Научная статья на тему 'Интернет-технологии как фактор трансформации механизмов представительной демократии'

Интернет-технологии как фактор трансформации механизмов представительной демократии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
250
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ-ГОЛОСОВАНИЕ / ВИРТУАЛЬНЫЕ НАРОДНЫЕ СОБРАНИЯ / ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВА / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ЭЛЕКТРОННАЯ ДЕМОКРАТИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Алексеев Юрий Михайлович

В статье показана роль интернета в общественно-политическом развитии современного общества. Анализируются возможности и перспективы изменения механизмов представительной демократии, насколько это реалистично и какие существуют проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интернет-технологии как фактор трансформации механизмов представительной демократии»

Ю.М. Алексеев. Интернет-технологии как фактор трансформации механизмов демократии

Здесь роль НКО еще более важна, что объясняется неразвитостью рыночных отношений, крайней ограниченностью ресурсов государства, сложностью социально-экономических вопросов переходного периода. В результате объединениям граждан частично приходится решать задачи, традиционно выполняемые государством в рыночной экономике. НКО обретают, таким образом, новую роль, дополняя традиционно государственные функции. Тем самым границы между властью и институтами гражданского общества становятся взаимопроникающими.

Вместе с тем необходимо отметить, что формирование и развитие гражданского общества в нашей стране происходит в неблагоприятных условиях. Гражданское общество и его организации не располагают равными правами и возможностями по сравнению с двумя другими компонентами, а именно государственным и коммерческим секторами. Будучи добровольным и «независимым», третий сектор часто рассматривался как нечто второстепенное по сравнению с остальными, особенно в условиях зарождающейся демократии.

Неправительственным организациям действительно не хватает потенциала в области анализа, управления, работы в единой сети и в вопросах мобилизации ресурсов. К тому же они не обеспечивают достаточную отчетность перед своими членами. Если экономический аспект их деятельности поддается оценке, то оценить эффективность их деятельности в социальной сфере очень сложно ввиду отсутствия методик. Часто правовая основа и директивные документы, регулирующие деятельность этих организаций, носят ограничительный характер. Поэтому крайне необходимо системное опосредованное государственное регулирование и стимулирование деятельности неправительственных организаций в России. Это поможет НКО стать равноправными эффективными партнерами власти по решению общественно - значимых проблем в государстве.

УДК 32:316.325:004

ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ТРАНСФОРМАЦИИ МЕХАНИЗМОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ ДЕМОКРАТИИ

Ю.М. Алексеев

Саратовский государственный университет, кафедра политических наук E-mail: [email protected]

В статье показана роль Интернета в общественно-политическом развитии современного общества. Анализируются возможности и

Примечания

1 См.: О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.11. 1998 г., 08.07.1999 г., 21.03.2002 г., 28.12.2002 г., 23.12.2003 г., 10.01.2006 г., 02.02.2006 г., 03.11.2006 г., 30.12.2006 г., 30.12.2006 г.) М., 2007.

2 См.: ПетуховВ.В. Демократия участия в современной России (потенциал и перспективы развития) // Общественные науки и современность. 2007. № 1. С. 79.

3 См.: Российская газета. 2008. 6 нояб.

4 См.: Баталова Ю.В. Взаимодействие негосударственных некоммерческих организаций с органами государственной власти: Автореф. ... канд. полит. наук. М., 2004.

5 См.: Вилков А.А., Данилов М.В., Шестов Н.И. Общественное мнение в преддверии избирательного цикла: глубинные основания и конъюнктурные проявления // Известия Сарат. ун-та. Новая серия. 2007. Сер. Социология. Политология. Т. 7, вып. 2. С. 79.

6 См.: Петухов В.В. Указ. соч. С. 5.

7 Цит. по: О взаимодействии организаций третьего сектора (НКО) с государственными органами в сфере социальной политики. Международный опыт. М., 1999. С. 67.

8 См.: Здравомыслова Е.А. Парадигмы западной социологии общественных движений. СПб., 1993. С. 108-109.

9 Isagani, Serrano R. Civil Society in Asia-Pacific Region. Washington, 1994. P. 138-143.

10 См.: Кутейников A£. Самоорганизация российского социума, третий сектор и общественная экспертиза // Гражданское общество и местное самоуправление в России: Материалы Гражданского форума - 2003. СПб., 2003.С. 180-181.

11 Ст. 2 п. 3 Федерального закона от 12 янв. 1996 г.«О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ.

12 Ст. 5 Федерального закона от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» № 82-ФЗ (М., 2005).

