УДК [004:002]:316.014 ББК 73+60.504/506
DOI 10.22394/1682-2358-2023-1-76-83
D.V. Akaev, Candidate of Sciences (Sociology), Docent, executive secretary of the scientific journal "Bulletin of the Volga Region Institute of Administration'
RUSSIAN NONPROFIT
ORGANIZATIONS
INTERNET
COMMUNITIES
DEVELOPMENT
The evolution of the development of Internet projects of non-profit organizations is considered. The results of the authorial sociological study of the nonprofit sector of the Saratov region are analyzed. Conclusions are drawn on further prospects for the development of internet communities uniting actors of social projects.
Key words and word-combinations: Internet-communities, non-profit organizations, NGOs, Internet-projects, sociological research.
Л.В. Акаев, кандидат социологических наук, доцент,, ответственный секретарь научного журнала «Вестник Поволжского института управления» (email: [email protected])
РАЗВИТИЕ
ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВ РОССИЙСКИХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Аннотация. Рассматривается эволюция развития интернет-проектов некоммерческих организаций. Анализируются результаты авторского социологического исследования некоммерческого сектора Саратовской области. Делаются выводы о дальнейших перспективах развития интернет-сообществ, объединяющих акторов социальных проектов.
Ключевые слова и словосочетания: интернет-сообщества, некоммерческие организации, СО НКО, интернет-проекты, социологическое исследование.
Бу
76
бурный рост интернет-технологии в последние годы прогнозируемо привел к повышению роли интернет-сообществ в социально-политических процессах и определенной цифровой социализации самих участников этих сообществ [1]. Это, в свою очередь, способствует качественному развитию всей инфраструктуры интернет-пространства, включая технологическую и функциональную составляющие [2]. Интернет-пользователи
Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2023. Vol. 23. № 1
из эпизодических потребителей медиаконтента становятся основными акторами и участниками различных интернет-площадок и профессиональных сообществ [3].
В этих условиях некоммерческие организации, как правило, ранее имеющие ограниченный охват за счет узкой локализации и работы на подконтрольной территории, получили возможность существенного приращения активных участников из других районов и даже регионов страны. В то же время не все некоммерческие организации оказались готовы к новой деятельности — информационному сопровождению своей работы и продвижению в открытом интернет-пространстве, а также созданию интернет-сообществ, объединяющих всех заинтересованных акторов.
Изучению практик интернет-коммуникаций НКО, их включенности в интернет-пространство российских регионов посвящен ряд научных работ, в которых детально рассматриваются разные аспекты указанной проблематики.
А.Е. Белянцев и А.В. Лымар, исследуя деятельность институтов гражданского общества в российском сегменте интернет-пространства, анализируют основные особенности активности в сети российских НКО, а также новых субъектов гражданского общества — сетевых сообществ. Авторы подчеркивают, что применение интернет-технологий данными структурами повышают эффективность гражданской активности. Безусловно, сеть Интернет обладает значительным модернизационным потенциалом для развития институтов гражданского общества в современной России [4].
При описании результатов исследования онлайн-участия населения в деятельности НКО К.Е. Косыгина отмечает, что ресурсы Интернета необходимы некоммерческим организациям для информирования граждан о деятельности и привлечения их к активным конструктивным действиям, направленным на решение социальных проблем: «Если обращение за помощью, личный и профессиональный интерес, желание пообщаться, жалобы выступают пассивными формами онлайн-участия, то внесение пожертвований, благотворительность, вступление в ряды волонтеров являются активной формой действий и влияют на процесс социальных изменений, повышения качества жизни населения. Осуществляя эти действия, население становится не потребителями, а производителями услуг НКО, включаясь в процессы оказания социальной взаимопомощи» [5].
А.А. Фролов, исследуя гражданскую активность и механизмы ее осуществления, делает вывод о том, что в России активно формируются условия для осуществления гражданской активности: «Активизация
Вестник Поволжского института управления • 2023. Том 23. № 1 /у
деятельности НКО, рост гражданских движений, развитие интернет-технологий и работа государства в отношении третьего сектора дают свои результаты. Усиливается значимость гражданского общества, увеличивается число людей, задействованных в деятельности НКО и гражданских движениях, растет качество гражданского участия. С каждым годом на деятельность общественных организаций и движений выделяется все больше средств из федерального, региональных и местных бюджетов. Новые механизмы участия расширяют границы действия инициативных граждан, где объединение и взаимодействие происходит через Интернет. Осуществление гражданской активности заключается в использовании более оперативной взаимосвязи, онлайновых площадок для обсуждения. Позитивные результаты некоторых гражданских кампаний повышают уровень гражданской ответственности, опыт которых перенимается все чаще» [6].
