ART STUDIES
ОСОБЕННОСТИ ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ ТРАДИЦИОННОГО ИСКУССТВА
ШИРМЫ В ИСТОРИИ КИТАЯ
Мартынова Н.В.
Тихоокеанский государственный университет, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дизайна, ДПИ и этнокультуры
Ян Цзымо
Тихоокеанский государственный университет, Магистрант направления подготовки «Теория и история искусств»
FEATURES OF THE MAIN STAGES OF DEVELOPMENT TRADITIONAL ART OF THE SCREEN
IN THE HISTORY OF CHINA
Martynova N.
Pacific National University Candidate of pedagogical sciences, Associate professor of design, arts and crafts, and ethno culture
Yang Zimo Pacific National University, Program of degree master "Theory and Art History"
Аннотация
Данная статья посвящена вопросам истории искусства ширмы как мебели в традиционном интерьере Китая. Авторы статьи рассматривают разновидности ширм, которые в разные периоды развития ремесла отличались декоративными и эстетическими качествами, материалами исполнения, а также то, что с периодом расцвета данного искусства эстетическая функция стала преобладать над ее функциональность, делая ширму драгоценным подарком. Рассмотренные периоды истории развития ремесла изготовления ширмы, показывают, что во все времена искусство развивалось поступательно, и было тесно связано с преимуществом использования ее, как важного основного элемента мебели в интерьерах различного назначения и сословия. Особенности традиционной ширмы, такие как: разная степень функциональности, мобильность, сочетаемость с другой мебелью в интерьере, компактность места при ее хранении, разнообразие размеров, дизайна и форм ширмы, декоративность и эстетическая привлекательность используемых материалов в декоре, доступность для широкого круга потребителей, остаются привлекательными и в наши дни, и это обеспечивает ей актуальность в наши дни.
Abstract
This article is devoted to questions of history of art of a screen as furniture in a traditional interior of China. Authors of article consider kinds of screens which during the different periods of development of craft differed in decorative and esthetic qualities, execution materials and also the fact that with the period of blossoming of this art esthetic function began to prevail over its functionality, doing a screen by a precious gift. The considered periods of history of development of craft of production of a screen, show that at all times Art developed progressively, and was closely connected with advantage of its use as important basic element of furniture in interiors of different function and estates. Features of a traditional screen, such, as: functionality of different degree, mobility, compatibility with other furniture in an interior, compactness of the place at its storage, a variety of the sizes, design and forms of a screen, decorative effect and esthetic appeal of the used materials in a decor, availability for a wide range of consumers, remain attractive and today, and it provides it relevance today.
Ключевые слова: история Китая, традиции, ремесленное искусство, ширма складная, ширма-экран, технологии, декоративность, эстетичность, функциональность, лак, золочение, инкрустация.
Keywords: history of China, tradition, craft art, screen folding, technologies, decorative effect, esthetics, functionality, varnish, gilding, incrustation.
Введение
Глобальные изменения в мире и окружающей среды человека, приводят к изменениям в материальных, духовных и эстетических предпочтениях человечества, но традиционное искусство занимает важное место в истории развития цивилизаций. История развития традиционных ремесел, уходя своими корнями в далекое прошлое Китая, благодаря мастерству, накопленному ни одним поколением
мастеров и передаваемое из поколения в поколение, благодаря сохранению и бережно передаваемого опыта от мастера к ученикам. Оно по сей день остается неизменным, хотя в угоду современным стилям и технологиям видоизменяется.
Вопросы изучения особенностей развития традиционных ремесел являются важным аспектом в понимании развития искусства Китая в целом. Среди многих видов декоративного искусства выделяется искусство изготовления ширм, которое и
по сей день не утеряло своей функциональности и эстетической популярности.
Многостворчатая ширма - это один из самых популярных предметов мебели в интерьерах дворцов Китая, начало которой началось во времена династии Шан, а в период правления династий Мин и Цин оно испытало расцвет эстетического и технологического совершенства.
