Научная статья на тему 'АРХИТЕКТУРА ХУЭЙЧЖОУ. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ "ТРЕХ РЕЗНЫХ СКУЛЬПТУР" ХУЭЙЧЖОУ'

АРХИТЕКТУРА ХУЭЙЧЖОУ. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ "ТРЕХ РЕЗНЫХ СКУЛЬПТУР" ХУЭЙЧЖОУ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
55
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / "ТРИ УНИКАЛЬНЫХ ДРЕВНИХ СООРУЖЕНИЯ" / "ТРИ РЕЗНЫЕ СКУЛЬПТУРЫ"

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чернышова Эльвира Петровна, Цун Линь

Архитектура Хуэйчжоу представляет собой богатое культурное наследие Китая. И в этом наследии одно из ведущих мест занимает скульптурное искусство, которое связано с «Тремя уникальными древними сооружениями» Хуэйчжоу (жилые дома, родовые храмы и арочные проходы). Исследование «Трех резных скульптур» Хуэйчжоу, анализ его художественных, идеологических и культурных особенностей позволяют определить потенциальную ценность культуры резьбы по дереву, камню и кирпичу для современного искусства, что должно значительно повлиять на развитие индустриального сознания общества, создание новых качественных продуктов. Таким образом, целью исследования является определение особенностей становления искусства «Трех резных скульптур». Реализация цели осуществляется через решение следующих задач: определение экономических и культурных предпосылок возникновения «Трех резных скульптур»; установление влияния конфуцианской культуры на «Три резные скульптуры»; выявление художественных характеристик «Трех резных скульптур». Теоретическая значимость исследования особенностей становления искусства «Трех резных скульптур» (резьбы по дереву, кирпичу и камню) Хуэйчжоу состоит в определении его потенциальной ценности для современного искусства, что является предпосылкой для защиты и сохранения культурного наследия и его дальнейшего развития. Практическая значимость проведенного исследования заключается в решении проблемы обогащения современного образования педагогов-дизайнеров путем постижения искусства «Трех резных скульптур».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АРХИТЕКТУРА ХУЭЙЧЖОУ. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ "ТРЕХ РЕЗНЫХ СКУЛЬПТУР" ХУЭЙЧЖОУ»

УУДК 73.023.7 ББК 85.11, 85.13

Э.П. Чернышова, Цун Линь

АРХИТЕКТУРА ХУЭЙЧЖОУ.

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ «ТРЕХ РЕЗНЫХ СКУЛЬПТУР» ХУЭЙЧЖОУ

Архитектура Хуэйчжоу представляет собой богатое культурное наследие Китая. И в этом наследии одно из ведущих мест занимает скульптурное искусство, которое связано с «Тремя уникальными древними сооружениями» Хуэйчжоу (жилые дома, родовые храмы и арочные проходы). Исследование «Трех резных скульптур» Хуэйчжоу, анализ его художественных, идеологических и культурных особенностей позволяют определить потенциальную ценность культуры резьбы по дереву, камню и кирпичу для современного искусства, что должно значительно повлиять на развитие индустриального сознания общества, создание новых качественных продуктов. Таким образом, целью исследования является определение особенностей становления искусства «Трехрезных скульптур». Реа-лизация цели осуществляется через решение следующих задач: определение экономических и культурных предпосылок возникновения «Трех резных скульптур»; установление влияния конфуцианской культуры на «Три резные скульптуры»; выявление художественных характеристик «Трех резных скульптур». Теоретическая значимость исследования особенностей становления искусства «Трех резных скульптур» (резьбы по дереву, кирпичу и камню) Хуэйчжоу состоит в определении его потенциальной ценности для современного искусства, что является предпосылкой для защиты и сохранения культурного наследия и его дальнейшего развития. Практическая значимость проведенного исследования заключается в решении проблемы обогащения современного образования педагогов-дизайнеров путем постижения искусства «Трех резных скульптур».

Ключевые слова:

архитектура, «три уникальных древних сооружения», «три резные скульптуры».

