Литература:
1. Адольф, В.А. Интеграции очного и дистанционного образования обучающихся на уроках ОБЖ в общеобразовательной школе: теоретический аспект / В.А. Адольф, В.В. Пономарев, Н.Н. Казакевич // Физическая культура в школе. - 2021. - №6. - С. 14-15
2. Амирова, Л.А. Смешанное обучение в общем и высшем образовании как инновационный инструмент развития / Л.А. Амирова, Т.А. Седых, Г.Ф. Галикеева, Н.В. Суханова и др. // Педагогика. - 2022. - № 9. - С. 47-60
3. Андреева, Н.В. Педагогика эффективного смешанного обучения / Н.В. Андреева // Современная зарубежная психология. - 2020. - Том 9. - № 3. - С. 8-20
4. Аристова, Л.П. Активность учения школьника / Л.П. Аристова - М.: «Наука» - 1976.
5. Данилов, М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения / М.А. Данилов // Советская педагогика. - 1961. - №1.
6. Дьяченко, С.П. Становление и развитие школьного курса ОБЖ / С.П. Дьяченко, Г.А. Костецкая // Педагогика. -2022. - №5. - С. 69-74
7. Концепция преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. - URL: 29_12_2018_Конц_ОБЖ.pdf - Яндекс.Документы (yandex.ru) (дата обращения: 28.08.2022).
8. Лагунова, М.В. Управление познавательной деятельностью студентов в информационно-образовательной среде вуза: монография / М.В. Лагунова, Т.В. Юрченко. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2011. - 167 с.
9. Лебединцев, В.Б. Фронтально-парные учебные занятия / В.Б. Лебединцев // Педагогика. - 2021. - № 8. - С. 77-86
10. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов; под ред. проф. Л.И. Скворцова. 28-е изд. перераб. -М.: Мир и образование. - 2014. - 1376 с.
11. Педагогические стратегии становления личности в социокультурном образовательном пространстве: монография / под. общ. ред. д-ра пед. наук, проф. В.В. Игнатовой. - Красноярск: Изд-во СибГТУ, 2015. - 276 с.
12. Такушевич, И.А. Исследование педагогического дизайна в синхронии и диахронии / И.А. Такушевич // Человек и образование. Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых РАО. - 2015. - № 2 (43). - С. 95-99
13. Щукина, Г.И. Исследование проблемы активизации учебно-познавательной деятельности / Г.И. Щукина // Советская педагогика. - 1983. - №11.
14. Murphy, R. Artificial intelligence applications to support K-12 teachers and teaching / R. Murphy // A Review of Promising Applications, Opportunities, and Challenges, RAND Corporation. - January, 2019. - [Электронный ресурс]. (дата обращения: 5.09.2022).
Педагогика
УДК 373.2
кандидат педагогических наук, доцент Казначеева Светлана Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Бичева Ирина Борисовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Казначеев Дмитрий Александрович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ
Аннотация. В статье рассматриваются некоторые проблемы развития исследовательских навыков у обучающихся на уроках физики в школе. Авторами рассматриваются ключевые характеристики понятия «исследовательские навыки». Сделан вывод, что исследовательский метод обучения школьными учителями используется не системно, а фрагментарно. Обозначены проблемы и их причины, определены основные компоненты исследовательской деятельности, категории, которые формируют исследовательские навыки у обучающихся на уроках физики. Выделены формы и методы работы, способствующие формированию исследовательских навыков. Приведены варианты домашних экспериментальных работ по физике, направленные на процесс развития исследовательских навыков обучающихся.
Ключевые слова: школьное образование, исследовательские навыки, формирование исследовательских навыков, изучение физики.
Annotation. In the article there are some problems of developing students research skills at lessons of physics at school. The authors consider the key characteristics of the concept of «research skills». It is concluded that the research method of teaching by school teachers is not used systematically, but fragmentarily. The problems and their causes are outlined, the main components of research activity, categories that form the research skills of students in physics lessons are identified. There are the forms and methods of work that contribute to the formation of research skills. The authors present variants of home experimental work of physics in the article. Its aim is to develop the research skills of students.
Key words: school education, research skills, development of research skills, physics studying.
Введение. Современное общество предъявляет высокие требования к подготовке обучающихся в школе. Формирование у них исследовательских навыков - одна из ключевых позиций в профессиональной деятельности учителей, поскольку умение осуществлять поиск актуальной информации, в том числе, научной, обрабатывать и структурировать ее, делать аргументированные выводы является значимым личностным образованием, важным для будущей трудовой деятельности. Поэтому внедрение в школьную практику исследовательских методов, направленных на повышение мотивации обучающихся к проявлению познавательной активности и самостоятельности при изучении окружающего мира, является одним из современных способов образования. Данные положения обуславливают изменения как в системе педагогического образования, так и в профессиональном развитии учителей [5, 9].
