УДК 73.023.7; 728.03(510) DOI 10.53115/19975996_2023_02_121-126
ББК 85.11, 85.13
Э.П. Чернышова, С.И. Фомина, Цун Линь
РАЗВИТИЕ ИСКУССТВА УКРАШЕНИЯ КАРКАСНЫХ БАЛОК В АРХИТЕКТУРЕ ХУЭЙЧЖОУ
Рассматривается историческое развитие орнаментального искусства украшения каркасов балок зданий Хуэйчжоу (города в провинции Чжэцзян на востоке Китая), основанного на мастерстве резьбы по дереву. Описывается каркас балок в виде «лунного луча», где основными мотивами декоративно-прикладного искусства архитектурных балок Хуэйчжоу являются узоры из «кошачьих усов» и узоры «Жуйи». Отдельное внимание уделяется декору балочного каркаса в форме «Шан», который вместе с «лунным лучом» относится к категории трехмерного декора. На основе проведенного исследования сделан вывод о том, что в архитектуре Хуэйчжоу существует большое количество декоративных примеров украшения каркаса из балок. Процесс декорирования каркаса из балок трансформировался от простого к сложному и эволюционировал от оригинальных украшений усов кошек и желаемых линий до полной резьбы, включая фигуры, растения и животных, драматические истории и архитектурные зарисовки. Искусство украшения балок в архитектуре Хуэйчжоу имеет более чем 1300-летнюю историю и продолжает развиваться до сегодняшнего дня [8, с. 122]. Оно отражает традиционную культуру и мастерство китайских ремесленников. Всплеск развития данного искусства наблюдался в период правления династий Мин и Цин. Сегодня искусство украшения каркасных балок продолжает развиваться в архитектуре Хуэйчжоу. Значимость украшения каркасных балок в архитектуре Хуэйчжоу заключается в том, что оно является не только частью конструкции зданий, но и выражением культурного наследия Китая. Это искусство отражает традиционную культуру и мастерство китайских ремесленников, а также привлекает туристов со всего мира, которые хотят увидеть красивые уникальные здания Хуэйчжоу. Результаты исследования могут быть полезны для архитекторов, искусствоведов и всех, кто интересуется культурой Китая.
Ключевые слова:
архитектурное искусство Хуэйчжоу, декоративно-прикладное искусство, «кошачьи усы», «лунный луч», орнамент, резьба по дереву, система балочных рам, трехмерный рисунок, узор Жуйи.
Чернышова Э.П., Фомина С.И., Цун Линь. Развитие искусства украшения каркасных балок в архитектуре Хуэйчжоу // Общество. Среда. Развитие. - 2023, № 2. - С. 121-126. - D0I10.53115/19975996_2023_02_121—126
© Чернышова Эльвира Петровна - кандидат философских наук, доцент, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, e-mail: [email protected] © Фомина Светлана Игоревна - кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, e-mail: [email protected] © Цун Линь - аспирант, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Китайская Народная Республика, e-mail: [email protected]
Архитектура Хуэйчжоу представляет собой богатое культурное наследие Китая [3, с. 95]. История украшения каркасных балок в архитектуре Хуэйчжоу началась в период Северных и Южных династий (420-589 гг.). В то время балки были украшены простыми геометрическими узорами и растительными мотивами. В период династии Тан (618-907 гг.) появились новые техники украшения, такие как резьба по дереву и роспись. Балки стали украшаться более сложными узорами, включающими изображения животных и людей.
В период Северной Сун (960-1127 гг.) и Южной Сун (1127-1279 гг..) династий техники украшения балок достигли своего пика. Были разработаны новые методы резьбы по дереву, такие как «проникающая резьба» и «вырезание». Балки стали
украшаться более сложными рисунками, включающими изображения драконов, фениксов, львов, а также разных животных.
В период династий Мин (1368-1644 гг.) и Цинь (1644-1911 гг.) техники украшения балок стали более утонченными и изысканными. Были разработаны новые методы росписи, такие как «резной лак» и «резная гравюра».