В мировоззрении китайцев ширма, как важный элемент меблировки интерьера выполняла функцию преграждения в дом отрицательной энергии и злых духов. Для изготовления каркаса ширм китайские мастера использовали породы дорогих древесины: тик, черное, розовое дерево, бамбук. При всей простате конструкции внешнее разнообразие ширм поистине безгранично. В них мебельное мастерство ремесленников объединяется с декоративно-прикладным искусством и живописью. Ширмы расписывались или украшались вышивками на шелке с изображениями пагод, жанровых сцен из дворцовой жизни, горными пейзажами, цветочными мотивами с птицами по временам года и сопровождалось каллиграфией. В Китае был обычай преподносить ширму в качестве ценного подарка. Такие ширмы делались по специальному заказу для определенного человека. На них могли быть изображены сцены значительных событий из его жизни. У китайской ширмы обе стороны являются лицевыми, на внутренней, и на внешней стороне должны быть одинаково тщательно выполненные рисунки, обычно в одной технике и в одном жанре. Со временем традиционное мастерство изготовления ширм постоянно развивалось, а производственный процесс становился все более технологичным, а с этим происходило стилевое и художественное изменение соответствующее эпохе общественного развития. Китайская ширма является традиционным предметом и объектом культурного наследия, отражает концепцию пустого пространства в китайской философии, идею взаимосвязанности и взаимозависимости вещей в мире, выстраивание связей в пространстве интерьера, при
его функциональном разделении. В традициях китайских дизайнеров пространство не является абсолютно замкнутым и изолированным, оно должно быть рассматриваемо, как часть большого пространства и взаимосвязано с другими пространствами вокруг него. Кроме этого ширма как предмет искусства вбирало в себя идею красоты в разнообразных ее проявлениях. В то же время для современных дизайнеров и художников ширма является объектом для проявления индивидуальности в поиске красоты и эстетического совершенства.
1. История культуры изготовления ширмы. Из-за особого решения архитектуры ранних древнейших зданий, не достаточно хорошо изолировавших человека от внешней среды, внутренние помещения были подвержены воздействию воздушных потоков, что требовало дополнительных предметов для защиты человека, поэтому возникли первые ширмы-экраны, как вставки в оконные и дверные проемы, защищающие от прямых воздушных потоков и пыли. Первые ширмы, сохранившиеся из раннего периода династии Западная Чжоу XI Zhou, 1045 - 770 год до н. э.), назывались Ди, а позднее стали называться Дзуо. Используемое сейчас название «ширма» (MMpingfeng) было впервые употреблено в период Чжаньго (^Ш, Zhanguo, середина 5 века - конец 3 века до н. э.). Этот термин употреблялся очень редко, в связи с тем, что как предмет мебели ширма в это время еще была широко распространена в обиходе.
Благодаря популярности этого вида мебели, несшей на себе две функции одновременно (утилитарную и декоративную) в дворцовых интерьерах древнего Китая эпохи династии Западная Хань (® Ш, XI Han, 206 до н. э. - 9 н. э.), название «ширма» стало чаще употребляться. Со временем ширма стала предметом роскоши и определения различия социального статуса, что подчеркивало особые случаи дворцовых церемоний, в связи, с чем совершенствовался их внешний вид и технологии декора (Рис.1).
_>■ w; i W» * Ii
Рисунок 1. На 12-створчатой ширме изображены сцены из дворцовой жизни. Роспись, лак.
Являясь украшением и символом статуса человека, в меблировке помещений, ширма выполняла функцию определения главного места хозяина, устанавливаясь за его спиной с особыми изображениями. «Книга обрядов» содержит такую запись: «Император устанавливает секиру в зависимости от своего положения». Эта запись означает то, что ширма, на которой изображена секира, принадлежит очень знатному человеку [2]. Во времена династий Шан (ЙШ, Shang chao, 1600 до н. э. - 1046 до н. э.) и Чжоу (ШШ, Zhou Chao, 1045 - 221 гг. до н. э.) секира стала символом власти, эту традицию унаследовала и династия Цинь (ШШ, Qin Chao, 221 до н. э. — 206 до н. э.).
2. Художественная форма традиционных ширм. Прежде всего, с точки зрения внешнего вида традиционные китайские ширмы можно условно разделить на две категории: створчатая ширма(Щ
Рисунок 2. Черный лак и позолота.