В рассматриваемом контексте «Физика», как учебный предмет, имеет особое значение. Изучение физики повышает уровень общей культуры обучающихся, помогает сформировать научную картину мира, дает понимание значения физических основ в различных областях деятельности человека. В процессе овладения физическими законами,
взаимосвязями создаются оптимальные условия для формирования у обучающихся навыков исследовательского поиска и опыта исследовательского поведения, которые наиболее востребованы работодателями. Следовательно, учителя должны осознавать необходимость формирования исследовательских навыков, владеть соответствующими методами и приемами работы, учитывать метапредметные связи для активизации познавательного интереса обучающихся при изучении физики.
В то же время, в исследованиях отмечается, что при обучении в школе, в том числе, физике учителя недостаточно эффективно используют весь комплекс средств по развитию у детей исследовательских навыков, а организация учебно-исследовательской деятельности часто вызывает затруднения. Атлуханова Л.Б. и Инусова Х.М. полагают, что в настоящее время школьные учителя применяют различные исследовательские методики ограниченно. В связи с этим обучающиеся частично включаются в исследовательскую деятельность. Они подчеркивают тот факт, что эта деятельность должна быть незаметно интегрирована в процесс обучения [1].
Цель статьи: теоретическое и методическое осмысление проблемы развития исследовательских навыков у обучающихся при изучении физики в школе.
Изложение основного материала статьи. Панкратова Л.В. под исследовательскими навыками обучающихся понимает «их личностный опыт, выражающийся в готовности и способности выполнять операции, составляющие исследовательскую деятельность, формируемые посредством специальных упражнений и характеризующиеся наличием цели, способов деятельности и условий ее выполнения, интеллектуальным, сознательным характером, а также синтетичностью, позволяющей применять их в различных ситуациях» [6, С. 9].
Сандаловой Н.Н. рассматриваются исследовательские умения, как «совокупность специально подобранных теоретических знаний ... и основанных на них практических действиях и операциях ..., призванных обеспечивать положительную мотивацию младших школьников к исследовательской деятельности и к процессу познания, позволяющих делать его результат личностно значимым достижением» [8, С. 9].
В настоящее время существует следующие точки зрения:
1. Навыки предшествуют умению; умения, в свою очередь, формируются на основе нескольких навыков (степень овладения действием).
2. Умение предшествует навыку; навык в этом случае рассматривается как более совершенная стадия овладения действиями.
При изучении физики исследовательские умения и навыки необходимы в таких видах деятельности обучающихся, как измерение, решение задач, проведение опытов и др. Л.Б. Атлухановой [1] выделяются основные компоненты исследовательской деятельности (рис. 1).
Рисунок 1. Компоненты исследовательской деятельности
Вопросами развития исследовательских навыков у обучающихся на уроках физики занимались В.И. Донской, А.С. Кашицын, И.Г. Бледных, А.Е. Бойкова, И.А. Кудрова, А.И. Слепцов, М.И. Старовиков, В.И. Сельдяев и др.
В исследованиях подчеркивается, что изучение физики предполагает серьезную исследовательскую работу, которая осуществляется через наблюдения, опыты, лабораторные работы. В тоже время качество их проведения не соответствует требуемому уровню. Определяются следующие проблемы:
- учителя в основном применяют пассивный учебный эксперимент, когда преобладает так называемый «меловой» способ изложения;
- количество часов, выделяемое на изучение предмета методами исследовательской деятельности, недостаточно;
- чаще всего, исследовательский метод обучения школьными учителями используется при подготовке обучающихся к участию в олимпиадах по физике различного уровня. В большей степени данный метод применяется учителями профильных классов или в классах с углубленным изучением физики.
Обозначенные проблемы позволяют констатировать, что процесс формирования у обучающихся исследовательских навыков при изучении физики осуществляется бессистемно и фрагментарно. В результате на завершении этапа школьного обучения учащиеся испытывают затруднения в самостоятельном применении методов научного познания.
Большинство учителей физики при изучении предмета по-прежнему пользуются учебником, автором которого выступает А.В. Перышкин. Этот учебник неоднократно переиздавался, автором вносились изменения (например, добавлены новые иллюстрации). Однако следует отметить, что представленные лабораторные работы не содержат каких-либо элементов исследовательской деятельности. Кроме того, экспериментальная часть содержится только в итоговой аттестации по физике за курс основной школы. В ЕГЭ по физике подобного рода задания также отсутствуют.
