Научная статья на тему 'Развитие исследовательских умений и навыков у учащихся при изучении почвы в курсе "Окружающий мир"'

Развитие исследовательских умений и навыков у учащихся при изучении почвы в курсе "Окружающий мир" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
335
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЧВА / ОПЫТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР" / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / УЧАЩИЕСЯ / SOIL / EXPERIMENTAL RESEARCH / "WORLD AROUND" / ELEMENTARY SCHOOL / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сарыглар Орланмаа Мергеновна, Сагды Чечекмаа Тюлюш-ооловна

Авторы статьи рассматривают проблемы, связанные с развитием исследовательских умений и навыков у учащихся начальных классов при изучении темы «Почвы», и попытались показать, как с помощью опытного исследования можно достичь оптимальных результатов знаний у младших школьников и развивать умения, полученные самостоятельно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сарыглар Орланмаа Мергеновна, Сагды Чечекмаа Тюлюш-ооловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF RESEARCH SKILLS AND ABILITIES IN STUDENTS IN LEARNING THE SOIL IN THE COURSE “THE ENVIRONMENTAL WORLD”

The authors of this article consider to the problems associated with the development of research skills in primary school pupils when learning the topic “Soils”, and tried to show how with the help of experimental research one can achieve optimal knowledge results for younger students and develop their own skills.

Текст научной работы на тему «Развитие исследовательских умений и навыков у учащихся при изучении почвы в курсе "Окружающий мир"»

Тувинский государственный университет

УДК 37.373.3

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПОЧВЫ В КУРСЕ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Сарыглар О. М., Сагды Ч.Т.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

DEVELOPMENT OF RESEARCH SKILLS AND ABILITIES IN STUDENTS

IN LEARNING THE SOIL IN THE COURSE "THE ENVIRONMENTAL WORLD"

SaryglarO. M, Sagdy Ch.T.

Tuvan State University, Kyzyl

Авторы статьи рассматривают проблемы, связанные с развитием исследовательских умений и навыков у учащихся начальных классов при изучении темы «Почвы», и попытались показать, как с помощью опытного исследования можно достичь оптимальных результатов знаний у младших школьников и развивать умения, полученные самостоятельно.

Ключевые слова: почва, опытное исследование, «Окружающий мир», начальная школа, учащиеся.

The authors of this article consider to the problems associated with the development of research skills in primary school pupils when learning the topic "Soils", and tried to show how with the help of experimental research one can achieve optimal knowledge results for younger students and develop their own skills.

Keywords: soil, experimental research, "World around", elementary school, students.

Почва - это уникальное природное тело, в котором соединились четыре оболочки Земли: литосфера, гидросфера, атмосфера и биосфера.

Почва — это поверхностный слой «твердой» Земли, в котором процессы, происходящие в горных породах, так переплетаются с жизнью организмов, что отделить живое от неживого невозможно. Важнейшее качество почвы — плодородие, которое удовлетворяет потребности растений в питательных веществах. Через растения почва дает человеку пищу, одежду, строительный материал.

Почву нельзя относить только к живой или только к неживой природе. Под опавшими листьями находятся песок, глина, мелкие камешки, остатки растений и животных, перегной. Все это переплетено корнями растений. Почва — это природное сообщество. Изучая почву, младшие школьники должны характеризовать процессы образования и разрушения почвы, анализировать и обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве.

Изучение почвы дает большие возможности для развития у младших школьников навыков исследования. Материал программного изучения почвы обладает широкими возможностями для формирования у детей умений ставить опыты, определять их последовательность и обобщать выводы в соответствии с поставленной гипотезой.

Содержание темы по образовательной линии А.А.Плешакова направлено на достижение учебно-исследовательских результатов. В методическом обеспечении учебника есть только указания о достижении метапредметных, личностных и предметных универсальных учебных действий [2, 3]. Это по сущности является помощью

учителю для составления технологической карты урока, но не даются чисто методические указания, то есть пути, как достичь оптимального результата каждого из универсальных учебных действий учащихся.

В связи с этим большое значение приобретает не только разработка технологической карты урока, но и существенное ограничение непродуктивных стилей и форм педагогического общения с учащимися.

Опираясь на деятельностный подход, в своей работе с младшими школьниками, ставим цель обучить детей специальным знаниям, умениям и навыкам, необходимым в исследовании, формировать у них способность ставить гипотезу и находить методы для достижения предполагаемого результата.

Для начала стараемся вызвать у учащихся интерес к изучению почвы. Знания почвы необходимо, во-первых, как среда для жизни растений, нужных людям в каждый день. Как ни день без хлеба, мы обязаны знать подходящую почву для пшеницы, ржи, проса, риса, кукурузы, а также для овощей или фруктовых деревьев. Ведь почва - это первостепенное условие для растений, обеспечивающее их минеральное питание. Чем больше растений, тем лучше становится обогащение нашей окружающей среды кислородом. Каждый биогеоценоз имеет свою почву.

Предварительно развивая желание детей изучать почву, предлагаем почитать учебник и определить путь к изучению почвы. Совместно с учащимся перечисляем и готовим оборудование (они у нас все на виду еще за день до урока). Обсуждаем предположительный результат, каждый опыт тщательно проверяем, учитываем возможные риски (опасности), такие опыты с демонстрацией проводим сами. Остальные опыты дети проводят самостоятельно, для этого в зависимости от оборудования делим их по партам (обычно дети, сидящие на двух партах объединяются в группы).

Таким образом, каждый опыт обосновываем теоретически и их результаты подтверждаем опытом. При такой последовательности учащиеся лучше запоминают лабораторные оборудования: работая со стеклянными стаканами, трубочками должны знать, как обращаться со спиртовкой, как наливать текучие жидкости и т.д.