13 См.: Ясперс К. Вопрос виновности // Знамя. 1994. № 1.С. 151.

14 См.: ХабермасЮ. Демократия. Разум. Нравственность: Московские лекции и интервью. М., 1995.

перспективы изменения механизмов представительной демократии, насколько это реалистично и какие существуют проблемы. Ключевые слова: политические интернет-технологии,

интернет-голосование, виртуальные народные собрания, интернет-сообщества, электронное правительство, электронная демократия.

© Ю.М. Алексеев, 2009

Известия Саратовского университета. 2009. Т. 9. Сер. Социология. Политология, вып. 1

Internet Technologies as a Factor of the Representative Democracy Mechanisms Transformation

Y.M. Alekseev

In the article the role of the Internet in the social-political development of the modern society is shown. The possibilities and perspectives of the representative democracy mechanisms changes and surrounding problems are analyzed.

Key words: political Internet technologies, Internet voting, virtual public meetings, Internet societies, e-government, e-democracy.

Сегодня Интернет все масштабнее внедряется в общественно-политическую жизнь, изменяет традиционные представления и способствует появлению новых форм коммуникации. Его возможности воодушевили многих исследователей поверить в возможность возрождения идей прямой демократии, аналогично тому, как широкое распространение телевидения послужило появлению и популяризации идей «теледемократии». Как показывает время, все это остается на уровне теоретических конструкций. Вместе с тем, нельзя отрицать того факта, что новые информационнокоммуникативные технологии изменяют традиционные механизмы представительной демократии. Конечно, некоторые из них являются идеализацией наметившихся тенденций, но значительная их часть - это реально-функциональные механизмы, потенциал которых, правда, сегодня реализован не полностью.

Сложно осуществимым на практике, по ряду причин, является механизм непосредственного народного правления через виртуальные народные собрания на уровне государства. По своему замыслу, виртуальные народные собрания мыслятся как орган власти, объединяющий весь «народ», но не требующий схода, присутствия всех граждан в одном месте. Людям, желающим принять участие в таком собрании, даже не обязательно покидать свои дома. С помощью Интернета они могут общаться на расстоянии, моментально связавшись друг с другом. Эти сообщества могут действовать постоянно, что позволяет гражданам в любой момент включиться в непрерывный процесс принятия публично-властных решений. Граждане могут и должны не просто участвовать в голосовании, но и формировать повестку дня народных собраний и детально обсуждать поставленные проблемы, используя средства коммуникации. Что касается самого голосования, то оно не должно сводиться к «за» и «против». На голосование должны ставиться также предложения о принятии законопроекта в первом и последующих чтениях, о необходимости его доработки, о рассмотрении альтернативных проектов, о доверии правительству и т.д.1.

На первый взгляд это выглядит вполне реалистично, формально переход от коммуникационной схемы «один ко многим» к схеме «многие ко многим» сделал подобную форму общения

теоретически осуществимой. К тому же виртуальные собрания обладают такими преимуществами, как значительно меньшая степень зависимости от размера политической единицы, мгновенность коммуникации, отсутствие временных ограничений. Следует добавить, что сегодня уже имеется реальный опыт организации и проведения электронных народных собраний. Участие граждан в электронном обсуждении местных проблем широко распространено, в частности в Финляндии, а в США еще в начале 1990-х гг. метод «народного парламента» был использован в масштабах целого штата (Орегон).

Основная проблема здесь в том, насколько эффективен будет такой орган и будет ли он способен обеспечить стабильность политической системы. Как известно по опыту афинской демократии, она существовала в полисах кратковременные периоды и, как правило, заканчивалась установлением тирании. При этом не стоит забывать, что она была всегда демократией малых общностей. При увеличении численности собрания до десятков тысяч человек (масштаб крупного города или региона) эффективно обсуждать общественно важные вопросы - вникать в их суть, вносить предложения, знакомиться с мнением других - крайне проблематично. Кроме этого реализации идей прямой демократии в информационном обществе препятствуют такие факторы, как цифровое неравенство и сравнительно небольшой объем политической аудитории Интернета.

Более реалистичной является такая форма демократического политического участия, как виртуальные кружки или своеобразные митинги, на которых обсуждаются актуальные общественнополитические проблемы. Фактически это тоже народное собрание, но с совершенно другой компетенцией. Таких собраний может быть самое разное количество и их организаторами может стать каждый желающий. Если в первом случае это своеобразные представительные ассамблеи, деятельность которых регулируется законом, то в данном случае их аналогом, например, может служить собрание людей в каком-либо месте, по какому-либо значимому для них поводу.

