Научная статья на тему 'Развитие исследовательского потенциала студентов магистратуры: социологический анализ'

Развитие исследовательского потенциала студентов магистратуры: социологический анализ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
исследовательский потенциал / обучение в магистратуре / субъектно-ориентированная образовательная среда / научно-исследовательская работа / Research potential / master’s studies / subject-oriented educational environment / research work

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гильдингерш Марина Григорьевна, Маргулян Яков Аронович, Петров Максим Александрович

Статья посвящена рассмотрению проблем развития исследовательского потенциала магистрантов. Раскрываются основные подходы к изучению исследовательского потенциала, определяются содержательные характеристики и структурные компоненты данного понятия, обосновывается системный характер подготовки магистрантов в рамках субъектно-ориентированной среды обучения. Статья основана на материалах исследования, проведённого в 2023 году. Анализировался исследовательский потенциал выпускников бакалавриата, поступивших на обучение по программам магистратуры в СПБГЭУ. Исследование выявило проблемы, снижающие потенциальную готовность студента к исследовательской деятельности в различные периоды обучения в магистратуре. Обосновывается необходимость развития исследовательского потенциала обучаемых в рамках моделирования субъектно-ориентированной образовательной среды магистратуры университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гильдингерш Марина Григорьевна, Маргулян Яков Аронович, Петров Максим Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF RESEARCH POTENTIAL OF MASTER’S STUDENTS: SOCIOLOGICAL ANALYSIS

The article is devoted to considering the problems of developing the research potential of undergraduates. The main approaches to the study of research potential are revealed, the substantive characteristics and structural components of this concept are determined, and the systematic nature of the preparation of undergraduates within the framework of a subject-oriented learning environment is substantiated. The article is based on a study conducted in 2023. The research potential of bachelor’s degree graduates enrolled in master’s programs at St. Petersburg State Economic University was analyzed. The study revealed problems that reduce a student’s potential readiness for research activities during various periods of master’s studies. The necessity of developing the research potential of students within the framework of modeling a subject-oriented educational environment for a university master’s degree is substantiated.

Текст научной работы на тему «Развитие исследовательского потенциала студентов магистратуры: социологический анализ»

Развитие исследовательского потенциала студентов магистратуры: социологический анализ

Гильдингерш Марина Григорьевна,

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры бизнес-информатики и менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения E-mail: mgild@mail.ru

Маргулян Яков Аронович,

доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры социологии и управления персоналом Санкт-Петербургского государственного экономического университета E-mail: Ymargulyn@yandex.ru

Петров Максим Александрович,

кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социологии и управления персоналом Санкт-Петербургского государственного экономического университета E-mail: petrov_maxim@rambler.ru

Статья посвящена рассмотрению проблем развития исследовательского потенциала магистрантов. Раскрываются основные подходы к изучению исследовательского потенциала, определяются содержательные характеристики и структурные компоненты данного понятия, обосновывается системный характер подготовки магистрантов в рамках субъектно-ориентированной среды обучения. Статья основана на материалах исследования, проведённого в 2023 году. Анализировался исследовательский потенциал выпускников бакалавриата, поступивших на обучение по программам магистратуры в СПБГЭУ. Исследование выявило проблемы, снижающие потенциальную готовность студента к исследовательской деятельности в различные периоды обучения в магистратуре. Обосновывается необходимость развития исследовательского потенциала обучаемых в рамках моделирования субъектно-ориентированной образовательной среды магистратуры университета.

Ключевые слова: исследовательский потенциал, обучение в магистратуре, субъектно-ориентированная образовательная среда, научно-исследовательская работа.

Крупномасштабные изменения, происходящие во всех сферах жизнедеятельности российского общества, актуализируют необходимость трансформации российской модели образовательного пространства, отвечающей требованиям цифровой экономики и направленной на подготовку инициативных, творческих, профессионально подготовленных и личностно мотивированных специалистов новой формации в соответствии с потребностями динамично развивающегося рынка труда.

