употреблением питьевой воды, содержащей и другие соединения, необходимо решить ряд первоочередных и перспективных задач. К первым следует отнести разработку и внедрение в гигиеническую практику экспресс-методов выявления мутагенной активности питьевой воды с целью дополнительной оценки эффективности снижения побочных продуктов дезинфекции воды в результате применения различных систем, а значит, ее мутагенной активности, ко второму — разработку высокочувствительных физико-химических методов качественной и количественной идентификации образующихся соединений, особенно нелетучих галогенов.
В связи с перечисленным выше в настоящее время имеют большое значение совершенствование методических подходов по гигиенической оценке и прогнозированию безвредности и безопасности разрабатываемых технологий, реагентов, конструкций, материалов, внедряемых в практику хозяйственно-питьевого водоснабжения; создание банка данных разрешенных и запрещенных гос-санитарных технологий, реагентов, конструкций, материалов для использования в практике хозяйственно-питьевого водоснабжения; обоснование гигиенических критериев оценки и прогнозирования опасных донных отложений; совершенствование и разработка новых методов химического и микробиологического контроля за качеством водоисточников и питьевой воды.
В заключение нельзя не остановиться на проблеме диоксина в питьевой воде. Установлено, что
диоксин — один из 200 изомеров хлодиокси-нов — 2, 3, 7, 8-тетрахлордибензо-пара-п-диоксин (ТХДД) — является сильным канцерогеном, мутагеном и обладает всеми видами отдаленных последствий. Диоксин — самое токсичное вещество из всех синтезированных человеком за период истории — входил в состав одного из гербицидов, применявшихся США в войне с Вьетна- ^ мом — «оранжевый агент».
Диоксин образуется самопроизвольно в химических реакторах при технологическом процессе синтеза различных продуктов хлорированных фенолов при температуре 700—800 °С, а также при сжигании бытовых отходов на мусоросжигающих заводах и др.
Образования ТХДД при хлорировании воды в условиях обычных температур не подтверждено научными данными. Не исключено, что при хлорировании воды, содержащей много органических соединений, может иметь место образование изомеров хлордиоксина, которые обладают значительно меньшей токсичностью, чем ТХДД.
Наличие большого количества изомеров ТХДД ^ обусловливает трудности при его химическом анализе. В мире существует всего несколько лабораторий, которые оснащены самым современным оборудованием и имеют международный сертификат по определению диоксина. В связи с этим большое значение имеет создание Всероссийского научного центра по изучению проблем диоксина.
Поступила 22.11.91
© А. М. ВОЙТЕНКО. 1993 УДК 614.7:613.68
А. М. Войтенко
РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ «НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ГИГИЕНЫ И ФИЗИОЛОГИИ АДАПТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА К УСЛОВИЯМ МИРОВОГО ОКЕАНА»
НИИ гигиены водного транспорта Минздрава Украины, Одесса
В 1990 г. на базе НИИ гигиены водного транспорта Минздрава Украины (Одесса) возобновила свою деятельность Проблемная комиссия (ПК) «Научные основы гигиены и физиологии адаптации человека к условиям Мирового океана». Комиссия объединила основные научные центры, занимающиеся актуальными проблемами морской медицины, и практические учреждения здравоохранения на водном транспорте. Важность разрабатываемых в рамках проблемной комиссии вопросов продиктована тесной связью огромного числа людей (членов экипажей судов, пассажиров) с водным транспортом и Мировым океаном. Утверждение института в качестве сотрудничающего Центра ВОЗ по гигиене моряка способствовало налаживанию деловых творческих контактов с научными и научно-практическими учреждениями по морской медицине в мире и расширению круга разрабатываемых проблем, укреплению научной базы практического здравоохранения на водном транспорте.
В составе ПК созданы и работают 3 секции: гигиеническая, социально-гигиенических проблем
на водном транспорте и клиническая. Большое внимание уделяется подготовке научных кадров, осуществлению координации исследований по основным научным направлениям, которые были определены 1-м пленумом ВПК в Махачкале (октябрь 1990 г).
Так, по научному направлению «Проблемы гигиены и физиологии труда на объектах водного транспорта» разработано физиолого-гигиениче-ское обоснование путей совершенствования трудовой деятельности работников вспомогательных производств морских портов и дана гигиеническая классификация их труда, обоснован комплекс оздоровительных мероприятий и установлена приоритетность в их проведении. Во исполнение -ä«. приказа Минздрава СССР № 511 проводится изучение режимов труда и отдыха медицинских работников на транспортных и рыбопромысловых судах, результаты которого позволяют разработать рекомендации по их оптимизации. Продолжаются работы по психофизиологическому обоснованию методов и средств повышения работоспособности плавсостава, предложен и апробиро-
ван препарат «Пикамилон», который может быть использован в рейсовых условиях для повышения внимания и скорости переработки информации.