В исследовании А.О. Карпова [3] предлагаются категории, которые формируют исследовательские навыки на уроках физики и позволяют сократить время поиска необходимого материала по определенной теме, а также повысить уровень усвоения нового материала и познавательную активность учащихся (рис. 2).
Рисунок 2. Категории по формированию исследовательских навыков
Для формирования исследовательских навыков важно установление метапредметных связей физики с другими школьными предметами. В табл. 1 приведен пример возможных метапредметных связей с математикой, информатикой, биологией и историей.
Таблица 1
Метапредметные связи физики с другими предметами
Темы урока по физике Предмет Вопросы
Физические величины. Измерение физических величин. Математика Старинные и современные меры длины, массы и объема.
Законы постоянного тока. Информатика Решение тематических кроссвордов по физике по теме в текстовом редакторе WORD; создание презентации о известных ученых-физиках.
Термоядерная реакция. История Что явилось причиной для открытия ядерной бомбы?
Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада. Биология Сформулируйте проблемы, к которым привело применение ядерного оружия (на примере Хиросимы и Нагасаки?).
В исследованиях [4, 7] предлагаются такие формы проведения уроков по развитию исследовательских навыков у обучающихся при изучении физики, как:
- урок-дискуссия, на котором изучается и обсуждается новый материал (тема, проблема, др.);
- урок, целью которого является решение задач разными способами, в том числе, экспериментальными, заранее не имеющими результат;
- урок-исследование (выполнение лабораторных и практических работ).
К эффективным методам формирования исследовательских навыков также относятся:
- участие учащихся в конкурсной деятельности (например, в конкурсе научных работ, исследовательских проектов);
- выполнение учащимися домашних заданий экспериментального характера (индивидуальных, групповых, парных).
Более подробно рассмотрим индивидуальное домашнее задание по выполнению экспериментальной работы как
условия развития исследовательских навыков у обучающихся. Подобные задания отличаются от урока в школе не только условиями, в которых оказывается учащийся (нет учителя, к которому можно обратиться за помощью). Важно, что их выполнение требует большей самостоятельности, сосредоточенности, внимания к процессу экспериментальной деятельности. Кроме того, проведение эксперимента требует осмысленности знаний, понимания способов решения проблемы. Часто возникает необходимость поиска недостающей информации, что также является стимулом для пополнения или обогащения своих знаний. В результате усиливается интерес к предмету, развиваются индивидуальные творческие способности.
Приведем некоторые примеры домашних экспериментальных работ:
1. Возьмите пустой стеклянный сосуд с горлышком и вставьте в нее плотно воронку. Затем из кувшина начните быстро наливать воду в бутылку. Что при этом происходит? Определите причину, по которой вода свободно не вливается в бутылку?
2. Возьмите лист бумаги и вырежьте из него две одинаковые фигуры. Приложите их друг к другу. Слипаются ли они? Затем намочите у каждой фигуры одну из сторон и приложите их смоченными сторонами друг к другу. Что происходит в этом случае с фигурами? Укажите причину прилипания фигур друг к другу?
Пример домашней лабораторной работы на тему «Кипение воды».
Для проведения лабораторной работы необходимо использовать следующие приборы: сосуд с прозрачными стенками, термометр и часы.
Порядок проведения работы: налейте определенное количество воды в сосуд, затем начинайте постепенно ее нагревать в течение 2-х минут. Результаты оформите в виде таблицы.
Этап работы Время, с Температура воды,оС Схематичный рисунок
Первый 30
Второй 60
Третий 90
Четвертый 120
По результатам выполнения домашней лабораторной работы ученик должен кратко сформулировать вывод по проведенному наблюдению.
Таким образом, активное внедрение в практику работы учителей физики исследовательских заданий позволит сформировать у обучающихся необходимые исследовательские навыки, развить умение самостоятельно проводить опыты и обрабатывать результаты лабораторной работы.
Выводы. Современное школьное образование характеризуется поиском успешных способов познавательного развития личности обучающихся с целью подготовки их к будущей профессиональной деятельности.
Сформированность у обучающихся исследовательских навыков позволяет им осваивать физику с большей степенью самостоятельности и уверенности на основе применения научных методов познания (теоретического анализа, экспериментальной проверки изучаемых явлений). В результате они учатся выделять проблему, формулировать гипотезу, осуществлять эксперимент, наблюдение, аргументировать выводы.
Системность и последовательность формирования исследовательских навыков у обучающихся может быть достигнута посредством установления метапредметных связей физики с предметами естественно-научного и общественного цикла, что позволит системно и последовательно формировать у учащихся необходимые исследовательские навыки.
