Научная статья на тему 'Интернет-пространство как фактор модернизации институтов гражданского общества'

Интернет-пространство как фактор модернизации институтов гражданского общества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1370
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИИ / ИНТЕРНЕТ / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СЕТЕВЫЕ СООБЩЕСТВА / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / СЕТЕВАЯ ДЕМОКРАТИЯ / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Белянцев Алексей Евгеньевич, Лымар Алена Владимировна

Исследована деятельность институтов гражданского общества в российском сегменте интернет-пространства. Проанализированы основные особенности активности в сети российских НКО, а также новых субъектов гражданского обществасетевых сообществ. Рассмотрено применение интернет-технологий указанными структурами с целью повышения эффективности гражданской активности. Сделан вывод о значительном модернизационном потенциале сети Интернет для институтов гражданского общества в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNET SPACE AS A FACTOR OF MODERNIZATION OF CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS

The activity of civil society institutions in the Russian segment of the Internet space is investigated. The main features of the activity in the network of Russian non-profit organizations, as well as new constituents of civil society the network communities are analyzed. The use of Internet technology by these structures in order to increase the effectiveness of civil activity is considered. It is concluded that the Internet has a considerable modernization potential for the institutions of civil society in Russia.

Текст научной работы на тему «Интернет-пространство как фактор модернизации институтов гражданского общества»

Международные отношения. Политология. Регионоведение Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лоб ачевского, 2012, № 6 (1), с. 284-288

УДК 323.22/.28

ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО КАК ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

© 2012 г. А.Е. Белянцев, А.В. Лымар

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

bellkinn@rambler.ru

Поступила в редакцию 15.10.2012

Исследована деятельность институтов гражданского общества в российском сегменте интернет-пространства. Проанализированы основные особенности активности в сети российских НКО, а также новых субъектов гражданского общества - сетевых сообществ. Рассмотрено применение интернет-технологий указанными структурами с целью повышения эффективности гражданской активности. Сделан вывод о значительном модернизационном потенциале сети Интернет для институтов гражданского общества в современной России.

Ключевые слова: гражданское общество, модернизация, инновации, Интернет, некоммерческие организации, сетевые сообщества, социальные сети, сетевая демократия, интернет-технологии.

Заявленный руководством страны курс на модернизацию общества требует привлечения значительных ресурсов, в том числе и активизации потенциала граждан, структур гражданского общества. Слабость демократических институтов и структур гражданского общества на современном этапе развития страны является одним из препятствий её модернизации. Как показывает мировая практика реализации мо-дернизационных проектов, одним из условий их успешности является наличие социальных сил, способных стать инициаторами и проводниками перемен [1].

Гражданское общество в широком смысле представляет собой совокупность общественных институтов, непосредственно не включенных в структуры государства и позволяющих гражданам, их объединениям реализовывать свои интересы и инициативы.

Институты гражданского общества позволяют гражданам вместе вырабатывать цели и достигать их - либо непосредственно совместными усилиями, либо отстаивая в диалоге с другими общественными структурами, бизнесом и носителями власти. Эти институты обеспечивают возможность самореализации, в отличие от институтов, через которые удовлетворяется потребность в доходе. Гражданская активность в конечном счете находит выражение в защите и реализации соответствующих прав и свобод человека [2].

В условиях глобализации и информационного взрыва мир вступил в новую стадию цивилизационного развития. Эффекты новых технологий охватывают все виды человеческой деятельности, информационная технология ини-

циирует сетевую логику изменений социальной системы, информационно-технологическая парадигма основана на гибкости, когда способность к реконфигурации становится «решающей чертой в обществе» [3]. Это не могло не отразиться на существенных характеристиках в системе гражданского общества: резко возросла эмансипация личности от государства, сократилось пространство его командного воздействия, произошло энергичное развитие и усложнение горизонтальных социальных связей, сплетение многообразных гражданских институтов и движений в целостную сеть [1].

Сегодня в условиях современной модернизации в России интернет-пространство становится инновационной территорией, в рамках которой происходит организация, взаимодействие и структурирование институтов гражданского общества.

1. Эволюция НКО в российском сегменте сети Интернет

В современной ситуации основой гражданского общества являются некоммерческие организации (НКО), которые активно действуют в виртуальном пространстве, используя все возможности интернет-технологий в целях информирования и расширения аудитории своих сторонников, а также повышения эффективности своей работы.

Некоммерческой, согласно действующему российскому законодательству, считается организация, деятельность которой направлена не на извлечение прибыли, а на решение социально значимых вопросов путем привлечения и

целевого использования ресурсов, в том числе благотворительных пожертвований. Российское законодательство предусматривает более 30 различных организационно-правовых форм НКО. На сегодняшний день реальное «действующее ядро» некоммерческого сектора как сегмента гражданского общества России составляет приблизительно 136 тыс. некоммерческих организаций [2].