Ширма-экран на подставке (рис.4) отличается тем, что ее нельзя сложить, она выше створчатой ширмы, имеет резную подставку, ее использовали в качестве защиты от прямых поток ветра позади места для сидения. Кроме этого она ставилась позади места самого почитаемого из членов семьи или знатного человека приглашенного в гости. В зависимости от количества створок ширму с подставкой по форме можно разделить: на веерную и веерную с несколькими веерами. У ширмы с веерным верхом веер вставлялся в специальную подставку. Настоящим произведением искусства можно считать дворцовые ширмы, которые поражают богатством росписи и длинной конструкции. На них можно увидеть целые сцены из китайской мифологии, дворцовой жизни или пейзажи повторяющие вид за окном. Вечером позади них зажигали свечи и тогда рисунки оживали, наполняя помещение причудливыми тенями. Ширма с подставкой с одним гнездом имеет 2 части: основание и плоский экран - планшет, который вставляется в паз, сделанный в основании. Нижняя часть стоящего экрана вставляется в паз основания, такие ширмы с двусторонним декором, что облегчает их размещение в любом пространстве, но обычно размещались
#wëipmg) (рис.2.) и ширма-экран на подставке в которой есть «гнездо» для соединения с верхней частью hë, zu6 Ы^) (рис.3).
Ширмы складные - самые популярные в Китае, состояли обычно из 4-6-8 створок, но число их и конфигурации, могли меняться, при этом всегда неизменно оставалось четное число, порой доходящее до 12 или 24 створок. Популярность объяснялась функциональным удобством - ширма легко складывалась и передвигалась, благодаря легкости - свободно меняла место в пространстве, так как обычно сердцевина створок изготавливалась из бумаги или шелка. В Древнем Китае часто использовали ширму-экран рядом с кроватью, стационарную и тяжелую, чтобы прикрываться от прямых потоков ветра, изготовленную из дорогих пород дерева с круглой резьбой лаком и инкрустацией перламутром (рис.3).
на входе в жилище (рис.5). Рама изготавливалась из дорогих пород дерева и декорировалась с использованием китайской традиционной техники лакового искусства. Применялись также такие дорогостоящие техники, как инкрустация перламутром и золотом. Большие ширмы такого типа обычно устанавливались у двери, их высота могла быть более 3 метров. Кроме этого существовали ширмы, настольные с размерами не более 20 см. Ширмы малого формата можно разделить на следующие типы в зависимости от их функций: ширма для чернил -это канцелярский инструмент, установленный на столе, главным образом для предотвращения высыхания минеральных чернил на ветру. Постепенно этот предмет превратился в настольное украшение. Ширма с гребнем - это маленькое бронзовое зеркало имело функцию защиты лица от посторонних взглядов, украшало женский будуар. Ширма с лампой - это маленькая ширма, функция которой состояла в защите огня лампы от ветра. Ширма рядом с подушкой защищала от ветра и от удара головой во время сна, кроме этого имела эстетическую функцию. Кроме этого, малого размера ширмы разделялись на висячие (Рис.6) и настольные (Рис.7).
,111 T&fl h** К
■UN L IB
1 .-..J vL А/ A
.... J • .»,'< Л «rY \ f V,
Рисунок 3. Резьба, красный лак и инкрустация
Рисунок 4. Ширма с двусторонней вышивкой по шелку.
Рисунок 5. Китайская ширма с 4 гребнями из розового дерева, с рельефной резьбой. 17 - 19 вв.
Ширма, висящая на стене, ее практическая функция ветрового стекла, барьера и перегородки полностью исчезла, данные ширмы использовались только как украшения. Висячие ширмы обычно используются в четном количестве из четырех, восьми створок. Как правило, рамы створок изготавливались из качественной древесины, крючок
для подвешивания был изготовлен из меди или медных сплавов, а материал сердцевины экрана был богато декорирован. Для декорирования использовались: фарфор, мрамор, нефрит, слоновая кость, жемчуг, плетение, резьба, лакировка, стекло, цветная живопись и др.