В последние три-четыре года очевиден разрыв между имеющимися знаниями у представителей некоммерческих организаций и развитием коммуникационно-информационных технологий. По результатам авторского социологического исследования некоммерческих организаций Саратовской области, почти каждый второй респондент заинтересован обучаться стратегиям и инструментам привлечения ресурсов, и информационному сопровождению деятельности (таблица) [7].
Распределение ответов на вопрос «В каких обучающих семинарах Вам было бы наиболее интересно принять участие?»
Вопросы Ответы, %
Вопросы создания и управления организацией и проектом 34,0
Стратегии и инструменты привлечения ресурсов 53,0
Вопросы информационного сопровождения деятельности НКО (взаимодействие со СМИ, продвижение в сети Интернет, реклама и PR) 43,0
Технологии привлечения и работы с добровольцами 27,0
Ведение бухгалтерского учета в НКО 30,0
Юридические аспекты деятельности НКО 30,0
Выход на рынок социальных услуг 30,0
Затрудняюсь ответить 7,0
Другое 2,0
ВиПейп о£ Ае Яе^оп о£ АЛтг^^айоп • 2023. Vol. 23. № 1
Участники фокус-групповых исследовании также подтвердили запрос на обучение знаниям по работе в интернет-пространстве.
Респондент 1: «Ну да, как бы просто обмен опытом, друг другу учится, мы там обменяемся одним опытом, они другим опытом».
Респондент 2: «Ещё... вот... как правильно преподносить информацию о себе, потому что вот иногда преподносишь информацию, есть отдача. А бывает и нет. Не все так однозначно и не все так просто. Мы организовали, все хорошо и замечательно, к нам там толпа народу пришла, мы начали работать, не всегда все так гладко. Иногда вот у людей идея хорошая, а что-то идет не так».
Руководитель одного из СО НКО в ходе фокус-группы описала свое понимание работы с интернет-сообществом следующим образом: «Я могу сказать, что даже не за три года, вот за пять лет просто изменились уровень и темы общения среди родителей.. То есть, если раньше мы обсуждали вопросы образования, воспитания, то теперь в вайбер-группах мы обсуждаем вопросы благоустройства города. То есть это вот настолько стало популярно, что постоянно поднимаем это тему. Больше того, хочу сказать, что даже дети, что говорить о взрослых, вот уже на уровне дошкольников, дети у нас слушают дома и поднимают такие темы... кто дерево срубил, а кто его посадил. Вот насколько, действительно, эта активность, насколько она будет иметь какой-то выход, будет плодотворной, - сложно мне сказать. Я, может, даже соглашусь, что, действительно, это какая-то реакция на экономический кризис — вот это обсуждение в интернете, среди родителей — действительно, нужно какое-то чувство самоуспокоения, которое появляется у людей, обсуждающих эти вопросы, выносящих их на обсуждение. Вот как мы с подругой — она активный такой блогер — и в сториз она, наряду с сообщениями о детском саде своего ребенка, постоянно выкладывает скриншоты новостей — общероссийских, саратовских — о творящихся безобразиях. Я ей говорю: «ну ты же не изменишь ничего". Она говорит: "но зато я буду об этом говорить". Тоже позиция.. Сотрясание воздуха? Может быть. Но она верит, что она может что-то изменить. И сейчас очень много достаточно вот таких блогеров, которые постоянно активно поднимают темы. Не просто поднимают.. Опять-таки вот эти различные петиции, которые у нас в вайбер-группах родители кинули, и все мы перешли по ссылочкам, проголосовали: то за озеро Байкал, то, значит, против строительства какого-то завода. Не знаю, на что эта реакция.. На кризис? Причина, конечно, такой активности, несомненно, в расширении вот этого информационного пространства. То есть это такая свобода появилась: самовыражения, своего какого-то мнения».
