Международные отношения. Политология. Регионоведение Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лоб ачевского, 2012, № 6 (1), с. 284-288
УДК 323.22/.28
ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО КАК ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
© 2012 г. А.Е. Белянцев, А.В. Лымар
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского
Поступила в редакцию 15.10.2012
Исследована деятельность институтов гражданского общества в российском сегменте интернет-пространства. Проанализированы основные особенности активности в сети российских НКО, а также новых субъектов гражданского общества - сетевых сообществ. Рассмотрено применение интернет-технологий указанными структурами с целью повышения эффективности гражданской активности. Сделан вывод о значительном модернизационном потенциале сети Интернет для институтов гражданского общества в современной России.
Ключевые слова: гражданское общество, модернизация, инновации, Интернет, некоммерческие организации, сетевые сообщества, социальные сети, сетевая демократия, интернет-технологии.
Заявленный руководством страны курс на модернизацию общества требует привлечения значительных ресурсов, в том числе и активизации потенциала граждан, структур гражданского общества. Слабость демократических институтов и структур гражданского общества на современном этапе развития страны является одним из препятствий её модернизации. Как показывает мировая практика реализации мо-дернизационных проектов, одним из условий их успешности является наличие социальных сил, способных стать инициаторами и проводниками перемен [1].
Гражданское общество в широком смысле представляет собой совокупность общественных институтов, непосредственно не включенных в структуры государства и позволяющих гражданам, их объединениям реализовывать свои интересы и инициативы.
Институты гражданского общества позволяют гражданам вместе вырабатывать цели и достигать их - либо непосредственно совместными усилиями, либо отстаивая в диалоге с другими общественными структурами, бизнесом и носителями власти. Эти институты обеспечивают возможность самореализации, в отличие от институтов, через которые удовлетворяется потребность в доходе. Гражданская активность в конечном счете находит выражение в защите и реализации соответствующих прав и свобод человека [2].
В условиях глобализации и информационного взрыва мир вступил в новую стадию цивилизационного развития. Эффекты новых технологий охватывают все виды человеческой деятельности, информационная технология ини-
циирует сетевую логику изменений социальной системы, информационно-технологическая парадигма основана на гибкости, когда способность к реконфигурации становится «решающей чертой в обществе» [3]. Это не могло не отразиться на существенных характеристиках в системе гражданского общества: резко возросла эмансипация личности от государства, сократилось пространство его командного воздействия, произошло энергичное развитие и усложнение горизонтальных социальных связей, сплетение многообразных гражданских институтов и движений в целостную сеть [1].
Сегодня в условиях современной модернизации в России интернет-пространство становится инновационной территорией, в рамках которой происходит организация, взаимодействие и структурирование институтов гражданского общества.
1. Эволюция НКО в российском сегменте сети Интернет
В современной ситуации основой гражданского общества являются некоммерческие организации (НКО), которые активно действуют в виртуальном пространстве, используя все возможности интернет-технологий в целях информирования и расширения аудитории своих сторонников, а также повышения эффективности своей работы.
Некоммерческой, согласно действующему российскому законодательству, считается организация, деятельность которой направлена не на извлечение прибыли, а на решение социально значимых вопросов путем привлечения и
целевого использования ресурсов, в том числе благотворительных пожертвований. Российское законодательство предусматривает более 30 различных организационно-правовых форм НКО. На сегодняшний день реальное «действующее ядро» некоммерческого сектора как сегмента гражданского общества России составляет приблизительно 136 тыс. некоммерческих организаций [2].