Одним из ведущих компонентов данной модели становится исследовательский потенциал студентов, обучающихся в магистратуре. В процессе обучения стимулируется применение технологий и механизмов научной и научно-методической деятельности студенческой молодежи, активизируется применение проектных и творческих методов обучения в условиях функционирования инновационной субъектно-ориентированной образовательной среды [3]. Субъектно-ориентированная образовательная среда стимулирует развитие исследовательского потенциала магистрантов, способствует формированию у выпускников аналитического стиля и гибкости мышления, навыков и умений исследовательской деятельности, позволяющих выпускникам анализировать и объективно оценивать возникающие проблемы, эффективно их решать в процессе производственной деятельности [9].

Цель данной статьи состоит в анализе исследовательского потенциала студентов магистратуры и определении направлений его дальнейшего развития в рамках моделирования субъектно-ориентированной образовательной среды магистратуры университета. Для реализации поставленной цели сформулированы следующие основные задачи: рассмотрение основных подходов к понятию «исследовательский потен-

182

циал», анализ исследовательского потенциала выпускников бакалавриата, поступивших на обучение по программам магистратуры, разработка направлений развития исследовательского потенциала обучаемых в субъектно-ориентированной образовательной среде.

Методологической основой осуществлённого анализа является интеграция системно-целевого, субъективно-ориентированного и средового подходов, позволяющих ориентировать обучающихся на системный характер подготовки магистрантов в рамках субъектно-ориентированная среды обучения, рассматривать условия, обеспечивающие формирование их творческой активности, саморазвития, адаптации, креативности как субъектов научно-педагогической деятельности. Методами выступили: теоретический анализ источников; опрос студентов магистерского уровня подготовки, обучающихся в магистратуре Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Онлайн-опрос проводился по заранее подготовленной анкете. Анкета заполнялась респондентами самостоятельно, без участия интервьюеров, при помощи сервиса anketolog.ru. Объём выборки составил 473 человека. Параметры выборки исследования: в исследовании принимали участие магистранты СПбГЭУ. Репрезентативность выборки обеспечивалась квотированием по половозрастным признакам в соответствии с существующей структурой обучающихся в институте магистратуры СПБГЭУ. Сроки проведения исследования: с 01.03.2023 г. по 27.03.2023 г.

Теоретические рамки исследования

За последние годы появились научные работы, посвящённые рассмотрению различных направлений, связанных с анализом исследовательской деятельности студентов. Так, проблемы профессиональной направленности исследовательской деятельности студентов раскрываются в трудах Е.В. Бе-режновой, М.Т. Громковой и др., [2, 5], исследовательские компетенции как

комплекс характеристик личности рассматриваются в работах З.Н. Апазало-вой, Д.В. Качалова, С.И. Осиповой [1, 8, 13], применение инновационных технологий формирования у студентов навыков исследовательской деятельности в субъектно-ориентированном пространстве образования посвящены исследования С.И. Дворецкого, Н.М. Мельника, Е.И. Муратовой и др. [7, 10, 11]

Проблемы исследовательского потенциала студентов, его формирование, содержательные характеристики и структурные компоненты рассматриваются в работах Е.В. Берестнёвой, Н.В. Бордовской, Ф.Г. Мухамедзянова, О.Л. Панченко, Р.Р. Хайрутдинова [2, 4, 12]. В настоящее время общепринятое определения данного понятия отсутствует. Так, по мнению Н. В. Бордовской исследовательский потенциал студента представляет собой совокупность психологических качеств(мотива-ционной, когнитивной и поведенческой сферы), а также их личностную аранжировку, обеспечивающую эффективное решение исследовательских задач [4]. Ф.Г. Мухамедзянов, Р.Р. Хайрутдинов и О.Л. Панченко понимают под исследовательским потенциалом интегративное личностное образование, включающее в себя совокупность способностей личности к производству научного знания путём активизации собственного субъектного начала в научных исследованиях [12]. Е.В. Берестнёва подчёркивает необходимость рассмотрения студента как субъекта исследовательской деятельности в процессе динамики изменения его потенциальной и реальной готовности к этой деятельности [2].