Оформление каркаса балок хуэйчжоу-ских зданий в период правления династий Мин и Цин является ярким примером традиционного китайского декоративно-прикладного искусства, которое в этот период было сосредоточено на укреплении о конфуцианства и этикета Хуэйчжоу. Одна- ¡3 ко исследования узоров резьбы по дереву Ц Хуэйчжоу были полностью заброшены, о
а их результаты уничтожены. В поле зрения они появились в последние десятилетия. На изучение культуры Хуэйчжоу значительно повлияло и то, что Сиди и Хун-цунь, два старинных села в китайской провинции Аньхой, которые лучше других сохранили традиционную планировку и деревянную застройку эпох династий Мин и Цин, стали в 2000 г. памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО [6, с. 124]. Широко известны исследования Юй Хун-ли, который еще в 1986 г. акцентировал внимание на резьбе по дереву Хуэйчжоу во времена правления династий Мин и Цин, считая, что хотя искусство резьбы по дереву Хуэйчжоу составляет основу китайского национального искусства [5]. Производственный процесс резьбы по дереву, архитектурный декор Хуэйчжоу, эффект художественного выражения раскрывают в своих работах такие исследователи как Чжоу Чэньян «Художественные характеристики резьбы по дереву Хуэйчжоу» (2003) [8], Бао Илай «Ремесло Хуэйчжоу» (2005) [2], Ли Фэй, Цянь Мин «Китайская резьба по дереву Хуэйчжоу» (2013) [4], Ли Цзянь, Хуан Кай «Исследование культурной формы строительной резьбы по дереву в Хуэйчжоу в эпоху династий Мин и Цин» (2020) [3] и др.
Архитектура Хуэйчжоу является важным носителем культуры Хуэйчжоу и объединяет архитектуру и скульптуру [6]. Украшение каркаса балок зданий Хуэйчжоу относится к китайской народной ар-
Рис. 1. Схематическое изображение внутренней структуры здания, построенного во времена династии Мин. Источник: Хуэйчжоу Фуя, древний город Хуэйчжоу, уезд Шесянь
Рис. 2. Деревянные лунные лучи в зале Чэнчжи, Хунцунь, уезд И, город Хуаншань, провинция Аньхой
хитектуре с характерным региональным колоритом [6].
Создатели архитектуры Хуэйчжоу стремились к естественной гармонии между человеком и природой [1, с. 352]. Архитектура Хуэйчжоу естественна, проста и элегантна. Каркас в древних постройках Хуэйчжоу в основном был сделан из дерева, и его отделке уделялось большое внимание.
СО со о со
О
(Ц
Е? \о О
Рис. 3. Юэлян, традиционное деревянное здание в Хуэйчжоу, древний город Цзюзи, город Уху, провинция Аньхой
Рис. 4. Форма лунного луча на крыше традиционного деревянного здания в Хунцуне, уезд И,
город Хуаншань, провинция Аньхой
Рис. 5. Узор из кошачьих усов
Рис. 6. Однолинейное украшение кошачьих усов (жилые дома)
Рис. 7. Украшение кошачьих усов комбинированной линией (залы предков, академии, оперные здания)
Каркас в виде «лунного луча». Существует более 30 видов балок в зависимости от их функций. Крупные деревянные постройки снаружи в основном имеют форму «лунных лучей». Форма лунного луча сохраняет представляет собой особенную форму балочного каркаса древних китайских деревянных зданий. Основные особенности его формы: балка поднята вверх, концы немного опущены, а дно слегка изогнуто в форме мениска, что отличается от тонкой и правильной традиционной балочной рамы. Существуют различные типы и цвета лунных лучей, которые различаются только по масштабу.
С точки зрения внешних характеристик разные лунные лучи имеют разные характеристики и методы изготовления. С функциональной точки зрения основная роль лунного луча как деревянного элемента по-прежнему заключается в том, чтобы нести нагрузку на здание.
Мотивы декоративно-прикладного искусства архитектурных балок Хуэйчжоу. С распространением региональной культуры архитектурного украшения декоративный метод украшения рамы из балок постепенно стал частью архитектурного декора Хуэйчжоу.
Узор из кошачьих усов каркаса балок зданий Хуэйчжоу
Украшение линией - это начало украшения каркаса балки в архитектуре Хуэйчжоу. Узор с кошачьими усами является наиболее распространенным декоративным украшением архитектурных балок Хуэйчжоу. Узор из кошачьих усов - главная особенность украшения балок в зданиях Хуэйчжоу. Его декоративность не зависит от архитектурной функциональности и может использоваться во всех архитектурных категориях. Рисунок кошачьих усов является своего рода «универсальным» декоративным рисунком.
