РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ИЗБИРАТЕЛЯ
ПОСРЕДСТВОМ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Е. Г Самородняя1
В статье рассматривается использование избирательной комиссией ресурсов сети Интернет, чтобы способствовать избирательному процессу, улучшая правовую культуру и участие в политической деятельности избирателей. Наиболее подробно речь идёт о том, как организовать такие формы взаимодействия с пользователями Интернета, как тест онлайн, голосование онлайн, осуществление передач на web-сайтах региональных избирательных комиссий.
Ключевые слова: интернет-тестирование, интернет-голосование, электронное голосование, онлайн трансляция, web-камера.
This article discusses the use of the electoral commissions of the resources of the Internet to facilitate the electoral process, improving the legal culture and political participation of the voter. The most detailed case of how to organize such modalities of interaction with the users of the Internet, as a test online, vote as online exercise programs on the websites of the regional voter-Commissions.
Key words: Internet-testing, Internet-voting, electronic voting, online translation, webcamera.
Буквально несколько десятилетий прошло с тех пор, как выборы в России начали проводиться действительно на альтернативной основе. Еще меньше времени избирательные комиссии как организаторы этих выборов работают на постоянной основе.
Время не стоит на месте. Уже и избирательный бюллетень — не просто лист бумаги, заверенный подписью члена участковой избирательной комиссии. Теперь это бланк строгой отчетности, защищенный несколькими степенями защиты, водяными знаками или голографическими марками.
Стремительно развивающийся мир информационных и инновационных технологий вступает в законные права. Так, на рубеже XX-XXI столетий в жизнь рядового россиянина прочно вошла глобальная сеть Интернет.
1 Самородняя Елена Григорьевна - магистрант юридического факультета Кубанского государственного университета, главный консультант избирательной комиссии Краснодарского края. Эл. почта: [email protected]
Особенно восприимчивой к креативным новшествам и техническим новинкам оказалась наиболее социально активная часть населения России — молодежь. На эту категорию избирателей, граждан в возрасте от 18 до 35 лет, зачастую и ориентированы в своей агитационной деятельности претенденты на выборные должности. Накануне очередного избирательного цикла, с целью заручиться поддержкой наибольшего количества избирателей, существенно увеличивается «ассортимент» сайтов политических партий, растет число бло-гов общественных деятелей различных партийных «пристрастий».
Стремясь соответствовать требованиям, которые диктует современность, избирательные комиссии Российской Федерации — от Центральной до территориальной, активно используют возможности глобальной сети в качестве ключевого источника в деле информационного просвещения избирателей, повышения уровня их политической осведомленности и правовой грамотности. В 2003 г. впервые в соответствии с постановлением Избирательной комиссии Краснодарского края от 4 декабря 2003 г. № 218, на портале ГАС «Выборы» (URL: http://www.krasnodar.izbirkom.ru) были размещены данные протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации IV созыва. Для Кубани это решение стало первым шагом на пути практической реализации посредством Интернета требований п. 5 ст. 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». С этого момента деятельность комиссии по подготовке и проведению выборов в полной мере можно назвать открытой и гласной.
К 2010 г. в России не осталось ни одной региональной избирательной комиссии, не обладающей своим интернет-ресурсом. Апробированные временем преимущества этого информационного источника ни у кого не вызывают сомнений. К ним относятся: оперативность размещения информации при практически неограниченных объемах материала, доступность для пользователя, возможность наладить двустороннюю связь с избирателем посредством интерактивных способов общения, применять мультимедийные и иные средства визуализации информации. Причем сайт избирательной комиссии давно перестал выполнять функцию информационного стенда, материалы которого могут не обновляться месяцами. Это «живой» ресурс, своевременность и актуальность материалов которого является залогом заинтересованности избирателей в избирательном процессе, их активности на выборах, вовлеченности в общественно-политическую жизнь региона.