По нашему мнению, исследовательский потенциал представляет собой систему качественных индивидуальных социально-психологических характеристик, обеспечивающих способность личности к исследовательской деятельности и производству научного знания. Данная система формируется и функционирует в процессе обучения как совокупность мотивационных, когнитивных и поведенческих компонентов исследовательского потенциала магистранта как субъекта

183

профессионально-образовательной деятельности [4]. Учебно-воспитательная и научно-исследовательская деятельность направлены на развитие творческой, преобразовательной активности личности и рефлексии отношений и взаимоотношений с окружающим миром, людьми, самим собой. Субъектность в данном контексте понимается как качественная характеристика осознанной личностной активности в процессе познания и преобразования действительности [12].

Характеристика опрошенной аудитории

Всего в опросе, направленном на изучение исследовательского потенциала магистрантов СПбГЭУ, участвовало 473 человека. Среди опрошенных - 33,6% мужчин и 66,4% женщин. Большинству участников исследования 22 (34,5%) или 23 (29%) года. При этом среди опрошенных магистрантов 17,8% - в возрасте 24-27 лет, 8,9% - в возрасте 28-35 лет, и 8,2% - старше 35 лет.

В ходе опроса было установлено, что 83,3% учащихся в магистратуре СПбГЭУ работают в настоящий момент. По специальности работают 43,1%, в смежной сфере - 20,5%, в сфере, не связанной со специальностью - 19,7%. Обучаются на очной форме 71,9% респондентов, на заочной - 28,1%. Также среди опрошенных 69,1% обучаются за счёт государственного федерального бюджета, 30,9% оплачивают обучение за счёт собственных средств. На первом курсе магистратуры в настоящий момент обучаются 62,6%, на втором - 37,4%. Аналогично, 62,6% поступили в магистратуру в 2021 году, 37,4% - в 2022 году.

Если говорить о получении первой ступени высшего образования (бакалавриата или специалитета), то 48,6% обучались в СПбГЭУ, ещё 51,4% - в других вузах. Среди участников опроса больше всего студентов, обучающихся по направлениям «Менеджмент» (21,4%) и «Финансы и кредит» (21,1%). Также по направлению «Экономика» проходят обучение 10,4%, «Управление персоналом» - 7,2%, «Прикладная информати-

ка» - 6,1%, «Юриспруденция» - 5,9%, «Лингвистика» - 5,3%. Остальные направления набрали менее 5% от общего количества опрошенных. Среди опрошенных студентов магистерской программы СПбГЭУ 1,5% имеют гражданство других государств.

Результаты и их обсуждение

Проведённое исследование показало, что имеют интерес к научно-исследовательской работе в рамках обучения в магистратуре, 43,3% опрошенных студентов (рис. 1). При этом 22,5% респондентов определённо хотели бы принимать участие в различных проектах, а 20,8% скорее хотели бы принимать участие в исследованиях, но не знают, как это сделать. Для 43,5% студентов в приоритете другая деятельность, также 13,1% не имеют интереса к научно-исследовательской работе.

Рис. 1. Интерес к научно-исследовательской

работе в рамках обучения в магистратуре

% от общего кол-ва опрошенных

Следует отметить достаточно высокий уровень участия студентов в различных видах и формах научно-исследовательской работы. Так, исследование показало, что 74,4% студентов имеют какой-либо опыт участия в научных проектах/исследованиях. Участвовали в научных конференциях 54,8% студентов, публиковали статьи в научных сборниках и журналах 41,4%. Четверть студентов участвовала в олимпиадах (24,3%) или в конкурсах (23,9%). Только 3,2% опрошенных студентов получали грант. Вместе с тем следует отметить, что большинство опрошенных выпускников бакалавриата участвовали в исследовательской работе лишь эпизодически. Как правило, опыт уча-

184

стия в научных исследованиях сводится к разовому участию в работе научных конференций или публикации научной статьи. При поступлении в магистратуру исследовательский потенциал выпускников обычно оценивается недостаточно объективно, поскольку учитывается лишь «знаниевая» сторона подготовки и участие в публикации научных статей. Более половины опрошенных решили продолжать обучение

Престижность «полного»..

Желание разобраться в себе и своих.

Интерес к процессу обучения (мне.

Желание попробовать свои силы,..