Рис. 8. Скрученный рисунок ветки в сочетании с украшением в виде кошачьих усов (Музей искусства резьбы города Хуаншань, герб города Хуаншань)
Рис. 9. Узор из лепестков в сочетании с украшением в виде кошачьих усов (Зал Чэнчжи в Хунцуне, округ И)
ю О
Рис. 10. Рельефный узор Жуйи (Зал Чэнчжи, Хунцунь, уезд И)
со см о
о
3
ю о
Под влиянием формы балочной рамы рисунок кошачьих усов стал неотъемлемой частью трехмерной формы балочной рамы. В декоре различных строительных балок мастера подбирают композицию из кошачьих усов в соответствии с размером здания, так для украшения небольших зданий используется однолинейный рисунок кошачьих усов.
В жилищах немного большего размера используется украшение кошачьих усов комбинированной линией. В общественных зданиях узоры кошачьих усов, украшающие балочные рамы, не только богаче по сочетанию, но и глубина резьбы более заметна, чем узоры у небольших жилищ.
Рисунок кошачьих усов на балочной раме этих зданий более изысканный, и на основе оригинального рисунка кошачьих усов добавлены другие узоры (узоры ветвей, лепестков).
Как видим, украшение кошачьих усов не ограничено архитектурной функциональностью, но архитектурная функциональность оказалась чрезвычайно важна для архитектурного оформления каркаса балок Хуэйчжоу.
Узор кошачьих усов не только отражает мастерство мастеров в традиционном китайском декоративно-прикладном искусстве, но и свидетельствует о важной художественной особенности искусства украшения архитектурных балок Хуэй-чжоу: практичности и многофункциональности.
Узор Жуйи каркаса балок зданий Хуэйчжоу
Узор Жуи - это классический узор, отражающий традиционную китайскую культуру, а его композиция заимствована из традиционных китайских творений.
В период правления династий Мин и Цин узор Жуйи был на пике своего развития, который проявился в богатом и тонком содержании орнамента узора Жуйи и более редком и драгоценном материале его изготовления. Балочная рама в зданиях Хуэйчжоу в основном украшается с обоих концов и в середине. Линейный орнамент на обоих концах рамы балки усиливает декоративную композицию в середине рамы балки, и по технике резьбы напоминает узор кошачьих усов. Узоры простираются сни-
Рис. 11. Узор Жуйи в качестве отдельной декоративной рамы центральной балки
Рис. 12. Композиция узора Жуйи в середине рамы балки (Зал Чэнчжи, Хунцунь, округ И)
Рис. 13. Балочный каркас в форме «Шан» Рис. 14. Изображение дня рождения
королевы-матери на здании театра
зу вверх, и на одной трети расстояния от верха балочной рамы идет разветвление на две линии, которые загибаются внутрь с обеих сторон. Край имеет форму облаков и волн, а узор Жуйи в середине каркаса луча состоит из узоров с двумя концами, соединенными вместе. Его можно сочетать с другими узорами, чтобы покрыть каркас балки в целом, но при этом сохранить симметричные черты. Головной орнамент простирается от центра в обе стороны, а рукоять Жуйи сменяется линейным орнаментом с закрученной ветвью, опоясывающей луч. В соответствии с различными формами рамы балки украшение с узором Жуйи может быть использовано в качестве отдельной декоративной рамы центральной балки.
Использоваие узора Жуйи является первым этапом декорированиякаркаса балки. Его можно сочетать с другими узорами, чтобы покрыть каркас балки в целом, но при этом сохранить симметричные черты.
На старинных зданиях Хуэйчжоу находим разные комбинации узоров. Так, в зале Чэнчжи в Хунцуне есть место, где сочетаются узор Жуйи и узор кошачьих усов. Узор Жуйи может располагаться внутри узора кошачьих усов или узоры Жуйи на обоих концах балочной рамы состоят из одной линии кошачьих усов.
О том, что узор кошачьих усов появился раньше, чем узор Жуйи, свидетельствует техника тиснения на узоре украшения рамы архитектурной балки Хуэйчжоу. Композиционными характеристиками
узора Жуйи является осевая симметрия; по краям рамы узор имеет форму облака и волн.
Существует четыре производственных процесса украшения балочной рамы: во-первых, создание балочной рамы в форме лунного луча, во-вторых, украшение двух концов балочной рамы кошачьими усами или узором Жуйи, в-третьих, дальнейшее украшение середины каркаса балки, и в-четвертых, дальнейшее украшение других частей каркаса балки [6].
