нормативно-правовым актом, а именно - фабричная инспекция при министерстве финансов. Ее аппарат должен был насчитывать 20 человек. За нарушение владельцами или руководством фабрик норм о труде малолетних и несовершеннолетних была установлена ответственность в виде ареста или штрафа. В этом же 1882 году фабричные инспекции на частных предприятиях уже приступили к работе, а в Украине были два округа фабричной инспекции - Киевский (охватывал 7 губерний) и Харьковский (2 губернии)

- 1884 - закон «О школьном обучении малолетних, работающих на фабриках, заводах и мануфактурах»;

- 1885 - закон «О воспрещении ночной работы несовершеннолетним и женщинам на фабриках, заводах и мануфактурах»;

- 03.06.1886 г. - Приняты законы: «Об утверждении проекта правил о надзоре за фабричной промышленностью, о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих и об увеличении числа чинов фабричной инспекции»; «Положение о найме на сельские работы». Первым из этих законов регламентировался порядок найма и увольнения рабочих, а именно, считалось, что выдача рабочему в течение недели стандартной расчетной книжки и принятие этой книжки рабочим свидетельствует о заключении договора найма на условиях, изложенных в книге. Также были урегулированы вопросы оплаты труда, в частности, порядок и сроки выплаты, виды (оплата труда деньгами и оплата купонами для покупки товара в заводских лавках); устанавливался запрет на взыскание процентов за деньги, взятые рабочими в долг, а также запрещалось брать оплату с рабочих за пользование медицинской помощью, за освещение мастерских, за использование средств производства. С рабочих разрешалось взыскивать штрафы только «за неисправную работу», «за прогул» и за «нарушение порядка» и была разъяснена суть этих оснований, устанавливался максимальный размер штрафа, который не должен был превышать 1/3 заработка. Была установлена ответственность фабрикантов за нарушение правил (штрафы или судебное разбирательство по сути нарушения), а на фабричную инспекцию возлагались контроль за соблюдением правил, регулирующих трудовые правоотношения, рассмотрение жалоб рабочих, урегулирования конфликтов, рассмотрение и утверждение такс, табелей, расписаний и правил внутреннего распорядка на фабриках и заводах. Сначала в губерниях, в которых имело место наиболее развитое промышленное производство (в частности, в Санкт-Петербуржской, Московской и Владимировской) были созданы учреждения по трудовым законодательным делам («Присутствия»), в 1886 году такие заведения были созданы еще в 8 губерниях, в 1891 году эти заведения начали действовать в Петро-ковской и Варшавской губерниях, а с 1897 года они стали действовать во всех других губерниях Европейской части России и Царства Польского,

то есть, и на землях проживания этнических украинцев.

- 1890 г. - приняты законы «Об изменении постановлений о работе малолетних, подростков и лиц женского пола на фабриках, заводах и мануфактурах и о распространении правил о работе и обучении малолетних на ремесленные заведения»; «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской и горной промышленности»;

- 1894 г. - образование фабричной полиции;

- 02.06.1897 г. - Принят закон «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской промышленности». Этим законом ограничено рабочий день на фабриках и заводах 11,5 часами для мужчин, а в случаях работы в ночное время, в субботу и перед праздниками - 10 часами. Для женщин было установлено ограничение рабочего дня до 10 часов. Законом запрещалась работа в выходные дни и было установлено 14 праздничных дней. По взаимному согласию рабочие могли работать в выходной день вместо буднего дня, а также возможно было вводить сверхурочные работы - по личной договоренности. Этот Закон вступил в силу с 01.01.1898 г. Действуя во всех губерниях Европейской части империи, то есть на всей территории украинских земель, которые были в составе Российской Империи (в том числе, на территории Царства Польского), положения этого закона распространились на все промышленные учреждения и горные промыслы (как на казенные, так и на частные) [2, т. XXXV, с.199-206].