Рисунок 6
Настольная ширма обычно имеет подставку с одним гнездом и относится к категории ширм со сменной верхней частью. Их историческая практическая функция постепенно вырождается, они становятся милым сувениром, изысканным предметом в декоре интерьера в жилой гостиной или в кабинете офиса. Верхняя часть настольной ширмы в основном изготавливалась из фарфора, а подставка вырезалась из нефрита или красного дерева. Позднее настольные ширмы стали изготавливать из различных дорогих материалов не разборными. Данный вид украшения, изготовленный из поделочного камня, является атрибутом стола эстетически культурного человека.
3. Этап функционального становления ширм как малогабаритной мебели. Период от Шан (ЙЛЛ, Shang chao, 1600 до н. э. - 1046 до н. э.) и Чжоу (МЛ, Zhou Chao, 1045 - 221 гг. до н. э.) до Периода Весны и Осени Chunqiu shldai,
722 - 481 год до н.э.) и Сражающихся Царств Чжа-ньго (^Ш, Zhanguo, сер. 5 - кон. 3 вв. до н. э.) был
Рисунок 7.
начальным этапом развития малогабаритной мебели в Китае, на этом этапе традиционная технология изготовления ширм была относительно простой, и они были относительно низкими. В тот период преобладает практическая функция ширмы, в процессе производства не очень важна изысканность декоративного оформления. Название ширмы в то время созвучно со словом секира. Во Времена Чжоу (МЛ, Zhou Chao, 1 045 - 221 гг. до н. э.) секира и маленький нефритовый столик имели особый статус и были особыми символами прав и статуса Чжоу Тяньцзи (М^^, Zhoutianzi, «сын неба» - правитель - Ван в Древнем Китае в период Чжоу М). Этот период является важным этапом развития традиционных китайских ширм. В эстетическом стремлении еще не существовало единого стандарта. Чтобы показать величественное чувство традиционные ширмы часто изготавливаются так чтобы показать богатство, достоинство и солидность. В это время технология декорирования еще не была разработана. Большинство методов декорирования было связано с использованием лаков. В
дополнение к рисунку секиры, в орнаменте также появлялись узоры облаков, грома, вихрей, воронок, тигров, зерен (Рис.8) и так далее. Схема изображения грозового облака - это структура, состоящая из извилистых спиральных линий, которые бывают двух типов: однострочные и двухстрочные.
Вихревой узор, закругленный в форме спирали, по краям имеются дуги, вращающиеся по часовой стрелке или против часовой стрелки. Кроме этого изображались мифологические животные части, которых заимствовались у реально существующих, например, зубы тигра, тело овцы, руки человека и т.д., защита от нечистой силы была основной функцией этих изображений.
Изображение Таоте taotie) пятого сына
дракона (мифологическое чудовище, свирепое и прожорливое существо) принимало различные формы, Таоте стали называть стиль зооморфных узоров который является одним из наиболее широко используемых и наиболее типичных декоративных рисунков во времена Династий Шан (ЙШ, Shang chao, 1600 до н. э. - 1046 до н. э.) и Чжоу (^ Ш, Zhou Chao, 1045 - 221 гг. до н. э.). Сохранившиеся образцы Таоте представляют собой различных фантазийных животных, ранние узоры относительно просты и абстрактны, их композиция состоит в основном из стилизованных декоративных узоров, что подчеркивает величественный и загадочный культурный оттенок. Затем это изображение изменялось, становилось более изысканным, напряженным и реалистичным.
Рисунок 8.
4. Эпоха совершенства искусства ширм. От
Периода Весен и Осени СШщш shídai,
722 - 481 год до н.э.) и Периода Сражающихся Царств Чжаньго (^Ш, Zhangu6, сер. 5 - кон. 3 вв. до н. э.) до Династии Суй Suí, 581-618 г.г.) и Тан tang, 618 - 907 гг.) - в истории развития искусства ширмы наступила эпоха совершенства. В период Сражающихся царств развитие технологий изготовления лаковых изделий привело к обогащению метода художественной обработки ширм с ис-
пользованием нанесения лаковых красок с технологией гравировки и декоративной резьбы по многослойному лаку. На поверхности ширмы появляются декоративные узоры, такие как драконы и облака, птицы в райских садах.
Во времена Цинь (ШШ, Qin Chao, 221 до н. э.