Токсикологические проблемы на водном транспорте решались в следующих направлениях. Определены токсикологические свойства некоторых оловосодержащих красок, применяемых в судостроении и судоремонте в качестве средств, предупреждающих биологическое обрастание, что позволило разработать рекомендации по технике безопасности при работе с этими красками. Изучен ряд полимерных и синтетических материалов судостроительного назначения с целью определения возможности их применения по токсикологическим параметрам с учетом зависимости время— эффект. Эти вопросы вызывают широкий профессиональный интерес, что обусловило активное международное сотрудничество со специалистами Финляндии, Польши, Болгарии. Важным направлением исследований в области токсикологии являются работы по токсиколого-гигиениче-ской оценке перевозимых морем опасных грузов. Подготовлен проект методических указаний «Унифицированные методы токсиколого-гигиенических исследований новых опасных навалочных грузов, перевозимых морем». В плане этих исследований проводится разработка мер профилактики отравлений при перегрузке и транспортировке фумиги-рованного фосфином зерна, а также при перевозке химических грузов и сжиженных газов.
Новым направлением исследований является экологическая токсикология. Это связано с возрастающей заинтересованностью в вопросах влияния вредных производств на степень загрязнения окружающей среды и здоровье населения. Установлена связь между уровнем химической нагрузки и заболеваемостью населения, работающего в непосредственной близости к портовым перегрузочным комплексам химически опасных грузов. Определены тенденции заболеваемости изученных групп населения, ранжированных по степени риска в портах, отличающихся по характеру перерабатываемых опасных грузов.
Вопросы профилактики и реабилитации работников водного транспорта решаются в нескольких направлениях. В частности, проводятся исследования по физиолого-биохимическому обоснованию рациона питания плавсостава в низких широтах. На основе изучения состояния слизистой оболочки желудка и гормональной системы, регулирующей функции желудочно-кишечного тракта, разрабатываются рекомендации к формированию адекватного питания плавсостава. Второе направление — психофизиологические основы оптимизации деятельности плавсостава, в первую очередь операторов, подверженных информационным нагрузкам. Разрабатываются меры психофизиологической реабилитации, в том числе с применением магни-тотронных средств, а также меры реабилитации при наиболее распространенной у моряков патологии — заболеваниях сердечно-сосудистой системы. В настоящее время эти вопросы решаются и для рыбаков. В плане этих исследований уделено внимание и стоматологическим заболеваниям, являющимся одной из основных причин обращения за медицинской помощью на судах.
Завершены исследования динамики формирова-
2 Гигиена и санитария № 2
ния хронической патологии у моряков в зависимости от степени воздействия социальных и производственных факторов судовой среды. Результаты исследований подтвердили необходимость дальнейшего обоснования профессиональной патологии у моряков, в первую очередь по классам желудочно-кишечных и сердечно-сосудистых заболеваний. Четко проявившиеся корреляционные связи стажа, профессии и возраста лиц плавсостава с динамикой формирования у них хронической патологии представляют основу для разработки принципов страховой медицины, определения дифференцированных страхозых взносов судовладельцами. Работы в этом направлении продолжаются.
В области экологических проблем водных бассейнов дано теоретическое и практическое обосно-. вание возможности применения озона в качестве дезинфектанта для обеззараживания судовых сточных вод, а также некоторых отходов титано-магниевого производства для повышения эффективности их обработки. Продолжается разработка гигиенически обоснованных мероприятий по санитарной охране прибрежных вод акваторий портов, оценка эффективности и наладка судовых очистительных установок импортного производства на действующих судах. В научных исследованиях ПК поднята и реализуется проблема предупреждения загрязнения акваторий портов балластными водами и биообрастаниями, транспортируемыми из разных географических широт лихтерами. Начата разработка медицинских лоций портов захода и базирования отечественных судов с целью предупреждения инфекционных, паразитарных и иных заболеваний на судах и возможного их завоза в страну. Завершена санитарно-гигиеническая регламентация условий эксплуатации станций приготовления воды на борту судна во время длительных рейсов и портовых — рейдовых стоянок. Впервые разработан способ дезинфекции системы водоснабжения на судах с использованием озона — «Методические указания по дезинфекции озоном воды и систем водоснабжения судов» и «Гигиеническая оценка станций приготовления воды на морских судах» (методические указания). Продолжаются исследования особенностей образования галогенсодержащих соединений в питьевой воде на судах для гигиенического обоснования мер первичной профилактики, а также работы по обоснованию применения озона для дезинфекции воды в плавательных бассейнах. Подготовлено к изданию учебно-методическое пособие «Санитарно-гигиенический контроль за работой устройств для кондиционирования воды на морских судах». Исследования проводятся в творческом сотрудничестве со специалистами Польши и Болгарии, санитарно-эпидемиологич'еской службой водного транспорта РФ.