Литература:
1. Атлуханова, Л.Б. Технология формирования исследовательских умений учащихся на уроках физики / Л.Б. Атлуханова, Х.М. Инусова // АНИ: педагогика и психология. - 2018. - №3 (24). - С. 24-26
2. Казначеева, С.Н. Внеурочная деятельность по физике как условие повышения интереса и качества освоения учебного материала / С.Н. Казначеева, И.Б. Бичева, Д.А. Казначеев // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. -№ 74-3. - С. 117-120
3. Карпов, А.О. Исследовательское образование: ключевые концепты / А.О. Карпов // Педагогика. - 2011. - № 3. -С. 20-30
4. Карюкина, Н.А. Формирование навыков исследовательской деятельности / Н.А. Карюкина // Исследователь/Researcher. - 2014. - №1-2. - С. 114-116
5. Лескова, И.А. Идея образования: структура и содержание в контексте смены философских оснований / И.А. Лескова // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9, №3. - С. 10.
6. Панкратова, Л.В. Формирование исследовательских умений в обучении математике учащихся общеобразовательных школ средствами неравенств: автореферат дис. ... канд. педаг. наук: 13.00.02 / Панкратова Лариса Валерьевна. - Киров, 2014. - 23 с.
7. Савенков, А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников / А.И. Савенков. - М.: «Сентябрь», 2013. - 204 с.
8. Сандалова, Н.Н. Педагогические условия формирования исследовательских умений у младших школьников в урочной и внеурочной деятельности: автореферат дис. . канд. педаг. наук: 13.00.01 / Сандалова Наталья Николаевна. -Уфа, 2016. - 24 с.
9. Фролова, С.В. Социокультурные факторы формирования профессионального мировоззрения современного учителя: вызовы нового мира образования / С.В. Фролова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10, № 2. - С. 3.
Педагогика
УДК 378
аспирант 4 курса института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования Калмыков Ислам Юрьевич
Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х.М. Бербекова (г. Нальчик); старший преподаватель кафедры физической подготовки, капитан полиции Дадов Аслан Владимирович
Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БОРЦОВ ГРЕКО-
РИМСКОГО СТИЛЯ
Аннотация. Вопросы развития силы у борцов греко-римского стиля во время тренировочного процесса на протяжении длительного времени остается темой весьма злободневной. Так как силовая подготовка борцов греко-римского стиля, как и любого другого, важная составляющая всех занятий, нужно уделять время не только общим упражнениям, но и специализированным. Для эффективного участия в различных соревнованиях борцы греко-римского стиля обязаны обладать не только техникой выполнения различных приемов, но также и высокими физическими показателями. Говоря о физической подготовке, необходимо отметить, что выделяют несколько основных аспектов, которые позволяют определить уровень подготовленности. В первую очередь, это, конечно же, выносливость, под которой принято понимать возможность организма выполнять различные действия с максимальной эффективностью и за максимальное долгое время при этом, не испытывая усталости. Совершенствование функциональной выносливости направлено на рост объема нагрузок на организм без ущерба для здоровья спортсмена. Что же касается методов оценки функциональных показателей, то, как правило, для этого применяется челночный бег на 10 метров и забеги на 1 километр, подтягивания. По общепринятым требованиям все эти упражнения применяются в комплексе, а именно каждый спортсмен должен сделать определённое количество подходов. Так, один подход подразумевает челночный бег 3х10, забег на километр и максимальное количество подтягиваний, отдых между подходами не превышает 2-ух минут. Перед началом подхода измеряется сердцебиение спортсмена и фиксируется, затем сердцебиение измеряется сразу после окончания подхода и в конце отдыха перед началом следующего подхода. Именно данный показатель может максимально эффективно показать функциональные показатели спортсмена. Спортсмены с высокими показателями функциональности выделяются тем, что учащение их сердцебиения не значительно и это означает, что такое количество нагрузок не оказывает сильного влияния на сердце спортсмена. Отсюда, чтобы довести его до предельных или околопредельных возможностей нужны более тяжелые нагрузки, в то время как спортсмены, с низким уровнем функциональности получая те же нагрузки устают быстрее, восстанавливаются медленнее, а нагрузка на их сердце выше. И в условиях поединка такой спортсмен не приспособлен к ведению всего поединка в едином темпе, сохраняя при этом свою эффективность и в атаке и в защите, в то время как первая группа спортсменов демонстрирует максимально хорошие показатели.
Ключевые слова: борцы греко-римского стиля, тренировочный процесс, оценка физической подготовленности, силовая подготовленность, выносливость, мышечная масса.