— 206 до н. э.) и Хань ОКШ Han chao, 206 до н. э. -220 н. э.) ширма и ее различные типы стала распространенной в интерьерах различных слоев населения, благодаря практической функции, как свободно перемещаемая «стена» для трансформации пространства, которая не только компенсирует особые характеристики древнего архитектурного сооружения, но и регулирует пространство при многолюдности помещения с функцией защиты от потоков ветра.
Виды ширм стали разнообразнее, раздвижные, многостворчатые складные, монолитные, как стена
- одностворчатые, в комбинации с кроватями или скамьями. В декоративной отделке развитие шло от простых лаковых в спокойных сдержанных тонах, с рисунками на шелке или бумаге, до великолепно вышитых сложных композиций, до великолепной отделкой глазурью, слоновой костью, перламутром, разнообразными цветами нефрита. Появляются «простые» по изготовлению ротанговые ширмы с узорами, получаемыми путем плетения.
Традиционные ширмы Эпохи Троецарствия ( НЦВ^, Sanguo Shidai, 220 - 280 г.г.), Цзинь (#Ш , Jin Chao, 265 - 420 г.г.), Южных и Северных династий (Ш^кШЯ, Nan Bei Chao, 420 - 589 г.г.) стали использоваться шире и активно развивались новые технологии производства. Постепенно утилитарная функция ширмы постепенно отходит на второй план, что связано с развитием архитектуры и отделки помещений. На первый план выходит декоративная функция ширм, обозначающая статус владельца. Ширма становится предметом роскоши.
С приходом буддизма на территорию Китая декоративные узоры на традиционных ширмах-экранах сменились узорами горных хребтов, с мифологическими летающими девушками - апсарами ^#feitiän nüshen) - полубогинями в индуистской мифологии, духами облаков или воды, львами и другими элементами буддийской культурной традиции.
Во времена династий Суй (^Ш, Sui chao, 581617 г.г.) и Тан (^ tang, 618 - 907 г.г.) изменялся стиль изготовления мебели в целом, появилась мода на высокие ножки у мебели, появились и у ширм, которые раньше были низкими, она видоизменялась и увеличиваясь в размерах. Наиболее распространенными стали разборные и складные ширмы с четным количеством створок. В декорировании стали популярными мотивы: цветы и птицы, прекрасные женские образы, этические нравоучения. Новое в формах и материалах: круговой экран, настенные ширмы, изумрудные ширмы, хрустальные ширмы и т.д. Высокие ширмы способствовали созданию закрытых пространств в интерьере, скрывая от глаз жизненные потребностей людей. Из де-
рева, наиболее часто используются сорта пригодные для техники инкрустации: палисандр, камфорное дерево, агар, шелковица. В материалах отделки появились дорогие сорта янтарь, слоновой кость, рога оленей, окаменелого дерева и самшита, самоцветы и т.д.
На створках ширм выполнялись копии знаменитых произведений живописи и каллиграфии, формировался новый декоративный стиль. По сравнению с предыдущими эпохами, когда ширмы украшались благопожелательными символами и узорами, художественный метод заключается в ясности, изысканности и стремлении к реалистичности изображения пейзажей, человека, растительности, ширмы эпохи Тан стали высокохудожественными произведениями искусства выражающими суть эстетических потребностей того времени. Есть записи о том, что Юань Чжэнь (779 - 831) — китайский писатель и поэт эпохи Тан, передал в дар более ста своих стихов другому известному поэту Бай Цзюйи (772 - 846 н.э.) с которым его связывала глубокая дружба, и он в знак высокой оценки произве-
дений друга увековечил его стихи каллиграфическим письмом на бумажных поверхностях створок ширм.
5. Эпоха расцвета традиционных технологий в изготовлении ширм. Период от Империи Сун (^Ш, S6ng СЬю, 960 - 1279 г.г.) и Юань (жШ , Yuanchao, 1271 - 1368 г.г.) до Великой Минской империи Da М^ Digu6, 1368 - 1644
г.г.) и Цин (?нШ, Qlng ^ао, 1644-1911) был периодом расцвета искусства ширм. Стили ширм в эпоху династий Сун и Юань в основном унаследовали и сохранили стили существующие в предыдущие эпохи, включая вертикальные, многостворчатые и веерные ширмы, но форма ширм стала более изысканной. Среди ширм двух династий Сун наиболее распространенными были разборные. Обычно подставка с передней и тыльной стороны была симметричной, имела четыре креста, которые использовались для крепления стойки и усиления устойчивости ширмы. Большая не складная ширма, состоящая из нескольких створок, появилась во времена Сун. Общая форма таких ширм впечатляет
благодаря сильному визуальному эффекту.