Благодаря использованию ресурсов и возможностей сети Интернет при обучении кадрового резерва организаторов выборов, а также повышении уровня их профессиональной подготовки Избирательная комиссия Краснодарского края избавлена от необходимости тиражирования значительного количества тестовых буклетов и брошюр по избирательному праву. С 2010 г. на сайте крае-
вой избирательной комиссии существует раздел «Тестирование» [14], рассчитанный на различные категории участников избирательного процесса. Свои знания порядка осуществления избирательных действий и процедур дистанционным способом может проверить любой посетитель сайта. Для этого пользователю требуется только выбрать одну из четырех категорий, предложенных для самоконтроля: кандидат, представитель СМИ, избиратель, член избирательной комиссии и пройти регистрацию, указав свое имя и возраст (процесс достаточно формальный, так как необходим лишь для статистического анализа результатов). Ответив на 10 из 60 вопросов (специально составлены для каждого раздела и предложены путем случайной выборки) и ознакомившись с результатами теста, посетитель имеет возможность увидеть разделы, в которых его знаний недостаточно, попробовать свои силы вновь, заново пройдя нехитрую процедуру. За период с февраля по май 2010 г. возможностью дистанционного тестирования на сайте крайизбиркома воспользовались 398 чел. Помимо сайта Избирательной комиссии Краснодарского края возможность проверки правовых знаний (в различных вариантах исполнения) реализована на сайтах комиссий ряда других субъектов РФ (например, Ивановской области) [5], а также сайте Российского центра обучения избирательным технологиям при ЦИК России [15].
Нет смысла также отрицать очевидный факт: возможности Интернета таковы, что он способен изменить даже традиционный механизм демократии — голосование. Сегодня избиратель при помощи Сети может узнать, на каком избирательном участке ему предстоит проголосовать. В Краснодарском крае данная функция успешно реализована на сайте избирательной комиссии муниципального образования город Краснодар [8]. Внедрение данного сервиса в рамках региона в целом станет надежным дублером бумажных извещений с адресами избирательных участков, рассылаемых незадолго до дня голосования. В этом случае существенно снижается риск того, что приглашение не дойдет до адресата.
На сегодняшний день особенно интересна и притягательна для научных сообществ технология электронного голосования, или E-Voting technologies. Как отмечает А. Д. Давывов, под этим термином часто подразумеваются две различные технологии: так называемая «электронная урна» и интернет-голосование. В первом случае избиратель совершает практически те же действия, что и при обычном способе волеизъявления, но вместо бумажных бюллетеней он сталкивается с электронными терминалами, в то время как интернет-голосование дистанционно и мобильно [4, с. 59].
Что касается первого варианта, то практика его применения насчитывает уже около 10 лет. Впервые интернет-голосование было применено на предварительных выборах Демократической партии США в одном из штатов в марте 2000 г., где более 40% от всех участников голосовали через Интернет. В ноябре того же года в рамках Федеральной программы содействия выборам (Federal
Voting Assistance Program) с использованием Интернета проголосовали 84 избирателя, находившиеся за границей [1, с. 131].
Безусловно, к числу преимуществ дистанционного способа голосования следует отнести его доступность, оперативность, мобильность, отсутствие зависимости от погодных и иных неблагоприятных условий, которые могли бы стать препятствием при традиционном способе голосования. В отличие от целого ряда государств, таких как Франция, Швейцария, Канада, Великобритания, Эстония, где практика использования голосования посредством сети Интернет уже считается традиционной и в большинстве случаев закреплена на законодательном уровне, в России подобный способ волеизъявления только проходит свою апробацию, которая ведется с 2008 г. Изначально в качестве экспериментальной площадки были избраны 5 избирательных участков № 550-554 г. Новомосковска Тульской области. Этот факт широко освещался в электронных СМИ [2; 3; 7; 9]. Тогда избиратели после голосования на указанных участках имели возможность проголосовать повторно, только вместо избирательного бюллетеня получали компакт-диски, содержащие индивидуальный код доступа на специальный сайт. Таким образом, интернет-голосование могло быть осуществлено при помощи любого компьютера, подключенного к сети. Учитывая, что данная процедура осуществлялась в тестовом режиме, интернет-голоса, поданные почти 3 тыс. избирателей (около 62% от общего количества проголосовавших), не учитывались при подсчете итогов голосования, а были использованы в качестве эмпирической базы для дальнейших исследований.