Подобные кружки являются основой для формирования интернет-сообществ, объединяющих людей по самым разным признакам: по убеждениям, интересам, общим проблемам. Из них могут складываться виртуальные, охватывающие весь мир коалиции, объединяющие единомышленников и тех, кто ставит перед собой идентичные цели. Их члены помогают друг другу, обмениваясь информацией, разрабатывая или реализуя на деле стратегию действий. Рассеянных по миру одиночек превращает в мощную коалицию не географическая близость их проживания, а очень конкретные и узкие цели.

Одним из популярных интернет-механизмов создания подобных объединений является блог. Он представляет собой доступную для всех же-

Ю.М. Алексеев. Интернет-технологии как фактор трансформации механизмов демократии

лающих личную страничку пользователя сети Интернет. Ее содержимое - это регулярно добавляемые заметки по темам, формируемым автором блога. Политическая тематика в них является одной из доминирующей, привлекающей внимание большого числа пользователей сети.

Наряду с народными собраниями, неотъемлемым атрибутом современных демократий является состязательность политических партий за голоса избирателей. Развитие и массовое внедрение в общество интернет-технологий открыли новое пространство для партийной коммуникации. Уже сегодня большинство российских партий имеют свое представительство в сети, где можно ознакомиться с ее деятельностью, уставом, программой партии, стать ее членом или добровольцем-помощником для проведения отдельных акций. Они стали полноправными акторами виртуального пространства сети, не имеющего реальных пространственных ограничений. Это открывает новые возможности для участия граждан в партийной жизни. Так, чтобы быть членом партии и участвовать в различных мероприятиях, не нужно выходить из дома, достаточно иметь компьютер с выходом в Интернет.

В нашей стране имеются успешные примеры создания виртуальных партий. Так, в 1998 г. Б. Немцовым в Рунете было создано правоцентристское движение «Россия молодая», получившее в дальнейшем регистрацию в Минюсте. Стать его членом можно было, заполнив анкету на одноименном сайте. В результате получилось объединение, имеющее членов во всех регионах России. Еще дальше в деле виртуального партийного строительства пошел С. Киреенко, не только создавший с помощью «электронной подписки» движение «Новая сила», но и организовавший первый в российской истории «виртуальный съезд» осенью 1999 г.2.

Интернет является средой коммуникации большого количества людей. Это среда обладает целым набором характеристик, которые делают ее привлекательной для публичной политики. К ним относятся: оперативность публикации информации при практически неограниченных объемах и малых издержках на распространение, доступность для пользователя, мультимедийные возможности, визуализация и интерактивность. Все это открывает большие возможности для различных политических технологий. Так, в период избирательных кампаний Интернет используется в формировании имиджа политиков, в агитационной деятельности. Более того, Интернет являлся активным участником всех политических скандалов в стране. Любое заметное и политически значимое событие в стране обязательно сейчас сопровождается возникновением либо специализированных проектов в рамках крупных серверов Рунета, либо вообще отдельных интернет-проектов. Как это было, например, со «Страной.ру», создавшей особые проекты по трагедии с подлодкой «Курск»

и по Чечне. Интернет-издание «Грани.ру» (спонсируемое, как известно, Борисом Березовским) после взрывов жилых домов в Москве сделало специальный сайт Terror99.ru, а после захвата заложников в театральном центре на Дубровке - ресурс Zalozhniki.ru. В результате событий в «Норд-Осте» появился также сайт «Важно.ру». К парламентским выборам 2003 г. был создан специальный веб-проект «Урна.ру», который функционирует и по сегодняшний день.

Возможности Интернета таковы, что он изменяет традиционный механизм демократии -голосование. С его помощью можно сделать свой выбор, не ходя на избирательный участок, достаточно просто иметь компьютер с выходом в сеть. Впервые интернет-голосование было применено на предварительных выборах Демократической партии США в одном из штатов в марте 2000 г., где более 40% от всех участников голосовали через Интернет. В ноябре того же года, в рамках Федеральной программы содействия выборам (Federal Voting Assistance Program), с использованием Интернета проголосовали 84 избирателя, находившихся за границей. Эта форма голосования получает развитие в разных странах мира. В 2003 г. в Великобритании интернет-голосование применялось на выборах в органы местного самоуправления3.