Анализируя и сопоставляя выполненные научные исследования с решениями пленумов ВПК, следует отметить, что сложная экономико-поли-тическая и организационная ситуация в стране обусловила объективные причины замедления некоторых работ. Так, продолжают отставать исследования по всему комплексу гигиенических проблем на речном и рыбопромысловом флоте.
Остались нереализованными идея создания гипербарического центра на базе Бакинской центральной бассейновой больницы на водном транспорте и решение вопросов медико-санитарного обеспечения лиц, занятых на подводных работах. Вопросы компьютеризации санитарно-эпидемиологиче-ской службы позволили приступить к внедрению выполненных в рамках ПК научных разработок, системы санитарно-эпидемиологического мониторинга за объектами водного транспорта и состоянием здоровья плавсостава, однако в других республиках эти проблемы практически не решаются.
Уже традиционно недостаточной является работа научных учреждений и научно-производ-ственных объединений, курируемых ВПК, по изучению взаимосвязи заболеваемости с производственными факторами, определению профессиональной патологии, заболеваемости женщин на флоте. Серьезную озабоченность вызывает недостаточное внимание к выводам и рекомендациям гигиенистов со стороны судостроителей и судоремонтников, да и сама система санитарного надзора — предупредительного и текущего — за флотом. Фрагментарно разрабатываются клинические аспекты морской медицины, отсутствуют глубокие теоретические проработки, объединяющие концепции и направления, мало работ в области регу-
© Е. А. РЯБОВА, I УДК 614.7 (470.31 1::
Для оценки загрязнения атмосферного воздуха Москвы, исходя из характера основных источников загрязнения (автотранспорт, промышленные предприятия, ТЭЦ), выбраны 3 района: 1-й — Садовое кольцо, где основным источником выброса вредных веществ в воздух служит автотранспорт; 2-й — Орехово-Борисово, где основной вклад в загрязнение вносят коксогазовый и нефтеперерабатывающий заводы; 3-й — Тропарево — относительно чистый (контрольный) район.
В атмосферном воздухе с помощью общепринятых методов определяли пыль, включая свинец, двуокись азота, окись углерода, сернистый ангидрид, фенол. Кроме того, исследовали концентрации углеводородов с помощью хромато-масс-спектрометрического метода. Всего проанализирована 1481 проба воздуха.
Результаты наблюдений, проведенных в 1989— 1990 гг..представлены в табл. 1, из которой видно, что в воздушной среде 1-го района имеет место существенное загрязнение атмосферного воздуха окисью углерода и двуокисью азота, присутствую-
лирования здоровья, профилактики заболеваемости и реабилитации членов экипажей судов. Необходимы дальнейшее обобщение и унификация методических основ оценки социального и экономического эффектов от внедрения гигиенических мероприятий, эколого-гигиенической экспертизы и экологического прогноза при гигиенической оценке освоения Мирового океана.
Таким образом, анализ работ, выполняемых в ^ рамках ВПК «Научные основы гигиены и физиологии адаптации человека к условиям Мирового океана», свидетельствует о важной координирующей роли ВПК в обеспечении взаимосвязи научных исследований с практическим здравоохранением, о широком внедрении научных разработок НИИ и научно-производственных объединений. Вместе с тем крайне необходимыми являются повышение внимания к разработке теоретических, фундаментальных проблем медицины водного транспорта, а также координации этих исследований с работами, выполняемыми в других ВПК в стране.
Поступила 22.11.91
Summary. Work of problem-solving commission on "Scienti- -jl fic background of hygiene and physiology of human adaptation to World ocean conditions" is described. Medical problems of the water transport as key problems are noted.
щими в выбросах автомобилей. Кстати отметим, что в Москве автотранспорт вносит в общий баланс загрязнения воздуха свыше 70 % вредных веществ. В картине загрязнения, выявленной во 2-м районе, превалирует воздействие выбросов коксогазового завода (высокие концентрации пыли и фенола). Что касается 3-го района, то здесь окись углерода и сернистый ангидрид в воздухе не обнаружены; пыль и двуокись азота присутствуют в концентрациях, превышающих максимальные разовые ПДК в 1,6—3,3 раза.
При определении углеводородов в атмосфере всех районов идентифицировано 47 веществ, из которых лишь для 11 установлены ПДК. Концентрации веществ во всех случаях ниже допустимого уровня. Можно полагать, что содержание остальных ингредиентов также невелико.
Установлено, что в атмосферном воздухе обследованных районов, несмотря на использование в городе неэтилированного бензина, в 20—50 % проб определяется свинец в концентрациях, превышающих среднесуточную ПДК в 1,7—2 раза. По
Гигиена атмосферного воздуха
993
й) ' 11 • •' ' ' ' ' '
Е. А. Рябова
ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА МОСКВЫ
НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А. Н. Сысина РАМН. Москва