Чернышова Э.П., Цун Линь. Архитектура Хуэйчжоу. Особенности становления «Трех резных скульптур» Хуэйчжоу // Общество. Среда. Развитие. -2022, № 3. - С. 95-99. - DOI 10.53115/19975996_2022_03_095-099

© Чернышова Эльвира Петровна - кандидат философских наук,доцент, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург; e-mail: ch-elvira@bk.ru © Цун Линь - аспирант, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург; e-mail: ch-elvira@bk.ru

Инновационное преобразование культурных ресурсов традиционного скульптурного искусства Хуэйчжоу влияет на развитие индустриального сознания общества Китая, создание новых качественных продуктов, построение цепочки культурной индустрии, в которой доминирует искусство резьбы. Скульптура эпохи Хуэйчжоу являлась формой выражения общих идей и представлений о мире, сложившихся еще в глубокой древности. Автором шедевров скульптурного искусства Хуэйчжоу является талантливый китайский народ. Скульптурное искусство Хуэйчжоу связано с «Тремя резными скульптурами», или как еще в народе называют «Тремя резными фигурками». «Три резные фигурки» Хуэйчжоу, дословно хуэйчжоу сань дяо (Ю-НЗШ - это аббревиатура трех народных техник резьбы в стиле Хуэйчжоу: резьба по кирпичу или чжуань дяо(^Ш), резьба по камню или шэ дяо по дереву или му дяо (^Ш). «Три резные скульптуры» нашли свое место на древних жилых домах, родовых храмах и мемори-

альных арках Хуэйчжоу. В народе их обозначают как «Три уникальных древних сооружения», которые имеют свою уникальную историю.

Культура Хуэйчжоу является результатом зарождения и развития традиционной культуры Китая. Древний Хуэйчжоу обладает оригинальным архитектурным стилем. В районе Хуэйчжоу сохранились более 300 древних строений. Там можно увидеть древние жилые дома, мемориальные арки и храмы. Архитектура Хуэйчжоу стала важным объектом исследований ученых в стране и за рубежом только в последние десятилетия [11]. Еще в 1986 г. Юй Хунли кратко рассказал о строительстве Хуэйчжоу, резьбе по дереву Хуэйчжоу во времена правления династий Мин и Цин. Он акцентировал внимание на типе носителя декоративного искусства резьбы по дереву, считая, что хотя искусство резьбы по дереву Хуэйчжоу является продуктом 0 феодальной эпохи, однако данное искус- £ ство по мастерству своего исполнения Ц по праву составляет основу китайского §

см со

О

национального искусства [1]. Известны исследования Чжоу Чэньян «Художественные характеристики резьбы по дереву Ху-эйчжоу» (2003) [2], Илай Бао «Ремесло Хуэйчжоу» (2005) [3], Чжан Даойи, Тан Цзялу «Резьба по кирпичу в древней китайской архитектуре» (2006) [4], Луо Сяньсун «Об искусстве трех резных скульптур в древней архитектуре Хуэйчжоу» (2009) [5], Ли Фэй, Мин Цянь «Китайская резьба по дереву Хуэйчжоу» (2013) [6], Ян Хуан «Исследование художественных характеристик резьбы по кирпичу в архитектуре Хуэйчжоу» (2015) [7], Ли Цзянь, Хуан Кай «Исследование культурной формы строительной резьбы по дереву в Хуэйчжоу в эпоху династий Мин и Цин» (2020) [8] и др. В качестве доказательства ценности резьбы по дереву, кирпичу и камню Хуэйчжоу в этих работах авторы раскрывают эффект художественного выражения, художественные характеристики «Трех резных скульптур» Хуэйчжоу, а также сам производственный процесс резьбы.

Экономические и культурные предпосылки возникновения «Трех резных скульптур»

Основной причиной появления и развития «Трех резных скульптур» является процветание торговцев Хуэйчжоу. Во времена династий Мин и Цин торговцы Хуэйчжоу были активны в городах и поселках: Нанкине, Янчжоу, Сучжоу и Ханчжоу, Юньнань, Гуйчжоу, Хэнань, Хэбэй, Гуандун, Гуанси, Сычуань. Они занимали ведущие позиции в мире бизнеса на протяжении 300 лет. Торговцы Хуэйчжоу имели огромное состояние и вкладывали его в развитие искусства. Государство способствовало процветанию искусства. Школы живописи Тяньду, Синьань, Хуаншань, гравюры, золотая и каменная печать, резьба Хуэйчжоу, хуэй-чжоуская опера, хуэйчжоуский бонсай и т.д. дополняли друг друга, и непосредственно влияли на развитие «Трех резных скульптур» [5].