В 1903 были приняты законы «Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности» и «Об учреждении старост в промышленных предприятиях» - создание должности фабричного старосты для урегулирования конфликтов между рабочими и работодателями.

В течение 1905-1907 гг. развитие фабричного законодательства формировалось под влиянием революционных настроений и в результате создания большого количества союзов и обществ работников, а также организации ими забастовок на предприятиях и учреждениях. В 1905 г. принимается Закон «О временных правилах о наказуемости участия в забастовках в предприятиях, имеющих общественное или государственное значение, а равно в учреждениях правительственных, и об обеспечении судьбы тех служащих, кои не принимая участия в забастовках, пострадали от учиненного над ними насилия». С 1906 года право на забастовку также было ограничено для сельскохозяйственных рабочих.

В 1906 г. - принимаются «Временные правила об обществах и союзах». Их регистрация губернской или городской комиссией по делам обществ. В профессиональные общества и союзы могли вступать только те лица, которые «занимались в торговых и промышленных предприятиях одина-

ковыми, однородными или имеющими между собой связь работами или промыслами, а также владельцы однородных промышленных или торговых предприятий» [3, с. 273; 4, с.с. 6-9; 48-49].

В 1912 Государственной Думой принят пакет страховых законов:

- «Об утверждении канцелярий по делам страхования рабочих»;

- «Об утверждении Совета по делам страхования рабочих»;

- «Об обеспечении рабочих на случай болезни»;

- «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве»;

- «О страховании и лекарственные кассы» [5, с. 326-328].

Прогрессивным явлением, которое повлияло на дальнейшее развитие трудового права, как обособленной отрасли права, было сведение всего фабрично-заводского законодательства в единый акт, в котором упомянутые законы были подвергнуты минимальной обработке и редактированию. Этим актом стал Устав промышленного труда, который вошел во вторую часть тома XI Свода законов Российской империи. Устав стал главным источником фабрично-заводского законодательства дореволюционной России. Именно после его принятия в юридической, исторической науках и практике начали ссылаться не на Полное собрание законов и на тексты соответствующих актов, а на статьи Устава промышленного труда. После 1913г. этот Устав получил название «Устав о промышленном труде». Указанные Уставы содержали почти все основные институты и правовые понятия, на основе которых впоследствии сформировалась отрасль как советского трудового права, так и украинского трудового права [6, с.10; 7, 8, т. XI].

В законодательных актах дореволюционной России при регулировании вышеуказанных отношений упоминаются и фабрики, и заводы, поэтому законодательство получило название «заводско-фабричное» или «фабричное» законодательство, а дореволюционные юристы считали фабричное законодательство частью промышленного права. Постепенно с расширением сферы действия регулирования трудовых отношений термин «фабричное законодательство» был заменен на «рабочее законодательство». В советское время ученые чаще применяли дефиницию «фабричное законодательство», имея в виду, что «фабричное законодательство» - система законодательных актов конца XIX - начала XX в.в., которые регулировали трудовые отношения в промышленности [9, с. 38].

Следует обратить внимание на то, что кроме вышеуказанных законов в российское фабричное законодательство входили административные акты (в том числе, постановления, циркулярные распоряжения, инструкции, положения, правила и т.д.) соответствующих министерств, присутствий. Эти акты издавались с целью одинакового правоприменения или даже толкования определенных правовых норм и публиковались в «Сборнике законов и распоряжений правительства». Как правило их

принимало два органа: Главное по фабричным и горнозаводским делам присутствие и Министерство финансов [10, с. 14-15].