Становление некоммерческого сообщества в Интернете можно отнести к началу 1990-х годов. Это связано с периодом наиболее интенсивного его развития в реальности. Начало и середина 1990-х годов для многих НКО являются датой их рождения. В контексте зарождения самостоятельных организаций, независимых СМИ, институтов представительной власти заявить о себе - было важным атрибутом только становящейся деятельности организаций некоммерческого сектора. Появляются сайты и страницы отдельных организаций. А с середины 1990-х начинает выстраиваться и инфраструктура поддержки НКО по продвижению общественных инициатив в Интернете. Основной мотив действий НКО в сети - презентационный. Трудно подсчитать количество созданных тогда ресурсов, основная часть которых уже прекратила свое существование. Контент этих ресурсов отличался однообразием. Стандартный набор включал: миссию организации, ее историю создания, деятельность и проекты, персоналии и контакты. Такой виртуальный буклет в большей степени был ориентирован на самопрезен-тацию, чем на взаимодействие с клиентами, партнерами, коллегами, и не содержал интерактивных инструментов. Бледность ресурсов была обусловлена и нехваткой профессиональных веб-мастеров, дороговизной и недоступностью их услуг для основной массы НКО. Некоммерческие сайты стали экспериментаторской площадкой для начинающих веб-дизайнеров. В конце 1990-х годов - начале 2000-х интернет-ресурсы НКО становятся более функциональными и специализированными. Выживают и развиваются самые финансовоустойчивые, ориентированные на сохранение и дальнейшее поддержание созданных виртуальных продуктов. В это время появляются специализированные сайты и сервисные ресурсы, интегрирующие информационную, образовательную, методическую информацию. Начинают формироваться тематические и функциональные интернет-сообщества экологических, правозащитных, женских, тренерских, фандрайзерских, донорских и других организаций, работающих в третьем секторе. Появляется тенденция к регионализации. Интернет становится средством
регулярного воспроизведения группового взаимодействия, дешевым способом коммуникации, архивирования информации, отличающимся оперативностью. Разнообразие ресурсов таково: корпоративные сайты (сайты организаций) НКО; сайты проектов, реализуемых в реальной жизни; сайты сервисные (инфраструктурной организации), поисковые каталоги, сайты сетей и сообществ. Идет формирование интернет-сообщества как группы людей, использующих Интернет в качестве базового средства для организации пространства группового взаимодействия участников. Их деятельность способствует организационному, коммуникационному и образовательному росту сектора в целом. Их роль особенно возрастает, когда речь идет о масштабных проектах российского уровня, затрагивающих интересы сектора в целом (кампания по обсуждению внесения изменений в законодательство об НКО, Налоговый кодекс или Гражданский форум), когда демонстрация единства сектора по каким-то позициям очень важна.
Большое влияние на сетевую деятельность оказывают такие факторы, как «возраст» НКО, наличие у нее опыта работы, уровень организационного развития, источники финансирования. В целом организации, созданные в постсоветский период, демонстрируют значительную активность в виртуальной сети. Они немногочисленны по своему составу, но в большей степени представлены в Интернете и ориентированы на взаимодействие. Уход части западных благотворительных фондов из поля российского гражданского общества за последние несколько лет вызвал сокращение количества и размеров выдаваемых грантов. Это сказалось и на интернет-сообществах НКО. Ресурсы стали реже обновляться, часть сайтов оказались брошенными. Увеличение в бюджетах НКО доли российских источников финансирования (гранты Общественной палаты РФ, региональные и муниципальные гранты, средства благотворителей) изменяет приоритеты в деятельности НКО. Власти и бизнес ожидают от НКО реальной, а не виртуальной работы с населением.
Сегодня уровень развития общероссийских интернет-проектов НКО достаточно высок. Это проекты, сумевшие завоевать популярность и имеющие стабильность, ориентированные на внешнюю среду, выполненные на высоком техническом уровне, оформленные в соответствии с современными требованиями к сети, предъявляемыми пользователями. Все больше применяются возможности видео, трехмерной графики, телекоммуникаций в создании виртуальных форумов, конференций, музеев, библиотек, показов видеороликов и т.д.
Интернет-технологии предоставляют большие возможности для объединения НКО в сетевые структуры, тем самым соединяя усилия организаций сектора путем максимально эффективного использования потенциала Всемирной паутины. В отличие от социальных сетей, носящих характер персонального участия («Одноклассники», «В контакте» и др.), сети НКО объединяют организации, которые не носят такого массового характера и основаны на иных потребностях и ценностях, ориентированных на достижение общественного блага. Практически все ресурсы НКО являются сетевыми. Ссылки, баннеры, разделы «Партнеры» присутствуют на многих сайтах. Сети могут объединять совершенно разные ресурсы (как каталоги и базы данных, так и сайты отдельных НКО). Принципы их создания аналогичны тому, как происходят объединения в реальной коммуникации. Здесь велико значение персоналий, их активности, готовности к взаимодействию. Принципы объединения сетей могут быть: тематическими, региональными, смешанными. Примеры - сети экологических, правозащитных, женских и других НКО. Сети могут быть разновеликими, объединяя несколько НКО или сотни. Сетевые проекты наиболее интересны там, где в их создании и поддержании участвует не одна организация. Возможности сети позволяют продвигать смежные ресурсы как региональной, так и тематической направленности. Развитие интегрированных ресурсов позволяет включать сети НКО в существующие бизнес-сети, государственные, региональные, гражданские сети, геоинформа-ционные системы и т.д.