В октябре 2008 г. первый эксперимент по голосованию через Интернет состоялся и в нашей стране. На выборах в г. Новомосковске Тульской области электронное голосование проводилось на некоторых избирательных участках (№ 550-554) одномандатного избирательного округа № 3. В эксперименте смогли принять участие граждане Российской Федерации, достигшие возраста восемнадцати лет, из числа внесенных в списки избирателей на этих участках. Каждому, кто приходил на эти участки и голосовал, выдавали компьютерный компакт-диск, который содержал индивидуальный код доступа на специальный сайт. В результате избиратель с помощью этого диска мог проголосовать в тестовом режиме с любого компьютера, подключенного к сети Ин-тернет4.

Несмотря на то, что голосование через Интернет является наиболее развивающимся направлением, главные проблемы - это сохранение тайны голосования и минимизация возможности применения «грязных технологий», а также идентификация избирателя. Кроме того, необходима разработка законодательной базы интернет-голосования.

По сути, внедрение интернет-голосования является одним из направлений государственной стратегии стимулирования политического участия граждан, в первую очередь молодежи. Еще одной стратегией вовлечения граждан в политику, повышения легитимности политических институтов демократии является концепция «электронного правительства» (e-Government). Ее смысл состоит

Политология

131

Известия Саратовского университета. 2009. Т. 9. Сер. Социология. Политология, вып. 1

во внедрении в деятельность органов государственного управления современных технологий, в том числе и интернет-технологий, в результате чего должна повыситься эффективность взаимодействия как внутри органов власти, так и с общественностью. Основной целью создания электронного правительства является решение основных проблем власти. Это, во-первых, введение электронного документооборота, который позволит уменьшить бюрократические проволочки и ускорить принятие решений; во-вторых, трансформация в электронную форму коммуникаций граждан и бизнеса с властью; в-третьих, дебюрократизация власти, прозрачность государственного и муниципального управления.

В западном восприятии «электронное правительство» состоит из трех основных модулей: правительство правительству (G2G, government to government); правительство бизнесу (G2B, government to business); правительство гражданам (G2C, government to citizens) и включает в себя многочисленные прикладные элементы: свободу доступа граждан к государственной информации, перевод государственных органов на безбумажное делопроизводство, установление для всех государственных органов показателей эффективности работы на год и регулярный их контроль, введение в государственных органах пластиковых карт для идентификации госслужащих, перечисление им зарплаты, расчетов за командировки, перенесение в сеть большинства стандартных трансакций между государством и гражданами или бизнесами и т.п.

Концепции электронного правительства и электронной демократии находят свое реальное выражение в политике различных государств. В настоящий момент национальная программа США по информатизации правительственных учреждений реализуется в рамках проекта FirstGov, имеющего целью создание внутренней (правительственной) и внешней (взаимодействующей с гражданами и организациями) сетевой информационно-коммуникационной инфраструктуры, поддерживающей процесс выполнения федеральными органами исполнительной власти своих функций в обществе. В Великобритании ре-

ализуется программа «E-citizen, e-business, egov-ernment. A strategic framework for public service in the Information Age». В 2001 г. в России началась разработка федеральной целевой программы «Электронная Россия на 2002-2010 годы», которая охватывает все сферы информатизации, в том числе и вопросы «электронного правительства»5.

При всех возможностях Интернета в современной политике он не способен породить новую форму демократии, принципиально отличающуюся от существующей сегодня представительной. Скорее, можно говорить о преобразованиях традиционной модели представительной демократии в более совершенную форму, так называемую «электронную демократию». Новая форма демократии предполагает гораздо более высокий уровень вовлечения граждан, не в процесс выработки и принятия публично-властных решений, как отмечают многие специалисты, а в политические акции, организуемые основными субъектами политического процесса. Фактически, будущее демократии в соединении различных стратегий вовлечения граждан в политику. На новом информационном пространстве, создаваемом Интернетом, конкурируют партийные информационные стратегии, стратегии политических лидеров, государственных структур, групп интересов.

Примечания

1 Руденко В.Н. Новые Афины или электронная республика // Полис. 2006. № 4. С. 10.

2 См.: Соленикова Н.В. Политический Интернет в российских избирательных кампаниях // ОНС. 2007. № 5. С. 69.

3 См.: Ермолов С.В. О выборах в Интернете и новинках избирательной практики Великобритании. М., 2007. С. 24.

4 http://www.gazeta.ru/news/lenta/2008/10/12/n_1281887. shtml

5 См.: Сморгунов Л.В. Электронное правительство: этапы становления и сравнение опыта // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: Тр. V Всерос. объединенной конф. М., 2008. С.302-305.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.