Рожденный в уезде в империи Мин Сю-нин Ху Чжэнъянь разработал два метода «Хэнбан» и «Гунхуа». Художник, гравер и печатник, мастер ксилографии и эстампов, резчик печатных досок и печатей, библиофил времен империи Мин, он является одним из создателей техники многоцветной художественной ксилографии (доу бань), основанной на точном совмещении на листе бумаги отпечатков с нескольких печатных досок (гун хуа). Его художественные достижения непосредственно обогатили

мастерство «Трех резных скульптур», которое развивалось в Хуэйчжоу [12].

Основные характеристики конфуцианской культуры и ее влияние

на «Три резные скульптуры»

В основе «Трех резных скульптур» в Хуэйчжоу лежит конфуцианская культура. По причине того, что родиной выдающегося конфуцианского философа Чжу Си династии Сун является Хуэйчжоу, неоконфуцианская школа Чэн-Джу естественно стала ориентиром нравственных норм для ученых-конфуцианцев района Хуэйчжоу. Они читали его книги, почитали его этикет, который проникнут духом философии Конфуция и Мэнцзы. Чжу Си всячески поощрял инициативу трех устоев и пяти незыблемых правил для того, чтобы сохранять законы природы, моральные принципы, что значит жертвовать жизнью во имя долга.

Искусство «Трех резных скульптур» и принадлежащие ему работы выражают основные характеристики конфуцианской культуры с разных точек зрения.

1. Тема «Верность, сыновняя почтительность, целомудрие и праведность» имеет в искусстве «Трех резных фигурок» социальное значение. К примеру, тема верности Поднебесной передана в работе «Мать Юэ Фэя оставляет наказ на спине сына». Генерал Юэ Фэй был в затруднительном положении: он отправляется воевать, но необходимо оставить престарелую мать. Узнав о переживаниях сына, мать посоветовала ему стать во главе войска, потому что интересы страны превыше всего. Она сделала на спине Юэ Фэя татуировку из четырех иероглифов, которые гласили: «Цзин чжун бао го», что означает «С искренней преданностью служи родине» (рис. 1).

Рис. 1. Скульптурная композиция «Мать Юэ Фэя оставляет наказ на спине сына».

2. Тема «Терпение и уступчивость. Философский трактат «Учение о срединном и неизменном». Так, в произведении «Как помирились генералы» показана история примирения Лянь По и Линь Сянжу, которая учит преодолевать обиды и оскорбления.

3. Тема «Почитание правителя». В основе создания «Трех резных фигурок» лежит большое количество произведений, демонстрирующих правление императоров Яо, Шунь, Чжоу Вэньваня (рис. 2). Яо, Шунь являются мудрыми правителями древней династии и почитателями конфуцианской школы.

Рис. 3. Празднование долголетия Го Цзыи

5. Тема «Обучение и экзамен на государственную должность». Конфуцианство издавна уделяло особое внимание обучению. В феодальной системе государственных экзаменов обучение было основным требованием для принятия на службу чиновников Хуэйчжоу. В «Трех резных скульптурах» есть много изображений сдачи экзаменов на должность. Например, «Пять ученых сыновей сдают экзамен» (рис. 4).

Рис. 2. Скульптурная композиция «Императоры Яо, Шунь, Чжоу Вэньвань»

Конфуцианцы рассматривали «Три Династии» (Ся-Шан - общее название для трех династий Ся, Шан, Чжоу) как образец идеального общества. В особенности выделяется династия Чжоу, в период правления которой был составлен комплекс правил для церемоний, которые в будущем легли в основу законов правопорядка. «Три резные фигурки» изображают тему Яо и Шунь («Яо и Шунь отрекаются от престола», «Император Яо посещает императора Шуня» и др.).

4. Тема «Благоденствие, полученное от правителя». Самый известный герой произведений - Го Цзыи из династии Тан. Празднование долголетия Го Цзыи -одна из самых распространенных тем в «Трех резных скульптурах». Так, на главных балках, окнах и архитравах многих домах простых жителей можно увидеть, как раскрывается эта тема. Го Цзыи - собирательный образ высокопоставленного чиновника, празднующего долголетие в доме, полном детей и внуков, стал примером для подражания для жителей Хуэй-чжоу [9]. Он имеет множество потомков, богатство, честь и долголетие. Скульптура Го Цзыи выражает идеи конфуцианства: управление страной через спокойствие Поднебесной - идеал политики того времени (рис. 3).

