Таким образом, активное внедрение в практику работы учителей физики исследовательских заданий позволит сформировать у обучающихся необходимые исследовательские навыки, развить умение самостоятельно проводить опыты и обрабатывать результаты лабораторной работы.
Выводы. Современное школьное образование характеризуется поиском успешных способов познавательного развития личности обучающихся с целью подготовки их к будущей профессиональной деятельности.
Сформированность у обучающихся исследовательских навыков позволяет им осваивать физику с большей степенью самостоятельности и уверенности на основе применения научных методов познания (теоретического анализа, экспериментальной проверки изучаемых явлений). В результате они учатся выделять проблему, формулировать гипотезу, осуществлять эксперимент, наблюдение, аргументировать выводы.
Системность и последовательность формирования исследовательских навыков у обучающихся может быть достигнута посредством установления метапредметных связей физики с предметами естественно-научного и общественного цикла, что позволит системно и последовательно формировать у учащихся необходимые исследовательские навыки.
Литература:
1. Атлуханова, Л.Б. Технология формирования исследовательских умений учащихся на уроках физики / Л.Б. Атлуханова, Х.М. Инусова // АНИ: педагогика и психология. - 2018. - №3 (24). - С. 24-26
2. Казначеева, С.Н. Внеурочная деятельность по физике как условие повышения интереса и качества освоения учебного материала / С.Н. Казначеева, И.Б. Бичева, Д.А. Казначеев // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. -№ 74-3. - С. 117-120
3. Карпов, А.О. Исследовательское образование: ключевые концепты / А.О. Карпов // Педагогика. - 2011. - № 3. -С. 20-30
4. Карюкина, Н.А. Формирование навыков исследовательской деятельности / Н.А. Карюкина // Исследователь/Researcher. - 2014. - №1-2. - С. 114-116
5. Лескова, И.А. Идея образования: структура и содержание в контексте смены философских оснований / И.А. Лескова // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9, №3. - С. 10.
6. Панкратова, Л.В. Формирование исследовательских умений в обучении математике учащихся общеобразовательных школ средствами неравенств: автореферат дис. ... канд. педаг. наук: 13.00.02 / Панкратова Лариса Валерьевна. - Киров, 2014. - 23 с.
7. Савенков, А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников / А.И. Савенков. - М.: «Сентябрь», 2013. - 204 с.
8. Сандалова, Н.Н. Педагогические условия формирования исследовательских умений у младших школьников в урочной и внеурочной деятельности: автореферат дис. . канд. педаг. наук: 13.00.01 / Сандалова Наталья Николаевна. -Уфа, 2016. - 24 с.
9. Фролова, С.В. Социокультурные факторы формирования профессионального мировоззрения современного учителя: вызовы нового мира образования / С.В. Фролова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10, № 2. - С. 3.
Педагогика
УДК 378
аспирант 4 курса института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования Калмыков Ислам Юрьевич
Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х.М. Бербекова (г. Нальчик); старший преподаватель кафедры физической подготовки, капитан полиции Дадов Аслан Владимирович
Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БОРЦОВ ГРЕКО-
РИМСКОГО СТИЛЯ
Аннотация. Вопросы развития силы у борцов греко-римского стиля во время тренировочного процесса на протяжении длительного времени остается темой весьма злободневной. Так как силовая подготовка борцов греко-римского стиля, как и любого другого, важная составляющая всех занятий, нужно уделять время не только общим упражнениям, но и специализированным. Для эффективного участия в различных соревнованиях борцы греко-римского стиля обязаны обладать не только техникой выполнения различных приемов, но также и высокими физическими показателями. Говоря о физической подготовке, необходимо отметить, что выделяют несколько основных аспектов, которые позволяют определить уровень подготовленности. В первую очередь, это, конечно же, выносливость, под которой принято понимать возможность организма выполнять различные действия с максимальной эффективностью и за максимальное долгое время при этом, не испытывая усталости. Совершенствование функциональной выносливости направлено на рост объема нагрузок на организм без ущерба для здоровья спортсмена. Что же касается методов оценки функциональных показателей, то, как правило, для этого применяется челночный бег на 10 метров и забеги на 1 километр, подтягивания. По общепринятым требованиям все эти упражнения применяются в комплексе, а именно каждый спортсмен должен сделать определённое количество подходов. Так, один подход подразумевает челночный бег 3х10, забег на километр и максимальное количество подтягиваний, отдых между подходами не превышает 2-ух минут. Перед началом подхода измеряется сердцебиение спортсмена и фиксируется, затем сердцебиение измеряется сразу после окончания подхода и в конце отдыха перед началом следующего подхода. Именно данный показатель может максимально эффективно показать функциональные показатели спортсмена. Спортсмены с высокими показателями функциональности выделяются тем, что учащение их сердцебиения не значительно и это означает, что такое количество нагрузок не оказывает сильного влияния на сердце спортсмена. Отсюда, чтобы довести его до предельных или околопредельных возможностей нужны более тяжелые нагрузки, в то время как спортсмены, с низким уровнем функциональности получая те же нагрузки устают быстрее, восстанавливаются медленнее, а нагрузка на их сердце выше. И в условиях поединка такой спортсмен не приспособлен к ведению всего поединка в едином темпе, сохраняя при этом свою эффективность и в атаке и в защите, в то время как первая группа спортсменов демонстрирует максимально хорошие показатели.