Относительно возможности обращения работников в суд за защитой своих трудовых прав, то следует отметить, что такая возможность не отрицалась законодателем, а в некоторых законодательных актах было прямо закреплено право на обращение в суд. В частности, в пункте 11) «Проекта правил о надзоре за заведениями фабричной промышленности и о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих и об увеличении числа чинов фабричной инспекции», утвержденного законом от 03.06.1886 года отмечалось следующее: «Выдача заработной платы рабочим должна производиться не реже одного раза в месяц, если наем заключен на срок более месяца, и не реже двух раз в месяц -при найме на срок неопределенный. Счетам с рабочими ведется особая книга. Рабочий не получивший в срок причитающейся ему платы, имеет право требовать судебным порядком расторжения заключенного с ним договора. По заявленному, на сем основании в течение трех месяцев, иску рабочего, если просьба его будет признана уважительною, в его пользу присуждается, сверх должной ему фабрикантом суммы, особое вознаграждение в размере, не превышающем, при срочном договоре, двухмесячного его заработка, а при договоре на срок неопределенный - двухнедельного заработка».

Пунктом 20) настоящих Правил предусматривалось, что «Договор найма может быть расторгнут заведывающим фабрикою или заводом: а) вследствие неявки рабочего на работу более трех дней сряду без уважительных причин; б) вследствие привлечения рабочего к следствию и суду по обвинению в преступно действии, влекущем за собой наказание не ниже заключения в тюрьме; в) вследствие дерзости или дурного поведения рабочего, если оно угрожает имущественным интересам фабрики или личной безопасности кого либо из лиц, принадлежащих к составу фабричного управления; г) вследствие обнаружения у рабочего заразительной болезни. Примечание. Уволенному на основании сей статьи с Фабрики или завода рабочему предоставляется расторжение договора обжаловать суду, который, если признает жалобу основательной, постановляет в вознаграждении рабочего за понесенные им убытки » [11; 12, т. XXXV, с. 199-206].

Учитывая вышеизложенное отметим, что принятие царским правительством Российской империи ряда законодательных актов по государственному урегулированию трудовых отношений, закрепления в этих актах права рабочих на обращение в суд за защитой некоторых трудовых прав (в частности, в случае несвоевременного получения заработка или в случае незаконного увольнения), установление ответственности работодателей в виде ареста (судом) или штрафа в случае нарушения ими норм, изложенных в «Правилах о надзоре за заведениями фабричной промышленности и о взаимных отношениях фабрикантов и ра-

бочих и об увеличении числа чинов фабричной инспекции» имело прогрессивный характер, действие актов распространялось и на территорию проживания украинцев, что в дальнейшем способствовало развитию трудового законодательства на территории Украины.

Кроме того, положительное влияние на дальнейшее развитие трудового права на украинских землях, которые входили в состав Российской империи, имело такое исторически-правовое явление, как сведение всего фабрично-заводского законодательства в единый акт - Устав промышленного труда (после 1913г. - «Устав о промышленном труде»), так как в Уставе были сформулированы основные институты и правовые понятия, которые послужили основой для формирования отрасли как советского трудового права, так и украинского трудового права.

Определенную положительную роль в формировании трудового права сыграло и наличие административных актов (постановлений, циркулярных распоряжений, инструкций, положений, правил) соответствующих министерств, присутствий. Эти акты выдавались с целью одинакового правоприменения или даже толкования определенных правовых норм, поскольку имела место недостаточность судебной практики в исследуемый период.

Для возникновения и развития трудового права в Украине имело значение и создание (по закону 1882 «О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах») фабричной инспекции при министерстве финансов, поскольку фабричные инспекции с 1882 года функционировали и в Украине: в Киевском округе (охвачено 7 губерний) и в Харьковском округе (2 губернии) и введение в действие на всех украинских землях, которые были в составе Российской империи, закона от 02.06.1897г. «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской промышленности».