Декор балочного каркаса в форме «Шан»
Самая распространенная форма каркаса Хуэйчжоу - это форма луча, сформированная после художественной обработки. В здании балочный каркас выполнен более свободно, поэтому появляется форма «Шан», характерная для региона Хуэйчжоу. Установлено, что с точки зрения практических функций традиционных конструкций рама с изогнутой балкой может выдерживать большую нагрузку, чем рама с прямой балкой. При этом рама с изогнутой балкой также имеет большую площадь поверхности, чем рама с прямой балкой, что благоприятствует ее украшению и подчеркиванию функционального назначения сооружения. Из-за своей функции традиционная форма лунного луча может рассматриваться как независимое трехмерное украшение. Изучение лунного луча с точки зрения тела согласуется с процессом трехмерной концепции
(Ц
\о О
со
CM
о
о
3
ю о
ремесленного проектирования и изготовления каркаса луча, что помогает понять форму лунного луча. Первым шагом является начало украшения архитектурных балок Хуэйчжоу, и на архитектурные балки Хуэйчжоу устанавливается трехмерное украшение лунных лучей.
Рождение балочной рамы в форме «Шан» связано с субъективным мышлением торговцев Хуэйчжоу. Увлекшись конфуцианством, они много внимания уделяли не только экономическому развитию, но и культурному просвещению, позволяя ремесленникам соединять в своем творчестве эти два направления. Так был изготовлен уникальный архитектурный балочный каркас в районе Хуэйчжоу -балочный каркас в форме «Шан», который сочетал в себе красоту и деловую строгость. Большинство из них использовались в архитектурном убранстве частных домов купцов Хуэйчжоу, но не использовались в общественных зданиях, таких как родовые залы и др. Имеющие элегантную форму и сложную отделку балочные рамы в форме «Шан» говорили об экономической стабильности владельцев домов. Каркас из зигзагообразных балок состоит из трех
Список литературы:
строительных компонентов, сверху вниз -верблюд, лунный луч и группа птиц. Птица под лунным лучом находится на обоих концах нижней части лунного луча.
Заключение
Таким образом, в архитектуре Хуэйчжоу существует множество примеров оформления каркаса из балок. Процесс декорирования каркаса из балок развивался от простого к сложному, от оригинального рисунка кошачьих усов до драматических историй и архитектурных зарисовок. Узор из «кошачьих усов» является основной особенностью украшения балочного каркаса зданий Хуэйчжоу и возник он раньше, чем узор Жуйи.
Каркас балки, художественно обработанный в форме лунного луча, и балочная рама в форме «Шан» могут иметь практическое значение в современном строительстве. Из-за своей структуры два типа балочных рам выполняют не только декоративные, но и практические функции в строительстве. Согласно своим особенно -стям, балки в форме лунного луча и в форме «Шан» могут быть отнесены к категории трехмерного украшения.
[1] Дуо Сюй, Рябкова Е.В. Применение элементов архитектуры Хуэйчжоу // Вопросы теории и истории в градостроительстве, архитектуре и дизайне. - 2019, № 1. - С. 351-353.
[2] Илай Бао. Мастерство Хуэйчжоу: энциклопедия культуры Хуэйчжоу. - Хэфэй: Народное издательство «Аньхой», 2005. - С. 140-146.
[3] Ли Цзянь, Хуан Кай. Исследование культурной формы строительной резьбы по дереву в Хуэйчжоу в эпоху династий Мин и Цин: отчет. - Хуаншань: Академия Хуаншань, 2020. - С. 75-82.
[4] Фэй Ли. Китайская резьба по дереву Хуэйчжоу. - Нанкин: Издательство изящных искусств Цзянсу, 2013. - С. 18-20.
[5] Хунли Ю. Предварительное исследование резьбы по дереву Хуэйчжоу в династиях Мин и Цин. -1986. - С. 33-34.
[6] Цун Линь. История развития архитектуры Хуэйчжоу. Искусство и диалог культур: Сборник трудов XV Международной научно-практической конференции / Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Институт художественного образования. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2022. - С. 122-126.
[7] Чернышова Э.П., Цун Л. Архитектура Хуэйчжоу. Особенности становления «трех резных скульптур» Хуэйчжоу // Общество. Среда. Развитие. 2022, № 3. - С. 95-99.
[8] Чжоу Чэньян. Художественные характеристики резьбы по дереву Хуэйчжоу // Southeast Culture. -2003, № 12. - С. 73.