Научная статья на тему 'Китайское лаковое искусство: преемственность в развитии от традиции к современности'

Китайское лаковое искусство: преемственность в развитии от традиции к современности Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1115
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙСКОЕ ЛАКОВОЕ ИСКУССТВО / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / РАЗВИТИЕ ОТ ТРАДИЦИИ К СОВРЕМЕННОСТИ / ИННОВАЦИИ В РАЗВИТИИ / TRADITIONAL LACQUER WORK / CULTURAL CONTINUITY AND TRANSITION / DEVELOPMENT AND INNOVATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чжан Хунвэй

Темой статьи является проблематика преемственности и перехода лакового ис кусства Китая от традиции к современности. Рассмотрены три проблемы: характери стика традиционного китайского лакового искусства; преемственность в развитии традиционного лакового искусства Китая; инновации в развитии китайского лакового искусства от традиции к современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Art of Chinese Lacquer Work: Cultural Continuity from Traditional to Modernity

The article deals with the cultural continuity and the transition of the art of Chinese lacquer work from a traditional way to a modern way. Three aspects are regarded: firstly, characteristics of traditional Chinese lacquer work works; secondly, how it is developed in the modern society; finally, the innovations it has experienced during the transition.

Текст научной работы на тему «Китайское лаковое искусство: преемственность в развитии от традиции к современности»

4. Gorbovets L. O. Zhanr fortepiannogo dujeta v tvorchestve kompozitorov Urala // Muzyka, muzykal'naja kul'tura, muzykanty Urala. Ekaterinburg: NMTs povyshenija kvalifikatsii UGK, 1996. Vyp. 1. S. 138-151.

5. Kagan M. S. Problema dialoga v sovremennoj filosofskoj mysli // Problemy obshchenija v prostranstve total'noj kommunikacii. Mezhdunarodnye chtenija po teorii, istorii i filosofii kul'tury. Vyp. 6. SPb.: Ejdos,

1998. S. 47-49.

6. Kemerov V. E. Obshchenie // Sovremennyj filosofskij slovar'. 2-e izd., ispr. i dop. London; M.; Minsk: PANPRINT, 1998. S. 593-595.

7. Losev A. F. Rannie proizvedenija. M.: Pravda, 1990. S. 214-215.

8. Luk'janovaN. V. Sluzhenie muzyke // Muzykal'naja akademija. 2005. № 2. S. 110-113.

9. Luk'janova N. V. Fortepiannyj ansambl' kak fenomen muzykal'noj kul'tury Leningrada — Sankt-Peterburga vtoroj poloviny XX veka: Dis. ... kand. iskusstvoved. SPb., 2006. 324 s.

10. Luk'janova N. V. Fortepiannyj ansambl' v tvorchestve Vadima Bibergana // Problemy ansamblevogo is-polnitel'stva. Ekaterinburg: UGK, 2007. S. 160-173.

11. Savenko S. I. Zvuk i otzvuk: primety voskreshenija aury // Hudozhestvennaja aura: istoki, vosprijatie, mifologija / Otv. red. O. A. Krivtsun. M.: Indrik, 2011. S. 546-556.

12. Sadohin A. P. Mezhkul'turnaja kommunikacija. M.: Al'fa-M: INFRA-M, 2004. 288 s.

13. Frank S. L. Nepostizhimoe // Sochinenija. M.: Pravda, 1990. S. 347-373.

Чжан Хунвэй

КИТАЙСКОЕ ЛАКОВОЕ ИСКУССТВО: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАЗВИТИИ

ОТ ТРАДИЦИИ К СОВРЕМЕННОСТИ

Темой статьи является проблематика преемственности и перехода лакового искусства Китая от традиции к современности. Рассмотрены три проблемы: характеристика традиционного китайского лакового искусства; преемственность в развитии традиционного лакового искусства Китая; инновации в развитии китайского лакового искусства от традиции к современности.

Ключевые слова: китайское лаковое искусство, преемственность, развитие от традиции к современности, инновации в развитии.

Chang Hongwei

The Art of Chinese Lacquer Work: Cultural Continuity from Traditional to Modernity

The article deals with the cultural continuity and the transition of the art of Chinese lacquer work from a traditional way to a modern way. Three aspects are regarded: firstly, characteristics of traditional Chinese lacquer work works; secondly, how it is developed in the modern society; finally, the innovations it has experienced during the transition.

Keywords: traditional lacquer work, cultural continuity and transition, development and innovation.