Мнение семьи, друзей Интерес к научно-исследовательской работе Отсрочка от срочной службы Требование работодателя Стипендии,гранты Предоставление общежития Дополнительные возможности,..

Студенческое сообщество Другое

в магистратуре из-за престижности «полного» (бакалавриат+магистратура) образования (53,7%) (рис. 2). Второй по значимости фактор - желание разобраться в себе и своих профессиональных интересах (39,7%). На третьем месте - интерес к процессу обучения (36,9%). Меньшее влияние на респондентов оказало желание попробовать свои силы (28,8%), мнение семьи и друзей (21,3%).

■ 39,7% 36,9%

28,8%

21,3% 15,4% 11,7% 9,6% ■ 7,0% 5,3% 3,8% 3,4% 3,6%

Рис. 2. Факторы, оказавшие влияние на решение поступления в магистратуру % от общего кол-ва опрошенных

Интерес к научно-исследовательской работе повлиял на решение обучаться в магистратуре лишь у 15,4% опрошенных. Важной причиной низкого интереса обучаемых к научно-исследовательской деятельности является отсутствие в ряде вузов системной работы по развитию исследовательского потенциала обучаемых. К числу основных показателей такого положения относятся: локализа-

Наличие интересных/необходимых..

Программа близка к моему первому.

Перспективы работы в прибыльной,.. Вступительные испытания Преподавательский состав Возможность стажировки в интересующих..

Советы преподавателей, сотрудников.. Перспективы построения научной карьеры,..

Хотел(-а) учиться там же, где и мои.

Стоимость обучения Другое

ция деятельности студенческих научных сообществ, отсутствие при кафедрах научных школ, незаинтересованность в грантовой деятельности, эпизодичность привлечения студенческой молодёжи к научной и изобретательской работе, реализации финансируемых исследовательских проектов, формализация работы Совета молодых учёных и др. (рис. 3).

■ 42,3% 38,7%

■■ 26,0% 19,9%

11,0% ■■ 8,5% 8,3% 7,0% 6,6% 2,1%

Рис. 3. Критерии для выбора магистерской программы % от общего кол-ва опрошенных

185

53,7%

49,1%

Анализ показал, что среди критериев для выбора магистерских программ преобладают: наличие интересных/необходимых дисциплин (49,1%), близость к первому образованию (42,3%), перспективы работы в прибыльной, престижной компании (38,7%). Перспективы построения научной карьеры интересуют только 8,3% обучаемых.

В ходе исследования выяснилось, что 26,6% опрошенных учащихся в магистратуре СПбГЭУ имеют планы по поступлению в аспирантуру (рис. 4). Планируют поступить в аспирантуру именно СПбГЭУ 20,3%, в аспирантуру других вузов - 5,3%. Подавляющее большинство магистрантов отмечают отсутствие планов поступления в аспирантуру (74,4%).

Что касается причин, по которым студенты не хотят поступать в аспирантуру, большинство из них не имеют планов

по построению научной карьеры (73,5%). Считают, что не смогут совмещать обучение и карьеру 32,9% студентов. Также 12,2% указали, что не планируют поступать в аспирантуру по личным причинам, 7,3% - по финансовым причинам (рис. 5).

■ Да, в СПбГЭУ Да, в другие ВУЗы Нет, не планирую

Рис. 4. Планы по поступлению в аспирантуру % от общего кол-ва опрошенных

Не планирую строить научную карьеру

Не думаю, что смогу совмещать обучение и карьеру

По личным причинам Не думаю, что справлюсь Финансовые причины Другое

§73,5%

| 12,5% ¡,8%

| 7,3% 2,3%

Рис. 5. Причины отсутствия планов обучения в аспирантуре % от кол-ва опрошенных, не планирующих поступать в аспирантуру (352 человека)

Опрошенные студенты готовы рассмотреть обучение в аспирантуре, если будет возможность совмещать обучение и работу (49,3%). Также студентов может мотивировать перспектива высокооплачиваемой работы (40,2%), стипендии, позволяющие покрывать текущие расходы (35,5%). Возможность обучения за рубежом могла бы стать стимулом для 23,5%, участие в интересных проектах и исследованиях - 20,3%, перспективы построения карьеры в науке - 14,2%,заинтересованность университета в проектах изучаемого направления - 12,7%. Льготные жилищные программы могли бы заинтересовать 9,5% опрошенных студентов.