Становление некоммерческого сообщества в Интернете можно отнести к началу 1990-х годов. Это связано с периодом наиболее интенсивного его развития в реальности. Начало и середина 1990-х годов для многих НКО являются датой их рождения. В контексте зарождения самостоятельных организаций, независимых СМИ, институтов представительной власти заявить о себе - было важным атрибутом только становящейся деятельности организаций некоммерческого сектора. Появляются сайты и страницы отдельных организаций. А с середины 1990-х начинает выстраиваться и инфраструктура поддержки НКО по продвижению общественных инициатив в Интернете. Основной мотив действий НКО в сети - презентационный. Трудно подсчитать количество созданных тогда ресурсов, основная часть которых уже прекратила свое существование. Контент этих ресурсов отличался однообразием. Стандартный набор включал: миссию организации, ее историю создания, деятельность и проекты, персоналии и контакты. Такой виртуальный буклет в большей степени был ориентирован на самопрезен-тацию, чем на взаимодействие с клиентами, партнерами, коллегами, и не содержал интерактивных инструментов. Бледность ресурсов была обусловлена и нехваткой профессиональных веб-мастеров, дороговизной и недоступностью их услуг для основной массы НКО. Некоммерческие сайты стали экспериментаторской площадкой для начинающих веб-дизайнеров. В конце 1990-х годов - начале 2000-х интернет-ресурсы НКО становятся более функциональными и специализированными. Выживают и развиваются самые финансовоустойчивые, ориентированные на сохранение и дальнейшее поддержание созданных виртуальных продуктов. В это время появляются специализированные сайты и сервисные ресурсы, интегрирующие информационную, образовательную, методическую информацию. Начинают формироваться тематические и функциональные интернет-сообщества экологических, правозащитных, женских, тренерских, фандрайзерских, донорских и других организаций, работающих в третьем секторе. Появляется тенденция к регионализации. Интернет становится средством

регулярного воспроизведения группового взаимодействия, дешевым способом коммуникации, архивирования информации, отличающимся оперативностью. Разнообразие ресурсов таково: корпоративные сайты (сайты организаций) НКО; сайты проектов, реализуемых в реальной жизни; сайты сервисные (инфраструктурной организации), поисковые каталоги, сайты сетей и сообществ. Идет формирование интернет-сообщества как группы людей, использующих Интернет в качестве базового средства для организации пространства группового взаимодействия участников. Их деятельность способствует организационному, коммуникационному и образовательному росту сектора в целом. Их роль особенно возрастает, когда речь идет о масштабных проектах российского уровня, затрагивающих интересы сектора в целом (кампания по обсуждению внесения изменений в законодательство об НКО, Налоговый кодекс или Гражданский форум), когда демонстрация единства сектора по каким-то позициям очень важна.

Большое влияние на сетевую деятельность оказывают такие факторы, как «возраст» НКО, наличие у нее опыта работы, уровень организационного развития, источники финансирования. В целом организации, созданные в постсоветский период, демонстрируют значительную активность в виртуальной сети. Они немногочисленны по своему составу, но в большей степени представлены в Интернете и ориентированы на взаимодействие. Уход части западных благотворительных фондов из поля российского гражданского общества за последние несколько лет вызвал сокращение количества и размеров выдаваемых грантов. Это сказалось и на интернет-сообществах НКО. Ресурсы стали реже обновляться, часть сайтов оказались брошенными. Увеличение в бюджетах НКО доли российских источников финансирования (гранты Общественной палаты РФ, региональные и муниципальные гранты, средства благотворителей) изменяет приоритеты в деятельности НКО. Власти и бизнес ожидают от НКО реальной, а не виртуальной работы с населением.

Сегодня уровень развития общероссийских интернет-проектов НКО достаточно высок. Это проекты, сумевшие завоевать популярность и имеющие стабильность, ориентированные на внешнюю среду, выполненные на высоком техническом уровне, оформленные в соответствии с современными требованиями к сети, предъявляемыми пользователями. Все больше применяются возможности видео, трехмерной графики, телекоммуникаций в создании виртуальных форумов, конференций, музеев, библиотек, показов видеороликов и т.д.