На сегодняшний день присутствие некоммерческого сектора в глобальной сети не отражает истинного его разнообразия в реальной жизни. В большей степени «выживают» такие интернет-продукты НКО, которые ориентированы на клиента, на предоставление востребованной информации, имеют устойчивые и диверсифицированные источники финансирования. Тенденции развития Интернет-деятельности НКО направлены на повышение оперативности информации, укрупнение сетевых объединений, профессионализацию лидеров интернет-сообщества НКО, переход от форм самопрезентации к более удобному поиску и получению информации и коммуникации в различных формах (виртуальные дискуссии, чаты, форумы, блоги и т.д.). Виртуальное гражданское общество изменяется, развиваясь в русле тенденций реального сектора (от самопрезентации к консолидации и межсекторному взаимодействию). Организации общероссийского масштаба гораздо активнее виртуализируются, демонстрируют более каче-
ственные и оперативные ресурсы. Развитие региональных и местных НКО в сети сдерживается финансовыми и техническими возможностями самих организаций и их клиентов. Некоммерческий интернет-сектор демонстрирует присущие ему в реальной жизни слабости (замкнутость организаций, недостаточную прозрачность, оторванность/слабую связь с населением). Он с осторожностью втягивается в виртуальное пространство, с «оглядкой» на клиентов, с учетом собственных финансовых и технических возможностей и значительно отставая от сетевой деятельности бизнеса и власти [4].
2. Сетевые сообщества - новые
субъекты гражданского общества
На современном этапе, в эпоху глобализации и информационных технологий, гражданское общество не может быть сведено лишь к совокупности организаций. Благодаря сети Интернет политические процессы и управление приобрели новое содержание, которое обусловило появление новых субъектов гражданского общества - сетевых сообществ. Сетевые сообщества - это относительно неустойчивая совокупность людей, взаимодействующих посредством системы коммуникаций, обеспечиваемых службами сети Интернет, обладающих общностью интересов и осуществляющих совместную деятельность в виртуальном пространстве. Они способствуют формированию «сетевого гражданского общества», цель которого - общение в режиме он-лайн для решения реально существующих социальных проблем.
Главными характеристиками сетевого гражданского общества является «открытость» («установление широких, многомерных связей коммуникации») и «спонтанность» («свободное формирование, текучесть, постоянное изменение структуры»). Под влиянием сетевых технологий формируется open space - пространство, в котором открываются новые возможности для развития гражданского общества (преодоление отчужденности, неразвитости коммуникаций).
Перевод общественных структур в виртуальное пространство способствует более продуктивному взаимодействию органов власти и граждан. Здесь важно упомянуть концепцию «цифровой демократии», которая представляет собой сетевое взаимодействие граждан и политических акторов в принятии решений, т.е. сетевая общественность получает возможность влиять на формирование и реализацию публичной политики. Практическое выражение «цифровой демократии» - технология «GOV 2.0» или «правительство 2.0», которая основывается
на принципе открытости власти и участия граждан в принятии решений на всех уровнях. Данная технология реализуется через приход чиновников в социальные сети и блогосферу, образование сообществ, где ведется дискуссия с гражданами, имеется доступ к действующим и находящимся в работе законам в режиме онлайн и другие сетевые практики [5].
Кроме того, коммуникации в рамках социальных сетей являются более быстрым и действенным инструментом, чем «вертикальная» коммуникация, осуществляемая по государственным каналам; в гражданских сетях производится социальный капитал индивидов, групп и движений как необходимый ресурс гражданского общества, который в будущем будет использоваться для более эффективного взаимодействия в различных ситуациях; указанные сети создают платформу для распространения информации, являются более открытыми, прозрачными и быстрее реагирующими на внешние вызовы, чем другие структуры [6].
Также сетевые сообщества наиболее быстро воспринимают инновации в сфере интернет-технологий. Наряду с уже традиционными технологиями (электронная почта, www, мультимедиа, комплекс технологий Social Software, сетевые платежные системы, он-лайн голосования, мгновенный обмен сообщениями и пр.) это такие, как:
o NETWORK DEMOCRACY («Сетевая демократия») - технология коллективного принятия решений организаций гражданского общества и правительственных структур на основе прозрачности и открытой повестки дня;
o Social Bar - технология, позволяющая делиться новостями с друзьями в соцсетях, что дает возможности для структурирования сетевых сообществ и их мобилизации;
o Global Voices Online - международное сообщество добровольцев, которые переводят, суммируют и рассказывают о темах, обсуждаемых по всему миру в блогах, подкастах, видеоблогах и сайтах обмена фотографиями, что позволяет получать свободную и актуальную информацию о событиях в любой точке земного шара.