Характеристики китайского традиционного лакового искусства

В конце XIX века традиционное китайское прикладное искусство развивалось на фоне постоянно меняющейся международ-

ной и внутренней обстановки. На его развитии, с одной стороны, сказывалась ожесточенная конкуренция иностранных художе-ственных изделий фабричного производства, а с другой — обременительные поборы

и налоги внутри страны. Кроме того, по причине дефицита собственного капитала, вследствие малых объемов производства и технической отсталости, развитие прикладного искусства шло крайне медленно. Однако благодаря техническим инновациям некоторые отрасли, в частности лаковый промысел, получили определенное развитие. На первый взгляд может сложиться очень схематичное представление о развитии китайских художественных промыслов, а именно — что в последнем периоде династии Цин, они, включая изготовление лаковых изделий, пришли в упадок, и о них не стоит даже говорить. Такая точка зрения не соответствует историческим фактам и является следствием отсутствия глубоких исследований и результатом поверхностного и некомпетентного подхода.

Действительно, в конце правления династии Цин из-за утраты поддержки со стороны императорского дома в сфере производства лаковых изделий стали проявляться тенденции упадка. Однако лаковая живопись быстро адаптировалась к новым потребностям эпохи, стали развиваться и совершенствоваться традиционные технологии (пекинский резной лак), на базе традиционной техники внедрялись инновации (фуцзяньский безосновный лак), осваивались новые способы декорирования (полированный лак из Пинъяо провинции Шаньси). Одновременно шла трансформация изделий в сторону общедоступности и утилитарности (например, Янчжоуские изделия из лака) [1]. При этом, приспосабливаясь к требованиям времени, при направляющей роли правительства, производители лаковых изделий принимали участие во всемирных ярмарках, в разнообразных выставках, прилагали усилия для расширения каналов сбыта, находили новые пути реализации своей продукции и, в конечном итоге, добились международного признания.

Производство лаковых изделий конца династии Цин оказалось в глубоком кризисе на этапе исторического перелома, однако

цинский лаковый промысел смог быстро, на ходу перестроить структуру и модель производства и приступить к выпуску новой продукции. И хотя лаковый промысел конца династии Цин не отличался великолепием среднего периода правления Цинской династии, все же его возрождение в конце династии позволило сохранить суть, зерно традиционной китайской лаковой технологии, что обеспечило впоследствии передачу особенностей лакового промысла Китая. Начиная с образования Китайской Республики и до настоящего времени Янчжоу, Фуцзянь, Пекин остаются важнейшими регионами производства китайского лака, продолжая традиции лакового промысла конца династии Цин. Именно поэтому возрождение лакового промысла в конце правления династии имеет большое значение [4]. Только представляя изменение архитектоники ремесленного прикладного искусства в конце династии Цин в целом, можно лучше осознать значение и ценность возрождения лака в позднецинский период.

Преемственность в развитии традиционного лакового искусства Китая

Выразительный язык традиционного лакового искусства включает несколько аспектов, в том числе приемы декорирования, язык цвета, дизайн декоративного орнамента и дизайн формы. В традиционных лаках, наряду с всемерным использованием лака в качестве способа создания формы, посредством различных приемов декорирования удалось вывести лаковые декоративные формы на многостилевой уровень. К приемам декорирования, применяемым в традиционном лаковом искусстве, относятся крапление, роспись, гравировка и набивка, инкрустация, орошение, рельеф, резьба [3]. Они могут использоваться как самостоятельно, так и в комплексе, дополняя друг друга.

Традиционное лаковое искусство является источником и основой современного лакового искусства, которое развилось из традиционного, имеющего длительный исто-

рический переход развития. Традиционное лаковое искусство в основном использовалось в декорировании повседневной утвари и в изготовлении утилитарных предметов обстановки. Современное лаковое искусство расширило свои границы до плоскостной лаковой живописи и объемных лаковых форм (объемное лаковое искусство).

Последний этап Цинской династии в Китае явился переходным периодом от традиционного общества к современному. Что касается развития лакового промысла, то последний период династии Цин стал для него временем трансформации от традиции к современности, промежуточным периодом между традиционным и современным лаковым искусством, в который лаковое искусство конца Цин сыграло роль связующего звена [2].

Инновации в развитии китайского лакового искусства: от традиции к современности

В современном искусстве лаковое искусство уже стало самостоятельной художественной категорией, с каждым днем все больше привлекающей интерес и внимание ценителей. Современное лаковое искусство благодаря своему характерному языку, особому творческому процессу, своей художе -ственной ценности стало новым видом современного искусства. Лаковое искусство в настоящее время все более уходит в своем развитии от практической функциональности, присущей искусству традиционному. Помимо того, что это искусство само по себе обладает богатой выразительностью, в него еще и привносятся новые формы самовыражения. Конечно, современное лаковое искусство неотделимо от опыта развития искусства лака позднего периода Цинской династии, однако при этом следует искать новые творческие подходы, расширять язык самовыражения.