Вестник Поволжского института управления • 2023. Том 23. № 1 /V
Для удовлетворения запроса некоммерческих организаций по восполнению знаний использования коммуникаций в интернет-пространстве на территории многих регионов осуществлялись проекты ресурсных центров на средства федеральных и региональных грантов по развитию российских НКО. На территории Саратовской области был создан и продемонстрировал свою востребованность среди некоммерческих организаций Ресурсный центр на базе Саратовского регионального общественного фонда поддержки гражданских инициатив «Общество и право». В рамках проекта «Образовательный кластер для НКО: повышение компетенций по отдельным вопросам деятельности организаций», направленного на повышение уровня компетенций руководителей и сотрудников некоммерческих организаций в области управления, бухгалтерской и налоговой отчетности, фандрайзинга, осуществлялась подготовка и проведение серии информационных и образовательных мероприятия для руководителей и сотрудников некоммерческих организаций Саратовской области. Предусматривалось также проведение индивидуальных консультаций для НКО региона по различным вопросам финансово-хозяйственной деятельности организаций (внесение необходимых изменений в уставные документы, разработка внутренней документации организаций и др.).
Государство различными способами поддерживает систему НКО, в том числе через повышение компетенций их участников в системе информационных знаний. Понятно, что энтузиастов и увлеченных людей на первом этапе необходимо обучить вначале элементарным знаниям, без которых ни одно коммерческое предприятие не может просуществовать даже короткое время. Включение некоммерческих организаций во всеобщую цифровизацию призваны решать многие структуры, включая Агентство социальной информации, являющееся ведущей экспертной организацией российского некоммерческого сектора, и профессиональное информационное агентство, специализирующееся на освещении гражданских инициатив [8].
Многие представители НКО для продвижения своих организаций делают ставку главным образом на использование социальных сетей. Именно этот канал связи, по мнению ряда авторов, в настоящее время является одним из наиболее актуальных инструментов продвижения некоммерческих проектов и организации. Социальные проблемы общества не могут не обсуждаться в социальных медиа, которые становятся как инструментом фандрайзинга, так и информационным каналом НКО [9].
Вместе с тем чрезмерная увлеченность одним каналом связи — социальными сетями — становится довольно опасным и недальновидным
§0 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2023. Vol. 23. № 1
решением. В условиях существенных ограничений в России в 2022 г. деятельности некоторых массовых интернет-сетей и невозможности оперативно перенести контент и пользователей на другие площадки произошло существенное сокращение целевой аудитории ранее успешных организаций и структур.
Проведенный в 2020—2022 гг. авторский анализ СО НКО — участников конкурса социальных проектов Саратовской области с точки зрения информационной открытости организации подтвердил, что этот аспект непосредственно влияет на успешность некоммерческой организации в части привлечения активных пользователей, полного изложения цели и задач организации, позиционирования в своей сфере деятельности и репутации в регионе. По результатам экспертной оценки, отмечен низкий уровень развития собственных сайтов учреждений. Особенно эта проблема проявилась в 2022 г., когда альтернативные социальные сети, оказались под запретом, что не позволило оперативно переформатировать хранящуюся там информацию на интернет-портал организации.
Организаторы конкурса выработали критерии оценки участников в части информационной открытости по определенной схеме.
Критерии отличных оценок:
— информацию о деятельности легко найти в Интернете с помощью поисковых запросов;
— деятельность организации систематически освещается в средствах массовой информации;
— организация имеет действующий, постоянно обновляемый сайт, на котором представлены подробные годовые отчеты о ее деятельности, размещена актуальная информация о реализованных проектах и мероприятиях, составе органов управления;
— организация имеет страницы (группы) в социальных сетях, на которых регулярно обновляется информация;
— организация регулярно публикует годовую отчетность о своей деятельности.
Критерии хороших оценок:
— организация имеет действующий сайт, страницы (группы) в социальных сетях с актуальной информацией, однако без подробных сведений о работе организации, привлекаемых ею ресурсах, составе органов управления, реализованных программах, проектах;
— информацию о деятельности легко найти в Интернете с помощью поисковых запросов;
— деятельность организации периодически освещается в средствах массовой информации;
— имеются другие замечания эксперта.
Вестник Поволжского института управления • 2023. Том 23. № 1 8 I
Критерии удовлетворительных оценок:
— деятельность организации мало освещается в средствах массовой информации и в Интернете;
— у организации есть сайт и (или) страница (группа) в социальной сети, которые содержат неактуальную(устаревшую) информацию;
— отчеты о деятельности организации отсутствуют в открытом доступе. Если информация о деятельности организации практически отсутствует в Интернете, ей давалась негативная оценка [10].