Результаты анализа исследовательского потенциала студентов магистратуры показали необходимость совершенствования подготовки будущих специалистов на всех уровнях обучения через систему преемственности между бакалавриатом, магистратурой и аспирантурой, формирования научно-исследовательских компетенций магистрантов на основе организации субъектно-ориентированной образовательной среды университета, ориентированной на участие обучаемых в научно-ориентированной деятельности.

Такое участие предполагает необходимость повышения мотивации магистрантов в научном поиске, разработ-

186

32,9%

ке научных проектов (грантов) в рамках функционирования научных школ, организации научного наставничества не только при написании выпускных квалификационных работ, но и на всех этапах обучения магистрантов, участия студентов в работе научных конференций, форумов, конкурсов и семинаров, активизации их публикационной активности, коллаборации и научного партнёрства магистрантов различных ВУЗов и направлений подготовки при организации научно-исследовательской деятельности.

Литература

1. Апазалова З.Н. Формирование исследовательских умений и навыков у будущих учителей технологии методом проектов // Вестник Адыгейского государственного университета. -2009. - № 1. - С. 13-16.

2. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебник / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. М.: ИЦ «Академия», 2005. - 128 с.

3. Берестнева Е.В. Проблемы оценки исследовательского потенциала // Фундаментальные исследования. -2015. - № 2-19. - С. 4151-4153.

4. Бордовская Н.В. Исследовательский потенциал студента. Монография. -М.: КноРус, 2015. - 259 с.

5. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности / М.Т. Громкова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 415 с.

6. Горшенин, А.Ю. Магистратура как инновационно-ориентированная образовательная среда / А. Ю. Горшенин // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки. -2014. - № 4. - С. 155-160.

7. Дворецкий С.И., Муратова Е.И., Осина С.В. Разработка и реализация модели подготовки магистров техники и технологии к инновационной деятельности // Машиностроение и компьютерные технологии. - 2006. -№ 10. - URL: https://cyberleninka.

ru/article/n/razrabotka-i-realizatsiya-modeli-podgotovki-magistrov-tehniki-i-tehnologii-k-innovatsionnoy-deyatelnosti (дата обращения: 15.12.2023).

8. Качалов Д.В. Формирование исследовательской компетенции магистрантов технического вуза // Russian Journal of Education and Psychology. - 2015. - № 2(46). - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-issledovatelskoy-kompetentsii-magistrantov-tehnicheskogo-vuza (дата обращения: 15.12.2023). - С. 26-36.

9. Лотарева Т.Ю. Научно-исследовательская деятельность студентов в учебном процессе: проблемы научно-творческого интереса и его отсутствия // Мир науки. Педагогика и психология. - 2016. - № 2. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ nauchno-issledovatelskaya-deyatelnost-studentov-v-uchebnom-protsesse-problemy-nauchno-tvorcheskogo-interesa-i-ego-otsutstviya (дата обращения: 15.12.2023).

10. Мельник Н.М. Технологии управления учебной-познавательной деятельностью // Специалист. - 2000. - № 10. -С. 35-37.

11. Муратова Е.И. Дидактические условия повышения эффективности подготовки магистров к инновационной деятельности в условиях регионального технического вуза // Инновации. - 2006. - № 9. - С. 82-83.

12. Мухамедзянова Ф.Г., Хайрутди-нов Р.Р., Панченко О.Л. Метод фа-силитации в поддержке субъектности и одарённости студентов магистерского уровня подготовки // Управление устойчивым развитием. - 2017. -№ 2(09). - С. 81-85.

13. Осипова С.И. Становление исследовательской компетентности учащихся в образовании: Монография / С.И. Осипова, Е.В. Феськова. - LAP.: Germany. - 2011. - 203 c.

14. Хайрутдинов Р.Р., Панченко О. Л., Мухамедзянова Ф.Г. Развитие на-укотворческого потенциала студентов в магистерском образовании //

187

Человек и образование. - 2019. -№ 1(58). - С. 10-15.