Интернет-технологии предоставляют большие возможности для объединения НКО в сетевые структуры, тем самым соединяя усилия организаций сектора путем максимально эффективного использования потенциала Всемирной паутины. В отличие от социальных сетей, носящих характер персонального участия («Одноклассники», «В контакте» и др.), сети НКО объединяют организации, которые не носят такого массового характера и основаны на иных потребностях и ценностях, ориентированных на достижение общественного блага. Практически все ресурсы НКО являются сетевыми. Ссылки, баннеры, разделы «Партнеры» присутствуют на многих сайтах. Сети могут объединять совершенно разные ресурсы (как каталоги и базы данных, так и сайты отдельных НКО). Принципы их создания аналогичны тому, как происходят объединения в реальной коммуникации. Здесь велико значение персоналий, их активности, готовности к взаимодействию. Принципы объединения сетей могут быть: тематическими, региональными, смешанными. Примеры - сети экологических, правозащитных, женских и других НКО. Сети могут быть разновеликими, объединяя несколько НКО или сотни. Сетевые проекты наиболее интересны там, где в их создании и поддержании участвует не одна организация. Возможности сети позволяют продвигать смежные ресурсы как региональной, так и тематической направленности. Развитие интегрированных ресурсов позволяет включать сети НКО в существующие бизнес-сети, государственные, региональные, гражданские сети, геоинформа-ционные системы и т.д.

На сегодняшний день присутствие некоммерческого сектора в глобальной сети не отражает истинного его разнообразия в реальной жизни. В большей степени «выживают» такие интернет-продукты НКО, которые ориентированы на клиента, на предоставление востребованной информации, имеют устойчивые и диверсифицированные источники финансирования. Тенденции развития Интернет-деятельности НКО направлены на повышение оперативности информации, укрупнение сетевых объединений, профессионализацию лидеров интернет-сообщества НКО, переход от форм самопрезентации к более удобному поиску и получению информации и коммуникации в различных формах (виртуальные дискуссии, чаты, форумы, блоги и т.д.). Виртуальное гражданское общество изменяется, развиваясь в русле тенденций реального сектора (от самопрезентации к консолидации и межсекторному взаимодействию). Организации общероссийского масштаба гораздо активнее виртуализируются, демонстрируют более каче-

ственные и оперативные ресурсы. Развитие региональных и местных НКО в сети сдерживается финансовыми и техническими возможностями самих организаций и их клиентов. Некоммерческий интернет-сектор демонстрирует присущие ему в реальной жизни слабости (замкнутость организаций, недостаточную прозрачность, оторванность/слабую связь с населением). Он с осторожностью втягивается в виртуальное пространство, с «оглядкой» на клиентов, с учетом собственных финансовых и технических возможностей и значительно отставая от сетевой деятельности бизнеса и власти [4].

2. Сетевые сообщества - новые

субъекты гражданского общества

На современном этапе, в эпоху глобализации и информационных технологий, гражданское общество не может быть сведено лишь к совокупности организаций. Благодаря сети Интернет политические процессы и управление приобрели новое содержание, которое обусловило появление новых субъектов гражданского общества - сетевых сообществ. Сетевые сообщества - это относительно неустойчивая совокупность людей, взаимодействующих посредством системы коммуникаций, обеспечиваемых службами сети Интернет, обладающих общностью интересов и осуществляющих совместную деятельность в виртуальном пространстве. Они способствуют формированию «сетевого гражданского общества», цель которого - общение в режиме он-лайн для решения реально существующих социальных проблем.

Главными характеристиками сетевого гражданского общества является «открытость» («установление широких, многомерных связей коммуникации») и «спонтанность» («свободное формирование, текучесть, постоянное изменение структуры»). Под влиянием сетевых технологий формируется open space - пространство, в котором открываются новые возможности для развития гражданского общества (преодоление отчужденности, неразвитости коммуникаций).

Перевод общественных структур в виртуальное пространство способствует более продуктивному взаимодействию органов власти и граждан. Здесь важно упомянуть концепцию «цифровой демократии», которая представляет собой сетевое взаимодействие граждан и политических акторов в принятии решений, т.е. сетевая общественность получает возможность влиять на формирование и реализацию публичной политики. Практическое выражение «цифровой демократии» - технология «GOV 2.0» или «правительство 2.0», которая основывается

на принципе открытости власти и участия граждан в принятии решений на всех уровнях. Данная технология реализуется через приход чиновников в социальные сети и блогосферу, образование сообществ, где ведется дискуссия с гражданами, имеется доступ к действующим и находящимся в работе законам в режиме онлайн и другие сетевые практики [5].

Кроме того, коммуникации в рамках социальных сетей являются более быстрым и действенным инструментом, чем «вертикальная» коммуникация, осуществляемая по государственным каналам; в гражданских сетях производится социальный капитал индивидов, групп и движений как необходимый ресурс гражданского общества, который в будущем будет использоваться для более эффективного взаимодействия в различных ситуациях; указанные сети создают платформу для распространения информации, являются более открытыми, прозрачными и быстрее реагирующими на внешние вызовы, чем другие структуры [6].