На базе интернет-технологий в виртуальном пространстве организационно структурируются и идеологически оформляются новые сетевые сообщества, указанные технологии расширяют возможности взаимодействия всех участников информационных отношений (бизнеса, населения, субъектов гражданского общества, госструктур), способствуют сетевому социальному проектированию, что, в свою очередь, является
основой для создания и внедрения инноваций во все сферы жизни общества.
Таким образом, социальные сети (сюда же можно включить блоги, форумы, онлайн-СМИ) становятся важным инструментом формирования гражданского общества, главным фактором его самоорганизации и гражданской мобилизации под влиянием внешних обстоятельств (например, в условиях чрезвычайных ситуаций и природных катастроф), а также площадками для взаимодействия власти и граждан [5].
Сильные и влиятельные институты гражданского общества - необходимое условие становления постиндустриального общества, основанного на «экономике знаний». Поэтому стратегические задачи системной модернизации российского общества, перехода к инновационному типу развития выдвинули в центр повестки дня вопрос о расширении конкуренции, демократии, повышения качества социального капитала и доверия, а также взаимодействия органов власти и гражданского общества. Способность органов власти, бизнеса и гражданских инициатив к партнерству и консолидации в интересах формирования институциональной среды и креативной мотивации, способствующих созданию и внедрению инноваций, - одно из важнейших условий инновационного типа развития [1].
Сегодня Интернет становится инструментом демократии, средой ее обитания. Рождается новый тип прямой демократии - сетевая демократия, которая формирует среду и механизмы мобилизации для проявления активности, для помощи попавшим в беду, для защиты пострадавших и ущемленных, для гражданского активизма и волонтерства [7], для выстраивания эффективных вертикальных и горизонтальных коммуникаций в обществе, для креативного творчества и аккумулирования социального капитала, для восприятия инноваций. Таким образом, интернет-пространство является важным фактором, модернизирующим институты гражданского общества в современной России.
Статья подготовлена в рамках реализации проекта «Международно-политические аспекты инновационного развития в России и за рубежом: проблемы взаимодействия», поддержанного грантом РГНФ 11-03-00069а.
Список литературы
1. Никовская Л.И. Гражданское общество как ресурс модернизации в России. ЦКЬ: http://www. frgp.ru/news/2011-09-01-403 (дата обращения 02.10.2012).
2. Состояние гражданского общества в Рос-
сийской Федерации. Доклад Общественной Палаты РФ. ЦКЬ: http://www.polit.ru/dossie/2007/02/07/
report.html (дата обращения 02.10.2012).
3. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: Пер. с англ. под научн. ред. О.И. Шкаратана. М.: ГУ-ВШЭ, 2000. ШЬ: http://club.fom.ru/books/abramov_00_34.pdf (дата обращения 30.09.2012).
4. Мардарь И.Б. Виртуальное пространство
гражданского общества. ЦКЪ: http://index.org.ru/
joumal/29/05-mardar.html (дата обращения 04.10.12).
5. Кожемякина К.Н. Сетевое гражданское об-
щество как фактор консолидации в условиях чрезвычайной ситуации. иКЬ: http://www.civisbook.ru/files/ File/001Kojemyakina.pdf (дата обращения 04.10.12).
6. Яницкий О.Н. Мобилизационный потенциал гражданского общества. // Мир России. 2011. № 2. С. 113-124.
7. Обретение будущего. Стратегия 2012. Доклад. М.: Экон-информ, 2011. 95 с.
INTERNET SPACE AS A FACTOR OF MODERNIZATION OF CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS
A.E. Belyantsev, A V. Lymar
The activity of civil society institutions in the Russian segment of the Internet space is investigated. The main features of the activity in the network of Russian non-profit organizations, as well as new constituents of civil society - the network communities - are analyzed. The use of Internet technology by these structures in order to increase the effectiveness of civil activity is considered. It is concluded that the Internet has a considerable modernization potential for the institutions of civil society in Russia.
Keywords: civil society, modernization, innovations, Internet, non-profit organizations, virtual communities, social networks, network democracy, Internet technologies.