Значимое влияние на развитие трудового законодательства и института судебной защиты трудовых прав, произвело принятия царским правительством в 1903 году Правил о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности. Так, Правила были одним из наиболее существенных законодательных актов, регулирующих отношения рабочих и предпринимателей. Впервые было установлено право рабочих требовать хотя бы какую-то компенсацию в случае травмы, полученной на производстве, а также предусматривалась возможность судебной защиты прав рабочих.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что основой для развития законодательства о трудовых отношениях и непосредственно самих трудовых отношений в Украине было фабрично-заводское законодательство Российской империи, так как большая часть украинских земель входила именно в ее состав. Со второй половины XIX века

Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific Journal) #9(13)/2016 и до октября 1917г. уже имело место государ- тивного (полицейского) права. Фабричное законо-ственное регулирование наемного труда, однако, дательство, как трудовое, в Украине получило трудовое право как отрасль права еще не возникло, определенное развитие лишь во времена незави-поскольку договор найма относили к области симости - в течение 1917-1920 годов, а в советское частного гражданского права, а государственное время произошло становление и развитие трудово-регулирование отношений между фабрикантами и го права Украины в качестве отдельной отрасли, рабочими осуществлялось в сфере администра- но как составляющей советского трудового права.

Ссылки:

1. Валетов. Т.Я. Фабричное законодательство в России до Октябрьской революции // Экономическая история. - 2007. - Вып.13. - С.34. - [Електронний ресурс]. - Режим доступу: www.hist.msu.ru/Labs/-Ecohist/OB 13/valetov.pdf.

2. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890—1907).Т. XXXV, 476 с. - [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://www.runivers.ru/lib/book 3182

3. Терлюк 1.Я. Iсторiя держави i права Украшия: Навчальний поабник. - К.:Атжа, 2011. - 944 с.

4. Киселев И.Я. Трудовое право России: историко-правовое исследование / И. Я. Кисилев. - М.: Норма., 2001. - 372 с.

5. Сташшв Б.1. Теорiя права сощального забезпечення: навч. поабник / Б.1. Сташшв. - К.: Знання, 2005. - 405 с.

6. Киселев И.Я. Трудовое право России: историко-правовое исследование / И. Я. Кисилев. - М.: Норма., 2001. - 372 с.

7. Устав о промышленном труде. - [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://www.hist.msu.ru/-Labour/Law/ustav. htm.

8. Свод законов Российской империи. - В 16 т. - [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://civil.consultant.ru/code/.

9. Иванов С. А. Российское трудовое право:история и современность // Государство и право. - 1999. -№ 5. - С. 36-45.

10. Киселев И.Я. Трудовое право России: историко-правовое исследование / И. Я. Кисилев. - М.: Норма., 2001. - 372 с.

11. Свод законов Российской империи. - В 16 т. - (Собр. Узак. 1886 г. Июля 15, ст. 639).— [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://civil.consultant.ru/code/.

12. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890—1907).Т. XXXV, 476 с. - [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://www.runivers.ru/lib/book 3182

Пучкова Виктория,

Международный юридический институт, Кандидат юридических наук, доцент кафедры «Гражданское право»

Victoria Puchkova, I nternational Law Institute, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of "Civil Law "

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ

ГРАЖДАН

FEATURES OF REALIZATION OF THE CONSTITUTIONAL RIGHT TO HEALTH PROTECTION AND MEDICAL CARE FOR FOREIGN NATIONALS

Аннотация: актуальность темы обусловлена тем вниманием, которое в настоящее время руководством страны обращается на реализацию основополагающих конституционных прав граждан России, связанных с охраной здоровья. Цель статьи - проанализировать проблемы реализации конституционного права граждан в сфере охраны здоровья и оказания медицинской помощи для иностранных граждан. С целью реализации правового регулирования прав на охрану здоровья, проводится анализ реализации конституционного права на охрану здоровья иностранным гражданам, проживающим на территории РФ и оказание им медицинской помощи.

Abstract: The relevance of the topic due to the attention that is now the country's leadership is drawn to the realization of the fundamental constitutional rights of Russian citizens, the health-related. The purpose of the article - to analyze the problems of realization of the constitutional rights of citizens in the field of health and medical care for foreigners. In order to implement the legal regulation of the right to health, the analysis of the constitutional right to health care to foreign nationals residing in the territory of the Russian Federation and providing them with medical care.

Ключевые слова: конституционное право граждан на охрану здоровья; медицинская помощь.

Keywords: constitutional right to health care; health care.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.