Ключевые слова: борцы греко-римского стиля, тренировочный процесс, оценка физической подготовленности, силовая подготовленность, выносливость, мышечная масса.
Annotation. The issues of strength development in Greco-Roman style wrestlers during the training process have been a topic of the day for a long time. Since the strength training of Greco-Roman wrestlers, like any other, is an important component of all classes, you need to devote time not only to general exercises, but also to specialized ones. For effective participation in various competitions, Greco-Roman wrestlers must have not only the technique of performing various techniques, but also high physical performance. Speaking about physical fitness, it should be noted that there are several main aspects that allow you to determine the level of preparedness. First of all, this, of course, is endurance, by which it is customary to understand the ability of the body to perform various actions with maximum efficiency and for the maximum long time without experiencing fatigue. Improving functional endurance is aimed at increasing the volume of loads on the body without compromising the health of the athlete. As for the methods for assessing functional indicators, then, as a rule, a 10-meter shuttle run and 1-kilometer races, pull-ups are used for this. According to generally accepted requirements, all these exercises are used in combination, namely, each athlete must do a certain number of approaches. So, one approach involves a 3x10 shuttle run, a kilometer run and the maximum number of pull-ups, the rest between sets does not exceed 2 minutes. Before the start of the approach, the athlete's heartbeat is measured and recorded, then the heartbeat is measured immediately after the end of the approach and at the end of the rest before the start of the next approach. It is this indicator that can most effectively show the functional performance of an athlete. Athletes with high functional scores stand out in that their heart rate increase is not significant, which means that this amount of exercise does not have a strong effect on the athlete's heart. Hence, in order to bring it to the limit or near-limit capabilities, heavier loads are needed, while athletes with a low level of functionality receiving the same loads get tired faster, recover more slowly, and the load on their heart is higher. And in the conditions of a duel, such an athlete is not adapted to conduct the entire duel at a single pace, while maintaining his effectiveness both in attack and in defense, while the first group of athletes demonstrates the best possible performance.
Key words: Greco-Roman wrestlers, training process, physical fitness assessment, strength fitness, endurance, muscle mass.
Введение. Для эффективного участия в различных соревнованиях борцы греко-римского стиля обязаны обладать не только техникой выполнения различных приемов, но также и высокими физическими показателями. Именно физическая подготовка играет важнейшую роль в успешном выступлении борца, так как для применения различных приемов на сопернике необходимо умение подавить своего соперника, который будет оказывать всяческое сопротивление.
Говоря о физической подготовке, необходимо отметить, что выделяют несколько основных аспектов, которые позволяют определить уровень подготовленности. В первую очередь, это, конечно же, выносливость, под которой принято понимать возможность организма выполнять различные действия с максимальной эффективностью и за максимальное долгое время при этом, не испытывая усталости. Совершенствование функциональной выносливости направлено на рост объема нагрузок на организм без ущерба для здоровья спортсмена. Основным аспектом оценки уровня физической подготовленности является именно функциональная выносливость ввиду особенности состязания борцов греко-римского стиля, которая подразумевает поединок, состоящий из двух периодов - каждый по три минуты с 30 секундным перерывом между периодами. Так, за эти 6 минут каждый из спортсменов должен провести эффективные атакующие действия, которые принесут баллы и которые к концу поединка должны быть выше, чем у соперника. Во время схватки оба спортсмена настроены на атакующие или контратакующие действия, благодаря которым они смогут одержать победу. В то же время нельзя забывать о защите и каждый из спортсменов должен вести бой в полном сосредоточении, как на атаке, так и на защите. Малейшее отвлечение или расслабление во время боя могут привести к поражению. По этой причине каждый спортсмен всегда сконцентрирован, удерживает жесткую стойку и пребывает в полной готовности, как защититься от приема, так и сразу же перейти в контратаку. Но если функциональная выносливость спортсмена находится на низком уровне, то высока вероятность что он просто устанет и не сможет весь поединок быть собранным. Также он не сможет вовремя среагировать на атаку соперника, защититься, что неминуемо приведет его к поражению. Во избежание допущения подобных моментов, каждый спортсмен очень чутко подходит к своей функциональной подготовке.