Также сетевые сообщества наиболее быстро воспринимают инновации в сфере интернет-технологий. Наряду с уже традиционными технологиями (электронная почта, www, мультимедиа, комплекс технологий Social Software, сетевые платежные системы, он-лайн голосования, мгновенный обмен сообщениями и пр.) это такие, как:

o NETWORK DEMOCRACY («Сетевая демократия») - технология коллективного принятия решений организаций гражданского общества и правительственных структур на основе прозрачности и открытой повестки дня;

o Social Bar - технология, позволяющая делиться новостями с друзьями в соцсетях, что дает возможности для структурирования сетевых сообществ и их мобилизации;

o Global Voices Online - международное сообщество добровольцев, которые переводят, суммируют и рассказывают о темах, обсуждаемых по всему миру в блогах, подкастах, видеоблогах и сайтах обмена фотографиями, что позволяет получать свободную и актуальную информацию о событиях в любой точке земного шара.

На базе интернет-технологий в виртуальном пространстве организационно структурируются и идеологически оформляются новые сетевые сообщества, указанные технологии расширяют возможности взаимодействия всех участников информационных отношений (бизнеса, населения, субъектов гражданского общества, госструктур), способствуют сетевому социальному проектированию, что, в свою очередь, является

основой для создания и внедрения инноваций во все сферы жизни общества.

Таким образом, социальные сети (сюда же можно включить блоги, форумы, онлайн-СМИ) становятся важным инструментом формирования гражданского общества, главным фактором его самоорганизации и гражданской мобилизации под влиянием внешних обстоятельств (например, в условиях чрезвычайных ситуаций и природных катастроф), а также площадками для взаимодействия власти и граждан [5].

Сильные и влиятельные институты гражданского общества - необходимое условие становления постиндустриального общества, основанного на «экономике знаний». Поэтому стратегические задачи системной модернизации российского общества, перехода к инновационному типу развития выдвинули в центр повестки дня вопрос о расширении конкуренции, демократии, повышения качества социального капитала и доверия, а также взаимодействия органов власти и гражданского общества. Способность органов власти, бизнеса и гражданских инициатив к партнерству и консолидации в интересах формирования институциональной среды и креативной мотивации, способствующих созданию и внедрению инноваций, - одно из важнейших условий инновационного типа развития [1].

Сегодня Интернет становится инструментом демократии, средой ее обитания. Рождается новый тип прямой демократии - сетевая демократия, которая формирует среду и механизмы мобилизации для проявления активности, для помощи попавшим в беду, для защиты пострадавших и ущемленных, для гражданского активизма и волонтерства [7], для выстраивания эффективных вертикальных и горизонтальных коммуникаций в обществе, для креативного творчества и аккумулирования социального капитала, для восприятия инноваций. Таким образом, интернет-пространство является важным фактором, модернизирующим институты гражданского общества в современной России.

Статья подготовлена в рамках реализации проекта «Международно-политические аспекты инновационного развития в России и за рубежом: проблемы взаимодействия», поддержанного грантом РГНФ 11-03-00069а.

Список литературы

1. Никовская Л.И. Гражданское общество как ресурс модернизации в России. ЦКЬ: http://www. frgp.ru/news/2011-09-01-403 (дата обращения 02.10.2012).

2. Состояние гражданского общества в Рос-

сийской Федерации. Доклад Общественной Палаты РФ. ЦКЬ: http://www.polit.ru/dossie/2007/02/07/

report.html (дата обращения 02.10.2012).

3. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: Пер. с англ. под научн. ред. О.И. Шкаратана. М.: ГУ-ВШЭ, 2000. ШЬ: http://club.fom.ru/books/abramov_00_34.pdf (дата обращения 30.09.2012).

4. Мардарь И.Б. Виртуальное пространство

гражданского общества. ЦКЪ: http://index.org.ru/

joumal/29/05-mardar.html (дата обращения 04.10.12).

5. Кожемякина К.Н. Сетевое гражданское об-

щество как фактор консолидации в условиях чрезвычайной ситуации. иКЬ: http://www.civisbook.ru/files/ File/001Kojemyakina.pdf (дата обращения 04.10.12).

6. Яницкий О.Н. Мобилизационный потенциал гражданского общества. // Мир России. 2011. № 2. С. 113-124.

7. Обретение будущего. Стратегия 2012. Доклад. М.: Экон-информ, 2011. 95 с.

INTERNET SPACE AS A FACTOR OF MODERNIZATION OF CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS

A.E. Belyantsev, A V. Lymar

The activity of civil society institutions in the Russian segment of the Internet space is investigated. The main features of the activity in the network of Russian non-profit organizations, as well as new constituents of civil society - the network communities - are analyzed. The use of Internet technology by these structures in order to increase the effectiveness of civil activity is considered. It is concluded that the Internet has a considerable modernization potential for the institutions of civil society in Russia.

Keywords: civil society, modernization, innovations, Internet, non-profit organizations, virtual communities, social networks, network democracy, Internet technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.