"-Л кГ'* м№ • "»

Рис. 4. Скульптура «Пять учёных сыновей сдают экзамен»

Доброжелательность,праведность,при-личие, мудрость, вера, верность, целомудрие, сыновняя почтительность, храбрость - вот основы конфуцианской культуры, составляющие идеологический фундамент «Трех резных скульптур» Хуэйчжоу.

Художественные характеристики «Трех резных скульптур»

Богатая жизнь купцов Хуэйчжоу, чрезвычайно высокие их культурные достиже-

см со

О

ния, подходящий влажный климат, множество хорошей древесины, кирпичное и каменное сырье, богатое художественное наследие и превосходные навыки резьбы - вот что способствовало развитию скульптуры Хуэйчжоу. Во времена династии Мин используемые три резьбы Хуэйчжоу (по дереву, камню и кирпичу) отличались простотой и изяществом. В конце правления династии Цин технологии резьбы усложнились. Добавилась ажурная, глубокая, линейная и многослойная резьба [5].

1. Общий концептуальный дизайн «Трех резных скульптур». Обычно народное искусство представляет собой относительно свободное художественное выражение. Однако «Три резных скульптуры» в Хуэй-чжоу имеют превосходный общий дизайн и планировку. Три резных скульптуры» в стиле каждого жилища имеют четкую творческую тенденцию. Например, бывшая резиденция Ху Ши в Шанчжуане в Цзиси. На поверхностях входных дверей переднего и заднего залов зданий поздней династии Цин, вверху на плоских досках были вырезаны 10 изображений орхидей. Также была представлена часть стихотворения: «Орхидея - венец царя, и нет ей равных среди цветов». Нижняя часть дверей была без какой-либо резьбы. Согласно пьесе для цинтры «Цинь Цао», Конфуций, увидев цветущую орхидею, пропел со вздохом: «Орхидея благоухает для императора. Резьба этой резиденции подчеркивает благородного человека - хозяина дома конфуцианского стиля» [2].

2. Оригинальное моделирование света и тени «Трех резных скульптур». «Три резных фигурки» отличаются от плоской живописи, они имеют эффект трехмерного пространства, что подчеркивает оригинальное моделирование света и тени. Жилища Ху-эйчжоу представляют собой интровертные структуры, поэтому резьба по дереву иногда находится вокруг дворов на жилищах. Единственный источник света - небо над

Рис. 5. Резьба по дереву на зданиях Хуэйчжоу.

головой. Льющийся вниз неподвижный источник света благоприятствует любованию резьбой по дереву. Мастера использовали свет и тень, чтобы выделить изображение и создать элегантный, изысканный и яркий по красоте образ (рис. 5) - [6].

3. Богатый язык символизации народного искусства «Трех резных скульптур» Хуэйчжоу -один из самых сложных языков в Китае. Используется своего рода язык символов народного искусства, например, вырезанные цветы пиона или лотоса являются сравнением людей; гранат, виноград и тыква представляют собой знать; персики в руках богини бессмертия Сиванму означают долголетие и т. д. [8].

4. Уникальный материал, фактура. В резьбе по дереву Хуэйчжоу в качестве сырья используется уникальный материал: кипарис, древесина овальной каталь-пы, боярышник, гинкго билоба, феба или китайский лавр, груша, ель высшего сорта - китайская пихта и др., имеющие уникальную фактуру. Резчики умело используют природные качества сырья, учитывая нежную текстуру и прочность древесины. Форма изделия зависит от текстуры используемого материала. Большинство мастеров не добавляют цветную краску, объединяют естественную и художественную красоту, что подчеркивает важность естественности в обработке материала [12]. Материалы для резьбы по камню также поставляются из местных источников [4]. В основном это строительно-отделочный камень голубовато-серого цвета и коричневый садовый камень. Резьба по камню часто используется на основаниях столбов и пьедесталов жилищ и храмов предков, а также львах, драконах, фениксах, единорогах и на других изображениях редких животных и птиц [10].

5. Красивый декоративный эффект. Красивый декоративный эффект в «Трех резных скульптурах» Хуэйчжоу достигается за счет использования глубокой и неглубокой рельефной или круглой резьбы, ажурной резьбы, сильного трехмерного смысла выполненной работы и сложных отношений между светом и тенью. Формы фигур, животных и растений не ограничены объективной реальностью, все подчинено потребностям декоративной красоты [10].