Китайские 4-х створчатые ширмы с традиционными сюжетами «Времена года». Резьба по черному лаку, инкрустация, роспись по красному лаку.17 - 19 вв.
Традиционные ширмы династии Юань были в основном одиночными веерообразными. Наиболее интересными из ширм, обнаруженных во время археологических раскопок в Датуне, Шаньси являются театральные теневые ширмы. Самое большое различие между теневой ширмой этого периода и
предыдущего состоит в том, что ширма имеет мраморный экран, который показывает, что эстетические предпочтения изменились, в этот период отдается предпочтение красоте естественных текстур природных материалов.
Китайские ширмы с панорамными сюжетами из дворцовой жизни и традиционным сюжетом с журавлями. Резьба по лаку, золочение и инкрустация. 17 - 19 вв.
Развитие традиционного искусства изготовления ширм до династии Мин шло постепенно, менялась и роль ширмы в интерьере: отошла на второй план функция защиты от ветра и пыли, усилилась функция разграничения пространства и декорирования интерьера.
В эпоху династий Мин и Цин искусство ширм достигло беспрецедентного процветания, вобрав в себя опыт всех предыдущих периодов, и достигло изящества формы, великолепности декорирования.
разнообразия техник и материалов. Во времена династии Мин существовали гибкие и разнообразные схемы использовании складных ширм, которые устанавливались в кабинетах, вестибюлях, с целью торжественную атмосферу; в качестве изысканного украшения изголовий кровати; в кабинете, для функционального зонирования, увеличивающего коэффициент эффективного использования внутреннего пространства.
Ширма, декорированная гравировкой, золочением и цветными лаками. Пекин.19 в.
В различных источниках по технологии лаковой живописи описываются новые усовершенствованные методы окрашивания лаком в сочетании с декорированием поверхности, при котором дерево гравировали, затем углубления заполняли цветными лаками, либо одним черным лаком, как бы создавая углубленный контурный рисунок на основной поверхности створок.
В конце династии Мин и в начале династии Цин, широкое распространение получило ремесло изготовления ширм, благодаря чему появилось много ремесленных мастерских, так что традиционное производство приняло массовый характер, применялось разделение труда, а производственный процесс стал разделенным, более утонченным и усовершенствованным. Тщательный выбор материалов, применение столярных технологий, склейка, резьба, шлифовка и вощение, сложный процесс лакировки, инкрустация делали данный предмет мебели бесценным, что значительно продлевало срок службы. Технология гравировки и золочения достигли высокого уровня развития во времена династии Сун (960 - 1279 г.г.). Золотой лак являлся инновационной технологией во времена династии Сун, сначала вырезался узор на поверхности лака, а затем, золотым порошком заполняли углубления, производили просушку, полировку и шлифовку. Династии Мин и Цин унаследовали и сохранили традиции лаковой техники династий Сун и Юань: лаковое покрытие, рисование линий способом гравировки и наполнение, инкрустацией и мозаикой из
дорогих материалов. Сочетание технологий гравировки применявшихся в ремесленных мастерских Гуанчжоу в сочетании с некоторыми заимствованными зарубежными техниками привело к созданию особого стиля, который уже не требовал использования лака для декорирования ширм. В качестве техник декорирования использовали резьбу по слоновой кости, эмаль, роспись по стеклу. Техника эмали была освоена во времена династии Мин (1368 - 1644 г.г.), ее название также известно как техника Цзинтай. Не менее популярной стала роспись маслом на стекле - это декоративная техника была привнесена из Европы.
Заключение
Технологии изготовления и этапы расцвета традиционной китайской ширмы имеет долгую историю - с древних времен эволюция ширм шли в ногу с развитием китайского общества. Судя по историческим записям, археологическим раскопкам и сохранившимся артефактам, традиционная ширма занимает позицию, которую нельзя игнорировать в истории развития малогабаритной мебели Китая.