С методологической точки зрения изучение участников конкурса некоммерческих проектов является попыткой отбора лучших практик организаций, активно работающих с целевыми группами, но даже в этой категории условно лучших организаций существуют проблемы в интернет-коммуникациях. Большинство организаций либо вообще не имеют собственного интернет-сайта, или ведут единственную страницу на одном из бесплатных ресурсов с целью предоставления контактной ссылки на свою организацию. Весьма распространена практика отсылки на «материнский» ресурс более мелкого районного или регионального представителя. Естественно, в таком случае узнать актуальную информацию о конкретном НКО представляется малоперспективным. При этом чаще всего такие локальные организации работают исключительно под общей «крышей», а собственные проекты ведут по самым разным направлениям.
Вместе с тем наличие интернет-сайта у НКО тоже не гарантирует полноту и доступность информации для пользователей. Более 50% из имеющих свой портал организаций обновляют его крайне редко. Новостная лента может остановиться на мероприятиях прошлого и даже позапрошлого года, и это при условии, что организация функционирующая и активно работающая в социальных сетях.
Весьма распространенными недочетами действующих ресурсов НКО является их неэргономичность, путаность, неверная подача информации. С одной стороны — многообразие подходов к построению собственных сайтов полезно для креативных, творческих, имеющих ресурсы некоммерческих организаций, но, с другой стороны, для многих организаций, не имеющих финансовых, кадровых, организационных ресурсов, удобнее иметь шаблонную версию сайта НКО по аналогии с сайтами школ и органов местного самоуправления России на единой облачной платформе «ГосВеб» [11]. Однако внедрение этой платформы некоммерческими организациями должно быть не на обязательной, а на добровольной основе, с альтернативой продолжать вести или создавать свой уникальный и отвечающий всем требованиям ресурс.
Я2 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2023. Vol. 23. № 1
В целом можно констатировать, что некоммерческие организации намерены в дальнейшем активно использовать интернет-пространство. В настоящее время имеется существенный запрос на получение предметных знаний о технологиях работы с интернет-пользователями и площадками социальной рекламы. Есть отдельные успешные практики создания онлайн-сообществ как групп интересов на базе некоммерческих организаций. В то же время для большинства организаций для эффективной работы в современных информационных условиях требуется помощь от органов государственной власти, главным образом методическая, организационно-техническая, ресурсная.
Библиографический список
1. Акаев Д.В. Интернет-сообщества: место и роль в политическом процессе социума: автореф. ... канд. социол. наук. Саратов, 2009.
2. Интернет-технологии в связях с общественностью: учебное пособие / кол. авт.; отв. ред. И.А. Быков, О.Г. Филатова. СПб., 2010.
3. Акаев Д.В. Социально-политическая активность участников интернет-сообществ // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. № 4 (34). С. 45-48.
4. Белянцев А.Е., Лымар А.В. Интернет-пространство как фактор модернизации институтов гражданского общества // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012. № 6. С. 284-288.
5. Косыгина К.Е. Вовлеченность населения региона в онлайн-участие: опыт некоммерческих организаций // Вестник университета. 2021. № 12. С. 157-167.
6. Фролов А.А. Механизмы осуществления гражданской активности // Власть. 2014. № 10. С. 61-65.
7. Акаев Д.В. Состояние и проблемы развития социально ориентированных некоммерческих организаций Саратовской области // Среднерусский вестник общественных наук. 2019. Т. 14, № 5. С. 210-221.
8. Агентство социальной информации. URL: https://www.asi.org.ru/
9. Володина О.И. Инструменты продвижения некоммерческих проектов в сети Интернет: современные тренды // Коммуникология: электронный научный журнал. 2017. № 1. С. 92-104.
10. Документы областного конкурса поддержки НКО. URL: https://xn--80aag1ciek. xn--h1ahgajha2if. xn--p 1 ai/public/home/documents
11. Казанцева О.Л. Местное самоуправление переходит «в цифру» // Российско-азиатский правовой журнал. 2021. № 2. С. 11-14.
Вестник Поволжского института управления • 2023. Том 23. № 1 83