Изложение основного материала статьи. Что же касается методов оценки функциональных показателей, то, как правило, для этого применяется челночный бег на 10 метров и забеги на 1 километр, подтягивания. По общепринятым требованиям все эти упражнения применяются в комплексе, а именно каждый спортсмен должен сделать определённое количество подходов. Так, один подход подразумевает челночный бег 3х10, забег на километр и максимальное количество подтягиваний, отдых между подходами не превышает 2-ух минут. Перед началом подхода измеряется сердцебиение спортсмена и фиксируется, затем сердцебиение измеряется сразу после окончания подхода и в конце отдыха перед началом следующего подхода. Именно данный показатель может максимально эффективно показать функциональные показатели спортсмена.
Спортсмены с высокими показателями функциональности выделяются тем, что учащение их сердцебиения не значительно и это означает, что такое количество нагрузок не оказывает сильного влияния на сердце спортсмена. Отсюда, чтобы довести его до предельных или околопредельных возможностей нужны более тяжелые нагрузки, в то время как спортсмены, с низким уровнем функциональности получая те же нагрузки устают быстрее, восстанавливаются медленнее, а нагрузка на их сердце выше. И в условиях поединка такой спортсмен не приспособлен к ведению всего поединка в едином темпе, сохраняя при этом свою эффективность и в атаке и в защите, в то время как первая группа спортсменов демонстрирует максимально хорошие показатели. Также первая группа спортсменов способна восстановится за 30-ти секундный перерыв между периодами, а вторая нет, так как им понадобится, по меньшей мере, на 1 минуту больше [1, С. 5-7].
Соответственно, оценивая функциональную подготовленность спортсменов необходимо обратиться к перечисленным выше примитивным упражнениям, которые уже давно зарекомендовали себя как наиболее эффективные. Вместе с тем, тренерским составом разрабатываются инновационные методики оценки уровня физической подготовленности борцов греко-римского стиля, которые предлагаются в качестве более достоверных и эффективных. Например, ряд тренеров может прибегать к проведению схватки между двумя спортсменами, в которой сразу видно, чьи функциональные показатели находятся на высоком уровне, а чьи уступают.
Далее пойдет речь непосредственно о силовых показателях, которые также являются неотъемлемой частью физической подготовленности. Силовые показатели представляют собой непосредственную развитость разных групп мышц, на их способность поднимать и удерживать большие веса и выполнять большое количество различных приемов. Известным фактом является, что чем больше и чаще задействуется мышца, тем быстрее она устает и наполняется молочной кислотой, которая и вызывает ощущение боли, жжения и растяжения после тренировки или соревнований.
Проработка и повышение силовых показателей могут быть разными, и зависит это от того, для чего планируется использовать данную мышцу. Для лучшего понимания приведем пример. Для разных видов спорта есть свои требования к мышцам. Например, для культуристов важен только объем мышц, а не их выносливость и непосредственная сила, для пауэрлифтеров основным требованием к мышцам является поднятие гигантского веса, а вот для борцов, боксеров, дзюдоистов важнейшим требованием к мышцам является не их объем и не сила, а именно выносливость. Выносливость
мышц, это их способность и готовность выполнять определенные действия на максимальное количество повторений, на максимальной скорости при минимальной утомляемости и быстром восстановлении [2, 3, 8]. Для этого каждый из перечисленных нами спортсменов выполняет определенные упражнения, культуристы работают с большими весами, чтобы как можно быстрее утомить мышцу и продолжить ее проработку в таком состоянии, тем самым увеличивая их объем; боксеры и борцы редко работают с большими весами, как правило, проработка делается с весом собственного тела и с использованием турников, брусьев и резинок, при этом делая упор на скорость выполнения упражнений, количество повторений. Работы с собственным весом в большинстве случаев хватает для борьбы, так как основным является возможность поднять своего соперника для выполнения броска, а учитывая, что борьба разделена по весовым категориям, то все спортсмены, которые борются между собой примерно одного веса + (-) 5 килограмм, исключением являются борцы абсолютных категорий, где вес уже не ограничен. А для оценки непосредственно силовых показателей как правило используются различные тренажеры: брусья, перекладина, гири, гантели, штанги и многое другое. Здесь, уже наблюдается большая вариативность и все двигательные акты выбирается непосредственно тренером, каждый из которых по своему определяет силу спортсмена и у каждого свои идеалы, к которым нужно стремится его воспитанникам. Но неизменным остается тот факт, что основного внимания заслуживает выносливость мышц спортсмена, так как борцу греко-римского стиля необходимо уметь работать с весом равным ему самому на протяжении 6 минут схватки, при этом постоянно поднимая ее, отрывая от пола, отрывания от себя и умения останавливать и удерживать этот вес на себе. Например, подтягивания на перекладине и отжимания от брусий на максимальное количество повторений являются наиболее распестренными, так как они задействуют все группы мышц туловища, которыми непосредственно ведется удержание своего веса. Приседания также являются базовым, но показательным упражнением, так как непосредственно силой ног ведется отрывания противника от земли, а также умение держаться на ногах, не давая сопернику провести бросок. Можно, конечно, прибегнуть и к использованию иных тренажеров, однако в таком случае необходимо будет варьировать вес на штанге или гантели, потому что не каждому под силу поднять гантель или гирю своего веса руками [4, 6, 7].