Мы предполагаем, что изучение почвы с использованием элементов опытного исследования можно достичь не только успешного изучения почвы, а также и развития навыков исследования у младших школьников.

Работа по развитию исследовательских умений апробировалась нами как в рамках урочного, так и внеурочного образовательного процесса в 3 классе, где учились 13 детей. Апробация проводилась в форме педагогического эксперимента в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. На констатирующем этапе эксперимента выявили исходный уровень знаний учащихся методом беседы и тестированием, в котором учитывается уровень развития детей.

Ответы детей оценивались по балльной системе от 1 до 3 баллов. Дети, получившие баллы ниже 3, знают какой вопрос им надо повторить. По итогам определяем 3 уровня знания учащихся о почве: высокий, средний и низкий. При высоком уровне знаний о почве ученик достаточно знает образование почвы, структуру почвы, состав и свойства, значение почвы в рамках программы начальной школы; хорошо знает основные свойства песка и глины, как вещества основного состава почвы.

Тувинский государственный университет

Общий уровень знаний учащихся о почве в результате констатирующего этапа эксперимента

Таблица 1.

Эксперимент Всего детей Уровни умений пищевой связи учащихся о лесном сообществе

Высокий Средний Низкий

Констатирующий этап 13 1 (7,6%) 8 (61,7%) 4 (30,7%)

Только один ученик полностью справился заданиями, показав высокий уровень знаний о почве. Четыре учащихся не справились с заданиями, у них низкий уровень знаний о почве. Ответы восьми детей оценены как средний. Таким образом, исходный уровень знания о почве ставит перед учителем серьезную задачу для достижения оптимального качества знаний, с использованием предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действий каждого ученика. Следовательно, есть проблема работать над улучшением уровня освоения детей учебного материала.

Для достижения задач учитель должен качественно руководить практической работой «Состав почв». В учебнике показаны демонстрационные опыты, их выводы делали сами учащиеся. После практических работ, дополнительно разбирали схемы опытов, с уточнением не только цели опытов, но и какой вывод получен в результате каждого опыта, в конце обобщали их, см. Рис. 1:

Опыт 1 Опыт 2 Опыт 3 Опыт 4 Опыт 5

Предложили учащимся задание: обобшив полученные информации, сделать общий вывод о составе почвы.

Во внеурочное время проводилось изучение горизонтального слоя почвы на территории школы. Хотя этот вопрос не входит в программу начальной школы, но только раскопка дает подтверждение, что почва является сообществом неживых и живых компонентов. В результате дети узнали, что в почве есть много живых организмов, что большинство из них живут в поверхностном слое почвы, что почва пронизана корнями растений. И основные вещества почвы - песок и глина.

Чтобы убедиться в эффективности опытного исследования, было проведено тестирование, а затем беседа. В результате дети показали хорошие знания, отвечали самостоятельно и быстро. Чтобы убедиться насколько улучшились результаты, сравнивали показатели констатирующего и формирующего этапов, см. таблицу 2.

Таблица 2

Контрольный этап ^ педагогического эксперимента_

Этапы экспериментов Всего детей Уровни умений знаний учащихся о почве

Высокий Средний Низкий

Констатирующий этап 13 1 (7,6%) 8 (61,7%) 4 (30,7%)

Формирующий этап 13 7(53,8) 6 (46,2) 0%

Вывод: Все учащиеся справились заданиями. Подтвердился эффективность выбранных методов, активно проявились предметные, метапредметные и личностные учебные действия учащихся. Умелым руководством опытного исследования можно достичь оптимальной результативности знаний у младших школьников и умения применять полученные знания самостоятельно.

Библиографический список

1. Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания. Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования». М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008. 253 с.

2. Тихомирова Е.Н. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» / К учебному комплекту А. А. Плешакова «Мир вокруг нас». 3 класс. М.: Издательство «ЭКЗАМЕН», 2005.

3. Чернова Г.А. Методика преподавания обществознания в начальной школе. Учебное пособие для СПО. М.: Академия, 2008. 240с.

Bibliograficheskij spisok

1. Grigoreva E.V. Metodika prepodavaniya estestvoznaniya. Ucheb.posobie dlya studentov vuzov, obuchayuschikhsya po spetsialnosti "Pedagogika i metodika nachalnogo obrazovaniya". M.: Gumanitar, izd. tsentr BJIADOS, 2008. 253 s.

2. Tikhomirova E.N. Pourochnye razrabotki po predmetu "Okruzhayuschiy mir" / K uchebnomu komplektu A. A. Pleshakova "Mir vokrug nas". 3 klass. M.: Izdatelstvo "Ekzamen", 2005.

3. Chernova G.A. Metodika prepodavaniya obschestvoznaniya v nachalnoi shkole. Uchebnoe posobie dlya spo. M.: Akademiya, 2008. 240s.

Сарыглар Орланмаа Мергеновна - студентка 3 курса ЗФО, учитель начальных классов Бора-Тайгинской СОШ Сут-Хольского кожууна

Сагды Чечекмаа Тюлюш-ооловна - доктор биологических наук, профессор кафедры теории и методики дошкольного и начального обучения, Тувинский государственный университет, г. Кызыл

Saryglar Orlanmaa Mergenovna - 3rd year correspondence student, primary school teacher at the Bohr-Taiga Secondary School, Sut-Khol kozhuun

Sagdy Chechekmaa Tyulyush-oolovna - Doctor of Biological Sciences, Professor of the Department of Theory and Methods of Preschool and Primary Education, Tuvan State University, Kyzyl

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.