Традиционные китайские ширмы - это художественные произведения искусства, которые отражают обычаи и социальную ситуацию в обществе, технологические достижения и эстетику разных эпох и имеют высокую исследовательскую ценность.
Понимание традиционной китайской технологии создания ширмы в исторический период не только позволяет расширить исторические знания и
понимание важности роли ширмы в истории китайской мебели, но также играет определенную роль в преобразовании и развитии ремесленного искусства от традиций к современному состоянию. Изучение наследия традиционного искусства Китая -это слияние истории - традиций - новаций, которые дают импульс к движению вперед, в выражении красоты и уникальности ширмы как АРТ-объекта в пространства интерьера и современной среды обитания человека.
Подводя итог вышесказанному, подчеркнем тот факт, что поступательное развитее искусства ширмы в истории Китая было тесно связано с ее преимуществом использования: разная степень функциональности, мобильность, сочетаемость с мебелью в интерьере, компактность места при хранении, разнообразие дизайна и форм ширмы, декоративность и эстетическая привлекательность используемых материалов, доступность для широкого круга потребителей. Эти функции ширмы остаются привлекательными и в наши дни, что обеспечивает ее современное развитие. Исследование этого этапа в истории ширмы станет предметом нашего дальнейшего исследования.
Список литературы
1. Вэнь Чжэньдин, Лунвучжи [М]. Заметки о ремесленной школе Чэнь Чжи. Jiangsu Science and Technology Press, 1984 № 3.
2. Гао Юй. Внутренние перегородки, ширмы, отделочные материалы для стен и конструкции [М]. China Building Materials Industry Press, 2005.Гао Юй,
3. Глухарева, О.Н. Искусство народного Китая [Текст]: живопись, графика, скульптура, прикладное искусство / О.Н. Глухарева. - Москва: Искусство, 1958. - 225, [2] с.: ил., цв. ил.; 25 см.
4. Денг Гухуанг, Чай-Венганг, Му Япин. The historical origin and cultural context of the screen [J]. Furniture and Interior Decoration, 2005.
5. Ду Лицзюнь, Искусство и ремесла Лу-нучжи, Украшение [J], 20014.4
6. Ли Сяньцзу, Художественный дизайн окружающей среды [Д]. Пекин: издательство China Renmin University Press, 2005 № 4.
7. Орлова Е.В., Романова Н.А. из истории ширмы. Дизайн и производство мебели: Изд- во "Ноосфера СПб", 2008, № 3, С.60-69
8. Плод почвы. The Origin of Screen Design Art in ancient China [D]. Ланчжоу: магистерская диссертация Университета Ланьчжоу, 2006.
9. Пан Цзинго. Исследование по упрощенному проектированию упаковки панельной мебели в соответствии с "зеленой концепцией" [J]. Packaging Engineering, 2012.
10. Ся Яньцзин, История китайского искусства и дизайна [М]. Шэньян: Издательство изящных искусств Ляонин, 2001.
11. Чжао Инь.Экономка Цин. Особенности дизайна и тренды Миланской международной мебельной ярмарки [J]. Packaging Engineering, 2016.
12. Чжан Сюэ. Идеи искусства и дизайна в "Longwuzhi", China Science and Technology Expo [1], 2008. 1 Выпуск 12.
13. Чжан Яндэ. Эксперт Цзянь Баобао. Рассказы Чжан Сяндэ о китайской мебели [M]. Пекин: Опубликовано в Пекине, 2006 г.
14. Юань Вэйчжун, Го Лиеян, Современное искусство ширмы [М]. Нанкин: Издательство изящных искусств Цзянсу, 2002, Луо Вэньхуа, Экран признательности [M]. Тяньцзинь: Тяньцзиньское народное издательство, 2006. № 1.
15. Юй Шэнь, Древняя китайская мебель из дерева [M]. Тяньцзинь: Издательство литературы и искусства Байхуа, 2006.
16. Хуамэй, Яо Бинь, История китайского искусства и ремесел [N].
17. Deng Guohuang. The historical origin and cultural context of the screen [J]. Furniture and Interior Decoration, 2005.