DEVELOPMENT OF RESEARCH POTENTIAL OF MASTER'S STUDENTS: SOCIOLOGICAL ANALYSIS

Gildingersh M.G., Margulyan Ya.A., Petrov M.A.

St. Petersburg State University of Economics

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article is devoted to considering the problems of developing the research potential of undergraduates. The main approaches to the study of research potential are revealed, the substantive characteristics and structural components of this concept are determined, and the systematic nature of the preparation of undergraduates within the framework of a subject-oriented learning environment is substantiated. The article is based on a study conducted in 2023. The research potential of bachelor's degree graduates enrolled in master's programs at St. Petersburg State Economic University was analyzed. The study revealed problems that reduce a student's potential readiness for research activities during various periods of master's studies. The necessity of developing the research potential of students within the framework of modeling a subject-oriented educational environment for a university master's degree is substantiated.

Keywords. Research potential, master's studies, subject-oriented educational environment, research work.

References

1. Apazalova Z.N. Formation of research skills in future technology teachers using the project method // Bulletin of the Adygei State University. - 2009. - No. 1. - P. 13-16.

2. Berezhnova E.V. Fundamentals of educational and research activities of students: textbook / E.V. Berezhnova, V.V. Kraevsky. M.: IC "Academy", 2005. - 128 p.

3. Berestneva E.V. Problems of assessing research potential // Fundamental Research. -2015. - No. 2-19. - pp. 4151-4153.

4. Bordovskaya N.V. Student research potential. Monograph. - M.: KnoRus, 2015. - 259 p.

5. Gromkova M.T. Psychology and pedagogy of professional activity / M.T. Gromkova. -M.: UNITY-DANA, 2003. - 415 p.

6. Gorshenin, A. Yu. Master's degree as an innovation-oriented educational environ-

ment / A. Yu. Gorshenin // Bulletin of Pskov State University. Series: Social-humanitarian and psychological-pedagogical sciences. -2014. - No. 4. - P. 155-160.

7. Dvoretsky S.I., Muratova E.I., Osi-na S.V. Development and implementation of a model for training masters of engineering and technology for innovative activities // Mechanical engineering and computer technologies. - 2006. - No. 10. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-i-realizatsiya-modeli-podgotovki-magistrov-tehniki-i-tehnologii-k-innovatsionnoy-deyatelnosti (access date: 12/15/2023).

8. Kachalov D.V. Formation of research competence of master's students of a technical university // Russian Journal of Education and Psychology. - 2015. - No. 2(46). - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/formirovanie-i ssledovatelskoy-kompetentsii-magistrantov-tehnicheskogo-vuza (date of access: 12/15/2023). - pp. 26-36.

9. Lotareva T. Yu. Research activities of students in the educational process: problems of scientific and creative interest and its absence // World of Science. Pedagogy and psychology. - 2016. - No. 2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-issledovatelskaya-deyatelnost-studentov-v-uchebnom-protsesse-problemy-nauchno-tvorcheskogo-interesa-i-ego-otsutstviya (date of access: 12/15/2023).

10. Melnik N.M. Technologies for managing educational and cognitive activities // Specialist. - 2000. - No. 10. - pp. 35-37.

11. Muratova E.I. Didactic conditions for increasing the efficiency of training masters for innovative activities in the conditions of a regional technical university // Innovations. - 2006. - No. 9. - pp. 82-83.

12. Mukhamedzyanova F.G., Khairutdi-nov R.R., Panchenko O.L. Method of facilitation in supporting subjectivity and gifted-ness of master's level students // Sustainable Development Management. - 2017. -No. 2(09). - pp. 81-85.

13. Osipova S.I. Formation of research competence of students in education: Monograph / S.I. Osipova, E.V. Feskova. - LAP.: Germany. - 2011. - 203 p.

14. Khairutdinov R.R., Panchenko O.L., Mukhamedzyanova F.G. Development of scientific creative potential of students in master's education // Person and education. - 2019. - No. 1(58). - pp. 10-15.

188

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.