6. Сюжет и технологический процесс «Трех резных скульптур» Хуэйчжоу в основном одинаков: все мастера умело используют разные материалы для искусства резьбы, что значительно обогащает и усиливает художественное выражение и привлекательность. Содержание резьбы развивалось от

геометрических узоров в период правления династии Мин до изображения драмы и народных картин в период правления династии Цин. Отделка картин начиналась обычно с пейзажа, переходила в передний план и нередко имела 7-8 уровней. В композиции использовались преувеличенные четкие образы, что значительно улучшало выразительность рисунка.

Таким образом, среди особенностей становления «Трех резных скульптур» мы выделяем следующие:

1) основной причиной появления и развития «Трех резных скульптур» является процветание торговцев Хуэйчжоу во времена правления династий Мин и Цин;

2) на развитие «Трех резных скульптур» непосредственно влияли школы живописи Тяньду, Синьань, Хуаншань, гравюры Хуэйчжоу, золотая и каменная печать Хуэйчжоу, хуэйчжоуская опера, ху-

эйчжоуский бонсай т. д., которые дополняли друг друга;

3) «Три резные скульптуры» тесно связаны с «Тремя уникальными древними архитектурными сооружениями»;

4) искусство «Трех резных скульптур» и принадлежащие ему работы выражают основные характеристики конфуцианской культуры.

5) художественные характеристики «Трех резных скульптур»: общий концептуальный дизайн; оригинальное моделирование света и тени; уникальный материал, фактура; красивый декоративный эффект; сюжет и технологический процесс становится многообразным за счет умелого использования различных пород и свойств материала; содержание резьбы развивалось от геометрических узоров в период правления династии Мин до изображения драмы и народных картин в период правления династии Цин.

Список литературы:

[1] Хунли Ю. Предварительное исследование резьбы по дереву Хуэйчжоу в династиях Мин и Цин. -1986. - с. 33-34. (йжа.шш'н^щэдй.-шзшту, 1щ.33-34.)

[2] Чжоу Чэньян. Художественные характеристики резьбы по дереву Хуэйчжоу // Юго-восточная культура. - 2003, № 12. - С. 73. 2003^$12Ш3.)

[3] Илай Бао. Мастерство Хуэйчжоу: энциклопедия культуры Хуэйчжоу // Хэфэй: Народн. изд-во Ань-хой, 2005. - С. 140-146. ШШ2005^.140-146.)

[4] Чжан Даойи, Тан Цзялу. Резьба по кирпичу в древней китайской архитектуре. - Изд-во изящных искусств Цзянсу, 2006. - 340 с. , ШШШ. 2006^.340.)

[5] Луо Сяньсун. Об искусстве трех резных скульптур в древней архитектуре Хуэйчжоу // Проектирование и строительство. - Аньхой, 2009, вып. 2. - С. 22-30.

2Ш2-30)

[6] Фэй Ли, Мин Цянь. Китайская резьба по дереву Хуэйчжоу. - Нанкин: Изд-во изящных искусств Цзянсу, 2013. - С. 18-20. ($1,, .фяю'н*ш.шж: 2013^.18-20.)

[7] Ян Хуан. Исследование художественных характеристик резьбы по кирпичу в архитектуре Хуэйчжоу. - Университет Сучжоу, 2015. - 73 с.

[8] Ли Цзянь, Хуан Кай. Исследование культурной формы строительной резьбы по дереву в Хуэйчжоу в эпоху династий Мин и Цин: отчет. - Хуаншань: Академия Хуаншань, 2020. - С. 75-82. .д

'тттшшшжшштш%ж^: йшЖ^Й, 2020^.75-82.)

[9] Юй Хунли, Ли Юйсян. Архитектура Хуэйчжоу Южного Аньхоя. - Цзянсу: Изд-во изящных искусств, 1993. - 800 с. Câ^a^ïff. 1993 ^.800.)

[10] Ван Хайтао. Исследование искусства и происхождения резьбы на древних жилых домах в Хуэйчжоу. - Изд-во Университета Сучжоу, 2008. - 76 с.

[11] Цун Линь. История развития архитектуры Хуэйчжоу // Искусство и диалог культур: сб. трудов XV Междунар. науч.-практ. конф. - Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена, Ин-т художественного образования. - СПб., 2022. - С. 122-126.

[12] Юй Хунли. Китайская резьба по дереву Хуэйчжоу. - Аньхой: Изд-во культуры и искусства, 2000. -342 с. 2000^.342.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.