В марте 2009 г. в электронном голосовании приняли участие уже 5 регионов РФ: Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Томская области и Ханты-Мансийский автономный округ — Югра. Как подчеркнул член ЦИК России Г. И. Райков, в целом явка избирателей на избирательных участках, где проводился опрос, была выше, чем на других. Результаты показали, что люди психологически готовы к голосованию через Интернет, они проявляют интерес к проведению эксперимента [12, с. 19].
Тем не менее, как отмечают специалисты Центра безопасности Интернета в России, «главная опасность заключается в том, что системы онлайн-голосования могут атаковать киберпреступники, нарушая или блокируя весь процесс, а то и фальсифицируя результаты. Так, на указанных мартовских выборах система голосования была подвергнута хакерским атакам — всего их насчитали около 270 тысяч раз. Эта цифра настораживает, так как, если учесть, что проведенный эксперимент не имел юридической силы...» [16]. Эта проблема уже была затронута в 2005 г. руководителем Федерального центра информатизации при ЦИК России В. В. Ященко. Выступая на конференции Глобальной электоральной организации и Ассоциации организаторов выборов стран Центральной и Восточной Европы, он отметил, что на выборах Президента РФ и депутатов Государственной Думы на ГАС «Выборы» было зафиксирова-
но 1800 компьютерных атак через Интернет, причем 20% были из-за рубежа. По мнению руководителя ФЦИ, только физическое разделение базы данных с Интернетом и мощные способы и средства защиты интернет-комплекса позволили исключить искажение информации [17, с. 309].
Что же касается использования так называемой «электронной урны», то и в России данный метод успешно опробован. По заказу ЦИК России созданы и выпущены комплексы для обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) и комплексы для электронного голосования (КЭГ). Данные технические средства призваны ликвидировать те непреднамеренные ошибки, которые могут возникнуть при ручном подсчете голосов. Их испытание состоялось в единый день голосования 14 марта 2010 г. в Рязани. Так, один участок был оснащен модернизированными КОИБ, второй — КЭГ, на третьем участке проходило голосование бумажными бюллетенями. Оценивая возможные перспективы оснащения техническими средствами избирательных комиссий, Г. И. Райков, выступая 19 марта 2010 г. на пресс-конференции в медиацентре газеты «Известия» на тему «Единый день голосования: о результатах применения перспективных технических средств на выборах», сказал: «К декабрю 2011 г., скорее всего, 50% избирательных участков будут оснащены модернизированными КОИБ, они лучше всего себя показали» [13].
Также содействовать открытости и гласности в деятельности избирательных комиссий призвано использование на избирательных участках web-камер, осуществляющих в день выборов онлайн трансляцию в Интернете хода голосования. Это решает одновременно несколько задач. Во-первых, таким способом обеспечивается возможность контроля за соблюдением требований действующего избирательного законодательства не только со стороны наблюдателей, доверенных лиц кандидатов, присутствующих в этот день на участке, но и избирателей, которые могут следить за процессом волеизъявления, не покидая своей квартиры, а также иностранных экспертов, находящихся в другом государстве.
Так, например, 1 марта 2010 г. за видеотрансляциями с избирательных участков в Республике Башкортостан, наблюдали пользователи не только России и стран ближнего зарубежья, но и Соединенных Штатов Америки, Германии, Норвегии, Китая и Канады. Трансляция осуществлялась на дополнительных выборах депутата Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан по Дюртюлинскому одномандатному избирательному округу № 43 в помещениях шести участковых избирательных комиссий в период с 8 до 20 часов. Общее число обращений пользователей к страницам сайта в период трансляции составило чуть менее 25 тыс.