Выводы. В заключении отметим, что греко-римская борьба - весьма популярный среди юношеской молодёжи вид спорта, который к тому же имеет огромное воспитательное, оздоровительное и практическое значение. Занятия греко-римской борьбой в полной степени обеспечивают становление значимых двигательных умений и навыков. Однако, изменения в правилах проведения соревнований по греко-римской борьбе обуславливают надобность поиска новых путей подготовки борцов данного стиля, в том числе и за счет увеличения эффективности тренировочного процесса борцов с использованием более активных средств и способов специальной физической подготовки. При этом вопросы развития силы у борцов греко-римского стиля во время тренировочного процесса на протяжении длительного времени остается темой весьма злободневной. Так как силовая подготовка борцов греко-римского стиля, как и любого другого, важная составляющая всех занятий, нужно уделять время не только общим упражнениям, но и специализированным. Выбор их зависит от индивидуальных потребностей и задач. Можно рекомендовать для обще силовой подготовки применить движения, которые нацелены на усиление рук, суставов ног и возможности высокоэффективного и безопасного разгибания тела. Именно на эти группы мышц нацелена самая существенная нагрузка на состязаниях. Желательно уделять им как можно больше внимания. Так будет идти не только рост мышечной массы, но и действительное увеличение мощности [5].
Литература:
1. Акопян, А.О. Скоростно-силовая подготовка в видах единоборств / А.О. Акопян. - М.: Советский спорт, 2013 - 48 с.
2. Дубровский, В.И. Реабилитация в спорте / В.И. Дубровский. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 200 с.
3. Волков, В.М. Восстановительные процессы в спорте / В.М. Волков. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 144 с.
4. Закарьяев, А.И. Методика развития скоростно-силовых качеств и выносливости у борцов / А.И. Закарьяев // Спортивная борьба: ежегодник. - М.: Физкультура и спорт. - 2012. - С. 49-54
5. Калмыков, И.Ю. Технология разработки средств стимуляции и оптимизации восстановительных процессов у борцов греко-римского стиля на специально-подготовительном этапе / И.Ю. Калмыков // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2021. - №9-2 (60). - С. 29-31
6. Коренберг, В.Б. Проблема физических и двигательных качеств / В.Б. Коренберг // Теория и практика физической культуры. -1996. - №7. - С. 2.
7. Кузнецов, А.С. Построение тренировочного процесса борцов греко-римского стиля с учётом средств восстановления / А.С. Кузнецов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2021. Т. 16. - № 3. - С. 11-19
8. Соколов, В.В. Влияние восстановительных средств на уровень физической подготовленности борцов греко-римского стиля / В.В. Соколов, О.В. Четайкина // В сборнике: Наука и прогресс: время перемен. Сборник научных трудов. Казань. -2021. - С. 107-112
Педагогика
УДК 378.1
кандидат экономических наук, доцент Каменских Надежда Алексеевна
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)
К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
Аннотация. В статье представлены подходы к изменению содержания и методики подготовки будущих учителей и как следствие подчеркнута необходимость формирования у них математической и финансовой компетентности. Для решения указанной проблемы предлагается вариант формирования общепрофессиональной компетенции у студентов направления подготовки «Педагогическое образование» через отработку умений по разработке образовательных программ, отдельных их компонентом для предметной области «Математика» и «Финансы». Предложены конкретные методические подходы к реализации дисциплины «Теория и методика преподавания математики». Разработан кейс «Инновационная программа по математике для 7 класса» с фрагментами программы по алгебре, геометрии, внеурочной деятельности «Математика вокруг нас». Также представлена логика получения методического опыта студентами направления подготовки «Педагогическое образование» по работе над междисциплинарным образовательным квестом.
Ключевые слова: педагогическое образование, кейс, квест, функциональная грамотность, финансовая грамотность, математическая грамотность.
Annotation. The article presents approaches to changing the content and methods of training future teachers and, as a result, emphasizes the need to form their mathematical and financial competence. To solve this problem, a variant of the formation of