Лаковое искусство не может опираться только на технику, оно должно иметь духовное наполнение, должно обладать традиционной культурной самобытностью, подчеркивающей специфику этого вида ис-

кусства. Лаковое творчество следует сделать более свободным, отражающим индивидуальные творческие концепции современной живописи, оно должно стать воплощением присущей только ему особой художественной выразительности и индивидуальной креативности. Язык традиционного лакового искусства, несмотря на свою выразительность, уже не способен удовлетворить потребности расширяющегося многообразия современной жизни. Современное лаковое искусство должно обогатить технику и расширить производственные и эстетические стандарты традиционного лака до индивидуального творческого выражения популярных эстетических вкусов и потребностей людей. Используя новые современные художественные образцы, следует продолжать традиции лакового искусства, реализуя их преемственность на более высоком художественном уровне.

Сочетание декоративности и утилитарности начинается с практической стороны. Отвести место лаковому искусству как чисто художественной форме или рассматривать его в качестве современного искусства с глубокими национальными и культурными традициями — вот проблема, над которой надо задуматься [5]. На практике лаковое искусство может применяться в изготовлении принадлежностей для кухонных и ванных комнат, мебели, предметов интерьера, украшений для волос, промышленной продукции. Стремление к функциональности может помочь традиционному ремеслу расширить сферу для новых форм самовыражения и развития и тем самым еще более увеличить рыночное пространство для этого традиционного искусства.

У лакового промысла в Китае — длительная история. Любовь китайцев к «лаку» определяется, с одной стороны, качеством материала, включая цвет, глянец, текстуру; а с другой стороны, — он является для них своего рода культурным носителем, передающим эстетические представления ки-

Роль костюма и маски в пекинской опере

тайской нации [6]. С точки зрения древнейшей истории развития нации, защита традиционной эстетической культуры и поиск глубокого культурного самовыражения в формах современного искусства представляются жизненно важными. Исследование прошлого необходимо для того, чтобы

представить будущие направления развития китайского лакового искусства. Только четкое ощущение кровеносных сосудов исторического развития может помочь лучше познать современность, более осознанно выбрать путь дальнейшего развития лакового искусства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ван Ху. Обзор лаковой живописи. Нанкин: Цзянсуское издательство «Изобразтельное искусство»,

1999.

2. Ин Цюхуа. Современная лаковая живопись Китая и материалы // Вестник Наньянского института. Уси, 2007. № 12.

3. Ли Фанхун. Исследование искусства лаковой живописи // Вестник Фуянского педагогического института. 2005. № 4.

4. Су Цзыдун. Причины отличий в подходах к материалу в лаковой живописи. Декор, 2005.

5. Цяо Шигуан. Беседы о лаке и живописи. Народное издательство изобразительных искусств, 2004.

6. Шэнь Фувэнь. Художественная история китайского лакового искусства. Народное издательство изобразительных искусств, 1997.

REFERENCES

1. Van Hu. Obzor lakovoj zhivopisi. Nankin: Tszjansuskoe izdatel'stvo «Izobraztel'noe iskusstvo», 1999.

2. In Cjuhua. Sovremennaja lakovaja zhivopis' Kitaja i materialy // Vestnik Nan'janskogo instituta. Usi, 2007. № 12.

3. Li Fanhun. Issledovanie iskusstva lakovoj zhivopisi // Vestnik Fujanskogo pedagogicheskogo instituta. 2005. № 4.

4. Su Tszydun. Prichiny otlichij v podhodah k materialu v lakovoj zhivopisi. Dekor, 2005.

5. Cjao Shiguan. Besedy o lake i zhivopisi. Narodnoe izdatel'stvo izobrazitel'nyh iskusstv, 2004.

6. Shjen' Fuvjen'. Hudozhestvennaja istorija kitajskogo lakovogo iskusstva. Narodnoe izdatel'stvo izobrazitel'nyh iskusstv, 1997.

Фу Шуай

РОЛЬ КОСТЮМА И МАСКИ В ПЕКИНСКОЙ ОПЕРЕ

Автор пытается показать значение одежды и грима в изобразительном искусстве пекинской оперы, проанализировать содержание духовной культуры и символическое значение, отраженные в форме и цвете, а также рассказать историю и выявить культурные проявления сценического изобразительного искусства, тем самым подробно раскрывая символическое значение грима и костюмов в пекинской опере.

Ключевые слова: пекинская опера, маска, костюм, художественные особенности.

Fu Shuai

The Role of Costume and Mask in Peking Opera

The article describes the function of artistic expression of mask and clothing in Peking opera, analyzes the cultural connotation and symbolic meanings reflected in their character

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.