Помимо этого, как отмечает член ЦИК России Н. А. Кулясова, ни от наблюдателей, ни от избирателей, ни от пользователей Интернета в день голосования и в последующие дни не поступило ни одной жалобы на работу участковых избирательных комиссий республики [6, с. 68]. 1 марта 2009 г. по пути использо-
вания на избирательных участках web-камер пошли также избирательные комиссии Ставропольского края, Волгоградской, Ростовской, Томской областей, а также Ямало-Ненецкого автономного округа. Подводя итоги, Н. А. Кулясова положительно оценила результаты применения web-камер. Проведение видеотрансляции в день голосования из помещений участковых избирательных комиссий не только способствует повышению активности избирателей, уровня доверия кандидатов и общественных объединений, представителей СМИ к процессу голосования и подведению их итогов, но и представляет собой дополнительную форму контроля за ситуацией на участках в день голосования и препятствует нарушению избирательного законодательства [6, с. 79].
На территории Краснодарского края практика онлайн трансляций с участков в день голосования еще не нашла своего воплощения. Тем не менее в соответствии с рекомендациями ЦИК России, с учетом финансово-технической возможности на сайте краевой избирательной комиссии реализована возможность транслирования заседаний, посвященных рассмотрению жалоб и обращений граждан. В начале 2010 г. в тестовом, а с конца января в режиме реального времени крайизбирком транслирует свои заседания, не ограничиваясь только теми, которые посвящены рассмотрению заявлений избирателей. Из анонса, размещенного в новостной ленте сайта, посетитель может получить информацию о месте и времени проведения очередного заседания для того, чтобы своевременно выйти в Сеть.
В Краснодарском крае организаторами выборов возможности Интернета используются в самых различных направлениях. Так, например, в Кореновском районе для организации выборов депутата Молодежного парламента, срок полномочий которого истекал в марте текущего года, территориальной избирательной комиссией Кореновская было принято решение о проведении дистанционного голосования. Целью данного мероприятия стало повышение посредством «глобальной паутины» электоральной активности молодежи и интереса к политическим процессам, происходящим в молодежной среде района. Кроме того, это была первая попытка практического применения технологии электронного голосования (Е-Уой^) при формировании молодежного представительного органа. Для этого был создан специальный сайт, на страницах которого молодые люди, желающие выдвинуть свою кандидатуру, могли найти необходимый для этого перечень форм и бланков. Оформленные документы молодые кандидаты отправляли на электронную почту или лично предоставляли в территориальную избирательную комиссию Кореновская. Таким способом молодежной избирательной комиссией был зарегистрирован 41 кандидат. Сведения о них для ознакомления избирателей размещались на сайте в рубрике «Кандидаты». 14 марта 2010 г. в единый день голосования молодым пользователям Сети предлагалась альтернатива по выбору способа волеизъявления — как на сайте, так и с помощью sms-сообщений. При разработке сайта
были учтены все степени его защиты: невозможность повторного голосования ни с компьютера, ни с мобильного телефона.
Уже на 10 часов утра в день голосования количество посещений молодых избирателей составило 400 чел. В течение дня интерес к предложенной форме голосования значительно возрос. К концу дня количество проголосовавших виртуальных избирателей составило 2700 чел.
Подобного рода виртуальное голосование, пусть и молодежное, а также опросы при помощи лицензионных компакт-дисков, использование web-камер призваны подготовить общественность к серьезным переменам, происходящим в России. Избирательный процесс должен соответствовать духу времени и требованиям технического прогресса. За всю историю выборов избиратель прошел долгий путь от голосования камешками до голосования компьютерной мышью. Последнее видится наиболее актуальным в свете предстоящей отмены института досрочного голосования, инициированной 24 февраля Президентом Российской Федерации. Речь идет о законопроекте № 333279-5, принятом во втором чтении 12 мая 2010 г. депутатами Государственной Думы РФ, в соответствии с которым возможность досрочного голосования сохраняется только на участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местах, на судах, находящихся в день выборов в плавании, а также полярных станциях. Внедрение в практику электронного голосования, на наш взгляд, способно разрешить ситуацию, когда избиратель в силу уважительных причин (ранее указанных в Законе) не мог явиться в день голосования на избирательный участок и осуществить свое конституционное активное избирательное право. Дистанционное голосование предоставило бы нашим соотечественникам, проживающим за рубежом, возможность принимать участие в политической жизни России. В настоящее время российская диаспора составляет примерно 26 млн чел., проживающих более чем в ста двадцати государствах мира, в том числе свыше 17 млн — на постсоветском пространстве, в первую очередь в Украине, восточных и северных районах Казахстана, в Киргизии, странах Балтии [11, с. 45]. Такое пополнение рядов российского электората было бы отнюдь не лишним, учитывая довольно низкий уровень активности избирателей на выборах.
Тем не менее на пути внедрения технических новшеств остается ряд препятствий. К числу основных следует отнести отсутствие законодательного регулирования процедуры электронного голосования, порядка использования web-камер и пр. Кроме того, чтобы на Кубани оснастить каждый избирательный участок web-камерой, Избирательной комиссии Краснодарского края понадобилось бы не менее 40 млн р., что представляется трудновыполнимой задачей. Однако будущее, безусловно, за дистанционным голосованием, применением дополнительных технических средств контроля. И деятельность в этом направлении в свете Послания Президента Российской Федерации Д. А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации
от 12 ноября 2009 г. [10] войдет в число приоритетных в работе всей системы избирательных комиссий, призванной гарантировать соблюдение избирательных прав граждан России, содействовать построению гражданского общества и развитию демократических институтов государства.
Библиографический список
1. Алексеев Ю. М. Интернет-технологии как фактор трансформации механизмов представительной демократии // Известия Саратовского университета. Сер. Социология. Политология. 2009. Т. 9, вып. 1.
2. В Новомосковске проведут эксперимент мирового значения. Слобода. URL: http://www.tula.rodgor.ru/gazeta/719/live/4975.
3. Голосование через Сеть повысило явку в Новомосковске/и. а. РОСБАЛТ. URL: http://www.rosbalt.ru/2008/10/12/532053.html.
4. Давыдов Д. А. Интернет-голосование как электоральная политическая технология // Вестник Пермского университета. 2010. № 1 (9).
5. Интерактивная игра «Я — гражданин». Сайт избирательной комиссии Ивановской области. URL: http://www.ivanovo.izbirkom.ru.
6. Кулясова Н. А. О практике использования веб-камер на избирательных участках // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2009. № 11 (245).
7. Новомосковский эксперимент превзошел самые смелые ожидания. CentL. URL: http://centl.ru/? p=25050.
8. Определение номера избирательного участка/Сайт избирательной комиссии муниципального образования город Краснодар. URL: http://izb.krd.ru/www/izbirkom. nsf/webdocs/AAF43C718DDD5AE7C325738B001DFDB5.html.
9. Пионеры электронного опроса. Официальный сайт избирательной комиссии Тульской области. URL: http://www.tula.izbirkom.ru/way/933071/sx/art/932731/cp /1/br.
10. Послание Президента Д. А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/5979.
11. Раздобаров В. В. О положении соотечественников в странах СНГ и их поддержке Российской Федерацией // Аналитический вестник. Сер. Межпарламентское сотрудничество. 2005. № 20 (272).
12. Райков Г. И. Мы опробовали новые виды опроса // Журнал о выборах. 2009. № 1.
13. Сайт Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. URL: http://www.cikrf.ru/ newsite/ news/ cik/2010/03/19/raikov. jsp.
14. Тестирование. Сайт избирательной комиссии Краснодарского края. URL: http://izbirkom.krasnodar.info/testirovanie/index. shtml.
15. Школа молодого кандидата. Сайт Российского центра обучения избирательным технологиям при ЦИК России. URL: www.rcoit.ru/candidate/school.
16. Электронные голосования. Центр безопасности Интернета в России. URL: http://www.saferunet.ru/ruait/stories/detail. php? SECTION_ID=129&ID=675.